Фаллические символы. Истоки фаллического культа у народов центральной азии Возрождением фаллического культа

Наружные половые органы мужчины на полотнах древних мастеров прикрыты фиговым листком. Впервые этот скромный наряд появился у Адама и Евы, осознавших свою наготу. Показать «фигу» – крайне неприличный жест, хотя с другой стороны фига служила охранным от сил зла и болезней жестом. Такая двойственность отношения общества к половым органам прослеживается издревле, – пожалуй, нет ни одного другого органа в анатомии человека, так часто не являлся источником грубых выражений и пошлых намеков. Поэтому не следует смешивать, как это и было принято у древних греков, анатомический половой член и священные представления о фаллосе. Сексуальная тематика нашла свое отражение во всех, без преувеличения, видах искусства (живопись, скульптура, театр, кино, фото).

Мужской детородный орган с древних времен наделялся священными функциями власти и плодородия, поэтому его любили, ему поклонялись. В первобытном обществе человек, имевший большие мышцы, большое хозяйство и жилье был более богатым по сравнению с его соплеменниками. Размеры тела, сила и плодовитость (символом которой считался половой член), и следовательно большая семья, могущество делали из такого человека доминирующую в клане фигуру. Большой половой член становился объектом зависти других, а человек, им владевший – своеобразным идолом, которого уважали и которому поклонялись. Аксиома «чем больше, тем лучше» сохранилась и поныне. Следует отметить, что большой пенис вызывает чувство восторга с эстетической точки зрения, чувство гордости у владельца и внушает страх у других, вызывая у них уважение.

Первые найденные изображения фаллоса датированные перигордианским периодом (35 тыс. лет назад). К ранним находкам следует отнести также наскальные рисунки обнаженных мужчин на охоте времен бронзового века (Богуслан, Швеция). Так же, солидный возраст имеют статуэтки фаллосов рядом с головами убитых зверей (около5000 лет до Р.Х. найденные на территории пустыни Сахара), рисунки, изображающие женские половые органы и фигурки фаллосов, принадлежащих к ориянской культуре (пещера Тюк Де Одуберт).

У язычников фаллические действия приравнивались к сакральным, проявления бесконечности жизни. Фантазия древних людей в этом плане не знала границ и проявлялась многими обрядами в племенах земледельцев. Женщина, как и земля, рождает из себя, поэтому мужчины совокуплялись с женщинами массово на полях (Новая Гвинея). Растения высаживались в ямки и выкапывались похожими на половой член орудиями труда (Центральная Африка) или зерно мололи принадлежностями характерной удлиненной формы. Именно вертикальные столбы-пределы служили для охраны садов и виноградников . На фото изображены находки фаллических статуэток древности.

В Древнем Египте культ фаллоса занимал действующее место в верованиях и обрядах: фаллос являлся символом мужской силы, связано это с легендами об Осирисе и Ра – царя всех богов, который изображался обнаженным. Богиня Нут имела фаллическое тело при женской голове. Жрецы Древнего Египта с помощью фаллоса пытались лечить больных.

Фаллос в переводе с греческого языка эрегированный половой член и его изображения, а также символ производительной силы и плодородия. Древние мифы и легенды имеют упоминания о культе фаллоса, он имел значение в культуре греческих богов – диметр, Гермеса и особенно Диониса. Цитируем Геродота: «Греки воздвигают фаллосы в имя Диониса и устанавливают на них деревянные фигурки, символизирующие мужчин с большим не по размеру половым органом”. Многие рисунки на античных вазах изображают именно праздники во имя Диониса (рис.).

Во время проведения праздника Бахуса девушки не лишены целомудрия (их называли «канефоры») несли изображение фаллоса, украшенное цветами. Греки делали искусственные фаллосы из дерева, кожи, интересно не редко с крыльями - это свидетельствовало о стремительности производственного потенциала. Также исповедовали культуру фаллоса Пан и Приап. Приап, как правило, изображался бородатым дедушкой с грозным выражением лица и большим членом, намекал на пребывание в беспокойном состоянии (рис.).

Согласно мифам Приап - плод любви бога вина Диониса с богиней любви Афродитой. Это бог фертильности, символизирующий богатство и достаток. Богиня Гера прокляла Приапа, это привело к его недостатку при рождении, и он был изгнан с Олимпа. Но, несмотря на это, люди любили это божество и устраивали праздники в его честь. Во время этих праздников разрешалась полная сексуальная свобода. Во Франции существовали такие аналоги Приапа: на юге - святой Футин, в Бурге - святой Герлюшон, в Бретани - святой Жилея и святой Генола. Часто женщины приходили к подобным идолам занимали их статуи в надежде избавиться от бесплодия, потому что они дарили женщинам плодородие, а мужчинам - мужскую силу. Древние германцы приносили жертвы богу Фрико в честь брака. В Турции аналог Приапа известный под именем бога Беса. Статуэтки, изображающие его поныне пользуются успехом у туристов.

Фаллический культ существовал у многих народов мира, отличались только обряды поклонения, форма и размеры фаллических символов. По всему миру возникали гигантские колонны-фаллосы: гермы и менгиры. Герма (hermae) - квадратный столб с головой бородатого мужчины сверху и эрегированным пенисом посередине. Эти символические статуи, устанавливались как у дорог, полей, так и внутри дома. Они несли защитную функцию и функцию оберегов (Египет, Греция, Индия). При археологических раскопках в Помпеях, в доме пекаря был найден красный фаллос с надписью: «здесь находится блаженство». В разных областях Европы найдены менгиры, представляющие собой высокие каменные столбы до 20 метров высотой цилиндрической или конической формы - символы фаллического культа. Такие сооружения частые на Британских островах, во Франции на Кавказе (рис.).

В Римской империи культ фаллоса проявлялся жертвоприношениями и защитой от злых сил с помощью фаллических фигурок. На воротах вешали фаллические символы с той же целью, с которой сейчас вешаются подковы - «на счастье» и как обереги. А в малой Азии фаллический культ связался с церемониальным погребением: фаллос использовался, как посмертный памятник на могилах у мужчин .

Индия отличается одной из старейших фаллической культурой. Здесь до сих пор поклоняются фаллосу в форме лингаму (lingam). В «Puruska Sukta» написано: поклонение фаллосу, не означает поклонение анатомическом органа, а просто признание вечной божественной формы, проявляется в микрокосме. Мужской орган - не более, чем изображение этой божественной эмблемы, оригинальная форма жизни - лингам. Лингам в индуизме символ Шивы и его плодородия, классически имеет форму столбов, внешне напоминающий рог, высотой 75 см и диаметром в основе 30 см, правда те из них, которые установлены в храмах, могут достигать гигантских размеров (рис.). Многие индусок носят лингамы на шее подобно христианам, которые носят крестики. В буддизме ворота в храмах охраняются внушительных размеров воинами с сильно выпирающими гениталиями для отпугивания злых духов.

На Американском континенте до прихода испанцев также поклонялись фаллосу: именно испанцы нашли в храмах индейцев идола, имевшего фаллическую форму. Из художественного фильма об индейцах Майя «Апокалипсис (Apocalipto)» узнаем о применении народных методов в лечении бесплодия одного из героев фильма и шутки племени по этому поводу. В Никарагуа и Коста-Рике находили скульптурные изображения полового акта, а на берегах реки Миссисипи - фигурки похожи на греческого Приапа, сделанные из камня или опаленные глины.

Араваки, населявших Антильские острова, обтесывали камни, придавая им треугольную форму, в которой явно прослеживалась фаллическая символика. Назывались они «земис» и служили в ритуальных обрядах посвященным культа плодородия. У народов Лики и Карии была практика смазки священного конуса оливковым маслом, во время проведения торжеств. В храме Аполлона в Дельфах маслом смазывали священный камень.

