Может ли замерзнуть тормозная жидкость в тормозах. Как залить спирт в тормозную систему

Требования к тормозной жидкости достаточно серьезные - она не должна накапливать в себе воду (конденсат из воздуха), также иметь стабильную вязкость в пределах от -60 до +300 градусов. Тормозная жидкость должна быть нейтральна к манжетам, резинкам и металлу.

При длительном или резком торможении происходит очень сильное нагревание тормозных колодок, и это тепло передается на поршень суппорта, тем самым тормозная жидкость может закипать, образуя паровые пробки в системе, отчего педаль тормоза становится ватной или проваливается, и для эффективного торможения приходится накачивать давление путем быстрого нажатия на педаль тормоза. Особенно часто такая проблема встречается на «Газелях», так как тормозная система автомобиля не рассчитана на ту массу, которую они перевозят.

Тормозухи, как и масла для двигателя, бывают разные, но их объединяет модель Дот3 или Дот4.

Дот 3 - достаточно старая тормозная жидкость и единственный плюс, стоимость чуть ниже, чем Дот4 и ее можно смешивать с ДОТ4. Использовать такую жидкость можно в автомобилях, в которых тормозная система не нагружена. Замена такой жидкости каждые 2 года.

В современных автомобилях в нашем климатическом поясе используют ДОТ4 и в продаже Дот 3 уже не встречается. Более совершенная, чем ДОТ3, имеет ряд преимуществ. Увеличенная температура кипения, в составе присутствуют присадки, которые поглощают влагу и соответственно такая жидкость меньше замерзает при низких температурах. Стоимость 1 литра около 300 рублей. Замена тормозной жидкости ДОТ4 каждые 3 года.

Жидкость ДОТ5 не используют в нашем климате, так как в состав входит силикон, который попросту не смешивается с водой, и конденсат, который скапливается в каком-нибудь углублении, попросту замерзает и блокирует прохождение жидкости по магистрали. ДОТ5 не смешивается с ДОТ4 или ДОТ3.

Почему нужно менять тормозную жидкость.

В любую жидкость в автомобиле попадает конденсат и тормозная не исключение. Вода снижает свойство тормозной жидкости, она начинает замерзать, закипать и такая жидкость становится агрессивна к металлу, образуя на цилиндрах или поршнях суппортов коррозию. От сильной коррозии суппорта возникает течь тормозной жидкости. Автомобилисты, которые экономят на своевременной замене тормозной жидкости, в дальнейшем вдвойне расплачиваются на замене деталей тормозной системы и это в лучшем случае.

Как поменять тормозную жидкость

Замену тормозной жидкости можно объединить с сезонной заменой колес. Вам понадобится ключ на 8 или на 10 и короткая трубка диаметром 5 мм и литр Dot4. Чтобы не сорвать грани штуцера прокачки, места соединения обрабатываем проникающей смазкой и затем откручиваем торцевой головкой с плотным прилеганием, как открутили, сливать можно и рожковым ключом

Достаточно из бачка шприцем откачать старую жидкость и залить новую. Затем у дальнего колеса открутить штуцер прокачки и слить жидкость примерно 30 миллилитров и так у каждого колеса. Последним должно быть колесо, которое самое близкое к бачку тормозной жидкости.

Объем бачка тормозной жидкости 0.5-0.8 литра в зависимости от марки авто.

Если уходит тормозная жидкость - на самом деле в этом нет ничего страшного, так как тормозные колодки изнашиваются, и тормозные суппорты выдвигаются сильнее и уровень жидкости уменьшается. При установке новых колодок уровень придет в норму. Как правило, при низком уровне тормозухи, сигнализирует мигающая лампа ручника.

Замена тормозной жидкости замещением

Некоторые автовладельцы считают, что простая замена тормозухи замещением имеет место, так как жидкости смешиваются и тормозуха постепенно вытолкнет всю воду, но это не так. Вода тяжелее тормозной жидкости и если в бачке она уже присутствует, то в тормозном суппорте ее еще больше и вытеснить ее можно только полной заменой, открутили штуцер прокачки и слили. По другому жидкость не меняется.

Оценка статьи


Педаль тормоза обычно проваливается в пол в самый неподходящий момент. Тогда, когда тормоза особенно необходимы

По науке

Реальных историй о том, как удалось выйти из столь затруднительной ситуации, среди водителей почти не слышно: не имея возможности остановиться, трудно выжить на горном серпантине или перед препятствием, «накатывающимся» со скоростью за двести… А те, кому повезло, частенько рассказывают о чуде: отказали абсолютно исправные тормоза с неизношенными поверхностями трения (колодками, дисками, барабанами). Педаль «вдруг» провалилась, а через некоторое время «восстановилась». В злой рок действительно можно было поверить, если бы не одна деталь, точнее - жидкость. Тормозная, разумеется.

