Примета первым выйти из самолета. Приметы и суеверия лётчиков-штурмовиков

Суеверия и приметы возникли очень давно, и по сей день играют немаловажную роль в нашей жизни. Не обошли они и авиацию. Вам представлена небольшая подборка примет и суеверий боевых летчиков, воевавших в Великой Отечественной Войне. Двумя самыми распространенными приметами среди них были: не бриться перед вылетом и не фотографироваться перед вылетом.


«Как и во многих других летных частях, считалось плохой приметой бриться, стричься или фотографироваться перед боевым вылетом. В Польше как-то сидим на аэродроме, погода нелетная, низкая облачность. Уже после обеда стало ясно, что сегодня для нас войны не будет. Начали играть в карты, в домино, а два летчика, Колесниченко и Тамаркин, пошли бриться. Вдруг приказ: «Вылет 1-й эскадрилье!» Уже после штурмовки возвращались домой по ориентиру, над шоссейной дорогой, и немцы сбили двух наших правых ведомых, а именно – Колесниченко и Тамаркина. У первого это был шестидесятый вылет, а у второго – четвертый…» – младший лейтенант Кацевман Петр Маркович, 141-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

«Вставали утром еще до рассвета, за несколько часов до того, как надо было появиться на КП эскадрильи. Умывались, но никогда не брились – брились только с вечера. У нас был случай, когда Петя Говоров брился днем, уже после того, как сыграли отбой, а тут неожиданно тревога. Он даже не успел добриться, только пену полотенцем с лица вытер. Из вылета он не вернулся… Так что бриться перед вылетом – примета плохая», – младший лейтенант Хухриков Юрий Михайлович, 566-й штурмовой авиационный полк.

«Брились тоже на ночь. Перед полетами бриться нельзя – примета плохая. Кроме того, нельзя принимать цветы, фотографироваться, интервью давать», – капитан Анкудинов Павел Ефимович, 621-й штурмовой авиационный полк.

Нередкими были талисманы и «счастливые предметы».
«Упал возле винта самолета и, смотрю, лежит кисет с табаком, а передо мной лежит наш солдат. Если бы самолет еще метр прополз, то я бы его раздавил. Выбрались мы оттуда. Вот этот кисет стал моим талисманом, я без него никогда не летал. Летал в одной гимнастерке. Она уже вся прогнила, рваная, желтая, а все равно в ней». – старший лейтенант Пургин Николай Иванович, 155-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

«Приметы были у каждого свои. Я вот никогда никому не рассказывал в досужих разговорах, сколько у меня вылетов, да как летал, да как атаковал – избегал хвалиться, всегда считал, что отозваться может. Коля Прибылов – летчик от бога – круглый год летал в одном и том же зимнем комбинезоне. Даже летом! Ему говорят: «Смени ты его, упаришься ведь!» – «Нет! Комбинезон счастливый, в нем меня не собьют». Другой парень был – тот, как линию фронта пересекаем, всегда крестился. Еще один в кармане зашитую иконку носил, мать зашила, когда провожала», – лейтенант Черкашин Григорий Григорьевич, 672-й штурмовой авиационный полк.

Распространенной была и вера в «роковые числа».
«Летчики народ суеверный, у нас считалось, что главное – перейти чертову дюжину, а вот у меня чувство неуязвимости появилось пораньше», – младший лейтенант Коновалов Иван Иванович, 953-й штурмовой авиационный полк.
«Мы все это и так прекрасно знали еще до прибытия на фронт. А в полку нам «старики» сказали, что есть у летчиков-штурмовиков три «проклятые приметы», что обычно сбивают на 3–4-м вылете, на 13–14-м вылете и на 33–34-м вылете. Если 35 вылетов сделал и до сих пор жив и не сбит, значит, есть шанс, что еще долго протянешь. Кстати, примета оказалось верной, меня три раза сбивали, и именно на этих «роковых числах», строго следуя «летной мистике», – младший лейтенант Кацевман Петр Маркович, 141-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

