Переключение передач
Ручная коробка передач
Положения рычага переключения передач показаны на его ручке. Перед включением задней передачи необходимо поднять кольцо под ручкой рычага.
При переключении передач полностью выжмите педаль сцепления и затем плавно ее отпустите. Не рекомендуется вести автомобиль, держа одну руку на рычаге переключения, это повышает износ коробки передач.
При переключении с пятой на четвертую передачу не нажимайте на рычаг в боковом направлении, чтобы случайно не включить вторую передачу, что может вызвать превышение допустимых оборотов двигателя и его повреждение.
Перед включением задней передачи убедитесь, что автомобиль находится в покое и Ваша нога не на педали акселератора. Передвиньте рычаг из нейтрального положения вправо до отказа, а затем включите задний ход.
В приведенной ниже таблице указаны скорости движения, при которых следует включать следующую передачу для максимальной экономии топлива.
Смена передачи |
Скорость движения |
Переключение передач - автоматическая трансмиссия
У основания рычага селектора имеется циферблат с подсветкой, на котором изображены символы положений диапазонов селектора.
"P" Стоянка
"R" Задний ход
"N" Нейтральное положение
Передачи для движения вперед:
"D" 1-я - 4-я передачи
"3" 1-я - 3-я передачи
"2" 1-я - 2-я передачи
"1" только 1-я передача
Положения рычага селектора
Нажатие на педаль акселератора при перестановке рычага селектора может вызвать повышенный износ трансмиссии.
В некоторых положениях рычаг селектора блокируется, и для его передвижения необходимо нажать кнопку на ручке рычага. Блокировка имеет место между следующими положениями.
"D" ›"3"
"N" › "R"
"R" › "P"
"P" › "R"
"3" › "2"
Это положение может быть установлено только при стоящем автомобиле. Рычаг селектора и трансмиссия заблокированы. Может быть произведен запуск двигателя.
Это положение может быть установлено только при стоящем автомобиле. Необходимо нажать кнопку на ручке рычага.
Перед троганием следует подождать несколько секунд, чтобы включилась передача заднего хода.
В этом положении двигатель отсоединен от трансмиссии. Может быть произведен
запуск двигателя. Во избежание качения автомобиля по склону следует применять
ручной тормоз.
Во избежание перегрева двигателя и трансмиссии следует устанавливать положение
"N" при продолжительных остановках автомобиля (например, в автомобильных
пробках). При ожидании разрешающего движение сигнала светофора следует устанавливать
положение "D".
Это положение применяется при вождении в обычных условиях. Автомобиль трогается с места на первой передаче, и затем происходят автоматические переключения между 2-й, 3-й и 4-й передачами. Момент переключения зависит от положения педали акселератора и скорости движения.
В этом положении 4-я передача заблокирована. Автомобиль трогается с места на
первой передаче и затем происходят автоматические переключения между 2-й и 3-й
передачами.
Положение 3 рекомендуется при вождении по извилистым дорогам и в плотном городском
движении. При перестановке рычага из положения "D" в положение 3 трансмиссия
немедленно переключается на 3-ю передачу, что вызывает сильный эффект торможения
двигателем. Этого не следует делать при скорости свыше 130 км/час.
Это положение рекомендуется при движении по горным дорогам. При этом лучше используется мощность двигателя и возрастает эффект торможения двигателем. Трансмиссия автоматически переключается между первой и второй передачами. Третья и четвертая передачи заблокированы.
При перестановке рычага из положения "D" или из положения 3 в положение 2 переключение с третьей передачи на вторую происходит только при скорости движения меньшей, чем некоторая заранее заданная скорость, во избежание увеличения оборотов двигателя до недопустимых значений.
Это положение рекомендуется при подъеме на очень крутые склоны и при спуске с них. С одной стороны, обеспечивается эффективное торможение двигателем, с другой стороны, ликвидируются постоянные переключения передач, приводящие к перегреву рабочей жидкости трансмиссии.
Если перевести рычаг из положения "D" в положение 1, то происходит немедленное переключение на 3-ю передачу; далее, по мере того как скорость уменьшится до 70 км/час, произойдет переключение на 2-ю передачу; и далее по мере того как скорость уменьшится до 30 км/час, произойдет переключение на 1-ю передачу. Не следует устанавливать рычаг селектора в это положение при скоростях, превышающих 130 км/час. Ручное переключение также нежелательно на обледенелой дороге. При этом положении рычага селектора не происходит переключения на высшие передачи.
Выжимание педали акселератора до пола ("кик-даун")
При выжимании педали акселератора до пола - в положение "кик-даун" - происходит переключение на низшую передачу, чтобы обеспечить запас мощности, например для обгона. Переключение на следующую передачу происходит только при высоких оборотах двигателя или при отпускании педали акселератора.
