Закон "О зимней резине" (2015): на что стоит обратить внимание? Когда переобуваться, чтобы не получить штраф Наказание за несоблюдение требований закона.

В интернете в очередной раз быстро набрал популярность слух гласящий о том, что с 1 ноября этого года все автомобили обязательно должны . И в очередной раз этот слух не имел под собой законодательной базы.

Можно ли ездить на летней резине?

Никаких прямых ДЕЙСТВУЮЩИХ законов, приложений, регламентов, требующих от водителей с 1 ноября этого года в обязательном порядке перейти на зимнюю резину принято не было. Все существует на данный момент только в виде законопроекта . Поэтому сотрудники ГИБДД или Технадзора проверять и штрафовать за не переобутую резину не вправе. Более того, еще не проработана система, по которой будет осуществляться контроль органами ГИБДД или Технадзора. Неизвестно как будут проходить профилактические мероприятия, рейды, не проведено повышение квалификации сотрудников и многое другое. Другими словами, техрегламент принят, но нормативная база для него еще не готова.

Также неизвестно какие штрафы будут применяться к автомобилистам, которые не успели . Точную информацию ведомство должно обнародовать ближе к декабрю.

Согласно действующей статье 12.5 КоАП РФ, штраф в 500 рублей, по действующим правилам (Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации), можно получить только за использование изношенной резины (неважно, летней или зимней), но не за ее несоответствие сезону.

Вывод:

То есть в КоАП РФ не прописана ответственность за езду на летней резине зимой и наоборот .

Помните, что любой водитель должен руководствоваться в первую очередь, только действующими правилами дорожного движения, за нарушения которых на законодательном уровне прописана определенная ответственность. В случае использования резины не по сезону, в действующих , и соответственно в действующем на сегодняшний день КоАП РФ, нет ни слова об этом. Это означает только одно, что водители и владельцы транспортных средств могут менять шины по своему усмотрению.

Как и раньше, общие сроки использования зимней резины установленные "Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств" исчисляются с декабря по февраль. И что самое главное, "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации" не содержат запрета на использование летней резины в зимний период. Поэтому привлечь водителя к ответственности по ст.12.5 часть 1 сейчас невозможно.

По имеющимся данным, срок с 1 декабря по 1 марта будет единым для всех регионов страны, в который . Также регионам будет дано право самостоятельно устанавливать сроки использования зимней резины, изменяя этот период в сторону увеличения.

Напомним с 1 января 2015 года вступил в силу новый технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств". В нем сказано :

5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.

Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств - членов Таможенного союза.

"Законопроектом предлагается дополнить статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой частью 32, устанавливающей административную ответственность за управление транспортным средством с нарушением требований эксплуатации шин и колёс".

"Одновременно в законопроекте предусматривается закрепление соответствующих полномочий органов и должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных проектируемой частью 32 статьи 12.5 Кодекса".

11.01.2015 08:09

Казалось бы, прошло чуть больше года со времени жарких споров об обязательном применении сезонной резины на автомобилях и штрафах за езду на летней резине зимой. Теперь многие водители ищут информацию про так называемый закон о зимней резине с 1 января 2015 года, в соответствии с которым вносятся поправки в ПДД.

Хотя постановление Правительства РФ №588, вносящее поправки в Правила дорожного движения, касающиеся использования шин с 1 января 2015 года, было принято ещё 15 июля 2013 года (Текст поправок).

Разбираем закон о зимней резине с 1 января 2015 (о чем постановление №588 и технический регламент ТР ТС 018/2011)

В самом постановлении №588 ни слова не говорится о необходимости обязательного применения сезонной резины. В нём лишь меняются условия допуска транспортного средства к эксплуатации (постановлением с 1 января 2015 года меняется приложение 5.1 к основным положениям по допуску колёсных транспортных средств к эксплуатации).

Главное нововведение - это минимальная глубина протектора для различных типов шин на разных транспортных средствах в случае отсутствия заводского индикатора износа. Когда на шинах предусмотрен индикатор износа - то факт износа устанавливается по нему.

Так, для легковых автомобилей устанавливается минимальная глубина протектора летней шины, равная 1,6 мм.

Однако постановлением вводится как само понятие зимней резины (маркировка «M+S», «М&S», «М S», а также пиктограмма в виде трёхпиковой вершины со снежинкой в центре), так и минимальная глубина протектора для неё, равная уже 4 мм .