«Первый боевой вылет делал на самолете с номером 13. А ведь мы, летчики, суеверные… Моя прабабушка прожила 101 год. Она очень меня любила. Я уже в аэроклубе учился. Как-то раз пришел, а она говорит: «Сынок, я тебя научу молитве. Будет дождь идти, молния, прочитаешь, в тебя молния не попадет, обойдет тебя». Идем к самолету, а я все думаю:
«Что делать?» Вспомнил! Снаряд – это тоже молния, трассирующая молния. Прочел эту молитву. И потом перед каждым вылетом ее читал и был уверен, что снаряд в меня не попадет, Аллах сбережет. И до сих пор читаю!», – капитан Бегельдинов Талгат Якубекович, 144-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

Но были также и «роковые женщины».
«Или была у нас мотористка, девушка по имени П-я. Кто с ней переспит, сразу погибал. Троих ее «кавалеров» сбили уже при мне. На эту «роковую бабу» все смотрели с опаской. Сразу после войны наши пьяные механики, человек пятнадцать, изнасиловали «хором» эту П-ю. Командование, стараясь замять ЧП и не доводить это позорное дело до серьезного расследования, моментально демобилизовало эту несчастную девушку из армии», – младший лейтенант Кацевман Петр Маркович, 141-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

В основе авиационных примет и суеверий лежат тысячелетние наблюдения мореплавателей, путешественников и торговцев. Для тех и других одинаково важно толкование знаков, касающихся погоды, прибыли, состояния судна. Но есть, и не так давно замеченные, подчас необъяснимые, закономерности, имеющие прямое отношение к самолетам, так сказать, «современные» приметы. Кроме того, существуют «личные» приметы, которые действуют только для определенного человека.
Здесь представлено наиболее полное собрание авиационных примет и суеверий.

Фюзеляж поцарапать по ходу самолета - долго и исправно будет работать.

Никогда не класть фуражку на козырек, только на тулью.

Серьгу найти на самолете - к большой удаче.

В полет обязательно одевать уже «летавшую» вещь.

На удачу - выкурить перед рейсом полсигареты, после рейса докурить, или надкусить что-то, а после рейса доесть.

Когда взлетел, если луна в правый борт светит - к деньгам.

Никогда не ругать самолёт, иначе сломается.

Не показывать никогда пальцем в небо, к плохой, нелетной погоде.

Нельзя фотографироваться перед полетом.
- Нельзя возвращаться домой за забытыми вещами.

Споткнуться заходя по трапу на самолет - трудный рейс.

Нельзя загадывать, говорить время прилета обратно на базу.

Если на борту раскрылся (сломался) чемодан или сумка - к деньгам.
- Случайно разлить напитки на борту - к деньгам (стюардесс.).

Не шить перед вылетом никакие вещи. Не только пуговицы, но и вообще не заниматься шитьем.

Не хватило кому-то столовых приборов - нехорошая примета (стюардесс.)
- Не надевать что-либо наизнанку.

Никогда не рвать цветы на аэродроме.

Самолет в небе встретить, который в ту же сторону летит - хорошая примета, навстречу - наоборот.

Если первым из пассажиров на борт зайдет мужчина, рейс будет легким (стюардесс.).
- Нельзя бриться в полете.

Нельзя стричь ногти перед вылетом.

Никогда не приезжать на полеты и не уезжать с полетов на пожарной или санитарной машинах.

Не использовать слово "последний", ни в какой конфигурации (синоним «крайний»).

Если рассыпалась соль на борту, обязательно посыпать ею через левое плечо, иначе убыток будет.

Мертвую птицу по пути на рейс увидеть - плохая примета.

Веники, метлы, в самолете должны стоять помелом вверх, тогда самолет прибыль приносить будет.

Потерять стюардессе серьгу на самолете - этот борт самым прибыльным будет, не на самолете потерять - к неприятностям в полете.

