Что мешает водителю управлять автомобилем и нередко становится причиной ДТП? Факторы, мешающие водителю управлять автомобилем Кто что помешает водителю на дороге.

В данной статье мы расскажем о том, какие факторы отрицательно сказываются на способности водителя управлять транспортным средством.

Главный фактор, негативно влияющий на состояние водителя — это пьянство за рулем; об этом мы слышим чуть ли не с детского сада. Причем распространенной ошибкой является то, что многие полагают: если принять «на грудь» совсем немного алкоголя, ничего плохого не случится.
Так нет же: многочисленные официальные исследования подтверждают, что для водителя опасны как большие, так и малые дозы алкоголя. Учтите: прием 50 г водки увеличивает вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия в 2 - 3 раза. Распространенные мнения об отрезвляющем действии нашатырного спирта, кофе, чая, кратковременного сна, и т.п. не имеют под собой никаких оснований.

ВНИМАНИЕ
Результаты исследований, проведенных с помощью меченых изотопов, показали наличие алкоголя в коре головного мозга даже через 20 дней после его приема. Получается, что даже по истечении такого времени алкоголь может оказывать свое пагубное воздействие на состояние водителя. А ведь многие любят сесть за руль «после вчерашнего», с чувствительным «выхлопом» изо рта, полагая, что они в «полном порядке» и забывая о своей сниженной реакции и значительном содержании остатков алкоголя в организме.
Почему нетрезвый водитель считается более опасным для окружающих, нежели нездоровый или просто переутомленный? Ответ прост: в последних двух случаях человек осознает, что его возможности ограничены, и старается соблюдать повышенную осторожность. Пьяный же ведет себя как минимум неосмотрительно, а нередко — еще и агрессивно, и не в состоянии адекватно оценивать свои действия.

ВНИМАНИЕ
Пьяному водителю кажется, что до объекта на дороге (до пешехода, до другой машины, и др.) около 30 метров, тогда как в реальности это расстояние не превышает 15 - 18 метров. Он полагает, что нажал на тормоз мгновенно, а на самом деле — с заметным опозданием. Уже после приема 25 г алкоголя появляется труднопреодолимое и необоснованное желание рискнуть на дороге.
В новой редакции Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации указано, что под состоянием алкогольного опьянения подразумевается наличие этилового спирта в концентрации 0,3 грамма и более на один литр крови и 0,15 миллиграмма и более на один литр выдыхаемого воздуха (примечание к статье 27.12).

Еще один отрицательный фактор — это курение за рулем. Вспомните: в момент прикуривания вы смотрите на кончик сигареты, а не на дорогу. А ведь дорожная ситуация изменяется постоянно, и может хватить одного мгновения, чтобы вовремя не заметить появившееся препятствие на дороге!

Также водитель отвлекается на то, чтобы достать спички или зажигалку, либо стряхнуть пепел в пепельницу. При этом ему кажется, что он мгновенно перемещает взгляд с одного объекта на другой, а реально на это уходит около 1 секунды.
Помните: на скорости 70 км/ч автомобиль за одну секунду проходит около 20 метров! А поскольку вы переводите взгляд не только с дороги на сигарету (пепельницу, зажигалку и др.), но и обратно, то это расстояние следует удвоить.

Еще одна проблема — разговоры водителей по мобильному телефону во время движения. Недаром в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено наказание за разговор по мобильному телефону во время управления транспортным средством без использования системы «хэндс-фри».
Одной из наиболее распространенных причин возникновения тяжких дорожно-транспортных происшествий является переутомление водителя. Всегда следует помнить незыблемое правило водителя: устал — отдохни! Если вы чувствуете, что переутомились (особенно при длительной поездке) — выберите подходящее место, остановитесь и отдохните, хотя бы недолго.

Существует три степени водительского утомления. Легкая степень характеризуется зевотой и тяжестью век. При средней степени появляется резь в глазах, сухость во рту, какие-то фантазии; по телу может проходить теплая волна, и кажется, что другие машины едут очень медленно. При сильной степени утомления клонится вперед голова, руки сползают с руля, в глазах рябит, человек потеет и ему кажется, что все это происходит не с ним.

