Основные направления налоговой политики рф на. Пути совершенствования налоговой политики

Налоговая политика РФ на 2017-2019 годы станет основой восстановления отечественной экономики, уверены в Минфине. Представители ведомства подчеркивают, что суммарная нагрузка на бизнес останется без существенных изменений. При этом чиновники продолжают обсуждать формат налоговой реформы, которую ожидали в 2018, но стартовала она в 2019 году.

Рассмотрим причины повышения налогов в 2018-2019 годах, а также то, как это может повлиять на уровень жизни россиян.

Налоговая политика РФ: перспективы развития малого бизнеса на 2017-2019 годы

Она предусматривает ряд изменений в части администрирования налоговых спецрежимов и обязанностей налогоплательщиков. Кроме того, представители Минфина внесли коррективы в определение налоговой ответственности и контроля. Нововведения позволят ускорить темпы экономического роста, отмечают чиновники.

В первую очередь налоговая политика направлена на развитие малого и среднего бизнеса, представители которого испытывают значительные трудности после экономического кризиса. Физлица, которые оказывают некоторые виды услуг (в том числе уборка и репетиторство), освобождаются от уплаты НДФЛ до конца 2018 года.

Также в рамках поддержки малого бизнеса предусмотрен вычет из ЕНВД согласно расходам на приобретение кассовых аппаратов нового образца. Данная мера позволит сократить затраты предпринимателей в связи с переходом на онлайн-кассы. Кроме того, купонный доход по облигациям будет освобожден от налогов.

Власти расширили предельные доходы, которые позволяют перейти на УСН. Для перехода на упрощенку суммарные доходы предпринимателя за 9 месяцев не могут превышать 112,5 млн руб. (ранее данный показатель составлял 90 млн.). Кроме того, годовой доход ИП на УСН не может превышать 150 млн руб. (ранее 120 млн). В результате большее количество предпринимателей сможет воспользоваться преимуществами налоговых спецрежимов.

Правительство намерено привести в соответствие МРОТ и прожиточный минимум, что приведет к повышению взносов предпринимателей. При этом власти предлагают зафиксировать взносы ИП за себя, что позволит снизить нагрузку на малый бизнес.

Помимо стимулирования развития малого бизнеса, изменения в налоговой политике позволят сократить дисбалансы в бюджетной сфере.

Перераспределение между бюджетами и другие изменения

Представители Минфина предлагают изменить распределение налога на прибыль между федеральным и региональными бюджетами, что приведет к балансу между доходами и расходами. Также чиновники планируют ограничить возможность переноса убытков, которые были получены в предыдущих периодах.

Ранее в региональных бюджетах оставалось 18% налога на прибыль, еще 2% перечислялось в федеральный бюджет. Представители Минфина решили изменить пропорцию в пользу государственной казны, в результате в регионах будет оставаться только 17%.

Налоговая политика на 2017-2019 годы предполагает изменения в рамках НДС. Минфин разработает специальный механизм, который позволит возвращать часть НДС иностранцам. При этом будет частично компенсироваться уплаченный налог с товаров, которые были куплены в период временного пребывания на территории РФ. Кроме того, с 2018 года чиновники планируют взимать НДС с зарубежных товаров, которые реализуются в РФ через интернет-площадки.

Представители Минфина обсуждают налоговый маневр, который позволит снизить страховые взносы за счет повышения НДС. В таком случае существенно улучшатся конкурентные позиции отечественных экспортеров, что станет дополнительным драйвером роста экономики.

Налоговая политика России на рассматриваемый срок предусматривает поддержку компаний, которые занимаются разработкой новых месторождений. В подобных случаях Минфин предлагает использовать новую систему налогообложения, которая будет стимулировать рациональное развитие недропользования.

В налоговой политике зафиксировано повышение акцизов, что позволит существенно увеличить бюджетные поступления. При этом чиновники планируют в два раза увеличить акцизы на вино и сделать подакцизным товаром электронные сигареты. Индексация акцизов на табачную продукцию на 2018-2019 годы планируется на уровне 10%. Также будут расти акцизы на бензин класса 5. В следующем году данный показатель увеличится на 537 руб./тонна, и достигнет 10637 руб. В 2019 году акциз увеличится до 11062 руб.

Восстановление положительной динамики нефтяного рынка позволяет Минфину увеличить налоговую нагрузку на нефтяные компании. Налоговая политика на 2017-2019 годы предусматривает корректировку расчета НДПИ, что приведет к росту затрат представителей отрасли.

Данные меры сформируют фундамент для последующего роста экономики, считают представители Минфина. Однако эксперты считают, что для устойчивого роста отечественной экономики потребуются более масштабные реформы.

В поисках драйверов роста

Близость президентских выборов не позволяет Минфину перейти к повышению налогов, считают эксперты. При этом расходы федерального бюджета продолжают опережать доходы, что вынуждает правительство искать дополнительные источники финансирования.

Развитие российской экономики сохраняет зависимость от динамики нефтяного рынка, что остается основным фактором риска. Новое снижение цен на нефть может стать причиной очередного экономического кризиса, преодолеть который будет значительно сложнее.