Многие водители задаются вопросом, что такое кулиса, чем она служит, а главное, где находится. На самом деле, знать это крайне важно, потому могут возникать проблемы с переключением скоростей, а причиной тому может стать неисправность именно этой детали. Причем, проблема эта норовит возникнуть в любых автомобилях, марка daewoo тому не исключение, в частности и nexia. Интересно, но в профессиональных кругах кулиса называется по-иному, а именно тяга привода управления кпп. При этом мало кто знает, что эта деталь подвергается замене, или по минимуму – регулировке.
Устройство кулисы
На автомобилях daewoo кулиса представляет собой такое устройство, как и на любых других транспортных средствах. Ошибочно предполагать, что кулисой является рычаг, с помощью которого переключаются скорости. Эта автомобильная часть является многосоставным механизмом. Главной задачей его является связывание рычага, который переключает передачи, а также деталь, которая подводит к коробке – шток. Еще аз повторимся, эта часть состоит из нескольких деталей, найти ее можно между кпп и рычагом, у nexia она располагается под днищем автомобиля, рядом с карданным валом, под рычагом переключения.
Эта деталь daewoo отличается особенной прочностью. Только представить себе, что nexia без замены этой детали может проехать более ста тысяч километров. Правда, и на daewoo и на других автомобилях, эта деталь может изнашиваться. И в случае, если это во время не заметить, можно обречь себя на множественные проблемы с автомобилем. Самой главной причиной этой неисправности может служить попадание в систему грязи, пыли или воды. Кроме того, изнашивается кулиса в результате отсутствия смазочных веществ в нужных количествах, а также в результате ухудшения из качества этих веществ.
Стоит отметить, что автомобилисты, водители daewoo тому не исключение, могут не знать, что в устройство кулисы входит рычаг КПП, фиксатор, сальник, вилка, палец, тяга передач. Кроме того, в устройство входит и трос переключения, пружина и корпус. Правда, названные в последнюю очередь детали входят в механизм условно. Все это вместе образует систему, благодаря которой переключаются скорости в автомобиле именно в том состоянии, которое запланировано изготовителями кпп.
Почему ломается кулиса и признаки поломки
Как уже было сказано ранее, поломка кулисы на nexia, как и на других автомобилях чревата множеством проблем. И даже несмотря на то, что конструкция эта отличается высокой прочностью и не требует частого ремонта, все-таки следует обращать внимание на ее состояние.
Особенно тщательно нужно осматривать кулису, если автомобиль имеет большой пробег или выпущен очень давно.
Стоит отметить, что на nexia признаки поломки кулисы определить довольно несложно, потому как они очевидны. На всех автомобилях daewoo о том, что неисправна кулиса, скажет переключение скоростей, они станут туго или плохо переключаться. Признаком неисправности также служит увеличенный люфт рычага, который отвечает за переключение передачи. Стоит внимательно слушать звуки, которые возникают в момент переключения с одной передачи на другую. Например, нехарактерный хруст может стать причиной поломки кулисы. А если передачи и вовсе включаются неправильно: одна вместо другой, то тут и вовсе нужно быть тревогу. И, конечно, нерабочее состояние какой-то из передач тоже является следствием поломки кулисы.
Одна из причин поломки — Разорванная подушка кулисы переключения передач
Что касается возникающего люфта, то на первых порах он никак не будет влиять на скорость езды, а также на работу кпп. Именно поэтому многие автовладельцы не обращают внимания на это. Правда, положение может с каждым разом ухудшаться, и незначительная проблема в итоге грозит превратиться в большую неисправность. Причем, случается это в самые неподходящие моменты, нередко приводя к дорожно-транспортным происшествиям. Так что, даже самый банальный увеличенный люфт стоит устранять сразу и решить эту оплошность.
Как регулировать кулису
Кулиса в автомобиле nexia несложно регулируется. Не стоит думать, что если daewoo – это иномарка, то самостоятельно справиться сложно и обязательно нужно обратиться к специалистам на СТО. Nexia несложна в этом вопросе. Правда, регулировка целесообразна, если сама кулиса находится в рабочем состоянии.
Итак, для того, чтобы отрегулировать кулису nexia необходимо сначала включить первую скорость. Сделать это нужно, даже если это плохо получается. Дальше обязательно нужно поставить машину на подъемник или эстакаду. После чего nexia ставится на ручной тормоз. Обязательно подложите под колеса противооткаты, чтобы ремонт не привел к плачевным последствиям. Противооткаты можно установить на яме или на эстакаде. Только после этого движок глушится, передачи при этом выключать не нужно, об этом стоит помнить в обязательном порядке.
После проделанных процедур необходимо сместить рычаг, который отвечает за переключение передач, в левую сторону. Нужно сместить рычаг настолько влево, насколько хватит сил и возможностей. После этого необходимо залезть под автомобиль и затянуть там хомут. Проделывается эта процедура аккуратно, важно не переусердствовать. Стоит отметить, что всю эту сложную процедуру не всегда целесообразно проводить. Иногда необходимо всего лишь сместить запчасть относительно карданного вала. Причем смещается запчасть всего на несколько миллиметров. После такой несложной процедуры автомобиль снова будет отлично работать, КПП забудет про перебои в функционировании, и передачи будут переключаться безо всяких проблем.