Если в небе непогода и самолет сильно трясет, нужно немного позвенеть перевернутыми пустыми бокалами.

Древняя примета пришла в авиацию от мореплавателей.Если помахать метлой или веником за бортом, до взлета - будет попутный ветер, затем его нужно убрать до конца полета. Ни в коем случае не ронять веник за борт - плохая примета.

Если кошка на борту в игривом настроении - к попутному ветру.

Если на борту корабля размяукается кот, это предвещает трудное путешествие

Радугу перелететь - к прибыли.

Считается, с вещью украденной с борта уходит часть удачи.

Еще одна примета древних мореплавателей, на борту корабля нельзя произносить слово «собака», до сих пор в некоторых прибрежных районах запрещено брать на борт собаку.

Если на борту груз 200, грузчикам не проникать за гробом через багажный отсек, а входить и выходить через салон самолета.

Если на борту с грузом 200, летит нечетное число людей - к скорой смерти одного из них.

Если происходит задержка вылета, когда груз 200 уже на борту - плохая примета.

Конец августа, начало сентября несчастливое время для авиации.

И, наконец, руна путешественников

Время на чтение: 2 минуты

Наличие большого количества примет и суеверий у лётчиков и экипажей воздушных судов, возможно, предопределило само начало эры воздушных полётов. 14 декабря 1903 года Уилбур Райт выиграл у своего брата Орвилла право совершить первый в истории человечества полёт на самолёте. Право войти в историю разыгрывалось тривиальным броском монеты. Однако фарт Уилбура оказался сомнительным.

Едва оторвавшись от земли, самолёт братьев Райт из-за ошибки пилота рухнул вниз. Благо, машина получила лишь небольшие повреждения, и через три дня младший брат неудачника Орвилл совершил полёт, положивший начало эпохе самолётостроения. Судьба подмигнула лётчикам и авиации уже на заре авиастроения.

Конечно, за сто лет существования авиация проделала значительный прогресс. Ныне небо бороздят лайнеры, перевозящие примерно столько же пассажиров, сколько и небольшой железнодорожный состав. В зонах военных конфликтов летающие танки обрушивают на врагов (и хорошо, если только на них) сотни тонн боеприпасов. Развитие не останавливается, и новые типы всё более совершенной крылатой и винтокрылой техники постоянно поднимаются в воздух.

Но, вместе с тем, воздушные полёты так и не смогли избавиться от ореола некоей мистики. Во многом этому способствуют многочисленные суеверия, тщательно культивируемые вот уже которым поколением пилотов. Неписаные правила и традиции стали в авиации проходным местом. Мало того, они теперь известны широкой публике, а благодаря развитию Интернета, некоторые из них стали мемами.

"Крайний"

Очевидная негативная коннотация словосочетания "последний полёт" вызвала к жизни синонимичное, но более мягкое "крайний полёт" или "крайний рейс". Постепенно аналогия распространилась на все случаи употребления слова "последний" и проникла далеко за пределы лётного сообщества. В одной из недавно изданных книг командир подводной лодки приходит в ярость, когда вновь назначенный замполит говорит о том, что "крайним" местом его службы была подлодка N - в подплаве свободно употребляют сочетания вроде "последний поход".

Первое августа или сентября

Слово "первый" у авиаторов тоже не в большом почёте. Правда, это суеверие касается лишь первого августа и первого сентября. Полётов в эти дни лётчики стараются всячески избегать, хотя в гражданской авиации вылеты совершать приходится.

БН-13

По сообщениям профессионалов, даже в советской военной авиации не было самолётов с бортовым номером 13. Возражения оппонентов сводятся к тому, что существовали машины, в многозначных бортовых номерах которых встречалось сочетание этих цифр, и к показу немногочисленных фотографий самолётов с бортовым номером 13. Скорее всего, наличие или отсутствие таких машин зависело от командования части.