Относительно символики половых органов, - культура мира не пожалела фантазии! Круг и палка – самые примитивные из них. Меч и щит, жезл и тонзура, скипетр и корона, колонна и арка, флейта и барабан - вот неполный перечень богатой фантазии человечества по этому поводу. По мнению части исследователей мирового культурного наследия звезда Давида - это изображение полового акта: треугольник вершиной вверх символизирует мужское начало, а верхушкой вниз - женское. Изображение половых органов человека символизирует не только плодовитость, но еще и вбирает в себя черты мужского или женского характера (мужество, храбрость, или неспособность вести боевые действия). Когда город капитулировал быстро, без сопротивления, победитель устанавливал одну или несколько колонн-обелисков, на которых было выгравировано имя завоевателя. «А рядом, - рассказывает Геродот, - воспроизводили интимные части женского тела, чтобы продемонстрировать, что у противника не хватает мужества». Установка обелисков - явление привычное поныне, во всех более-менее крупных населенных пунктах, затронутых войной (в Киеве это - памятные знаки в честь легендарных завоевателей на проспекте Победы и в парке Славы). Персонификация гениталий не обошла стороной народный фольклор, анекдоты. В одном из ирландских рассказов богатырь Фергюс характеризуется прежде всего размерами своего полового органа .

У наших предков, а именно носителей трипольской культуры, также была своя символика тесно связана с тематикой половых органов и отношений. «Трипольская культура была открыта чешским археологом Викентием Хвойкой более ста лет назад на Правобережье Украины. Из-под земли удалось достать достопримечательности культуры, столь отличные от привычных нам образцов первобытного общества, что можно было бы переписывать всю историю современной цивилизации», - пишет Эдуард Халепа, в статье интернет-изданию «Музеи Украины». Также, с его слов видим: «Трипольцы в своих больших поселках оставляли много бытовых и сакральных глиняных изделий. Среди последних - небольшие женские фигурки с нанесенными на их тела священными орнаментами. На высшем этапе развития наших предков магические рисунки переносятся на одежду. Тысячелетиями сохраняется древний символ плодовитости: волшебный расчерченный ромб - щедрая нива. Весной - в честь Богини плодородия ярового зерна Деметры, осенью - на славу ее дочери Богини озимых Персефоны проводили мистерии, где жрец лил воду на землю, имитируя небесное оплодотворение ее дождем. В 1970 году в Москву и Санкт-Петербург привозили музейные экспонаты из столицы Кипра Никосии, среди них был кувшин с одной ручкой и носиком - прототип современного чайника. Носик был сделан в виде женщины, которая держит в правой руке небольшой кувшин без дна. Через него можно лить воду из большого кувшина. Это ритуальный предмет тех мистерий. Носик кувшина форме напоминает еще и морду быка. Образ Бога неба Зевса, который, проливая дождь, оплодотворяет Мать-землю. Показательна и одежда Деметры: поверх платья она носит фартук в клеточку, расчерченный подобно трипольскому ромбу. В Украине с древнейших времен изготавливают плахту - верхнюю декоративную юбку. Вера в чудесные свойства этой клетчатой одежды, которая способствует плодородию в широком смысле, пришла к нам строками извечных ритуальных песен. Греки, наверное, под влиянием трипольской культуры ревностно хранили тайну национального плодородия. Под угрозой смертной казни на ритуальных обрядах запрещалось находиться мужчинам, гетерам, а также любому из иностранцев. Допускались только добропорядочные матроны, причем по рекомендациям. Это говорит известная комедия Аристофана «Женщины на праздновании». Эллины опасались, чтобы посторонние не узнали загадки преобразования мертвого зерна в живой росток, чтобы не раскрыли местную тайну оплодотворения и не сглазили, не навредили национальные достижения» .

В наши дни додумались собирать коллекции гипсовых отпечатков половых членов известных рок-исполнителей (Чикаго), привязывать мальчикам на живот маленькие соответствующие кулоны, как обереги (Таиланд). Все это расценивается как вознесение человеческого возрождения, а не действия, побуждающие к похоти и разврату .

Представители разных культур были достаточно откровенными в своем увлечении большим членом. Больше всего крупные фаллосы ценились индусами. В их изобразительном искусстве, скульптуре преобладают образы мужчин с большими, свисающими, как у коня гениталиями. В жизни, однако, воплощением мужской силы считались маленькие члены. В «Камасутре» перечисляются четыре типа мужчин в зависимости от длины их мужского достоинства. «Шуша» - человек-заяц: член в эрегированном состоянии всего 5-7,5 см, считается «гибким, эластичным и сильным». К тому же - это прекрасный идеал. «Мрига» - человек мужчина: эрегированный член его средних размеров 10-15 см, такой тип называется «совершенным воином», он «грациозный и подвижный». «Врисхубиа» - человек-вол: имеет достоинство длиной 18-20 см, характеризуется как «мускулистый и грубый». «Ушва» - человек-жеребец, последний в списке, жидкий индивид с толстым, как запястье, членом длиной более 20 см. Индусы сардонически приписывали ему такие качества, как «абсолютно слабый и вялый» . Аналог «народной» классификации половых органов существует в нашей культуре, культуре Киевской Руси. Самый маленький из пенисов в классификации - «Ласкун» (10 см в дожину), наибольший - «Балда» (17 и более см). Также выделяли «Лебедь» (11-12 см), «Балун» (13-13,5 см), и «Султан» (14-16 см). Славяне классифицировали половые органы не только по длине, но и по диаметру: «Малыш» - 2 см, «Принц» - 2,5-3 см, «Король» - 3,5-4 см, «Голован» - 4 , 5 см и «Слон» - 5 и более см .

Культура Древней Греции также выражает двоякое отношение к размерам полового члена. На изображениях той эпохи боги наделялись достаточно массивными инструментами, а люди – напротив, сравнительно крошечными дарами природы. Что касается древних Афин, там большой половой орган считался ненормальным явлением и имел варварскую характеристику, служил основой для карикатур, сатиров и дикарей. По словам Аристотеля маленькие члены более «плодородные», чем большие, так как семья не остывает, преодолевая при эякуляции более короткую дистанцию. Интересно, что в Древнем Риме юношам проводили инфибуляцию (рис.) - застегивание крайней плоти на медную пуговицу. Без такой манипуляции спортсмен не мог принимать участия в Олимпийских играх, где все, кто боролся, были обнажены.

Интересы арабов большими фаллосами объяснялось древним мусульманским афоризмом: «женщина предпочитает лишний сантиметр в мужском органе всему, что ей может дать как этот так и другой мир». Арабы относились к размерам полового органа с таким большим уважением, что оттоманские тюрки завоевали их только потому, что имели славу нации «обладателей большого мужского достоинства». Тюрки выставляли на всеобщее обозрение размеры членов завоеванных арабских вождей, сравнивая их с настоящими или даже вымышленными громадными членами турецких командиров. Это довольно активно способствовало подавлению сопротивления со стороны арабов.

В Европе в эпоху Ренессанса в моду вошли мужские накладные гульфики (рис.), которые представляли собой подложку из нескольких слоев ткани и пришивались к брюкам, чтобы визуально увеличить выступающий между ног бугор, неотъемлемую часть мужской анатомии тела. Новость моды быстро прижилась и частично модифицировалась - чего только не втыкали в гульфики, чтобы увеличить их размер - платочки, монеты, ключи и многое другое. На статуе, украшающий фасад здания, можно увидеть даже специально изготовленные латы, для демонстрации этой части тела (рис.). Если посмотреть на портрет Наполеона в полный рост можно заподозрить его страсть к этому аксессуару (рис.) . Теперь, бывает, в конкретное место специального белья накачивают воздух для увеличения того, что выпирает.

