Какие прицепы можно возить с категорией в. Нужна ли категория на легковой прицеп: разбираемся подробнее

Всем привет! Владельцы автоприцепов часто задают множество правовых вопросов и интересуются нюансами эксплуатации этого вида прицепного транспортного средства.

Потому я решил немного поговорить на эту тему. В большей степени нас сегодня интересует езда с прицепом на легковом автомобиле по новым правилам 2017 года. Скажу сразу, что именно 2017 год стал наиболее значимым в плане изменений, нежели 2016 или текущий 2018 год.

Если вы планируете приобрести прицеп для перевозки разного рода грузов, либо же хотите знать, какие правила действуют в текущем году, постараюсь вам помочь. Рассмотрим основные вопросы и самые актуальные темы.

Общие правила

Тут я бы вам посоветовал заглянуть в предыдущие материалы, чтобы мне не пришлось повторяться.

Для начала ознакомьтесь с правилами перевозки прицепа, ссылку на которые я оставлю . Не менее важной я считаю тему категории водительских прав для эксплуатации автоприцепа. Ссылка будет . А поскольку каждый прицеп следует обязательно зарегистрировать, то есть поставить на учет, в качестве инструкции по этим вопросам у меня также есть полезная статья. вы узнаете, какие документы нужны будут для оформления, а также что вас ждет в случае эксплуатации автоприцепа без регистрации.

Вообще правила управления авто с прицепом не сильно отличаются от общих правил по управлению самой машиной. Но есть несколько нюансов, о которых следует знать. А именно:

  • Предельная скорость эксплуатации на автомагистралях за пределами населенных пунктов составляет 90 километров в час. На всех остальных дорогах не более 70 км/час или в рамках действующих дорожных знаков. Это актуально для автомобиля с прицепом общей массой более 3500 кг;
  • Если вы передвигаетесь в темное время суток, на прицепе следует обязательно включить габаритные фонари. Также это правило действует при проездах тоннелей и плохо освещенных участков дороги;
  • Нельзя использовать прицепы без документов. Ну тут правило действует давно. Ничего нового на этот счет не придумали;
  • Автоприцепы можно соединять только с ТСУ, у которых есть ;
  • Запрещено соединять прицеп с самодельным фаркопом, не имеющим сертификатов соответствия или не прошедшим соответствующую проверку безопасности;
  • Категорически запрещается перевозить людей в прицепах. Касательно перевозки в прицепе-даче есть отдельный материал. Ссылка будет .

Все эти правила действуют в РФ. Хотя многие посетители нашего сайта из РБ (Беларусь) и Украины, все же я говорю в большей степени про российское законодательство.


Что говорит ПДД

Чтобы получить право на управлением транспортными средствами, человек обязан иметь водительское удостоверение. Там указывается перечень открытых категорий, то есть видов ТС, которые водитель может управлять.

В 2016 году были внесены некоторые изменения в ПДД, в результате которых увеличилась важность категории Е. К ней относятся разные тягачи и автоприцепы. Детальнее про эту категорию можете почитать .

В ПДД есть конкретные ситуации, в которых водитель допускается к управлению автоприцепом на дорогах общественного пользования:

  • отсутствуют ограничения в плане видимости;
  • нет затруднений для управления самим автомобилем;
  • установленный прицеп не закрывает основное освещение на задней части машины;
  • автоприцеп не загрязняет дорогу;
  • при плохом освещении и в темное время суток на прицепе работает собственная светотехника;
  • в ОСАГО есть пометка об эксплуатации автоприцепа (на этот счет почитайте очень полезную );
  • в водительском удостоверении есть отметка, разрешающая управлять машиной с прицепом;
  • автоприцеп прошел регистрацию в ГИБДД и оснащается собственным номерным знаком.

Если соблюдать все эти условия, никаких препятствий к езде с прицепом у вас не будет.


Штрафы

Я понимаю, что наиболее актуальным вопросом является именно штраф, который водитель рискует получить при нарушении правил езды с автоприцепом.