Переход на новое бюджетное правило позволит снизить цикличность отечественной экономики, считают чиновники. Сверхдоходы от экспорта нефти будут направляться на пополнение резервов. В результате расходы бюджета будут планироваться исходя из стоимости нефти на уровне 40 долл./барр., что позволит повысить устойчивость российской экономики.

Помимо налоговой реформы, правительство запустило и пенсионную реформу, которая должна позволить снизить нагрузку на федеральный бюджет. При этом правительство может снизить общую налоговую нагрузку на зарплаты, используя другие компенсаторы.

Изменения в государственных налоговых структурах в 2019 году

Налоговая реформа длится уже много лет, и россияне успели привыкнуть к такой ситуации в стране. Рассмотрим изменения, которые следует отметить в 2019 году:

  • Увеличение ставки НДС с 18% до 20%, что негативно сказалось на малом бизнесе;
  • Увеличение ставок фиксированных отчислений в фонды — ПФ и ФФОМС;
  • Планируется увеличение ставок на ЕНВД (Единый Налог на Вменённый Доход);
  • Планируется увеличение акцизных сборов;
  • Повышение пенсионного возраста: женщинам до 60 лет, мужчинам — до 65 лет;
  • Появятся налоговые льготы за лагеря и базы отдыха для детей;
  • Система налогообложения для самозанятых граждан, проживающих в Московской и Калужской областях, а также в Татарстане;
  • Введение Экологического налога, который направлен на защиту окружающей среды от сброса отходов в атмосферу и водоемы, от захоронения и накопления токсичного мусора;
  • Появится Туристический налог — это курортный сбор, реализованный в качестве пилотного проекта в Алтайском, Ставропольском, Краснодарском крае и республике Крым (в других регионах — сбор с иностранных туристов до 2% за проживание с 2020 года).

Смотрите видео с информацией о налоговой политике на 2017-2019 года:

Традиционно Основные направления налоговой политики на перспективу формируются в Посланиях Президента РФ. В них, на основе анализа Министерства Финансов РФ за предыдущие периоды, разрабатывается Концепция, которая ложится в основу политики государства в налоговой сфере. Предложенный Минфином РФ проект, доведенный до населения Президентом, подлежит утверждению в Госдуме РФ. В настоящее время сформирован Проект основных направлений развития налогообложения на 2017-2019 годы.

Что ждет россиян в текущем трехлетнем периоде

В очередной раз широко декларируемая политика государства на поддержку предпринимательства и малого бизнеса так и осталась на уровне благих деклараций. Фактически же идет ужесточение налоговой политики. Ни о каком снижении налогового бремени на эти категории в 2017-2019 годах речи не идет. Государство по прежнему усиливает налоговый прессинг на те категории, с которых реально можно взимать налоги, и декларативно ослабляет их для тех категорий и сфер деятельности, в которых оно не имеет реальных рычагов по взысканию налогов. Внешне сохраняется иллюзия сбалансированности налоговой политики, которая именуется «оптимизацией налогообложения».

Единственным шагом, который сделан в направлении «стимулирования» развития предпринимательства – это предполагаемое освобождение от взимания налога от НДФЛ на период до 31.12.2018 г на деятельность ограниченной категории лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации ИП. В эту категорию включены:

  • Уборщицы;
  • Домохозяйки (по найму);
  • Репетиторы;
  • Няни;
  • Сиделки.

То есть, государство позволяет им в добровольном порядке до конца 2018 года декларировать свои доходы и обязуется не применять штрафных санкций, при условии, что после окончания этого срока они перейдут в разряд ИП и станут уплачивать налоги на общих основаниях. Эта мера – подтверждение полного бессилия государства в сфере налогообложения самозанятых граждан, которые традиционно не декларируют свои доходы и не являются индивидуальными предпринимателями. Объявленные налоговые каникулы – не более чем фикция. Государство, в любом случае, не в состоянии обеспечить поступление налогов от этой категории, поэтому оно с легкостью прощает то, чего никогда не имело.

Иначе обстоят дела в отношении категорий налогоплательщиков, по отношению к которым имеются реальные рычаги воздействия по взыманию налогов. И здесь скромно упускается, является ли налогоплательщик субъектом малого предпринимательства или нет. Главное, чтобы его деятельность попадала в категорию, традиционно стабильно приносящую доход государству.

Изменения поступательно усиливают налоговую нагрузку на :

  • Предприятия нефтедобывающей отрасли;
  • Производителей и операторов энергоресурсов газа и воды;
  • Строительные организации;
  • Финансовые компании;
  • Транспортные предприятия;
  • Сферу услуг ЖКХ;
  • Торговые предприятия;
  • Образовательные учреждения;
  • Туристический бизнес.

Безрадостная перспектива постоянного роста акцизов в России ожидает автовладельцев использующих бензин класса 5. Рост до 2019 года должен составит более 9%.