Обход самолёта

Традиция обходить самолёт, похлопывая по его деталям, зародилась как бы не от братьев Райт. Первые пилоты таким образом проверяли машину перед вылетом - они улавливали колебания деталей самолёта, проводя своеобразный техосмотр. Современный лайнер осматривают бригады техников, однако традиция обходить самолёт, прикасаясь к его деталям - причём непременно по часовой стрелке - сохранилась.

Одежда и обувь

Довольно противоречивая примета касается одежды и обуви пилотов. Всё должно быть ношеным и побывавшим в полёте. Новые вещи надеваются только в сочетании с "уже полетавшими". К этому суеверию примыкает и полный отказ от использования чужих вещей, причём это касается не только одежды - в полёт нельзя брать ничего, не принадлежащего лётчику.

Бритьё и ногти

Перед полётом лётчики стараются не бриться и не стричь ногти. Об этом в своих мемуарах упоминал прославленный ас, трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин. Модернизированная версия приметы ногтей не касается, но запрещает бриться во время полёта. Американские лётчики считали, что бриться перед боевым вылетом можно, но порез будет однозначно плохой приметой. Вообще, приметы военных лётчиков поражают разнообразием. Известен рассказ о советском пилоте Н. Прибылове, круглый год летавшем в зимнем комбинезоне - он считал его заговорённым.

Фотографирование

Хотите разозлить лётчика - предложите ему сфотографироваться перед полётом. Категорически отказываются фотографироваться и другие члены экипажа воздушного судна. Корни этой приметы также уходят во времена Великой Отечественной Войны, когда лётчики не фотографировались и не давали интервью перед боевым вылетом.

Мужчины - вперёд

В отличие от повседневной жизни, где женщин принято пропускать первыми, в авиации первым на борт самолёта обязательно должен ступить мужчина. Это правило соблюдается неукоснительно - считается, что в противном случае в полёте могут возникнуть проблемы.

Палец в небо

Ни в коем случае нельзя указывать перед полётом пальцем (а уж средним и подавно) в небо. Авиаторы считают, что после такого жеста погода по маршруту однозначно испортится.

Не ругать и не проигрывать

К крылатой машине лётчики относятся с трепетом. Ни в коем случае нельзя ругать свой самолёт - он может "обидеться" и подвести в сложной ситуации. На борту не играют в карты и другие азартные игры - можно проиграть удачу.

Свои профессиональные приметы есть у представителей каждой специальности – будь то врачи, военные или предприниматели. И такая область, как пассажирская авиация, тоже не обошлась без некоторой доли мистических утверждений.

Все авиационные приметы делятся на несколько категорий . Первая – это те вещи, которые во многом зависят от самих людей. Как правило, они предельно конкретны и больше похожи на четкие указания, чего нельзя делать, а что – можно. К примеру, пилоты не ругают свою машину, особенно находясь в ней - иначе самолет может «обидеться» и сломаться. Да и вообще за речью у авиаторов принято следить и употреблять слова очень осторожно. Например, прилагательного «последний» по отношению к рейсу или рабочему дню вы никогда не услышите – вместо него говорят «крайний». Нежелательно озвучивать и предполагаемое время прилета обратно на аэродром – велика вероятность, что в пути произойдет что-то неприятное.

Довольно много примет связано с фотографиями. Так, многие работники авиации категорически отказываются «запечатлевать себя» перед полетом. Кстати, это нелишне принять к сведению и пассажирам – если не хотите вызвать лишнюю нервозность, до окончания рейса не стоит снимать салон и экипаж. Со своими самолетами пилоты также фотографируются крайне редко. Но последнее - не столько примета, сколько традиция, имеющая свое логическое объяснение.