Для остальных транспортных средств ограничения выглядят так:

  • Мотоциклы, мопеды, квадроциклы и пр. (категория L) - 0,8 мм;
  • Грузовые автомобили, с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонн (категории N2, N3, O3, O4) - 1 мм;
  • Легковые автомобили (категории М1, N1, O1, O2) - 1,6 мм;
  • Автобусы (категории М2, М3) - 2 мм.

Кроме того, резина не должна иметь повреждений - различные боковые порезы, протёртости до корда или неравномерный износ. Зато ушли в прошлое требования к колёсным дискам - ранее на дисках не должно было быть трещин, следов сварки, повреждений, деформации посадочных отверстий и пр.

Штраф за несоответствие шин

Штраф установлен в размере 500 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП).

Необходимо понимать, что это не штраф за езду зимой на летней резине (или наоборот), а за несоответствие глубины протектора шин, причём даже если ехать на зимних шинах летом - глубина протектора всё равно должна быть более 4 мм.

Сезонность шин

Но в описанном выше документе нет ни слова про сезонность применяемой резины, если, конечно, не считать само определение зимних шин.

Однако требования к применению сезонной резины действительно вводятся с 1 января 2015 года на основании технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» ().

Данный регламент устанавливает необходимость использования:

  • В период календарной зимы (декабрь-февраль включительно) — зимних шин;
  • В летний период (июнь-август включительно) - летних шин;
  • В остальное время используемые шины не регламентированы.

Понятия всесезонных шин, в новом регламенте попросту нет. Однако их будут интерпретировать как летние в летний период, и, соответственно, зимние - в зимний.

Но требования есть, а вот наказания за их неисполнение пока нет. Т.е. штраф за езду зимой на летней резине (или наоборот) не предусмотрен (пока). И что самое интересное - необходимость применения сезонной резины предусмотрена лишь для легкового автотранспорта.

Также не предусмотрено административного наказания за отсутствие наклейки «Ш»

По радио услышал, что с 1 января вступает в силу закон, что нельзя ездить зимой на летней резине и за это будут штрафовать на 500руб. Немного поразбиравшись в ситуации, я понял, что это не совсем так и некоторые СМИ сеют панику, не разобравшись что к чему. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по обеспечению безопасности при эксплуатации транспортных средств)» был внесен в Госдуму в марте 2014 года и зарегистрирован под номером 464241-6. Он до сих пор находится на рассмотрении. Вот официальный статус документа.

Так что на деле ситуация с зимней/летней резиной такова:

Езда на «лысой» резине с 1 января 2015 года будет наказываться штрафом в 500 рублей. При этом в ГИБДД РФ утверждают, что на эту же сумму инспектор может оштрафовать и за движение в зимние месяцы на автомобиле с летней резиной. Однако, несмотря на заявление Госавтоинспекции, такое требование для автомобилистов в КоАП РФ пока не включено.

ГИБДД России в понедельник напомнила гражданам, что за езду зимой на летних покрышках россиян с 1 января 2015 года начнут штрафовать . В ведомстве сообщили, что сумма штрафа за нарушение прописана в КоАП РФ и составляет 500 рублей. Однако по ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ, на которую ссылаются в Госавтоинспекции, предусмотрен только штраф за управление автомобилем с нарушением «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации».

С 1 января 2015 года действительно вступают в силу поправки в этот документ, которые были утверждены правительством РФ еще летом 2014 года. Однако эти изменения не вводят для водителей обязанность эксплуатировать автомобиль в разное время года только на сезонной резине. Поправки касаются только допустимой глубины протектора покрышек, а также вводят понятие «зимняя резина» и его описание.

Таким образом, с 1 января 2015 года инспектор ГИБДД сможет оштрафовать только того водителя, который едет на машине с зимней резиной, высота протектора у которой меньше 4 мм, либо с летней резиной с высотой протектора меньше 1,6 мм. Штраф за такое нарушение, согласно ч.1 ст. 12.5. КоАП РФ, составляет 500 рублей.

При этом инспектор ГИБДД может на свое усмотрение не составлять протокол о соответствующем административном правонарушении, а ограничиться лишь предупреждением.

