О правильной посадке водителя за рулем автомобиля. Как правильно сидеть за рулем, полезные советы Правильное положение за рулем

Навык правильной посадки за рулем автомобиля необходим каждому водителю. Особенно тем, кому приходится совершать дальние рейсы. Ведь, ни для кого не секрет, что сидячая поза самая вредная для здоровья и еще хуже, если мы эту позу принимаем длительное время. Поэтому, важно знать, как правильно располагать свое тело на водительском кресле, чтобы при езде не возникало усталости, не клонило ко сну и не затекали неподвижные суставы и в дальнейшем не появились проблемы со здоровьем. К тому же правильная посадка дает возможность сконцентрировать все внимание на дороге и в случае опасности, быстро среагировать и не попасть в ДТП.

Итак, каков основной принцип правильного положения за рулем? Что нужно сделать, чтобы зафиксировать себя в нормальной посадке?

Главная особенность верного водительского положения за рулем – это максимальное соприкосновение водителя со спинкой кресла. Большинство начинающих автомобилистов располагаются на краю сидения, крепко сжав руками рулевое колесо, что обеспечивает повышенную нагрузку на руки и уменьшает пространство для совершения какого-либо маневра. Эта модель поведения объяснима с точки зрения физиологии – новичок находится в нервном напряжении и страхе, который особенно остро ощущается в районе солнечного сплетения. Поэтому начинающий водитель сжимает пресс живота, тем самым, отрываясь от спинки сидения. Водитель со стажем, а, тем более, автогонщик действуют по другому принципу. Они упираются руками на рулевое колесо или лево ног в пол, чтобы максимально вжаться в кресло – этот прием позволяет увеличить контроль над автомобилем и его управляемость. Такая техника особенно полезна при поворотах, потому что позволяет не терять равновесия тела за рулем и не отвлекаться от дороги.

Порядок действий для принятия правильного положения тела

1. Сядьте в кресло. В автомобиле с МКПП выжмите до конца педаль сцепления, при этом угол под вашим коленом должен составить 120-150 градусов, а мысок немного вытянут. Подгоните сидение под эти параметры. Если в автомобиле АКПП, то правой ногой выжмите педаль газа до упора, чтобы она оставалась немного согнутой в колене. Спинку сидения отрегулируйте таким образом, чтобы левая рука, лежащая поверх руля, согнулась в локте на те же 120-150 градусов.

2. Подгоните сидение так, чтобы ваши спина и лопатки полностью прилегали к спинке кресла. Спина должна без напряжения опираться на спинку, а ягодицы плотно входить в углубления седалища. Поясница должна быть выпрямлена. Помните, что спинка сидения принимает полный вес туловища при наклоне около 30 градусов от вертикали. Помимо этого, ваши ноги должны легко дотягиваться до педалей, а руки, держащие руль, быть слегка согнутыми в локтях, создавая угол не меньше 120 градусов. Не используйте руль в качестве опоры, он должен испытывать только вес ваших рук.

3. Натяните ремни безопасности, чтобы быть туго пристегнутым. Соблюдая это условие, вы получите дополнительную информацию об ускорении и силах, воздействующих на ваш автомобиль. Кроме того, если вы не будете пристегнуты, то вас, в случае столкновения, ударит подушкой безопасности.

4. Левой рукой зажмите руль в верхней точке, правой включите дальнюю передачу (МКПП – пятая, если нет, то третью, в АКПП – положение Р).

5. Если в автомобиле присутствует функция регулировки наклона кресла, то приподнимите передний край сидения.

6. Руки должны удерживать рулевое колесо в его верхнем сегменте (10-2 по циферблату). Это правильное положение, которое минимизирует лишние движения и позволяет действовать оперативно.

7. Не перенапрягайте руки, а то потом возникнет мышечная боль от повышенной утомляемости. Захватывать рулевое колесо вы должны мизинцами и безымянными пальцами рук, большие пальцы остаются внутри обода руля, остальные пальцы пусть будут полурасслаблены, но готовые в любой момент усилить хват.

8. Отрегулируйте наклон рулевой колонки, чтобы кисти рук не были выше локтей, так как такое положение затрудняет кровообращение и приводит к усталости.

