Порядок установки зажигания газ 53. Установка системы зажигания

Один из немногих грузовиков, которым Россия может гордиться. Все системы ГАЗ-53 отвечают всем требованиям, предъявляемым к грузовикам, предназначенных для эксплуатации на дорогах всех типов. Единственная система, с которой могут быть связаны некоторые проблемы – это зажигание автомобиля.

Грузовик самосвал на базе ГАЗ 53

Система зажигания в бензиновых двигателях внутреннего сгорания (ДВС) предназначена для воспламенения бензиновой смеси в цилиндрах в момент ее сжатия. На дизельных моторах такая система отсутствует – дизельное топливо воспламеняется за счет высокой степени сжатия и впрыска его под большим давлением.

На ГАЗ-53 установлена бесконтактная транзисторная система зажигания, первичная цепь которой выдает напряжение 12 вольт. Система зажигания считается батарейной, состоящей из источников электрического тока, которым может выступать аккумуляторная батарея, катушки зажигания, коммутатора, датчика-распределителя, и другого , которое чаще всего и вызывает проблемы, так как его необходимо настраивать, свечей с наконечниками, добавочного резистора, выключателя зажигания проводов низкого и высокого напряжения.

на чертеже показана полная схема системы зажигания ГАЗ-53

Система зажигания является одной из самых важных систем в автомобиле, так как именно от ее исправной работы зависит работа двигателя, а также расход топлива всего автомобиля. Для подавления радиопомех, которые создают провода высокого напряжения и наконечники свеч, на первых установлены распределенное сопротивление, а на вторых — подавительные резисторы.

В системе зажигания установлена катушка марки Б 116, предназначение которой преобразовывать ток низкого напряжения в высокое напряжение.

В свою очередь катушка состоит из трансформатора, в который вмонтирован железный сердечник. На этот сердечник сверху намотана первичная обмотка, а под ней вторичная. Сам трансформатор является стальным корпусом, который герметично закрыт, внутри него вместе с сердечником залито масло.
Для обслуживания этого трансформатора предусмотрена пластмассовая крышка, которая способна выдержать воздействие высокого напряжения.

Первые имели контактно-транзисторную систему зажигания, затем она стала бесконтактной электронной. Так как контактная (или контактно-транзисторная) система уже безнадежно устарела, будем рассматривать бесконтактную систему. Система зажигания ГАЗ 53 состоит из низковольтной и высоковольтной цепи. В низковольтную цепь входит:


Во вторичной (высоковольтной) цепи присутствуют следующие элементы:

  1. Вторичная обмотка КЗ. Имеет большое количество витков и тонкий медный провод.
  2. Распределитель зажигания ГАЗ 53. Распределительная часть трамблера состоит из вала, крышки распределителя и бегунка.
  3. Высоковольтные провода и наконечники. По ним высоковольтный импульс поступает на свечи зажигания.
  4. Свечи зажигания.

Читайте также

Устройство головки блока цилиндров ГАЗ-53

При включении зажигания поворотом ключа в замке в первичной цепи в прерывателе создается магнитное поле. При вращении вала трамблера ток в первичной цепи прерывается и магнитное поле исчезает. В этот момент в обмотке вторичной цепи возникает высоковольтный импульс, который распределяется по цилиндрам.

Неисправности в зажигании

Неисправности в системе ведут к перебоям в работе двигателя, в некоторых случаях ДВС не запускается.

Так выглядит замок зажигания в автомобиле газ 53

Наиболее частые причины, ведущие к перебоям в работе мотора:

Сам трамблер выходит из строя нечасто и обычно отрабатывает свой положенный ресурс.

Установка и регулировка зажигания

Если двигатель не развивает мощность и греется больше нормы, одной из причин такого явления может быть позднее зажигание.

Читайте также

Варианты тюнинга ГАЗ 53

При этом еще в карбюраторе (впускном коллекторе) могут наблюдаться хлопки. Для устранения данной проблемы необходимо выставить зажигание, сделать его пораньше. Можно выставлять его и по метке, по стробоскопу, но практика показывает, что угол опережения зажигания получается недостаточным. Почему-то «дедовские» методы более эффективны и во многих случаях действуют наверняка.

Поршень первого цилиндра устанавливают в в.м.т. в конце такта сжатия. Коленчатый вал поворачивают до совмещения метки на шкиве коленчатого вала (отверстие) с меткой ВМТ на указателе установки зажигания, укрепленного на крышке датчика ограничителя максимальных оборотов.


Затем поворачивают коленчатый вал (против часовой стрелки) до совмещения метки на шкиве с риской 9 на указателей датчика ограничителя максимальных оборотов.

После этого ослабляют болт крепления верхней пластины октан-корректора к корпусу прерывателя. Присоединяют контрольную лампочку одним проводом к массе, а вторым - к клемме прерывателя. Включают зажигание и медленно поворачивают корпус прерывателя против часовой стрелки до загорания лампочки. Это будет соответствовать началу размыкания контактов.

Затем затягивают болт крепления прерывателя и ставят ротор и крышку распределителя. От сегмента, против которого установилась пластина ротора, присоединяют провод к свече первого цилиндра. Остальные провода соединяют со свечами зажигания по часовой стрелке в порядке работы цилиндров двигателя 1-5-4-2-6-3-7-8 (рисунок ниже).