Что касается техрегламента Таможенного союза (ТС) «О безопасности колесных транспортных средств», который также вступает в силу 1 января, то там есть требование , согласно которому транспортные средства должны эксплуатироваться с декабря по февраль только с зимней резиной, а в июне, июле и августе запрещается ездить на покрышках с шипами. Согласно документу, по решению региональных властей срок запрета эксплуатации автомобилей на летней резине может быть увеличен, поскольку в разных регионах страны погодные условия существенно отличаются и где-то зимняя погода устанавливается значительно раньше декабря.

Однако штрафа за нарушение этого требования в России пока не предусмотрено, поскольку в «Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации» о сезонном использовании шин ничего не сказано.

Однако в ГИБДД России отмечают, что уже с первых чисел января 2015 года инспекторы начнут обращать особое внимание на использование зимних шин на автомобилях. В Госавтоинспекции призывают водителей серьезно отнестись к новому требованию, чтобы не омрачить себе новогодние праздники.

Прояснить ситуацию относительно новых требований для автомобилистов в ГИБДД России «Газете.Ru» не смогли.

Напомним, что о необходимости введения нового штрафа заговорили после серьезных заторов, которые парализовали движение по трассе М10 «Россия» в ноябре — декабре 2012 года.

Тогда на обледенелой автостраде машины на летней резине создавали помехи для движения, в результате чего пробки растягивались на 200 км. Многие водители и вовсе не могли тронуться с места в течение нескольких суток. На эту ситуацию обратили внимание первые лица государства. Именно после этого случая появился законопроект сенатора Вадима Тюльпанова, где обосновывалась необходимость введения штрафа в размере 2,5 тыс. рублей для автовладельцев за езду зимой на летних покрышках. Как пояснил сенатор «Газете.Ru», подготовленный им законопроект пока еще не был рассмотрен Госдумой.

По словам Тюльпанова, заявление ГИБДД о вводящемся с нового года штрафе не соответствует действительности.

«Не понятно, на каком основании ГИБДД собирается штрафовать водителей на 500 рублей за езду зимой на летних шинах, — заявил «Газете.Ru» Тюльпанов.

В техрегламенте ТС действительно говорится, что в зимнее время транспортные средства должны эксплуатироваться на зимней резине. Но там нет ни слова о штрафах. И если в ГИБДД намерены штрафовать за такое нарушение с 1 января, то это будет, на мой взгляд, незаконно».

Председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин считает, что новый штраф в принципе не заставит тех автомобилистов, кто ездит зимой на летней резине, переобуваться. «Закон абсолютно пустой и работать не будет - у тех, кто разрабатывал эти требования, примитивное линейное мышление, — поделился с «Газетой.Ru» своим мнением Похмелкин. - Поменять резину стоит намного дороже, чем даже несколько раз заплатить такой штраф. Тем более что ГИБДД ловить таких водителей не станет, даже показательно».

Собеседник считает, что заставить водителей менять покрышки помогли бы косвенные меры воздействия. «Например, можно отказать в выплате страховки после ДТП, если в момент аварии машина была «обута не по сезону». Причем не платить даже в том случае, если водитель не виноват в дорожном инциденте», — пояснил Похмелкин.

Стоит отметить, что запрет на эксплуатацию автомобиля на летней резине в зимний период действует во многих странах Европы с холодным климатом. В государствах с более теплым климатом смена покрышек носит рекомендательный характер, а водителей не наказывают штрафом, если они ездят зимой на резине с летним протектором.

В некоторых странах, например в Австрии и Швеции или странах Прибалтики, оговариваются четкие сроки, в которые машины должны эксплуатироваться только с зимней резиной. В других государствах, к примеру в Швейцарии, таких временных рамок нет. Кроме того, в законодательстве ряда стран отмечается, что глубина протектора у зимних покрышек должна быть не меньше 3 мм.

В настоящее время многие автолюбители активно обсуждают закон "О зимней резине" 2015 года. На самом деле разобраться в том, что собой представляет данный нормативный акт, весьма сложно. Тем не менее нужно вникнуть в суть вопроса. На самом деле данный документ носит совсем другое название: "Технический регламент Таможенного союза" ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств". Таким образом, само название говорит о том, что законодателем были приняты меры для того, чтобы усилить безопасность на дорогах. Тем не менее штраф за то, что водитель не сменил резину с летней на зимнюю и наоборот, все еще не принят. Подробнее обо всем этом будет рассказано в данной статье.