9. Настройте правильное положение подголовника, для этого установите его в районе вашего затылка и насколько возможно приблизьте его к голове. Имейте в виду, подголовник предназначен защищать вашу шею от перелома, при ударе сзади, поэтому не обязательно прилегать к нему головой во время движения.

10. Левую ногу расположите на педали сцепления, а правую на тормозной педали, опустите пятки по вертикальным осям этих педалей. Далее, не отрывая пятки от пола, носки поверните наружу, так, чтобы, носок левой ноги лег рядом с педалью сцепления, а носок правой ноги касался педали газа. Если не выполнять это условие и отрывать пятки от пола, когда переносите ногу с одной педали на другую, то у вас будет смещен центр тяжести, что приведет к усталости, а также это грозит потерей времени, требуемого для быстрого совершения маневра.

Правильная посадка для обладателей нестандартного телосложения

Если вы обладатель нестандартного телосложения, то вам надо знать следующие рекомендации:

  • При длинных ногах сядьте так, чтобы ваши ноги и туловище составили чуть ли не прямой угол в 90 градусов. Смотрите по рукам, если им удобно, то и ногам будет также комфортно.
  • При длинных руках , на большее расстояние, отбросьте спинку назад и немного подвиньтесь ягодицами к краю сидения, как бы сползите. При этом шея будет больше напрягаться, будьте готовы к этому.
  • Если у вас маленький размер ноги , то подложите небольшую дощечку такой высоты, чтобы пятки не отрывались от пола;
  • Если у вас короткие руки сядьте вертикально, немного согнув ноги. Вам придется согнуть рукоятку КПП, чтобы для переключения передач вам не пришлось наклоняться вперед;
  • Если у вас слабые руки , то установите руль большего диаметра и охватывайте его в верхней точке обеими руками, чтобы хват был широким.

Добейтесь устойчивого положения тела. Весь вес должен уйти на седалище и спинку кресла. Проверьте правильность посадки – если у вас получается одновременно отрывать ноги от пола и руки от рулевого колеса, то значит, вы все сделали верно.

  • При движении по городу, чуть больше сгибайте руки в локтях. Правильный угол сгиба локтя определяется таким образом, выпрямите руку и положите сверху на рулевое колесо, чтобы обод был на уровне локтевого сгиба.
  • Если двигаетесь по скользкому покрытию и неровностям, чуть разведите локти вверх наружу, таким образом, вы заставите работать мышцы спины, что позволит вам легче управлять автомобилем, особенно, если у него передний привод.
  • После переключения передач не держите ногу над педалью сцепления. Это вам не дает дополнительного контроля над машиной, тем более мышцы ноги быстрее устают и теряется время для совершения нужного маневра.
  • Как только переключите ступень, сразу возвращайте правую руку на руль.

Человек привыкает ко всему в течение 21 дня, поэтому настройте свою волю именно на этот промежуток времени и постоянно контролируйте свое положение за рулем. Эти навыки очень полезны водителям и правильное управление в совокупности с правильной посадкой могут спасти вам жизнь в опасной ситуации.

Для закрепления полученных теоретических навыков, просмотрите следующее видео.

Частая ошибка многих водителей с многолетним стажем – это привычка занимать неправильное положение тела, находясь за рулем транспортного средства. Ввиду особенностей первого автомобиля (сломанный тумблер регулировки сиденья, широченное рулевое колесо «Волги», и т.д.), они привыкают к неэффективной позе, при которой помимо несоблюдения правил безопасности, существует активная угроза здоровью (а именно осанке). Правильная посадка водителя за рулем для многих – вещь табуированная (почему-то, признаться в незнании этих основ считается зазорным). Данная статья призвана развеять многочисленные мифы, и стать настоящим пособием для не знающих как правильно сидеть за рулем.

При выполнении следующих важных правил следует учитывать особенности вашей антропометрии. Если в статье встречается показатель угла наклона руки в 120 градусов, то ввиду особенностей вашего роста необходимо отрегулировать все остальные показатели до соответствующих значений (длину сиденья, высоту рулевого колеса и т.д.).

Также, важным фактором является чувство комфорта после регулировки всех составляющих по ниже описанной памятке. Не бойтесь экспериментировать и отходить от заданных значений (в мерах допустимой нормы). Так как особенности строений разных людей индивидуальны, нормативы волей-неволей будут применимы одним и невозможны для других. Анализируйте полученную информацию и определяйте наиболее важные из них.

