Автомобильные усилители обзор. Лучшие автомобильные усилители

Установка автомобильного усилителя звука не только позволит повысить общую мощность музыкальной системы, но и существенным образом преобразит качество звучания и детализацию музыкальных фрагментов. Кроме всего прочего вы можете использовать разведённые по сторонам музыкальные колонки и дополнительный соединённый между собой акустическим кабелем.

Преимущества усилителя для авто

Превосходное качество звука. Использование стереоусилителя позволит вам оптимальным образом настроить звучание автомобильной системы. Подключение через улучшает восприятие звука во всём диапазоне звуковых частот.

Вам необходимо учитывать тот факт, что бортовое напряжение в машине не всегда достаточно для обеспечения выходной мощности аудиоусилителя. В частности подобное проявляется с сабвуферами, выходное амплитудное напряжение не может в достойно мере раскачать мощные низкочастотные динамики.

Решить данную проблему можно путём применения усилителя с электролитическими конденсаторами большой ёмкости, которые позволяют накапливать необходимый разряд и делают бас чрезвычайно сочным и качественным. Как подключить конденсатор к сабвуферу вы можете узнать . Большинство автовладельцев устанавливают на своих автомобилях дополнительные сабвуферы, что позволяет повысить качество штатной аудиосистемы.

Для подключения сабвуфера необходимо использовать дополнительный усилитель, который позволит раскачать даже мощный саб. Большинство используемых сегодня авто усилителей звука имеют дополнительные выходы на сабвуфер и колонки в машину. Именно поэтому, установив качественные усилить в автомобиле, вы полностью решить проблему с организацией качественного звука.

Автовладелец может улучшить качество звучания штатной аудиосистемы без замены головного проигрывателя и динамиков. Необходимо лишь установить дополнительный четырёхканальный усилитель, который отличается компактными размерами и может похвастаться высокой мощностью. В большинстве случаев установка и подключение четырёхканального усилителя не представляет какой-либо сложности и может быть проведена самостоятельно.

В тоже время необходимо отметить, что большинство штатных аудиосистем в машине имеет посредственное качество динамиков, поэтому если вы хотите получить у себя в автомобиле по-настоящему качественный звук, рекомендуем установить не только дополнительный усилитель, но и провести замену имеющихся штатных динамиков.

В данном случае автовладелец получает широкие возможности по расположению динамиков и выбору их компонентов. Многие ограничиваются установкой разнесённых передних динамиков с пищалками и твиттерами.

В данном случае при использовании подобной акустической схемы четырёхканальный усилитель будет вам просто необходим. В продаже автовладельцы могут найти компактные модели, которые могут с лёгкостью устанавливаться в бардачок или же внутри центральной консоли.

Конфигурации акустических систем в автомобиле

Выбирая усилитель, вы должны помнить о том, что трехканальные усилителем предназначаются для работы с одной парой динамиков и дополнительным сабвуфером. Четырёхканальный усилитель может одновременно управлять сабвуфером и двумя парами динамиков. В редких случаях используются пятиканальные стереосистемы с большим количеством динамиков в машине.

Строим аудиосистему в автомобиле с нуля

Занимаясь планированием и установкой аудиосистемы в машине вам необходимо в первую очередь определиться с её компонентами и показателями мощности. Вы должны помнить о том, что использование мощного усилителя позволит вам улучшить качество звучания на небольшой громкости. Поэтому рекомендуется брать усилитель в машину с небольшим запасом по мощности. Кроме того, вы должны учитывать объем салона автомобиля.

Поэтому для компактного городского малыша можно выбирать мощность аудиосистемы несколько ниже, нежели чем для полноразмерного универсала или внедорожника. В данном случае оптимальным выбором будет использование усилителя мощностью в 75 Вт на один канал для внедорожника и 50 Вт для небольшого авто. Любителям баса и громкой музыки можем порекомендовать выбирать системы с мощностью в 100-200 Вт на один канал.

Установка сабвуфера

Именно низкие частоты, или как их ещё называют басы, играют едва ли не главную роль при восприятии звуковой картины. Именно поэтому многие автовладельцы решаются на установку в своём авто специальных динамиков, которые отвечают за воспроизведение низких частот.

Если вас устраивает мощность и качество имеющихся стереодинамиков в машине и вы просто хотите добавить сабвуфер, вы можете использовать одноканальный усилитель, который будет предназначен исключительно для работы с сабвуфером. В данном случае вам необходимо выбирать мощность усилителя в диапазоне от 50 до 200 Вт на канал.

Также при покупке усилителя и сабвуфера необходимо учитывать импеданс. Этот показатель должен быть согласован, в противном случае вы потеряете значительную мощность на выходе. Какой-либо сложности в проведении монтажных работ нет.

При появлении у вас затруднений вы можете воспользоваться сетью интернет и сервисом ютуб, где можно найти многочисленные ролики, посвященные вопросам монтажа аудиосистемы в автомобиле.

Усилитель – это один из главных составляющих компонентов звуковой системы автомобиля. Особенно он актаулен при , в новый авто усилитель с сабвуфером можно поставить в салоне. Усилитель обеспечивает и поддерживает хорошую работу автомобильных динамиков, основанную на усиленном напряжении тока исходящего сигнала. Поэтому, если вы планируете и хотите наслаждаться процессом качественного звучания музыки в своем автомобиле, то усилитель необходимо выбирать правильно и со знанием дела!

Какими бывают автомобильные усилители?

В зависимости от количества каналов автомобильные усилители делятся на:

1. Двух-трех канальные;

Двух-трех канальные усилители используются при подключении 2-х колонок или сабвуфера. Усилители данного типа поддерживают низкоомную нагрузку и способны работать в мост. Отметим, что данный тип усилителей, допускает разные вариации, способные сохранять расширенные регулировки, требующиеся для общей работы с сабвуфером. В качестве примера можно отметить, равномерное усиление баса или фильтр инфранизких частот.

