Старая шляпа детства (О Сельме Лагерлёф). Сельма Лагерлёф презентация к уроку по чтению на тему Рассказ о жизни и творчестве с лагерлеф

Уроки 97-98. Сельма Лагерлеф. «Святая ночь»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Лагерлеф; раскрыть содержание произведения С. Лагерлеф; учить анализировать характер и поступки героев; обогащать словар ный запас учащихся; отрабатывать навыки беглого выразитель ного чтения; развивать память, речь, мышление.

Ход урока 1

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

Пересказ текста М. Твена от имени Тома Сойера.

III . Изучение нового материала. Разгадывание кроссворда

(Кроссворд см. в приложении.)

Ответы: 1. Молитва. 2. Ангел. 3. Горе. 4. Рождество. 5. Грех. 6. Псалтырь. 7. Сочельник Рождественский. 8. Арфа.

-Какое слово получилось по вертикали?

(Лагерлеф.)

IV . Ознакомление с жизнью и творчеством С. Лагерлеф

1. Вступительная беседа.

-Какие произведения Сельмы Лагерлеф вы читали или зна ете?

(«Путешествие Нильса с дикими гусями».)

2. Рассказ учителя о писательнице.

Шведская писательница Сельма Оттилиана Ловиза Лагер леф родилась в провинции Вермланд, в Южной Швеции. В семье Эрика Густава Лагерлефа, офицера в отставке, и урож денной Ловизы Валрот было пятеро детей, М Сельма была чет вертым ребенком. В трехлетнем возрасте у девочки случился детский паралич, после которого она не могла целый год хо дить и на всю жизнь осталась хромой. Воспитывалась она дома, главным образом под присмотром бабушки, которая раскалы вала ей увлекательные сказки и легенды. В детстве Сельма жад но читала и сочиняла стихи.

Решив стать учителем, она поступила в Королевскую выс шую женскую педагогическую академию в Стокгольме и за кончила ее в 1882 г. В том же году умирает ее отец, и родовое имение Морбакка продается за долги. Эта двойная потеря, отца и семейного дома, была для девушки тяжелым ударом. Вскоре Сельма получает место преподавателя в школе для девочек в Ландскроне на юге Швеции, где она становится очень попу лярной у своих учениц. Под впечатлением легенд и красочных пейзажей Вермланда она начинает писать роман и посылает первые главы на литературный конкурс, организованный жур налом «Идун». Редактор журнала не только присудил Лагер- леф первую премию, но и предложил ей напечатать весь роман целиком. Пользуясь материальной поддержкой своей подру ги, баронессы Софи Альдеспаре, Лагерлеф взяла отпуск в школе и закончила роман «Сага о Йесте Берлинге».

После публикации первого романа Лагерлеф вернулась к преподавательской деятельности, но вскоре уволилась, чтобы писать свою вторую книгу, сборник новелл «Невидимые цепи», который появился в 1894 г. В том же году Лагерлеф знакомит ся с писательницей Софи Элкан, которая становится ее бли жайшей подругой. Благодаря стипендии, пожалованной коро лем Оскаром II , и финансовой помощи Шведской академии Лагерлеф могла теперь целиком посвятить себя литературе. Во время путешествия на Сицилию писательница собирает материал для своей следующей книги «Чудеса антихриста».

Поездка в Палестину и Египет дала Лагерлеф материал для создания двухтомного романа «Иерусалим». Это история се мей шведских фермеров, которые эмигрировали в Палестину. Роман получил высокую опенку за духовный психологизм в изображении флегматичных на вид шведских крестьян, ищу щих духовный идеал.

Книги Лагерлеф были настолько популярны, что она смог ла в 1904 г. выкупить имение Морбакка. В этом же году она получила золотую медаль Шведской академии. Два года спус тя был опубликован ее знаменитый детский роман «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции», а в 1907 г. вышла другая детская книга Лагерлеф - «Девочка с фермы на болотах». Обе книги написаны в духе народных сказаний, в них сочетается мечтательность волшебных сказок с крестьянским реализмом.