В приоритете комфорт и удобство водителя, а не пассажира, находящегося за ним.

Подбор положения сиденья

Это основа всех основ. Именно с настройки этого фактора начинается процесс создания места, удовлетворяющего все требования. Правильная посадка водителя полностью зависит положения сиденья. Перед настройкой необходимо учитывать особенности роста и веса водителя. Обеспечьте максимальный комфорт за рулем, а после приступайте к регулировке.

  • В сидячем положении необходимо чтобы запас хода до края сиденья был равен минимальному 3-4 сантиметра.
  • Ноги должны свободно доставать до педалей.
  • Уровень сгиба ноги в колене должен быть приблизителен 120 градусам.
  • Угол наклона спинки водительского кресла должен быть равен 75-90 градусам (в зависимости от дальности поездки).
  • Спина должна полностью контактировать со спинкой кресла.
  • Подголовник должен быть строго отрегулирован до высоты затылка.

Угол сгиба в коленном и локтевом суставе может колебаться до 10-15 градусов.

Регулировка руля и положение рук

Завершив регулировку высоты и длины кресла следует переходить к расположению рук на рулевом колесе. Правильная посадка за рулем – это одно из самых главных условий, так как от него напрямую зависит управляемость автомобилем. Следует учитывать возможность быстро провести требующийся маневр, без предварительной смены положения тела и рук. При настроенном доступе до рулевого колеса, это позволяет сохранить драгоценные миллисекунды.

Автомобильные эксперты и инструктора автошкол советуют разделять рулевое колесо на условный циферблат и дают советы отходя от следующих значений:

  • правую руку разместить на условной позиции «2 часа»;
  • левую руку разместить на условной позиции «10 часов»;
  • сгиб в локтях равен 120 градусов (кисти выше локтей);
  • пальцы полностью обхватывают рулевое колесо. Большой палец должен контактировать с горизонтальной перекладиной (если такова имеется).

Очень важно научится не отпускать руль, особенно при совершении резких маневров (если речь не идет об автомобиле с автономным интерфейсом управления). Перехваты руля осуществлять поочередно, не допуская свободному раскруту последнего.

Пример правильно расположенных ладоней на рулевом колесе.

Ремень безопасности

Не будем лукавить: уровень использования ремня безопасности в нашем регионе рекордно низкий, при лидировании в таблице аварийности на дорогах. Однако, следует помнить, что вышеперечисленные настройки позиции и регулировки правильной посадки ни к чему не приведут, если не использовать эту пассивную меру безопасности. Крайне важно знать, как правильно пристегнуться чтобы датчики измерения объема подушек безопасности сработали правильно. Итак, как это сделать:

  • пристегнутый ремень не должен контактировать с горлом;
  • пристегнутый ремень должен идти диагонально от плеча по всей груди до бедра;
  • фиксировать водителя/пассажира к креслу (вы должны ощущать нажим, но без фанатизма);
  • зажим фиксатора должен удерживать защелку ремня даже при серьезном силовом воздействии на него.

Ремни безопасности не должны сильно вдавливать туловище и прижимать к сиденью, но натяжку желательно чувствовать.

Настройка боковых зеркал и зеркала заднего вида

Когда мы заняли правильное и удобное для нас место, и проверили доступность к важным элементам управления необходимо убедиться в качественном доступе к осматриваемым зонам. Чтобы не вертеть головой по сторонам, и быть предельно сконцентрированным на проезжаемом участке впереди себя, следует предварительно настроить зеркала заднего вида и боковые зеркала. Настройка зеркал заднего вида и боковых зеркал проводится в строгом соответствии заданным нормам:

  • внешние наружные зеркала должны освещать дорожное покрытие и небо в соотношении 1:1 (условный горизонт посередине);
  • во внешних наружных зеркалах должна быть видна ручка задней двери;
  • в зеркале заднего вида (внутреннем) должно отображаться заднее стекло автомобиля.

Памятка по настройке вида в зеркалах заднего и бокового вида.