2. Четырех канальные;

Четырех канальные усилители с технической точки зрения предназначены для тех же целей, что и двух-трех канальные усилители. Если объяснять простыми словами, то выглядит это так, в одном корпусе с одним блоком питания работают два двух канальных усилителя. Главным отличием данного типа усилителя выступает возможность его работы в режиме подключения трех акустических систем к одному стереофоническому выходу усилителя, так называемый tri-mode. А также использование второй пары линейного выхода с выхода первой.

3. Пяти канальные;

Пяти канальные усилители устроены по принципу четырех канального усилителя. А вот для подключения сабвуфера предназначен специальный отдельный пятый канал.

4. Моноблоки;

Моноблоки - это басовые усилители большой мощности.

В зависимости от коэффициента полезного действия (КПД) и уровня искажения выходного сигнала автомобильные усилители классифицируются на:

  1. А-класс: Отличаются самым «чистым» сигналом воспроизведения звука. Минусом данного класса усилителей выступает низкий КПД, который в среднем составляет двадцать процентов. Это связано с тем, что большая часть мощности остается в электрических цепях. Отметим, что в автомобилях подобные усилители используется крайне редко, в виду низкой мощности и высокой цены.
  2. В-класс: По мощности значительно эффективнее класса А, но «чистота» звука оставляет желать лучшего. Именно по этой причине, в автомобилях данный класс усилителей практически не используется.
  3. С-класс: Не смотря на высокий уровень КПД (до 75% среди классов), искажения сигнала все равно присутствуют. В виду чего, усилители данного класса не используются в Hi-Fi системах.
  4. А/В-класс: Оптимальный вариант для автомобиля и самый распространенный класс усилителей. Усилители данного класса имеют усредненные параметры мощности и чистоты звука А и В классов.
  5. D-класс: Данный класс усилителей отличается возможностью цифровой обработки сигнала. Компактный размер, высокий КПД и относительно небольшое искажение сигнала придают данному классу большое множество преимуществ. Однако стоят они не дешево, поэтому не пользуются большой популярностью у покупателей, в отличии от А/В класса.

К выбору усилителя надо подходить серьезно, взвесив все плюсы и минусы и только потом принимать решение о покупке. Повышенное внимание при выборе усилителя требуют следующие параметры: коэффициент гармонических искажений, разделение каналов и демпфирующий фактор.

В соответствии с определением, коэффициент гармоничных искажений (THD) – это отношение суммарной мощности всех гармоник к мощности первой гармоники. Другими словами, это параметр определяющий, как искажается звуковой сигнал, проходя через блоки усилителя. В технической документации автомобильного усилителя обычно указывается несколько THD для разных диапазонов. Чистый звук соответствует маленькому проценту THD.

Параметр, показывающий обособленность каналов усилителя друг от друга называется разделением каналов (Stereo Separation), чем выше происходит разделение каналов, тем качественнее усилитель. Измеряется данный параметр в децибелах и показывает мощность одного канала в сопоставлении с другим «просочившимся» каналом. Как правило, «просачивание» канала возникает в результате использования одного единственного источника питания.

Степень инерции мембраны усилителя, производящей в обмотке динамика обратный электрический ток показывает демпфирующий фактор (Damping Factor). И чем он выше, тем больше инерция мембраны погашается между импульсами, а соответственно звук становится чище.

Не менее важными параметрами, на которые стоит обратить ваше внимание при покупке усилителя в являются система регулировок и наличие встроенных фильтров и входов.
«Чистота» сигнала напрямую зависит от наличия встроенных фильтров, разделяющих частотный диапазон и менее слабый сигнал в выбранной полосе. Простейшие усилители, либо усилители рассчитанные на работу с внешним фильтром могут вообще не содержать встроенных фильтров и входов. Фильтры без регулировок чаще всего встречаются в усилителях среднего класса. Помимо фильтров низких (ФНЧ) и высоких частот (ФВЧ), указанных в герцах, следует выделить, такой параметр, как крутизна среза фильтра, показывающий, как будет уменьшатся сигнал в указанной полосе частот.


Несколько слов необходимо добавить о разъемах автомобильных усилителей. Следует знать, что кроме стандартных и АС разъемов питания, существуют группы разъемов определяющих класс усилителя. В качестве примера можно отметить, простые усилители, в которых довольно часто можно встретить высоко амплитудные входы, предназначенные для подключения к магнитолам, не имеющим линейные выходы. Благодаря этому появляется возможно дополнительного подключения разнообразных процессоров и эквалайзеров. Линейные выходы необходимы, когда головное устройство ограничено определенным числом разъемов, при этом необходимо подключить несколько усилителей. В результате все устройства можно подключать последовательно. Отметим, что большинство усилителей имеют возможность произвести, так называемое «мостовое подключение». «Мостовое подключение» основано на объединении нескольких каналов, для получения одного мощного моно канала, а к нему уже подключается сабвуфер. Данная возможность выступает одним из глобальных достоинств усилителя для автомобиля.


Подведя итог, отметим самые распространенные регулировки автомобильных усилителей:

1. Уровень (Level) - баланс громкости, в комментариях не нуждается;

2. Фильтр низких частот (Low Frequency) – устанавливает верхнюю частоту воспроизводимую сабвуфером. Другими словами, все что ниже этого значения - воспроизводит сабвуфер;

3. Фильтр высоких частот (High Frequency) – устанавливает нижнюю частоту, воспроизводимую акустической системой;

4. BASS BOOST - низкие частоты, используемые в сабвуфере. В зависимости от используемого класса усилителя, можно встретить несколько вариантов, переключатель с фиксированным значением, либо плавный регулятор;

5. Фильтр инфранизких частот (Subsonic) – помогает избегать механических неисправностей сабвуфера.

Какой автомобильный усилитель выбрать? Параметры и характеристики популярных моделей

Вам нравится слушать музыку в автомобиле? Хотите наслаждаться чистым звучанием и полнотой звука? Не хватает мощности магнитолы? Тогда вы попали по адресу! Магазин «Автоакустика» предлагает большой ассортимент усилителей лучших брендов по самой привлекательной цене. У нас вы сможете подобрать качественную акустическую технику, чтобы наслаждаться в дороге любимой музыкой. Итак, разберёмся какой автомобильный усилитель выбрать для Вас!