В 1909 г. Лагерлеф была присуждена Нобелевская премия «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духов ному проникновению, которые отличают все ее произведения».

После получения Нобелевской премии Лагерлеф продолжала писать о Вермланде, его легендах и о тех ценностях, которые олицетворяет собой родной дом.

В 1914 г. Лагерлеф избирают членом Шведской академии. В начале 20-х гг. она становится в ряд ведущих шведских писа телей. К этому времени Лагерлеф выпустила несколько популярных автобиографических книг, среди них воспоминания о детстве «Морбакка». Некоторые ее романы были экранизированы.

После продолжительной болезни Лагерлеф умерла от пери тонита в своем доме в возрасте 81 года.

V . Физкультминутка

VI . Работа над произведением «Святая ночь»

    Чтение учителем и учащимися.

    Первичное восприятие текста.

- Каковы ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытали при чтении?

VIII. Итог урока

    Что нового вы узнали о С. Лагерлеф?

    О чем произведение, которое мы только что читали?

    Что вам больше всего запомнилось?

Домашнее задание: перечитать текст, приготовить выразитель ное чтение.

Ход урока 2

Организационный момент

П. Речевая разминка

1. Чтение стихотворения с разными интонациями.

Я знаю, праздника вы ждете!

На этом празднике найдете

Смех, игры, сказку, волшебство!

Ведь наступило Рождество!

А что такое Рождество?

Конечно, это волшебство!

А слово «Рождество» откуда?

То день и час рожденья чуда!

    Заучивание стихотворения за 2 минуты.

    Проверка выученного стихотворения.

III . Работа над рассказом «Святая ночь»

1. Беседа.

- Почему смерть бабушки была для писательницы самым
большим горем? Подтвердите свое мнение цитатами из
текста.

    О чем история, которую рассказала бабушка?

    Чему она хотела научить свою внучку?

    Почему рассказ разделен на две части? 2. Характеристика главных героев.

    Каким был пастух? Охарактеризуйте его.

    Какие перемены произошли в сердце пастуха? (Он понял, что надо быть внимательным к окружающим, помогать тем, кто нуждается в помощи.)

    Как бабушка объяснила девочке то, что произошло с пас тухом? («То, что увидел тогда пастух, могли бы и мы уви деть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы могли достойны этого».)

IV . Физкультминутка

V . Составление плана рассказа

-А сейчас вы будете работать с текстом самостоятельно.
Составьте план бабушкиного рассказа о рождественской
ночи для пересказа.

(Ребята работают самостоятельно.

Затем идет проверка выполненной работы.

Наиболее удачные пункты выписываются на доску.)

VI . Пересказ текста по плану

Слушается пересказ отрывка о рождественской ночи, *

VII . Итог урока

-Какое впечатление произвела на девочку рождественская
история? Почему вы так думаете?

* Домашнее задание: подготовить пересказ текста от имени пас туха.

Сельма Оттилия Ловеса Лагерлеф (1858-1940)

Сельма Лагерлеф родилась в 1858 году в Швеции в многодетной семье.Семья Сельмы принадлежала к древнейшему дворянскому роду. Отец девочки – отставной военный, мать – учительница.

Сельма родилась с раной на бедре. В три года ей парализовало ноги , и лишь в девять она начала с трудом передвигаться по усадьбе и окрестностям..Когда маленькую Сельму в трёхлетнем возрасте разбил паралич, эти истории о ее поместье, которые рассказывали бабушка и отец, стали её жизнью. Временами боли становились такими сильными, что приходилось оставлять даже попытки перенести её в гостиную. Так и росла она отдельно от других детей, и даже полёт мухи становился для неё событием. В то время как сёстры и братья (всего в семье было пятеро детей ) резвились на улице, она жадно слушала старинные сказки или сочиняла свои. Бабушка была главным человеком в ее жизни .Она часто садилась на ее постель и плела, будто кружево, истории о гномах и эльфах, населяющих окрестности, о прекрасных дамах и кавалерах прошлого... Бабушка умерла, когда Сельме было пять лет, но в усадьбу переехала тетя — и рассказы продолжились. Сказки остались, пропало главное — человек. Сказка поселилась в ее душе — и всю жизнь Сельма будет искать ее. К девяти годам , когда девочке вернули способность двигаться , она уже твёрдо знала, что станет писательницей.

