Чем смазать вал электродвигателя чтобы не замерзал. Чем смазать редуктор болгарки? Полезные советы, рекомендации мастеров

Корректная работа электродвигателя подразумевает соблюдение правильной технологии его обслуживания и бережного к нему отношения. Одним из таковых является содержание смазки в подшипниках, уровень которой необходимо стабильно поддерживать. Это обеспечит качественное функционирование всех деталей подшипника, а, значит, и защитит от возможных производственных простоев, вызванных незапланированной потребностью к замене подшипникового узла. Поэтому проверка масла должна выполняться в установленный период и, при необходимости, вноситься в нужном количестве.

Определить, что смазка теряет свои свойства и требует замены можно по следующим признакам:

  • электродвигатель без видимой причины теряет обороты;
  • наблюдается нагрев зоны положения подшипника;
  • подшипник начинает плавиться.

Поскольку в электродвигателях могут использоваться подшипники и скольжения, и качения, выбор смазывающих материалов подбирается из расчёта использования смазочного чистого масла для первых и консистентной маловяжущей смазки для вторых. При этом нельзя допускать содержание кислотных или смоляных компонентов. Их непосредственное наличие обеспечивает вспенивания смазочного материала от трения и перемешивания, что приводит к потере свойств и износу подшипникового механизма. И если масло необходимо проверять и при необходимости доливать раз в полгода, то пластичную смазку заменяют только при ремонтных работах, в случае, когда ранее не было замечено нарушений функционирования, шума и перегрева в узлах.

Надёжная смазка, которой обеспечивают для надлежащей работы, позволяет увеличить интервал между сервисными обслуживаниями, а также снизить уровень потерь энергии и продлить срок службы всего агрегата. При этом особые условия функционирования и высокие нагрузки предполагают для смазок обладание следующих свойств:

  • стойкость к реакциям окислительного характера;
  • высокая антикоррозийность;
  • хорошая прокачиваемость;
  • высокие температурные параметры;
  • стойкость к условию быть смытым водой.

Смазать подшипник скольжения электродвигателя

Правильный процесс смазывания подразумевает наличие технических навыков и достаточного количества знаний как самого электродвигателя, так и работы с масляными субстанциями. В своей практике компания ЭНЕРГОПУСК имеет непосредственную близость к электродвижущим агрегатам, поэтому рекомендует вызов необходимых специалистов для проведения подобного рода обслуживания. Впрочем, если Вы уверены, что сможете справиться самостоятельно, рекомендуем следующие показания к замене масел. Итак, прежде чем выполнять это, необходимо:

  1. Выполнить промывку подшипников керосиновой жидкостью или чистым бензином;
  2. Продуть воздухом для просушивания;

Далее следует укладка или заливка нового смазочного материала. Если используется масло, то перед полной заливкой данной жидкости, весь подшипник промывают рабочим материалом, устанавливают механизм в узел и только потом заливают необходимое количество масла. Если используется пластичный смазочный материал, его укладка выполняется сразу после обдувания. При этом количество закладываемого материала должно заполнить 2/3 камеры узла. Закладку следует выполнять специальной лопаткой из металла и дерева, которая позволит набивание смазки в углубления колец и межшариковые пространства. Современные агрегаты, например, такие как отличаются хорошими показателями ускорения и скорости, поэтому после замены смазочных компонентов первичные запуски выполняются изначально методом ручного прокручивания, а впоследствии, при режиме холостого хода.

Своевременная забота о подшипниковых узлах электродвигателя обеспечит их долговременную работоспособность, а также предотвратит ситуации производственных потерь через остановку работы привода и уменьшит расход на его преждевременно капитальное обслуживание.

Рассказать в соц. сетях:

Смазочные масла, пластичные смазки, дисперсии и пасты Molykote и EFELE обеспечивают долговременную безотказную работу подшипников электродвигателей в оборудовании любой отрасли промышленности.

Электродвигатели по сути – это преобразователи, в которых электрическая энергия преобразуется в механическую энергию вращательного или линейного движения. Потери в процессе этого преобразования обуславливают выделение некоторого количества тепла.

