Блог › Система охлаждения двигателя. Как проверить помпу на автомобиле без снятия водяного насоса

Помпа в автомобиле необходима для постоянной циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. С неисправной помпой мотор быстро перегревается и закипает. К счастью, помпа чаще всего предупреждает о своей “кончине” заранее, и у водителя есть время, чтобы отремонтировать ее или купить новую.

По конструкции водяные помпы разных марок отечественных автомобилей похожи друг на друга: в крышке на двух шарикоподшипниках («Москвич») или одном сдвоенном (ГАЗ, ВАЗ) закреплен вал, на который с одной стороны надета крыльчатка, а с другой – приводной шкив и вентилятор (на некоторых моделях). Между крыльчаткой и корпусом помпы установлен сальник довольно “хитрой” конструкции. Если он ”прохудился”, антифриз или тосол начинает поступать в полость к подшипникам, проникает под их уплотнительные кольца и вымывает смазку. Подшипник помпы начинает шуметь и, в конце концов, заклинивает. Правда, процесс этот достаточно долгий и может растянуться на несколько тысяч километров.

Частичный ремонт водяной помпы

В “Москвичах” и “Волгах” полость между сальником и подшипником помпы имеет специальное контрольное отверстие внизу: если из него начинает течь – пора менять сальник. Однако некоторое время можно еще проездить, загерметизировав “контрольку”. Кроме того, в помпе “Москвича”, например, можно поменять только один из подшипников, обычно первым выходит из строя передний – он принимает основную нагрузку от натяжения приводного ремня. Это заметно дешевле, чем менять помпу в сборе. Кстати, чаще всего причиной “безвременной кончины” подшипника становится слишком сильно натянутый ремень. У “Жигулей” и “Волги” вал водяной помпы одновременно является внутренним кольцом сдвоенного подшипника, и его замена выльется уже в несколько большую сумму.

Когда помпа выходит из строя, зачастую это случается неожиданно, ремонт и последствия этой неполадки застают автовладельцев врасплох. Именно поэтому каждому автомобилисту следует знать о самых основных показателях выхода из строя этого узла, так как знания в данном вопросе помогут вам избежать неприятностей, связанных с ремонтом автомобиля.

Итак, какими могут быть признаки неисправности помпы?

Первым делом, о неисправности помпы (насоса системы охлаждения) свидетельствует наличие люфта шкива. А уже появление люфта – признак износа подшипников. Определить эту неисправность можно по характерному звуку (рокоту), который раздается во время работы движка авто. Подтвердить свои догадки можно достаточно просто – покачайте шкив рукой, люфт будет при этом явно выражен. Если вы выявили люфт шкива, то в обязательном порядке следует обратиться за консультацией к специалистам.

Далее, нужно проконтролировать, в каком состоянии находится дренажное отверстие, расположенное в нижней части корпуса наноса. При обнаружении на срезе дренажного отверстия даже небольшого количества капелек, не говоря уже о явной течи, нужно насторожиться, ведь это уже признак того, что уплотнение стало совершенно непригодным. Использовать авто в данном случае не рекомендуется, так как появившаяся течь обязательно будет увеличиваться. Следует устранить данную проблему, и не народными способами, вроде затыкания дренажного отверстия чопиком из дерева, а, как положено, заменив необходимые детали на новые.


Еще необходимо снять со шкивов ремень генератора и покачать каждый натяжной и обводной ролик. Заменить подшипники необходимо, если вы выявите затрудненность вращения даже одного из них. Сняв ремень, следует изучить его состояние: наличие дефектов, расслоений и трещин говорит о том, что ремень нужно заменить, о том, как это сделать, читайте . Новый же ремень должен быть , так как если ремень натянут будет слабовато – он быстро выйдет из строя, попросту «сгорев», а если ремень будет перетянут – он может разрушить подшипники и другие механизмы, которые с ним сопряжены.

Как видите, основные признаки неисправности помпы всегда на лицо, поэтому определить их будет несложно. Другое дело – это ее ремонт, которым не следует заниматься самостоятельно, особенно, если вы не обладаете достаточными знаниями и опытом. Решать данную проблему должны только специалисты.

Видео.

Насос системы охлаждения двигателя является очень важным элементом любого современного автомобиля.