Если вы не будете следовать правилам, нарушите ПДД, не возьмете с собой документы или банально их не получите, не зарегистрируете прицеп, тогда шансы на выписку штрафа просто огромные.


На этот счет действует несколько законодательных актов. Предлагаю с ними ознакомиться:

  • Если вы неправильно установите на машину автоприцеп, либо нарушите правила перевозки, готовьтесь отдать за нарушение 500 рублей. Иногда можно обойтись простым предупреждением, но особо на него не рассчитывайте;
  • Аналогичная сумма штрафа предусматривается за выявление неисправностей у автоприцепа или автомобиля, соединенного с ним. Также 500 рублей вы заплатите при обнаружении любых нюансов, которые мешают нормальной и безопасной эксплуатации ТС;
  • Не внесли в полис КАСКО отметку об эксплуатации прицепа, А сами ездите на машине с ним? Это распространенный способ сэкономить на страховке. Но обычно подобная хитрость оборачивается штрафом в 500 рублей;
  • Если на прицепе отсутствуют собственные номера, которые выдаются после регистрации в ГИБДД, штраф уже возрастает до 2500 рублей;
  • Если по ПДД для эксплуатации прицепа вам нужно иметь категорию Е, но соответствующей пометки в удостоверении нет, тогда с вас по закону возьмут 5000 рублей.

Кстати, при выявлении технических неисправностей вы простым штрафом не отделаетесь. Вам придется прекратить свое движение, устранить проблему и только потом продолжить поездку. И тут вы платите штраф, поскольку нарушили ПДД касательно эксплуатации прицепа, а также создали опасную ситуацию на дороге.

Покупая прицеп, автомобилисты задаются вопросами: «Стоит ли открывать в дополнительную категорию? На какой прицеп не нужны права?» – Стоит отметить, права необходимы при использовании всех транспортных средств, права на прицеп, в том числе, перед приобретением которого следует тщательно изучить все юридические, эксплуатационные тонкости. В противном случае, случайное нарушение ПДД, чревато не только получением штрафа, но созданием на дороге аварийной ситуации.

Типы прицепов и их обозначение

Иногда возможно управление авто с буксиром при наличии только категории «B». Ради лучшего понимания ситуации следует разобраться в допустимой категории для управления прицепом:

  1. О1 – лёгкие агрегаты с массой до 0,75 т;
  2. О2 – прицепы 0,75-3,5 т;
  3. О3 – тяжёлые, не превышающие 10 т;
  4. О4 – сверхтяжёлая техника от 10 т.

Грузоподъемность, снаряженная и полная масса ТС

Тема прицепа и условий эксплуатации, несёт с собой терминологический ряд:

  • Трейлер – это транспортное средство, необорудованный мотором;
  • Автомобиль-тягач – транспорт, используемый в роли буксира;
  • Лёгкие прицепы – трейлеры с полной нагрузкой до 750 кг;
  • Тяжёлые – трейлеры от 750 кг с тормозными механизмами;
  • Полная масса: ТС + груз;
  • Снаряжённая масса – вес буксира;
  • Грузоподъёмность – макс. вес, выдерживаемый/транспортируемый трейлером;
  • Разрешённая максимальная нагрузка: вес ТС + водитель + пассажиры. Установлена производителем как максимально разрешённая.

Условия использования прицепов массой более 750 кг

При управлении агрегатом тяжёлых с максимально допустимой массой превышающей 750 кг, категорий прав «B» или «BE» не достаточно, поэтому стоит позаботиться о получении следующих, а именно «D» или «C».

Когда достаточно категории «B»

При соответствии агрегата классу «О1» хватит отметки «B». Правило действует и при превышении общей нагрузки указанным данным, что касается так же «C» и «D». Следовательно, основа понятия скрыта за массой ТС.