Если бы провести опрос среди мужчин - довольны ли они размером своего полового органа, то, безусловно, пессимистических ответов мы бы услышали больше. Если поставить вопрос несколько по-другому - хотели бы, если это было возможно, как в сказке, за волшебным словом увеличить свой член на сантиметр-два, то 95% ответили бы: «Да», другие же 5% или солгали бы, или же они не удовлетворены своим размером с другой стороны, как слишком большим. Анализируя причины, по которым мужчины придают такую значимость размерам своего полового органа, упрощенно можно оценить их как особей, склонных к соревнованиям. В различных вопросах жизни человека, - говоря о работе, учебе, заработке или статусе, - мужчина, сравнивая себя с другими, более или менее сознательно дает оценку себе по сравнению с другими, подобными себе. Наличие большого полового члена, как и высокого жизненного статуса, обеспечивает ему прочное место наверху тотемного списка мужской силы. Мужчины и женщины считают, что мужчина с большим пенисом обладает большей сексуальной силой и мужским темпераментом.

Мужчины даже с посредственным уровнем знаний по этому вопросу понимают с позиции здравого смысла, что женщине скорее болезненно, чем приятно заниматься сексом с мужчиной, который обладает очень большим «орудием». Но вопрос о размерах члена касается скорее чувств мужчины, чем его здравого смысла. Эта эмоциональная сторона вопроса беспокоила мужчин издревле, потому что еще на скалах рисовали мужчины более высокого социального статуса или ранга с большим половым органом и большей палкой . Хотя и на сегодняшний день подобные рисунки остаются актуальными в местах общего пользования, где данная художественная тематика актуализируется назначению заведения .

Мальчики начинают активно сравнивать свой ​​член в период полового созревания, когда появляются волосы в паховой области и интенсивно развиваются гениталии. В течение всей будущей жизни мужчины продолжают сравнивать размеры своих органов в раздевалках, комнатах отдыха, банях. Эти наблюдения или развеивают, или, напротив, усиливают их фобии относительно своей сексуальной полноценности. Известно также, что многое зависит от позиции по изучаемого половой член: если смотреть на него сверху, то размеры несколько скрываются, что может лишь усилить страх владельца о недоразвитый пенис. Тревога мужчин относительно размеров члена очень велика. Племенные шаманы с Берега Слоновой Кости, в Африке эффективным оружием против врага и надоедливых туристов считают угрозу с помощью чар уменьшить размер члена.

Какое значение имеет размер полового члена для женщины? Сексопатологи утверждают, что для них большее значение играют знания партнером эрогенных зон своей партнерши, техника полового акта, чем антропометрические параметры человека. Такие же аргументы приводят и большинство женщин, но почему-то они звучат недостаточно убедительно. Опытные женщины считают, что приемы и поведение в постели влияет на их эмоциональную сферу, поэтому если в этом отношении мужчины равны, они (опытные женщины) выберут мужчин с большим половым органом. Эту позицию описывает выражение «Лучше хороший большой, чем хороший маленький». Поэтому мужчины и женщины в своем большинстве единым фронтом выступают в силу разных причин за большой член.

В одном из номеров журнал «Плейбой» опубликовал исследование своего читателя. Он провел опрос группы женщин, хотя бы один раз рожали в возрасте от 25 до 50 лет. Среди них не оказалось ни одной, которой бы нравился маленький пенис. Конечно, данное исследование не имеет научной ценности, но оно помогает и дальше утверждать, что большинство женщин предпочитают большой мужской половой орган.

Многие женщины также считают, что маленький член с психологической точки зрения не вызывает у них такого возбуждения во время подготовки к половому акту, как большой член, или даже член среднего размера, которые символизируют собой агрессивность, мощь и силу, мужскую энергию. К тому же если член длиннее среднего у женщины возникает перспектива более возбуждающего, более пленительного коитуса, и она уже в силу этих представлений возбуждается с большей силой . Факт хорошо объясняется с этиологической точки зрения - выбор самкой более доминантного самца. К тому же со слов Самохвалова В. П. - «стремление к обладанию престижными ценностями является важной чертой человеческой натуры». Кроме психологических преимуществ большего полового органа (гордость и уверенность владельца), он имеет некоторые физические преимущества - большая маневренность и широкий спектр позиций, также больше растяжение влагалища, площадь соприкосновения, а следовательно более острые ощущения у партнеров. Но вагинальная стимуляция не всегда приводит к оргазму женщины. Этим и объясняется аргументы в пользу техники половых отношений .

За время своего развития человечество предлагало различные способы увеличения полового члена. И не только с помощью волшебства. Для этого смазывали пенис различными веществами, в частности желчью осла. В XVI веке известный итальянский анатом Габриэль Фаллопио советовал желающим больше заниматься онанизмом. Отдельные энтузиасты втыкали в заранее подготовленные разрезы на половом органе куски проволоки, слоновой кости или даже золотые предметы. В более жарких странах на орган надевали чехол и шнурками привязывается к телу. Папуасы демонстрируют такое и сегодня, не только намекая окружающим на свои небывалые потенциальные возможности, но и утверждая тем самым свой социальный статус, тем естественным, что есть. Хранят они в явно не занятом полностью цилиндре табак и еду (рис.).

Для удлинения полового члена издавна был известен такой способ: к органу подвешивался груз, начиная с подросткового возраста. Данный процесс порой продолжался всю жизнь, однако способствовал значительному удлинению полового члена. В вершине реки Ганг можно встретить мужчин из племени Садху с фаллосом до колена; была даже зафиксирована длина 92 см. Другое дело, что данный индивид в постели не дееспособен и процедуры удлинению члена проводились исключительно в эстетических целях и ритуальных традициях .

Мужчины бразильского племени Топинама в XVI веке значительно увеличивали свои органы, подставляя их под укус ядовитой змеи. В течение полугода спустя эти мужчины терпели невыносимую боль, однако в результате они могли удивлять женщин ошеломляющим видом своих членов. В некоторых племенах протыкали иглы через головку члена, что приводило к формированию устойчивых свищей. В дальнейшем в эти отверстия вставляли различные предметы с целью стимуляции полового партнера и человек с самым изысканным «художественным оформлением» считался лучшим любовником и женщины просто не давали ему прохода . В середине ХХ века разработан и курс вакуумной гипертермии и хирургические методы (пересечение подвешивающей и пращевидной связки полового члена,) и методы основанные на статическом вытяжении.

Тем не менее, постепенно культ фаллоса терял свою значимость. Римляне уменьшили его до изображения на амулете, который должны были носить муж с женой для сохранения супружеского счастья, а заодно и свой ​​дом от недоброго взгляда.

В Средние века совсем покончили с культом. Христианская религия и ее верховные пастыри очень негативно относились к открытой пропаганде секса. Мораль того времени – «секс исключительно для продления рода». Чтобы не вводить верующих в соблазн все скульптуры античности публично были «кастрированны». Церковь IX века осудила использование фаллических амулетов распространенных в то время. Этот обычай сохранялся вплоть до XVI века.

В периоды Реформации и Контрреформации на тему сексуальности было наложено жесткое табу. Рисунки гениталий или обнаженной натуры были закрашены или прятались за фиговым листьями. Только в научных работах того времени допускались изображения пениса. С Французской революцией, принесшей некоторую свободу, произошло уменьшение давления общественной морали, однако фаллос потерял свою символику фертильности и мужской силы.

Запрещающие действия дали отрицательный результат, спровоцировали появление культа грубой силы, культа не мужа-продолжателя рода, а мужчины-самца. Миром управлял не культ совокупления и любовных утех, а культ примитивной и бездумной покорности. Отсутствие сексуальной грамотности приносило свои горькие плоды - от бессмысленности кровосмешения до ужаса перед нежелательной беременностью, от несчастья мучительной болезни к позору обманутого целомудрия. Все эти страдания связывались с мужским половым органом. Поэтому-то изображение фаллоса долгие века, после Греции и Рима, запрещалось, а обнажение его стало позорным и развратным действием.