Регулировку привода управления коробкой передач выполняем, если снималась коробка передач, затруднено включение передач или если передачи самопроизвольно выключаются. Работу проводим на смотровой канаве или эстакаде.
Снизу автомобиля…
…накидным ключом или головкой «на 12» ослабляем затяжку болта клеммного соединения тяги управления коробкой передач с входным валом привода
.
В салоне…
…преодолев сопротивление фиксаторов, поддеваем рамку чехла рычага переключения передач…
…отделяем ее от передней облицовки туннеля пола и, вывернув чехол наизнанку, оставляем его на рычаге
.
В моторном отсеке…
…поворачиваем против часовой стрелки шток механизма переключения передач (для наглядности показано на снятой коробке передач)…
…и утапливаем фиксатор
.
В салоне автомобиля…
…совмещаем отверстия в упорной втулке рычага переключения передач и его корпусе
.
.
В этих положениях тяги управления и входного вала привода затягиваем болт клеммного соединения моментом 14 Н-м.
Вынув оправку из отверстий упорной втулки рычага и корпуса механизма управления, поворачиваем шток механизма переключения передач по часовой стрелке и вынимаем фиксатор. Проверяем четкость включения и выключения передач. При необходимости повторяем регулировку. Дальнейшую сборку проводим в обратной последовательности.
Добрый день. Хочу поделиться информацией о коробках, устанавливаемых на Нексию. Начну с того, что у моего приятеля есть нексия 2008 года в старом кузове, но с новым мотором A15SMS. С недавних пор завыла у него коробка. Сначала верить в это не хотелось, тем более, что пробег менее 50 тыс. км., но различные тесты проведенные у разных специалистов и нами тоже, однозначно указывали на коробку. Подозрение пало на подшипник первичного вала. Так-как машина нужна каждый день, было решено купить б/у коробку, поставить ее, а уже потом заниматься ремонтом своей. После недолгих поисков была куплена коробка F16 от Опель Вектра А с пробегом более 350 тыс.км. Перед покупкой коробку естественно проверили, насколько это возможно сделать на снятой, явных косяков не нашли и договорились за 3 тыс. Естественно поменяли все сальники и масло. В общем уложились в районе 5 тыс. Надо отметить, что на опелевской коробке привод сцепления тросиковый, а на Нексии гидравлика. Пришлось переставить шток вилки сцепления вместе с пластмассовыми втулками. Самый большой сюрприз нас ожидал, когда оказалось, что на опелевской коробке конец первичного вала не лезет в отверстие в коленчатом валу мотора. Диаметр на первичном валу оказался в районе 11,5 мм., а отверстие в коленвале 10 мм. Более того, на снятой нексиевской коробке у первичного вала нет совсем этой части вала. Он заканчивается шлицами, на кторые одевается диск сцепления. Понимая, что обратной дороги нет, было принято решение просто отрезать болгаркой эту часть первичного вала на опелевской коробке. Тут надо уточнить, что на таких опелевских коробках, как F15, 17, 18 и еще какиих-то (сейчас уже не помню) первичный вал сделан цельным и не вставляется в коленвал как на F16. На F16 есть блок шестерен и внутрь его вставляется непосредственно сам первичный вал. На снятой коробке первичный вал оказался именно цельным. После этих доработок опелевская коробка втала на свое новое место без проблем. Надо сказать, что работает она как новая несмотря на столь солидный пробег. Вот что еще хочу отметить. Внутренние гранаты имеют одинаковый люфт на обеих коробках, несмотря не большую разницу в пробеге и этот люфт заложен конструктивно. Теперь самое интересное. Прежде, чем покупать эту коробу я изучил ее характеристики, а так-же характеристики коробок, устанавливаемых на Нексии. Нарисовалась очень интересная картина. Оказывается под каждый из четырех моторов Нексии, выпускаемой узбеками, идет своя коробка. Самая "длинная" (кроме первой передачи) шла со старым 8-ми клапанным мотором, опелевская оказалась именно такой. Самая "короткая" ставится на новый 8-ми клапанный. Причем первая передача на ней самая длинная из всех, вторая гдето посередине, 3, 4 и 5 передачи самые короткие из всех коробок. Вот и получается, что с этой короткой коробкой в пробках ехать очень некомфортно из-за длинной первой передачи. На холостом ходу она едет быстрее, чем движется поток и приходится часто играть сцеплением. На трассе наоборот, чтобы ехать с желаемой скоростью, надо раскрутить мотор до более высоких оборотов. Не это-ли является одной из причин повышенного расхода A15SMS? Ниже привожу небольшую таблицу передаточных отношений Нексиевских коробок. В этой таблице уже все посчитано с учетом главных пар.