Главное

Суть принятого 2015 года заключается в том, чтобы водители в обязательном порядке меняли резину на колесах в зависимости от времени года. Ведь только так можно повысить безопасность на дорогах и сократить количество ДТП. Потому что нередко происходят такие ситуации, что автомобиль зимой заносит в сторону только от того, что водитель даже не подумал о том, чтобы сменить шины, и продолжает ездить в гололед на летней резине. Так вот, по новому закону, за это будет предусмотрен штраф. Хотя в настоящее время его еще не существует.

Что важно

Итак, из норм закона "О зимней резине" 2015 года становится понятно, что законодательство запрещает водителям использовать зимнюю резину летом и наоборот. Поэтому каждый автолюбитель должен сделать себе несколько важных пометок:

Во все летние месяцы запрещено использование шипованной резины; иными словами, на зимних шинах в июле, июне и августе передвигаться недопустимо;

В холодное время года (в январе, феврале и декабре) автомобилисты должны ездить только на резине с шипами (зимней);

Сроки использования резины могут быть увеличены органами местной власти.

Некоторые водители предпочитают не усложнять свою жизнь подобными вопросами и используют такую резину, которую не нужно менять в определенное время года. Такие шины называются неошипованными, они имеют определенный рисунок протектора. Данную резину еще называют всесезонной.

Тем не менее необходимо также указать на то, что такие шины должны иметь специальную маркировку производителя, которая позволяет использовать их даже в зимнее время года. В противном случае резину придется заменить. Ведь может произойти дорожная авария.

Нужно указать также на то, что закон "О зимней резине" 2015 года не запрещает водителю ездить на всесезонных шинах. Главное, чтобы рисунок их протектора совпадал с тем, который указан в данном нормативном акте.

Санкции

Многие водители до сих пор задаются вопросом о том, существует ли штраф за, что не сменили летнюю резину на зимнюю. До настоящего времени в КоАП не были внесены никакие поправки в связи с принятием официального закона "О зимней резине" 2015 года. Тем не менее проект подобного штрафа существует. Но до сих пор рассматривается на законодательном уровне.

В настоящее время

Следует также отметить, что сейчас в КОАПе существует штраф за то, что водитель использует изношенные зимние шины. Такие санкции могут быть применены к тому автолюбителю, который эксплуатирует машину с резиной, на которой глубина протектора составляет менее четырех миллиметров. Нарушителю инспектор ГИБДД может выписать штраф в сумме пятисот рублей или сделать предупреждение. Это вполне законно и обоснованно.

Необходимо также отметить, что штраф может быть выписан автолюбителю только в том случае, если он двигается на изношенной резине по льду или заснеженной трассе.

Можно ли избежать?

Как уже было сказано ранее, принятый закон "О зимней резине" 2015 года должен был повысить безопасность на дорогах. Потому что, согласно данному Техническому регламенту, автолюбители обязаны менять шины в зависимости от времени года. Тем не менее штрафные санкции за подобное нарушение нормативного акта в настоящее время в законе отсутствуют. Но есть другие - за использование изношенной зимней резины. Можно ли избежать административного наказания? Ведь инспектор без специального прибора на ощупь не сможет определить изношенность зимних шин. Автолюбитель может сказать сотруднику ГИБДД о том, что давно не передвигался на машине и сейчас направляется именно в сервисный центр, где специалисты проведут замену старой резины на новую. Но только если это действительно так. Вообще, не стоит пренебрегать своей безопасностью, и лучше сменить резину до наступления холодов и возникновения гололеда.

Ошибочное мнение

После того как на территории России был введен в действие закон о смене резины на зимнюю 2015 года, в СМИ появилась информация о том, что штраф за то, что автомобилист не сменит шины, составит 5000 рублей. В настоящее время многие водители заинтересованы данным вопросом. Правда это или нет? Может ли автолюбитель заплатить такой большой штраф только за то, что своевременно не сменил летнюю резину на зимнюю?

Как пояснили в ГИБДД, Технический регламент действительно вступил в силу, но о штрафе за то, что владелец машины не заменил шины, в данном документе ничего не написано. В этом заключается минус принятого нормативного акта.

Дополнительно

Далеко не все люди следят за теми изменениями, которые происходят в законодательстве. Водители же начинают говорить о каких-то поправках в ПДД только после того, как инспектор ГИБДД выпишет штраф за несоблюдение требований эксплуатации транспортного средства. Кроме того, многие граждане до сих пор задаются вопросом о том, принят ли закон "О зимней резине" 2015 года. Да, данный нормативный акт действует на территории России уже на протяжении двух лет.