В 2 раза планируется (кроме шампанских и фруктовых вин). Ввести акциз на электронные сигареты а ставки акцизов на иную табачную продукцию повысить на 10%, в 2018-2019 дополнительно проиндексировать их на 10% по отношению к ставкам предыдущего года.

Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика государства на 2018-2020 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.

В проекте этого документа декларируется:

  • неповышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
  • завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей;

См. материалы:

  • сокращение теневого сектора экономики в результате изменения администрирования доходных поступлений за счет:
    • полного охвата розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС;
    • интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов;
    • создание системы сквозной прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и запуска пилотного проекта по внедрению этого проекта на территории ЕАЭС;
    • постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы;
    • интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;
    • запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении;
    • автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;
  • предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль (действует с 01.01.2018);
  • включение в состав безнадежных долгов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, задолженности гражданина, призванного банкротом (действует с 01.01.2018).
  • расширение круга лиц, имеющих право на применение ставки НДС 0% при экспорте за счет отказа от признака иностранного покупателя экспортируемых товаров как условия подтверждения вычета;
  • установление нулевой ставки НДС при реализации услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления расположен на территории Калининградской области (действует с 01.01.2018);
  • уточнение правил взимания таможенного НДС при ввозе товаров физическими лицами;
  • признание налоговыми агентами по НДС покупателей отдельных видов товаров (лома и отходов цветных металлов, вторичных алюминиевых сплавов, сырых шкур) (действует с 01.01.2018);
  • пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет признания плательщиков ЕСНХ плательщиками НДС (на основании закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2019 применение ЕСХН не освобождает от НДС);
  • ограничение количества объектов недвижимости (их общей площади), в отношении которых ИП может применять ПСН по такому виду деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений;
  • уточнение видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД и ПСН;
  • закрепление критериев самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты НДФЛ до 01.01.2019;
  • предоставление возможности налоговому агенту уведомлять налогоплательщика НДФЛ о невозможности удержать налог как письменно, так и посредством электронных сервисов;
  • снятие ограничения по возрасту инвалида 1-й или 2-й группы, который находится на обеспечении родителя (усыновителя, попечителя, опекуна) для применения налогового вычета по НДФЛ;
  • уточнение видов деятельности, при осуществлении которых плательщики на УСН будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов;
  • уточнение порядка признания расходов для исчисления НДС при реализации доли в уставном капитале; выходе из состава участников общества; реализации (погашении) ценных бумаг;
  • предоставление льгот по НДПИ организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе;
  • продление увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти;
  • изменение в порядке определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа;
  • совершенствование порядка исчисления акцизов, уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;
  • сохранение ставок акцизов на 2018-2019 годы без изменений (кроме бензина и дизельного топлива) и индексация ставок акцизов на 2020 год;
  • установление дифференцированного подхода к определению размера госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества мест осуществления деятельности.

Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД). Предполагается, что он будет распространяться на пилотные объекты, включающие как новые, так и зрелые месторождения. Налоговой базой по этому налогу предполагается установить расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом фактических эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. А ставка по налогу рассматривается на уровне 50%.

Основные направления налоговой политики на 2018 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Создания кодекса неналоговых платежей.
  3. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  4. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

5 октября, прямиком к первому пленарному заседанию нового состава Госдумы 7го созыва, Минфин разместил у себя на сайте проект «Основные направления налоговой политики на 2017 г. и плановый 2018-2018 гг.» (далее по тексту «Основные направления…»), приписав для пояснения «(направленный в Правительство РФ и Государственную Думу Федерального Собрания РФ)».

Я ознакомился с этим документом и представляю вам основные выжимки из него, касающиеся главных предполагаемых параметров будущего налогообложения на предстоящие 3 года. Общий же анализ «Основных направлений…» я проведу завтра.

Перечень конкретных предложений для реализации налоговой политики на 2017 и на плановый период 2018-2019 гг.