Для чего нужен этот насос?

Насос охлаждающей жидкости – это механизм, предназначенный для обеспечения принудительной циркуляции в системе охлаждения двигателя. Такая помпа обычно располагается на минимальном расстоянии от передней части блока цилиндров и его головки, отвечая за приведение в движение жидкости, которая отводит тепло от блока цилиндров двигателя, предотвращая тем самым его перегрев.

Принцип работы насоса в системе охлаждения


Несмотря на большую важность функции охлаждения мотора, принцип работы помпы довольно прост. Чтобы его понять, необходимо уяснить один момент: модели насосов хоть и различаются в зависимости от марки автомобилей, на которых они установлены, однако их всех объединяет наличие трех обязательных конструктивных элемента. Это:

  • литой корпус, который чаще всего выполнен из магниевого сплава;
  • стальной вал с насаженной на него крыльчаткой из алюминиевого сплава или полимерных материалов;
  • сальник, обеспечивающий герметичность камеры насоса.

Сам вал имеет подшипник, который исключает появление вибраций на больших оборотах. Крыльчатку насоса еще иногда по-другому называют рабочим колесом. Когда с помощью вала оно приводится в движение, у входного отверстия насоса образуется разряженное пространство, благодаря которому на центральную часть крыльчатки производится подача охлаждающей жидкости. Далее, под воздействием центробежной силы она разбрасывается по стенкам камеры, набирая при этом довольно высокую скорость. За счет этого осуществляется выход жидкости под некоторым давлением и ее поступление в водяную «рубашку» мотора (систему полостей в стенках головки блока цилиндров и в самом блоке).

На многих авто в системе охлаждения применяются сразу два насоса. Дополнительная помпа требуется для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости во втором контуре (на двигателях с турбиной), а также для охлаждения выхлопных газов и воздушной смеси в турбокомпрессоре.

Типы насосов охлаждающей жидкости


На современных авто используются только центробежные лопастные насосы, которые представляют собой оптимальные механизмы для прокачки жидкостей с малой вязкостью и плотностью. Различаются они только по типу привода, который приводит в движение стальной вал с крыльчаткой.

Виды приводов:

  • От коленчатого вала. Передача усилия в этом случае осуществляется с помощью клиноременной передачи. Обычно она одновременно приводит в движение и вентилятор радиатора, и ротор генератора, а крепление ремня производится непосредственно к шкиву в передней части коленвала.
  • От ремня ГРМ. Передача усилия происходит через зубчатый ремень.
  • От собственного электрического моторчика. Обычно данный тип привода применяется на дополнительных насосах.

Жидкость для охлаждения – как правильно выбрать?


Сегодня на рынке представлено огромное число охлаждающих жидкостей различных марок. Все они различаются по количеству и качеству присадок и добавок, но с точки зрения основных компонентов состава существует всего 3 класса жидкостей для охлаждения двигателя:

  • G11. Для их изготовления применяется этиленгликоль, а упаковки помечаются маркировкой зеленого цвета.
  • G12. Жидкости на основе все того же этиленгликоля, но со значительным содержанием карбоксилатных соединений. Этому классу соответствует маркировка красного цвета. Являются оптимальным вариантом для высокооборотных двигателей, а также моторов, которые подвергаются регулярному воздействию высоких температур.
  • G13. Жидкости этого класса изготавливаются на основе полипропиленгликоля и являются наиболее экологичными, безопасными для здоровья человека, но при этом и самыми дорогими. Помечаются маркировкой оранжевого либо желтого цвета.

При покупке жидкости для охлаждения нужно обратить внимание на этикетку и сертификаты, которые должны в обязательном порядке прилагаться к продукции. Их отсутствие у продавца должно насторожить, и в этом случае лучше отказаться от покупки антифриза. Ведь некачественная охлаждающая жидкость не только может привести к поломке двигателя, но и серьезным проблемам со здоровьем, что намного страшнее.

Различия между Антифризом и Тосолом


Большинство автолюбителей разделяют охлаждающие жидкости на 2 группы: антифриз и тосол. Однако это заблуждение, таким же образом можно сравнивать сельдь с рыбой или картофель с овощем. Ведь «тосол», ставшее уже нарицательным словом, обозначает жидкость для охлаждения, состоящую из специально подготовленной воды и этиленгликоля (т. е. относящуюся к классу G11), а была она изобретена еще в 70-х годах прошлого века советскими учеными для работы в условиях Крайнего Севера.

