Госдума приняла закон о натуральных выплатах в осаго

МОСКВА, 15 марта. /ТАСС/. Госдума приняла во втором чтении поправки в закон об ОСАГО, которые делают основной формой возмещения по "автогражданке" ремонт автомобиля вместо денежной выплаты.

Согласно проекту документа, выплата по ОСАГО по умолчанию будет осуществляться в виде ремонта машины.

Деньги можно будет получить в исключительных случаях - это полная гибель автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом возмещения по ОСАГО (400 тыс. руб.), если потерпевший не согласен доплатить. Также выплата будет денежной в случае гибели потерпевшего в ДТП или причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью. Претендовать на денежную выплату также могут инвалиды. Выплата может быть в деньгах и на основании договоренности потерпевшего со страховщиком.

Кроме того, автовладелец сможет потребовать деньги, если страховая компания не может организовать ремонт в сервисе, соответствующем всем требованиям, которые закон предъявляет к возмещению "в натуре".

Требования к ремонту

Согласно законопроекту, ремонт по ОСАГО нужно будет делать только с помощью новых запчастей, если только сам автовладелец не согласится на бывшие в употреблении или восстановленные детали. Срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней. Автосервис должен находиться не более чем в 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего.

Предполагается, что станцию ремонта будет выбирать потерпевший, но из предложенного страховщиком списка его партнеров. Законопроект оставляет автовладельцу возможность отремонтировать машину на станции, с которой у страховщика нет договора, но только по письменному согласованию со страховой компанией.

Для машин в возрасте до двух лет, которые находятся на гарантии, страховщик должен будет организовать ремонт у официального дилера. Если подходящей станции в списке партнеров страховой компании нет, а на другую мастерскую автовладелец не согласится, то выплата также будет в деньгах.

Гарантия на ремонт составит шесть месяцев, а на кузовные и лакокрасочные работы - 12 месяцев. Ответственность за ремонт будет нести страховая компания. Если на страховщика будет поступать много жалоб по организации ремонта, Банк России сможет ограничивать право компании на натуральное возмещение, и страховщик будет рассчитываться с потерпевшим в деньгах.

По новым правилам, при натуральной выплате в ОСАГО потерпевшему не придется доплачивать за износ запчастей (замену старых деталей на новые). При денежном возмещении разница в стоимости новой и бывшей в употреблении детали (износ), так же, как и сейчас, будет вычитаться из выплаты.

Закон также предусматривает распространение системы прямого возмещения убытков (ПВУ) на коллективные столкновения (более двух машин). ПВУ означает, что потерпевший по ОСАГО обращается за выплатой к своему страховщику, а не к страховщику виновника, а затем страховые компании рассчитываются между собой.

Компромиссный вариант закона

Предполагается, что закон начнет действовать через 30 дней со дня официального опубликования. Новые правила будут работать для новых договоров ОСАГО, заключенных после вступления закона в силу.

Принятый депутатами во втором чтении проект документа существенно отличается от версии законопроекта, которая прошла первое чтение 14 декабря 2016 года. Детали реформы ОСАГО вызвали бурную дискуссию депутатов, представителей ЦБ, правительства, страхового рынка и экспертного сообщества.

Первоначальный законопроект, внесенный депутатом от "Справедливой России" Михаилом Емельяновым, подразумевал, что выбирать способ возмещения по ОСАГО (ремонт или деньги) будет страховщик, а не автовладелец, как сейчас. Ко второму чтению депутаты и эксперты пришли к конструкции, что ремонт будет делаться по умолчанию, за исключением ряда оговоренных случаев.

Кроме того, в доработанной версии реформы расширились требования к организации ремонта, в частности, появился пункт о новых деталях и было уточнено допустимое расстояние до автосервиса (по предыдущей версии оно могло доходить до 200 км).

Отдельную дискуссию вызвали сроки вступления закона в силу. Первоначально профильный комитет Госдумы на заседании 21 февраля одобрил поправки ко второму чтению, в соответствии с которыми предполагалось, что в некоторых регионах закон будет иметь обратную силу и распространится на все полисы ОСАГО, в том числе и на приобретенные до его принятия. Однако на заседании комитета 9 марта норма об обратной силе была отменена - закон будет действовать только для новых договоров.