Вы можете снять легкое утомление, умывшись прохладной водой, либо немного отдохнув, либо выпив крепкого чаю. Но при среднем или сильном утомлении вам поможет только сон.
Если вы планируете отправиться в дальнюю дорогу — поспите перед тем, как выехать, не менее 7 часов, и не принимайте никакие успокоительные препараты. В пути периодически отдыхайте: остановитесь, выйдите из машины, разомнитесь. По возможности не ездите ночью, и не наедайтесь слишком сильно перед дорогой — это способствует сонливости.

При вождении автомобиля водителя сопровождает достаточно много негативных факторов, незначительных на первый взгляд, но приводящих к тому, что столь любимое занятие становиться делом нервным, напряженным и изматывающим. Оказывается, дело тут совсем не в увеличивающемся количестве движущегося транспорта, и не в большом количестве пробок, а все дело в самой человеческой природе! Так чего же нужно опасаться водителю на дороге:

1. Себя самого.

Основной опасностью на дороге является сам водитель. Как правило, каждый водитель считает, что ни один водитель, кроме него самого водить машину не умеет. Но и его тоже подстерегает опасность там, где он совсем не ждет. К примеру, торопишься куда-либо, дорогу не совсем хорошо видно, а впереди медленно двигается грузовик, а хочется то ехать в три раза быстрее. Собираешься обогнать, но в последний момент что-то тебя останавливает, проходит пара секунд и навстречу несется фура… Достаточный повод для размышлений!

Минутные порывы проехать на красный свет тоже ни к чему хорошему не приводят, в лучшем случае остановит ГИБДД, а в худшем, в вас может врезаться желающий успеть на загоревшийся зеленый, и для этого обошедший всех, кто был перед ним. Очень многие вещи в салоне автомобиля могут отвлечь внимание водителя: отсутствие автоматических стеклоподъемников, разговор по сотовому телефону, залетевшая оса и т. д.

Основное правило для водителя - не торопиться, не делать рискованных маневров и вовремя оценивать ситуацию, также не нарушать знаков, несоблюдение которых опасно для жизни и внимательно присматриваться к знакам ограничения скорости. Хочется спать за рулем, нужно остановить машину и отдохнуть.

2. Других водителей.

Большая часть аварий происходит не из-за нарушения правил движения, а из-за недопонимания водителей, ведь несмотря ни на что попадать в аварию желания ни у кого нет. Большинство водителей при появлении аварийной ситуации стараются ее предотвратить, исключение составляет следующая категория водителей, которых нужно вовремя определять на дороге и остерегаться:

  • Подставлялы, для которых это вид заработка.
  • Пенсионеры, у которых просто не хватает реакции увернуться.
  • Невнимательные, чересчур задумчивые водители, отвлекаются и не замечают опасность.
  • Женщины за рулем, которые считают, по известным только им причинам, что их все просто обязаны пропустить.
  • Водители больших автомобилей с такими же комплексами, что и женщины.
3. Пассажиров.

Когда в машине сидят пассажиры и показывают, как и куда ехать, то из-за них могут возникнуть проблемы. Стекла в машине от пассажиров часто запотевают, видимость плохая, к тому же, приходится удаляться от наезженных маршрутов, и незаметно становишься марионеткой. Хорошо, если пассажир сам водитель и все понимает, а если нет? То поворот проехали, нужно возвращаться, то еще что-нибудь.

4. Телефонных звонков.

Согласитесь, отвечать на телефонные звонки во время движения очень сложно, не мудрено и зацепить какую-нибудь машину, пытаясь рулить и переключать скорости одновременно одной рукой. Совет - обзаведитесь беспроводной гарнитурой, это уже не роскошь, а скорее необходимость.

5. Прохожих.

Нередко нельзя предугадать, что сделает пешеход в следующую минуту, хорошо, когда он законопослушно дожидается на переходе, когда загорится зеленый свет, но это на грани фантастики. Часто пешеходы переходят улицу там, где им вздумается, кто-то бежит, боясь опоздать на трамвай, не замечая машин, да еще и с ребенком на руках, резвые студенты несутся на занятия, торопясь к входу в корпус своего института. Бабульки, ленясь дойти до перехода, бегут по кратчайшему пути, размахивая клюшками, и это можно перечислять бесконечно.