Критерии выбора автомобильного усилителя для сабвуфера

Для чего нужен усилитель? Его основное назначение – сделать музыку максимально громкой, а звучание – чистым. Современный автомобильный усилитель для сабвуфера необходим, чтобы:

  • Улучшить качество звукового воспроизведения.
  • Препятствовать искажению музыки на высокой громкости.
  • Скорректировать разные музыкальные тона.
  • Дать автозвуку новую жизнь независимо от аппаратуры.
  • Увеличить мощность звучания и качество воспроизведения.
  • Сделать звук музыки хорошим на всех уровнях громкости.

Чтобы правильно выбрать усилитель, нужно обратить внимание на параметры акустики: частота звука (низкий-высокий), токовая мощность электросистемы автомобиля и совместимость модели с техническими характеристиками магнитолы и колонок. Параметры для выбора усиливающего устройства:

  • Мощность, заявленная производителем. Здесь два значения: номинальная RMS и максимальная PMPO. Номинал – то значение, которое играет самую важную роль. Максимальное значение бывает преувеличено производителем и указано без погрешности на искажения.
  • Кроссовер. Устройство необходимо для разделения аудиочастот, их фильтрации. При помощи кроссовера можно убрать (обрезать) ненужные высокие или низкие частоты. В современных моделях кроссоверы встроенные. По типу бывают активными и пассивными, одно-, двух и трехполосными.
  • Регулировка басов. Актуальный параметр для подключения сабвуферов (низкочастотников). Самые «продвинутые» усилители – на которых можно при помощи фильтра усиливать басы, плавно добавляя децибелы.

Полностью зависит от головного устройства и его характеристик. Также большое значение имеет бренд аппаратуры усиливающей мощность. Есть надежные и проверенные производители, продукция которых пользуются доверием автолюбителей не один год.

Усилитель для сабвуфера должен быть мощнее низкочастотника. Почему? Если усилитель слабее саба, он не потянет устройство и еще больше исказит звучание. Когда автомобильный усилитель и сабвуфер одинаковые по мощности, стандартного напряжения электросистемы в 14,4 В не хватит на раздачу по автомобилю и акустику. Оптимальный вариант – усилитель должен превосходить по мощности сабвуфер.

Какой лучше выбрать усилитель для авто: виды

Все модели усиливающей мощность автоакустики классифицируют на аналоговые класса АВ высокого качества усиления, но с небольшим запасом мощности, и цифровые класса D – с высокой мощностью и КПД, но низким качеством усиления звука. Кроме того, устройства классифицируют по количеству поддерживаемых каналов:

  • Моно, или одноканальные. Преимущественно выпускаются в варианте D, используются для сабвуферов. Могут выдавать сильные басы без искажения на полную мощность.
  • Автомобильный усилитель 2 канала . Оптимальный вариант, когда используется фронтальная акустическая система. Устройство позволяет задействовать только две пары колонок или сабвуфер, но получать чистый звук.
  • Трехканальные усилители. Удачное решение для автомобильной акустической системы, когда звук льется из фронтальных колонок и сабвуфера одновременно. Используются редко.
  • Четырехканальные модели – самые популярные. Они позволяют одновременно подключить четыре динамика, пару динамиков и один саб, две колонки и два сабвуфера. Самый рациональный и экономный вариант.
  • 5-канальные устройства. Используются для одновременного усиления звука с четырех колонок и сабвуфера. Есть и шестиканальные модели, но они не востребованы, поскольку мало акустических систем в них нуждаются.

Исходя из собственных предпочтений (откуда нужен звук – с фронтальной или тыльной стороны салона) и расположения динамиков, выбирают усилитель по количеству поддерживаемых каналов. Какой лучше – зависит от головного аппарата и количества колонок.

Усилители бренда Pioneer


Продукция производителя пользуется большим спросом на отечественном рынке благодаря адекватному соотношению цены и качества устройств для усиления мощности. По количеству поддерживаемых каналов пионеровские усилители бывают:

  • Моноблок GM-D8601 класса D. Номинальный показатель RMS 1х300Вт на 4 Ома, 1х500 Вт на 2 Ома, 1х800 Вт на 1 Ом, частота – 10-240 Гц. Сочетает компактный размер, простую установку и высокую мощность.
  • Моноблок PRS-D1101M класса D. Номинальная мощность устройства 1х400 Вт (четыре Ома), 1х600 Вт (два Ома). Усилительный блок удачный в плане сборки, мощи прибавляет хорошо, но качество звука не самое лучшее.
  • Моноблок GM-D9601 класса D. Номинальная мощность RMS – 1х500 Вт на 4 Ома, 1х800 Вт на 2 Ома, 1х1200 Вт на 1 Ом. Стандартная частотная характеристика от 10 до 240 Гц. Сочетает высокую мощь при низкоомном сопротивлении.
  • Моноблок PRS-D1200M класса D. Очень хороший усилитель по качеству и звуку, но и цена устройства не бюджетная. Номинал по мощности усиления – 1х400W, 1х600W.
  • Самый мощный усилитель элитного класса PRS-D2000SPL (D). Максимум на выходе – 3000 Вт. Полное отсутствие искажений, ясный и чистый звук. Подходит для первоклассных сабов класса SPL.

Модели представлены по показателю мощности и по стоимости – от меньшего значения к большему.

