Ответить
Начало формы
Конец формы
Сообщений: 3 Страница 1 из 1
Переделка 6В электрооборудования Явы в 12В
Переделка
электрооборудования Явы В нашем журнале
не раз шла речь о недостатках электропитания
мотоцикла ЯВА-634, выпускавшегося до 1985
года. При малых оборотах коленчатого
вала (до 1800 в минуту) 6-вольтовый генератор
не вырабатывает энергию, и все потребители
в это время питаются от аккумулятора.
Если включено освещение и фара, батарея
быстро разряжается, что при многократных
циклах приводит к выходу ее из строя.
Единственная мера, позволяющая избежать
этой неприятности, - поддерживать
средние обороты даже на плохой дороге
или остановках у перекрестков. Ясно,
что это доставляет большие неудобства,
особенно жителям сельской местности.
В выпускаемой ныне ЯВЕ модели «638»
применена 12-вольтовая система
электрооборудования (ее описание и
схема приведены в № 6 за 1987 год), где
более совершенный и мощный генератор
начинает работать уже при 1000 об/мин.
Понятно, что многие владельцы старой
модели хотят перейти на новое
электрооборудование, но встречают
препятствие: основной прибор - генератор
имеет иные присоединительные и габаритные
размеры. Студент из уральского города
Курган Д. КУЗНЕЦОВ преодолел эту трудность
и успешно переоборудовал свою машину.
Через московскую спецбазу Роспосылторга,
адрес которой указан в инструкции,
прилагаемой к мотоциклу, я получил
генератор (12 В, 210 Вт), аккумуляторную
батарею (12 В, 5 А*ч) «Трепча». Выбор
объясняется тем, что отечественную
батарею 6 МТС-9 разместить в тесном
подседельном отсеке без переделки
нельзя. Приобрел также выпрямитель, две
катушки зажигания, реле указателей
поворота. Поскольку «родные» (модели
«638») регулятор напряжения и реле
контрольной лампы найти не удалось, я
купил реле РР330 от мотоцикла «Урал»,
учитывая, что разница в мощности
генератора у ЯВЫ и «Урала» невелика -
210 и 200 Вт соответственно. Суть переделки
в следующем. Механическая часть. Из
стали любой марки делаем переходные
фланец (рис. 1) и конус (рис. 2). При разметке
фланца пользуемся в качестве шаблона
статором генератора, а конуса - ротором.
Кроме того, необходимо, собрав статор
с фланцем, пропилить в них круглым
напильником небольшое углубление под
винт, крепящий правую крышку картера.
Переходной фланец устанавливаем вместо
старого 6-вольтового генератора в
расточку картера и крепим двумя винтами
М6 X 30. Затем на цапфу коленчатого вала
надеваем переходной конус и ротор
генератора. Статор крепим четырьмя
винтами М6 X 10 к переходному фланцу. Чтобы
не повредить щетки при монтаже новых
деталей, их лучше временно снять с
генератора.
Рис.
1. Переходной фланец.
Рис.
2. Переходной конус.
Поскольку новый
генератор больше по размерам, надо
обработать (лучше на вертикально-фрезерном
станке, но можно и вручную) правую крышку
картера, сняв часть перегородки. Чтобы
не повредить крышку на станке,
предварительно вставляем распорку, как
показано на рис. 3. Кроме того, из
подходящего материала - пластмассы,
картона и т. п. делаем дистанционную
прокладку под крышку толщиной 4 мм,
пользуясь правой крышкой картера в
качестве шаблона.
Рис.
3. Крышка картера: 1 - распорка; 2 -
дистанционная прокладка; 3 - перегородка.
Чтобы защитить генератор от пыли и
грязи, вклеиваем резиновую перегородку.
Для нее и прокладки используем эпоксидный
клей. Надо еще исключить задевание
тормозной педали о «расширившийся»
теперь двигатель, - сняв педаль и вал
тормоза, укоротить на 4 мм или изготовить
новую распорную втулку 5 (рис. 4) и выточить
втулку 7 длиной 4 мм. После сборки согласно
рисунку педаль окажется смещенной
вправо.
Рис.