6. Гаишников.

Основная проблема всех водителей - это гаишники. Многие водители согласятся, что от них есть какая-то польза. Иногда они находят угнанные машины, в опасных для разгона местах стоят с радаром и пугают лихачей, на этом, пожалуй, полезный список дел можно и закончить. Основная причина опасности гаишника для водителя кроется в низкой зарплате первого, а работа позволяет иметь приработок и немалый, можно даже проследить карьерный рост охранника правопорядка по скорости смены им личных автомобилей.

Так как работа гаишника заключается в контроле действий водителя на дороге, то по закону даже в случае формального нарушения водителя ждет штраф вплоть до лишения управления транспортным средством. Водитель, понимает, что его ждет штраф, и он должен заплатить. Так как он сознает, что потом ему нужно будет потратить кучу времени на оплату штрафа, да и размер штрафа будет больше, то ему намного проще сделать это на месте и миром разойтись.

Мы ездили, и будем ездить. Все мы делаем ошибки, но, не смотря, ни на что нужно соблюдать культуру вождения. И вместо гнева и обид пусть всем в дороге сопутствует только доброжелательность, начните с себя!

На дороге следует быть максимально сконцентрированным на езде – так учат нас в школе вождения.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся факторы, отвлекающие водителей от дороги, либо ухудшающие внимательность, реакцию, способность быть сконцентрированным и принимать адекватные решения.

Фактор первый: алкоголь

Извечная беда российских автовладельцев. Алкоголь в любом случае и в любых дозах отрицательно влияет на способность шофера управлять транспортным средством. И никаких оговорок при этом быть не может. Многие ошибочно надеются на крепость своего организма, полагая, что 50 граммов водки либо бокал пива не повлияют на их состояние. Это не так! Те, кто хоть раз участвовал в тестах на специальных стендах, моделирующих процесс езды, глазам своим не верят, когда смотрят на результаты тестирования!

Уже после 25 граммов водки появляется неосознанное желание полихачить. После 50 граммов водки скорость реакции и прочие медико-биологические показатели человека существенно снижаются; вероятность возникновения ДТП при этом возрастает в 2 – 3 раза. После более существенной дозы водитель становится не в состоянии правильно оценить расстояние от его автомобиля до препятствия (например, до пешехода). Водителю кажется, что перед ним 30 метров, на самом деле - всего 15.

Двух мнений быть не может: алкоголь за рулем опасен в любом количестве. И даже думать не следует о понятиях типа «максимально допустимая доза». К слову, традиционные представления об отрезвляющем эффекте некоторых препаратов – например, кофе, чая либо нашатырного спирта, на практике себя не оправдывают. «На практике» - это значит, в процессе медицинского освидетельствования водителя после задержания его сотрудниками ГИБДД. Рецепт здесь может быть один: длительный отдых. «После вчерашнего» за руль садиться категорически не рекомендуется. Разве что «после позавчерашнего», да и то следует помнить, что алкоголь хранится в организме в течение нескольких суток, что также может быть определено медицинским путем.

Фактор 2. Курение за рулем

Сколько процентов населения России курит? Столько же и на дороге курящих водителей (среди мужчин этот процент выше). Курение за рулем – явление настолько частое, что обходить его вниманием не следует, тем более что оно также нередко становится причиной ДТП.

Практически никто из курящих водителей в момент прикуривания не смотрит на дорогу – взгляд направлен на кончик сигареты и огонек зажигалки. Длится это в течение 2-3 секунд. Для аварии - более чем достаточно, так как ситуация на дороге меняется каждое мгновение. Уже на скорости 60 км/ч за одну секунду машина проходит 16,6 метров. Лишние секунды невнимательности возникают и из-за того, что приходится доставать зажигалку, стряхивать пепел в пепельницу или отвлекаться на то, чтобы опустить на ходу стекло.