В тормозах она играет не меньшую роль, чем любая другая деталь системы. От ее состояния зависит их работоспособность, а значит, и жизни людей.

Любая жидкость при нагревании начинает кипеть, т. е. переходить из одного агрегатного состояния в другое. Газ, в отличие от жидкости, легко сжимается. Тепла в тормозах предостаточно: при частом резком торможении тормозные колодки нагреваются чуть ли не до тысячи градусов. Когда закипает жидкость в гидравлическом приводе тормозов, ее пары (т. е. газовая фаза) легко сжимаются, педаль уходит в пол. Эта проблема была известна еще на заре автомобилизма и с тех пор, по мере роста мощности и скорости, регулярно успешно решалась. Каждый раз химики находят новый состав, не замерзающий при низких температурах и не кипящий при относительно высоких.

Последние три поколения гидротормозной жидкости (ДОТ-3, ДОТ-4 и ДОТ-5.1) производятся на гликолевой основе. Всем они хороши, одна беда: активно поглощают воду из воздуха. Температура кипения жидкости постепенно снижается, доходя до предельно допустимой (150°С). Заменять ГТЖ через каждые два года или 60 тыс. км пробега рекомендуют практически все производители автомобилей. Дальнейшее ее использование грозит опасностью.

«Бережливые» автовладельцы оправдываются тем, что быстро не ездят, а в горах и вовсе не бывают. Но вода в гидроприводе не только кипит, но и замерзает, а также вызывает коррозию. До полного замерзания жидкости дело, скорее всего, не дойдет, но эффективность торможения может ухудшиться. А самое неприятное в том, что «мокрая» тормозная жидкость теряет стабильность своих физических свойств, что сказывается на стабильности срабатывающих тормозов. В начале поездки педаль «стоит как кол», а после нескольких энергичных торможений вдруг становится «вялой». Об экономии средств говорить не приходится, даже если удалось избежать аварии.

Тормозные трубки сегодня делают в основном из стали. Со старой жидкостью, несмотря на наличие защитного покрытия, они ржавеют не только снаружи, но и изнутри. И как знать, скоро ли появятся очаги коррозии? Более того, конструкторы, полагая, что их рекомендации безусловно выполняются, часто используют материалы, несовместимые в агрессивных средах. Типичный пример - поршни из алюминия в чугунных тормозных цилиндрах. Чуть-чуть влаги, и поршни закисли, потеряли подвижность из-за коррозии. Бутылка свежей тормозной жидкости стоит не дороже одного цилиндра. А сколько их на машине? Добавим трубки и работу. Вы настолько богаты, что можете себе позволить не менять жидкость годами?

На практике

Маленький красный чемоданчик с логотипом TRW мы привезли из Франкфурта с выставки Automechanika-2008. В нем электронный прибор для проверки тормозной жидкости (YМВ 214). Инструкция - на 19 языках, но без русского. В ближайшее время прибор можно будет приобрести и в Москве, тогда появится и русская страничка. Впрочем, можно обойтись без нее. Работа с прибором сводится в основном к трем действиям: правильно подсоединить зажимы к аккумуляторной батарее, сунуть «хобот» прибора в бачок с жидкостью и прочитать показания на шкале. Попробуем узнать, насколько безопасны окружающие нас машины.

Проверка боем

Кавалерийский наскок с ужасающими выводами не удался. Видно, объект для нападения был выбран неудачно. Автотранспортное предприятие, входящее в состав крупнейшего и старейшего предприятия связи еще с советских времен, признаемся, приятно удивило. Начальник ремзоны, осмотрев диковинный прибор, вздохнул: «Нам и на зап­части порой денег не дают. По цвету тормозухи ориентируемся». Наш вывод: дальтоников на автобазе нет.

Все проверенные автомобили были заправлены кондиционной тормозной жидкостью. Температура всех образцов лежала в пределах от 180 до 210°С. Напомним, что критическими считаются значения 140°С для ДОТ-3, 150°С для ДОТ-4 и 180°С для ДОТ-5. В «Газелях», «Волгах» и «четверках», составляющих большинство парка, используется ГТЖ ДОТ-4. Отличный результат!

Выходим на улицу, прямо перед редакцией. Годовалый «Соболь» захватывает лидерство: 253°С. Впрочем, меньшие значения были бы несколько скандальны. К Volvo 940, выпущенному в прошлом веке, подходили не без сарказма, а неудачные попытки отвернуть крышку бачка главного тормозного цилиндра вызвали у присутствовавших откровенный смех. Неудивительно, что без тряпки пробка не пошла: за два года владения машиной ее хозяин даже уровень жидкости не проверял. Результат шокировал - 193°С у жидкости, прослужившей куда больше положенного! И это в Петербурге, «славящемся» своим болотным климатом и соответствующей влажностью воздуха.