Еще в конце 19 века электродвигатели, постепенно вытесняя другие механические движители, стали применяться в промышленности. Сейчас они применяются повсеместно – на производстве, в быту, на транспорте, в электромеханических, автоматических, аудио- и видеоустройствах, системах водоснабжения, медицинской и вычислительной технике и т.д.

Чаще всего встречаются электрические двигатели постоянного и переменного тока. Их классифицируют по мощности, числу оборотов, способности изменять направление движения, количеству фаз питающего напряжения и т.д. Однако, несмотря на различающийся принцип действия этих двигателей, их конструкция во многом схожа. Основными узлами любого электродвигателя являются неподвижный статор, состоящий из обмоток или магнитов, и подвижная часть – ротор. Чтобы ротор свободно вращался внутри статора, его устанавливают на опоры, роль которых выполняют подшипники. В электродвигателях, применяемых в промышленности, наибольшее распространение получили подшипники качения.

По типу воспринимаемой нагрузки подшипники подразделяются на радиальные, радиально-упорные и упорные. Тела качения в них бывают шариковыми, игольчатыми или роликовыми – с цилиндрической, конической или сферической поверхностью качения. Кроме того, тела качения радиальных и радиально-упорных подшипников могут быть установлены в несколько рядов. По этому признаку подшипники делятся на однорядные или многорядные. В самоустанавливающихся подшипниках ось наружного кольца имеет возможность отклоняться относительно оси внутреннего кольца. В разборных подшипниках наружные или внутренние кольца могут сниматься. Если предусмотрена регулировка зазоров между телами качения и дорожками радиальных или радиально-упорных подшипников при сборке, то такие подшипники называются регулируемыми.

Чтобы обеспечить длительную службу электродвигателя необходимо периодически проводить техническое обслуживание его узлов. Смазывание подшипников является неотъемлемой частью таких работ. Для правильного выбора смазки подшипников электродвигателя, прежде всего следует проанализировать, в каких условиях они будут эксплуатироваться.

В двигателях небольшой и средней мощности обычно применяются необслуживаемые подшипники, в которых смазка заложена на весь срок службы. В мощных же многокиловаттных двигателях устанавливают такие подшипники, в которых смазку нужно менять с определенной периодичностью.

Один из самых важных параметров, по которым производится подбор смазочных материалов для подшипника качения, является фактор скорости вращения. Он, в свою очередь, зависит от числа оборотов вала, наружного и внутреннего диаметров.

Подшипники электродвигателей при эксплуатации воспринимают вибрации от вращающихся механизмов. В зависимости от назначения двигателей и места их установки, они могут подвергаться воздействию различных агрессивных факторов окружающей среды сезонным воздействиям высоких и низких температур, тумана, дождя, снега, влаги, пыли и т.д.

Как видим, условия эксплуатации подшипников электродвигателей зависят от назначения оборудования, климатического пояса, работы в помещении или на открытом воздухе. Пожалуй, единственным отличием условий их работы является то, что за счет тепловых потерь обмоток ротора и статора они обычно нагреваются больше, чем подшипники другого оборудования.

Таким образом, при подборе смазок для подшипников электродвигателей можно руководствоваться теми же соображениями, как и для других подшипников качения.

Для обычных условий эксплуатации вполне можно применять традиционные смазки или масла. Однако для многих видов оборудования, применяемого в различных отраслях промышленности, обычно характерна та или иная специфика.

Так, например, на оборудовании производств по обработке древесины, бумажных или цементных производств подшипники работают при повышенной запыленности. Для металлургических предприятий характерны экстремально высокие температуры. Электродвигатели оборудования химических производств подвергаются воздействиям агрессивных сред. В таких условиях традиционные масла закоксовываются, разрушаются, вымываются и перестают выполнять свои смазочные функции.

Таким образом, для обслуживания подшипников электродвигателей специфического производственного оборудования необходимо применять только специальные сервисные материалы.


Высокотехнологичные специальные смазочные материалы как для самых сложных условий эксплуатации, так и для среднестатистических режимов производятся под брендами Molykote и EFELE. Применение смазочных масел, пластичных смазок, дисперсий и паст для смазки подшипников электродвигателя обеспечивают их долговременную безотказную работу в оборудовании любой отрасли промышленности.