Многие подобные обычаи берут свое начало из советской авиации, причем часто из военной. А в те времена и в той сфере за съемки самолетов, вертолетов и прочей техники, находящейся на страже оборонных рубежей, можно было даже попасть под суд. Во всяком случае, дотошный допрос и пристальное наблюдение за действиями нарушителю было обеспечено. Так и обозначилась немудреная логическая связь: «Фотографировать технику – значит, привлечь к себе повышенное внимание начальства». А последнее, как известно, редко оборачивается чем-то хорошим. Вот так и получилось, что в несколько измененном и упрощенном виде это утверждение дошло до наших дней.

Свои приметы есть не только у пилотов, но и у стюардесс . Например, от прекрасных бортпроводниц часто можно услышать следующее: перед полетом нельзя шить. Ни в каких формах – ни заштопывать дырки, ни прикреплять на место отлетевшие пуговицы. Плохим признаком считается и вещь, надетая наизнанку. А вот отправляться в рейс в том, в чем вы уже летали - напротив, хорошая традиция, которую стараются соблюдать.

Собираясь в рейс, лучше дома ничего не оставлять и не забывать. Вернуться за какой-либо вещью – весьма нехорошая примета: в этом авиаторы солидарны с остальной частью населения. Сразу несколько примет связано с украшениями – в частности, с серьгами. Если стюардесса теряет эту вещь на борту – самолет будет прибыльным. Если же ювелирное изделие, наоборот, найдено – это предвещает большую удачу (но уже без конкретики). А вот обронить или забыть серьги перед рейсом где-то еще, кроме самолета – дурной знак, указывающий, что в пути могут случиться неприятности.

Есть и приметы, которые касаются других видов транспорта. Например, приезжать на рейс или уезжать после него домой на личной машине, такси или общественном транспорте – вполне допустимо. А вот прибыть к самолету на пожарной или санитарной машине – плохой знак. Кстати, и отправляться на них домой после работы на них тоже не стоит. Конечно, это касается не экстремальных ситуаций, а случаев, когда вас, например, просто предлагают подвезти.

Если член экипажа споткнулся, поднимаясь на борт – рейс будет трудным. А для того, чтобы полет прошел, наоборот, легко, должна сбыться немудреная примета бортпроводниц. Первым из пассажиров, поднявшимся на борт, они хотят видеть непременно мужчину.

Как известно, весь инвентарь на борту тщательно учитывается. И если кому-то не хватило столовых приборов – это неприятно с материальной точки зрения. И не только с нее – несовпадение считается нехорошим знаком. Нежелательно также уносить какие-то вещи с самолета. И не только по соображениям чистоплотности и порядочности, хотя и они играют большую роль. По профессиональным повериям, с каждой взятой с борта вещью пропадает и часть удачи. А ее растрачивать нельзя – в авиационном деле она весьма нужна и полезна.

Если на борту у вас сломалась дорожная сумка – расстраиваться не стоит. Согласно «воздушным повериям», это предвещает прибыль. А еще о скором улучшении материального положения говорит такая, казалось бы, весьма неприятная случайность, как проливание напитков в полете. Это тоже примета от бортпроводников.

Среди суеверий, ритуалов и «народной мудрости» встречаются утверждения, которые можно обосновать логически . Например, понять, почему в полете нельзя бриться – легко: это отвлекает от прямых обязанностей и даже может быть нарушением техники безопасности. Но есть и такие приметы, которые «материального» объяснения не имеют. Почему, например, нельзя рвать цветы на аэродроме? Или свистеть в небе? А веники и метлы в самолет обязательно ставить помелом вверх, чтобы не «выгнать» удачу? Если же на борту рассыпалась соль, щепотку нужно обязательно бросить через левое плечо. Это самый простой способ предотвратить возможный убыток.

Почти каждому знакомо выражение «попасть пальцем в небо». Оно и в переносном смысле имеет весьма неприятное значение, а в буквальном в авиации вообще стараются так не поступать. Указывание пальцем в небо обещает плохую, нелетную погоду. И это – одна из стихийных примет. Они относятся к области явлений, которые трудно обосновать логически, а тем более – повлиять на них.

