Какое наказание за установку ксенона. ПДД ксенон. Все, что нужно об этом знать и даже больше

Продолжаем публиковать статьи из серии «Что будет если…». Сегодня обсудим – что будет, если в обычные фары поставить ксеноновые лампы.

Газоразрядные лампы, в народе называемые «ксеноновыми», заполнены смесью инертных газов, в том числе и ксеноном.

Свет ксеноновой лампы в несколько раз ярче света галогенной лампы, свет максимально приближен к естественному, а потребление энергии почти в два раза ниже.

Газоразрядная лампа не имеет нити накаливания, а свет исходит от дугового разряда, возникающего между электродами.

Поскольку в ксеноновых лампах отсутствует нить накаливания, они обладают высокой виброустойчивостью, кроме того, они устойчивы к перепадам температур (в пределах от - 60 до +105 °С) и влиянию конденсата.

Для воспламенения лампы требуется стартер, а для работы - электронный балласт: для того чтобы ксеноновая лампа начала светить, на нее необходимо подать напряжение в 25 000 В, а затем - обеспечивать стабильное напряжение в 80 В с частотой 300 Гц.

Для ксеноновых ламп применяют особые, специально предназначенные для такого освещения фары и еще с начала 90-х годов их штатно устанавливают на машины представительского класса.

Биксенон обеспечивает реализацию ближнего и дальнего света с помощью двухнитьевой лампы c цоколем H4, HB1(9004), HB5(9007) или H13. В биксеноновых лампах фокусное расстояние меняется путем перемещения колбы с помощью соленоида, что и обеспечивает возможность работы в двух режимах.

С появлением так называемых комплектов retrofit-kit (газоразрядные лампы в цоколях, повторяющие цоколи ламп накаливания), газоразрядные лампы начали устанавливать вместо штатных, доукомплектовывая систему блоком розжига.

Зачем это делают? А затем, что так дешевле: установочный комплект (китайских производителей) обойдется всего в 300-500 грн. (комплект от немецких производителей может потянуть и на $200).

Стоимость комплекта «заводского» ксенона составляет от $400 за фару.

Но на дорогах Европы почему-то запретили использовать ксеноновый свет, установленный вне завода. А полиция на дороге это определяет по отсутствию омывателей фар. Пожалуй, здесь не все так хорошо, как кажется.

Цветовая температура ксенона

Чаще всего производители предлагают лампы со следующим набором цветовых температур:

  • 4300 °К - "бело-молочный";
  • 5000 °К - "белый";
  • 6000 °К - "голубой кристалл".

Чем выше цветовая температура света, тем больше в нем голубого оттенка, а чем меньше - желтого. Глаз человека лучше всего видит при дневном свете - его цветовая температура 5500 К.

При этом нужно знать, что чем выше температура свечения, тем хуже видимость в дождь и снег. Оптимальная цветовая температура для хорошей видимости будет 4300-5000 К. При установке ксенона выше этих температур освещенность дороги может быть недостаточной.

Кроме того, чем выше цветовая температура ксенона, тем меньше яркость излучаемого света. Штатный ксенон, который ставится непосредственно на заводе, имеет цветовую температуру 4300 К. При установке ксенона с цветовой температурой 5000 К потеря в яркости минимальна - около 100-200 Лм. При цвете свечения ксенона 6000 К показатель освещенности составляет уже 2800 Лм. Поэтому многие устанавливают среднее по цвету - 5000 К.


Зачем ксенону омыватели

Стекло фар, через которое проходит пучок света от лампы, вносит свои коррективы в распределение пучка света, а, как мы уже упоминали, ксеноновые фары обладают высокой интенсивностью излучения. Поэтому любая грязь на поверхности фары будет выполнять роль рассеивателя: пучек будет расходится в стороны, ухудшится освещенность дороги, возрастет вероятность ослепления окружающих водителей.

Качественные омыватели помогают решить этот вопрос - поэтому ксеноновый свет всегда должен быть дополнен омывателями фар . К слову, одна б/у форсунка для омывателя на разборке стоит около 250 грн.

Конструкция фар

С конструкцией фар тоже все не так просто. «Заводской ксенон», как правило, устанавливают в специальные «линзованые» фары. Это позволяет добиться точного рисунка пучка света на дороге.

Кроме того, для «заводского ксенона» применяют другой цоколь (D2S, D2R и др.), а цветовая температура ламп редко превышает 5000 °К (все для той же лучшей видимости).

Для улучшения характеристик и уменьшения вероятности ослепления других водителей, при установке ксенона на заводе используют также автокорректор фар - ориентируясь на датчики положения кузова, пучок света может менять направление относительно автомобиля.