  • Планируется введение для физлиц, оказывающих на индивидуальной основе по найму некоторые виды услуг другим физлицами (уборка, ведение домашнего хозяйства, репетиторство, присмотр и уход за детьми, больными и престарелыми), и не являющимися ИП возможности уведомления об осуществлении ими указанной деятельности с освобождением от НДФЛ до конца 2018 г.
    Комментарий : странно, но мне казалось, что выведение из тени самозанятых граждан предполагается в более широком масштабе, чем по отношению только к тем физлицам, которые «оказывают услуги другим физлицам».
  • ИП на ЕНВД и ПСН получат право на налоговый вычет до 18 тыс. руб. в связи с приобретением онлайн-ККТ.
    Комментарий : Причем налоговый вычет будет предоставляться, как я понял, на сумму налогового оклада, т.е. затраты на ККТ пойдут на уменьшение суммы налога, причитающейся уплате в бюджет. Эта та налоговая льгота, которой уже очень давно не наблюдалось в нашей налоговой системе.
  • Коэффициент-дефлятор по ЕНВД будут устанавливать на три года вперед. Это предлагается регулярно делать на законодательной основе.
  • Предполагается провести анализ всех неналоговых платежей на предмет выявления платежей имеющих налоговую природу, с последующим размещением этих платежей в Налоговом кодексе РФ.
    Комментарий : Интересно получается, значит Минфин признает, что в настоящее время у нас существуют хитрые квази-платежи, которые вроде «неналоги», а на самом деле налоги. И, кроме того, по планам Правительства РФ, озвученным еще 1 марта 2016 г. («антикризисный план Правительства»), уже в декабре проект закона о «неналоговых платежах» должен быть представлен в Госдуму. Так зачем об этом писать в октябре, т.е. за 2 месяца до реализации намеченного?
  • По налогу на прибыль изменяться правила переноса убытков на будущее: положение «перенос убытков на 10 лет» будет отменено, а установлена будет норма о 30% переносе убытков и только на один год.
  • Отчисления налога на прибыль в федеральный бюджет увеличат на 1 процентный пункт, т.е. в от 20% общей ставки налога на прибыль, в федеральный бюджет будет перечисляться 3% (сейчас 2%), а в региональные бюджеты – 17% (сейчас – 18%).
  • Предложено ввести дополнительные налоговые льготы по налогу на прибыль для налогоплательщиков, создающих в Дальневосточном регионе объекты внешней инфраструктуры;
  • В 2017 г. власти намерены проанализировать эффективность налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) и в перспективе ограничить сумму уменьшения налоговой базы КГН на сумму убытка, полученного убыточными участниками группы, размером, не превышающим 30% от прибыли прибыльных участников.
  • По НДФЛ в «Основных направлениях…» единственное предложение, которое в нынешних условиях является очевидным – предлагается признать не подлежащими налогообложению доходы пенсионеров в виде планируемой в 1 кв. 2017 г. единовременной выплаты.
  • НДС при покупке товаров в зарубежных интернет-магазинах предлагается взимать после того, как проанализируют опыт налогообложения иностранных поставщиков контента.
  • Предлагается ввести механизм возврата иностранцам НДС, уплаченный ими в период временного пребывания в России.
  • В счетах-фактурах появятся новые показатели в связи с подготовкой соглашения о прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС, предусматривающего обеспечение возможности «сквозной» идентификации ввезенного товара от момента его ввоза на территорию ЕАЭС до момента реализации розничным продавцом.
  • Вдвое планируется увеличить акцизы на вина (за некоторыми исключениями);
  • Планируется введение самостоятельного акциза на электронные сигареты; ежегодно на 10% будут индексировать акцизы на табачную продукцию.
  • На 30% планируется увеличить акциз на табачную продукцию, которую розница скупает в запас к концу года (зная о грядущем повышении акцизов).
  • На автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, и прямогонный бензин на период с 2017 г. по 2019 г. планируется сохранить ставку акциза в размере, действующем в 2016 г. - то есть, отменят отраженное в нынешней редакции ст. 193 НК понижение в 2017 г. ставок данных акцизов.
  • Акцизы на автомобильный бензин класса 5, на дизтопливо и на средние дистилляты в 2017 г. планируется повысить; на последующие годы также предусматривается их повышение.
  • Планируется проработать вопрос о возложении обязанности по уплате налога на имущество физлиц в отношении недостроев на собственников земельных участков, на которых расположены такие недострои.
  • Пени по налогам увеличат с 1/300 до 1/180 ставки рефинансирования ЦБР.

Выше я кратко изложил основные содержательные положения этого документа, а далее хотелось бы высказаться по существу.

Ведь вся эта история с пропавшим в середине года документом, а также с его появлением в начале октября, наводят на некоторые размышления. И хотя перед нами пока только проект , попытаться проанализировать ситуацию все-таки сто ит.

1) Налоговая политика в нашей стране это нечто особое, это то нечто , которое не особо связано с формализованными положениями того или иного документа, даже если этот «документ» прописан, как необходимый и обязательный аж в Бюджетном кодекс РФ (п. 2 ст. 172 БК РФ).
К сожалению, но это так. Вот не было у нас документа о направлениях налоговой политики, а политика все равно была, поэтому сам документ о политики и сама политика существуют в неких параллельных реальностях, которые иногда пересекаются, а иногда и нет. И даже объяснения типа того, что в этом году были выборы, поэтому Минфин вроде бы и «не торопился», что бы якобы не «навязывать» новым депутатам своей позиции, мало успокаивает.
Тем более, что власти сами регулярно нивелируют значение «Основных направлений..». Например в 2015 г., в Основных направлениях налоговой политики на 2016 и 2017-2018 гг. (появились на сайте Минфина 27.07.2015) почти ничего не говорилось о передаче функций по взиманию страховых взносов от внебюджетных фондов налоговым органам. А в январе, без всяких лишних разговоров и без оглядки на какие-то «Основные направления-2015» эта идея была озвучена, в апреле появились проекты соответствующих законодательных актов, а уже 3 июля Президент подписал весь пакет законов по этому поводу. Вот тебе и «основные направления».

