В США расследуют аварию Tesla на автопилоте со смертельным исходом. Tesla раскрыла детали и возможные причины аварии с Model X Поздний срок информирования регулятора об аварии

Национальное управление безопасности дорожного движения (National Transportation Safety Board, NTSB) США направило экспертов в Калифорнию для проведения расследования смертельного ДТП с участием электромобиля Tesla.

Водитель (оператор) Tesla Model X погиб 23 марта в результате аварии на калифорнийском шоссе 101 близ Маунтин-Вью. По непонятным пока причинам кроссовер не справился с управлением, на большой скорости врезался в отбойник, затем загорелся и взорвался. Автомобиль должен был двигаться в беспилотном режиме, а оператор находился в салоне для страховки на случай непредвиденных ситуаций, как того требуют правила штата Калифорния. Движение беспилотников без водителя будет разрешено только . ДТП произошло за неделю до введения новых правил. Оператор машины скончался по дороге в больницу в машине скорой помощи.

Однако главная тема предстоящего расследования - возгорание. После ДТП в электромобиль врезались еще две следовавшие за ним машины, в результате чего получившая значительные повреждения Tesla и загорелась, а потом, как утверждают очевидцы, взорвалась. Предполагается, что из-за столкновения аккумулятор машины, расположенный под полом, сдетонировал, хотя ранее в компании-производителе заявляли о его полной безопасности. В Tesla отмечали, что батарея автомобиля разработана так, чтобы минимизировать вероятность возникновения пожара. Но если все же пожар возникает, то огонь будет распространяться медленно, чтобы у пассажиров было время покинуть салон.

Следует отметить, что, как отмечают очевидцы, оператора успели достать из автомобиля еще до момента взрыва. Таким образом, его гибель не связана с ожогами тела, а стала причиной травм, полученных в результате столкновения.

В компании указали, что ежедневно по этому отрезку шоссе проезжает более 200 Tesla а режиме автопилота, и никогда ранее никаких происшествий с беспилотниками там зафиксировано не было.

В Tesla предложили свою версию пожара и последовавшего за ним взрыва - отбойник, в который врезался автомобиль, должен был смягчить удар, однако по какой-то причине этого не произошло. Не исключено, что эта секция отбойника была либо неправильно установлена, либо ранее уже пострадала от аналогичного столкновения и после этого не была заменена.

Но в Национальном управлении безопасности дорожного движения не намерены уделять особое внимание последовавшему возгоранию. Главное - выяснить причины самого ДТП с Tesla в Калифорнии. Американский дорожный регулятор все чаще сталкивается с необходимостью изучать именно роль беспилотных технологий, пишет The Wall Street Journal.

Американские чиновники и политики в последнее время все чаще говорят о необходимости пересмотреть правила регулирования в связи с развитием отрасли беспилотного вождения автомобилей.

ФОТО и ВИДЕО с места смертельного ДТП с Tesla:

Американцы боятся беспилотников и выражают агрессию

Почти две трети (63%) американцев опасаются поездок в полностью не зависящем от водителя автомобиле, свидетельствуют данные опроса, проведенного Американской автомобильной ассоциацией (AAA).

Гибель велосипедиста в Аризоне () и последняя авария с гибелью человека в салоне Tesla лишь усиливают эти опасения.

Велосипедисты Сан-Франциско ранее направили властям Калифорнии петицию, в которой просят не допускать тестирования самоуправляемых автомобилей на улицах штата без водителей, поскольку существующие технологии пока недостаточно безопасны.

Департамент транспортных средств американского штата Калифорния зафиксировал с начала 2018 года рост числа . Как выяснилось, из всех ДТП с участием беспилотных автомобилей, зарегистрированных за первый месяц года, почти треть произошла по вине пешеходов, которые выражали агрессию и нападали на машины.

В большинстве штатов США действует правило, согласно которому в ходе испытаний беспилотных автомобилей за рулем для подстраховки должен находиться человек. Калифорния в конце февраля отменила такое правило. Отсутствие оператора в салоне станет законным с апреля 2018 года. Однако пока еще ни одна из компаний за такими разрешениями не обращалась.

Кроме того американцы опасаются, что хакеры могут получить удаленный несанкционированный доступ к системам управления беспилотных автомобилей - к запуску двигателя, рулевому управлению, тормозной системе - и отключить их, а также заблокировать людей в машине.

Эксперты предупреждают, что потенциально можно путем удаленного взлома автомобилей, оснащенных функцией дистанционного управления. Ведь современные автомобили - это "открытая дверь" для хакеров, а возможностью взломать их могут воспользоваться вражеские государства или террористы, превратив авто в смертоносное оружие.

Хакеры уже сегодня способны взять под контроль любой автомобиль, произведенный с 2005 года, но опасность грозит и некоторым машинам, выпущенным в 2000 году.

"Любая нация с возможностью запуска кибер-удара может убить миллионы гражданских лиц путем взлома автомобилей", - заявил специалист по компьютерной безопасности из Нью-Йоркского университета Джастин Каппос.