В то время это слово являлось торговой маркой и писалось вот так: ТОСОЛ. Первые три буквы в этом сочетании обозначают технологию органического синтеза, а окончание «-ол» - отношение к классу спиртосодержащих жидкостей, так как этиленгликоль – это не что иное, как представитель двухатомных спиртов. Таким образом, все охлаждающие жидкости правомерно называть антифризом, а никак не тосолом!

Если на этикетке и в сертификате есть отметка о соответствии ГОСТ 28084-89, то такую жидкость можно смело приобретать. Однако в последнее время многие производители антифриза добавляют в свою продукцию множество присадок для уменьшения себестоимости и повышения качества. Такая жидкость на этикетке будет иметь пометку только о соответствии ТУ, в которых она изготавливалась. Это не значит, что данный антифриз некачественный, просто перед его покупкой стоит убедиться в его безопасности, например, изучив отзывы других автолюбителей на онлайн-форумах.

Диагностика неисправностей насоса охлаждающей жидкости


Как показывает практика, многих поломок двигателя можно избежать или хотя бы отсрочить их появление, если вовремя диагностировать неисправности насоса охлаждающей жидкости. Это вполне по силам даже совсем неопытному автолюбителю.

Самыми распространенными неполадками в работе охлаждающей помпы выступают:

  • износ приводного ремня;
  • повреждения крыльчатки;
  • износ подшипников;
  • разгерметизация рабочей полости.

Наиболее явным признаком, сигнализирующим о неисправности помпы, является перегрев двигателя. Причиной его могут быть все вышеназванные неполадки, кроме износа подшипников. А вот повышенный уровень шума как раз может быть его следствием. Также это может быть сигналом неправильной установки крыльчатки. Выявить же разгерметизацию поможет ежедневный визуальный осмотр корпуса помпы на предмет наличия протечек, что не займет много времени. Осмотр же ремня стоит осуществлять каждые 7-10 дней.

Средняя стоимость ремонта насоса в автомастерских


Конечная стоимость ремонта насоса охлаждающей жидкости напрямую зависит от марки авто, а также местоположения автосервиса. Средние же цены на услуги по замене и ремонту помпы охлаждения на некоторых наиболее распространенных в СНГ марках авто на сегодняшний день таковы:

  • ВАЗ 2101–07/«Нива» – от 1 000 р.;
  • ВАЗ 2108/2109/21099 – от 2 000 р.;
  • ВАЗ 2110/2111/2112 – от 2 500 р.;
  • Автомобили иностранного производства – от 2 000 р.

Также довольно востребованной у автовладельцев услугой является замена охлаждающей жидкости. Ее стоимость обычно не зависит от марки машины, минимальная же сумма, которую необходимо иметь в наличии при посещении СТО, равняется 700 российским рублям.

Все цены указаны без учета стоимости заменяемых деталей и расходных материалов.

Средняя цена на насос охлаждающей жидкости

Средняя розничная стоимость новых помп охлаждающей жидкости в перерасчете на российскую валюту на ряд популярных марок грузовых и легковых авто составляет:

