Как выгнать воздух из системы охлаждения ваз 2107. Как выпустить воздух из системы охлаждения

Любой автомобиль - это набор достаточно сложных узлов и агрегатов, тесно связанных между собой. Законы физики никто не отменял, а потому нагревание автомобиля в процессе работы неизбежно. С целью предотвращения чересчур высокой температуры и была изобретена система охлаждения автомобиля. Однако периодически возникающие в этой системе воздушные пробки могут привести к выводу из строя многих узлов машины, в том числе и двигателя.

Чем опасно наличие воздушной пробки в машине

В первую очередь, это касается самого двигателя. Как известно, жидкости и материалы при нагревании имеют свойство расширяться. Достигая определённой температуры, кольца, клапаны и поршни ДВС начинают видоизменяться и терять свою форму, что приводит к гибели самого мотора. Помимо этого возникновение воздушной пробки в системе охлаждения приводит и к выходу из строя различных датчиков, из-за чего водителю поступает некорректная информация о состоянии автомобиля и его параметрах. Влияет неисправность системы охлаждения и на комфорт: как правило, при возникновении воздушной пробки очень слабо нагревается салон.

Основные признаки и симптомы возникновения

  • Не работает или слабо греет отопитель салона. Это - следствие того, что из-за возникшей воздушной пробки в системе антифриз или иная охлаждающая жидкость не попадают в радиатор.
  • Перегрев двигателя. Если это современный автомобиль, то о повышенной температуре даст знать индикатор на приборной панели. Впрочем, быстро ползущая вверх стрелка температуры двигателя тоже является показателем перегрева. Тосол, антифриз и прочие не могут свободно перемещаться по системе охлаждения, а значит, не могут нормально охлаждать двигатель.
Двигатель может перегреваться не только из-за наличия воздушных пробок

Нередко и более весомые причины могут выражаться такой симптоматикой. Поэтому перед проведением диагностики нужно осмотреть все компоненты и части системы охлаждения на предмет отсутствия протечек и механических повреждений. Необходимо внимательно обследовать патрубки и крыльчатку, помпу, проверить термостат.

Итак, когда причина определена как возникновение воздушной пробки в системе охлаждения, следует предпринять действия, чтобы выгнать её. Для того чтобы убрать неполадку, требуется по сути немного - эстакада и умелые руки. Если речь идёт о старом авто, то достаточно просто загнать его на эстакаду так, чтобы был задран капот, отвернуть специальную резьбовую пробку на радиаторе и запустить двигатель. Как показывает практика, через некоторое время воздух удаётся полностью выпустить из системы охлаждения.

Однако такая схема не устранит проблему на современных транспортных средствах. Их система охлаждения отличается тем, что она замкнута, и, чтобы удалить завоздушивание, нужно помочь системе освободиться от воздуха. Для этого следует ослабить верхний патрубок, идущий от печки. Разумеется, будет выходить и антифриз. Как только в охлаждающей жидкости пропадут пузырьки воздуха, можно смело констатировать, что пробки в устройстве нет.

Пошаговая инструкция по удалению на примере Лады Калины

Важно! Для проведения процесса удаления воздуха понадобятся ключи для съёма защиты и хомутов, а также отвёртка для подкручивания.



Ниже прилагается видео, в котором наглядно демонстрируется процесс удаления воздушной пробки из системы охлаждения автомобиля.

Как стравить воздух из системы охлаждения на автомобилях семейства ВАЗ (видео)

Профилактика

Для того чтобы в дальнейшем избежать подобных инцидентов с системой охлаждения, стоит запомнить несколько простых правил по обслуживанию и эксплуатации автомобиля:

  • соблюдать регламент технического обслуживания и проверять уровень охлаждающей жидкости не реже раза в месяц. Стоит помнить, что именно утечка жидкости из системы приводит к её завоздушиванию.
  • не экономить на охлаждающей жидкости и приобретать ту, что рекомендована производителем. Зачастую некачественный тосол или антифриз являются причинами появления воздушных пробок в системе охлаждения.

Автомобиль, как и любой технически сложный агрегат, требует соответствия режиму эксплуатации, заявленному производителем. Поэтому именно соблюдение всех правил и требований завода является залогом долгой и беспроблемной работы вашего любимца.