Третий день тестов провели в гаражном кооперативе. И не напрасно. Только здесь обнаружились машины с «криминальной» тормозной жидкостью. Наихудший результат (127°С) зафиксирован у пятнадцатилетней «Нивы», брошенной хозяином в гараже за ненадобностью пару лет назад. За время ее эксплуатации хозяин менял суппорты в сборе и регулярно подливал тормозную жидкость, но когда это делал, вспомнить не смог. У нескольких машин температура кипения жидкости была близка к критической. Но явных закономерностей выявить не удалось: «грешили» и старые отечественные машины, и иномарки.

Тест наш не претендует ни на научность, ни на полную объективность. Мы смогли уговорить на проверку ГТЖ менее сотни владельцев машин. А отрицательный результат выявлен лишь в единичных случаях. Более точные данные могли бы дать специалисты СТО, вооруженные аналогичным тестером. Наши же наблюдения подтверждают лишь факт, что проблема действительно существует, хотя, возможно, и несколько преувеличена. По крайней мере, в части сроков эксплуатации.
Впрочем, при отсутствии прибора и навыке «диагностирования на глазок» рекомендациями заводского руководства пренебрегать все-таки не стоит.

TRW YMB 214

Прибор разработан специально для нужд предприятий сервиса, занимающихся ремонтом и техническим обслуживанием тормозов. Он позволяет определить состояние эксплуатировавшейся тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Питание - от аккумуляторной батареи автомобиля (12 В).

Использование прибора позволяет вовремя заменить ГТЖ, предотвращая развитие внутренней коррозии и выход тормозов из строя как из-за закипания жидкости, так и из-за неисправности цилиндров и трубопроводов. В процессе замены жидкости могут быть выявлены и другие дефекты, устранение которых полезно владельцу, получающему из ремонта гарантированно исправный автомобиль, и выгодно сервису, так как дает дополнительную загрузку работников.

Тачка на прокачку

Замена тормозной жидкости мало чем отличается от прокачки тормозов. На все штуцеры прокачки надеваются шланги, вторые концы которых опускаются в прозрачные емкости. Штуцеры открываются одновременно все. Выдавливаем старую жидкость из системы, резко нажимая и плавно отпуская педаль тормоза. Вылившуюся жидкость сливаем в другую емкость. Она может пригодиться для отворачивания тугих, ржавых гаек.

Вновь ставим емкости под шланги, заливаем свежую жидкость в бачок и в том же ритме качаем педаль до появления жидкости в сосудах. Заворачиваем все штуцеры и прокачиваем тормоза в последовательности, указанной в руководстве по эксплуатации. Свежую слитую жидкость по прямому назначению лучше не использовать.

Байка с комментарием

Ходила в семидесятые годы среди ленинградских таксистов такая байка. Таксист гнал на полную, торопился с пассажиром в аэропорт. Хотел проскочить на желтый (после зеленого), но впереди идущая машина остановилась. Таксист по тормозам, педаль проваливается. Удар, авария.

Таксист просидел в машине, удерживая педаль «на полу», часа два, пока не приехал инспектор ГАИ. Только после того, как факт отказа тормозов был зафиксирован в протоколе, он убрал с педали уже не затекшую, а одеревеневшую ногу. При следующем нажатии тормоза сработали нормально. Причиной аварии признали не совсем понятный заводской дефект. Но скорее всего дело было в старой или некачественной тормозной жидкости. Находчивый (и терпеливый) водитель избежал наказания. За разбитую машину заплатил таксопарк. Выставлялась ли претензия ГАЗу, история умалчивает.

Повторять «подвиг таксиста» на своей машине бессмысленно: владелец сам несет ответственность за ее техническое состояние. Единственное исключение - абсолютно новый автомобиль. За заводской брак есть шанс привлечь к ответу производителя.

Другое дело, если вы водитель наемный и на автомобиле, попавшем в аварию, ездите недавно. Тогда, возможно, удастся перевести стрелки на хозяина. Но в любом случае дешевле и менее хлопотно заменить жидкость вовремя.

Тормозная жидкость - это тип гидравлической жидкости, которая используется в гидравлических тормозных системах и гидравлических системах сцепления на автомобилях, мотоциклах, легких грузовиках, а также велосипедах. Жидкость используется для передачи давления и для усиления тормозного усилия.

Общие сведения о тормозной жидкости

Принцип работы тормозной жидкости заключается в ее малой сжимаемости. Молекулы не имеют внутренней пустоты, поэтому при сжатии объем жидкости не уменьшается, а давление быстро распространяется на весь объем.