Фактор 3. Разговоры по телефону

Об этой проблеме более чем доходчиво повествует соответствующая глава в новой редакции «Кодекса об административных правонарушениях». Беседы по мобильнику во время езды без использования системы «hands-free» чреваты серьезными штрафами именно по причине их опасности.

Да и вообще, разговоры по телефону (даже по правилам), впрочем, как и разговоры в машине с пассажирами, также являются отвлекающим фактором. Расхожий литературный образ «подпрыгнуть до потолка, услышав сногсшибательную новость» в условиях езды воплощается во вполне реальное дорожно-транспортное происшествие.

То же самое можно сказать об отвлекающем эффекте музыки и аудиокниг, не говоря уже об автомобильном телевизоре. Отвлекшись, на неприятность можно нарваться даже в «стоячей» пробке.

Фактор 4. Переутомление

Очередная водительская аксиома: устал, не выспался – отдохни! Не боритесь с организмом, выберите место для парковки, остановитесь и вздремните хотя бы ненадолго. Вспомните смертельно уставшего Штирлица, спешащего по делам. «Он спит, но ровно через двадцать минут он проснется и поедет в Берлин». Поступите и вы точно так же…

Сонливость возникает, в частности, после переедания, после приема сильнодействующих успокоительных препаратов. Легкая степень утомления, сонливость снимается при помощи холодного умывания, крепкого чая, кофе. Помогает также физкультурная разминка на обочине – буквально несколько упражнений. Успокоительному действию мягкого водительского кресла препятствует массажер. Однако при средней и сильной степени утомления помогает исключительно сон.

Фактор 5. Автомобильные безделушки

Казалось бы, мелочь и, тем не менее… Висящие на зеркале перед водителем брелоки, разного рода украшения в салоне также могут служить отвлекающим фактором. Тем более, если висячие безделушки закрывают шоферу обзор через лобовое стекло. Постарайтесь без всего этого обойтись. Для водителя в машине все должно быть посвящено езде – и только езде. Кстати, серьезно помешать обзору может даже неграмотно выбранное панорамное зеркало заднего вида.

Напоследок, совет начинающим водителям: свои первые 1000 км постарайтесь не отвлекаться ни на что, кроме того, что имеет непосредственное отношение к управлению транспортным средством.

Игорь Маслов, автоинструктор в Москве, в прошлом - преподаватель теории в школе вождения «Светофор».

Водителя нервируют другие водители и пешеходы? Известно, что существует три стадии опытности водителя:1. Я всем мешаю. 2. Мне все мешают. 3. Никто никому не мешает. До третей стадии доходят единицы. Я уже сто раз говорил о том, что водители, которые страшно матерятся, ругаются за рулём на других водителей, что те, мол, мешают им ехать плохо водят машину. Я всегда говорю и буду говорить, что это первый признак, что перед вами неважный водитель. А чем он лучше тех, кто ему помешал? И помешал ли ему кто-то вообще, или он сам так неумело ведёт машину, что сам ставит себя в неудобные ситуации? Думаю, всё дело здесь в гиперболизированном эго, в мнимой завышенной значимости своей собственной персоны, в непреодолимом желании возвысить свою персону над всеми окружающими. Это большая психологическая проблема. На самом деле водитель должен полностью подстраиваться под действия окружающих его участников движения: водителей автомобилей, мотоциклов, велосипедов и простых пешеходов. Вся изюминка секрета в том, что установка о соблюдении правил – это не главное. Главное - исправлять последствия нарушений других участников движения. И не задумываться при этом над причинами этих нарушений, и не смотреть в лица нарушителей! Боже упаси, от желания кого-то проучить! Нарушителем может оказаться и беременная женщина, и еще зеленый, не оперившийся новичок, а может - это инвалид на авто с ручным управлением (этому вообще ездить непросто), или иногородний водитель с трудом ориентирующийся в чужом городе. Если вы сможете изменить, таким образом, свой образ мыслей, то с удивлением обнаружите, что вам больше никто не мешает на дороге. Ругаться больше не на кого!