2) Ознакомление с «долгожданным» проектом «Основных направлений» показывает, что ничего особо нового власти по налогам нам пока не предлагают. Более того, почти 100% положений уже были так или иначе озвучены должностными лицами фискальных ведомств в их общении с СМИ, или как-то по-другому уже просачивалось в прессу.
Можно даже отметить, что если ранее, в «основных направлениях» можно было почерпнуть какие-то новые, свежие, ранее не озвученные идеи и предложения, то в этот раз Основные направления это вовсе не творческий акт, а акт сводный, т.е. «суммирующий» ранее озвученные идеи и предложения.
Хотя само по себе «отсутствие нового» это и не хорошо и не плохо.
Ведь с одной стороны, никто и особо не спорит, в сфере налогов накопилось множество проблем, которые требуют своего скорейшего разрешения и консервация этого процесса только усугубляет ситуацию. Ведь непринятие нужных решений имеет такое же негативное значение, как и принятие ошибочных решений.
С другой стороны, «зуд реформаторства», стремление «разрушить до основания», а потом построить на обломках новое «налоговое царство справедливости и счастья», тоже ничего хорошего не несет, т.к. слом действующей и более менее работающей системы еще не обещает нам того, что станет намного лучше.
Я уже не говорю, что новое любое реформирование неизбежно привнесет элементы хаоса, неразберихи, путаницу, различные «переходные периоды» и др., что негативно скажется не только на, и без того хромающей, бюджетной системе, но и способно подорвать зыбкое, но стабильное состояние выживших после кризисов 2008 и 2014-2015 гг. бизнесов.
Тем более, что любая налоговая система все равно будет нести в себе те или иные недостатки, поэтому зачастую налоговые реформы приводят к замене одних несовершенных налоговых система на другие такие же, а порой даже и хуже.
Есть и еще один «плюс» в том, что «Основные направления…» не содержат новшеств.. Честно говоря, не люблю «сюрпризов», поэтому тот факт, что Минфин возвел в ранг «официальной налоговой политики» уже известные и более менее проработанные или хотя «обсужденные» положения, можно только приветствовать.
Вообще же мне кажется, что налоговую политику нельзя отрывать и рассматривать отдельно от бюджетной, финансовой, да и экономической политики по стране в целом. Налоговая политика – это только одна из составляющих, поэтому любое резкое «реформирование» налоговой системы, должны быть обусловлено изменением и в экономической и финансовой политике, однако очевидно, что такая цель на ближайшую перспективу перед властями не стоит. Не может часть развиваться лучше целого, поэтому и ждать от налоговой политики чудес преображения экономически страны тоже не сто ит.

3) Как следует из «Основных положений…» никакого повышения действующих и введения новых налогов до 2018 г. власти не планируют. Пожалуй, это главная содержательная идея всего документы.
Таким образом, основной тезис налоговой политики Президента РФ, озвученный им в начале декабря 2014 г. – «налоги не поднимаем», остается пока незыблемым. Учитывая, что конституционное большинство в Госдуме сейчас за пропрезидентской партией, можно предположить, что никаких «резких движений» законодатель в 2016-2018 г.г. делать не будет, и мы будем в эти годы иметь ту налоговую систему, которую имеем сейчас.

4) Сравнивая содержание «Основных направлений…» с предвыборной программой партии «Единая Россия» (см.) можно отметить, что партийные предпочтения последней по налогам практически никак не повлияли (во всяком случае, в этом году) на выработку налоговой политики на предстоящие 3 года. Разве что по самозанятым гражданам позиции правящей партии и Минфина совпали и трудно здесь ответить на вопрос, кто был первым или Минфин подхватил идею от единороссов, или «Единая Россия» заимствовала мысль у Минфина и вписала в программу партии.

Вообще же в предстоящее время мне было бы очень интересно посмотреть, что Правительство и Госдума предложат в проект «Основных направлений…», т.к. любые предложения (так и отсутствие таковых) будут иметь большое значение для оценки общей перспективы развития налоговой политики страны.

Налоговая политика - это совокупность всех фискальных платежей и правил их взимания, устанавливаемых государством на своей территории. В России данное направление деятельности правительства на основании ст. 165 Бюджетного кодекса находится в ведении Минфина.

Концепция планирования развития любой страны состоит из набора различных элементов, одним из которых является налоговая политика . Все мероприятия по организации функционирования и развития государства находятся в неразрывной связи друг с другом, поэтому невозможно рассматривать налоговую политику изолированно от других направлений общей стратегии правительства. Получить наиболее полное представление о текущих взглядах на перспективы развития экономических и социальных систем позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

В дополнение к указанному закону нельзя не упомянуть выпущенный Минфином РФ документ под названием «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», состоящий из трех обширных разделов:

  1. Определение, анализ налоговой нагрузки и ее влияния на уровень деловой активности в России и зарубежных странах.
  2. Оценка результатов проведенных за последние несколько лет на территории РФ мероприятий в области налоговой политики .
  3. Перспективы развития и перечень мер налоговой политики, которые планируется реализовать в ближайшие 2–3 года.