Состав тормозной жидкости

Тормозная жидкость бывает разных типов, но обычно ее производят из маловязкого растворителя, к примеру, спирта, и вязкого нелетучего вещества, например, глицерина.

На основе полиэтиленгликоля производят тормозную жидкость под марками DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1.

На основе силикона – кремний-органических полимерных продуктов марка DOT 5.

Для автомобилей с антиблокировочной системой, могут использоваться тормозные жидкости марки DOT 5.1/ABS на основе силикона и гликолей. О тормозных жидкостях вики: ссылка .

Характеристики и свойства тормозной жидкости

Чтобы тормозная система работала исправно, тормозная жидкость должна иметь определенные характеристики и отвечать стандартам качества.

Температура кипения . Новая тормозная жидкость не содержит влагу, поэтому ее точка кипения находится в допустимых пределах. Но со временем, влага из окружающего воздуха попадает в жидкость, обычно это 1-2% в год от всего объема, но характеристики тормозной жидкости начинают меняться.

Во время торможения рабочая жидкость нагревается до очень высоких температур из-за трения. В эти момент очень важно, чтобы тормозная жидкость не закипела, так как в этом случае происходит испарение влаги из жидкости в виде пара. А пар опасен тем, что он легко сжимаем и при следующем торможении давление на тормоза будет меньше, так как часть объема отнимет сжимаемый пар.

Температура кипения тормозной жидкости напрямую зависит от количества воды в ней. Чем больше воды, тем ниже точка кипения и тем больше шанс «потерять» тормоза.

Гигроскопичность . Некоторые марки «тормозухи» имеют минимальную гигроскопичность (влагопоглощение), например, DOT 5 и могут на протяжении всего срока службы сохранять необходимые характеристики. А вот самые распространенные марки DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 постепенно теряют свои свойства из-за все большего количества влаги в них.

Вязкость . От этой характеристики будет зависеть то, как тормозная жидкость будет прокачиваться по всей системе. А она должна прокачиваться хорошо и при -30 градусах Цельсия и при 200 градусах, во время торможения.

Если жидкость замерзает полностью или местами, то это блокирует работу тормозов. Слишком густая жидкость будет с трудом прокачиваться по всей системе, что приведет или к плохому торможению или разному усилию на разных колесах. А слишком жидкая приведет к появлению течей.

Защита от коррозии . Сама тормозная жидкость выступает защитой от коррозии внутри тормозной системы. При этом защита должна обеспечиваться даже при небольших количествах влаги внутри системы.

Защита от коррозии обеспечивается за счет специальных присадок. Они обеспечивают также защиту уплотнительных элементов.

Сжимаемость . В идеале тормозная жидкость не должна сжимать совсем, но определенные допуски по этой характеристике есть. Главное, чтобы жидкость одинаково хорошо работала при разных температурных условиях.

«Сухая» температура кипения, °C «Влажная» температура кипения (воды 3,5%), °C Вязкость,
мм 2 /с
Основные компоненты
DOT 2 190 140 Касторовое масло/алкоголь
DOT 3 205 140 1500 Гликоль
DOT 4 230 155 1800 Гликоль/Борная кислота
LHM+ 249 249 1200 Минеральное масло
DOT 5 260 180 900 Силикон
DOT 5.1 260 180 900 Гликоль/Борная кислота

Совместимость тормозных жидкостей

Для доливки можно использовать жидкость того же производителя, но при условии соблюдения принципов:

  • доливать можно только жидкость с более высокой рейтинговой цифрой, то есть в DOT 3 можно лить DOT 4, а в DOT 4 можно лить DOT 5.1.
  • Не смешивать DOT 5 с другими марками - DOT 3, DOT 4, DOT 5.1.
  • Нельзя смешивать минеральные (например, LHM+) и гликолевые жидкости.

Если нарушить правила, то это приведет к серьезному изменению характеристик жидкости в худшую сторону.

Как часто менять тормозную жидкость

На вопрос когда менять тормозную жидкость можно ответить однозначно: раз в два года или после 40 000 пробега. Это общие рекомендации.

Если автомобиль эксплуатируется в жестких условиях, то менять тормозную жидкость необходимо чаще.

Обычная доливка не может полноценно компенсировать изменения в свойствах жидкости - падает точка кипения, химический состав изменяется, антикоррозийные добавки работают хуже. Использовать метод доливки можно только при проведении ремонта или в случае утечки, когда надо просто доехать до СТО или гаража.

Определить непригодную тормозную жидкость можно:

  • С помощью полного анализа с применением специального оборудования.
  • «На глаз» - старая жидкость темного цвета, в то время, как новая полупрозрачная.
  • С помощью прибора определяющего количество влаги в жидкости. Если менее 3,5 процентов, то еще можно ездить.