Вариант 1. BMW X3 2,5i устройством на буксире КМЗ 8284 21 и основными параметрами:

  • Авто = 2,24 т.
  • Управлять вышеизложенным автопоездом даже с полной нагрузкой допускается категория «B», так как суммарная масса до 3,5 т, хотя для данного случая это не значительно – прицепное устройство относится к «О1». «BE» не требуется.

    Toyota LC 100 с внедорожным прицепом

    Вариант 2. Toyota LC 100 с буксируемым устройством ЛАВ-81011, основные параметры которых:

    • Макс. масса прицепа = 0,7 т;
    • Машины – 3,26 т.

    При сумме полных нагрузок выходит > 3,5 т, но масса прицепа менее 0,75 т, следовательно, «B» достаточно.

    Когда потребуются категории «BE», «CE» и «DE»

    Чаще автолюбители задают вопрос: «Нужна ли категория “Е” для управления легковым автомобилем с прицепом?». В Федеральном законе N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, какая нужна категория прав для эксплуатации автопоезда:

    • Необходимость в подкатегории «ВЕ» возникает при нагрузке от 0,75 т. Если же оно относится к классу «О3», а то и к «О4», тогда «ВЕ» мало;
    • При полной массе автоприцепа от 0,75 т, исключением является наличие суммарной нагрузке авто с буксируемым устройством до 3,5 т. Тогда в правах достаточно отметки «B»;
    • При нагрузке, превышающей 3,5 т, предполагаются отметки «C» и «D». «E» для них является обязательной.

    Как открыть категорию прав для управления прицепом

    «BE», «CE» или «DE», а также подкатегории «C1E» или «D1E» открываются по истечении определённого срока, так же водителю придётся пересдать некоторые экзамены:

    • На знание теории правил дорожного движения. Этот экзамен сдаётся по билетам.
    • Практическая езда по городу;
    • Практическая езда по автодрому. Включает два упражнения: прямое движение задним ходом и парковку задом.

    Стоит учесть: «E» выдаётся только при наличии стажа вождения «B», «D» и «C» как минимум в течение одного года. Например, для открытия «DE» необходимо управлять автобусом сроком от 12 месяцев с соответствующей категорией «D».

    Что на самом деле говорится в законе

    Правила сдачи экзаменов на получение права для управления ТС и получения соответственного о том удостоверения от ГИБДД МВД РФ устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 (ред. от 23.03.2017) “О допуске к управлению транспортными средствами” (вместе с “Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений”).

    • Водители категорий «В», «С» или «D» могут управлять автопоездом с максимально разрешённой нагрузкой автоприцепа до 0,75 т;
    • Если она выше, но менее веса снаряжённого легкового авто, а суммарная масса состава находится в пределах 3,5 т, для управления хватит отметки «В» (п. 8);
    • При присутствии «Е» автомобилист может управлять тягачом «B», «D» или «C» с буксируемым агрегатом (пп. 5, п. 4).
    • ПТС (п 14);
    • Свидетельстве о регистрации ТС (послед. строка лицевой стороны).

    Кто вправе получить дополнительную отметку «E» на эксплуатацию состава ТС:

    • Категорий «BE», «CE» или «DE» – гражданин, имеющий в удостоверение «B», «C» и «D» сроком от одного года;
    • «C1E» или «D1E2» – лицо, удостоверенное категориями «C» или «D», подкатегориями «C1» или «D1» сроком не менее одного года.

    Правила пользования легковыми прицепами

    Безопасная всем участникам дороги эксплуатация транспортного состава с перемещением груза посредством прицепа должно соответствовать нескольким правилам.

    Правила перемещения груза:

    • Центр тяжести должен размещаться равномерно по всей поверхности, допустимая масса прописана в соответствующих документах на прицепное устройство.
    • Единственным средством для надёжной фиксации груза является фаркоп. Стоит учесть, что для сложных трасс потребуется страховочный трос/цепь.
    • Даже при отдельной парковке буксируемого агрегата должны всегда использоваться фиксаторы.
    • Максимально допустимый уровень выступа за пределы устройства крупногабаритных грузов и специальные для этого обозначения днём и ночью определяются правилами дорожного движения.
    • Транспортировка пассажиров, огне/взрывоопасных веществ посредством трейлера запрещена.
    • Разрешённая скорость для перемещения по асфальту – 60, твёрдых покрытий – 40, по грунтовке – до 20 км/час.