Исходя из текста документа, можно сделать вывод, что государство непрерывно совершенствует уже имеющиеся фискальные институты и осуществляет планомерную модернизацию всей системы сбора налогов с целью повышения ее эффективности и оптимизации налоговой нагрузки на компании. При этом единый подход к решению как существующих, так и возникающих проблем сохраняется на протяжении всех последних лет.

Как эволюционировала налоговая политика в современной России?

Долгое время налоговая система в России была основана на законах, изданных отдельно для каждого вида налога. Прекращение подобной практики произошло только в 1998 году, когда была принята первая часть НК РФ. Она стала лишь первым шагом к выстраиванию функционирующей на данный момент налоговой политики и регулировала лишь некоторые общие положения:

  • классификацию налогов;
  • определение их плательщиков;
  • порядок налогового администрирования;
  • виды налоговых преступлений.

Конкретные условия начисления, уплаты и предоставления льгот по каждому отдельному налогу появились только во второй части НК. Каждому налогу в ней отводилась отдельная глава, в которой четко описывался процесс взимания: база обложения, обязанные его уплачивать субъекты, порядок расчета и сроки перечисления в бюджет.

Новый этап развития налоговой политики можно связать с введением гл. 25 НК РФ, вступившей в силу в январе 2002 года и направленной на регулирование вопросов взимания налога на прибыль. Это событие можно считать началом выделения обособленного вида хозяйственного учета, а именно налогового. С этого момента в нем появились первые отклонения от бухгалтерского учета в порядке принятия активов, включения в себестоимость затрат, в вариантах расчета обязательств, в деловой оборот были введены понятия ОНА, ОНО.

На сегодняшний день Налоговый кодекс - это базовый нормативный акт, на основе которого выстраивается вся система налоговых отношений в РФ. При изменении вектора налоговой политики именно в его текст вносятся изменения и корректировки.

Проанализировав существующую нормативную базу, систему администрирующих и надзорных институтов, влияние отчислений в бюджет на предпринимательский климат, можно сделать вывод, что налоговая политика эволюционирует, и выделить ряд важных изменений, к которым относятся:

  1. Утверждение достаточно статичного, не изменяющегося перечня налоговых платежей со строго ограниченным числом их видов.
  2. Ликвидация перекосов и неясностей в области расчета налогов, внесение изменений только в строгой увязке с иными актами законодательства, введение более корректных, не взывающих двоякого толкования определений.
  3. Уменьшение размеров ставок налогов, например, налог на прибыль был уменьшен до 20%, максимальный размер НДС не превышает 18%. Хотя в этой связи несколько неоднозначно выглядит введение гл. 34 НК РФ, в которой планируется с 2019 года увеличить взносы в Пенсионный фонд до 26%.
  4. Оптимизация, упрощение, сокращение сроков налогового контроля.
  5. Публикация в печати правил осуществления налоговых проверок.
  6. Появление возможности введения режима налоговых каникул.

Идеологической основой современной налоговой политики становится постепенная модернизация без коренных изменений и разрушительных, пугающих население нововведений.

В целом можно констатировать, что налоговая политика сегодня поддается прогнозированию и стала более устойчивой.

Налоговая политика 2015–2017: основные направления на ближайшее время

Наиболее полно вопросы о текущем положении дел в области налоговой политики , а также перспективы ее совершенствования в ближайшие 2–3 года раскрывает документ «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», изданный Минфином и утвержденный Правительством РФ еще в июне 2014 года.

В последнем разделе указанного документа в полном объеме освещаются обозначенные вопросы. Так, в нем описывается последовательность выполнения положений послания Президента РФ Федеральному собранию от 12.12.2013. Одним из итогов этой деятельности стала возможность введения пятилетних налоговых каникул для частных предпринимателей на территориях опережающего развития по некоторым видам фискальных платежей. Еще одной мерой налоговой политики , призванной создать благоприятный климат для развития деловой инициативы в стране, стала возможность введения местными властями для ИП, подпадающих под определенные требования, нулевой ставки налогообложения.

Большим препятствием для своевременного наполнения бюджета всегда были схемы ухода от уплаты налогов. Они реализовывались разными способами, как формально законными, основанными на поиске лазеек и прорех в законодательстве, так и откровенно преступными, базирующимися на подлоге и умышленном занижении базы для взимания налогов. В указанном документе отражены как уже реализованные, так и планируемые мероприятия в области налоговой политики по пресечению подобной деятельности и ликвидации путей для ее осуществления.

В ближайших планах, в целях дальнейшего развития налоговой политики государства, предусмотрена корректировка некоторых разделов законодательства:

  1. Внедрение четкого определения резидентов и нерезидентов в РФ.
  2. Определение правил и условий взимания налогов с прибыли зарубежных компаний, если доля в них принадлежит резиденту РФ, для противодействия использованию оффшорных счетов.
  3. Закрепление порядка обмена информацией с фискальными органами зарубежных стран с целью создания возможности участия ФНС в контрольных налоговых процедурах за пределами РФ.
  4. Введение механизма налогообложения зарубежных фирм.
  5. У органов ФНС появится право требовать предоставление документации по контролируемым сделкам с организаций - резидентов иностранных государств без проведения проверки.