Заливать тормозную жидкость необходимо в расширительный бачок тормозной системы. Он обычно располагается над главным тормозным цилиндром и служит для компенсации тормозной жидкости при ее нагреве, а также для предотвращения попадания в систему воздуха.

Уровень жидкости в бачке должен быть между отметками «MIN» и «MAX». В современных автомобилях есть поплавок с датчиком, который оповестит водителя о том, что уровень жидкости в бачке упал ниже отметки минимума.

Как заменить тормозную жидкость

Лучше всего это сделать на специализированных СТО. Большинство современных автомобилей имеет систему ABS, а это накладывает свой отпечаток на процедуру. Необходимо специально оборудование для прокачки системы новой жидкостью.

Если вам говорят, что можно выполнить замену тормозной жидкости без прокачки без специального оборудования, то не слушайте этих советов. Да, на некоторых колесах давление из бачка может продавить систему, но на всех так не получится. В результате, в системе останется воздух или старая жидкость. На СТО замену жидкости производят под давлением, поэтому последующая прокачка не требуется.

Сама процедура замены выглядит следующим образом. В пустой расширительный бачок систему охлаждения заливается новая жидкость, после чего на каждой магистрали происходит прокачка, во время которой новая жидкость вытесняет старую.

Объем тормозной жидкости в среднем составляет от 0,75 до 1,3 литра.

Наглядно замена тормозной жидкости без специального оборудования описана в видео ниже:

Цены тормозных жидкостей

Обычно цены на тормозную жидкость DOT 4 колеблются в районе 600-700 рублей за 1 литр. Некоторые производители просят и 1 500 рублей за аналогичную марку.

DOT 5.1 стоит от 1 100 рублей, в зависимости от производителя.

Меры безопасности

Чтобы тормозная жидкость не окислялась, не испарялась и не набирала влагу, ее необходим хранить в герметичной емкости.

Как правило, горючи, поэтому необходимо держать их подальше от открытого пламени и высоких температуру.

Ни в коем случае нельзя пить, даже небольшое количество приведет к отравлению. При попадании жидкости на глаза, следует тщательно промыть их чистой водой и обратить к врачу.

Перед заполнением тормозной системы жидкостью необходимо тщательно очистить от грязи главный цилиндр и перепускные клапаны на колесных цилиндрах тормозов и гидровакуумном усилителе, проверить и отрегулировать зазоры между толкателем и поршнем главного цилиндра, а также между колодками и тормозными барабанами.

В тормозную систему нужно заливать только специальную тормозную жидкость. Не допускается смешивание тормозных жидкостей разных марок. Категорически не допускается добавлять в систему даже в самых незначительных количествах минеральные масла, бензин, керосин или смеси, вызывающие разрушение резиновых деталей тормозной системы.

Как залить спирт в тормозную систему

При отсутствии специальной тормозной жидкости в систему можно заливать смесь, состоящую из 50% (по массе) касторового масла и 50% бутилового спирта. Бутиловый спирт может быть за-менен изобутиловым или этиловым спиртом, но следует иметь в виду, что этиловый спирт легче испаряется, и состав смеси может быстро измениться, особенно в жаркую погоду или при длительном пользовании тормозами.

Нельзя заменять касторовое масло глицерином, так как его вязкость при понижении температуры сильно повышается.

Если в систему заливается тормозная жидкость другого сорта, то необходимо удалить из нее прежнюю жидкость и тщательно промыть всю систему тормозов спиртом, ацетоном или новой жидкостью. При заливке тормозной жидкости в систему должна соблюдаться максимальная чистота, так как при попадании грязи в систему тормоза выходят из строя.

Для заполнения системы и удаления из нее воздуха необходимо выполнить следующее:

  1. Отвернуть пробку наливного отверстия главного цилиндра и заполнить цилиндр тормозной жидкостью.
  2. Снять резиновый защитный колпачок перепускного клапана колесного цилиндра правого заднего тормоза и надеть вместо него резиновый шланг, другой конец которого опустить в тормозную жидкость, налитую наполовину в стеклянный сосуд емкостью не менее 0,5 л.
  3. Отвернуть на 1/2… 1/4 оборота перепускной клапан, после чего несколько раз нажать на педаль тормоза. Нажимать на педаль нужно быстро, а отпускать медленно. При этом жидкость из главного цилиндра заполняет систему и вытесняет из нее воздух, который выходит через перепускной клапан, шланг и через жидкость в сосуд в виде пузырьков. Во время прокачки необходимо доливать жидкость в главный цилиндр, не допуская обнажения дна в его резервуаре.
  4. После того как прекратится выход воздуха из системы (прекратится выход пузырьков из шланга, опущенного в стеклянный сосуд), необходимо плотно завернуть перепускной клапан при нажатой педали, снять шланг с перепускного клапана и надеть на него защитный колпачок.
  5. Прокачать таким же образом тормозную систему в следующей последовательности: передний правый тормоз, передний левый тормоз, задний левый тормоз, цилиндр гидровакуумного усилителя (через два перепускных клапана).
  6. После прокачки тормозной системы долить жидкость в главный цилиндр так, чтобы уровень ее был на 15-20 мм ниже верхней кромки наливного отверстия, и плотно завернуть пробку главного цилиндра.