Примеры применения смазочных материалов Molykote и EFLEE для решения эксплуатационных проблем подшипников электродвигателей некоторых производств приведены в нижеследующей таблице.

Отрасль производства Решаемые проблемы Материал Используемые свойства
Переработка полимерных материалов Малый срок службы, повышенный шум, вибрация Высокие скорости (DN до 800000 мм/мин)

Умеренно высокие скорости (до +160 °С)
Длительный срок службы


Длительный срок службы
Отличные противоизносные свойства

Текстильная промышленность Малый срок службы из-за работы в условиях повышенных температур и скоростей

Длительный срок службы
Термостойкость (до +177 °С)
Высокая несущая способность

Работоспособность в запыленной среде

Длительный срок службы
Высокая несущая способность
Предотвращает скачкообразное движение
Работоспособность в запыленной среде
Высокие антикоррозионные свойства

Длительный срок службы
Повышенная несущая способность
Высокие антикоррозионные свойства
Отличные противоизносные свойства

Полимерная промышленность, металлургия Схватывание, задир, заедание, вымывание смазки, коррозия

Длительный срок службы
Устойчивость к вымыванию
Высокая окислительная стабильность
Антикоррозионные свойства
Высокая коллоидная стабильность

Высокие противоизносные свойства
Высокая несущая способность
Предотвращает скачкообразное движение
Работоспособность в запыленной среде
Высокие антикоррозионные свойства

Длительный срок службы
Работоспособность в запыленной и влажной среде
Высокая несущая способность
Антикоррозионные свойства

Уличная техника и оборудование, работающее при низких температурах Деформация и разрушение пластиковых и резиновых деталей, вымывание, коррозия

Сохраняет пластичность при температурах до -60 °С
Работает при очень высоких скоростях
Совместима с пластмассами и резинами
Длительный срок службы

Более подробно ознакомиться с выбором смазки для подшипников качения в зависимости от основных условий их работы можно в статьях и .

Добавить сайт в закладки

Как происходит техобслуживание электродвигателей?

При техническом обслуживании дежурный персонал постоянно следит за нагрузкой и вибрацией электродвигателей, температурой и наличием смазки в подшипниках, отсутствием ненормальных шумов и искрения под щетками. Дежурный персонал также производит наружный осмотр и очищает электродвигатель от пыли и загрязнений.

Периодические осмотры электродвигателей производят по графику, установленному главным инженером предприятия. Осмотры планируют тем чаще, чем тяжелее условия работы и чем более изношены электродвигатели. К тяжелым условиям работы относятся: большая продолжительность или высокая частота пусков, высокая температура или запыленность окружающей среды. Квалификационная группа лица, производящего осмотр, должна быть не ниже III.

Целью осмотров является определение технического состояния электродвигателя и выявление объема работ, которые должны быть выполнены при очередном ремонте. Кроме того, при осмотре производят техническое обслуживание подшипников, колец, щеток и выполняют мелкий ремонт без разборки машины.

Состав работ при осмотрах и техническом обслуживании асинхронных электродвигателей можно посмотреть в этой статье. Перед включением электродвигателя в работу следует убедиться в отсутствии посторонних предметов на механизме, электродвигателе, в исправности контактных колец. Рукоятка пускового реостата должна быть установлена в положение "Пуск", у небольших двигателей проворачивают ротор вручную.

После пуска электродвигателя следят за отсутствием шума и гудения, нагрева корпуса и подшипников, вибрации, биения ременной передачи или соединительной муфты с механизмом. Аварийную остановку электродвигателя производят при несчастном случае, при появлении дыма или пламени из двигателя или пускорегулирующей аппаратуры, при поломке приводимого механизма, при сильной вибрации, при чрезмерном нагреве двигателя с заметным снижением частоты вращения.

При избытке масла оно разбрызгивается, вспенивается и засасывается внутрь машины. Попадая на обмотки, масло снижает характеристики изоляции, что может привести к ее пробою. Недостаток масла приводит к слабой смазке подшипника и его перегреву. Масло в необходимом количестве доливают не реже чем через 10 суток работы подшипника. Не позже чем через 300 ч работы масло в резервуаре полностью заменяют. Для этого отработавшее масло сливают, резервуар промывают керосином, продувают сжатым воздухом и повторно промывают, но не керосином, а маслом, предназначенным для заливки. Затем заполняют резервуар маслом до нормы. Уровень масла вследствие его значительной вязкости устанавливается не сразу. Поэтому доливку масла до нормы производят небольшими порциями.