Это очень важно для того, чтобы сами страховщики, станции техобслуживания, Центральный банк могли плавно перейти к новой форме возмещения ущерба, пояснял ранее журналистам председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Он напомнил, что со стороны представителей правительства были просьбы об ускоренном рассмотрении закона, чтобы он вступил в действие с начала 2017 года. Однако, отметил Аксаков, депутаты выслушивали все заинтересованные стороны, взаимодействовали с экспертным сообществом, страховым сообществом, регулятором. В результате, по мнению главы комитета, получился сбалансированный законопроект.

Главная цель реформы ОСАГО - преодолеть спровоцированную недобросовестными автоюристами убыточность "автогражданки" в ряде регионов, которая привела к недоступности обязательных полисов.

12:59 — REGNUM Закон, предусматривающий приоритет натурального возмещения вреда по ОСАГО, прошел третье, окончательное чтение Госдумы, передает корреспондент ИА REGNUM 17 марта.

Документ был принят в первом чтении 14 декабря 2016 года, он был инициирован депутатом от «Справедливой России» Михаилом Емельяновым . Закон устанавливает приоритет ремонта поврежденного автомобиля над возмещением вреда в денежной форме для легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в РФ.

Кто получит деньги

Закон определяет исчерпывающий перечень оснований для осуществления денежных выплат по ОСАГО. Это причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожения автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 тыс. рублей). Кроме того, денежное возмещение будет выплачиваться инвалидам 1 и 2 группы. В том случае, если страховщик не может организовать ремонт в автомастерских, соответствующих правилам обязательного страхования, собственник автомобиля также сможет потребовать возместить ему ремонт машины деньгами.

Реестр СТО

Согласно закону, станция техобслуживания (СТО) должна находиться не дальше 50 км от места происшествия или от места жительства гражданина за исключением случаев, когда страховщик организовал и оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта. Гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного ТС составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, 12 месяцев.

Для реализации закона будет создан реестр станций техобслуживания (СТО), сотрудничающих со страховыми компаниями. При этом будет предусмотрена возможность использования автомастерской, не включенной в реестр, если страховая компания согласна с тем, чтобы для ремонта использовалось именно эта СТО. Перечень СТО страховщика необходимо размещать на сайте страховщика в интернете, страховщику вменяется в обязанность поддерживать этот перечень в актуальном состоянии и предоставлять его потерпевшему.

За просрочку ремонта заплатит страховщик

При наступлении страхового случая ремонт может осуществляться на станции из реестра страховщика, либо на выбранной гражданином станции после ее согласования со страховой компанией. При ремонте должны использоваться только новые детали, если страхователь не дал своего согласия на использование б/у деталей. Потерпевший может внести доплату за проведение восстановительного ремонта поврежденного автомобиля, если стоимость ремонта превышает страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения по «европротоколу». Размер доплаты определяется страховщиком и указывается в выдаваемом потерпевшему направлении на ремонт.

Максимальный срок ремонта составляет не более 30 рабочих дней со дня предоставления автомобиля на СТО. При нарушении этих сроков страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку в размере 0,5% суммы страхового возмещения. Также в поправках установлено право ЦБ при неоднократном нарушении страховщиком обязательств по восстановительному ремонту запретить страховой компании осуществлять натуральное возмещение на срок до одного года. Приоритет натурального возмещения вреда по ОСАГО будет действовать только в отношении вновь заключенных договоров.

По мнению главы комитета Госдумы по финрынку Анатолия Аксакова («Справедливая Россия»), законопроект улучшает защиту автолюбителей по многим позициям и решает проблему недобросовестных автоюристов, которые зарабатывают на недобросовестных схемах и автоподставах.

«У автовладельцев должно быть право выбора»

Закон вызвал критику ряда депутатов Госдумы. Как подчеркнул глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР), закон не будет работать, а вот тарифы ОСАГО могут повыситься. Он предложил снять закон с рассмотрения в третьем чтении до проведения консультаций ЦБ с фракциями, однако не стал настаивать на голосовании нижней палаты парламента по этому вопросу.

«Если бы ЦБ реагировал на жалобы автолюбителей, то автолюбители бы чувствовали защиту, и сегодня бы тогда Госдума не принимала в третьем чтении вредный проект закона. ЛДПР не будет его поддерживать, этот закон работать не будет» — сказал он, признав, что он «намного лучше, чем в первом чтении», и выразив удивлением тем, что «депутаты от «Справедливой России» внесли такой странный закон». «Но очевидно, что те нормы, которые прописаны в третьем чтении — неработающие нормы либо требующие повышения тарифа. Это опять социальная напряженность. Либо страховые компании не будут выполнять свои обязательства, и тогда продолжатся судебные разбирательства не только со страховыми компаниями, но и с сервисными», — сказал Нилов.