Учитывается в документе и тот факт, что взвешенная налоговая политика поможет создать действенный механизм привлечения зарубежного капитала в страну. Одним из направлений деятельности подобного рода стало создание дорожных карт, связанных с упрощением порядка старта и последующего осуществления предпринимательской деятельности. В частности, предпринят ряд шагов в следующих областях:

  • существенно облегчен процесс постановки на учет и получения регистрационных документов для создаваемых компаний;
  • уменьшен уровень затрат по использованию кассовых аппаратов;
  • оказывается содействие со стороны государства экспортерам продукции, прошедшей полный цикл переработки;
  • сокращено количество различий между бухгалтерским и налоговым учетом.

Пристальное внимание в налоговой политике 2015–2017 годов уделено уровню налоговой нагрузки на частных лиц. Так, именно в указанном документе впервые было предложено в качестве базы по налогу на имущество применять стоимость недвижимого имущества, указанную в кадастре. Планируется, что налоговая политика в отношении платежей для граждан будет предусматривать изменение порядка применения льгот по поступлениям от реализации имущества.

Для увеличения объема капитальных вложений и количества новых компаний налоговая политика включает в себя положения о предполагаемом снижении уровня налогообложения прибыли в значимых инвестиционных программах. Разработаны меры по содействию развитию предпринимательства в области туризма, виноградарства и производства вина.

В целях стимулирования отказа населения от курения в налоговую политику включено положение о будущей индексации ставок акцизов на табачные изделия. Сделано это с учетом Концепции противодействия потреблению табака, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 № 1563-р, а также закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 № 15-ФЗ.

Есть у законодателей замыслы и относительно регулирования деятельности в области добычи полезных ископаемых, для этого налоговая политика предусматривает снижение налогов на добычу ресурсов до 0% при соответствии компании ряду требований, правда, только на полуострове Ямал. В то же время с 2015 года идет увеличение размера ставки водного налога.

В целях обеспечения стабильности наполнения государственной казны налоговой политикой предусматривается ряд мер, противодействующих сокрытию налоговой базы в случае реализации компаниями движимого имущества. Речь при этом идет об объектах, приобретенных до января 2013 года.

Для поддержания исполняемости бюджетных программ в налоговой политике государства планируется пересмотреть подходы к порядку предоставления освобождения от уплаты, а также снижения ставки налогов субъектов РФ в доле от федеральных платежей, поступающей в местные бюджеты.

Направления налоговой политики на 2016 год: основные элементы

Курс государства в области налоговой политики в текущем году предусматривает некоторые положительные изменения и дополнения:

  • Перераспределение части прав на администрирование и регулирование местного налогообложения между субъектами РФ.
  • Увеличение порога для списания приобретаемых средств производства сразу в расходы до 80–100 тыс. руб.
  • Корректировку ряда положений по НДС. Это нужно для исключения ситуаций, когда НДС с авансов подается покупателем к возмещению, а продавцом налог не начисляется. Законодатели желают сравнять уровень возврата и начисления НДС по предоплате. Кроме того, чиновники хотят облегчить жизнь экспортерам, сделав процесс оформления вычетов более простым. Полный перечень изменений по НДС можно посмотреть в документе о направлениях налоговой политики , приведенном выше.
  • Упорядочение признаков, по которым будут подпадать под усиленный контроль компании, практикующие трансфертное ценообразование.
  • Впервые в налоговой политике рассматривается вероятность создания органа предварительных консультаций.
  • Либерализацию налоговой политики в области предоставления инспекциями данных о других компаниях.
  • Дальнейшее содействие развитию объединений налогоплательщиков (консолидированных групп). Возникли они не так давно, но Минфин заинтересован в их развитии, в связи с чем включил дополнительные положения по ним в налоговую политику .
  • Расширение возможностей местных органов власти по регулированию налога на имущество физических лиц, при этом в сферу их влияния попадут не только проценты выплат и уровень льгот, но и порядок расчета суммы по облагаемым объектам. В частности, им дано право до 2020 года оставить в качестве цены, принимаемой к учету, инвентарную стоимость объекта.
  • Корректировку порядка определения суммы, подлежащей обложению при реализации имущества частных лиц.
  • Введение стандартной ставки НДФЛ для граждан из зарубежных стран и беженцев.
  • Увеличение налогового обременения по операциям с сырой нефтью и его уменьшение по сделкам с продуктами переработки.
  • Последовательный рост ставки водного налога.
  • Расширение мер по содействию развитию новых производств не только на территориях опережающего развития.
  • Расширение сферы применения системы взимания налогов на основе патентов, передачу полномочий по регулированию ставки в регионы с предоставлением возможности снижать ее до 1%.