Подшипники качения смазывают, как правило, консистентными составами. Объем камеры подшипника качения должен быть заполнен на 1/2 при более высоких частотах вращения. Если употреблять смазку в количествах, превышающих указанные, подшипники перегреваются, а смазка вытекает из корпуса. При обнаружении в процессе эксплуатации меньших количеств смазки последнюю добавляют до нормы. Смазку следует применять того же сорта, что и содержащуюся в подшипнике. В зависимости от условий эксплуатации, консистентную смазку заменяют через 3 - 6 мес. работы с предварительной промывкой смесью бензина Б-70 с чистым трансформаторным маслом (6 - 8%).

Промывку ведут при проворачивании вала электродвигателя до тех пор, пока из корпуса подшипника не станет вытекать незагрязненный промывочный состав. Замену смазки в электродвигателях новых серий (4А) можно проводить на ходу без промывки. В подшипниковом узле для этого предусмотрено отверстие для пресс-масленки (в верхней части) и выходное отверстие для отработавшей смазки (в нижней части). Новая смазка подается за подшипник, проходит через него и вытесняет старую смазку.

Контактирующие поверхности колец и щеток должны быть чистыми и иметь правильную цилиндрическую форму, щетки должны прилегать к кольцам не менее чем двумя третями контактной поверхности. Вредное влияние на щеточный контакт оказывает проводящая ток угольная или металлическая пыль, образующаяся при трении щеток о кольца или коллектор.

Загрязнения коллектора являются причиной искрения под щетками. При неблагоприятных условиях работы щеточного контакта искрение бывает настолько сильным, что вызывает нагар.

Ежедневно при техническом обслуживании удаляют загрязнения контактных колец угольной и металлической пылью, тщательно протирая поверхность скольжения чистой сухой тканью. Нагар и неровности полируют стеклянной абразивной бумагой № 100/180.

Бумагу укрепляют на изоляционной (деревянной) колодке, имеющей рабочую выемку по форме поверхности кольца. Колодку для удобства пользования снабжают одной или двумя рукоятками.

Бесперебойная работа подшипника обеспечивает высокую продуктивность самого электродвигателя.

Чтобы избежать проникновения частиц пыли и грязи, крышки подшипников и крышки на торце вала двигателя тщательно закрывают. Иначе может произойти вытекание масла или подшипниковой смазки из узла, ее дальнейшего растекания и попадания на обмотку двигателя.

Что до состава смазки – в ее состав не должна входить кислота или смола, ведь пенообразование в процессе эксплуатации подшипников недопустимо. Если же пена появилась – требуется добавить новое масло, либо полностью его заменить. В качестве указателей масла выступают контрольные отверстия – перед тем как долить масло, отверстия нужно открыть. Вы видите масло в специальном отверстии? Значит, все нормально, электродвигатель функционирует правильно.

Необходимо не менее двух раз за смену осматривать сам подшипник и состояние смазки для подшипника – как вращаются кольца и соблюдена ли чистота смазочного материала, как сильно нагревается подшипник.

А как определить заранее, что смазка теряет свои свойства? На утрату свойств смазки подшипника электродвигателя указывают такие изменения: снижение вращения, нагревание или расплавление подшипника. Замена смазочного материала должна производиться после его загрязнения и сгущения: раз в несколько месяцев (4-6), исходя из состояния.

Более частую замену нужно осуществлять, если подшипники работают в экстремальных условиях: высокие температуры, пыль и пр. Тогда масло нужно доливать спустя 300 рабочих часов.

Прежде, чем проводить замену масла нужно:

    Провести промывку подшипника керосином

    Провести продувание воздухом

    Промывание подшипника маслом

    Залить свежее масло

Уход за подшипниками качения (шариковыми, роликовыми) ровно такой же, что и уход за подшипниками скольжения – соблюдение чистоты механизма, применение соответствующей смазки для подшипников электродвигателя.