Некоторые из таких предзнаменований даже звучат неординарно. Например, плохой приметой считается мертвая птица, увиденная по пути на рейс. Забавно для непосвященных и следующее утверждение: «Если в небе встречается самолет, который в ту же сторону летит - хорошая примета, навстречу – наоборот». Еще одна интересная закономерность: если луна при взлете светит в правый борт – это к деньгам. Как вы догадываетесь, на это тоже сложно повлиять. Но, пожалуй, необычнее и занимательнее всего примета, которая как будто пришла из области фантастики: «Перелететь радугу – к прибыли». Правда, говорит она тоже о деньгах…

Конечно же, далеко не все авиаторы ко всему перечисленному относятся абсолютно серьезно. Более того – мы не утверждаем, что пассажиры тоже должны это учитывать. Но знать о любопытных профессиональных повериях стоит - хотя бы из интереса.

Кому не доводилось слыхать, что летчики, пилоты и стюардессы - народ очень суеверный. Поэтому с авиа-жизнью и самолетами связано огромное множество всяких поверий и примет... Доходит даже до абсурда: когда авиаперсонал увольняют за пренебрежение к каким-то из них.

Это – не шутки. По статистике, каждый год авиакомпании отменяют множество рейсов именно из-за неблагоприятных знаков. То, что для посторонних не имеет никакого смысла, «зловеще» предупреждает работников сферы, связанной с авиаполетами: самолет в воздух поднимать нельзя. И речь тут - вовсе не о погодных условиях.

Вот, некоторые из них суеверий, которые бытуют в авиа-сфере:

    Во-первых, тут никогда не употребляют в отношении рейса слово «последний», только «крайний»: крайний рейс такого-то самолета.

    Если перед рейсом в салон, кабину пилотов или в грузовой отсек залетела птица, это – не к добру.

    Первые дни августа и сентября, вообще, считаются неудачными для авиа перелетов и самолетов.

    Во многих отечественный авиакомпаниях перед сложными рейсами пилоты не бреются. И руководство с этим давно смирилось: на непростом маршруте, точно, лучше заросший пилот, чем раздраженный.

    Нельзя ругать крылатую машину.

    Также нельзя играть на борту в азартные игры: проиграешь свою «авиа-удачу» на этом самолете.

    А поднимать палец в небо, особенно, средний – это, вообще, «ни в какие ворота»: погода обидится, испортится и отомстит.

Свои поверья существуют и в военной авиации. Например, летчики ВВС никогда не положат фуражку козырьком вниз, только вверх тульей. Потому, что козырьком вниз кладут фуражку погибшего товарища.

Нельзя склеивать модельки самолетиков: считается, что это - нечто сродни вуду и может привести к катастрофе реального самолета. Особенно, если на модели есть бортовой номер или какие-то другие опознавательные знаки.

Существуют и позитивные приметы. Чтобы предстоящий полет прошел благополучно, главный механик должен обязательно погладить самолет по крылу, баку или другой части. Стюардессу, которая находит в салоне самолета после авиарейса женскую серьгу, ждет большая удача. А, вот, забытая детская игрушка – напротив, к слезам.

Слабый пол всегда отличался легковерием и мнительностью. Приметы хозяек самолетов, которые обслуживают полеты – отдельная тема:

    Считается, что на борт самолета должен первым ступить мужчина.

    Если сломался замок на багажном отделении или на чьем-то чемодане, это – к деньгам.

    Если на рейсе кто-то заболел или умер, это сулит летательному судну долгую и безопасную авиажизнь, поскольку такой пассажир уже забрал с собой неудачу, которая предназначалась для самолета.

    Если в авиа-полете кого-то стошнило, это – хорошо, - говорят стюардессы. Значит, по прибытию на место кого-то ждут веселые приключения.

    Если самолет попал в болтанку или шторм, надо позвенеть стеклянными стаканами, и все «устаканится».