При «гаражной» же установке, обычно все эти тонкости игнорируются.

Кроме того, фары, не предназначенные для ксенона, быстро темнеют. Это вызвано не высокой температурой ламп, а составом света - у ксеноновых ламп в спектре переизбыток ультрафиолета.



Плюсы ксенона

  • Газоразрядные лампы обладают гораздо большей светоотдачей и световым потоком.
  • Газоразрядные лампы более экономичны и обладают высоким КПД: в то время, как почти 50% энергии, подводимой к галогеновой лампе, уходит на нагрев, у ксеноновой лампы этот показатель составляет всего 6-7%.
  • Длительный срок службы и высокая надежность из-за отсутствия нити накала.
  • Свечение в узком диапазоне света обеспечивает хорошую видимость во время дождя и тумана.

Минусы ксенона

Нельзя ограничиваться обычной заменой галогенных ламп на ксеноновые (даже если цоколи ламп соответствуют) - необходимо адаптировать фары для ксенона, использовать линзы, автокорректор.

Соответственно, все это отражается на стоимости компонентов и работ.

На что нужно обращать внимание

  • Нельзя «ставить ксенон» на машину посредством обычной заменой лампочек.
  • Газоразрядный свет обязательно должен быть дополнен омывателями фар.
  • Фары должны быть, как минимум, адаптированы для ксенонового света: отражатели или рефлекторы в них должны быть заменены на совместимые с газоразрядной лампой, следует использовать линзы, желателен автокорректор.
  • Безопаснее всего устанавливать «заводской» комплект ксенона (вместе с фарами).
  • Ксеноновые лампы можно заменять только парами, так как со старением они изменяют цвет свечения.
  • Основная причина тусклого, или, напротив, слепящего света - некорректная установка ксенонового оборудования. Именно поэтому в Европе и предъявляют жесткие требования к ксенону.



Итог

Просуммируем: если вы захотите поставить себе на авто заводской ксенон, или даже поставить ксеноновые лампы в обычные фары - нужно подойти к этому очень ответственно.

И все это выльется «в копеечку», иначе ваше авто будет просто опасно для окружающих, ослепляя соседей по потоку.

Сравнительно недавно в продаже появились ксеноновые лампы, практически сразу же ставшие предметом жарких споров о том, разрешен ли ксенон не только в России, но и других странах мира.

Всего лишь несколько лет назад подобные фары были доступны только владельцам дорогостоящих престижных авто, но со временем ксеноновые лампы стали устанавливаться в эстетических целях. Несмотря на это, споры о том, разрешен ксенон или нет, не угасают.

По своим параметрам свет от ксеноновых ламп во многом схож с дневным, что значительно улучшает видимость в темное время суток. Пучок света от таких фар шире, освещает все полотно дороги. В отличие от галогенных ламп, ксеноновые потребляют меньше энергии, но при этом более мощные.

Максимальный срок работы таких фар – 3 тысячи часов, в то время как для галогеновых, он в шесть раз меньше. Лампы такого типа в последнее время стали широко использоваться, что привлекло внимание сотрудников ГИБДД к владельцам транспортных средств, на которых они были установлены.

Любители тюнинга зачастую задаются вопросом о том, разрешен ли ксенон в России или нет.

Запрета на такие фары в стране нет, никакой ответственности за их использование в Кодексе административных правонарушений не указано. Однако законодательно установлено, что монтаж в фары, предназначенные для галогенных и ламп накаливания, ксеноновых ламп, запрещен и за него полагается ответственность.

Причина такого запрета проста: обыкновенные фары, установленные на большинстве транспортных средств, не предназначаются для подобных источников освещения.

Световой пучок в них рассеивается так, что ослепляет участников дорожного движения, едущих по встречной полосе, что может привести к печальным последствиям. Согласно сертификации и ГОСТам, если изначально в фарах автомобиля предусмотрены лампы накаливания или галогенные лампы, то устанавливать в них ксенон строго запрещено.

По сути, ксеноновые лампы разрешены, но только при условии их правильной установки и настройки и только при соответствии таким источникам света фар автомобиля.

Еще один вопрос, интересующий многих автолюбителей – это установка ксенона в противотуманные фары.

Противотуманки, по сути, являются дополнительными осветительными приборами. Соответственно, все они промаркированы – к примеру, фара с галогеновыми лампами обозначается Н, с ксеноном – D. Законность установки ксеноновых фар определяется именно по маркировке

Сертифицированная продукция в обязательном порядке должна иметь автоматический корректор – при включении фары пучок света первоначально направлен в землю, и только затем поднимается до необходимого уровня. Кроме того, установка ксенона требует наличия на автомобиле омывателей фар.