Система охлаждения двигателя поддерживает работоспособность автомобиля даже в самых суровых условиях эксплуатации. Если в системе охлаждения вашей машины образовалась воздушная пробка, то, прочитав данную статью, вы сможете легко удалить ее.

Воздушная пробка - это воздух, который, попав в каналы и трубки системы охлаждения двигателя, препятствует циркуляции охлаждающей жидкости. Образуются воздушные пробки из-за недостаточного количества охлаждающей жидкости, либо из-за негерметичности системы.

Признаки образования воздушной пробки

  1. Двигатель неравномерно прогревается и быстро перегревается. Неравномерный прогрев происходит из-за того, что воздушная пробка препятствует циркуляции антифриза по системе охлаждения двигателя. А из-за того, что охлаждающая жидкость не может попасть в радиатор, двигатель быстро перегревается.
  2. Неработающая печка (отопитель). Антифриз из-за воздушной пробки не может попасть в радиатор отопления.

Оба этих признака, как правило, проявляются одновременно и требуют немедленного вмешательства. Есть два основных способа удаления воздушной пробки, при использовании каждого из которых нужно работать при полностью открытом кране отопителя (самый горячий воздух).

Как убрать воздушную пробку через расширительный бачок

Если в вашем авто есть возможность отсоединить шланг подогрева дроссельного узла или карбюратора (большинство автомобилей ВАЗ), то этот способ вам подойдет. Для начала нужно снять все защитные кожухи и другие мешающие элементы. Затем нужно вытащить хомут шланга подогрева и снять со штуцера сам шланг. Далее откручиваем пробку расширительного бачка и дуем в него до тех пор, пока антифриз не начнет вытекать из патрубка или дроссельного узла. Как только этот момент настал, нужно быстро вставить шланг на место и закрутить его. Процедура завершена.

Удаляем воздушную пробку нагревом

Если вам не очень хочется дуть в бачок, вы можете воспользоваться следующим методом. Для начала нужно разогреть двигатель до рабочей температуры и заглушить его. Убираем все защиты и снимаем шланг со штуцера подогрева дроссельного узла. Ждем, когда потечет охлаждающая жидкость, и затем собираем все обратно. Если жидкость так и не потекла, то нужно прикрутить шланг на место, открыть и закрыть пробку бачка и повторить процедуру. Главное при этом способе - не обжечься охлаждающей жидкостью, чья температура близка к 90 градусам, а также быть готовым к фонтанированию струи, ибо жидкость в системе находится под давлением.

Помните, что убирать воздушные пробки необходимо как можно скорее, потому что откладывание этой процедуры может привести к самым печальным последствиям вплоть до потери двигателя.

Двигатель автомобиля долго работает, чтобы создать нужную температуру, показания приборов не точные, термостат не срабатывает, салон не отапливается. Все это свидетельствует о наличие в охлаждающей системе авто пробки, состоящей из воздуха.

Причины образования пробки

Причинами для скопления воздуха могут быть:
— плохая герметизация мест состыковки труб и штуцеров;
— неисправная работа воздушного клапана;
— неправильная заливка антифриза или другой охлаждающей жидкости;
— неисправна помпа;
— внешний дефект в оболочке радиатора;
— нарушение герметичности прокладки блока цилиндров.

Перед тем, как приступить к удалению воздушной пробки, надо сначала проверить наличие механических повреждений во всей системе. Если они есть, то выявление не составляет труда. В этих местах обязательно должна быть жидкость. После устранения всех внешних дефектов, можно приступать к процедуре устранения пробки.

1. Машина устанавливается под наклон так, чтобы радиатор был в наивысшей точке. Тогда имеющийся в системе воздух устремиться вверх. Радиатор и расширительный бачок освобождаются от крышек. В таком положение запускается мотор и прогревается до температуры рабочего режима. Прибавляя обороты, одновременно подливается жидкость для охлаждения в бачок. Такая процедура выполняется, пока не исчезнут пузырьки.

2. Некоторые модели ВАЗ требуют дополнительных действий, для устранения неисправности. Для этого надо разгерметизировать систему замкнутого цикла. На выходящем патрубке радиатора ослабляется крепление. Сначала выходит воздух. Надо подождать, когда польется жидкость. После этого патрубок закрепляется на место.