Устанавливая зажигание у двигателя ГАЗ-53, нужно повернуть коленчатый вал так, чтобы риска на его шкиве не доходила до центральной риски на указателе ВМТ, который крепится к двигателю, на четыре деления.

При слишком раннем или слишком позднем зажигании двигатель перегревается, теряет свою мощность, увеличивается расход топлива и возникают перебои в его работе.

Поправляем угол зажигания на заведенном моторе:

  • Мотор работает на холостых оборотах, добираемся до болта крепления трамблера (ключ на 10) и ослабляем его;
  • Немного поворачиваем трамблер против часовой стрелки, крепим болт;
  • Газуя двигателем, проверяем приемистость двигателя. Если начинают «звенеть пальцы», подвигаем трамблер немного назад, по часовой стрелке. Опытным путем устанавливаем необходимый угол опережения.
  • Проверяем работу двигателя на ходу. Если двигатель газ 53 стал работать нормально, дальнейшая регулировка больше не требуется.

Система зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 - батарейная, бесконтактная транзисторная с напряжением в первичной цепи 12В, состоит из источников электрического тока, катушки зажигания, добавочного резистора, коммутатора, распределителя зажигания, свечей зажигания, наконечников свечей, выключателя зажигания и проводов низкого и высокого напряжения.

Рис.1. Схема системы зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307

А - к стартеру; 1 - катушка зажигания; 2 - первичная обмотка; 3 - вторичная обмотка; 4 - аккумуляторная батарея; 5 - указатель тока; 6 - дополнительное реле стартера; 7 - добавочный резистор; 8 - выключатель зажигания и стартера; 9 - помехоподавительный резистор; 10 - свеча зажигания; 11 - распределитель-датчик; 12 - помехоподавительный резистор бегунка; 13 - обмотка распределителя; 14 - постоянный магнит; 15 - коммутатор; R1- резистор МЛТ-8,2кОм;R2 - резистор МЛТ-1, R3 - резистор МЛТ; R4 - резистор МЛТ-82 кОм; R5 - резистор МЛТ-62 Ом; R6 - резистор МЛТ-200 Ом; R7, R8 - резисторы МЛТ-47кОм;С2 - конденсатор К73-17-250В-0Д; СЗ - конденсатор К73-17-4008-1; С4, С5- конденсаторы К73-17-250В-0.047 мкФ; С6 - конденсатор К50-29-160В-10; С7 - конденсатор КЛ-2-И20-500В-1000; VI - диодыКДЮ2БилиКД4 521А; V2 - диоды КД209А или КД212А; V3 - транзистор КТ 848 А; V4, V5 - транзисторы КТ630Б или КТ653Б; V7 - диод 102Б

Надежная и экономичная работа двигателя зависит от бесперебойной работы системы зажигания ГАЗ-53. Для устранения радиопомех, вызываемых системой зажигания, провода высокого напряжения имеют распределенное сопротивление, а наконечники свечей- подавительные резисторы. Схема системы зажигания показана на рис.1.

Техническая характеристика системы зажигания автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-3307

Порядок зажигания ГАЗ-53 - 1 - 5 - 4 - 2-6 - 3 -7 - 8
Тип распределителя зажигания (трамблер) - 24.3706
Частота вращения валика распределителя в 1 мин с бесперебойным искра-образованием при работе с катушкой зажигания Б116 на трехэлектродный разрядник при искровом промежутке 7 мм, мин-1 - 20 - 2300
Направление вращения валика распределителя зажигания (трамблер) ГАЗ-53 - по часовой стрелке
Катушка зажигания ГАЗ-53 - Б116
Свечи зажигания - А11
Величина искрового промежутка в свечах, мм - 0,8 - 0,95
Добавочный резистор - 14.3729
Коммутатор - 13.3734 или 13.3734-01
Наконечник свечи - 35.3707200
Сопротивление наконечника, кОм - 4 - 7

Катушка зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 (Б 116) служит для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения.

Катушка зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 (Б 116) представляет собой трансформатор, на железном сердечнике которого намотаны вторичная, а сверху ее первичная обмотки. Сердечник с обмотками установлен в герметичном стальном корпусе, наполненном маслом и закрытом высоковольтной пластмассовой крышкой.

Сопротивление обмоток при температуре 15 - 35°С: первичной 0,43 Ом, вторичной 13 000 - 13 400 Ом.

Техническое обслуживание зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307

Для предохранения от возможного пробоя пластмассовой крышки катушку необходимо очистить от грязи, пыли и масла, проверить надежность крепления проводов высокого и низкого напряжений.

При неработающем двигателе нельзя оставлять включенным зажигание во избежание перегрева катушки, приводящего к выходу ее из строя. Применение других типов катушек зажигания недопустимо.

Причинами неисправности катушки зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 могут быть: пробой изоляции; междувитковое замыкание; сколы и трещины пластмассовой крышки; прогар крышки, катушки зажигания из-за недосыла высоковольтного провода в гнездо.

В обмотках катушки зажигания дефекты чаще всего появляются из-за их перегрева и работе с увеличенными зазорами свечей. Перегрев происходит главным образом при включенном зажигании и незаведенном двигателе.

Прежде чем снять катушку зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 для замены, следует убедиться в исправности и надежности присоединения проводов к выводам катушки. Проверять катушку следует на специальном стенде совместно с транзисторным коммутатором, добавочным резистором и распределителем.