Правильное положение ног водителя на педалях

Правильное расположение ног также важно, как и расположение рук на рулевом колесе (о нём вы можете прочитать чуть выше). Предельно важен этот пункт для обладателей автомобилей на МКПП, так как им необходимо периодически отрывать ногу от поверхности педали во время движения. Следующие правила помогут правильно разместить ноги на педалях, и значительно повысить эффективность управления:

  • нога должна постоянно контактировать с какой-либо из педалей;
  • стопа правой ноги должна быть размещена между педалью «газ» и педалью «тормоз», а нажатие осуществляется переносом веса стопы на одну из сторон (пятка не отрывается пола);
  • точка опоры при нажатии должна находится в серединной части стопы.

Не отрывайте пяту от предположительного центра доступа к обеим педалям (тормоза и газа).

Следует отметить, что подобные манипуляции перед каждой поездкой проводить не требуется. Единожды настроив под себя сиденье, спинку кресла, рулевое колесо и зеркала вам больше не нужно будет проводить схожие действия каждый раз (возможно, изредка необходима будет подрегулировка). Однако, прежде чем трогаться с места важно совершить несколько незначительных, но крайне важных алгоритмов, которые значительно повысят эксплуатационный срок вашего автомобиля. Новичкам, необходимо заучить следующий перечень правил:

  • если ваш автомобиль имеет МКПП, перед запуском двигателя убедитесь, что ручка находится на позиции Р, или выжмите педаль сцепления;
  • проверьте угол обзора в зеркалах (возможно, во время вашего отсутствия произошла несанкционированная смена положения зеркал);
  • Если автомобиль находится в подчинении у 2-х или более водителей, проверяйте и настраивайте положение кресла индивидуально под себя.

Не бойтесь быть аккуратным и внимательным к наименьшим деталям и оплошностям. Важно приучить себя как можно раньше реагировать на малейшие изменения в перемене комфорта и безопасности. Соблюдение вышеописанных положений значительно увеличит ваш уровень управляемости авто, и повысить безопасность. В следующем материале мы детально рассмотрим советы и правила как правильно рулить и управлять транспортным средством.

Если вы найдете ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

Сегодня мы поговорим про то, как правильно сидеть за рулем, дадим семь полезных рекомендаций, которые позволять избежать дискомфорт при поездках на дальние расстояния.

Многие современные люди значительную часть времени проводят за рулем автомобиля. Для многих из них вождение является основной частью их работы.

Однако поездки часто сопровождаются физическим дискомфортом. Оказывается, такие ощущения в основном зависят не от особенностей сидений, а от того, как в них располагается водитель.

Каким образом необходимо сидеть за рулем?

Основные принципы правильной посадки за руль

Приведем основные принципы правильной посадки в автомобиле.

  • 1. Ключевой момент в правильной посадке – максимальное расслабление мышц. Важно найти удобное положение тела, при котором эта задача будет выполнена. Тогда вам будет проще сосредоточиться на вождении автомобиля и быстро реагировать, если возникнет необходимость.

  • 2. При правильной посадке нагрузка должна приходится прежде всего на сиденье. Конечности при этом могут свободно двигаться, что будет способствовать лучшему качеству вождения.

  • 3. Спина должна касаться спинки сиденья в областях поясницы, лопаток и нижней части шеи. Это поможет лучше управлять (чувствовать) своим автомобилем и оставаться в сидении на поворотах.

  • 4. Важно подобрать удобное расстояние между сиденьем и рулем, при котором вам будет удобно жать на педали, и в то же время ваши ноги не будут полностью выпрямлены. Ноги необходимо держать постоянно согнутыми (угол в коленях 120 градусов). Таким образом, вам не нужно будет постоянно тянуться к педалям, и ваша спина не будет согнутой.

  • 5. Найдите наиболее подходящее расположение рук при вождении. Определить его можно таким способом: когда левая рука лежит на верхней части руля, она должна быть немного согнута (угол в локтях 120 градусов). В некоторых автомобилях рулевая колонка регулируется по высоте и по вылету.

  • 6. Подголовник необходимо установить на уровне затылка водителя. Затылок, спина и плечи при этом должны образовывать линию под углом 110-120 градусов. Это также поможет расслаблению вашего тела при вождении.
  • 7. Убедитесь, что ремень безопасности лежит от плеча и проходит вдоль всей груди. Никогда ремень не должен оказаться на уровне горла. Ремень прилегает к груди так, что между ними можно просунуть ладонь. Тогда ремень не будет давить на грудную клетку, и в экстренной ситуации спасет водителя.