Генетическая память - великая вещь, она долгосрочная и устойчивая, неподвластная времени и условиям. Поэтому всякий раз, когда человек сравнивает свой ​​член, он подсознанием возвращается к тем временам, когда фаллос олицетворял силу и мощь своего владельца. Время неуклонно идет, все меняется. Меняются взгляды, мировоззрение, воображение, ценности. Но человек навсегда останется человеком. И точно, как когда-то, каждый человек стремится к лидерству в чем-либо.

Подводя итоги можно отметить, что проблема «размеров» смущала человеческий ум с давних времен и до сих пор в полной мере не потеряла своей актуальности. Правда, принцип «чем больше - тем лучше» убыточный, неверный. Поэтому и существуют среднестатистические нормы размеров мужского полового члена, чтобы провести границу между «чем больше - тем лучше» и «слишком - то нездраво». Об этом в наших следующих статьях.

Литература:

  1. Этинген Л. Е.Как же вы устроены, господин тело? – М.: ЛИНКА ПРЕСС, 1997. – с. 162-168.
  2. Щеплев П. А., Курбатов Д. Г.Малый половой член. Методы коррекции. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. – с. 8-30.
  3. Как увеличить размер мужского полового члена. – Пер. с англ. М: КРОН-ПРЕСС; 1995.
  4. Vanggaard T. A Symbol and its History in the Male Word. NewYork; 1972. – P. 34-49.
  5. Кон И. С.Введение в сексологию. – М.: Медицина; 1988.
  6. Onian R. B.The Origins of European Thought about the Body, the Mind, the Soul ets.Cambridge: Univ. Press; 1951. – P. 133-135.
  7. Синицкий Ю. Ю., Синицкий С. Ю.Фалокоригуюча та фалореконструктивна допомога в умовах амбулаторної андрології // Андрология и сексуальная медицина №. 3(39) – с. 26-32.
  8. Feustel R.Sexualität in den Anfangen der Menschheit.Sexuoiogie 1978; 3: 87-89.
  9. Любарский А. В.Отдельные междисциплинарные аспекты эволюции лечения эректильной дисфункции от ректального массажа к «фаллической» Виагре // Здоровье мужчины №2 (17) 2006. – с. 52-54.
  10. Schonfeld W. A. Beebe G. W.Normal Growth and Variation in the Male Genitalia form Birth to Maturity. // Journal of Urology – 1942. – – P. 759-777.

Фаллический культ выражается:

1) в обоготворении органов оплодотворения, мужского (фаллос) и женского (ктеис), как самостоятельных божественных существ;

2) в обоготворении действительных или символических изображений этих органов;

3) в антропоморфировании этих органов как божеств плодородия земли и человека,

4) и в поклонении этим божествам чрезвычайно разнообразными актами, начиная с приношения в жертву изображений genitalia и кончая эксцессами сладострастия, общественным проституированием и противоположными актами: самооскоплением, периодическим воздержанием и аскетизмом.

Культ этот царил не в одном только классическом мире, откуда пошло его название. Он одинаково распространен в различных стадиях развития у самых первобытных племен и у культурных народов внеевропейских (например, японцев), а в виде многочисленных переживаний у крестьянского населения Европы. Еще так часто встречающийся среди нас грубый обычай ставить "кукиш" оскорбителю или для предохранения от дурного глаза ведет свое начало от фаллического культа, так как изображение фалоса, символом которого является в данном случае "кукиш", в прежнее время повсюду считалось охранителем от всяких злых духов и чар. Типической страной фаллического культа, сохранившегося, несмотря на запрещения, до настоящего времени, является Япония. Генезис фаллического культа лежит в анимизме первобытного человека вообще и в частности в представлении о множественности душ индивида, то есть в представлении о том, что, кроме главной души-дубликата всего человека, существуют еще самостоятельные души отдельных частей тела. Органы оплодотворения, с этой точки зрения, более чем какие-либо другие должны были обладать самостоятельным существованием; за это говорило все: и таинственность процесса воспроизведения, и еще более импульсивная бессознательность процесса, в котором органы оплодотворения действуют помимо и даже вопреки желанию индивида. Отсюда и представление о фаллосе как об индивиде , могущем существовать даже и совсем отдельно от человека и проявлять в таком состоянии свои чудотворные действия.

Значение фаллического культа

В пещере Ла Мадлен найдена галька явно фаллической формы с выгравированными мужчиной и женщиной на противоположных сторонах. По всей вероятности, гинандроморфные образы символизируют единство родовой корпорации. Отдельным находкам исследователи не дают четкого толкования, именуя их просто предметами. Однако специфика формы и особенности орнаментации также позволяют усматривать фаллическую смысловую нагрузку.

По общему виду скульптурных фигурок и повторяющимся особенностям деталей правомерно сделать вывод, что они имели различное функциональное назначение.

Во-первых, фаллические фигурки, бесспорно, служили объектом культового поклонения, условным знаком приходящей извне духовной мощи, физической и психической энергии, проникающих в женское тело посредством фаллоса, превращаясь там в душу будущего человека.

Во-вторых, эти статуэтки, похоже, применялись при родовспоможении, как это наблюдалось еще в XIX веке у северных народов России, когда фаллического вида божок ставился рядом с роженицей и должен был способствовать благополучному разрешению от бремени. Нельзя исключить, что и в более ранние времена повсеместно фаллические фигурки использовались с этой же целью: воздействовать психически, а то и физически на беременную женщину, чтобы вызвать возбуждение и сокращение мышц для облегчения родов (использование эффекта пласебо).

В-третьих, указанные предметы могли применяться при обрядовом осуществлении дефлорации девушек родового сообщества. Скульптурный фаллос в этом случае выступал символом рода, члены которого утратили право на инцест. Родовой фаллос со временем приобрел значение символа власти в роду и стал жезлом родоначальника. Отголоски этого обряда сохранились до наших дней. Скажем, в ряде местностей Индии девушка накануне замужества производит самодефлорацию с помощью каменного божества. Если же умирает незамужняя, то жрец храма совершает обряд дефлорации тем же каменным приспособлением.

В-четвертых, не исключена возможность чисто прагматического использования предметов фаллической формы в качестве люстмахера для мастурбации и эротических переживаний. Допустим, при неудовлетворенности женщины половыми партнерами или отсутствии таковых по причине войны, затяжной охоты и т.д.

Можно предположить, по аналогии со скифо-сарматской культурой иную практическую функцию. Дело в том, что киммерийцы-«доители кобылиц», скифы и сарматы ради повышения удоев молока применяли хитроумное изобретение -- полую костяную трубочку, черезкоторую вдували воздух для возбуждения кобылы. Тот же эффект сексуального раздражения мог использоваться и для увеличения истока материнского молока у кормящих женщин, тем более, что кормление грудью в силу ограниченности продуктов питания иной раз продолжалось до 5--7-летнего возраста. И, наконец, в-пятых, вполне может статься, что фаллическими предметами пользовались для садистски жестоких наказаний неисправимо провинившихся членов рода, которые лишались тем самым своей мужской социальной роли. У тех же скифов-сарматов юноша, отказавшийся от военного подвига, долженствующего перевести его в разряд мужчин, обязан был носить женскую одежду и выполнять все женские функции. По Ветхому Завету, «у кого раздавлены ятра или отрезан детородный орган, тот не может войти в общество Господне». Но самой крайней мерой наказания, известной в истории, являлось сажание на кол -- казнь, получившая широкое распространение в Сарматии, как в XVI--XVII веках называлась на Западе Речь Посполитая.