Популярностью пользуются двухканальные усилители бренда Пионер. Продукция компании представлена и новыми моделями, выпущенными с 2013 года. Усилители двухканального типа по возрастанию мощности и увеличению стоимости:

  • GM-A3602 АВ с мощностью номинальной 2х60 Вт, 1х90 Вт, 1х180 Вт (4 Ома мостовой режим). Компактный блок с небольшим весом.
  • GM-A3702 АВ – непрерывная мощность 2х65, 2х95 и 1х190 ватт. Диапазон частот от 10-70000 Гц.
  • PRS-D210 D. Звучание среднее, мощности достаточно (2х150, 2х300, 1х600 Вт). Высокое качество сборки усилителя, небольшой диапазон регулировки кроссовера.
  • GM-A5602 АВ. Частота от 10 Гц до 70 кГц. Выдает мощность по номиналу 2х300, 2х450, 900 Вт. Есть фильтр низких частот. Достойный, мощный и компактный.
  • PRS-D220 D. Хороший усилитель по качеству и чистоте звучания, 2х150, 2х300, 1х600 Вт.
  • GM-A5702 АВ. Тянет 2х150, 2х240 и 1х480 Вт, большой частотный диапазон – 10-70000 Гц.
  • PRS-A500 и PRS-A800. Большие по размеру устройства, но по мощности и частотности уступают другим моделям плюс высокая цена.

Какой усилитель выбрать авто в категории продукции Пионер? Для сабвуфера лучше всего подходят моноблоки, но двух- и четырехканальные блоки также поддерживают низкочастотник и стоят вполне приемлемо. Популярные модели на 4 канала:

  • GM-D1004 – невысокая мощность, бюджетный вариант.
  • PRS-D410 – надежный экземпляр, мощи много, звук достойный.
  • GM-A4604, GM-A4704– хорошо раскачивает 4 динамика или 2 колонки и саб.
  • GM-D8604 – самый популярный усилитель у автомобилистов в линейке Пионер.
  • GM-A6604 – достойный и стильный усилитель, звук и мощность на высоте.
  • RS-A99, RS-P99– оптические, цифровые устройства, чемпионы по звуку, очень компактные.

Если вам нравится музыка, льющаяся со всех динамиков с фронтальной и тыльной сторон салона, плюс подключение низкочастотного сабвуфера, усилитель автомобильный 4-канальный – самый оптимальный вариант.

Supra – усилители безупречного качества


Устройства популярного бренда Supra стоят несколько дешевле аналоговых моделей других брендов, но при этом практически не уступают им по функционалу, сборке и чистоте звука. Если вы желаете наслаждаться шикарным звучанием за приемлемую цену, усилители Супра – подходящий вариант. Самые «ходовые» устройства:

  • Моноблок, один канал TBS-A1400. 400 Вт на 4 Ома, 600Вт на 2 Ома с фильтром инфразвуковых частот на 20 Гц.
  • Двухканальный SBD-A2120, 2130. Фильтры на высокие и низкие частоты, номинальная мощность: 2х60 – 4 Ома, 1х200 – 4 Ома, мостовое включение.
  • SBD-A2120 двухканальный с RMS на один канал 240 Вт 4 Ома, 75 Вт на два канала. Отлично фильтрует высокие и низкие аудиочастоты.
  • Двухканальная модель TBS-A2160 – достаточно мощный усилитель 2х80 Вт, 1х260 Вт – на 4 Ома, 2х250 Вт, 2х120 Вт – на 2 Ома.
  • 4-канальный вариант SBD-A4120 – отличный звук, оптимальная мощность, демократичная стоимость.
  • SBD-A4270 с четырьмя каналами. Хорошо передает все нюансы записи с достаточно высокой громкостью звучания.
  • SRD-A4300 достойная модель, четыре канала, номинал – по 75х4 и 250х2 на 4 Ома и 120х4 на 2 Ома, отличный диапазон фильтров частот.
  • Четырехканальный TBS-A4350 – приличный усилитель, хорошо раскачивает динамики, мощный и чистый звук.

Какой лучше усилитель авто от компании Супра? Многое зависит от акустической системы – сколько колонок вы хотите подключить, на какую сумму рассчитываете, какие фильтры чаще используете для отсечки частот. Однозначная рекомендация: любой усилитель будет работать согласно заявленных производителем характеристик, если его правильно проинсталлировать, использовать нужные по сечению провода и грамотно подключить.

Выбрать качественные супровские и пионеровские усилители мощности по самой низкой цене можно в нашем магазине «Автоакустика». Дополнительно – компетентная консультация нашего сотрудника. Со своей стороны мы гарантируем выгодные условия оплаты и доставки товара.

Усилители НЧ представляют собой неотъемлемую часть домашней звуковоспроизводящей системы. Они применяются как усилители мощности для маломощных устройств воспроизведения и достижения параметров сигнала, способных «раскачать» акустическую систему. Бывают и устройства воспроизведения со встроенными усилителями мощности, но зачастую их технические параметры и функциональные возможности оставляют желать лучшего. Поэтому многие любители высококачественного звука часто прибегают к покупке внешнего усилителя, наиболее отвечающего их требованиям. В этой статье мы попробуем помочь понять какой выбрать усилитель для дома.

Типы усилителей


По выполняемым функциям усилители делятся на три группы:
  1. Предварительные усилители. Они используются для подготовки маломощного входного сигнала к дальнейшему усилению. Обычно их размещают поблизости от источника сигнала, чтобы избежать наводок и помех от других электрических и электронных устройств. Как правило, они состоят из блока коммутации входов, блока регулирования громкости и тембра и самого усилителя, который производит усиление сигнала до уровня 1-2 В. Предварительные усилители требуют применения усилителя мощности;
  2. Оконечные усилители (усилители мощности). Их назначение состоит в усилении сигнала до уровня и мощности, необходимого для нормальной работы акустики. В них, как правило, отсутствует возможность регулировать какие-либо параметры сигнала;
  3. Полные усилители. Выполняют одновременно функции предварительного и оконечного усилителей, поэтому дают больше эксплуатационных удобств. К тому же их стоимость часто оказывается меньшей, чем суммарная стоимость отдельно взятых предварительного и оконечного усилителей.
По типу элементной базы, на которой строятся усилители, они делятся на:
  • Ламповые усилители. Их достоинствами являются:
  • высокое качество звучания при относительно простой схеме;
  • менее жесткий и более «теплый» звук;
  • меньший уровень шума;
  • более мягкое ограничение сигнала при перегрузке;
  • устойчивость к коротким замыканиям в нагрузке.
Многие любители высокачественного звучания отдают предпочтение именно ламповым усилителям;
  • Транзисторные усилители:
  • Они основаны на применении полевых и биполярных транзисторов в качестве усилительных элементов. Для достижения примерно одинаковых параметров с ламповыми усилителями транзисторные требуют более сложной схемотехники. Также, в отличие от ламповых усилителей, к ним предъявляются особые требования по защите выходных каскадов и блоков питания от перегрузок и коротких замыканий. Сегодня вместо транзисторных усилителей на дискретных элементах часто применяются устройства на базе интегральных микросхем;
  • Усилители на интегральных микросхемах. Обычно кристалл интегральной микросхемы содержит все основные каскады полного усилителя. К достоинствам таких усилителей относят их компактность, минимальное количество внешних элементов и высокую ремонтопригодность;
  • Гибридные усилители. В них используются одновременно как электронные лампы, так и полупроводниковые приборы и интегральные микросхемы со всеми их достоинствами и недостатками.