    Какие документы нужны на легковой прицеп

    Любое ТС обязано встаёт на учет в течение десяти суток с момента его приобретения посредством регистрационного подразделения ГИБДД. Оформление буксируемых устройств аналогично любому авто.

    Перечень документов для оформления прицепа

    Перед регистрацией автоприцепа следует подготовить следующий перечень бумаг:

    • Заявление о регистрации, заполняемое в отделении;
    • Паспорт заявителя;
    • Доверенность, при оформлении представителем;
    • Документ о праве собственности;
    • Квитанция об уплате государственной пошлины;
    • Полис ОСАГО, при регистрации прицепа к не легковому авто или для юридических лиц;
    • Транзитные знаки, при наличии;
    • Свидетельство о регистрации ТС, если таковое имеется.
    • Свидетельство о прохождении техосмотра, для юридических лиц.

    После оформления собственник получит:

    • Свидетельство о регистрации ТС;
    • Регистрационный знак, при замене старого или оформлении нового;
    • Отметки в ПТС о регистрационном знаке.

    Чем может грозить отсутствие прав на прицеп

    Иногда по незнанию, а иногда по пренебрежению владельцы транспортного состава не имеют соответствующего разрешения об осуществлении движение таким способом. Но подобные ситуации несоответствия масс транспортируемых грузов установленному тоннажу или определённой скорости перемещения часто становятся причинами ДТП. Подобные ситуации с эксплуатацией без категории «E» законодательством приравнены к езде без водительских прав и наказываются штрафом в размере от 5 до 15 тысяч рублей и эвакуацией ТС.

    Во избежание конфликтных ситуаций с сотрудниками правоохранительных органов, автовладельцам, имеющим прицеп с нагрузкой до 0,75 т, стоит иметь при себе распечатанную выдержку из ПДД.

    При приобретении прицепного устройства необходимо учесть, что его масса в обязательном порядке должна соответствовать буксировочным характеристикам автомобиля.

    Разобравшись в правилах управления транспортным составом, водитель навсегда ограждает себя от доказывания правоты инспекторам. Понадобятся лишь соответствующие документы на транспортное средство, зависящие от массы и вида, и подходящую категорию водительских прав.

    С 2017 г водительских категорий стало больше. Предыдущие изменения в приказе МВД РФ № 365 произошли в январе 2014, и вот, три года спустя, было принято решение снова изменить внешний вид удостоверения водителя (а он определяется именно этим приказом). Документы старого образца действительны до срока, указанного в них. Между тем новость об изменениях всколыхнула форумы: автомобилистов интересует, смогут ли они водить спокойно с удостоверениями прежнего образца и, если у них категория B, можно ли ездить с прицепом, как прежде.

    Те, кто давно отучился в автошколе, несколько затрудняются с документами нового образца и пунктами, которые теперь в них числятся. Например, с теми параграфами, которые пришли на смену единой группе В. А ведь под нее подпадало все, что соответствовало характеристикам легкового транспортного средства.

    Что изменилось в 2017

    Число подкатегорий увеличилось, и теперь для вождения авто с прицепным устройством появилось отдельное пояснение. Важно определить, можно ли водить автомобиль со старыми правами или пора отправиться в ГИБДД и в экстренном порядке открывать новую категорию для внедорожника или привычного «Ланоса».

    Опытные форумчане уверяют, что переживать не нужно, старые удостоверения обладают всеми основными параметрами. Для вождения автомобиля достаточно прав В, которые отныне выглядят так:

    В - для вождения легковых авто. . В1 - для управления трициклами и квадроциклами. . ВЕ - для легковых авто с прицепом.