Особое внимание

Итак, необходимо также напомнить о том, что после того, как автолюбитель заменит на своем транспортном средстве летние шины на зимние, он обязательно должен прикрепить на заднее стекло машины соответствующий знак "шипы". Приобрести его можно в магазине или сделать самостоятельно. Главное, чтобы его размеры соответствовали требованиям ГОСТа.

Для чего нужен этот знак? В первую очередь для того, чтобы проинформировать других автолюбителей, чтобы они соблюдали дистанцию. Ведь при резком торможении машины на зимней резине другая, двигающаяся сзади, может въехать в нее.

Стоит также отметить, что при смене покрышек на летние, знак с буквой "Ш" лучше всего убирать. Это требуется для того, чтобы не вводить других водителей в заблуждение.

Чего следует ожидать

Закон ГИБДД "О зимней резине" 2015 года должен был сделать движение по дорогам в холодное время года более безопасным. Ведь отсутствие нормативной документации позволяет водителям халатно относиться к своим обязанностям и даже не менять шины на колесах. Чаще всего именно это приводит к ДТП в зимний период времени. Ведь летняя резина не может обеспечить полное сцепление с дорогой в холодное время года. И это абсолютно верно. Кроме того, эксперты уверены, что управлять машиной в зимнее время года на шинах, предназначенных для лета, просто опасно для всех участников движения. Ведь водитель в этом случае может легко потерять управление. В подобной ситуации авария будет неизбежной.

Кроме того, из-за происходящих ДТП количество пробок на дорогах постоянно увеличивается. И случается это чаще всего в холодное время года. Именно по этой причине инициаторы закона приняли решение о создании данного нормативного акта.

В Крыму

Также начал действовать закон "О зимней резине". В Крыму в 2015 году до начала декабря всех автомобилистов предупредили о том, что нужно сменить шины. В противном случае автолюбителей ожидает штраф до пятисот рублей. В то время как для предприятий, выпустивших автобусы в рейс на "лысой" резине, санкции будут намного выше.

Также стоит напомнить о том, что Крым с 2014 года входит в состав РФ. Поэтому все законы, принятые в России, являются обязательными для исполнения на всей территории государства.

Итог

Итак, значит, введенный в действие Технический регламент "О безопасности транспорта" принят специально для того, чтобы еще раз указать водителям на то, что с возникновением гололедицы на дорогах нужно обязательно сменить летние шины на зимние. Таким образом, количество аварий на дорогах в холодное время существенно сократится.

Тем не менее вопрос о штрафных санкциях для правонарушителей, которые не желают менять шины с наступлением зимы, до сих пор остается открытым. Ведь водитель, управляющий машиной на "лысой" резине, не только рискует своей жизнью, но также может существенно навредить другим участникам движения. Об этом нужно обязательно помнить.

В настоящее время инспектор ГИБДД может лишь оштрафовать за то, что автолюбитель ездит на изношенной зимней резине по гололеду. Тем не менее данный факт нужно еще доказать.

1 ноября в России вступил в силу закон «О безопасности транспортных средств», вводящий запрет на использование автовладельцами летних шин в зимний период. Кроме того, согласно документу, водителям запрещено использовать зимние шины с шипами в летний период.

До это с 2013 года действовал закон, который не регламентировал использование сезонных шин, а также штрафы за них в случае если автовладелец не поменял резину. Однако, в этом с 1 ноября уже вступает силу другой закон "О безопасности транспортных средств", в котором законодатели детально прописали требования с сезонности шин.
Согласно документу в летние месяцы (июнь, июль, август) запрещается использовать только шипованные шины, в зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) разрешается использовать только зимние шины. Можно поставить на автомобиль как шипованные, так и неошипованные шины. Главное, чтобы они имели маркировку "М+S", "M&S" или "M S" и соответствующий рисунок.

Сроки запрета эксплуатации могут быть только увеличены местными властями и не могут быть уменьшены.

В документе уточняется, что резина должна быть заменена на всех колесах без исключения.

Штрафы за данное нарушение не предусмотрены. Но водитель может быть оштрафован, если высота протектора на зимних шинах меньше 4 мм, на летних шинах высота предусмотрена не менее 1.6 мм, а сумма штрафа за это нарушение - 500 рублей.

закон и порядок