Перспективы развития налоговой политики до 2018 года

Налоговая политика на 2016–2018 годы характеризуется своей направленностью на противодействие кризисным явлениям в экономике России. Для достижения этой цели в ней появилось несколько новых пунктов:

  1. Властям субъектов РФ предлагается предоставить право на установление пониженных ставок налогообложения. Подобные шаги должны способствовать развитию производства не только в особых экономических зонах, но и по всей территории РФ. Помимо этого, для территориальных органов управления будет введено ограничение на уровень взимаемого процента по местным налогам, а также по части налога на прибыль, направляемой в их бюджет для вновь создаваемых промышленных компаний. Для производственных машин, относящихся к группам амортизации с 1 по 7, предполагается разрешить применять режим ускоренного начисления с коэффициентом 2, если они приобретены по специальному инвестиционному договору.
  2. По мнению чиновников, не лишним в налоговой политике России будет изменение максимальной стоимости приобретаемого имущества для единовременного включения в затраты до 80–100 тыс. руб. Таким образом предполагается дополнительно поддержать развитие бизнеса.
  3. Изучаются способы совершенствования специальных налоговых режимов.
  4. Для граждан, обеспечивающих себе источник дохода самостоятельно, налоговая политика предполагает смягчить регистрационную процедуру и порядок начисления и уплаты взносов.
  5. Сумма оборота, при котором налог на прибыль можно платить каждый квартал, также станет больше.
  6. Увеличивается срок действия возможности применения беспроцентных займов между дочерними компаниями. При этом в законодательство о налогах и сборах добавляют определение капитализационного займа, осуществляемого между головной российской компанией, являющейся заимодавцем, и зависимой компанией. Подобные операции будут рассматриваться как инвестиционные, выплата процентов будет приравнена к перечислению дивидендов.
  7. В целях облегчения процедуры учета НДС с предоплаты также произойдет некоторое смягчение налоговой политики в части порядка принятия к учету налога по авансам. Прежде всего данное решение нацелено на продавцов, не желающих доначислять налог с авансов. Это поможет существенно снизить потери и увеличить наполняемость бюджета.
  8. По мнению законодателей, не мешало бы сделать процедуру получения льготы по акцизу при экспорте продукции более простой и быстрой, сократив требования по отношению к сбору доказательной базы.
  9. В то же время требуется ужесточить контроль за ценообразованием в сделках между взаимозависимыми лицами, при этом не планируется увеличивать бремя сбора доказательств для плательщиков.
  10. Также в целях стимулирования экспортной торговли чиновники хотели бы сделать более удобным механизм принятия к возмещению НДС по подобным операциям.

Как видно из приведенного списка, значительная часть программы налоговой политики на 2016–2018 годы ориентирована на оптимизацию механизмов начисления и уплаты НДС. Будет усовершенствован порядок учета и оформления налога по авансам, операциям с имущественными правами. Одновременно с этим ужесточится контроль за предумышленным занижением базы по НДС и его возмещением.

Резкого всплеска уровня налоговой нагрузки по акцизам также не планируется, в то же время будет введена авансовая уплата акциза для изготовителей алкогольной продукции посредством покупки специализированных акцизных марок.

В сфере добычи природных ресурсов также не предвидится ухудшения положения компаний. Некоторым изменениям подвергнется порядок определения налоговой базы по добыче драгоценных камней, черных, цветных и радиоактивных металлов. Возможно, в ближайшее время руководству местных правящих органов будет перепоручено определять объем налоговой базы и порядок расчета НДПИ.

Сложно представить эффективную налоговую политику, сформированную без определения механизмов контроля точности и своевременности уплаты фискальных сборов. В связи с этим в состав надзорных органов может быть добавлена служба предварительного контроля. В нее компания сможет обратиться для получения консультации еще на стадии подготовки хозяйственной операции и четкого представления ее результатов в сфере налогообложения. Будет сокращен перечень сведений, составляющих налоговую тайну, что благотворно скажется на осведомленности налогоплательщиков в отношении своих партнеров.

Борьба с оффшорными схемами также не ускользнула от кураторов налоговой политики: представители финансового ведомства всерьез озабочены сокрытием части прибыли для уклонения от уплаты налогов подобными путями. В связи с этим в обновленной налоговой политике значительно усовершенствованы процедуры налогового контроля над данным направлением.

Стремясь не ухудшить положение плательщиков страховых взносов, налоговая политика 2016–2018 годов коснулась и данной темы. В связи с этим до начала 2019 года страховые тарифы не будут повышены.

Налоговая политика РФ на современном этапе формируется Минфином, который ежегодно публикует информацию о планируемых направлениях ее развития. В ней приводятся данные о том, какой же будет налоговая политика в последующие 2 года. В частности, подобный проект на 2016–2018 годы был размещен на сетевом ресурсе ведомства 27 июля 2015 года. Получается, что фирмы могли на протяжении нескольких месяцев изучать информацию о нововведениях в области налоговой политики и готовиться к грядущим переменам.

В документ входит своеобразный отчет об уже проделанной работе и реализации ранее задуманных проектов. Так у плательщиков создается четкое представление о том, что у чиновников слова не расходятся с делами. Регулирование политики налогообложения призвано решить комплекс задач по стимулированию деловой активности, противодействию кризисным явлениям, повышению наполняемости казны.