Выделение функциональных различий не означает, что фаллические предметы были строго дифференцированы. Им могло быть свойственно и многоцелевое назначение. (Так, соединение первой и третьей из названных функций порождало идею силы власти). Вместе с тем, сами они подвергались стилизации, превращаясь в амулеты и символические укра- шения, иной раз весьма пикантные. Например, керамическая статуэтка-сосуд, на которой изображен минет (Перу), с ручкой, имеющей вертикальный отвод. А в наши дни у курских женщин большим спросом пользовалась губная помада в виде фаллоса.

Нельзя конечно, исключать и того, что в рисунках, гравюрах и скульптурных композициях проявлялись мотивы, мягко именуемые сегодня «туалетным творчеством». Наблюдаемая ныне заборно-стенная живопись имеет своими истоками творчество древних, которым, так же, как и современным людям, был присущ выплеск сублимированной энергии.

По мере усиления патриархальных тенденций первобытной общины, и в особенности с переходом к производящему хозяйству и вирилокальному принципу социальной организации, такие ритуально-культовые предметы и изображения встречаются все чаще, а их символическое значение все более отдаляется от первоначального комплекса эмоциональных переживаний, о чем говорит постепенная стилизация формы. Можно даже определенно сказать, что вместе с изменением формы происходит трансформация идеи, принимающей смысл силы, могущества родовой власти, и в конечном счете власти вообще.

Наиболее, может быть, показательной в этом плане является так называемая «молоточковидная булавка», встречающаяся в захоронениях (погребальных комплексах) катакомбной культуры (II тыс. до н.э.), ассоциируемая археологами с родоначалием. Она изготовлялась из кости теперь уже вымершей рыбы spurus. Молоточковидная булавка имела вытянутую сигарообразную форму и украшалась орнаментом ленточных насечек.

Характерно в этом отношении, заметим, наличие у донских казаков вплоть до XX века в качестве основного символа передачи власти атамана -- насеки (аналог жезла родоначальника), на которой насечками отмечалось каждое очередное правление. Так же, как и в других случаях, жезл-насека имел стилизованную форму. Возможна и семантическая связь прочерчиваемых на насеке отметок с орнаментированием жезла начальника в родовых обществах.

Идея могущества и власти опредмечивается также в изображениях змеи, царском жезле и скипетре. Она прослеживается и в архитектурном ансамбле средневекового рыцарского замка, обязательным компонентом которого выступает взметнувшаяся ввысь башня. Фаллос символизировал и общее одухотворяющее начало. Семя считалось воплощением и источником жизненной силы. В древнеиндийской мифологии оно отождествляется с абсолютным идеальным началом, лежащим в основе мироздания. У многих народов кастраты считались социально неполноценными. Оскопить мужчину значило лишить его символа власти и жизни. Половой член поверженного врага зачастую числился почетным воинским трофеем, как скальп у индейцев. (Некий египетский фараон XIX династии, рассказывая о поражении, нанесенном им ливийцам, называет среди трофеев 6 359 половых членов ливийских воинов, а также сыновей и братьев вождей и жрецов.

Особое значение придавалось эректированному фаллосу, вид которого, согласно верованиям многих народов, должен был внушать окружающим страх и почтение. У австралийских аборигенов мужчины при встрече в знак приветствия дотрагивались до половогочлена друг друга. На фресках Тассили каменного века носители высокого социального кий религиозный символ. В Древней Греции перед храмами и домами ставили квадратные колонны (гермы) с мужской головой и эректированным половым членом, охранявшие дороги, границы, ворота. Повреждение герм считалось святотатством. Дети носили на шее амулеты в виде фаллоса как средство защиты от зла. А мифологический Приап, божество плодородия и покровитель чувственных наслаждений -- изначально собственно фаллос.

Его имя стало поэтическим эвфемизмом для обозначения полового члена. Отсюда возник и медицинский термин «приапизм». Древние греки и римляне иногда завязывали крайнюю плоть или применяли специальный зажим -- fibula (отсюда инфибуляция).

Наряду с прямыми символами силы и могущества широко культивировались и другие, косвенно характеризующие признаки мужского сексуального поведения. Орлы, соколы, львы выступают как тотемический властный атрибут, отражая в своем облике агрессивность, свойственную мужскому этологическому типу. Показательно, что в начальные периоды становления государственной власти, ее сущность ассоциировалась в сознании людей с мужской потенцией, поэтому социальными экспектациями правителю предписывалось иметь бесчисленное множество жен и наложниц. Разумеется, в определенной мере это усиливало державный патернализм, так как не только в общественном мнении, но и в реальности, тем самым, воспроизводились отношения отца--правителя и детей -- его подданных. Однако в еще большей степени мужская сила расценивалась как способность к управлению государством, умение поддерживать мощь государственного образования и защищать страну от внешних врагов. Даже египетская царица Хатшепсут, приняв титуфараона, приказала изобразить себя в виде мужчины с искусственной бородкой, и э и это несмотря на мощные пережитки матриархата в династическом наследовании власти. И в мифологии древних греков Уран -- бог неба и первый правитель Олимпа, утратил власть над богами вместе с потерей детородного органа в результате заговора своих сыновей.

Младший сын Урана -- Крон, который и осуществил эту операцию кривым стальным мечом, стал новым небесным иерархом. Как известно, из капель крови божественного фаллоса родились богини проклятия, кары и мести -- эринии (Алекто, Тисифона, Мегера), а из пены, поднятой его падением в море, -- богиня любви Афродита.

Фаллиер, Клеман-Арман →
Словник : Усинский пограничный округ - Фенол . Источник: т. XXXV (1902): Усинский пограничный округ - Фенол, с. 266-268 () Другие источники : МЭСБЕ