    Права категории В

    Удостоверения «Б» разрешают водить машину весом менее 3500 кг с числом пассажирских мест не более 8-ми (без учета места водителя). Минивены, такие, как «Мицубиси Грандис» - все еще легковушки, и даже многие владельцы «ГАЗелей» спокойно существуют с удостоверениями «Б». Важно помнить, что для данных транспортных средств разрешенная максимальная масса (РММ) прицепа - 750 кг . Выдаются документы с 18 лет.

    Таким образом, прежний пункт остался практически привычным. Однако есть момент, более полно отражающий, какой прицеп можно буксировать с категорией B.

    Права ВЕ

    Подкатегория ВЕ распространяется на водителей, которые планируют снабдить транспорт прицепом весом более 750 кг . Если средство для грузоперевозки соответствует допустимым параметрам, менять права не придется.

    Какие еще прицепы попадают под категорию Б? Водителя не оштрафуют, если общая масса состава с прицепом, весящим более 750 кг, остается в пределах 3,5 тонн. Получать удостоверение ВЕ можно с 19 лет при условии, что водительский стаж - не менее 12 мес.

    Итак, мы разобрались, какой прицеп можно водить с категорией B. Осталось выяснить, как получить недостающее разрешение на случай, если необходима подкатегория ВЕ. Закон обязывает снова отправиться в автошколу, сдать экзамены и по их результатам стать обладателем нового удостоверения.

    Здравствуйте, дорогие друзья! На тему выбора прицепов и фаркопов мы с вами уже говорили достаточно много, обсудили целый ряд важных моментов выбора и эксплуатации.

    Но возник еще один закономерный вопрос, ответ на который я просто обязан дать. Речь пойдет о том, нужна ли категория на легковой прицеп.

    Здорово, когда ты знаешь, как и можешь уже лучше меня рассказать про . Но есть ли у вас законное право управлять своим автомобилем, позади которого движется прицепное транспортное средство?

    В этом и будем подробно разбираться.

    Базовая терминология

    Вы решили, что для своего автомобиля хотите приобрести новенький или какой-то хороший автоприцеп, трейлер, а может и большой прицеп-дачу. он будет, не принципиально важно. Мы сейчас не об этом.


    Многие почему-то думают, что любой автоприцеп можно буксировать с категорией В. Есть и другая группа людей, у которых самого прицепа нет, но они знают, что в России, в Украине, Казахстане вы не имеете право использовать его без соответствующей отметки в водительских правах.

    Кто прав, а кто нет? Чтобы ориентироваться по новым правилам, я расскажу про некоторые законодательные акты, актуальные в 2015, 2016 и нашем 2017 году. Как будет дальше, я не знаю. Может кому-то захочется резко изменить правила. Пока имеем то, что имеем.

    Есть два раздела терминологии:

    • для автомобилей;
    • для прицепов.

    Они нас и интересуют. Разобравшись в этих понятиях, вам будет намного проще ориентироваться в дальнейшей информации.


    Автомобили

    Здесь часто используется такая терминология:

    • Масса авто без нагрузки. Это и есть вес совершенно пустого автомобиля;
    • Снаряженная. Это масса авто, которое полностью заправлено, имеет все нужные запчасти, но не включает вес груза и находящихся внутри людей (водитель в их числе);
    • Разрешённая максимальная. Здесь суммируется снаряженная масса, а также транспортируемый груз и люди внутри.

    Какая масса в случае с вашим авто? Я не знаю. Для каждой машины свои спецификации. Потому откройте ваше свидетельство о регистрации. Нет, не брака, а транспортного средства. Там всю нужную информацию и найдете.


    Прицеп

    Теперь дополнительная информация относительно прицепов. Тут тоже есть свои термины и понятия, в которых вам стоит разобраться.

    • Грузоподъемность. Это тот вес, перевозку которого способен осуществлять автоприцеп согласно его спецификациям. Это может быть масса до 500 кг, но стандартно легковые прицепы идут до 750 кг;
    • Снаряженная масса. Тут, как и с авто, мы имеем собственный вес прицепа с комплектующими, но без груза;
    • Полная масса. Ее также правильно называть разрешенной. Здесь мы суммируем снаряженную массу и грузоподъемность.