И пока автопроизводители спорят относительно сроков вывода на мировой рынок беспилотных автомобилей, эксперты по кибербезопасности рисуют довольно мрачные картины "террористического" потенциала беспилотников, системы которых можно взломать так же, как и любой другой компьютер.

И защищаться от такого взлома очень сложно - нужна лишь одна ошибка, чтобы система стала доступна хакерам. Даже для такой организации, как Агентство национальной безопасности США (АНБ), имеющей все необходимые технические и интеллектуальные ресурсы, главный вопрос - не "если" произойдет потенциальный взлом, а "когда" он произойдет. В отношении беспилотников одной из главных опасностей может стать так называемая . Создатели вирусов фокусируют свои усилия именно на обнаружении таких неизвестных уязвимостей в программном обеспечении, что в случае успеха обеспечивает им контроль над всей системой, а не ее единичными объектами.

Tesla потеряла за месяц три миллиарда долларов

Прогноз остается "негативным", что говорит о возможности дальнейшего ухудшения оценки кредитоспособности.

С начала марта акции Tesla подешевели на 25%. Капитализация Tesla за месяц уменьшалась на 14,6 миллиарда долларов. Акции падают на фоне обеспокоенности инвесторов по поводу нехватки финансирования, а также из-за скандала со смертельной аварией на калифорнийском шоссе 101. Основатель и гендиректор компании Илон Маск лишь за месяц потерял около трех миллиардов долларов.

Чтобы погасить задолженность и избежать дефицита ликвидности, руководству Tesla потребуется в ближайшее время существенное привлечение капитала.

Если система не заметила на дороге фуру, Tesla придется отозвать автомобили для исправления недостатков, сказал Bloomberg гендиректор юридической организации «Центр за автомобильную безопасность» Кларенс Дитлоу. «Автопилот должен быть в состоянии распознавать все возможные дорожные условия. Это явный дефект, и он должен быть исправлен. Когда в автомобиле устанавливается автопилот, вы предлагаете людям довериться системе, даже если юридически обязываете их держать руки на руле", - сказал Дитлоу.

Tesla написала в блоге, что перед включением системы специально предупреждает владельца транспортного средства, что Autopilot является «новой технологией, пока находящейся в фазе публичного бета-тестирования».

Ни один другой автопроизводитель не продает непроверенную технологию клиентам, сказал агентству президент консалтинговой фирмы CarLab Эрик Нобл. «Никакой квалифицированный автомобилестроитель не передаст подобную технологию на дороги, в руки потребителей без дополнительных испытаний, - сказал Нобл. - Ее надо тестировать миллионы миль с обученными водителями, а не с потребителями».

Расследование объявлено в непростой для калифорнийской компании момент, когда Tesla сообщила о намерении приобрести поставщика решений для солнечной энергетики SolarCity за $2,8 млрд. Новость насторожила инвесторов, и акции компании снизились на 10%. С 2013 г. капитализация компании выросла более чем в пять раз - свыше $30 млрд, то есть более чем на две трети от стоимости General Motors, отмечает The Wall Street Journal. Но Tesla не ожидает выйти в прибыль ранше 2020 г., и инвесторы наказывают котировки за планы Маска объединить две убыточные компании.

В четверг, после объявления о расследовании ДТП во Флориде, акции компании упали на 2,7% до $206,5.

Власти США приступили к расследованию причин первого смертельного ДТП с участием автомобиля, который двигался на автопилоте. Сама авария произошла в штате Флорида еще в мае, но известно об инциденте, в котором погиб водитель, стало только сейчас. Электромобиль Tesla Model S с включенным автопилотом протаранил на шоссе тягач с прицепом, который двигался в перпендикулярном направлении, пытаясь пересечь перекресток. Как сообщила пресс-служба Tesla, авария произошла из-за стечения трагических обстоятельств.

Кстати, около года назад беспилотный автомобиль от Google также попадал в серьезное ДТП, которое обошлось без жертв, но три сотрудника Google получили травмы. «Самоходный» гибридный кроссовер Lexus RX 450h подъезжал к перекрестку, когда движущиеся перед ним два автомобиля неожиданно начали тормозить, несмотря на разрешающий проезд сигнала светофора. Водители этих авто увидели затор после перекрестка и, несмотря на горящий «зеленый», не решились выезжать на пересечение улиц, чтобы не заблокировать движение на перекрестке. Автономный Lexus также затормозил. Водитель же ехавшей позади «гугломобиля» машины среагировать не успел и на скорости 27 км/ч врезался в Lexus. Позже выяснилось, что управлявший этой машиной мужчина даже не успел нажать педаль тормоза до момента удара.

Компания Tesla, производящие самые популярные в мире электрокары, славится не только этим, но и внедрением первого доступного на рынке автопилота. Крупные автомобильные концерны пока только тестируют подобные технологии, добавляя в коммерческие продукты лишь некоторые их составляющие: автоматический паркинг, слежение за машиной спереди, интеллектуальное торможение в экстренных ситуациях. Tesla же первой на рынке рискнула выпустить автопилот в массы, и первой от этого страдает. Мы собрали пять случаев, когда машины Tesla попадали в крупные аварии.