4. Привод ножного тормоза: 1 - тормозной
рычаг; 2 - регулировочный винт; 3 -
фетровое кольцо; 4 - рама мотоцикла; 5 -
распорная втулка; 6 - вал тормозной
педали; 7 - дополнительная распорная
втулка; 8 - тормозная педаль. Электрическая
часть. Для переделки электропроводки
нужно запастись штеккерами шириной 6.3
мм и цветными автомобильными
электоопроводами. Если используем
приборы от модели «638», соединяем их по
«родной» схеме, опубликованной в «За
рулем» (1987, № 6). Когда же применяется
реле-регулятор РР330 (от «Урала» или
другой 12-вольтовый с такими же выводами),
тс проводку выполняем, как указано на
рис. 5. В любом случае придется изменить
схему подсоединения контрольных ламп
нейтрали и работы генератора. Для этого
необходимо удалить перемычку, соединяющую
эти лампы.
Рис.
5. Схема системы энергоснабжения: 1 -
катушки зажигания; 2 - выключатель
стоп-сигнала; 3 - генератор; 4 - выпрямитель;
5 - аккумуляторная батарея; 6 -
предохранитель; 7 - реле-регулятор; 8 -
включатель лампы нейтральной передачи;
9 - лампа нейтральной передачи; 10 -
контрольная лампа работы генератора.
Далее. Синий провод, идущий от контакта
«54» замка зажигания, подсоединяем к
контрольной лампе нейтрали. Контрольную
лампу генератора подсоединяем
дополнительным проводом к корпусу.
Чтобы обеспечить надежную «массу» у
ламп подсветки тахометра и спидометра,
надо проложить еще один «минусовый»
провод, как это сделано у ЯВЫ модели
«638» (см. названную схему d журнале).
Дополнительный провод от выключателя
стоп-сигнала подсоединяем к контакту
«ВЗ» реле РР330, привод от контакта DF
обмотки возбуждения генератора - к
контакту «Ш». Синий провод от контрольной
лампы генератора подключаем к контакту
«ЛК». Контакт «86» генератора соединяем
с контактом «~» на реле. Целесообразно
сразу установить выключатель с «массы»
на «минусовом» проводе, идущем от
аккумуляторной батареи к раме мотоцикла.
Что касается фары, то в ней для подсоединения
новой лампы нужно заменить узкие штеккеры
на широкие от любой мотоциклетной или
современной автомобильной фары, где
стоит лампа 45/40 Вт. Провода от катушек
зажигания можно использовать старые,
разогнув лишь чуть-чуть их штеккерные
наконечники. Реле-регулятор РР330 и
выпрямитель я установил в подседельном
отсеке. Замена 6-вольтовых на 12-вольтовые
катушки зажигания, лампочек, реле
указателей поворота и звукового сигнала
трудностей не вызывает. Подобным образом
я переделал свою ЯВУ модели 634-7-00 в 1985
году, а затем по моим чертежам было
переделано еще две машины.
Источник: http://roker.kiev.ua/techinfo/jawa/pere ... -yave.html
Я люблю катацо (с) Тайм-Аут
S@mson
ВелоВладелец
Сообщения: 4117
Откуда: Фастов и редко Киефф
Вернуться к началу
Re: Переделка 6В электрооборудования Явы в 12В
В силу разных причин вы можете быть обладателем легендарной Явы – это мотоцикл вашего отца, старшего брата или вы просто купили легендарный транспорт по случаю. Но вот незадача – мотоцикл зачастую далек от идеального состояния, к примеру, вас может огорчить такая неприятность, как расслоившаяся от старости проводка Ява наверняка хранилась в неотапливаемом сарае или гараже, а нового комплекта в вашем городе не найти.
Что самое обидное — работы по замене большинства деталей и узлов достаточно просты , но отсутствие запчастей обездвиживает ваше транспортное средство на неопределенный срок. Мало того, цена деталей с каждым годом имеет свойство расти, что вынуждает проявлять умелые руки и смекалку. Зато результат оправдывает все ожидания.
ИЖ в качестве донора запчастей
Рассмотрим, к примеру, переход с 6 вольт на 12-ти вольтовую схему электрооборудования, причем, детали для такой переделки мы позаимствуем от мотоцикла ИЖ – благо их достаточно много продается на постсоветском пространстве.
Обратите внимание! Производитель мотоциклов JAWA сам изменил вольтаж на следующих своих моделях. Об этом более подробно в публикации о и 638. И логичнее было бы использовать оригинальные детали, но, как говорилось выше – отсутствие запчастей и их заоблачная цена не дают такой возможности.
Проводка на Яву при этом останется прежней – если ее состояние удовлетворительное, а вот лампы и катушку придется заменить. Но зато вы получите более мощную систему, что отразится на всех характеристиках мотоцикла.