    Уже отталкиваясь от показателей полной массы, все автомобильные прицепы разделили на 4 категории.

    • О1. Это легковые автоприцепы, полная масса которых составляет не более 750 кг;
    • О2. Сюда входят ТС с полной массой в пределах 750-3500 кг;
    • О3. Категория автоприцепов до 10 тысяч кг;
    • О4. Прицепы с показателем от 10 тысяч кг и выше.


    Но давайте обо всех согласно порядку. Там вам будет проще разобраться, нужно ли открывать дополнительно категорию Е, либо можно обойтись стандартной категорией В.

    Прежде чем и сам автоприцеп, а также думать над оформлением , убедитесь, что вам с вашими правами разрешено управлять приобретенным ТС.

    Разберем каждую весовую категорию прицепов отдельно.


    Категория О1

    Если ваш прицеп входит в число тех, которые имеют полную массу (не забываем, это собственный вес и показатель грузоподъемности вместе) до 750 кг, тогда все остальное значения не имеет.

    В такой ситуации у вас есть полное законное право управлять машиной с прицепом, имея в правах только категорию В.

    При полной массе прицепа 750 кг и меньше вам не придется оформлять подкатегорию Е.


    Категория О2

    Здесь начинается самое интересное для владельцев легковых автомобилей.

    Чтобы управлять машиной, оснащенной прицепом, полная масса которого составляет до 3,5 тонн, вам придется оформлять подкатегорию Е в своих водительских правах.

    Но не спешите с выводами. В законе всегда есть исключения. Не обошли стороной они и этот случай.

    При наличии категории В вы сможете управлять ТС с прицепом общей массой до 3,5 тонн (разрешенный вес авто + полная масса прицепа). То есть если предельный вес машины и автоприцепа входят в эти рамки. Но с условием, что полная масса вашего прицепного транспортного средства не превышает массу авто без нагрузки (вес пустой машины).


    Если говорить простым языком, тянуть за собой вес, превышающий массу автомобиля, который тянет, нельзя в случае наличия только категории В.

    Теперь конкретнее на примерах:


    Про категории прицепов О3 и О4 изначально при отметке «В» в водительском удостоверении ни при каких условиях вам не разрешается управлять подобным транспортным средством и автопоездом. Потому тема легковых машин закрывается еще на категории О2.


    Важные нюансы

    Есть еще одно важное замечание. Выбирая себе автоприцеп, не забывайте о таком показателе как буксировочные характеристики.

    Для каждой машины действуют свои ограничения касательно груза, который автомобиль способен тянуть за собой. К примеру, если в спецификациях к транспортному средству указывается предельная буксировочная характеристика в 2 тонны, а ваш прицеп весит 3 т, тогда тянуть вы его не имеете права. Выбирайте те прицепы, которые соответствуют возможностям машины. Иначе проблем не миновать.

    Если у вас возникает острая необходимость эксплуатации автомобильного прицепа категории О2, но под условия исключений вы не попадаете, тогда логично будет .

    Добавив новую подкатегорию, вы значительно расширите свои возможности по грузоперевозкам.


    Хотя есть такие люди, которые хотят себе сделать сразу категорию С или D, чтобы спокойно эксплуатировать различные по весу прицепы. Это ошибочное мнение, поскольку даже при наличии этих двух допусков ездить с автоприцепами вы не сможете.

    Вам обязательно потребуется дополнительно оформлять подкатегории Е, то есть чтобы у вас было указано в правах CE или DE. Иначе никак.

    Для решения своих хозяйственных проблем некоторые автоводители покупают большегрузную технику и прицепы. В этом случае важно понимать, что некоторые виды такого оснащения требуют открытия в ВУ (водительском удостоверении) дополнительной категории.