Перед установкой пробки необходимо продуть воздух через вентиляционное отверстие.
Если все тормоза и привод отрегулированы правильно и в системе отсутствует воздух, то педаль тормоза при нажатии на нее не должна опускаться более чем на половину хода, после чего должно появиться ощущение «жесткой» педали. Опускание педали более чем на половину хода свидетельствует о больших зазорах между колодками тормозов и барабанами.

Если сопротивление педали незначительно - ее можно прожать почти до упора в пол кабины („мягкая» педаль), это свидетельствует о том, что в системе остался воздух. В этом случае необходимо продолжить прокачку до полного удаления воздуха.

Не следует нажимать на педаль тормоза, если снят хотя бы один барабан, так как под давлением жидкости поршни будут выжаты из колесного цилиндра и жидкость вытечет наружу.

Использованную для прокачки тормозов жидкость можно применить повторно, дав ей отстояться до удаления пузырьков воздуха.

Прокачку системы необходимо проводить не только при заполнении тормозной системы жидкостью, но и при отсоединении какой-либо детали гидросистемы для ремонта или замены, т. е. когда воздух может каким-либо образом проникнуть в систему.

Тормозная жидкость - часть гидравлической тормозной системы. Это рабочее тело, передающее давление от главного тормозного цилиндра к колесным.

То есть жидкость проводит давление примерно так же, как провода проводят электрический ток. И поскольку провода делают не из первого попавшегося материала, а из того который подходит, так и жидкость должна иметь определенные свойства, чтобы быть хорошим проводником давления в системе торможения автомобиля.

Основные свойства тормозной жидкости при работе в тормозных системах:

- тормозная жидкость должна оставаться жидкостью, то есть при рабочих условиях не кипеть и не замерзать;

рабочая температура тормозной жидкости колеблется от - 50 (в сильный мороз) до + 150 при динамичном ускорении. В случае закипания тормозной жидкости пузырьки пара вытесняют некоторую ее часть в расширительный бачок ГТЦ и в систему трубопроводов. В системе остается жидкость, перемешанная с пузырьками пара. Но если сама жидкость несжимаема, то микроскопические пузырьки газа легко поддаются сжатию. При наличии газа в тормозной системе передаваемое давление в первую очередь пойдет на сжатие пузырьков во всем их суммаронм объеме и только после этого давление будет передаваться на жидкость. При таком исходе педаль тормоза станет мягкой, не будет чувствоваться резкого возрастания усилия, при этом торможение будет неэффективно.

- тормозная жидкость должна сохранять свойства в течение длительного времени;

по регламенту эксплуатации автомобилей тормозная жидкость должна заменяться раз в 12 месяцев и более, все это время тормозная жидкость должна быть готова к работе в черезвычайных ситуациях.

также влага влияет на температуру кипения тормозной жидкости, и с повышением концентрации воды температура кипения снижается. Все это связано с постоянным объемом растворенного газа в воде и закипанием воды при 100 градусах цельсия, температуре гораздо ниже чем верхний предел рабочей температуры тормозной жидкости. Поэтому тормозная жидкость должна обладать минимальной гигроскопичностью (влагопоглощением). Влага в системе способствует коррозии тормозных цилиндров и поршней, а в холодное время - возможно возникновение гидратных пробок, непроходимость трубопроводов и как следствие отказ системы торможения. Кроме того при низких температурах даже если тормозная жидкость не замерзла, критичным параметром становится вязкость - если она увеличится, то заметно возрастет время срабатывания тормозов. Так в частности в стандарте, разработанном Международным объединением инженеров транспорта (SAE), прямо указано, что вязкость тормозной жидкости при -40oС не должна превышать1800 сСт (мм2/с). Кроме SAE, требования к тормозным жидкостям отражены в в нормативных документах Департамента транспорта США. Федерального общества по безопасности транспортных средств - U.S. Department of transprotation. Federal motor carrier safety administration. В них предусмотрены три нормативных класса: DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1. но об этом далее.

На графике приведена зависимость температуры кипения тормозной жидкости Роса от объемного содержания воды.