Совет! Если решились на подобную переделку – вам потребуется и схема проводки Ява 12 В, представленная выше в большом разрешении (1000х700)
Причины переделки:
- Устранение слабого света фары – явление, свойственное всем Явам с 6В оборудованием;
- Устранение недозарядки аккумулятора при продолжительной езде с малыми оборотами;
- Поломки и отказы вследствие износа родных 6V деталей;
- Отсутствие возможности приобретения оригинальных узлов и расходных материалов;
Что берем у отечественного мотопрома
Обратите внимание! 12-вольтовые узлы ИЖа довольно легко приспособить к 634-му мотору своими руками. Именно поэтому данную переделку и стоит рассматривать в качестве рабочего варианта.
Фактически от ИЖа нам потребуется минимальный набор деталей:
- реле-регулятор, обозначен на фото ниже под №1;
- ротор генератора (под №2);
- обмотки статора (под №3);
- подающий провод к замку зажигания на клемму 54 (под №4).
Справочно: также на схеме инсталляции «ижевских» деталей в электросхему Явы обозначена маркировка клемм блоке реле-регулятора (с Х1 по Х8).
Заказные детали
Без помощи токаря не обойтись. А раз так, то начните с его поиска по знакомым или по газетным объявлениям.
Ему вы закажете:
- Переходную шайбу (планшайбу) для установки генератора;
- Доработку статора – обращенную к коленвалу сторону придется укорачивать;
- Проточку посадочного места.
Обратите внимание! Дорабатывать в гаражных условиях статор не следует, т.к. точно выдержать посадочный диаметр будет сложно. И в дальнейшем, после сборки ротор наверняка будет задевать за катушки статора, что приведет к их повышенному износу.
На видео ниже демонстрируется работа мотоцикла Ява с генератором от ИЖ на 12 вольт.
Именно такой результат и получится, если придерживаться предлагаемой процедуры модернизации вашей Явы.
Работы по переделке
Приступаем к непосредственной работе на Яве.
Инструкция по переделке будет следующей:
- Прикручиваем планшайбу болтами М6. Используем только с утапливаемыми заподлицо головками, поскольку обычные болты будут мешать работе ротора.
- Устанавливаем ротор и проверяем его вращение. Он должен свободно и без люфтов прокручиваться на оси.
- Зажимаем его вместе с фланцем под модулятор с помощью болта.
- Монтируем статор. Вначале выводим клемму центра обмоток статора – она потребуется для реле контрольной лампы работы генератора.
Обратите внимание! Использование деталей от ВАЗ практикуется и в переделках на автомобилях других отечественных марок. В частности построена с использованием коммутатора от ВАЗ 2108.
Вот добрался я наконец то до двигателя, как известно в 634 Jawa основная проблема это генератор, он 6 вольтовый, как бы генератор то и не проблема, он есть и рабочий, а вот 6 вольтового оборудования сейчас на рынке не найти, а если и есть то стоит оно дороже чем 12-ти вольтовое.
Соответственно напрашивается модификация. Выбор стоял между тремя генераторами, :
- Генератором от Jawa 368
- Генератором на постоянных магнитах от мотоцикла минск
- И генератором от мотоцикла ИЖ
От генератора Jawa 368 пришлось отказаться в силу его дороговизны даже Б.У. стоит он не дешево, и найти его довольно сложно, мне по крайней мере не удалось. хотя по характеристикам он лучший из всех.
Я уже всерьез начал задумываться над установкой генератора от мотоцикла Минск, он обещает сразу несколько преимуществ.
- Отсутствие аккумулятора что упрощает эксплуатацию и обслуживание.
- Полное отсутствие трущихся, а значит подлежащих периодической замене деталей.
- Ну и конечно бесконтактную систему зажигания (БСЗ) в комплекте.
Цена этого генератора также вполне приемлема, даже купить новый в магазине вполне реально, но я все же решил не торопится и поискать Б.У.
Да вот незадача, в процессе своих поисков наткнулся на генератор от ИЖ Юпитер, причем по бросовой цене, за которую никакой другой генератор не купишь (примерно 4 $). Ну как я мог его не купить? Продавец уверял что снимал с рабочего мотоцикла. да и с виду никаких повреждений на нем не было, никаких почерневших проводов, ни каких следов замены контактных колец на роторе, хотя выглядел он почти как новый. В общем мой выбор остановился на генераторе от ИЖ.