  • ВАЗ 2101–2115 – от 800 р.;
  • LADA Priora/Kalina/Granta – от 950 р.;
  • LADA Largus/Niva Chevrolet – от 1 000 р.;
  • ГАЗ 3302/2217/3221/3102/3110/31105 – от 1 500 р.;
  • ГАЗ 53/66/3307 – от 2 000 р.;
  • УАЗ 3303/3909/Patriot/Hunter – от 1 400 р.;
  • ГАЗ 33025/33027/ Business – от 1750 р.;
  • ПАЗ 4230/4234/3205/3206 – от 2 000 р.;
  • ZAZ-Daewoo Sens/Tavria/Slavuta – от 1 100 р.;
  • KAMAZ 5315/5320/53212/5411/555112/55102/55111– от 5 500 р.;
  • MAZ 4370/4371 – от 2 100 руб.;
  • ЗИЛ 130/131/ 4331/4333/4421/4945 – от 5 000 р.;
  • VOLKSWAGEN Golf III, IV/Polo/Bora/Passat – от 2 000 р.;
  • HYUNDAI Accent/Solaris/Getz/Elantra/Avante XD – от 1 550 р.;
  • HYUNDAI Matrix/Santa Fe/Tucson – от 1 700 р.;
  • OPEL Astra J/Insignia/Astra G/Zafira A/Astra H – от 1 500 р.;
  • KIA Rio/Cerato/Cerato/Carens/Magentis I/CEE’D – от 1 500 р.;
  • KIA Sportage – от 1 700 р.;
  • SCODA Octavia/Octavia Tour/Octavia II/Rapid/Roomster/Yeti – от 1 600 р.;
  • FORD Focus II,III/Fiesta/Fusion/C-Max – от 1 850 р.;
  • RENAULT Logan/Kangoo/Clio II/Clio Symbol/Megane II – от 1 450 р.;
  • TOYOTA Corolla/Avensis/Carina E/Yaris – от 1 500 р.;
  • HONDA Accord – от 2 400 р.;
  • SUBARU Impreza /Legacy/Forester 2.0, 2.5 – от 1 850 р.;
  • MITSUBISHI Colt/Lancer/Galant 1.6, 1.8 – от 1 350 р.;
  • MITSUBISHI Pajero II, IV – от 2 900 р.;
  • NISSAN Micra/Note/Tiida – от 1 550 р.;
  • NISSAN X-Trail/Primera 2.0, 2.5 – от 2 750 р.;
  • MERCEDES BENZ W202/210 – от 6 000 р.;
  • MERCEDES BENZ W124/W201 – от 1 900 р.;
  • MERCEDES BENZ W115/W123/W460 — от 1 650 р.;
  • AUDI 80/90/100 – от 1 800 р.;
  • AUDI A4/A6/A8 – от 2 200 р.;
  • BMWE 23/E24/E32/E34 – от 1 700 р.;

Заголовок

Любой автомобиль невозможно представить без системы охлаждения, ведь без нее работающий двигатель будет постоянно перегреваться и закипать. Основным элементом данной системы является помпа, или как ее еще называют - насос. Именно при помощи помпы охлаждающая жидкость получает возможность циркулировать по системе охлаждения двигателя и не давать ему перегреваться.

Но, как любой механизм, эта система также подвержена поломкам и главной задачей водителя является выявление неисправностей на начальной стадии.

Признаки неисправности помпы

Конечно, как и в большинстве случаев, можно предупредить полный выход из строя практически любой детали. Такая же ситуация имеет место быть в случае помпы, не бывает такого, что она просто взяла и сломалась, не давая владельцу автомобиля хоть какие ни будь признаки неисправности. Чтобы заметить эти признаки и избежать тяжелых последствий, нужно всего лишь проявить некоторую бдительность.

Первый и самый явный признак того, что водяной насос (т.е. помпа) скоро сломается - это появление отчетливо видного зазора в приводе шкива, он виднеется настолько хорошо, что даже неопытный водитель, зная куда смотреть, без труда обнаружит этот люфт.

Если игнорировать этот тревожный сигнал, шкив разболтается до такой степени, что из него начнут сыпаться подшипники.

Эти признаки неисправности можно заметить даже не заглядывая под капот, а просто периодически прислушиваясь к звукам исходящим из моторного отсека автомобиля. Так как при разбалтывании шкива начинают выходить из строя подшипники (сыпятся или сходят со своего места) вы можете услышать характерный при «проскакивании» через подшипник стук, это также будет верным сигналом того, что «здоровью» помпы что-то грозит и следует заглянуть под капот.

Неприятность, связанная с износом подшипников - это вероятность зажевывания ремня ГРМ, а в этом случае сломаться может сразу несколько вещей:

  • Сама помпа;
  • Натягивающие ролики;
  • Сальники.

Предосторожности при поломке

Ни в коем случае нельзя заводить двигатель и куда-либо ехать, если насос уже сломан. В противном случае у машины с 90 процентной вероятностью закипит двигатель, а это может привести к очень серьезным последствиям и колоссальным затратам.