Что не нравится лично мне:
Странные телодвижения вокруг проблемы «тюнинга» людей, которые так и не разобрались в сущности вопроса.
Отдельная тема, когда вас подпирают сзади или обгоняют по правой обочине. Здесь не хватает вмешательства ГИБДД на вашей стороне. Проезд автотранспорта - отдельная тема. Поток, идущий в населённом пункте со скоростью 79 км/ч при знаке 60 км/ч - безобразие! Главный бич автошкол - недостаточное образование автоинструкторов.

Организация движения. По этому вопросу говорить можно бесконечно. Не буду. То, как у нас всё организовано на дорогах - это данность. Да, есть ловушки для невнимательных, но вождение автомобиля всегда требует повышенного внимания. И к ловушкам и к ямам и к бетонным блокам. Меня, например, расстраивают опасные торцы ограждений на построенных и строящихся дорогах, в том числе автомагистралях. Приводят в недоумение действия по стиранию вместе с верхним слоем асфальта неверно наложенной разметки и прочие ляпы. Предлагать дорожникам работать по-тщательней? Нет, это не ко мне.

Итак, что я предлагаю:
1) Внести в ПДД чёткое разъяснение требования «уступить дорогу» спец транспорту (включая скорую помощь). Существующее сегодня определение устарело и не предписывает водителям освобождать левый ряд при приближении спецтранспорта с проблесковым маячком и сиреной: «Уступить дорогу (не создавать помех)» - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.
2) Внести в ПДД понятие «обгон справа» и приравнять к нему опережение справа вне населённых пунктов на автомагистралях. Так же расценивать обгон по правой обочине как «обгон справа». Штраф от 5 000 руб и ли лишение прав до 4 до 6 месяцев.
3) Отменить дельту ненаказуемого превышения ограничения скорости в 20 км/ч в населённых пунктах, оставив её вне населённых пунктов.
4) Предложить разработать более безопасные меры для ограждения торцов отбойников на дорогах, особенно на развилках.
5) Разрешить учебную езду на автомагистралях. Ввести обязательные практические занятия по вождению в программу автошкол на загородных шоссе, в ночное время и на автомагистралях.
6) Разработать подробное и современное методическое пособие для преподавателей и мастеров производственного обучения автошкол.

Как вы знаете наши дороги постоянно , что очень отвлекает внимание любого водителя. Плюс к этому, на дорогах можно встретить водителей у которых неадекватное поведение по различным на то причинам (кто-то из-за отсутствия опыта, и т.д.). В этой ситуации у многих водителей по причине таких действий на дороге заметно снижается собственная безопасность. Вы ни в коем случае не должны быть похожими на таких горе автомобилистов. Наше интернет издание выбрало для вас десять определенных способов, которые помогут сохранить вашу безопасность на дороге во время передвижения на машине и сделают вас надеемся, более умелыми и опытными водителями.

10) Почувствуйте лично сами ваш автомобиль на скользкой дороге


Как это может помочь и научить лучше водить автомобиль: Выберите для начала безопасное место, чтобы . Это может быть любая пустая автостоянка или площадка по обучению вождению. После прошедшего дождя или снега сразу отправляйтесь в подобное место, чтобы научиться лучше чувствовать автомобиль на скользкой дороге. На скользкой дороге вы сможете узнать пределы вашей собственной машины, а также определить, в каких конкретных ситуациях она теряет сцепление с дорогой.

Для того чтобы в полной мере почувствовать автомобиль необходимо, на мокрой или обледенелой дороге попытаться сделать все так, что б машина начала терять сцепление с дорогой. Для этого необходимо, при резком наборе скорости вращать колеса машины в разные стороны, чтобы тем самым снизить ее сцепление с дорожным покрытием. Помните, все это делать вы должны в строго безопасном месте, где нет ни фонарных столбов, ни других автомобилей. .

9) Автомобильные видео игры


Вы возможно считаете, что такие видео игры не помогут вам научиться лучше водить машину? Тогда ответьте на один вопрос, почему пилоты самолетов долгое время обучаются на компьютерных симуляторах? На самом деле эти видео игры конкретно могут помочь любому водителю улучшить свои навыки в вождении. Дело здесь в следующем, существуют игры, которые практически представляют собой такой же виртуальный . Именно такие игры смогут обучить непосредственно водителя и внимательности (без которой на дороге не куда нельзя), и нужной реакции, и визуальной траектории движения машины, а также позволят ему на подсознательном уровне закрепить в своей памяти некоторые определенные действия, которые станут необходимыми для дальнейшего управления автомобилем в реальной жизни.