Основные параметры усилителей


Качество звучания усилителя в большинстве случаев определяется параметрами оконечного усилителя, как отдельного, так и входящего в состав полного усилителя. Поэтому дальнейшее изложение относительно выбора усилителя для дома будет относиться именно к оконечным усилителям.

На какие же параметры следует обратить внимание в первую очередь при выборе домашнего усилителя? К таким параметрам относятся:

  • Число усилительных каналов;
  • Мощность, развиваемая в нагрузке;
  • Коэффициент искажений;
  • Рабочий диапазон частот;
  • Скорость нарастания сигнала на выходе;
  • Отношение сигнал/шум.

Число усилительных каналов


Количество каналов выбирается в зависимости от конфигурации акустической системы по принципу «каждая колонка акустики должна работать только от своего канала, и ни один канал не должен работать более чем на одну колонку». Только такой принцип обеспечит максимально качественное звучание. Следует отдельно сказать о выборе усилителей для воспроизведения музыки и AV-ресиверов для домашнего кинотеатра. Первые из них должны иметь два канала для воспроизведения стереоформатов, в которых записана большая часть музыки. Домашний кинотеатр может быть оснащен акустикой с конфигурацией от самой доступной 5.1 до топовой 9.2. Это и есть критерий для выбора количества каналов в AV-ресивере.

Мощность, развиваемая в нагрузке


Профессионалы в области звукотехники дают такой совет: если есть необходимость приобрести усилитель и акустическую систему, то следует вначале выбрать и купить акустику, а потом уже усилитель. Во-первых, подобрать усилитель к акустике гораздо проще, чем наоборот, а, во-вторых, приобретенная акустика дает некоторые ориентиры для выбора усилителя, хотя бы с точки зрения его мощности. Эти ориентиры таковы:
  • Большинство усилителей дают наиболее высокое качество при работе на уровне примерно 70% своей мощности. Для акустики этот же параметр составляет примерно 90%. Поэтому наиболее оптимальным является отношение мощности акустики к мощности усилителя, равное приблизительно 1:1.6. Другими словами, усилитель должен обеспечивать мощность на 60% большую мощности акустики;
  • Многим производителям свойственно указывать максимальную мощность усилителя. Ориентироваться же нужно на его номинальную мощность, так как именно она определяет долговременное воспроизведение звука с заданным уровнем искажений;
  • Мощность усилителя связана с чувствительностью акустики. Последняя измеряется в децибелах. Имеет место простая зависимость: снижение чувствительности акустики системы на 3 дБ требует для получения одинаковой громкости двукратного увеличения мощности усилителя.

Коэффициент искажений


Он состоит из двух показателей - коэффициента интермодуляционных искажений и коэффициента гармонических искажений. Оба из них задаются в процентах и определяют уровень искажений звука на выходе усилителя. Как правило, усилители Hi-Fi класса соответствуют стандарту DIN 45500, который задает такие значения этих параметров:
  • Коэффициент интермодуляционных искажений – не более 3% в полосе частот 250 – 8000 Гц;
  • Коэффициент гармонических искажений – менее 1% в полосе частот 40 – 12500 Гц.
Именно на эти значения и следует ориентироваться.

Рабочий диапазон частот


Органы слуха большинства людей способны воспринимать звуки с частотами от 20 Гц до 20 кГц. Идеальный усилитель должен иметь в этом диапазоне прямую амплитудно-частотную характеристику (АЧХ). Реальные усилители обычно редко имеют прямую АЧХ, как правило, она имеет некоторую неравномерность в рабочем диапазоне частот, особенно в его высокочастотной области. Поэтому желательно выбирать усилитель с максимально широким частотным диапазоном, оптимальная верхняя граница которого должна в несколько раз превышать 20кГц.

Скорость нарастания сигнала на выходе


Этот параметр определяет способность усилителя без искажений, точнее, с заданным значением коэффициента искажений, воспроизводить резкие всплески звукового сигнала – так называемые фронты сигнала, часто возникающие, например, при ударе по тарелкам. В профессиональной звукотехнике чаще используют термин «время отклика» на ступенчатое изменение входного сигнала. Этот параметр неразрывно связан с верхней границей воспроизводимых частот – чем она выше, тем выше значение данного параметра. Для высококачественного усилителя этот параметр не должен быть менее 5В/мкс.

Минимальная допустимая нагрузка


От сопротивления нагрузки, то есть, акустической системы, зависит и развиваемая усилителем мощность, и его надежность и безотказность. Очевидно, что колонка, имеющая сопротивление 4 Ома, нагрузит канал усилителя гораздо сильнее, чем 8-омная. Вывод – для акустики с низким сопротивлением необходим более мощный усилитель. Но не следует забывать, что подключение 4-омной акустики к усилителю, рассчитанному на работу с 8-омной нагрузкой, он может перегружаться и даже выйти из строя. Потому именно минимально допустимое значение нагрузки следует принимать во внимание. С другой стороны, если усилитель рассчитан на работу с 4-омной нагрузкой, то на нагрузках с большим сопротивлением он может не развить полной мощности, что при большом ее запасе не так уж важно.