    Перед покупкой прицепа нужно изучить нюансы, связанные с этим вопросом, чтобы незнание правил не сделало Вас нарушителем. Ведь в определенных случаях управление транспортным средством с прицепом без открытия в правах отдельной категории, приравнивается к полному отсутствию прав (со всеми вытекающими последствиями).

    Важно знать и соблюдать те правила, которые существуют для управления авто с прицепами. Только так сможете быть уверены, что документы оформлены правильно, а водительские права и открытые в них категории позволяют управлять таким транспортом.

    В принципе, управлять автомобилем с прицепом можно всем водителям, которые имеют в правах открытую категорию «В», однако в ПДД прописаны некоторые нюансы, которые мы сейчас подробно рассмотрим. Так станет понятно, в каких случаях водительские права на прицеп понадобятся и что потребуется для их получения.

    Какие категории ВУ на прицепы существуют?

    Современное законодательство предусматривает 16 категорий прав, которые позволяют управлять ТС (транспортными средствами) различного типа. Среди этих категорий лишь 5 («ВЕ», «СЕ», «С1Е», «DE», «D1E») относятся для авто с прицепами. Их точное описание содержится в таблице:

    Определяющим в данном случае является именно вес прицепа. От этого показателя зависит возможность автоводителя управлять авто без открытия дополнительной категории в ВУ.

    Основные виды легковых прицепов

    Среди всех вариантов выделяют четыре основных вида, а именно:

    1. О1 – трейлер легковой (вес менее 750 кг);
    2. О2 – трейлер легковой (вес 750-3 500 кг);
    3. О3 – трейлер, массой до 10 т;
    4. О4 – трейлер, массой более 10 т.

    В каком случае категории «В» достаточно?

    Согласно установленным правилам, управление машиной с прицепом вида O1, не требует открытия в правах дополнительной категории (даже, если общая масса всего автопоезда превышает ту, что установлена в основной категории). Касается это правило, как категории «В», так и «C» и «D».

    Для примера рассмотрим несколько вариантов:

    Пример №1.

    Предположим, что автоводитель управляет автомобилем BMW X3 2,5i (вес 2240 кг) с прицепом Курганмашзавода марки КМЗ 8284 21 (вес до 750 кг — относится к виду «O1»). Полная масса автопоезда не превышает 3 500 кг, следовательно, для управления им не потребуется открытия никакой дополнительной категории.

    Пример №2.

    Водитель управляет автомобилем Toyota LC 100 (вес 3 260 кг), который оборудован прицепом ЛАВ-81011 (производитель ООО «Вектор»), вес которого составляет 700 кг.
    Если просуммировать массу авто и прицепа, то полученная величина окажется больше, чем 3 500 кг. Однако, поскольку прицеп относится к виду «O1» и имеет малый вес, управлять автопоездом без открытия дополнительных категорий можно, и нарушением правил это не будет.

    Обращаем внимание, что водителю, у которого в правах открыта лишь категория «В», можно осуществлять управление легковым авто с прицепом, вес которого превышает 750 кг, однако общий вес автопоезда не превышает 3 500 кг.

    Категория «ВЕ»: когда нужно получать?

    Для управления автомобилем с прицепом, который относится к виду «O2» (и более высокого), потребуется открыть в правах категорию «Е». При этом к обучению и сдаче экзаменов на данную категорию допускают лиц, которые имеют стаж вождения не менее 1 года (категория «В» открыта за 12 месяцев до того, как получается категория «Е»).

    Еще раз повторимся, что водителю, у которого в правах открыта лишь категория «В», можно управлять легковой машиной с прицепом, вес которого превышает 750 кг, однако общий вес автопоезда не будет больше, чем 3 500 кг. Получать «ВЕ» в этом случае не требуется.

    Прицепы вида «O3» и «O4»: особенности управления

    Использование этих видов отдельно регламентировано законодательством. Для управления автопоездом, в состав которого входит такой трейлер, следует иметь в правах открытую категорию «Е».