Исправная катушка зажигания ГАЗ-53 должна обеспечивать бесперебойное искрообразование на трехэлектродном игольчатом разряднике с искровым зазором в 7 мм от 20 до 2300 мин"1 валика-распределителя и окружающей температуре 25°С. Если катушка не удовлетворяет этим требованиям, ее следует заменить.

Распределитель зажигания (трамблер) ГАЗ-53, ГАЗ-3307

Трамблер автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-3307 (24.3706) (рис.2) представляет собой генератор, который вырабатывает импульсы напряжения для управления транзисторным коммутатором и для распределения импульсов тока высокого напряжения по свечам зажигания.

Трамблер ГАЗ-53, ГАЗ-3307 автоматически регулирует момент зажигания в зависимости от оборотов двигателя и от нагрузки. Автоматическая регулировка момента зажигания в зависимости от оборотов осуществляется центробежным регулятором, а от нагрузки - вакуумным автоматом.

Рис.2. Распределитель зажигания (трамблер) ГАЗ-53, ГАЗ-3307

1 - корпус; 2 - масленка; 3 - грузик центробежного автомата: 4 - пружина вакуумного автомата; 5 - регулировочная шайба; 6 - вакуумный автомат; 7 - диафрагма; 8 - магнитопровод ротора; 9 - постоянный магнит ротора; 10 - ротор; 11 - крышка; 12 - помехоподавигельный резистор; 13 - центральный вывод; 14 - центральный контакт-резистор; 15 - бегунок; 16 - фильц; 17 - полуэкран; 18 - винт; 19 - обмотка статора; 20 - статор; 21 - магнитопровод обмотки статора; 22-опора статора; 23 - шариковый подшипник; 24 - пружина центробежного автомата; 25 - упорный шариковый подшипник (на части датчиков устанавливается упорная шайба); 26 - втулка; 27 - валик; 28 - октан-корректор; 29 - упорная шайба; 30 - штифт; 31 - шип валика

В корпусе 1 в двух втулках 26 установлен валик 27. На верхней части вала смонтирован центробежный регулятор с ротором 10, на котором установлен магнит 9. На верхней части ротора установлен бегунок 15. В корпусе расположен статор 20, который крепится к опоре 22 с подшипником 23.

Сверху корпус закрыт крышкой 11, в которой имеются выводы для проводов высокого напряжения от свечей и катушки зажигания. Вал 27 распределителя зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 приводится во вращение от шестерни распределительного вала.

Центробежный регулятор опережения зажигания трамблера ГАЗ-53 автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от скорости вращения распределительного вала двигателя.

Несоответствие углов опережения зажигания числу оборотов обычно бывает связано с заеданием грузиков центробежного регулятора или с ослаблением их пружин и вызывает детонацию, снижение мощности двигателя, а также увеличение расхода топлива.

Вакуумный регулятор опережения зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель.

Ручная регулировка (при установке зажигания) осуществляется поворотом трамблера ГАЗ-53 в корпусе привода. Для поворота необходимо отпустить болт крепления трамблера.

Поворот корпуса распределителя зажигания на одно деление шкалы соответствует изменению угла опережения на 4° (по углу поворота коленчатого вала).

Установка зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307

Для установки зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 при снятых с двигателя трамблере и его приводе необходимо:

Установить коленчатый вал в положение в.м.т. конца хода сжатия в первом цилиндре; поставить привод распределителя на двигатель;

Установить распределитель зажигания ГАЗ-53 на двигатель и провода высокого напряжения; установить момент зажигания.

Порядок присоединения проводов высокого напряжения от трамблера к свечам ГАЗ-53 показан на рис.3.

Рис.3. Порядок присоединения проводов к свечам распределителя зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307

А - перед автомобиля

Установка момента зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 производится после установки распределителя на место в следующем порядке:

Установить коленчатый вал в положение, при котором он перейдет на 4° в.м.т. конца хода сжатия в первом цилиндре, что соответствует положению указателя против четвертой риски на шкиве коленчатого вала;

Ослабить гайку крепления держателя привода распределителя зажигания;

Снять крышку трамблера ГАЗ-53. Нажать пальцем на бегунок против его вращения (для устранения зазора в приводе), осторожно повернуть корпус распределителя (трамблера) до совмещения красных меток на роторе и статоре и в этом положении закрепить гайку держателя привода.

Установка момента зажигания автомобиля ГАЗ-53, ГАЗ-3307 должна выполняться с большой точностью. Наличие даже небольшой неточности вызывает повышенный расход топлива, падение мощности двигателя.

Кроме этого, могут быть случаи пробоя прокладки головки цилиндров, прогорание поршней, клапанов и других явлений, вызываемых детонацией.

Поэтому доводка момента зажигания ГАЗ-53, ГАЗ-3307 производится на дороге при движении. Делается это таким образом: двигатель прогревается до температуры жидкости в системе охлаждения 80 - 90 °С.

Двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 25 км/ч, резко нажать до отказа на педаль дроссельных заслонок и дать машине разгон до 60 км/ч.

Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация, исчезающая при скорости 45- 50 км/ч, то установка момента зажигания выполнена правильно.

При сильной детонации повернуть корпус распределителя зажигания ГАЗ-5, ГАЗ-33073 на одно деление шкалы октан-корректора по часовой стрелке (каждое деление шкалы соответствует повороту коленчатого вала на угол 4°).

При полном отсутствии детонации повернуть корпус датчика-распределителя на одно деление против часовой стрелки. После корректировки момента зажигания проверить его правильность, прослушивая двигатель при движении автомобиля.