Итог

Конечно, посадка конкретного человека в машине зависит и от его физиологических особенностей.

Зная основные принципы правильной посадки, вы сможете подобрать для себя оптимальное положение за рулем автомобиля и меньше уставать во время вождения.

Если в статье есть видео и оно не проигрывается, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно введите любое слово и нажмите "ОТПРАВИТЬ". Спасибо.

Мастерство вождения автомобиля приходит с опытом, и состоит оно из множества факторов. Какие-то из них становятся заметными лишь в критических ситуациях, о каких-то можно судить по стилю вождения. Но есть один момент, позволяющий сразу же «выявит» настоящего профессионала - это посадка водителя за рулем. Современный автомобиль имеет огромное количество "настроек" - педалей, руля и самого водительского кресла, разобраться с которыми не так легко, особенно новичку.

Как правило, в процессе обучения вождению, вопросу правильной посадки за рулем автомобиля уделяется катастрофически мало внимания . Стандартная «поза» новичка за рулем выглядит достаточно узнаваемо - очень близкое расположение грудной клетки к рулевому колесу и вытянутая вперед голова. Новичку кажется, что в таком положении дорога видна гораздо лучше. Если инструктор не подсказывает вовремя, такая поза станет привычной для автомобилиста, что обеспечивает ему быструю утомляемость при управлении, а также снижает скорость реакции в случае чрезвычайной ситуации.

Три точки соприкосновения спины с креслом

В том случае, когда посадка за рулем осуществлена по всем правилам, даже самое длительное путешествие на автомобиле не станет причиной появления жалоб на боль в спине, невозможность «разогнуться» или отек ног. Кроме того, правильное положение водителя существенно облегчает процесс управления авто и повышает скорость реакции. Стоит понимать, что даже самые бюджетные автокресла, снабженные минимальным количеством регулировок можно подогнать «под себя».

Наиболее частой ошибкой в настройке кресла можно считать его чрезмерный подъем. В этом случае кресло поддерживает только спину, как правило, лишь в одном месте. Это обеспечивает возникновение очень серьезной нагрузки на позвоночник, и даже кратковременные поездки в таком положении приводят к возникновению болевого синдрома и ощущению усталости. Если неправильная посадка за рулем сохранятся на протяжении длительного времени, неизбежны такие проблемы с позвоночником, как остеохондроз или радикулит.

Совет! Первую настройку стоит доверить профессионалу, так будут гарантированы отсутствие проблем и более комфортный режим вождения.

Настройка водительского места должна осуществляться таким образом, чтобы спина соприкасалась с ним в трех точках - поясница, лопатки и нижняя часть шеи. В этом случае обеспечивается не только рекомендованное, правильное анатомическое положение спины, исключающее возникновение проблем со здоровьем, но и возможность «чувствовать» автомобиль при совершении маневров. Такая правильная посадка за рулем не позволит водителю соскользнуть с кресла при резком маневрировании, даже если оно не имеет боковой поддержки.

В процессе изменения регулировок кресла не стоит забывать про ноги. Нецелесообразно придвигать водительское кресло излишне близко к рулевому колесу. В этом случае неизбежно соприкосновение руля и ног водителя, что не способствует улучшению управляемости. В идеале кресло должно быть расположено так, чтобы коленный сустав был согнут под углом 120º, и при правильном положении спины была возможность полностью выжать педаль сцепления, не меняя положения тела.

Расположение рук на руле

Помимо правильного положения корпуса водителя, огромное значение имеет и расположение рук на рулевом колесе. Этому моменту необходимо уделять достаточное внимание, что понимают профессиональные инструкторы автошкол, но несмотря на их усилия, успешная сдача экзаменов и получение прав, практически сразу «отбивает» у новоиспеченного автомобилиста память о том, как же правильно держать руки, и вообще о том, что в природе существует такое понятие, как правильна посадка в авто.