8) Научитесь обязательно управлять машиной с механической коробкой передач


Как это может помочь научиться лучше водить автомобиль: В последние годы доля автомобильного парка с автоматической коробкой передач неуклонно растет вверх. В первую очередь это связано с таким фактором, что автоматические трансмиссии намного удобней и практичней. Но к нашему разочарованию, такая автоматическая коробка передач не дает вам полного ощущения всего автомобиля. Многие новички на дороге в наши сегодняшнии дни, к сожалению умеют управлять машиной только с автоматической трансмиссией. Дело тут вот в чем, обучаться и теперь можно как на автомобиле с механической КПП, так и на оборудованной автоматической коробкой передач.

Помимо всего вы должны учиться на определенной практике так называемой "ситуационной осведомленности", это очень важно во всех аспектах нашей жизни, и тем более тогда, когда вы находитесь за рулем вашего автомобиля. Вождение машины с механической коробкой передач позволяет водителю оценивать на дороге более реальную ситуацию и всегда быть более внимательным во время движения. Для того чтобы быть более внимательным на дороге, вы должны научиться видеть все то, что окружает вас во время .

Начините сначала с простого, попытайтесь научиться видеть во время своего движения. Далее, во время своей поездки вы должны научиться не пропускать ни одного пешеходного перехода и не одну дорожку, предназначенную конкретно для велосипедистов. Научившись без особого труда читать все знаки и ту же разметку на дороге, вы постепенно переходите к следующему приобретению нужных вам навыков.

Теперь вам необходимо научиться при движении на машине видеть и замечать все автомашины, которые движутся вокруг вас.

В том числе это касается и мотоциклов, которые вы должны научиться не выпускать из вида и замечать их моментально, когда они проезжают мимо вас.

Это один из ключевых моментов внимательности помимо мастерства управления автомашиной, который преподают в любой автошколе спортивного вождения. Дело тут вот в чем, умея управлять машиной но не имея той нужной внимательность на дороге (например, если вы не наблюдаете за всеми транспортными средствами находящихся вокруг вас), в экстренной ситуации вероятнее всего вы не сообразите, что делать и как вам поступить, в какую сторону надо повернуть. Причина очень проста, - вы не были в курсе вашего окружения на дороге.

1) Больше ездите на автомобиле


Как это может помочь научиться лучше водить автомобиль: Л учшее, что вы можете сделать, чтоб стать более опытным и умелым водителем, это прежде всего практика, практика и еще раз практика. Чем больше будете ездить за рулем автомобиля, тем больше опыта вы будете получать. Получив маленький опыт в автошколе и далее закрепив его самостоятельно на специальных площадках, а возможно пройдя даже курсы дополнительного мастерства по управлению автомобилем, вы постарайтесь не отказываться от дальнейших поездок на машине. Никогда не бойтесь садиться за руль. Имейте в виду, если вы лишний раз будете опасаться куда-то ехать, то страха у вас будет еще больше чем прежде, и выйти из этого порочного круга будет очень тяжело.

Замены и альтернативы этому просто нет. Это точно так же, как игра на музыкальном инструменте или занятие лыжным спортом. Без каждодневной практики вы не сможете закрепите свой опыт вождения и со временем просто его растеряете. Ведь многим из нас известно, что если музыкант будет играть на музыкальном инструменте всего 4 раза в год, то наверняка он просто разучиться владеть в совершенстве своим игровым мастерством (если конечно он не Моцарт). Также обстоят дела и с навыком вождения автомобиля (если только вы не второй великий Сенна).

Таким образом вам просто надо запомнить, если вы остерегаетесь своей машины и недавно получили водительское удостоверение, т.е. права, то, самое первое, что вам необходимо сделать, так . Вы боитесь машин? Это поправимо, тренируйтесь тогда конкретно на специально отведенной площадке или выезжайте на дорогу в 4 утра, когда в вашем населённом пункте все дороге практически еще пустые.