Обслуживание и ремонт генератора. Ремонт автомобильного генератора своими руками. Причины выхода из строя и рекомендации


Автомобильный генератор электрическая установка, которая преобразует механическую энергию двигателя в электрический ток. Автомобильный генератор в моторном отделении автомобиля выполняет функцию зарядки аккумулятора, а также питает электрооборудование работающего мотора. Не секрет, что без надлежащей работы этого устройства, нормальная работа двигателя - невозможна. Предлагаю разобраться в конструкции генератора, а также рассмотреть некоторые возможные поломки и варианты их устранения.

Само устройство, относится к разряду электрооборудования, имеющего довольно сложную конструкцию. Выход из строя генератора, приведет к отсутствию зарядки аккумуляторной батареи, а также отказу мотора авто. Купить новый генератор или произвести ремонт генератора в сервисном центре, стоит не дешево и скорее всего, «влетит вам в копеечку».

Однако, если вы не из «робкого десятка», а в вашем распоряжении имеется паяльник, и вы чисто случайно умеете им пользоваться, то есть смысл попытаться осуществить ремонт автомобильного генератора своими руками.

Предлагаю, для начала, разобрать основные «болезни», которые зачастую возникают у генератора:

1. Устройство перестало давать зарядку.

2. Прибор выдает слишком маленькое напряжение.

3. Генератор дает избыточную зарядку.

4. Во время зарядки на приборной панели мигает сигнальная лампочка.

5. Во время работы устройства, прослушиваются какие-то посторонние шумы.

Следующим этапом, будет определение природы некоторых проблем и определение «корня зла».

Если генератор перестал обеспечивать нормальной зарядкой аккумулятор, это может означать следующее:

1. Перегорел предохранитель, или просто немного отошел (контакты).

2. Критический износ щеток, либо щетки сломаны, либо их заклинило.

3. Испорчено реле регулятора.

4. Возможно, случилось замыкание обмотки или разорвана цепь ротора или статора.

Касательно первых трех случаев, скорее всего, необходимо будет заменить неисправные детали. Однако если у вас все признаки последнего, то вам предстоит изрядно повозиться.

Есть несколько вариантов решения проблемы.

Можно просто купить нормальную обмотку для статора, или отдать в ремонт вышедшую из строя и заменить. При разрыве обмотки, необходимо выполнить ремонт ротора. Зачастую, обрыв обмотки происходит в контактных кольцах (это может быть также распайка одного конца обмотки). В этом случае, вам необходимо будет отмотать витки поврежденного участка до места разрыва. Провод должен иметь достаточную длину, необходимую для произведения припайки к контактному кольцу. Далее, нужно выпаять из контактного кольца отломавшийся кончик обмотки и затем производится исправный конец из этой же обмотки (отломанный назад, проводок).



Не исключено, что случилась распайка конца обмотки, которая расположена на роторе. Если это так, тогда вам необходимо всего лишь ее припаять обратно. Если есть необходимость зачистке контактных колец, сделайте это. Если имеется глубокий дефект – он убирается при помощи напильника.

Заодно, как говорится, можно устранить еще одну «головную боль» – шум генератора. Если проблема актуальна, следует визуально осмотреть подшипник, который расположен на роторе и в случае необходимости заменить его. Однако если подшипник не имеет люфта, то его нужно аккуратно снять и промыть, например, в бензине, после чего смазать. Смазка должна составлять примерно 30% от объема самого подшипника. После этого установите подшипник на место.

Перезарядка аккумулятора или слабая зарядка.

Если у вас проблема такого рода, вам нужно будет искать ее решение в реле аккумулятора, в случае необходимости заменить его. Как вариант возникновения данной поломки, можно считать также пробой диода, который расположен в мосту диодов.

Горит сигнальная лампа при исправном токе.

Техническое обслуживание генераторной установки


К атегория:

Автомобили Камаз Урал

Техническое обслуживание генераторной установки


Срок службы и надежность работы генераторных установок в значительной мере зависят от правильного и своевременного технического обслуживания. Первые работы выполняются перед вводом автомобиля в эксплуатацию, затем генераторные установки обслуживают с периодичностью ТО-2.