Первый смертельный случай с участием автомобилей Tesla. В этой истории очень много загадочных обстоятельств. Между случившимся инцидентом и его публичной оглаской прошло почти 2 месяца. В этот временной промежуток Илон Маск продал часть акции на сумму более 2 миллиардов долларов, прилично заработав. Естественно, после того как информация об аварии стала публичной, акции Tesla резко упали в цене.

Tesla признала ошибку автопилота в аварии. Автопилот не смог идентифицировать на дороге белый прицеп грузовика, и автомобиль просто заехал под него. Водитель на месте погиб. По некоторым данным, водитель за рулем Tesla X смотрел фильм, что не позволило ему вовремя среагировать на дорожную ситуацию.


Последний публичный инцидент, произошедший с автомобилями Tesla, случился в начале месяца в городе Индианаполесе. Кейси Спекмен, находившаяся за рулем, и ее будущий муж Кевин Маккарти на полной скорости врезались в дерево. Женщина скончалась на месте, а пассажир в больнице. Основная версия произошедшего: превышение скоростного режима. Автопилот в этой аварии был не причём. Напротив, он бы не позволил развить автомобилю такую скорость, если бы был включен.

Это авария показал другую проблему автомобилей Tesla. В случае механического повреждения аккумуляторов, они взрываются и выделяют огромное количество тепла. Потушить их обычными средствами весьма проблематично, необходимо иметь специальные химические вещества, обычной водой тут не справишься.

Tesla Model S и мотоциклист (12 октября 2016 года)



Случай, произошедший в октябре в Норвегии. Автомобиль Tesla в режиме автопилота задел на дороге мотоциклиста. К счастью, никто не пострадал, но сам случай вызвал бурные обсуждение среди экспертов. Компания Илона Маска получила очередную порцию критики в свой адрес и обвинения, что недостаточно протестировала автопилот, забыв про таких участников движения, как мотоциклисты и велосипедисты. В Tesla проблему признали, пообещав улучшить механизм распознавание малогабаритных транспортных средств.



Самая нелепая авария с участием машин Tesla произошла в Монтане этим летом. Китаец по имени Пань, разогнался на своей Tesla X на горном участке дороги ночью, включил автопилот и убрал руки с руля. Машина, естественно, начала предупреждать об аварийной ситуации, но нерадивый водитель ничего не предпринял, спокойно врезавшись в отбойник. На вопрос полицейского, почему он ничего не сделал, господин Пань ответил, что плохо знает английский и не смог понять, чего от него хочет автопилот. Tesla не раз предупреждала, что ее автоматическая система пилотирования годится только для автострад и городских дорог, поэтому в данном случаи вина лежит полностью на водителе.



Tesla Model S, ехавший на автопилоте в Германии врезался в автобус. Пассажиры автобуса не пострадали, а водитель электромобиля получил легкие травмы. Случай произошел практически сразу после обновления автопилота до версии 8.0. Как показало полицейское расследование, виноват в ДТП оказался водитель автобуса, который несвоевременно повернул на полосу движения автомобилей, где ему находиться по закону запрещено.


Как видно, любая авария с участием автомобилей Tesla сразу приковывает внимание общественности. Многим хочется уличить компанию Илона Маска в том, что их технологии опасны для жизни участников движения, но, как показывает практика, автопилот Tesla чаще спасает жизни водителей, чем приводит к аварийным ситуациям на дорогах. Во многих случаях аварий, где фигурируют машины Tesla, виновата не автоматическая система управления, а водители, которые управляли машиной самостоятельно. Автопилот Tesla пока еще не идеален. Но он призван не заменить водителя, а быть ему помощником, помогая в тех ситуациях, когда человеческой реакции не хватает на то, чтобы должным образом отреагировать на дорожную ситуацию. Как бы эксперты не критиковали Tesla, американская компания делает большое дело для рынка персональных автомобилей и дорожной безопосности.

Журналы еще не удалось извлечь из-за серьезных повреждений электромобиля, но Tesla рассказала подробности об аварии.

  • Из-за сильных повреждений, вызванных столкновением, нам не удалось извлечь журналы.
  • Мы тесно сотрудничаем с властями, чтобы восстановить журналы из компьютера.
  • Наши данные показывают, что электромобиль проехал этот участок на Автопилот ~85 000 раз с 2015-го и 20 000 с начала года без происшествий. Ежедневно здесь совершается 200 успешных поездок на Автопилоте.
  • Причина столь сильного столкновения - разделительное ограждение для уменьшения удара. Оно было либо удалено, либо разбито без замены. На рисунке показано нормальное состояние и за день до происшествия. Мы раньше не видели такой деформации Model X.

  • Батареи сконструированы так, что в редких случаях, когда возникает пожар, он распространяется медленно. У пассажиров достаточно времени, чтобы выбраться из машины. По словам свидетелей, это похоже на то, что произошло здесь. К моменту, когда огонь мог представлять опасность для водителя, Model X уже была пуста. Повреждения могут привести к пожару, независимо от типа автомобиля. Газовый автомобиль в Соединенных Штатах в пять раз больше подвержен пожару, чем электромобиль Tesla.


После аварии Tesla X,