3. У ВАЗовских моделей с задним приводом воздух скапливается во всасывающем коллекторе и в теплообменнике отопления салона. Устраняя пробку надо расширительный бачок освободить от крышки и открыть кран печки. Двигатель запускается на одну минуту и выключается. Ослабляется крепление хомута верхнего патрубка печки, и вынимая его, выпускается воздух. Затем он восстанавливается на прежнее место. Такая же манипуляция проводится со шлангом штуцера всасывающего коллектора.

4. В переднеприводных моделях, с инжекторным двигателем, достаточно отсоединить патрубок дросселя и стравить воздух. Система полностью освободится от воздуха.

Посмотрите видео

Завоздушивание отопительной системы на автомобилях ВАЗ-2114 - это достаточно распространённое явление. Столкнувшись с проблемой воздушной пробки, её можно решить самостоятельно. Здесь главное - найти причину, после чего воспользоваться одним из трёх наиболее эффективных методов.

Особенности системы охлаждения

Чтобы понимать суть завоздушивания и последствия, к которым может привести , нужно разобраться в самой системе охлаждения. Не рекомендуется приступать к ремонту своими руками, не владея хотя бы элементарными теоретическими знаниями:

  • автомобили ВАЗ-2114 основаны на закрытой жидкостной системе охлаждения;
  • в качестве охлаждающей жидкости применяют антифриз или тосол;
  • специальные каналы служат для циркуляции теплоносителя по двигателю;
  • циркуляция осуществляется с помощью насоса, а его, в свою очередь, приводит в движение коленвал через приводной ремень;
  • за регулировку потоков охлаждающей жидкости и её направление отвечает термостат;
  • термостат имеет конструкцию, позволяющую до прогрева теплоносителя до нужных параметров циркулировать по малому кругу (в радиатор при этом охлаждающая жидкость не попадает);
  • когда температура достигает отметки 87 градусов, происходит открытие и ОЖ проникает непосредственно в радиатор;
  • обдув радиатора осуществляется за счёт потоков воздуха при движении авто;
  • если естественный обдув не справляется, тогда активируется электровентилятор;
  • за его включение отвечает специальный датчик;
  • горячая жидкость проникает через и позволяет прогревать зимой тосол;
  • избыток тосола, который образуется при его тепловом расширении, оказывается в дополнительном (расширительном) бачке.


Как видите, если в этой цепи окажется пробка, это может привести к серьёзным негативным последствиям для ВАЗ-2114.

Причины образования пробки

Ни в коем случае нельзя допускать появление воздуха в системе охлаждения мотора. Это приведёт к нарушениям теплообмена, что повлечёт за собой перегрев двигателя, отсутствие тепла внутри салона и не только. Двигатель получает ложную информацию от датчиков, потому перестаёт правильно функционировать.

Если у вас завоздушило печку ВАЗ-2114, причин может быть несколько:

  1. Фиксация резиновых патрубков. Нередко хомуты ослабевают, что приводит к нарушению герметичности. Воздух через них подсасывается, что приводит к появлению воздушных пробок. Чаще всего подобное явление наблюдается зимой - резкие температурные перепады сжимают и разжимают резину патрубков.
  2. Насос. Ещё одна достаточно распространённая причина - это насос. Проблема та же - нарушение герметичности водяной помпы.
  3. Клапан. Стоит обратить внимание на клапан, который встраивается в расширительный бачок (на крышке). Если он зависнет, это может спровоцировать завоздушивание.
  4. Повреждения радиаторов. Трещины могут возникать на главном радиаторе или на вспомогательном, то есть на . В этих ситуациях одинаково высока вероятность образования воздушной пробки.
  5. Прокладка ГБЦ. Если она прогорит, герметичность нарушится и начнётся подсос воздуха. Как результат, пробка в системе.


А также к числу возможных причин завоздушивания или образования воздушной пробки можно отнести:

  • повреждение лопастей насоса;
  • засорение каналов блока цилиндра;
  • загрязнение радиатора.

Важно! Прежде чем избавиться от пробки, обязательно устраните причину, которая повлекла за собой завоздушивание. Подтяните хомуты, замените прокладку, очистите радиатор и пр.

Методы решения проблемы

Если не вывести лишний воздух из системы, это приведёт к следующим последствиям:

  • повышение расхода топлива;
  • низкая эффективность работы печки;
  • износ двигателя;
  • поломки.

Важно! Законы физики гласят, что воздух стремится в наивысшую точку. При завоздушивании печки на ВАЗ-2114, этим местом будет дроссельный узел. Так что выгонять пробку следует оттуда.