Недостаточно жесткое крепление генератора к двигателю является основной причиной поломки его крышек. Чрезмерно натянутый приводной ремень приводит к перегрузке подшипников и их ускоренному износу. Слабо натянутый приводной ремень проскальзывает, что риводит к ускоренному износу ремня и шкива, а также к уменьшению напряжения тока генераторной установки. Натяжение ремня проверяется по величине его прогиба, который должен соответствовать указаниям Инструкции по эксплуатации автомобиля, при нажатии на ремень с усилием 3 - 4 кгс посередине между шкивами генератора и вентилятора.

При вводе в эксплуатацию нового автомобиля необходимо проверить и в случае необходимости отрегулировать натяжение приводного ремня, а также убедиться в надежном креплении генератора к двигателю.

В дальнейшем при каждом ТО-2 проверяют натяжение ремня и крепление генератора. Кроме этих операций, при ТО-2 очищают от грязи наружные поверхности генераторных установок и проверяют крепление наконечников присоединительных проводов.

При проведении операций технического обслуживания, а также при проведении ремонтных работ запрещается:
— пуск и работа двигателя при отключенном от вывода « f » генераторной установки проводе, так как это приводит к возникновению высокого напряжения, опасного для диодов выпрямительного блока;
— включение аккумуляторной батареи обратной полярностью и несоблюдение полярности вспомогательного источника питания при пуске двигателя;
— работа генераторной установки при отключенной аккумуляторной батарее;
— проверка работоспособности генераторной установки на «искру» кратковременным соединением выводов « + », «30», В, Б на корпус или между собой;
— проверка цепей схемы электрооборудования омметром или лампой, питаемыми напряжением выше 36 В;
— проводить сварочные работы на автомобиле без отключения проводов от выводов « + ». «30», В генераторной установки.

Ряд работ по техническому обслуживанию генераторных установок производится через каждые 50 - 60 тыс. км пробега при выполнении очередного ТО-2. С указанной периодичностью генератор снимают с автомобиля для осмотра щеток и контактных колец. На снятом с генератора щеткодержателе проверяют, свободно ли перемещаются щетки в направляющих отверстиях. Затем щетки вынимают из щеткодержателя и измеряют их высоту. Если щетка заедает в щеткодержателе, ее и стенки направляющего отверстия протирают ветошью, смоченной бензином. Если износ щетки больше нормы (обычно это 7 - 8 мм), ее заменяют.

Контактные кольца, не разбирая генератор, очищают от грязи и масла ветошью, смоченной бензином. Целесообразно продуть внутреннюю полость генератора сжатым воздухом. Если износ колец более 0,5 мм по диаметру, необходимо разобрать генератор и на роторе в сборе проточить кольца. Предельное значение диаметра кольца задается в Инструкции по эксплуатации генератора.

Бесконтактные регуляторы напряжения не требуют никакого обслуживания. Вибрационные и контактно-транзисторные регуляторы напряжения требуют периодической подрегулировки. Регулируемое напряжение таких регуляторов проверяют через каждые 25 - 30 тыс. км пробега при очередном ТО-2. У всех вибрационных устройств регулировка осуществляется изменением натяжения спиральной пружины, которое осуществляется подгибанием хвостовика.

Проверку генераторных установок на автомобиле осуществляют приборами Э214, К484 и автотестером К461.

При необходимости после выполнения ремонта снятые с автомобиля генераторные установки проверяют на стендах Э211, КИ-968, Э240. На стендах предусмотрена возможность плавно изменять частоту вращения ротора и нагрузку генератора. Стенды снабжены измерительными приборами, имеющими класс точности не ниже 1,5.

Для проверки генератора его закрепляют в специальном устройстве стенда и посредством клиноременной передачи или специальной муфты шкив генератора соединяют с приводом стенда.