Отношение сигнал/шум


Этот параметр определяет соотношение мощностей полезного и шумового сигналов. Измеряется в децибелах на максимальном положении регулятора громкости при выключенном входном сигнале. Чем выше значение этого параметр, тем лучше качество воспроизводимого звука. Желательно выбирать усилитель, имеющий значение этого параметра не менее 90-100 дБ.
- Выбор модели усилителя не всегда сводится к его стоимости и престижности производителя. Однако покупать слишком дешевую модель тоже неразумно – не стоит надеяться на чудо, хотя и они случаются.
- Покупать усилитель в магазинах, в которых отсутствует возможность его проверить в реальных условиях, можно только, заранее определившись с выбором его модели.
- Выбирать усилитель нужно с запасом по мощности, чтобы не эксплуатировать его при мощностях, близких к максимальной, ибо это резко снижает надежность устройства. Например, усилитель с максимальной мощностью 100 Вт обеспечит долговременную и надежную работу лишь при мощности, примерно вдвое меньшей.
- Также необходимо ориентироваться на площадь пространства, в котором будет эксплуатироваться звуковоспроизводящая техника. Примерная мощность каждого канала составляет 3 – 5 Вт на кв.м. Если площадь не превышает 15 кв. м., то руководствоваться нужно первой цифрой, а при площадях более 20 кв.м. – второй.
- Желательно выбирать усилитель, у которого подключение акустики производится не с помощью пружинных защелок, а при помощи клемм с резьбовыми зажимами. Это, во-первых, более надежное крепление кабелей, во-вторых – это некое свидетельство конструктивного качества и принадлежности устройства к Hi-Fi классу.
- Совсем необязательно покупать самую последнюю модель. Бывает, что усилитель, долго пролежавший на полке или складе, становится существенно дешевле без влияния на его качество.

Штатные автомобильные аудиосистемы - настоящая головная боль для тех, кто привык к качественному звучанию. Я уже рассказывал о возможных способах их апгрейда, сегодня остановлюсь подробнее на одном из элементов - автомобильных усилителях. Их специфика порой сильно отличается от домашних.

Чем не угодил штатный усилитель?

Полагаю, пропустить этот вопрос было бы неверно. Причин поменять штатный усилитель несколько.

Во-первых, выходная мощность. В данном случае она нужна совсем не для громкости, или, строго говоря, не только для неё. В штатных системах чаще всего используются совсем простые усилители и динамики с пониженным импедансом. Если мы собрались строить новую систему, то совсем не факт, что новые динамики от штатного усилителя зазвучат хорошо. Они могут иметь, например, импеданс выше, чувствительность ниже, и с ними мы с большой вероятностью получим чёрт знает что. Исключения составляет акустика, которая изначально позиционируется производителями для апгрейда «штаток», но мы вроде бы замахнулись на более серьёзные улучшения, а этот вариант уже оставили позади.



Штатные аудиосистемы в основном делаются не самими автопроизводителями, а сторонними компаниями по заказу автопроизводителей. Но далеко не все выносят свой шильдик на лицевую панель

Во-вторых, потому что системы разрабатываются под достаточно жесткие требования - как ценовые, так и конструктивные. Если открыто объявить, что, предположим, аудиокомпоненты для Honda делают Pioneer и Alpine - это может ударить по репутации этих брендов.

В-третьих, оснащение. Штатный усилитель рассчитан на один единственный вариант системы и имеет ноль целых шиш десятых по части дополнительных настроек. А если нам нужно элементарно включить ФВЧ во фронтальных или тыловых каналах? А если нужно подстроить ФНЧ в каналах сабвуфера, чтобы состыковать его с акустическими системами? А если есть более серьёзные намерения?

Итак, по всему получается, что при апгрейде системы простая замена акустики прокатывает не всегда, и новый усилитель становится в разряд must have.

С чего начать поиск правильного усилителя?

Как всегда, выбор следует делать исходя из потребностей. Иными словами, сначала проектируем состав системы, а по нему уже становится видно, каким должен быть усилитель. Самое простое - возьмите листок бумаги и нарисуйте, где какие динамики у вас будут установлены.

Определитесь с типом подключения акустики - через пассивные кроссоверы или поканально с активным делением полос. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки, но это - тема отдельного разговора. Пока лишь отмечу, что первый вариант попроще, а второй имеет больше возможностей по настройке и «сведению» полос. В зависимости от выбранного варианта будем подбирать усилители с нужным числом каналов и функционалом.



Аудиосистема может быть достаточно сложной. Поканальное усиление с активным делением и процессоры -обычное дело для автомобильной системы высокого уровня

Уже на этом этапе оцените, что будет являться источником в системе. Если головное устройство с обычными линейными выходами, то тут проблем никаких. Если же вы имеете дело со штатной «головой», то тут почти всегда приходится искать обходные манёвры. Я уже рассматривал эту тему подробнее в статье « », сейчас отмечу лишь то, что касается подключения усилителей.

Итак, вариантов несколько. Самый простой - подключение прямо к выходам штатного усилителя. Для этого новый усилитель должен иметь кроме обычных входов еще и высокоуровневые. Если их нет, то можно использовать так называемые «преобразователи высокого уровня в линейный».



Высокоуровневые входы входят в оснащение многих моделей автомобильных усилителей

Этот вариант прост, но применим далеко не всегда. Чаще всего штатный усилитель выдает в лучшем случае скорректированный сигнал, а в худшем - приходится иметь дело вообще с многополосным усилением. В этом случае «собрать» исходный сигнал можно только специализированным процессором, и уже потом подключать к нему усилитель. Сюда же отнесём и варианты штатных систем с MOST-шиной, из которой специальным адаптером можно «вытащить» SPDIF или аналоговый сигнал.

Поскольку подобных сложных систем становится всё больше, совсем неудивительно, что на рынке начали появляться усилители с уже встроенным процессором. Но об оснащении чуть дальше.