Прежде, чем запустить двигатель нужно посмотреть, есть ли смазка в подшипниках электродвигателя – смазка не должна занимать более 2/3 от объема камеры. Последующую проверку и замену смазки нужно осуществлять по необходимости – при ремонте или ориентируясь на состояние смазки.

Производя замену смазки – промойте подшипники. Снимите крышки с торца, возьмите чистый бензин для очистки от старой смазки. После промывания подшипника, его нужно высушить при помощи сжатого воздуха.

О набивке смазки. Эта процедура проводится вручную, с помощью деревянных или металлических лопаточек. Надо ли говорить, что они непременно должны быть чистыми. Смазкой наполняются кольцевые углубления, обращенные к подшипнику, лучше всего около 1/3 нижнего пространства заполнить смазкой для подшипников электродвигателя. Также по диаметру забивается смазка в область между шариками и обоймами.

Применять нужно только качественную и сертифицированную смазку. В линейке смазочных материалов Molykote и EFELE есть большой выбор смазок для подшипников электродвигателей:

    Смазка для высокоскоростных подшипников электродвигателей: , Molykote BG-555

    Смазка для подшипников электродвигателей компрессорных систем: ,

    Смазка для подшипников электродвигателей оборудования пищевой промышленности: ,

    Смазка для подшипников электродвигателей оборудования деревообрабатывающей промышленности: , ,

    Смазка для подшипников электродвигателей оборудования химической промышленности: ,

    Смазка для подшипников электродвигателей, работающих в условиях повышенных температур: ,

Лучшее решение для обслуживания электродвигателей

Итак, забивка смазки завершена. Но праздновать завершение смазывания рано. Сначала элементы подшипника собираются и испытываются: сперва легко ли вращается при ручном движении, а после этого на протяжении 15 минут двигатель запускают на холостом ходу. Если с подшипником все нормально, то слышится только монотонный жужжащий звук и никаких посторонних ударов и стуков.

Соответствие масла для двигателей оценивается его вязкостью.

Вязкость масла определяется при температуре 50 °С, поскольку после этой отметки вязкость снижается медленно, и можно увидеть, насколько быстрее потечет эта жидкость по сравнению с равным объемом воды.

Исходя из мощности электродвигателя, применяются разные виды масел:

    Масло для электродвигателей мощностью до 100 кВт (подшипники скольжения) – веретенное масло с вязкостью 3,0–3,5 градусов

    Масло для двигателей, скорость вращения которых составляет 250 – 1000 об/мин (подшипники с принудительной циркуляцией) – утяжеленное турбинное масло

    Масло для двигателей, скорость вращения которых составляет более 1000 об/мин (подшипники с принудительной циркуляцией) – легкое турбинное масло

При эксплуатации любого подшипника могут возникнуть неисправности, решить которые можно нижеописанными способами.

Перегрев подшипников скольжения

Неисправность : перегрев подшипников оборудования с кольцевой смазкой может произойти из-за медленного вращения колец (некорректная форма колец, малое количество масла) или их остановки (очень густое масло). Тогда все говорит о недостаточной подаче масла.

Как решить проблему : очень густое масло следует сменить, если масла стало мало – долить до нужного уровня (согласно масляному указателю).

Неисправность : подшипники также могут перегреваться от загрязнения и проникновения мусора в масляный фильтр или маслопровод. Кроме того само масло тоже не застраховано от загрязнения.

Как решить проблему : промывка всей масляной системы, очищение масляных камер, замена масла, уплотнение подшипников.

Неисправность : несоответствующее масло для двигателя, неверная заливка вкладышей, осевое давление на подшипники.

Как решить проблему : применять исключительно эффективные масла и качественно заливать вкладыши.

Масло брызжет и течет из подшипников с кольцевой смазкой

Неисправность : чрезмерное количество масла брызжет и течет вдоль вала.

Как решить проблему : залить масло до риски масляного указателя в подшипник, при работе смазочные кольца забирают часть масла и его уровень уменьшится.

Неисправность : малое уплотнение подшипника, увеличенные зазоры в торцах вкладышей или слишком малые отверстия для стока в низу вкладышей - это потенциально может способствовать попаданию масла в двигатель.

Как решить проблему : при помощи латунной шайбы добиться уплотнения подшипника, тщательно подогнав ее к валу.