Для проверки начальной частоты вращения ротора генератора независимого возбуждения (рис. 3.3) обмотку возбуждения питают от постороннего источника, которым может быть аккумуляторная батарея или другой источник постоянного тока с пульсациями напряжения не более 0,2 В. Величину напряжения на обмотке возбуждения регулируют реостатом по показаниям вольтметра. Если в технических условиях заданы характеристики при самовозбуждении генератора, обмотку возбуждения подключают к положительному выводу генератора. Генераторы с интегральными регуляторами проверяют в комплекте. При этом для снятия характеристик генератора напряжение питания обмотки возбуждения принято равным 13В. В этом случае интегральный регулятор еще не вступает в работу.


Рис. 1. Принципиальная схема проверки характеристик генераторов

Затем включают электродвигатель стенда и увеличивают частоту вращения ротора генератора, которую регистрируют тахометром стенда, согласно данным технических условий. При заданной частоте вращения определяют без нагрузки (после возбуждения генератора аккумуляторную батарею отключают) и под нагрузкой соответствие генератора техническим условиям. Величину напряжения генератора фиксируют вольтметром, ток нагрузки - амперметром. Нагрузку генератора задают реостатом, параллельно которому включается аккумуляторная батарея.

Для проверки уровня регулируемого напряжения к генератору (рис. 2), установленному на стенде, присоединяют регулятор напряжения. Схема точно такая же, как и схема соединения генератора и регулятора на автомобиле. Для измерения напряжения используется вольтметр, тока нагрузки - амперметр. Нагрузкой служат реостат и аккумуляторная батарея. На стендах последних конструкций (532-2М, Э240) вместо аккумуляторной батареи используется батарея конденсаторов. Батарея конденсаторов используется для уменьшения пульсации напряжения генераторной установки, что обеспечивает,аккумуля-торная батарея при ее работе параллельно с генератором. Емкость батареи конденсаторов подобрана такой, чтобы показания амперметра и вольтметра соответствовали их показаниям при работе генератора с аккумуляторной батареей.


Рис. 2. Принципиальная схема проверки регулируемого напряжения

Затем включают привод стенда и устанавливают частоту вращения ротора и ток нагрузки согласно значениям, заданным в технических условиях. Величину регулируемого напряжения, измеряемую вольтметром, сравнивают также с данными технических условий.

Для обеспечения безотказной работы генератора необходимо содержать его в чистоте. Очищать генератор от пыли следует продувкой сжатым воздухом. Исправность генератора проверяют по показанию амперметра. При средней частоте вращения коленчатого вала двигателя амперметр должен показывать зарядный ток, величина которого уменьшается по мере повышения заряда аккумуляторной батареи. При исправной и полностью заряженной батарее и отключенных потребителях отсутствие зарядного тока или малый зарядный ток не свидетельствует о неисправности генератора.

Рис. 3. Схема соединения регулятора и генератора при проверке регулируемого напряжения на стенде: 1 - генератор: 2 -реле напряжения; 3 - вольтметр; 4 -нагрузка; 5 - указатель тока; 6 -- аккумуляторная батарея

Для проверки состояния щеточного узла необходимо снять щеткодержатель и убедиться- в легкости перемещения щеток в щеткодержателях. Щетки высотой менее 7 мм надо заменить. Высоту щеток замерять от пружины до их основания. Усилие прижатия щеток к коллектору при сжатии до 17,5 мм должно быть 220±30 г. Если износ контактных колец превышает 0,5 мм по диаметру, их надо проточить. Минимально допустимый диаметр проточки 29,3 мм.

В подшипники генератора заложена смазка на весь срок его службы. В случае заедания или сильного шума подшипники следует заменить.

Для проверки исправности генератора непосредственно на автомобиле необходимо пользоваться вольтметром, подключая его между выводами «+» и «-» генератора. Проверка проводится при включенных аккумуляторных батареях. Сначала пускается двигатель и устанавливается средняя частота вращения 200 рад/с (около 2000 об/мин). После 10-минутной работы двигателя включается, дальний свет фар и фиксируется показание вольтметра, которое должно быть 27…29,2 В.

Контрольную проверку генератора проводят на специальном стенде, обеспечивающем плавное изменение частоты вращения ротора генератора. Если генератор исправен, то все его параметры должны соответствовать технической характеристике.