Чем отличаются автомобильные усилители от домашних?

На самом деле, сама усилительная часть - особо ничем. Разве что блок питания здесь работает не от бытовых 220 Вольт, а от бортовой 12-вольтовой сети. Принципиальных же отличий, на мой взгляд, два.



Импульсный блок питания занимает немалую долю внутреннего пространства усилителя

Во-первых, большинство автомобильных усилителей универсальны в плане подключения: они предусматривают как обычное подключение нагрузки, так и мостом к паре каналов. Эта возможность позволяет использовать обычные широкополосные усилители не только для подключения акустики, но и для подключения сабвуферов. Последние всё же более «прожорливы» в плане мощности. Простейший вариант, который по праву можно назвать классическим - это 4-канальный усилитель, два канала которого работают на фронтальную акустику, а два оставшихся включаются мостом на сабвуфер.



Схема с 4-канальным усилителем, работающим на фронтальную акустику и сабвуфер, по праву считается классикой автомобильных аудиосистем

Второе принципиальное отличие автомобильных усилителей от домашних - это оснащение. Домашние в большинстве своём - чистые «оконечники». В автомобиле же, как минимум, приходится использовать фильтры.

Например, всё та же простейшая схема с четырёхканальником, к которому подключена фронтальная акустика и сабвуфер. В большинстве случаев акустическое оформление для фронтальных НЧ/СЧ-динамиков реализовано в дверях. Скажем прямо, оно не самое лучшее, а значит, нижний бас желательно ослабить, и в этих каналах нужен ФВЧ. Сабвуфер, напротив, не должен петь голосом, а значит, в этих каналах нужен ФНЧ. Оптимальная частота стыка акустических систем и сабвуфера обычно находится в промежутке между 50 Гц и 100 Гц - чуть ниже, чем принято делить в домашних системах. Пассивное деление тут не прокатит, мотать катушки размером с запасное колесо - нет уж, увольте. А вот активное деление - самое то. Поэтому исторически так и сложилось, что минимальное оснащение усилителя - это активные фильтры НЧ и ВЧ. В основном регулируемые, но встречаются и с фиксированной частотой настройки.



Регулируемые фильтры НЧ и ВЧ есть в подавляющем большинстве автомобильных усилителей

Ну а дальше - больше. К примеру, если предполагается поканальное включение акустики с активным делением, то усилитель должен иметь фильтры с более широкими пределами регулировки. Некоторые олдскульные модели имеют даже переключатели крутизны среза фильтров. Скажем, JL Audio в своё время промышлял подобным. И так по нарастающей, вплоть до оснащения усилителя встроенным процессором и превращения его в настоящий «звуковой комбайн».

Песня о комбайнёрах, или Усилитель плюс процессор

Сейчас этот класс усилителей со встроенными процессорами (или процессоров со встроенными усилителями, кому что ближе) можно считать самым перспективным по ряду причин.

Во-первых, если в домашней системе вы можете уютно устроиться в самой лучшей точке для прослушивания, то в машине вы всегда имеете дело с отвратительными акустическими условиями салона и чёрт знает как раскиданными по нему динамиками. «Собрать» звучание со всего этого бардака ох как непросто. И как бы презрительно ни кривились аудиофильские снобы и ценители pure passive, сделать это можно только с помощью звукового процессора. Если подойти к делу с умом, то результату могут удивиться даже самые избалованные «домашним звуком» аудиофилы. Проверено неоднократно.



Автомобильные цифровые процессоры, как правило, управляются с подключаемого компьютера или ноутбука. Программа имеет достаточно наглядный интерфейс, позволяющий быстро настроить нужную конфигурацию

Во-вторых, в большинстве случаев только с процессором можно построить систему на базе штатного головного устройства. Немало автомобилей, в которых никаким способом нельзя вытащить исходный сигнал со штатной «головы» - он либо скорректирован, либо вообще порезан на частотные полосы.

В качестве наглядного примера - итальянский концерн Elettromedia, который давно и довольно успешно разрабатывает тему построения новых систем от штатных головных устройств. Суть процессоров, выпускаемых под брендом Audison, следующая. Вы отключаете штатные динамики и заводите сигнал со штатного усилителя на входы процессора. Настройка происходит так. Включаете диск из комплекта и запускаете в процессоре режим настройки. Процессор «слушает» входы, автоматически «складывает» порезанные на частотные полосы сигналы (в том числе и с учетом фазовых сдвигов), проводит деэквализацию, и вы получаете «восстановленный», как томатный сок из пасты, звуковой сигнал. Алгоритм такого сложения - и есть предмет гордости разработчиков.



Audison prima - один из представителей семейства автомобильных процессоров со встроенным усилителем. Или, если угодно, усилителей со встроенными процессорами

Снобы наверняка покривятся, мол, какая уж тут аудиофилия, если мы имеем дело не с исходным сигналом, а собранным, простите, «из г… и палок»? Согласен, о High End тут никто и не говорит. Но, во-первых, система в итоге всё равно заиграет на две головы лучше, чем штатная «балалайка». А во-вторых, и это самое главное - процессор в данном случае нужен для того, чтобы корректно вписать в систему дополнительный высококачественный источник, полностью сохранив функциональность штатного головного устройства.

Правда, серьезных источников, предназначенных исключительно для автомобильного применения, на сегодняшний день пока не очень много. Разве что Sony GS-9, читающая всё, вплоть до формата DSD, да Audison bit Play, который итальянцы до сих пор доводят до ума. Умельцы, правда, вовсю используют в автомобилях домашние плееры (в том числе и ваш покорный), но это можно в расчёт не брать. Тем не менее, как говорил персонаж из старого анекдота, «тенденция, однако» - курс на Hi Res в автомобиле уже взят. И процессоры (в том числе и со встроенными усилителями) здесь - ключевое звено.

Размер имеет значение: даже D-класс бывает разным

Но мы отвлеклись, вернёмся снова к усилителям. Если каких-то пять-семь лет назад АВ-класс имел непререкаемый авторитет, то сегодня автомобильные усилители D-класса во многих случаях выглядят уже предпочтительнее.