В галогеновые фары устанавливать ксеноновые лампы строго запрещено.

Согласно принятому законодательству, ответственность за это — лишение водительских прав сроком от 6 месяцев до одного года и запрет на использование транспортного средства до тех пор, пока не будут устранены все неполадки.

Не стоит волноваться разве что владельцам автомобилей иностранного производства – на них в большинстве своем ставятся фары с маркировкой D, разрешающей установку ксенона.

Впрочем, установить такие лампы можно на автомобиль любой марки. Для этого достаточно собрать необходимую документацию, потратить несколько тысяч на покупку оптики, заключения и комиссию.

Для установки ксеноновых ламп на свой автомобиль сперва нужно обратиться в ГИБДД, где составляется заявление о внесении изменений в конструкцию транспортного средства. К переоборудовании автомобиля приступают только после получения разрешения от начальника ГИБДД.

Одновременно с этим желательно найти компанию, которая выдаст заключение о возможности проведения подобных изменений.

Для получения такой бумаги необходимо предоставить сертификаты на детали, заявление на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, копию ПТС, копию паспорта и копию свидетельства о регистрации автомобиля.

Установку новых фар, их регулировку и техосмотр производят только после получения документации. Согласно действующему Техническому регламенту, ксеноновые фары можно ставить только при наличии автокорректора и корректно функционирующего омывателя фар.

После проведенных работ автовладелец должен еще раз обратиться в ГИБДД для получения свидетельства, подтверждающего, что все внесенные изменения в конструкцию машины соответствуют требованиям безопасности.

Выданный документ всегда должен иметься в наличии наравне с прочими бумагами на автомобиль.

Установка ксенона на автомобиль российским законодательством не запрещается при условии, если она разрешена заводом-изготовителем либо транспортное средство переоборудовано владельцем согласно всем требованиям.  

Наиболее часто вопрос о том, можно ли использовать ксенон, поднимают водители на территории РФ и Украины. Именно в этих странах законодательство не дает точного ответа по поводу легализации эксплуатирования ксенонового освещения, что и приводит к многочисленным казусам. В данной статье мы поднимем самые спорные моменты (можно ли ставить ксенон, можно ли получить за ксенон штраф, какое наказание за ксенон возможно и т. д.) и попробуем найти на них ответы в законодательстве обеих стран.

Ксенон ГИБДД + ксенон и ГАИ

Просмотрев правила использования ксенона, которые описаны в законодательстве обеих стран, можно сделать общий шаблон.

  • Лампы/фары ксенона на территории обеих стран обязаны быть легализированными.
  • можно устанавливать только в оптику, которая имеет специальную маркировку. Газоразрядные лампы относятся к категории «D». Также маркировка для ксенона может иметь пометку в виде буквы «Е» или «е».
  • Фары ксеноновые в обязательном порядке должны иметь специальный сертификат, подтверждающий, что их установка проводилась в специальном месте с учетом всех норм и правил установки, и эксплуатации.
  • Если машина выпущена с конвейера с уже вмонтированным ксеноном, фары должны соответствовать нормам Технического регламента по безопасности колесных видов средств передвижения.
  • При замене галогеновой фары на ксеноновую, фара должна быть укомплектована омывателями стекла и автокорректором.
  • Запрещено апробировать газоразрядный источник освещения на ТС, которые не были заблаговременно оснащены автокорректором и омывателями. Также оба устройства должны постоянно находиться в рабочем состоянии.
  • Законом запрещен самостоятельный монтаж фар, а также перемещение фар из места расположения. Нельзя перемещать сигнальные фонари, использовать световращательные приспособления, контурную маркировку.
  • Замена внешних световых приборов допускается только для ТС, которые заблаговременно были сняты с производства.
  • Установка ксенона может производиться только в специальных, легализированных мастерских, которые выдают документы на дальнейшую эксплуатацию фар.
  • Запрещено использовать световые приборы красного цвета на передней части автомобиля.
  • Нельзя использовать любые световые приспособления, которые не соответствуют требованиям Основных положений по допуску ТС к эксплуатации.

N.B. для драйверов

Driver (с англ. яз.) – драйвер, водитель, шофер.
N. B. или Nota bene (с лат. яз) – не забудь, помни, обрати внимание.

Рейд ксенон

Последствия неправомерного использования ксенона:

  • штраф,
  • лишение прав сроком от полугода до года,
  • приборы, которые не разрешены к использованию, конфискуются,
  • изъятие ВУ,
  • наложение запрета на дальнейшее использование транспортного средства на определенный срок,
  • снятие ГРЗ.