Всего существует три метода борьбы против завоздушивания. Каждый из них имеет свои нюансы.

Первый метод

Некоторые воспринимают такой метод критично, но по факту он является очень эффективным.

  1. Снимите крышку горловины, через которую заливается масло. Это позволит демонтировать защиту из пластика с креплений (они резиновые).
  2. Лучше сразу закрутить крышку обратно, иначе вы рискуете занести в мотор лишнюю грязь.
  3. Снимите одну из трубок, предназначенных для подогрева дросселя. Не принципиально, какую именно.
  4. На расширительном бачке имеется крышка. Её тоже следует снять.
  5. Начинайте активно дуть в этот самый бачок. На тот факт, что вам , будет указывать вытекающий из демонтированного патрубка тосол или антифриз.
  6. Максимально быстро возвращайте всё на место, закручивайте трубку и фиксируйте хомут. Если медлить, начнётся заново подсос и придётся повторять процедуру.


Метод не сложный, но не каждый на него согласится. Потому посмотрите на альтернативные варианты.

Второй метод

Здесь никуда дуть вам не придётся. Работа выполняется не менее просто.

  1. Прогрейте двигатель, чтобы он достиг температуры около 90 градусов. После этого глушите мотор.
  2. Пока что пробка на расширительном бачке там и остаётся. Трогать её не нужно.
  3. На дроссельном узле снимите хомут и трубку. То есть действовать следует аналогично первому методу.
  4. Подождите, пока из системы выйдет весь лишний воздух. Определить это легко - начнёт вытекать охлаждающая жидкость через некоторое время.
  5. Когда утечка началась, сразу же возвращайте на место патрубок, фиксируя его на штуцере и затягивая до упора хомут. Убедитесь, что хомут как следует затянут, иначе работа окажется напрасной.

Важно! В этой ситуации следите за тосолом. Он горячий, а потому его выход из системы может повлечь за собой попадание горячей жидкости вам на кожу.

Третий метод

Ряд владельцев ВАЗ-2114 отмечают, что именно в этом методе они нашли оптимальный способ . Но потребуется создать определённые условия.

  1. Выберите место, куда можно заехать передними колёсами автомобиля так, чтобы крышка радиатора расположилась как самая верхняя точка вашей системы охлаждения. Хотя передок можно просто поднять в гараже с помощью домкрата. Действуйте на своё усмотрение.
  2. Снимите крышки с радиатора и расширительного бачка.
  3. Включите двигатель. Дайте ему нагреться до отметки 90 градусов.
  4. Активно понажимайте на педаль газа. Только удостоверьтесь перед этим, что у вас не включена передача.
  5. Потребуется помощь, поскольку при газовании нужно одновременно подливать постепенно в бачок охлаждающую жидкость. Лейте до тех пор, пока при нажатии газа не перестанут образовываться пузыри.
  6. Мас Моторс

Одной из основных причин выхода двигателя из рабочего состояния можно считать перегрев. В свою очередь, перегрев вызывается множеством причин, среди которых особо выделяется воздушная пробка в системе охлаждения. Результат – прекращение циркуляции ОЖ в системе, и очень быстрый (в течение нескольких минут или десятков минут) перегрев двигателя.

Воздушные пробки в системе охлаждения появляются достаточно часто, и застраховаться от них нельзя.

Причины попадания воздуха в систему охлаждения ВАЗ

Чаще всего причиной попадания воздуха в систему охлаждения являются негерметичные соединения. Разгерметизация соединений, в свою очередь, может произойти из-за небрежности самого владельца автомобиля. Своевременная диагностика и замена старых прокладок значительно снижают риск проникновения воздуха в систему этим путём. В первую очередь, речь идёт о прокладках ГБЦ и помпы.

В топ наиболее частых причин формирования воздушной пробки также полная или частичная замена охлаждающей жидкости. Поэтому после такой операции обязательно необходимо удостовериться, что воздух в систему не проник.

И, наконец, третьей по частоте причиной формирования воздушной пробки считается проблема с воздушным клапаном, расположенным в расширительном бачке. Клапан из-за износа или неисправности может «залипать», а в результате – пробка.

Какой бы ни была причина появления воздушной пробки, её следует устранить в экстренном режиме. В противном случае вы рискуете «попасть» как минимум на капитальный ремонт двигателя, а то и в гораздо более неприятную ситуацию дорожно-транспортного происшествия.