Если же вы уже замечали вышеуказанные признаки и собрались ехать в сервисный центр на диагностику и ремонт, но сомневаетесь в состоянии помпы, есть отличный способ проверить, можно ли заводить мотор. Откройте крышку капота, снимите приводной ремень и попробуйте провернуть вращающийся шкив. Если он болтается или легко проворачивается, это значит, что самому ехать на СТО ни в коем случае не следует, лучше вызовите эвакуатор, дешевле выйдет.

Также при поломке помпы, следует обратить внимание еще на одну деталь, это состояние дренажного отверстия.

Ведь не редко бывает, что замечая признаки неисправности насоса, стоит всего лишь просунуть палец в самый низ механизма. Если вы нащупаете там капельки жидкости, значит уплотнитель внутри износился, а дальше ситуация будет только ухудшаться и возникнет риск выхода из строя всего двигателя.

Подтекание охлаждающей жидкости можно выявить еще одним способов, разложив под машиной листы бумаги, желательно белой. Оставьте бумагу на ночь, а утром, если обнаружите на ней мокрые пятна, можете быть уверены, настало время замены помпы. Да и вообще, по правил, этот элемент системы охлаждения следует проверять, а по возможности менять, каждые 70-80 тысяч километров пробега, тогда двигателю вашего авто не грозит перегрев.

Вывод

Исходя из всего написанного выше, можно с легкостью сказать, что от состояния помпы напрямую зависит продолжительность жизни двигателя машины, а также сроки ее эксплуатации. Ведь если данный элемент системы охлаждения двигателя будет находиться в неисправном состоянии и водитель решит выехать из своего гаража, можно с уверенностью сказать, что ни к чему хорошему это не приведет. Мотор, скорее всего, перегреется или закипит, хорошо, если его не придется полностью менять. Так что не будет лишним заглянуть пару раз под капот, прислушаться к исходящим оттуда звукам и проявить немного бдительности, это не раз спасет вас от беды, а также сэкономит немало денег.

Водяной насос автомобиля , или, как его еще называют, помпа, является одним из ключевых элементов жидкостной системы охлаждения любой современной машины. Его основная функция – это циркуляция охлаждающей жидкости во всей системе охлаждения. В итоге, после прохождения по кругу температура жидкости снижается, что восстанавливает ее способности охлаждать другие детали.

Водяной насос автомобиля

Чаще всего водяной насос автомобиля располагается спереди блока цилиндров силового агрегата. Его привод осуществляется при помощи клиновидного ремня от коленвала или же посредством зубчатого ремня газораспределительного механизма.

Основные составляющие элементы водяного насоса двигателя:
{typography list_number_bullet_blue}1. Корпус;||2. Вал, на котором находится крыльчатка с сальником. Последний является саморегулируемым. Он способен надежно удерживать охлаждающую жидкость от вытекания из узла во время его работы.||3. Шариковые подшипники, находящиеся в гнезде корпуса узла, в которых вращается вал насоса.||4. Приводной шкив с закрепленным на нем вентилятором радиатора. Последний элемент присутствует не у всех моделей авто. Зачастую вентилятор охлаждения радиатора делают с электроприводом без малейшей связи с помпой.{/typography}

Принцип работы водяного насоса автомобиля таков...
При заведенном моторе антифриз, охлажденный в радиаторе, поступает к насосу, точнее к центру крыльчатки. В итоге пространство между лопастями последней полностью заполняется антифризом. За счет влияния центробежной силы крыльчатка отбрасывает антифриз в сторону. Он через специальное отверстие уходит в рубашку охлаждения силового агрегата. Таким образом, и обеспечивается циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения мотора.

{typography legend_blue}Стоит отметить, что для исключения подтеканий антифриза между корпусом помпы и блоком цилиндров мотора устанавливается специальная картонная прокладка.{/typography}
Напоследок отметим, что вентилятор, который зачастую располагается на шкиве помпы и приводится в действие вместе с ней, изготавливается из пластика или листовой стали. Чтобы снизить шумность его работы лопасти располагают Х-образно под углами 110и 70 градусов.

С целью снижения мощности, которая необходима, чтобы приводить в движение вентилятор, используют узлы с электромагнитной муфтой. Последняя способна отключать привод вентилятора, когда температура охлаждающей жидкости снижается до 78-85 градусов. Таким образом, муфта оптимизирует работу системы охлаждения, попутно снижая шумность работы агрегата.

Водяной насос автомобиля