Отказ в работе генератора может произойти из-за выхода из строя выпрямительного блока. Проверять блок надо на разобранном генераторе при отсоединенной обмотке статора, используя аккумуляторную батарею и контрольную электролампу. Проверяя диоды плюсовой шины выпрямительного блока, к ней через контрольную лампу надо присоединить «-» аккумуляторной батареи, а «» аккумуляторной батареи, а «-» поочередно подсоединять к противоположным выводам диодов. Исправные диоды выпрямительного блока проводят ток только в одном направлении, и, следовательно, лампа должна гореть только при включении диодов в проводящем направлении. Если контрольная лампа горит или не горит при подключении ее в обоих направлениях, то диод неисправен. Необходимо заменить весь выпрямительный блок.


Рис. 4. Установка аккумуляторных батарей: 1 - ящик-гнездо; 2 - стяжка; 3 - застежка крыши ящика; 4 - корпус; 5, 6 - пластины; 7- сепаратор; 8 - плюсовая клемма; 9 - минусовая клемма; 10-клемма-колодка; 11 - крышка; 12 - планка; 13 - наливное отверстие; 14 - крышка аккумулятора; 15 - межэлементная перемычка

Запрещается проверять выпрямительный блок: от источника напряжением более 24В; от источника переменного тока; без контрольной лампы, включенной последовательно с выпрямительным блоком.

Устанавливая генератор на двигатель, необходимо учитывать, что задний болт крепления генератора к кронштейну входит в разрезную опору, а лапа передней крышки генератора крепится без зазора. В связи с этим сначала необходимо ослабить стяжной болт разрезной опоры, затянуть болты крепления генератора и лишь затем полностью затянуть стяжной болт задней опоры генератора.

К атегория: - Автомобили Камаз Урал

Автомобильная система электроснабжения питает все электрические приборы автомобиля и постоянно поддерживает необходимое напряжение электрооборудования. Данная система должна обеспечивать долговечную и надежную работу всего автомобильного электрооборудования.

Электрическую энергию на автомобиле вырабатывает генератор, который также подзаряжает аккумуляторную батарею. Своевременное техническое обслуживание генератора поможет вам избежать многих проблем в дороге.

Техническое обслуживание подразделяется на:

Ежедневное техническое обслуживание - которое включает в себя внешний осмотр на возможные вмятины, трещины, свист и т.д. Также при этом проверяется натяжение генераторного ремня и показания приборов.

Техническое обслуживание №1 - при этом зачищаются контакты и подтягиваются крепления генератора.

Техническое обслуживание №2 - при этом генератор необходимо снять с двигателя и проверить все его компоненты на наличие повреждений, люфтов, загрязнений и т.д.

Разборка автомобильного генератора

  • вывернуть 2 винта, которые крепят щеткодержатель к крышке, после это демонтировать крышку;
  • вывернуть винты, крепящие крышку подшипника и извлечь крышку;
  • вывернуть стягивающие шпильки;
  • совместно со статором снять крышку, которая расположена со стороны контактных полей;
  • отсоединить от выпрямителя фазные выводы обмотки генератора;
  • открутить гайку со шкива, при этом шкив от проворачивания необходимо удерживать спец. приспособлением или ключом;
  • извлечь шкив;
  • извлечь вентилятор, достать шпонку, извлечь втулку распорную;
  • используя съемник, снять крышку совместно с подшипником со стороны роторного вала.

После разборки генератора, необходимо тщательно проверить состояние всех его компонентов, как визуально, так и при помощи специального оборудования.

При проведении технического обслуживания со снятием генератора с двигателя автомобиля обязательно необходимо проверять высоту щеток. Она должна быть равна 8 миллиметров от основания щетки до пружины. При износе щеток более 0,5 миллиметров по диаметру, необходимо щетки заменить на новые. Также при этом необходимо обязательно проточить контактные кольца, минимальный диаметр которых должен составлять не менее 29,3 миллиметра.

Нужно хорошо осмотреть подшипники на наличие повреждений и загрязнений. Если необходимо заменить на новые.