Пути решения проблемы воздушной пробки

Таких путей существует множество, но собственноручно реализовать можно две стратегии. Обе они реализуются на смотровой яме и со всеми необходимыми мерами предосторожности. Прежде всего, потребуются защитные перчатки, иначе не миновать ожогов охлаждающей жидкостью. Двигатель должен быть предварительно прогрет, чтобы охлаждающая жидкость начала циркулировать по системе.

Стратегия первая. Выдавливаем воздушную пробку

Устанавливаем автомобиль на смотровой яме и закрепляем его как минимум ручным тормозом и нейтральной передачей, а по возможности также с помощью клиньев. Двигатель в начале работ выключен.

Домкрат поможет приподнять автомобиль на 25-35 см. После этого со всеми предосторожностями открываем расширительный бачок, и только после этого заводим двигатель.

Включаем обогрев на максимальный уровень, и увеличиваем обороты минимум до трёх тысяч.

При этом доливаем охлаждающую жидкость, аналогичную циркулирующей в системе, в расширительный бачок. Возможно, делать это придётся в несколько этапов, чтобы заполнить ёмкость до максимальной отметки.

Теперь внимательно следим за термостатом: как только он откроется, следует со всеми мерами предосторожности несколько раз сдавить патрубок, ведущий снизу к радиатору. С помощью такой нехитрой процедуры воздушная пробка попросту «выдавливается».

Проверить эффективность выполняемых действий можно, контролируя происходящее в расширительном бачке. Так, если причина действительно в воздушной пробке, из жидкости, заполняющей бачок, при каждом нажатии будут появляться воздушные пузырьки. Когда пробка будет устранена, пузырьки исчезнут.

Дополнительные способы проверить, действительно ли воздушная пробка устранена:

  • воздуховоды автомобильного отопителя исторгают горячий воздух;
  • все патрубки системы охлаждения горячие.

Завершающий этап – снимаем автомобиль с домкрата, доливаем охлаждающую жидкость.

Стратегия вторая. Выпускаем пробку через патрубок дроссельного узла

Устанавливаем автомобиль на смотровой яме и закрепляем его ручным тормозом, нейтральной передачей, а по возможности также с помощью клиньев. Как и в первом случае, запускаем двигатель и прогреваем его до открытия термостата (обычно это соответствует температуре около 90 градусов). После чего двигатель глушим.

Теперь необходимо, соблюдая все меры предосторожности, чтобы не обжечься, снять патрубок дроссельного узла, ослабив предварительно хомут. Из патрубка выйдет охлаждающая жидкость вместе с воздушной пробкой. В этой стратегии главное – как можно скорее вернуть патрубок на место и затянуть хомут, чтобы предотвратить повторное завоздушивание.

Минусом этой стратегии является необходимость реагировать на происходящее очень быстро – как только охлаждающая жидкость потечёт свободно, без пузырьков, патрубок нужно аккуратно и очень быстро подключить обратно к системе. В этот момент неопытные автомобилисты допускают немало ошибок и проблема может с первого раза не устраниться. К тому же такая стратегия работы приводит к значительному расходу охлаждающей жидкости, чего нет в первом варианте.

Профилактика воздушных пробок

Чтобы сохранить двигатель в порядке и свести к минимуму риск завоздушивания системы, необходимо помнить первое и самое главное правило – автомобиль нуждается в заботливом внимании своего владельца. И проявлением этого внимания должно стать обязательное ежемесячное техническое обследование системы охлаждения автомобиля. Впрочем, это требование означает лишь, что вы будете загонять автомобиль на смотровую яму и обследовать места возможных протечек охлаждающей жидкости, масла и прочих жидкостей. Такие профилактические осмотры можно и нужно делать самостоятельно – вы лучше узнаете свой автомобиль. Кроме того, это поможет вам контролировать расходы на техническое обслуживание и отказываться от операций, которые в действительности не актуальны, и научиться отличать таковые от по-настоящему необходимых.

Кроме того, охлаждающая жидкость в вашем автомобиле должна соответствовать требованиям качества и безопасности. Экономить на ней, равно как и на других расходных материалах для вашего авто не стоит. Ведь это – увеличение рисков не только для автомобиля, но и для вас, а также ваших близких. Полная замена охлаждающей жидкости на автомобилях ВАЗ должна производиться не реже, чем каждые пять тысяч километров.