Фаллический культ - выражается: 1) в обоготворении органов оплодотворения, мужского (Фаллос) и женского (ктеис), как самостоятельных божественных существ; 2) в обоготворении действительных или символических изображений этих органов; 3) в антропоморфировании этих органов как божеств плодородия земли и человека, 4) и в поклонении этим божествам чрезвычайно разнообразными актами, начиная с приношения в жертву изображений genitalia и кончая эксцессами сладострастия, общественным проституированием - и противоположными актами: самооскоплением, периодическим воздержанием и аскетизмом. Культ этот царил не в одном только классическом мире, откуда пошло его название (см. ниже). Он одинаково распространен в различных стадиях развития у самых первобытных племен и у культурных народов внеевропейских (напр. японцев), а в виде многочисленных переживаний - у крестьянского населения Европы . Еще так часто встречающийся среди нас грубый обычай ставить «кукиш» оскорбителю или для предохранения от дурного глаза ведет свое начало от Ф. культа, так как изображение Ф., символом которого является в данном случае «кукиш», в прежнее время повсюду считалось охранителем от всяких злых духов и чар. Типической страной Ф. культа, сохранившегося, несмотря на запрещения, до настоящего времени, является Япония. По шинтопатической космогонии (см.) даже самые острова япон. архипелага представляют собою не что иное, как гигантские Ф., созданные Ф.-ами. Реальные изображения Ф. и ктеис находим в божницах, на дорогах. Символы Ф. (гриб, рыло свиньи) и ктеис (бобы, персики) - служат жертвоприношениями. Индоевропейские и семитические религии, включая и Египет , полны следов Ф. культа. Еще на заре ведической мифологии мы встречаем образ быка-оплодотворителя , во множестве вариаций повторяющегося во всех индоевропейских мифологиях (Дионис - «могучий бык» у греков); в брахманизме уже выступает явственно могучий deus phallicus, Шива , главные символы которого linga = греч. фаллос и yoni = kteis, они же символы воспроизведения и обновления. В аллегорической форме шара и призмы символы эти повсеместно украшают храмы этого бога рождения и разрушения. Ф. поклонники его с XII в. образовали секту лингаитов, которые постоянно носят с собою маленькие фигурки Ф. как защиту против злых наваждений. Поклонение Шиве и у одних выражается суровым аскетизмом, у других, наоборот, самым необузданным развратом. Как в Древнем Риме изображения фаллоса из бронзы или камня служили украшениями женщин, гигантские изображения его воздвигались в храмах, и еще в настоящее время факиры у храмов предлагают бесплодным женщинам целовать фаллос. Греко-римский Ф. культ, концентрировавшийся главным образом вокруг Диониса и Афродиты , - культ, заимствованный из семитических религий; под разными именами он господствовал во всей Западной Азии и Египте. Типичнее всего культ этот выразился в Сирии . Храм Астарты и Аттиса украшался у входа изображениями фаллоса и целыми Ф. сценами из культа Астарты. Множество оскопленных в женском одеянии прислуживали богине; другие, возбуждая себя музыкой и пляской, приводили себя в экстаз и оскопляли себя. В Финикии во время празднеств по умершему Адонису женщины срезывали свои волосы и проституировали себя. У самых первобытных племен следы Ф. культа встречаются в самых различных местах и в самых различных формах. Гиляки благоговейно относятся к срезываемой шкурке фаллоса медведя; айны ставят на могилах огромные деревянные фаллосы; бушмены, жители о-вов Адмиралтейства, обитатели Суматры и др. изготовляют Ф. изображения своих богов. Почти универсальным можно считать обряд обрезания, который является как бы заменой жертвы Ф. самооскопления в культе Астарты. Генезис фаллического культа лежит в анимизме первобытного человека вообще и в частности в представлении о множественности душ индивида, т. е. в представлении о том, что, кроме главной души-дубликата всего человека, существуют еще самостоятельные души отдельных частей тела. Органы оплодотворения, с этой точки зрения, более чем какие-либо другие должны были обладать самостоятельным существованием; за это говорило все: и таинственность процесса воспроизведения, и еще более импульсивная бессознательность процесса, в котором органы оплодотворения действуют помимо и даже вопреки желанию индивида. Отсюда и представление о фаллосе как об индивиде , могущем существовать даже и совсем отдельно от человека и проявлять в таком состоянии свои чудотворные действия. Некоторые Ф. изображения даже более или менее культурных народов наглядно иллюстрируют это представление. Великолепное гигантское божество Аннама, украшающее вестибюль нашего этнографического музея Акд. наук и представляющее антропоморфированную зверочеловеческую фигуру слона и пантеры, опирающуюся на царственный жезл, снабжено огромным фаллосом, украшенным такими же атрибутами (рогами, клыками, пятнистой шкурой), как и его царственный обладатель, и представляет как бы двойник этого последнего. От человека и животных такие представления о природе Ф. органов были перенесены и на всю остальную природу. Деревья, цветы, травы, даже камни считались размножающимися таким же путем, как человек. Отсюда воззрение на смену времен года и связанную с нею смену растительной жизни как на результат периодического возрождения и умирания Ф. божеств, творцов растительной жизни. Это последнее воззрение должно было играть огромную роль в земледельческий период, когда все существование человека зависело от благоприятного роста культурных растений и размножения животных. Оно вызвало целый цикл мифов об умирающем и рождающемся Адонисе, об овдовевшей Астарте, а также весенние и осенние обряды земледельческих народов. Необъяснимыми казались до самого последнего времени Ф. эксцессы, которыми сопровождались земледельческие праздники у самых различных народов. В них видели переживание первобытного коммунального брака, но это оставляло без объяснения эксцессы противоположного характера - обязательное воздержание от сексуальных сношений и даже самооскопление. Оригинальное объяснение дал этим фактам Фрэзер; он свел их к общим приемам симпатической магии, к которым обыкновенно прибегает первобытный человек в интересах самосохранения и для гарантирования своего материального благополучия. Все боги цикла Дионисия - боги деревьев и хлебных злаков, от производительных актов которых зависит урожай тех или других растений и жизнь домашних животных. Чтобы воздействовать на этих богов, главнейших виновников благополучия, в наиболее важные моменты - в начале весны или осенью, по окончании жатвы - первобытный земледелец прибегал к торжественным массовым сексуальным излишествам, которые по симпатии должны были вызвать усиленную половую производительность самих богов хлеба, плодов, скота. Даже ритуальное воздержание Фрэзер объясняет той же психологией. Первобытный человек, говорит он, «может думать, что сила, которую он отказывается тратить на воспроизведение себе подобных, образует, так сказать, фонд энергии, которым воспользуются другие существа, растительные или животные, в размножении своего вида. Таким образом, из одной и той же грубой философии дикарь различными путями доходит либо до обязательства (rule) эксцессов (profligacy), либо до аскетизма». Кроме общей литературы по истории религии, см. G. Frazer, «The Golden Bongh» (Л. 1900, изд. II).

У греков фаллос (φαλλός, φαλλης, φάλης, φαλης) - орган мужской производительности, служил символом божеств Диониса, Гермеса , добрых демонов, Приапа и Афродиты, олицетворявших половой инстинкт, плодородие и производительную силу природы, причем Ф. - быть может, представлявший собою первоначально фетиш, - впоследствии сделался атрибутом в культе божества. Значение Ф. как фетиша освещается тем фактом, что в мистериях Диониса Ф. изображает самого Диониса; в культе же Афродиты Ф., очевидно - атрибут, символизирующий основные черты богини. Наиболее значительную роль Ф. играет в культе Диониса, особенно во время сельских праздников сбора винограда и городских празднеств, которыми ознаменовывалось наступление весны. На сельских или малых Дионисиях Ф. поднимали вверх и носили в процессии (φαλληφόρια, φαλλαγώνια) с особыми так называемыми фаллическими песнями, образчик которых мы имеем в стихах 263-279 «Ахарнян» Аристофана (изд. Bergk’a). Описываемая в этой комедии процессия устраивается Дикеополем и членами его семьи; впереди идет его дочь с корзиной на голове (канефора), за нею следует раб Ксантий с высоко поднятым символом Диониса, и, наконец, шествует сам хозяин, импровизирующий веселую песенку в честь Дионисова спутника Фалета. Дополнив бегло набросанный Аристофаном очерк процессии более просторною перспективой, более шумною и многочисленною толпой участников, более широким захватом веселья и перекрестных шуток, мы получим ту фаллическую процессию (κώμος), в смехотворных шутках которой заключаются зародыши древнеаттической комедии. Кроме веселья, в этих сценках не было ничего религиозного, дионисовского - ни жертвенника, ни культового действа, ни традиционных сатиров, ни мифического содержания; они могли зарождаться и зарождались и вне Дионисовского обихода, как южно-италийские мимы и Ателланы с их литературным и народным наследием (Веселовский, «Три главы из исторической поэтики», 1899, СПб., стр. 134). Из этих отрешенных от форм культа положений с их реальными типами возникла комедия, когда темы, взятые из быта или из мира фантастики, с полными шаржа и бесцеремонно откровенными типами и с столь же откровенною сатирою на личности и общественные порядки, объединили разнообразие этих положений. Ф., фигурировавший на упомянутых процессиях, делали из красной кожи, придавая ему положение эрекции (ίδύφαλλος), и привешивали к длинному шесту; участники процессии привязывали себе небольшие Ф. к шее и бедрам, наряжались в пестрые костюмы и надевали маски. Восточная склонность к крайностям проявилась в греческих городах эллинистической эпохи, между прочим, и в культе Ф.: в пропилеях Дионисова храма в Сирии стояли два исполинских Ф. с надписью, гласящею, что Дионисий посвящает их мачехе своей Гере; в Александрии при Птолемее Филадельфе носили в процессии Ф. длиной в 120 локтей, с венком и золотой звездой на кончике. Наряду с этим во всех странах эллинского, равно как и римского мира употреблялись небольшие Ф. в качестве амулетов, которым приписывалась чудодейственная сила - прогонять дурные влияния и чары. У римлян этот амулет назывался fascinas или fascinum: его носили в детском возрасте на шее, вешали над входами в дома и комнаты, выставляли в садах и на полях для их охраны. Чудодейственная сила Ф. исходила из того, что обсценное изображение привлекало к себе взоры и отводило их от опасного предмета (Плутарх, Пир, V, 7, 3). Отцы церкви нападали на крайности, которыми сопровождался в их время культ Ф.: так, в Лавинии в течение целого месяца, посвященного Либеру, Ф. носили по всем деревням, чтобы отвести от полей злые чары, после чего водворяли его на место, пронеся его по всему городу через площадь; на свадьбе новобрачная должна была сидеть на Ф., которому как бы приносила в жертву свое целомудрие. Вообще культ Ф. как символа производительной силы мы встречаем во многих религиях природы как у диких, так и у культурных народов. Именем итифалла (Ф. в состоянии эрекции) обозначаются также песнь в честь его и сопровождающая ее пляска. Итифаллические песни слагались в особом размере (versus ithyphallicus), представлявшем собою трохаическую триподию, схема которой была следующая:(ср. Sappho, fr. 84, 85).