Всегда следует регулировать установку зажигания автомобиля ГАЗ-53, ГАЗ-3307, дающей при большой нагрузке двигателя лишь легкую детонацию. При раннем зажигании, когда слышна сильная детонация, может быть пробита прокладка головки блока и могут прогореть клапаны и поршни.

При позднем зажигании резко растет расход топлива, и двигатель перегревается. Более точную установку зажигания производят с помощью стробоскопа.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


72 73 74 75 76 77 78 79 ..

ГАЗ-52-04. Установка зажигания

Для установки момента зажигания при снятых с двигателя распределителе и масляном насосе необходимо:

1) коленчатый вал установить в положение в. м. т. конца хода сжатия в первом цилиндре;

2) установить масляный насос;

3) установить распределитель зажигания;

4) установить момент зажигания.

Установка коленчатого вала в положение в. м. т. конца хода сжатия в первом цилиндре производится в следующем порядке:

1) вывернуть свечу первого цилиндра двигателя;

2) закрыть пальцем отверстие для свечи и проворачивать коленчатый вал до начала выхода сжатого воздуха из-под пальца. Это произойдет в начале хода сжатия в первом цилиндре;

3) снять крышку люка на картере маховика (рис. 39), продолжая проворачивать коленчатый вал, наблюдать за появлением меток, имеющихся на маховике двигателя. Сначала появится белая предупредительная полоса, затем деление шкалы и шарик, запрессованный в маховик (между буквами М и Т);

4) осторожно проворачивать коленчатый вал до совмещения шарика с указателем (штифтом), имеющимся в люке картера маховика. При совмещении поршень первого цилиндра двигателя будет находиться в

Установку масляного насоса следует производить после установки коленчатого вала в положение в. м. т. в следующем порядке:

1. Валик насоса повернуть таким образом, чтобы его прорезь стояла наклонно, как это показано на рис. 40А.

2. Осторожно вставить насос на место, проследив за тем, чтобы его шестерня не задевала за стенки отверстия в блоке. Когда шестерни насоса распределительного вала войдут в зацепление, первая повернется, и прорезь для шипа валика распределителя придет в горизонтальное положение (рис. 40Б).

Установка распределителя зажигания производится при установленных коленчатом вале в положение в. м. т. и масляном насосе в следующем порядке:

1) снять с распределителя зажигания крышку;

2) проверить и, если необходимо, отрегулировать зазор в прерывателе;

3) ослабить винт 7 (см. рис. 38) и установить верхнюю пластину 8 на нулевое деление и снова закрепить винт;

4) повернуть ротор (бегунок) распределителя так, чтобы он

был обращен пластиной в сторону первой клеммы крышки распределителя (первая клемма крышки помечена цифрой «I»);

5) в этом положении вставить распределитель в гнездо блока двигателя так, чтобы шип валика вошел в прорезь валика масляного насоса, и закрепить винтом к двигателю.

Рис. 39. Окно для установки коленчатого вала в положение верхней мертвой точки

Рис. 40. Положение прорези в валике масляного насоса при установке его на двигатель

Установка момента зажигания производится после установки распределителя на двигатель в следующем порядке:

1) ослабить винт 2 и повернуть корпус распределителя по часовен стрелке, чтобы контакты прерывателя замкнулись;

2) присоединить конец провода подкапотной лампочки (разъединив его у реле-регулятора) к клемме низкого напряжения на катушке зажигания, к которой крепится провод, идущий к распределителю. Включить зажигание и осторожно поворачивать корпус распределителя против часовой стрелки до размыкания контактов прерывателя, которое определяется по вспыхиванию лампочки. Остановить вращение распределителя нужно точно в момент вспыхивания лампочки. Если это не удалось, операцию надо повторить, повернув корпус распределителя в исходное положение;

3) удерживая от поворачивания корпус распределителя, затянуть винт 2, поставить крышку распределителя и центральный провод ка место;

4) проверить правильность присоединения проводов зажигания от свечей, начиная с первого цилиндра. Они, считая по ходу часовой стрелки, должны быть присоединены в следующем порядке: 1-5-3-6-2-4.

Проверять точность установки зажигания, прослушивая работу двигателя при движении автомобиля, нужно после каждой регулировки зазора в прерывателе и установки зажигания Доводку установки зажигания надо делать по октан-корректору, не ослабляя винт 2. Для этого необходимо ослабить винт 7 и сместить верхнюю пластину в ту или другую сторону на одно деление. Перемещение пластины на одно деление шкалы октан-корректора

соответствует изменению установки зажигания на 2°, считая по коленчатому валу.

При повороте корпуса распределителя по часовой стрелке установка зажигания будет более поздней, против часовой стрелки - более ранней.

Проверку работы двигателя при окончательной доводке установки зажигания производить следующим образом:

Прогреть двигатель до температуры воды 70-80°С в системе охлаждения. Двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 20-25 км/ч, дать машине разгон, нажав резко до отказа на педаль дроссельных заслонок. Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация (иногда ошибочно называемая стуком пальцев), установка момента зажигания сделана правильно. При сильной детонации следует повернуть корпус распределителя на одно деление шкалы октан-корректора по часовой стрелке. При полном отсутствии детонации повернуть корпус распределителя против часовой стрелки на одно деление. Если необходимо, произвести снова проверку установки зажигания.