- не реагировать с РТИ - резино техническими изделями, выполняющих роль уплотнений в тормозной системе ;

При разбухании изменении форм и свойств резины возможны порывы, пропуски по уплотнениям (резиновым кольцам) и трубопроводам (резиновым шлангам), ведущие к отказу срабатывания тормозов.

Смазывать механически трущиеся пары, для увеличения срока службы и предотвращения задиров, чрезмерного износа.

Смазывающие свойства жидкости обеспечивают наиболее длительную и надежную эксплуатацию механичсеких систем тормозной системы.

Учитывая столь непростые требования, современная тормозная жидкость достаточно сложна по составу.

Основопологающие составы применяемые в тормозных жидкостях

Гликоль - основа для тормозной жидкости

Большинство современных продуктов (в том числе Нева, Томь и Роса) основано на гликолевых смесях. Гликоли (они же диолы) - это спирты, имеющие по две гидроксильные группы ОН. Простейший представитель семейства гликолей - хорошо известный этиленгликоль, применяемый в производстве антифризов и тосолов.

Бутиловый спирт + масло - основа для тормозной жидкости

Несколько десятков лет назад появилась БСК - тормозная жидкость красного цвета. Ее делают из бутилового спирта и касторового масла, смешивая их в пропорции 1:1 (отсюда и название тормозной жидкости - БСК). На сегодняшний день это история, так как свойства которые обеспечивает БСК далеки от современных требований к тормозным жидкостям. Основной минус - низкая температура кипения - всего 115оС. Кроме того и повышенная вязкость БСК при минусовых температурах. Единственный значительный плюс данной тормозной жидкости это то что БСК не поглощает воду.

Гликолевый эфир + полиэфир - основа для тормозной жидкости

Тормозная жидкость Нева имеет в основе гликолевый эфир в смеси с полиэфиром. Важный ингредиент этой жидкости - антикоррозионная присадка. Эта жидкость весьма гигроскопична и при эксплуатации быстро снижает температуру кипения. Сегодня эта жидкость считается устаревшей и не производится.

Рисунок 1 тормозные жидкости DOT-3, DOT-4, DOT-5.1

Томь - в состав этой жидкости тоже входит гликолевый эфир и пакет целевых присадок.
У Томи в сравнении с Невой улучшены основные эксплуатационные показатели. Поэтому ее причисляют классу, удовлетворяющему требованиям DOT-3.

Лучшая тормозная жидкость отечественного производства

Наиболее совершенный массовый продукт отечественного гликолевого семейства - Роса. Эта жидкость основана на борсодержащем полиэфире со специальным пакетом присадок. Поэтому она удовлетворяет нормам класса DOT-4.
Роса DOT-4 полностью подходит для эксплуатации в тормозной системе современного автомобиля.

Наивысший стандарт тормозной жидкости DOT 5.1

Тормозная жидкость DOT 5.1 гигроскопична, не провоцирует коррозию и служит дольше тормозных жидкостей DOT-3, DOT-4 - имеющих гликолевую основу. Единственным минусом данной тормозной жидкости является низкая распространенность и высокая цена.

Параметры тормозных жидкостей в зависимости от стандартов.

Тормозная жидкость Изготовитель Нормативный документ по которому изготовлена тормозная жидкость Класс по стандарту DOT-3 . Температура сухого / увлажненного кипения по станд-ту(+205 /+ 140) Класс по
стандарту DOT-4 Температура сухого / увлажненного кипения по стандарту
(+230 /+ 155)
Класс по стандарту DOT-5.1 . Температура сухого / увлажненного кипения по стандарту(+260 /+ 180) темп-ра "Сухого" кипения темп-ра "Увлажненного" кипения
БСК нет информации нет информации не соответствует не соответствует не соответствует 115 нет инф-ции
"Нева" нет информации нет информации не соответствует не соответствует не соответствует 195 138
"Томь" ОАО "ХИМПРОМ" г. Кемерово ТУ 2451-076-05757618-2000 соответствует не соответствует не соответствует 220 150
"Роса" НПП "МАКРОМЕР" г. Владимир ТУ 2451-354-10488057-99 соответствует не соответствует 260 165
РОСДОТ

ООО "ТОСОЛ-СИНТЕЗ"
г. Дзержинск

ТУ 2451-004-36732629-99 эксплуатационные свойства более высокие соответствует не соответствует 260 165
HYDRAULAN 408 Фирма BASF Германия ТТМ 1.97.0738-2000 эксплуатационные свойства более высокие соответствует не соответствует нет инф-ции нет инф-ции
ДОТ-4 ООО "Лукойл-Пермнефтео-
ргсинтез" г.Пермь
ТУ 2332-108-00148636-2000 эксплуатационные свойства более высокие соответствует не соответствует 230 160
ТОРСА ДОТ-4 ЗАО "БУЛГАР-СИНТЕЗ" и ЗАО "Булгар Лада Плюс" г. Казань ТУ 2332-001-49254410-2000 эксплуатационные свойства более высокие соответствует не соответствует 230 160

ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ применяемые в автомобилях ВАЗ

С 1970 г. системы сцепления и тормозов автомобилей ВАЗ заправлялись тормозной жидкостью "НЕВА" с температурой кипения 195 0С. В 1983 г. была внедрена тормозная жидкость "ТОМЬ" с температурой кипения 215 0С, а в 1988 г. внедрена тормозная жидкость "РОСА" с температурой кипения 260 0С. Так как все эти жидкости гигроскопичны, то в процессе эксплуатации их температура кипения снижается, достигая пределов являющих опасными с точки зрения образования паровых пробок в системе тормозов. Такие предельные величины температуры кипения для ТЖ "НЕВА" могут быть достигнуты уже через один год эксплуатации, для ТЖ "ТОМЬ" через два года, а для ТЖ "РОСА" через три года.
По этой причине АВТОВАЗ исключил из технической документации применение ТЖ "НЕВА", ограничил применение ТЖ "ТОМЬ" автомобилями моделей ВАЗ-2101 … ВАЗ-2107 и ВАЗ-2121, ВАЗ-21213.
Технические требования на тормозные жидкости типа ДОТ-3 и ДОТ-4 изложены в ТТМ 1.97.0738-2000. ТТМ распространяется на тормозные жидкости, предназначенные для гидросистем тормозов и сцепления автомобилей ВАЗ различных моделей.

Можно смешивать DOT 3, DOT 4 и DOT 5 на безсиликоновой основе. Все указанные ниже тормозные жидкости совместимы и могут смешиваться друг с другом.

1. РОСДОТ ООО "ТОСОЛ-СИНТЕЗ" г. Дзержинск ТУ 2451-004-36732629-99
2. РОСА ДОТ-4 НПП "МАКРОМЕР" г. Владимир ТУ 2451-354-10488057-99
3. ТОРСА ДОТ-4 ЗАО "БУЛГАР-СИНТЕЗ" и ЗАО "Булгар Лада Плюс" г. Казань ТУ 2332-001-49254410-2000
4. РОСА-ДОТ-3 НПП "МАКРОМЕР" г. Владимир ТУ 2451-333-10488057-97
5. ТОМЬ ОАО "ХИМПРОМ" г. Кемерово ТУ 2451-076-05757618-2000
6. ДОТ-4 ООО "Лукойл-Пермнефтеоргсинтез" г.Пермь ТУ 2332-108-00148636-2000
7. HYDRAULAN 408 DOT-4 Фирма BASF Германия ТТМ 1.97.0738-2000
8. MOTUL Hydraulic DOT 5 (на основе полигликолей без силикона).

Не смешивать выше приведенные тормозные жидкости с тормозными жидкостями на минеральной основе (LHM) и силиконовой (DOT 5 silicone base).

То есть проще говоря, смешивать можно минеральные с минеральными, силиконовые с силиконовыми и безсиликоновые на основе полигликолей с аналогичными тормозными жидкостями, поэтому найдите на бутылке и внимательно прочтите наименование основы тормозной жидкости и после только добавляйте в тормозную систему.

Тормозная жидкость применяемая для тормозной системы с ABS

Для тормозных систем с ABS нет специализированных тормозных жидкостей и для них применяются стандартные жидкости с повышенными эксплутационными свойствами, то есть DOT-4 или DOT-5.1.

Требования по соблюдению мер безопасности при работе с тормозными жидкостями

Продукт хранить в плотно закрытой таре без доступа влаги.
Агрессивна по отношению к лакам, краскам и коже.
В случае контакта с кожей смыть водой.

Сроки эксплуатации и замены тормозной жидкости

Замена производится один раз в 12 или 24 месяца в соответствии с рекомендациями конструкторов. АвтоВАЗ регламентирует сроки - через два года или через 100 тыс. км пробега.

Стандарты на тормозную жидкость предназначенную для транспортных средств.

Россия к сожалению по многим промышленным, технологическим процедурам и нормативам уже давно потеряла свой вес в мире и актуальность использования внутренних стандартов. На настоящий момент ГОСТы носят лишь рекомендательный характер, а ТУ может выпустить любой, зарегистрировать в центре стандартизации и работать по нему. В связи с этим на российском рынке тормозных жидкостей активно используется американский стандарт DOT (с англ. Department of transport), не что иное как стандарт Департамента транспорта США, о этой организации упоминалось ранее. Именно Стандарт № 116 на тормозную жидкость предназначенную для самоходных транспортных средств является на настоящий момент наиболее популярным и востребованным при выборе тормозной жидкости.