Нас окружает мир символов, которые перед нашими глазами появляются везде, куда бы мы ни бросили взгляд. Фаллический символ также не является исключением.

Символ фаллоса принадлежит и к языческой культуре, и к магии, а вместе с тем, является понятием. Фаллос - это сексуальный символ, он может быть представлен, как изображение, рисунок или действие, которые используются для обозначения определенных понятий, предметов или ощущений.

В разных культурах сексуальные символы имели один и тот же смысл. В первобытном обществе наблюдалось различие между символами женского и мужского начала, рождения и плодородия, и так далее. Фаллические изображения, существующие в наше время у культурных народов, также наглядно изображают это представление.

Начиная с древности, образное видение во многих культурах стало началом Культа, который заключался в обоготворении женского (ктеис) и мужского (фаллос) органов, как независимых божеств.

Культ - это форма религиозного действия, подразумевающая совокупность специфических действий (обрядов, ритуалов, церемоний), которые спровоцированы вероучением и направлены на сферу священного. Для различных типов религиозных течений смысл и направленность Культа могут иметь существенные отличия, но их суть всегда одинакова - прямое обращение к священному, вера в возможность быть услышанным небом.

В соответствии с культовыми действиями, фаллические образы существуют, как живые сущности, о чем свидетельствует таинство процесса зачатия и рождения, а также на их самостоятельное существование указывает импульс и бессознательность, характерные для процесса воспроизведения, при котором органы мужского и женского начала действуют независимо от желания индивида. Таким образом, возникло представление о фаллосе, как об индивиде, который ведет существование, независимое от человека, и может проявлять себя независимо от его решений.

Поклонение фаллосу - культ древности, который берет начало с эпохи неолита и подразумевает почитание символа мужской силы, как божества плодовитости и продолжателя жизни. Культ фаллоса отображен во многих цивилизациях мира. Первые символы фаллоса были обнаружены в начале неолита, по завершению ледникового периода. Несмотря на то, что фаллические рисунки встречались не часто в доисторическую эпоху, они сохраняли свою высшую символичность, выражая мужскую силу, мощь и плодовитость.

Многозначительным являлся эректированный фаллос, от вида которого, как верили многие народы, у его поклонников должны возникать страх и почтение. Показательным в этом смысле является фаллический культ индийского происхождения, где фаллос представлен, как объект поклонения.

У некоторых народов, в том числе, и в африканских племенах, как это происходит до настоящего времени, социальный статус мужчины характеризуется величиной его полового органа. Начиная со времен викингов и до сегодняшнего дня, в Швеции празднуют день "Середины Лета". Этот языческий праздник наступает в ближайшую пятницу до дня Летнего солнцестояния. Воздвигали праздничный шест (согласно представлениям викингов, шест символизировал фаллос, оплодотворяющий землю), украшали его цветами, растительностью, флагами. Вокруг шеста древние викинги устраивали хороводы, пляски, распивали пиво. Буквосочетание "яр" взято из тюркского диалекта, оно имеет сексуальный смысл. В русском языке корень "яр" обозначает весеннее солнце, тепло, сексуальную активность, плодородие (ярун - означает "похотливый").

Ярило - славянский бог, ассоциирующийся с культом Солнца. Для проведения обрядов поклонники божества изготовляли чучело из соломы, при этом уделяя особое внимание фаллосу: он должен был выделяться на фоне силуэта своим объемом и формой. На территории казанского Кремля в числе археологических раскопок был обнаружен фаллос, изготовленный из алебастра, наполненный зернами. Все указывает на то, что предшественники казанских татар использовали методы сексуальной магии по древней тюркской религии - Тэнгрианству с целью обеспечения плодородия.

Функциональное назначение фаллических скульптурных фигурок:

  • они служили объектом поклонения, созданного культом, представляли собой условный знак духовной силы, приходящей извне, физической и психической силы, проникающих в утробу потенциальной роженицы посредством фаллоса и преобразующихся в душу человека;
  • использовались с целью благополучных родов;
  • применялись для физического и психического воздействия на беременных, чтобы спровоцировать возбуждение и сокращение мышц для облегчения родового процесса (эффект плацебо);
  • фаллические символы применялись в обрядах по осуществлению дефлорации девушек, как это было принято в родовом сообществе;
  • фаллос являлся символом рода, члены которого не имели права на инцест. В некоторых регионах Индии перед замужеством девушка обязана самостоятельно провести дефлорацию, используя каменное божество.

Но ритуально-культовые предметы фаллического типа не подразделялись на строгие категории. Они могли иметь символическое назначение, отдаленное с течением времени от первоначального - эмоционального, при котором одновременно с преобразованием формы осуществлялась и трансформация идеи о силе. Трансформация стала символом общего духовного начала, в котором косвенным образом были охарактеризованы признаки как мужского, так и женского начал.

Семя считали источником и воплощением жизни:

славянская мифология повествует о способе лечения бесплодия при помощи "перуновой стрелы". Лук с натянутой тетивой и вложенной стрелой символизирует оплодотворенную утробу в мировом значении, а также отражает идею космически организованного мироздания. В древнеиндийской мифологии оно представлено, как абсолютное идеальное начало, присутствующее в основе сотворения мира;

  • орлы, соколы, львы - тотем и атрибут власти, который представляет агрессивность, присущую мужской этологии;
  • треугольник - символ объединения нескольких понятий: если он расположен острием вверх, то означает мужское начало, вниз - женское, мать народов;
  • яблоко символизирует обольщение, соблазн, сексуальное желание, любовь;
  • раковина - символ женского начала, лона, созидательная сила, инициация, плодородие. Створки раковины подразумевают влажное начало, материнскую почву, питание, жизнь, рождение, любовь, плодородие, девственность, луну;
  • пещера - символ женского начала, лоно Матери-Природы, используется при совершении обряда перехода подростков во взрослое состояние.
  • гора - знак мужского начала, если в горе есть пещера - это означает женское, скрытое, тайное;
  • сосуды - символ женских органов в наиболее широком смысле;
  • молот - символ мужской силы, потенции, который связан с наковальней, соответствующей пассивному, женскому началу;
  • бык - символ мужского природного начала, обозначающий плодородие, потенцию, а также мужскую творческую силу;
  • зодиакальный круг животных (по Птолемею) включает мужские и женские знаки.

Еще издревле люди вкладывали скрытый смысл в различные предметы. Также еще с древних пор известны так называемые фаллические символы. Но что это такое? Что значит фаллический символ? Какую роль такие знаки играли? Для чего они были нужны? Каково их место в религии и с чего все началось?

Что означает фаллический символ?