    При этом следует учитывать, что категории «С1Е» и «D1E» предполагают, что общий вес не должен превышать 12 000 кг, а вес прицепа не может быть выше, чем вес не нагруженного авто.

    Получение прав на легковой прицеп: основные этапы

    Помимо самого процесса получения прав на прицеп водителю авто нужно подготовить необходимые документы, которые позволяют использовать ТС на законных основаниях.

    Основными в этом случае считаются такие документы:

    • Номер на прицеп и соответствующее свидетельство – выдается после постановки ТС на учет в ГИБДД. Этот процесс следует производить по месту жительства автовладельца. При этом регистрацию следует провести в течение 10-ти дней после покупки трейлера;
    • Техосмотр – периодичность его проведения определяется в зависимости от возраста конкретного ТС.

    Полис ОСАГО для прицепа

    Современными правилами не предусмотрено получение отдельного страхового полиса для прицепа любого размера. Значит, если Вы имеете в личном пользовании прицеп для легкового авто, то не нужно покупать для него ОСАГО. При этом для использования прицепов для грузовиков, автобусов, мотороллеров/мотоциклов, а также прицепов, принадлежащих юрлицам, понадобится оформить специальный страховой полис.

    Подытоживая вышесказанное можно сказать, что при постановке на учет прицепа для легковой машины, который принадлежит физлицу, достаточно будет простого обращения в отделение ГИБДД (для регистрации). В других случаях понадобится получать полис ОСАГО, проходить техосмотр, а потом осуществлять регистрацию.

    Техосмотр: нужен ли для прицепа?

    Техосмотр в этом случае регламентируется отдельным Федеральным Законом.

    Начиная с 01.01.2012 г. не нужно проходить техосмотр легким прицепам, которые находятся в собственности у физлиц.

    Если же такой легкий прицеп находится в собственности у лица юридического, то техосмотр нужно будет проходить с такой периодичностью, которая зависит от возраста:

    • Новые (возраст от 0 до 3-х лет) — освобождены от проведения техосмотра;
    • От 3-х до 7-ми лет – 1 раз в 2 года;
    • Старее, чем 7 лет – 1 раз в год.

    Отдельно стоит отметить, что прицепы, которые предназначены для осуществления перевозок опасных грузов, обязательно должны проходить обязательный техосмотр 1 раз в 6 месяцев.

    Периодичность проведения техосмотров для остальных прицепов, весом более 3 500 кг, которые для транспортировки опасных грузов не предназначены, никак не оговорена и не регламентирована федеральным законом.

    Чем грозит отсутствие нужной категории в ВУ?

    Далеко не все автоводители осведомлены о том, какая нужна водительская категория на прицеп, а некоторые из них хотя и знают, но намеренно пренебрегают такими правилами.

    Важно понимать, что подобное пренебрежение подвергает определенному риску жизнь и здоровье других участников движения, а несоблюдение порядка транспортировки прицепов (по соответствию тоннажу) нередко становится причиной ДТП.

    Таким образом, случай, когда используется прицеп без категории Е, законодательно приравнивается к езде без прав, что может быть наказано штрафом в диапазоне 5000-15000 рублей. Кроме того, инспектор ГИБДД имеет право забрать транспортное средство на штрафстоянку, за которую придется платить немалые деньги.

    Для водителей, которые имеют прицеп, вес которого не превышает 750 кг, мы рекомендуем иметь при себе в распечатанном виде соответствующую выдержку из правил, что поможет избежать ненужных конфликтов при общении с сотрудниками ГИБДД.

    В заключение следует отметить, что в момент приобретения прицепа важно помнить, что общая его масса не должна быть больше, чем буксировочные характеристики вашей машины (устанавливаются производителем).

    Один раз разобравшись во всех нюансах и правилах управления автопоездом, можно навсегда оградить себя от необходимости доказывать свою правоту инспекторам ГИБДД. Достаточно будет иметь необходимые документы на ТС (в зависимости от вида и массы), а также соответствующие открытые категории в водительских правах.

    Видео о разъяснении ПДД при использовании прицепа