Всегда следует работать с установкой зажигания, дающей при большой нагрузке двигателя лишь легкую, быстро исчезающую детонацию. Раннее зажигание, когда слышна постоянная детонация, очень вредно для двигателя, уменьшает его долговечность.

При слишком позднем зажигании ощущается потеря приемистости, резко растет расход топлива, двигатель перегревается.

При работе на бензине А-76 необходимо увеличить угол опережения зажигания на 4°, для чего переместить верхнюю пластину 8 на два деления шкалы октан-корректора против часовой стрелки.

После этой регулировки проверку на дороге производить не следует.

Установка зажигания должна быть сделана с большой точностью, так как даже при небольших ошибках в установке резко возрастает расход топлива, а мощность двигателя уменьшается. Кроме того, могут иметь место случаи пробоя прокладок головки цилиндров, прогорание клапанов, днищ поршней,

перемычек между соседними камерами сжатия в головке и т. п. явления, вызываемые детонацией.

Размыкание тока прерывателем при установке зажигания должно происходить на двигателях ГАЗ-51 и ЗИМ-12 в момент, соответствующий верхней мертвой точке, хода сжатия в первом цилиндре, а на двигателях М-20 и ГАЗ-69, не доходя до нее на 4°. Соответственно ротор должен быть расположен против электрода крышки, соединенного с проводом, идущим к свече первого цилиндра.

Если масляный насос и распределитель снимались с двигателя (например, при ремонте или замене), то для возможности установки зажигания они должны быть правильно установлены на их места.

Порядок установки на двигатель масляного насоса описан в разделе „Система смазки" главы I при описании масляного насоса.

Для установки на двигатель распределителя зажигания необходимо:

а) установить коленчатый вал двигателя в положение верхней мертвой точки хода сжатия в первом цилиндре;

б) убедиться с помощью оправки, изображенной на рис. 160 а, что масляный насос установлен правильно. При этом указатель оправки, вставленной до упора в отверстие для распределителя, должен быть направлен вертикально вверх, как указано на рис. 160 б, с отклонением от указанного положения не более 5° в любую сторону;

в) установить выступ на валике распределителя двигателей ГАЗ-51 и ЗИМ-12 так, чтобы он был перпендикулярен плоскости, проходящей через оси валика распределителя и отверстия в пластине для крепления распределителя к блоку (рис. 161 а), а на распределителе двигателей М-20 и ГАЗ-69 так, чтобы он находился в плоскости, параллельной плоскости, проходящей через ось валика распределителя и центр шарнирного соединения тяги октан-корректора с нижней пластиной, и был бы смещен в сторону этой тяги (рис. 161 б);

При этом токораздаточный контакт ротора распределителя должен быть обращен в сторону электрода крышки, соединенного с проводом, идущим к свече первого цилиндра;

г) осторожно вставить распределитель в блок так, чтобы отверстие или середина дуговой прорези в нижней установочной пластине октан-корректора, предназначенные для винта крепления распределителя к блоку, расположились бы против соответствующего резьбового отверстия в приливе блока.

При установке распределителя необходимо следить за тем, чтобы его хвостовик не задевал за стенки отверстия в блоке, в его корпус не проворачивался бы. При этом выступ на хвостовике распределителя должен попасть в прорез на валу масляного насоса;

д) вставить и завернуть винт крепления нижней установочной пластины распределителя к приливу блока. Для установки зажигания следует:

а) отрегулировать зазор между контактами прерывателя распределителя, как указано выше;

б) установить коленчатый вал в положение, соответствующее верхней мертвой точке хода сжатия в первом цилиндре (на двигателях ГАЗ-51 и ЗИМ12) или не доходя до нее на 4° (на двигателях М-20 и ГАЗ-69);

в) разъединить трубку вакуумного регулятора; г) снять крышку распределителя и убедиться в том, что ротор стоит против электрода в крышке, соединенного с проводом, идущим к свече первого цилиндра;

д) убедившись предварительно в исправности подкапотной лампы (включив и выключив ее), вынуть конец провода ее из соединительной муфты и присоединить его с помощью дополнительного куска провода к клемме низкого напряжения индукционной катушки, к которой присоединен провод прерывателя распределителя, и повернуть рычажок лампы во включенное положение;

е) установить стрелку шкалы октан-корректора против деления „О ". Это осуществляется у распределителей, снабженных устройством для плавной регулировки октан-корректора, вращением предназначенных для этой цели двух гаек, которые после установки стрелки на „О " следует тщательно законтрить, туго завернув от руки. У распределителей более раннего выпуска, без указанного устройства, установка стрелки на „О " осуществляется поворотом корпуса распределителя непосредственно рукой, с предварительным ослаблением винта крепления установочного хомута к пластине октан-корректора, который после установки стрелки на „О" следует вновь затянуть для фиксации стрелки и корпуса распределителя в этом положении;

ж) включить зажигание и, не нарушая нулевой установки октан-корректора, осторожно повернуть корпус распределителя по часовой стрелке, чтобы контакты прерывателя были замкнуты, после чего медленно поворачивать корпус против часовой стрелки до вспыхивания лампочки, что будет соответствовать моменту начала размыкания контактов прерывателя. Остановить вращение распределителя нужно точно в момент вспыхивания лампочки. Если это не удалось,- операцию нужно повторить, повернув корпус распределителя в исходное положение.