Во-первых, компактность. Дома усилитель размером с тумбочку хоть и выглядит громоздким, но всё равно не вызывает настолько серьёзных проблем. В машине разница в длине корпуса всего в 5 см может оказаться решающей. Далеко не каждый сегодня хочет выставлять компоненты аудиосистемы напоказ и тратить много денег на инсталляцию. А компактный D-класс позволяет сделать инсталляцию скрытой. Возможность уместить усилитель, скажем, под сиденьем или под панелью кажется весьма привлекательной.



При всей своей компактности некоторые автомобильные усилители на современных чипах D-класса имеют вполне взрослые показатели выходной мощности и весьма приличное звучание

Во-вторых, - энергоэффективность. Опять же, по сравнению с домашней техникой, в автомобиле этот вопрос стоит особо остро. Особенно с увеличением числа электромобилей и гибридов. Пускать больше половины потребляемой энергии в тепло, согласитесь, не самый рациональный способ её расходования. Впрочем, совсем под обивку прятать такие усилители всё равно не стоит, тепловыделение хоть и не такое, как у АВ-класса, но всё-таки не нулевое. Хотя бы какой-то воздухообмен обеспечиваться должен.



Новое поколение усилителей вовсю использует чипы D-класса с эффективностью выше 95%

Ну и третий довод в сторону D-класса - это, как ни странно покажется многим, качество звучания. Я не беру сейчас в расчёт дорогие усилители высокого класса, там другой расклад. Но в умеренной ценовой категории при сопоставимых ценах АВ-класс чаще всего действительно проигрывает современному D-классу. Лет пять назад это было бы спорным утверждением, но с появлением новых чипов, работающих на несущих частотах под полмегагерца, это уже факт.

Особенности подключения автомобильного усилителя

Существует интересная фраза, о том, что «усилители на самом деле ничего не усиливают, они просто модулируют питание». Одно из существенных отличий автомобильного усилителя от домашнего, о котором вскользь упомянул в самом начале, - это работа от бортовой сети автомобиля. Номинальное напряжение в ней составляет 12 Вольт (реально чуть выше, но сейчас это не суть). Значит, чтобы получить на выходе достаточную мощность, токопотребление должно быть доводьно серьёзным - десятки, а в пиках сигнала даже сотни Ампер. Отсюда и особые требования к подключению питания. На первый взгляд, всё это выглядит немного пугающе, но на самом деле, если придерживаться нескольких простых правил, проблем возникнуть не должно.

Во-первых, усилитель ни в коем случае нельзя подключать к штатной проводке. Она не рассчитана на такие токи. Берите отдельные кабели и прокладывайте их от усилителя непосредственно к аккумулятору. Можно и плюс, и минус, а можно только плюс (минус при этом идёт по «массе»). Однозначного ответа, какой вариант лучше, пожалуй, нет, но лично я предпочитаю первый способ. Хотя бы потому, что в нынешних автомобилях слишком много электроники, которая тоже «завязана» на кузов.



Аккуратность прокладки проводки - залог надёжности и безопасности

Не жадничайте, используйте для подключения специализированные автомобильные кабели - они имеют мягкую изоляцию, устойчивую к перепадам температур. Любители использовать разного рода КГ-25 и прочие подобные промышленные кабели уже через год будут лицезреть в подкапотном пространстве рассыпающуюся резиновую изоляцию. Наблюдал такое неоднократно, к счастью, не у себя.

Кстати, имейте в виду, дешевые кабели могут быть не медными, а так называемыми CCA (Copper Clad Aluminium), «обмеднённые» алюминиевые. Они менее долговечны, сильнее подвергаются коррозии и быстрее ослабевают в местах контактов. Чистая медь в этом плане всё же лучше, хоть и дороже. А ещё лучше - луженая медь.

Во-вторых, подбирайте достаточное сечение питающих кабелей исходя из их длины и токопотребления усилителя. Даже десятые доли Ома в питающей линии могут давать просадку напряжения в пиках сигнала на несколько Вольт. А это не только влияет на звучание, но и чревато выходом из строя блока питания усилителя. По этой же причине старайтесь сразу просчитать необходимую длину кабеля, чтобы избежать лишних стыков.



При выборе сечения кабеля можно руководствоваться таблицами, которые есть в правилах любых автозвуковых соревнований

В-третьих, обязательно ставьте в разрыв питающего кабеля предохранитель. Он должен располагаться как можно ближе к аккумулятору. В отличие от предохранителя в самом усилителе, им вы защищаете не аппаратуру, а сам кабель. Номинал выбирайте исходя из сечения. Например, для кабеля сечением 4 Ga (21 кв.мм) можно использовать предохранитель не более 100 А, а для кабеля сечением 2 Ga (33 кв.мм) - не более 150А.

Пять выводов про автомобильные усилители

Итак, подытожу. Если вы всерьёз решили проапгрейдить штатную аудиосистему, новый усилитель определённо нужен. Это раз.

Определитесь с источником. Если это будет штатное ГУ, из которого невозможно вывести линейный сигнал или «цифру», то вам нужно будет либо преобразовать высокоуровневый сигнал в линейный отдельным устройством, либо выбрать усилитель с высокоуровневыми входами. Либо, если штатная система с полосовым усилением и коррекцией сигнала, придётся «восстанавливать» исходный сигнал процессором. Это два.



Любой автомобильный усилитель имеет дополнительное оснащение - от простых фильтров НЧ и ВЧ, позволяющих разделить акустические системы и сабвуфер, до всё тех же продвинутых процессоров, встроенных в сами усилители. Выбор делайте в зависимости от поставленных задач. Это три.

Определитесь с типом инсталляции. Если это «напоказ», то ограничений практически никаких. Если скрытая инсталляция, то есть смысл отдать предпочтение компактным усилителям D-класса. Это четыре.

И наконец, уделите должное внимание питанию. Качественное питание - залог нормальной работы усилителя. Это пять.