После посадки в новый автомобиль, руль необходимо настроить под себя так же, как и само кресло. Практически все современные автомобили имеют возможность регулировки рулевого колеса по нескольким позициям. Кроме этого, на руле часто имеются и специально предназначенные для более удобного хвата приливы. Игнорировать их наличие не стоит, поскольку расположены они таким образом, чтобы осуществлять управление авто было максимально эффективно, без лишних нагрузок на плечевой пояс.

Правильное расположение рук имеет еще одно немаловажное значение. Большинство автомобилей оснащены подушками безопасности, одна из которых расположена именно на руле. Если руки расположены неправильно, срабатывание подушки может привести к тому, что их просто «бросит» в лицо , что чревато весьма серьезными травмами, особенно когда человек не пристегнут. Оптимальное расстояние до руля самостоятельно определить достаточно просто - запястья рук при правильном положении будут свободно «дотягиваться» до крайне верхней точки обода, при этом ступица не должна "нацеливаться" в область живота водителя, а «смотреть» ему в лицо.

Подголовник и ремень безопасности

Даже автолюбители с большим стажем часто не знают, какое положение подголовника считается правильным, и регулируют его неверно. Самое опасное положение подголовника, когда он расположен на уровне шеи. В этом случае даже сравнительно слабый удар сзади может привести к серьезной травме шейного отдела позвоночника, вплоть до летального исхода. Единственное верное положение подголовника - на уровне затылка, наклоненный таким образом, чтобы затылок, плечи и спина образовывали прямую линию, но под углом 110 градусов.

Положение ремня безопасности также необходимо регулировать для каждого водителя индивидуально. В первую очередь регулируется его длина. Он должен проходить от левого плеча через всю грудную клетку водителя, минуя область шеи и горла. К каким последствиям может привести ремень, идущий через шею объяснять не следует. Регулируется и сила натяга ремня - в идеале между правильно натянутым ремнем и грудной клеткой водителя можно просунуть ладонь. В процессе передвижения такой ремень не станет излишне давить и сковывать движение, а при аварийных ситуациях будет предельно эффективен.

Необходимо понимать, что безопасная посадка за рулем - это правильная посадка, которая будет считаться таковой лишь при корректно выполненных настройках кресла и самого положения рулевого колеса. Если самостоятельно разобраться с положением спинки и подголовника можно интуитивно, то с высотой сиденья многие водители испытывают затруднения. Чтобы обеспечить оптимальный обзор дороги впереди и пространства вокруг автомобиля, необходимо чтобы от макушки головы водителя до потолка авто расстояние было не менее пяти см. в этом случае обеспечивается максимальный контроль за пространством, конечно, при условии правильной регулировки зеркал - заднего вида и боковых.

Распространенные ошибки и их последствия для водителя

Существует четыре наиболее распространённых ошибки:


Вышеперечисленные ошибки можно считать наиболее опасными, а при своей совокупности в транспортном средстве могут привести к гибели водителя или получению им тяжелых увечий. Соответственно, любой автомобиль следует настраивать под нового водителя или перед дальними поездками. Стоит понимать, что как правильно сидеть за рулем автомобиля не учат в автошколах, по крайней мере далеко не в каждой. О том, как правильно сидеть за рулем было сказано не мало, и это не случайность. Правильная посадка автомобилиста за рулем не только в состоянии повысить безопасность на дороге и спасти ему жизнь, но и существенно облегчить сам процесс управления авто.

Недавно мы рассказывали, как правильно держать руль . Теперь настала пора поговорить о секретах правильной посадки на водительском сиденье.

В аварийной ситуации водитель действует инстинктивно. Причем перед самым ударом невольно упирается руками в обод руля, а ногами в пол или педали, пытаясь смягчить последствия. Если коленные и локтевые суставы при этом будут полностью выпрямлены, можно получить травмы даже от несильного толчка.

Чуть согнутые конечности парируют удар куда лучше. Отсюда первое правило подгонки сиденья: прямым рукам и ногам - нет!

Второе правило: органы управления не должны служить точками опоры. Если проще - с их помощью управляют, а не держатся за них. Вот простейший способ проверки: сидя в водительском кресле, оторвите ступни от пола, а ладони от руля.

Если при этом ваше тело не валится вперед или назад, посадка правильная. В противном случае откорректируйте положение сиденья. Иногда достаточно чуть изменить наклон подушки.