Масло или его пары оказались внутри двигателя

Неисправность : из-за влияния вентилятора масляные пары (или самом масло) могут попасть из подшипника внутрь механизма – возможность загрязнения растет, если подшипники расположены внутри корпуса механизма.

Как решить проблему : добиться разрежения в участке вентилятора, чтобы масло засасывалось. Ликвидировать дефекты в подшипнике и уплотнить стыки между статором и щитами подшипников.

Неисправности подшипников качения

Неисправность : перегрев подшипников от некорректной сборки, чрезмерно плотной посадки внешнего кольца подшипника или оттого, что температурное расширение вала не учитывается в процессе эксплуатации – отсутствует зазор подшипника.

Как решить проблему : поместить прокладку между корпусом и крышкой подшипника или выточить сторону крышки.

Неисправность : наличие в подшипнике избыточной смазки или несоответствующей для использования в этом узле.

Как решить проблему : применять эффективную и подходящую смазку.

За последнее время конструкция электромоторов с коллектором заметно изменилась. Появились сменные щетки, многие двигатели стали разборными. Любому мотору требуется уход, чтобы все время получать от него хорошую производительность. Естественно, речь идет не о дешевых одноразовых экземплярах вроде Speed 400, ценой в 6 долларов, а о более серьезных движках, которые применяются на соревнованиях.

Со временем характеристики любого двигателя ухудшаются. Это естественно, поскольку происходит его износ. Однако современные электромоторы могут стоить довольно больших денег. Например, цена хорошего двигателя для класса "modified" (автомодели) может составлять сотню долларов. Конечно, часто менять весь двигатель целиком - довольно накладно и не всегда оправдано, поэтому моделисты стараются продлить его ресурс.

Очистка

Чтобы сохранять характеристики мотора на высоком уровне, желательно очищать его после каждых гонок. Сначала очищаются щетки и коллектор. Это можно делать при помощи специальной щеточки из стеклоткани, которая хорошо удаляет всю грязь. Чтобы при очистке коллектора ротор было удобнее вращать, на него можно надеть любую шестеренку из тех, что есть под рукой.

После того, как щетки и коллектор очищены, при помощи спрея промывается весь мотор, чтобы удалить скопившуюся внутри пыль.

Когда мотор промыт, щетки ставятся на место, на втулки капается масло, и щетки прикатываются в течение 30 секунд от 4 банок (либо от 6 банок через регулятор хода, на 1/4 газа). Мотор при этом не нагружается.

Не забудьте после прикатки заново очистить щетки и коллектор.

Смазка щеток и коллектора

Да, это не ошибка. Есть специальные смазки для щеток и коллектора, которые позволяют заметно улучшить характеристики электродвигателя. В основе тех смазок лежит нечто вроде присадок к маслу для двигателей внутреннего сгорания. Так что не вздумайте капать на коллектор то масло, что идет на втулки мотора.

Смазки для щеток и коллекторов продаются в маленьких емкостях, как масло, и стоят около 5-10 долларов. На соревнованиях без подобных средств уже никак не обойтись.

Замечание . Особенностью применения таких смазок является то, что придется обязательно промывать двигатель после каждого заезда. Иначе в следующий раз его характеристики станут не лучше, а хуже. Все это довольно муторно, так что на обычных тренировках, возможно, будет проще оставить коллектор мотора в покое.

Замена щеток

При эксплуатации мотора щетки придется менять относительно часто. Существуют разные мнения, как долго можно эксплуатировать щетки. Если речь идет о спорте, то мало кто использует более половины длины щеток. Можно менять щетки и раньше, чем они наполовину сточатся, но это, как говорилось выше, уже дело личного опыта и убеждений.

Провода щеток обычно припаивают к контактам на задней крышке, чтобы уменьшить потери энергии. На относительно маломощных моторах, вроде 27-витковых "стоковых" двигателей, можно использовать механическое соединение при помощи прижимного винта.

После того, как вы заменили щетки, их необходимо прикатать. Это делается очень просто:

  1. Капните немного масла на переднюю и заднюю втулку (или подшипник).
  2. Запитайте мотор от 4 банок в течение 5 минут. Если у вас нет отдельной батареи из 4 элементов, то запитайте мотор от стандартной 6-баночной батареи через регулятор скорости, включив его на 1/4 газа. Мотор в это время ничем нагружать не надо.