При установке момента начала размыкания контактов следует слегка нажимать пальцем на ротор распределителя, стремясь повернуть его против часовой стрелки (то-есть против направления вращения) для того, чтобы выбрать боковой зазор в приводе распределителя;

з) удерживая корпус распределителя от проворачивания, зафиксировать тем или иным способом (в зависимости от конструкции октан-корректора) его положение;

и) присоединить трубку вакуумного регулятора, поставить крышку распределителя и центральный провод на место. Проверить правильность присоединения проводов от свечей к распределителю, начиная с первого цилиндра. Они, считая по часовой стрелке, должны быть присоединены в следующем порядке: 1-5-3-6-2-4 (на двигателях ГАЗ-51 и ЗИМ-12) и 1-2-4-3 (на двигателях М-20 и ГАЗ-69);

к) поставить крышку люка установки зажигания на ее место на картере сцепления и присоединить провод подкапотной лампы к соединительной муфте (на ее прежнее место).

Окончательная проверка и доводка установки зажигания прослушиванием работы двигателя при движении автомобиля производится с помощью октан-корректора, перемещение стрелки которого, а вместе с ним и корпуса распределителя, на одно деление шкалы соответствует изменению установки зажи -

гания на 2 градуса, считая по коленчатому валу.

При повороте корпуса распределителя по часовой стрелке установка зажигания будет более поздней; при повороте против часовой стрелки - более ранней.

Проверку работы двигателя при окончательной доводке зажигания производят следующим образом:

а) прогревают двигатель до температуры 70-80°С;

б) двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью, указанной в табл. 38, дают автомобилю разгон, резко нажав на педаль акселератора. Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация (ошибочно принимаемая водителями за „стук" пальцев),- установка момента зажигания сделана правильно. При сильной детонации следует повернуть корпус распределителя на одно деление шкалы октан-корректора по часовой стрелке, а при полном отсутствии детонации- на одно деление против часовой стрелки;

в) после такой корректировки необходимо снова произвести проверку установки зажигания указанным выше способом.

Следует всегда работать с установкой зажигания, дающей при большой нагрузке двигателя лишь легкую, быстро исчезающую детонацию. Слишком раннее зажигание, когда слышна постоянная детонация, очень вредно для двигателя, так как снижает его долговечность и может привести к аварийным поломкам. При слишком позднем зажигании ощущается потеря приемистости, резко растет расход топлива, двигатель перегревается (особенно выхлопной коллектор).

В эксплуатации доводку установки зажигания на ходу автомобиля следует производить каждый раз после регулировки зазора в прерывателе, после установки зажигания и после Смены сорта бензина.

{ФАЙЛ=gaz66gaz53a.php}

12.6. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Прерыватель-распределитель. Техническое обслуживание и неисправности

Рис 142. Прерыватель-распределитель Р13-В в разобранном виде:
1 - крышка; 2 - ротор; 3 - стойка неподвижного контакта; 4 - рычаг с подушкой; 5 - контакты; 6 - фильц с запасом смазки; 7 - неподвижный диск; 8 - кулачок с втулкой и пластиной; 9 - вал; 10 - грузик; 11 - пластина грузиков; 12 - пружина; 13 - корпус; 14 - защёлка; 15 - подшипник; 16 - пластина октан-корректора; 17 - втулка; 18 - штифт; 19 - гайка октан-корректора; 20 - маслёнка; 21 - вакуумный регулятор; 22 - пружина; 23 - штуцер; 24 - тяга; 25 - запорная пружина; 26 - конденсатор.

На автомобилях ГАЗ-53А и ГАЗ-66 применяется прерыватель-распределитель Р13-В (рис. 142), а на автомобиле ГАЗ-66-03 Р105. Валик прерывателя-распределителя приводится во вращение через шестерню от распределительного вала, который вращается по часовой стрелке (если смотреть со стороны крышки).
Прерыватель - распределитель имеет центробежный и вакуумный регуляторы опережения зажигания.
Центробежный регулятор опережения зажигания. Угол опережения зажигания при работе центробежного регулятора изменяется в зависимости от числа оборотов валика прерывателя-распределителя.
Несоответствие углов опережения зажигания числу оборотов валика прерывателя-распределителя обычно бывает связано с заеданием грузиков центробежного регулятора или с ослаблением их пружин вызывает детонацию, снижение мощности двигателя, а также увеличение расхода топлива.

Вакуумный регулятор опережения зажигания. Характеристика работы вакуумного регулятора опережения зажигания:

Отказ в работе вакуумного регулятора или нарушение нормальной работы его вызывает увеличение расхода топлива, особенно при езде с неполной нагрузкой.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРЕРЫВАТЕЛЯ-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ

Прерыватель-распределитель надо периодически смазывать, проверять и регулировать зазор между контактами прерывателя, следить за состоянием деталей распределителя и их чистотой.
Слабо закрепленный прерыватель-распределитель (может быть повернут усилием руки) нужно надёжно закрепить гайкой крепления и затянуть гайкой октан-корректора, предварительно проверив правильность установки зажигания и, если необходимо, установить зажигание. Крышку прерывателя-распределителя тщательно обтереть снаружи и изнутри тканью, смоченной в чистом бензине.
Внимательно проверить, нет ли в крышке и роторе трещин или следов пробоя искрой и значительного обгорания или коррозии электродов крышки в токоразносной пластины ротора.
Обгорание торцовых поверхностей токоразносной пластины ротора и электродов крышки указывает на чрезмерно большой радиальный зазор между токоразносной пластиной и электродами. Крышку или ротор в этом случае надо заменить.
Если крышка или ротор не имеют следов повреждения, тщательно зачистить (протереть) обгоревшие места электродов крышки и пластины ротора тканью, слегка смоченной в чистом бензине или в рафинированном четыреххлористом углероде.
Зачищать указанные места напильником нельзя, так как это приводит к увеличению зазоров между токоразносной пластиной ротора и электродами крышки и к перебоям в зажигании.
Провода высокого напряжения должны быть плотно вставлены в гнезда крышки.
Обгорание и коррозия на внутренней поверхности электрода (в гнездах крышки) свидетельствуют о том, что провод не доходит до электрода или плохо удерживается в гнезде пружинным контактным наконечником. В этом случае зачистить пружинный наконечник и до отказа вставить его в гнездо. Если провод слабо держится в гнезде, развести лепестки пружинного наконечника.
Следует учесть, что возникновение дополнительного искрового промежутка в цепи высокого напряжения в результате неплотной посадки проводов высокого напряжения в гнездах крышки может привести к выгоранию пластмассы крышки, к отказу в работе катушки зажигания, а также к нарушению
нормальной работы двигателя. Внутреннюю поверхность прерывателя-распределителя при необходимости продувать сжатым воздухом. Периодически проверять и подтягивать крепление трубопровода вакуумного регулятора прерывателя-распределителя.
Проверить, нет ли заедания, центральный контакт должен свободно перемещаться в гнезде крышки.
При смазке прерывателя-распределителя соблюдать осторожность, чтобы масло не попало на контакты прерывателя, так как попадание масла в значительной степени усиливает подгорание контактов и сокращает срок их службы. Если масло или грязь попали на контакты прерывателя, нужно обязательно протереть контакты замшей, смоченной в чистом бензине.
Контакты зачищать только, если их состояние вызывает перебои в работе системы зажигания и не чаще, чем через 12000 км пробега автомобиля. При зачистке контактов удалить бугорок на одном из них и несколько сгладить поверхность другого, на котором образуется углубление (кратер).
Это углубление не рекомендуется выводить полностью. Контакты зачищать абразивным чистым инструментом.
Чтобы поверхности контактов были строго параллельны, рекомендуется при зачистке нажимать пальцем на рычажок.
Нельзя зачищать контакты наждачной шкуркой, надфилем и монетой. Во время эксплуатации допускается чистка (засветление) контактов при помощи пластинки, установленной на щупе, который придается к автомобилю. После зачистки контактов обдуть панель прерывателя воздухом, протереть контакты замшей, слегка смоченной в чистом бензине, и установить нормальный зазор между контактами.
При значительном обгорании или износе контактов прерывателя заменить стойку и рычажок прерывателя.
Ненормальный зазор между контактами прерывателя, наличие подгорания или загрязнения поверхности контактов вызывает перебои в работе системы зажигания и затрудняют пуск двигателя, особенно в холодное время года.
Условием длительной и надёжной работы прерывателя является параллельность контактов и хорошее прилегание их друг к другу по всей поверхности. Следует помнить, что вольфрамовые контакты прерывателя имеют небольшую толщину, и поэтому частая зачистка их неизбежно приводит к сокращению срока службы контактов.
Проверить натяжение пружины рычажка прерывателя.
Периодически рекомендуется снимать прерыватель-распределитель и на стенде типа СПЗ-6 треста ГАРО проверять работу прерывателя-распределителя, центробежного и вакуумного регуляторов.
При отсутствии стенда проверить центробежный регулятор на отсутствие заедания. Наиболее просто это можно сделать, проверив, свободно ли возвращается в исходное положение ротор прерывателя-распределителя, если его повернуть рукой относительно неподвижного валика, а затем отпустить.
Прерыватель-распределитель с неисправными регуляторами подлежит ремонту или замене. Ремонт регуляторов заключается в смене изношенных или неисправных деталей с обязательной после этого регулировкой, обеспечивающей соответствие характеристик регуляторов значениям, указанным выше.
Центробежный регулятор регулируют изменением натяжения пружин 12 грузиков (см. рис. 142) за счет подгибания стоек, на которых он закреплен.
Вакуумный регулятор регулируют изменением числа регулировочных шайб, помещенных между пружиной и гайкой корпуса автомата.
Регулировка зазора между контактами прерывателя и установка зажигания. Надежность работы системы зажигания прежде всего зависит от зазора между контактами прерывателя и от чистоты контактов.
Для регулировки зазора между контактами прерывателя необходимо:

  • освободить пружинные держатели и снять крышку прерывателя-распределителя, а у экранированного прерывателя-распределителя предварительно снять экран;
  • вращая пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя, установить кулачок так, чтобы между контактами был максимальный зазор;
  • проверить щупом зазор между контактами. Щуп должен входить в зазор, не отжимая рычажка. Зазор должен быть в пределах 0,30 — 0,40 мм. Если зазор больше или меньше указанного, надо ослабить стопорный винт крепления стойки неподвижного контакта и, вращая регулировочный эксцентриковый винт, установить нормальный зазор;
  • завернуть стопорный винт и вторично проверить зазор между контактами. При проверке прерывателя-распределителя на стенде вместо замера зазора нужно замерять угол поворота валика прерывателя-распределителя, при котором контакты находятся в замкнутом состоянии. Он должен быть в пределах 28 - 33°;
  • установить и закрепить крышку прерывателя-распределителя.