И так генератор выбран его основные преимущества:
- распостранённость и доступность по цене
- достаточная мощность: 140 Вт(10 А) при 2100 об/мин, (часть генераторов: 100 Вт (8 А) при 2100 об/мин)
- наличие аккумулятора: гарантировонный пробег пр.300 км при выходе из строя электрических узлов генератора (при исправной системе зажигания)
- возможность подключения доп. потребителей напр. через гнездо прикуривателя
- «агрегатируемость» с распостранёнными и надёжными автомобильными агрегатами
- якорь устанавливается без переделок (у 638-го якоря больше конус — требуется точёная конусная деталь)
- предельно надёжный щёточный узел (самое слабое место всех 638-х)
- простота установки на двухцилиндровые 360-ки и 634-ки (которых — большинство)
- простота эл. схемы, возможность тестирования и устранения неполадок в дороге (подача напр. на одну из щёток через реле-регулятор (возбуждение) проверяется любым стальным предметом: магнитит-не-магнитит якорь, при включении зажигания. Чаще всего виноваты щётки. При вылете реле-регулятора вместо него последовательно подключается лампа 12 В, 10-15 Вт. Статор и выпрямительный блок подводят редко, а для тестирования достаточно АКБ и контрольки)
Теперь, что нужно:
— Желание!
— сам генератор ИЖ-Ю 12В;
— аккумулятор 12 В, ёмкостью не менее 5 Ач(я использую от источника бесперебойного питания 12В 7,5 АЧ);
— точёный переходник из любой стали; (см. чертеж, на кот. намеренно не приведены: угловое расп. отв. и зоны опиловки лишнего металла с наружного фланчика d 126, — всё равно делается по месту. Диаметр d 102 — нужно уточнить по реальному генератору, сняв с него штатное ал. кольцо);
— c моим вариантом, если неохото оставлять прерыватель, то нужно также датчик холла, коммутатор и комплект автомобильной проводки от зажигания (от жигулей подойдет);
— реле-регулятор (практически любое выносное реле (напр. 121.3702 (ВАЗ), с выводами (15) и (67), или Б и Ш от любого! современного автомобиля. (БПВ14-10 от ИЖ — ненадёжен, редок, в дороге — не ремонтируется!));
— выпрямительный блок на 6 диодов (рабочая «подкова» из автогенератора Г 250, можно б/у, как самая распостранённая, либо самодельный шестидиодный блок на 15 А), я использовал шесть диодов от БПВ14-10, предварительно перепрессовав их в две линейки, благодаря чему выпрямитель смог залезть в генераторный отсек;
— катушка зажигания, двухвыводная, от газели или от оки. я соединил две шестивольтовые катушки последовательно, и получилась одна двухвыводная, вроде пока все работает нормально;
— реле поворотов 12 В, все лампы 12 В, при желании сигнал 12 В;
— незначительная переделка эл. схемы: замена лампочек и проводов генератора, ну и зажигания заодно;
— я также отпилил от планшайбы и от генератора место под одно из трех «ушей» для крепления генератора, чтобы не пилить крышку. как в последствии оказалось хватает 2 болтов;
На этих фото видно, что срезана часть прерывателя (точнее весь он), и установлена площадка под датчик холла. Площадка представляет собой алюминиевый кубик в котором сверху просверлены 2 отверстия с резьбой для регулировки датчика холла, а снизу прикручен болтами к генератору.
На второй фото видно что отпилено одно ушко генератора и как следовательно крышку боковую не надо точить/резать.
Здесь видно в руках (на прошлых рисунках он лежит в генераторном отсеке) диодный мост.
Этот мост сделаный из ижовского, путем выдирания всего лишнего и перепрессовки диодов в радиаторах (если не перепрессовать прийдется оставить все 3 полоски), из за их различной полярности. все это спрятано в коробочку и обмотано изолентой. Все умещается впритык. Также мост удобнее ставить здесь из за того что количество проводов сокращается и сложнее запутаться. Итого из проводов проходит выход (плюс) генератора, напряжение на обмотку возбуждения ротора, и три провода на датчик холла.
Чтобы установить генератор на планщайбу нужно снять с него нижнее алюминиевое посадочное кольцо, оно закреплено двумя маленькими штифтами, которые нужно аккуратно высверлить, и тогда можно будет снять кольцо легкими ударами деревянного молотка.
Вот вид генератора со снятым кольцом.
Также вот схемка подключения БСЗ:
1 — аккумулятор; 2 — замок зажигания; 3 — свечи зажигания; 4 — двухвыводная катушка зажигания; 5 — вольтметр; 6 — коммутатор; 7 — датчик Холла.
— планшайба и кое что из опыта Олега Романюка. — немного своего опыта.