При загрязнении выпрямительного блока, требуется хорошо очистить его от мусора, грязи и пыли продувкой сжатым воздухом.

Обмотку возбуждения ротора, можно проверить обычным омметром. Щупы омметра крепятся к якорным контактным кольцам и по параметрам сопротивления, определяется отсутствие замыкания и возможного обрыва. Также можно применяя обычную контрольную лампу найти в возбуждающей обмотке обрыв. Данную проверку можно осуществить без демонтажа генератора.

Обмотки статора на наличие короткого замыкания и обрыва проверяются индикатором и источником питания. Межвитковое замыкание в статорных обмотках определяется при помощи обычного омметра. Если исправны все обмотки, то все фазные обмотки должны иметь одинаковое сопротивление.

Диоды выпрямительного блока также проверяются индикатором и любым источником питания. Исправный диод будет пропускать ток лишь в одном направлении. Если же диод неисправен, то он пропускать ток будет в обоих направлениях или не пропускать вообще. Если хоть один диод неисправен, нужно менять весь выпрямительный блок.

Также, можно короткое замыкание на диодах определить без снятия генератора с двигателя автомобиля. Для этого необходимо использовать омметр или обычную контрольную лампочку.

Правила эксплуатации генератора

Нужно знать: при работе автомобиля на средних оборотах, полностью заряженной АКБ и включенных фарах, амперметр должен показывать значение равное 0. При постоянном показании амперметром повышенного разряда, нужно проверить генератор на возможные неисправности. Кипение электролита в АКБ, повышенный ток заряда и частая доливка в АКБ воды свидетельствует о большом напряжении и нарушении работы регулятора напряжения.

Нельзя:

  • запускать двигатель, если отсоединен от генератора плюсовой провод, при этом может возникнуть опасное для выпрямителя напряжение;
  • подсоединять АКБ неправильной полярности;
  • допускать работу генератора при отсутствии АКБ;
  • проверять исправность генератора «искрой» путем внешнего замыкания между собой клемм регулятора напряжения или генератор питать от постороннего источника питания;
  • соединять шину щеткодержателя, с «+» генератора или клеммами;
  • проверять исправность генератора и всей электрической цепи автомобиля контрольной лампочкой или другими приборами, питаемыми напряжением более 36 Вольт при подключенном генераторе;
  • допускать попадание воды или масла на генератор.

Неисправность автомобильного генератора

Самые распространенные неисправности генератора связаны с выдаваемым напряжением: оно или меньше или больше допустимого. Данные неисправности в большинстве случаев лечатся быстро, к примеру, заменой регулятора напряжения. При наличии более серьезных последствий, возможно, придется ремонтировать генераторные обмотки. В основном обмотки генератора ремонтируются при межвитковом замыкании или обрыве. Также межвитковое замыкание иногда сопровождается воем генератора при работе.

Знайте, если генератор во время работы сильно шумит, необходимо проверить обмотки или подшипники генератора.

Достаточно часто в генераторах, появление разнообразных неисправностей происходит в связи с другими поломками. Наиболее просто пример - повышенный люфт подшипников. При этом возникает биение ротора и он цепляет обмотками за статор. В результате генератор будет работать недолго и в скором времени, необходимо будет менять обмотки генератора. Также при износе щеток может понадобиться замена обмоток генератора. «Зависшие» или изношенные щетки создают в обмотках большой ток, который становится причиной неисправности обмоток. Часто на роторе генератора появляется слой окислов или нагар, препятствующий прохождению тока. При этом также нарушается работа генератора.

Самая частая и простая неисправность это когда после пуска двигателя датчик показывает, что зарядки нет.

Возможные причины:

  • плохо натянут ремень привода генератора, нужно его натянуть;
  • обрыв в проводки, которая питает цепь возбуждения (использовать для этого вольтметр или контрольную лампочку);
  • проверить исправность амперметра, остановить двигатель и включить все фары (исправный амперметр будет показывать разрядку).

Соблюдая данные простые правила, вы никогда не столкнетесь с неожиданной остановкой автомобиля, в связи с неисправностью генератора.