Для нормальной прикатки коллектор должен быть новым или проточенным. Не забудьте после прикатки очистить щетки и коллектор, тогда они прослужат намного дольше.

Проточка коллектора

Самым тонким местом электромотора являются коллектор и щетки. Щетки постепенно изнашиваются и требуют замены. Ну а коллектор со временем покрывается нагаром. И если щетки заменить относительно несложно, то для обновления коллектора его потребуется проточить на специальном станочке.

Во-первых, перед выполнением данной операции нужно решить, насколько она действительно нужна. Если речь идет о соревнованиях, то проточку надо производить каждые 2-10 заездов, в зависимости от двигателя, щеток, и условий эксплуатации. Так, мощный "модифицированный" автомодельный двигатель с жесткими щетками потребует проточки через 2 заезда. А если у вас "стоковый" мотор, то 10 заездов он откатает без заметного ухудшения характеристик. Необходимость проточки определяется визуально, по появлению на коллекторе заметного нагара. Это сложно точно описать, но со временем вы научитесь разбираться самостоятельно.

Для проточки вам понадобится специальный станок, который можно купить в хобби-магазине. Конечно, можно проводить эту операцию и на обычном токарном станке, но многим будет все-таки удобно "обновить" свой движок не выходя из дома, прямо на рабочем столе. Станки для проточки коллекторов делают многие фирмы, и цена колеблется где-то от 150 до 250 долларов, в зависимости от производителя, комплекта поставки и других опций. Как правило, станки различаются механизмами подачи резца и самим резцом (который идет в комплекте). В первом случае, чем дороже станок, тем проще вы сможете регулировать подачу резца, ибо дешевые станки имеют в механизмах подачи резца некоторые люфты. Ну а резец может быть сделан либо из металлокерамики ("carbid"), либо из более сложных алмазоподобных композитов ("diamond"). Первый вид резцов имеет меньшую скорость резанья и быстрее стачивается, но стоит сравнительно небольших денег (10-20$). Резцы с алмазной режущей кромкой позволяют точить на очень высоких оборотах, имеют большой ресурс, но и стоят, соответственно, под 100$.

Разберите мотор: снимите щетки, открутите заднюю крышку и извлеките ротор и прочие внутренности. Убедитесь, что внутри не осталось никаких прокладок.

Установите ротор на станок для проточки, и не забудьте выровнять основание станка: включите станок и убедитесь, что ротор никуда не съезжает. Если это не так, то подложите под станок прокладки, которые обычно идут в комплекте. И не забудьте сначала капнуть масла в те места, где ротор вращается на станке.

Включите станок и закрасьте коллектор черным маркером. Это поможет легко определить, остались ли на коллекторе непроточенные участки.

Плавно подведите резец и снимите тонкий слой коллектора, каждый раз возврашая резец в исходное положение. Капните на коллектор немного масла, чтобы повысить качество проточки. За один проход следует снимать не более 0.05 мм слоя. Помните, что чем меньше вы снимаете за один проход, тем качественнее получается поверхность и тем дольше прослужит резец. Коллектор протачивают до тех пор, пока не исчезнут все следы от маркера. Во время последнего прохода резец стоит медленно провести в оба конца по несколько раз.

Снимите ротор со станка и не забудьте удалить мусор, который попал между частями коллектора.

Проверка коллектора

Часто бывает, что дешевые моторы имеют неидеальный коллектор. Коллектор также может быть неровным после неудачной проточки. Проверяется это просто. Мотор запитывют от 4 вольт, а на щетки слегка чем-нибудь надавливают. Если при этом чувствуется вибрация, а мотор увеличивает обороты, значит коллектор недостаточно ровный.

Можно попробовать проточить коллектор заново (если, конечно, кривизна вызвана не станком для проточки). Или же ситуацию можно компенсировать более жесткими прижимными пружинами.

Заключение

Здесь были перечислены практически все моменты, с которыми вам придется столкнуться при эксплуатации электромоторов, имеющих коллектор. Остались открытыми только вопросы, касающиеся подбора щеток и прижимных пружин. Но эта тема весьма обширная и заслуживает отдельной статьи.