Порядок операций при установке зажигания следующий:

  • Снять крышку прерывателя-распределителя и ротор, проверить зазор между контактами прерывателя (в случае необходимости отрегулировать зазор). Поставичь ротор на место.
  • Вывернуть свечу первого цилиндра.
  • Закрыв пальцем отверстие свечи первого цилиндра, повернуть коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой до начала выхода воздуха из-под пальца. Это произойдет в начале хода сжатия в первом цилиндре двигателя.
  • Убедившись, что сжатие началось, осторожно проворачивать вал двигателя до совпадения указателя с меткой на шкиве коленчатого вала на автомобиле ГАЗ-53А (рис. 143) и с шариком, зачеканенным в маховик на автомобилях ГАЗ-66 и ГАЗ-66-03 (рис. 144).
  • Убедиться в том, что ротор стоит против внутреннего контакта крышки, соединенного с проводом, идущим к свече зажигания первого цилиндра.
  • Гайками плавной настройки установить шкалу октан-корректора на нулевое деление.
  • Ослабить гайку крепления колонки прерывателя-распределителя и повернуть слегка корпус прерывателя-распределителя по часовой стрелке, чтобы контакты прерывателя замкнулись.
  • Присоединить один из проводов переносной лампы к клемме низкого напряжения на катушку (к которой крепится провод, идущий к прерывателю), а второй к массе двигателя. Можно также использовать для этой цели подкапотную лампу.
  • Включить зажигание и осторожно поворачивать корпус прерывателя против часовой стрелки до вспыхивания лампочки.
    Остановить вращение прерывателя нужно точно в момент вспыхивания лампочки. Если это не удалось, операцию повторить.
  • Удерживая корпус прерывателя от проворачивания, затянуть гайку крепления колонки прерывателя, поставить крышку распределителя и центральный провод на место.
  • Проверить правильность присоединения проводов от свечей зажигания, начиная с первого цилиндра. Провода должны быть присоединены в порядке 1, 5, 4, 2, 6, 3, 7, 8, считая по часовой стрелке.

Рис. 143. Расположение метки В.М.Т на двигателе автомобиле ГАЗ-53А

Рис. 144. Расположение метки В.М.Т на двигателе автомобиля ГАЗ-66

После каждой установки зажигания, регулировки зазора контактов прерывателя, а также смены бензина следует уточнять установку момента зажигания горючей смеси, прослушивая работу двигателя при движении автомобиля.
Доводить установку зажигания надо по октан-корректору не ослабляя гайки крепления колонки. Для этого достаточно вращать гайки ручной регулировки (отвертывая одну и завёртывая другую).

Перемещение стрелки на одно деление шкалы октан-корректора соответствует изменению установки зажигания на 2° считая по коленчатому валу.
При повороте корпуса прерывателя против часовой стрелки установка зажигания будет более ранней, по часовой стрелке— более поздней. Работу двигателя при доводке установки зажигания проверять следующим образом. Прогреть двигатель до температуры 80 - 90°С. Двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 25 — 30 км/ч, дать автомобилю разгон, резко нажав до отказа на педаль управления дросселем. Если при
этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация, то установка момента зажигания сделана правильно.
При сильной детонации повернуть корпус прерывателя-распределителя на одно деление шкалы октан-корректора по часовой стрелке. При полном отсутствии детонации повернуть корпус прерывателя-распределителя на одно деление против часовой стрелки.
Всегда следует работать с установкой зажигания, дающей при большей нагрузке двигателя лишь легкую детонацию. При слишком раннем зажигании, когда слышна сильная детонация, может быть пробита прокладка головки цилиндров и могут прогореть клапаны и поршень. При слишком позднем зажигании резко возрастает расход топлива и двигатель перегревается.

НЕИСПРАВНОСТИ ПРЕРЫВАТЕЛЯ-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Причины неисправности Способы устранения
Перебои в работе системы зажигания или отсутствие искры
Подгорание контактов Зачистить контакты и отрегулировать зазор между контактами
Ослабление пружины Замерить усилие пружины и отрегулировать усилие натяжения
Обрыв проводника, соединяющего клемму с подвижным контактом
Обрыв проводника между подвижной пластиной прерывателя и неподвижной Проверить при помощи контрольной лампы и устранить повреждение
Пробой или загрязнение ротора и крышки Тщательно протереть ротор и крышку. Ротор и крышка, имеющие пробои, трещины и прогары, подлежат замене
Большой радиальный люфт валика прерывателя-распределителя Если радиальный люфт валика прерывателя-распределителя более 0,2 - 0,3 мм, то необходимо заменить вкладыши
Неисправность конденсатора Проверить исправность конденсатора
Сильная детонация двигателя при быстром нажатии на педаль дросселя
Слишком раннее зажигание для данного сорта топлива Уменьшить угол опережения при помощи октан--корректора
Увеличенный расход топлива и снижение мощности двигателя
Заедание грузиков центробежного регулятора опережения зажигания Проверить на стенде и устранить повреждение
Увеличенный расход топлива при движении без груза
Неисправность вакуумного регулятора опережения зажигания Проверить трубку, соединяющую регулятор с карбюратором. Снять прерыватель-распределитель и проверить, нет ли бензина в полости регулятора, проверить регулятор на герметичность