«Мы считаем, что у автовладельцев должно сохраниться право выбора между ремонтом и получением денежной компенсации, кроме того, нельзя всех автоюристов окрестить словом «мошенник» — это только суд может определить, кто мошенник, а кто не мошенник», — отметил парламентарий. «Перед нами пример лоббизма страховых компаний при посредничестве государственного органа — Центробанка. Придя в Госдуму, каждый из нас обязался защищать интересы своих избирателей, а не страховых компаний. Законопроект ущемляет права граждан и свидетельствует о слабости государственной власти, КПРФ не будет голосовать за законопроект», — подчеркнул депутат от КПРФ Алексей Куринный .

Госдума окончательно приняла закон, предусматривающий приоритет натурального возмещения вреда по ОСАГО. Поправки, внесенные депутатом от "Справедливой России" Михаилом Емельяновым, устанавливают приоритет ремонта поврежденного автомобиля над возмещением вреда в денежной форме. Они написаны для легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в РФ.

Главная цель реформы ОСАГО - преодолеть спровоцированную недобросовестными автоюристами убыточность "автогражданки" в ряде регионов, которая привела к недоступности обязательных полисов.

Приоритет натурального возмещения вреда по ОСАГО будет действовать только в отношении вновь заключенных договоров.

Первоначальный законопроект, внесенный Емельяновым, подразумевал, что выбирать способ возмещения по ОСАГО (ремонт или деньги) будет страховщик, а не автовладелец, как сейчас. Ко второму чтению депутаты и эксперты пришли к конструкции, что ремонт будет делаться по умолчанию, за исключением ряда оговоренных случаев.

В законе прописаны условия, при которых по "автогражданке "выплачиваются именно деньги. Это причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожения автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 тыс. рублей). Кроме того, денежное возмещение будет выплачиваться инвалидам 1 и 2 группы.

В том случае, если страховщик не может организовать ремонт в автомастерских, соответствующих правилам обязательного страхования, то собственник автомобиля также сможет потребовать возместить ему стоимость починки машины деньгами.

В доработанной версии реформы расширились требования к организации ремонта, в частности, появился пункт о новых деталях и было уточнено допустимое расстояние до автосервиса (по предыдущей версии оно могло доходить до 200 км).

Каким критериям должна соответствовать станция техобслуживания (СТО)? Она должна находиться не дальше 50 км от места происшествия или от места жительства гражданина. Исключение - случаи, когда страховщик организовал и оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта. Гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного ТС составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, 12 месяцев.

В законе прописано и то, и как будет осуществляться ремонт при наступлении страхового случая. Он может происходить на станции из реестра страховщика, либо на выбранной гражданином станции после ее согласования со страховой компанией. При ремонте должны использоваться только новые детали, если страхователь не дал своего согласия на использование б/у деталей. Потерпевший может внести доплату за проведение восстановительного ремонта поврежденного автомобиля, если стоимость ремонта превышает страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения по "европротоколу". Размер доплаты определяется страховщиком и указывается в выдаваемом потерпевшему направлении на ремонт.

Максимальный срок ремонта составляет не более 30 рабочих дней со дня предоставления автомобиля на СТО. При нарушении этих сроков страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку в размере 0,5% суммы страхового возмещения. Также в поправках установлено право ЦБ при неоднократном нарушении страховщиком обязательств по восстановительному ремонту запретить страховой компании осуществлять натуральное возмещение на срок до одного года.

По мнению главы комитета Госдумы по финрынку Анатолия Аксакова ("Справедливая Россия"), законопроект улучшает защиту автолюбителей по многим позициям и решает проблему недобросовестных автоюристов, которые зарабатывают на недобросовестных схемах и автоподставах.

Детали реформы ОСАГО вызвали бурную дискуссию депутатов, представителей ЦБ, правительства, страхового рынка и экспертного сообщества. Кроме того, отдельную дискуссию вызвали сроки вступления закона в силу.

В ЛДПР в ходе рассмотрения поправок в третьем чтении предсказали, что тарифы ОСАГО теперь могут повыситься.