Фаллический образ отчасти связан с самим культом поклонения фаллосу - символом силы и плодородия для людей прошлого. Фактически такие символы люди могли видеть во многих предметах: в мечах, тонких длинных вертикальных камнях, монументах и вообще во всем, что имело соответствующую форму эрегированного полового члена. Также можно считать фаллическими символами: горы, рога, башни, мечи, молнии, деревья, палки, башни и другие предметы. Есть те вещи, которые похожи чисто символически, а есть конкретные предметы, сделанные людьми в виде фаллоса.

Для разных народов такой образ имел одни и те же значения. Фаллический символ являлся знаком плодородия, мужского начала, физической и духовной силы, благополучия, жизни, урожая, активности, комедии, творческой энергии.

Что же вызвало обоготворение фаллоса со всеми вытекающими культами? Вероятно, люди видели в мужском детородном органе и семени то, что дает жизнь другим, этакое продолжение всего и мужскую силу. А почти полная неконтролируемость процессов, связанных с этим, то есть полового возбуждения и оргазма, соотносило фаллос к чему-то невероятному, неподвластному человеку, но имеющее очень важное значение для многих народов. Другими словами, фаллос считался чем-то отдельным от человека.

К фаллическим символам можно отнести сам мужской фаллос и отчасти также женские половые органы.

Фаллические символы прошлого

  • Самые первые фаллические символы встречаются в эпохе неолита в виде рисунков. Были найдены изображения фаллоса во французских пещерах, сделанные 30-35 тыс. лет назад.
  • В Швеции нашли рисунки обнаженных мужчин, относящиеся к бронзовому веку.
  • Также подобные рисунки находили и в Африке. 5000 лет до нашей эры рисовали эрегированные пенисы рядом с убитыми животными.
  • В Зимбабве были найдены рисунки мужского полового органа, оканчивающегося цветком.
  • Среди наследия Древнего Египта присутствуют фаллические символы, изображенные на рисунках. Египтяне вкладывали в это глубокий смысл. Также у них был бог плодородия Мин, фигурки и изображения которого встречаются с эрегированным половым органом. К тому же было найдено много фаллических фигурок того времени в одном из храмов. Статуэтки выставлялись перед рисунком богини любви, что имело чисто символический характер.
  • В кельтской культуре фаллос отождествлялся с головой и символизировал плодородие.
  • В Китае существовал лингам, сделанный из нефрита, имеющий продолговатую форму.
  • Во Вьетнаме были найдены лингамы, сделанные в период с VIII и по XVI века.

История фаллических символов в Античности

А в античности, например, скульптура древнегреческого бога плодородоия Приапа устанавливалась в парках, садах и на урожайных участках для привлечения урожайности. Приап символично изображался с эрекцией. Его фигурки носили с собой или ставили дома для защиты и оберега.

В Древней Греции по декабрям устраивались оргии, сцены из которых впоследствии изображались на вазах. Эти оргии назывались фестивалями Диониса. Во время празднования люди несли деревянные или каменные фигурки фаллоса.

В Древнем Риме также использовались фаллические фигурки как украшения для женщин и изображались в храмах. Их могли еще вешать дома для оберега от сглаза и для удачи.

В Элладе воздвигали так называемые гермы в честь Приапуса. Они изображали голову мужчины с бородой и эрегированным членом на столбе. Устанавливали гермы у дорог, у полей и возле домов, так как считалось, что это отпугивает воров, грабителей и сглаз.

Индуизм

В Древней Индии существовал еще один фаллический символ - так называемый лингам, который представлял собой цилиндр с округленным концом и делался из камня, глины или дерева. Символ является частью культа Шивы, считается мужским началом и встречается во многих храмах. Индусы поклонялись лингаму не как простому человеческому органу, а как божественному проявлению жизни. Эта традиция поклонения сохранилась до сих пор.

Славянские фаллические символы

Самым известным фаллическим символом у славян является фаллос языческого бога весеннего солнца Ярилы. У него существует очень много символов. Ярило служил славянам знаком тепла, плодородия и, соответственно, сексуальной энергии.

Его изображали молодым здоровым юношей, а фаллическими символами служили его стрелы и копье.

Чучело Ярилы использовали в различных весенних обрядах и старались сделать акцент на его фаллосе.

Кулич тоже символизирует мужской половой орган. Традиция выпечки куличей на Руси берет свое начало еще в язычестве. Сам по себе он очень сильно напоминает фаллос: соответствующая форма и обставленные вокруг яйца. И как раз такая выпечка делалась с приходом весны, когда люди делали обряды для привлечения урожайности.

Фаллические символы в христианстве

Для христиан фаллос также имел особое значение, и есть тому доказательства.

Например, паломники времен Средневековья могли получить в одном из парижских монастырей фигурки в виде фаллоса на память от священников. Это можно было бы считать отголосками язычества, но даже некоторые христианские церкви оформлялись фигурками с фаллосами. Ранее существовали фаллические святыни.

Существовали святые того времени, фаллос которых играл значительную роль для верующих. Например, Святой Фотин, Святой Герлихон, Святой Приап Антверпена и другие. Считалось, что эти святые могут помочь бесплодным женщинам и избавить их от этого недуга, либо же помочь незамужним девушкам выйти замуж.

К сожалению, многие фаллические символы средневековой Европы не дожили до наших дней, потому что после этого настал период охоты на ведьм, а все, что связано с язычеством и ведьмами, порицалось. Считалось, что культу поклонения фаллосу прибегали именно ведьмы. Фаллическая символика искоренялась. Это был примерно конец XIV - начало XVI века.

Современные фаллические символы

Современные фаллические символы отличаются от тех, которые были раньше. Они уже не связаны с культом поклонения фаллосу и не имеют божественного значения, как в некоторых культурах. Тем не менее тоже имеют особую сакральность. Вот один из примеров: "Монолит" в Осло. Эту стелу сделал Густав Вигеланд. Вокруг нее находятся скульптуры обнаженных людей, что символически означает "круговорот жизни" и тягу к духовному.

Существует еще ряд монументов, таких как: "Женщина и птица" в Барселоне, "Бархат нации" в Деневре, "Дева ручья" в Пенгаме и другие. Все скульптуры объединяет лишь вытянутая форма. Скульпторы вовсе не пытались создавать что-то, что будет похоже на фаллос. Однако местные жители умудряются видеть в этом то, что хотели видеть.

"Гигантская сова" Брюса Армстронга выглядит как птица. В этом безобидном монументе, символизирующем мудрость, люди видят фаллический символ, особенно если смотреть с разных ракурсов.

Фаллические символы по Фрейду

Отец психоанализа - Зигмунд Фрейд - отмечал, что человек во всем видит образы и символы. И что люди подсознательно фаллический символ видят в том, что хотя бы немного похоже на половой орган. Сексуальность и все, что с этим связано, являлось ключевой частью его исследований. Даже сигары Зигмунд Фрейд выделял как явный фаллический символ.

Хотя теории Фрейда все еще остаются под вопросом, их популярность способствовала раскрепощению людей на тему сексуальных символов.

Заключение

Везде можно встретить фаллические предметы: в религиях, в магии, в язычестве. Они брали свое начало еще в далекой древности, когда люди только-только начали видеть скрытый смысл в вещах и предметах, продолжились в язычестве, а затем стали значительной частью мировых религий, искусства и культуры. Фаллические символы существуют все время, с тех самых пор, когда человек начал задумываться о более глубоких вещах, таких как смысл жизни, бог, жизнь после смерти. Фаллическими символами являются соответствующие фигурки, рисунки, стелы, различные предметы.

Фаллический культ имел для людей в древности высокое значение, так как фаллос воспринимался не как орган, а как нечто символическое и абстрактное, дающее продолжение жизни. Он был для них символом жизни, продолжения рода. Поэтому люди видели во многом фаллический символизм. Многие такие предметы являлись магнитами удачи, жизни, плодородия, счастья и благополучия. Фаллические символы в религии имели большое значение. Они встречались в христианстве, в иудаизме, у многих племен и у разных народов. Они есть и в наши дни.