Периодическое обслуживание генератора вы можете производить самостоятельно, но если вы сняли неисправный генератор с автомобиля и не смогли найти неисправность, то желательно отдать его в автосервис, для проверки на специальном стенде. Там найдут неисправность и устранят ее в кратчайшие сроки.

Генератор автомобиля относится к категории сложных приборов электрооборудования, поэтому его отказ в работе доставляет массу неприятностей хозяину. В этом случае аккумулятор не будет получать зарядки, двигатель не сможет функционировать. Поездки на машине становятся затруднительными. Получается, что генератор следует отправлять в ремонт или же покупать новый.

Любой вариант будет не дешевым. Следует уточнить цены на новые изделия, подержанные генераторы. Затем сравнить стоимость с расценками на ремонт. Тогда можно принять правильное решение. А если автомобилист знаком с паяльником, владеет электротехническими знаниями, то он вполне может осилить самостоятельный ремонт генератора. У данного устройства может просматриваться несколько причин отказа.

Вот перечень неисправностей генератора:

  • генератор не осуществляет зарядку;
  • устройство дает малое напряжение;
  • происходит перезаряд;
  • зарядка выполняется генератором, но при этом на приборной панели мигает контрольная лампа;
  • возникает посторонний шум при работе генератора.

Итак, обсудим все неисправности по порядку:

Если не наблюдается зарядки аккумулятора, то возможны следующие варианты развития сценария...

  1. Отошел или перегорел предохранитель
  2. Возник предельный износ щеток, произошла поломка или заедание
  3. Реле регулятора неисправно
  4. Наблюдается обрыв в цепи статора (ротора), замыкание обмотки

При первых трех неисправностях нужно совершить замену деталей, которые вышли из строя. Наиболее серьезный в ремонте - это пункт 4. Бывает несколько выходов. Требуется обмотку статора сдать в ремонт, или купить новую и самому ее заменить. Второй вариант по замене более приемлемый. Возможно, необходим ремонт ротора, если дело в обрыве обмотки.

Рассмотрим наиболее встречающийся вариант - обрыв возник рядом с кольцами контактными, произошла распайка одного конца обмотки. Тогда требуется отмотать виток назад с обмотки ротора на участке разрыва. Длины провода должно хватить для припайки к контактному кольцу. Затем отломанный конец обмотки выпаивается от контактного кольца, монтируется «живой» конец этой обмотки (то есть провод, который отмотали назад).

Возможно, была только распайка конца у обмотки ротора. Значит нужно лишь ее припаять. Если необходимо, стоит зачистить контактные кольца. При глубоком износе дефект устраняется обычным мягким напильником.

Заодно можно уточнить еще одну категорию неисправностей, это «шум генератора». Осмотрите подшипник ротора. Если он вышел из строя, замените его. Возможно, у подшипника не наблюдается люфта, создается только шум. Тогда снимите защитную накладку подшипника, промойте ее в бензине, внедрите новую смазку (это треть от объема подшипника). Смазку используют стандартную, к примеру, Литол -24.

  • происходит недозаряд (перезаряд), значит, проблема с реле регулятором, требуется его замена. Возможно, наблюдается пробой диода в диодном мосту;
  • отмечено горение контрольной лампы при исправном токе, видимо, пробой одного из диодов, отвечающих за цепь питания этой контрольной лампы.

Находятся они тоже в диодном мосту. Чтобы достичь диодного моста, следует открутить на разобранном генераторе три гайки (понадобится ключ на «7»). Снять крепления статорной обмотки, отдать гайку крепежа плюсового вывода генератора, снять диодный мост. Осуществляя подобную операцию, вполне можно поменять обмотку статора.

При должных навыках, все это понятно и не вызовет затруднений. Однако, если до сих пор Вы никогда ничего не чинили, то не стоит начинать с такого важного агрегата, как генератор Вашего автомобиля. Потренируйтесь на чужих:). Это шутка, конечно.

А вот как выглядит этот процесс:

Долгой Вам езды без поломок!