Прилагая неимоверные усилия, будущая писательница училась ходить заново , опираясь на палку, которая навсегда стала ее верной спутницей. Но, несмотря на это, именно теперь девочка чувствовала, что большой мир открыл для нее свои двери.

Однако выживать в огромном обществе оказалось очень непросто. Каждое движение требовало больших физических усилий, да еще окружающие люди порой были настроены враждебно. Но Сельма Лагерлеф не сдавалась перед трудностями.Это доказывает ее упорство, трудолюбие и жизнестойкость.

С большим миром Сельма познакомится в восемнадцать лет : отец узнает о том, что в Стокгольме существует Гимнастический институт , где — пусть без гарантий — но возьмут на лечение и реабилитацию его дочь. О, для Сельмы то было время без сказки — время реальности. Первое столкновение с возможностями прогресса. Это было больно, почти невыносимо. Но спустя год она вышла из института на своих ногах. Правда, к ним навсегда прибавится «третья» — трость. В лицее ее так и будут дразнить «трехножкой» . А еще — «старухой».

С большим отставанием от сверстников в свои двадцать три года Сельма поступает в Стокгольмский лицей . И уже через год назло всем тем, кто называл ее переростком и калекой, девушка была зачислена в Высшую королевскую учительскую семинарию.

После успешной учебы Лагерлеф удачно находит свою первую работу . Это должность учителя в школе для девочек , находившейся в небольшом городишке на юге Швеции. Неординарная и образованная, она быстро находит общий язык со своими учениками. Проводимые ею уроки всегда интересны и увлекательны. Учительница Лагерлеф Сельма не заставляет детей заучивать привычный материал, а превращает уроки в занимательные спектакли. На таких занятиях цифры становятся не такими уж и скучными, исторические персонажи похожи на сказочных героев, а географические названия легче запоминаются в виде необычных мест на картах волшебных миров.

Однако в реальной жизни простой провинциальной учительницы не все так красиво. После смерти самого близкого ей человека – отца – Сельма изо всех сил старается не терять самообладание. Но беда не приходит одна. После отцовской кончины родовое поместье Морбакка, которое принадлежало семейству с XVI века, было продано с аукциона из-за огромных долгов. И тогда появилось рвение во что бы то ни стало сохранить старые семейные легенды . Так решила для себя целеустремленная и привыкшая к трудностям Сельма Лагерлеф.

Каждый вечер втайне от всех молодая учительница Лагерлеф пишет свой первый роман «Сага о Йесте Берлинге» . Герой произведения – путник, который, посетив старинную усадьбу, знакомится с ее настоящими жителями и их старинными легендами. Многие коллеги Лагерлеф считали такое творчество неактуальным во времена стремительного развития науки. Несмотря на такие нелестные замечания, молодая учительница все же решилась отправить свою рукопись на конкурс в известную газету. К большому удивлению окружающих победительницей стала именно Лагерлеф Сельма! Членами жюри конкурса была отмечена необычайная творческая фантазия писательницы. Именно этот факт окрыляет девушку и помогает поверить в собственные силы.

В последующие четырнадцать лет Лагерлеф становится широко известным автором исторических романов . Успешность ее произведений помогает писательнице получить королевскую стипендию . Однако каждая победа девушки воспринимается в обществе больше как везение, а не как результат упорной работы и большого таланта. Ведь не так-то просто разрушить старые стереотипы о том, что женщины не могут быть замечательными писателями.

Романы «Чудеса антихриста» и «Иерусалим» становятся очень популярными в Швеции. Также эти произведения пропитаны глубокой религиозностью, в которой с детства воспитывалась Сельма Лагерлеф. «Святая ночь», «Вифлеемский младенец», «Свеча от Гроба Господня» и другие истории, вошедшие в сборник «Легенды о Христе», являются явным тому подтверждением.

Несмотря на то, что Лагерлеф было написано множество произведений, мировую известность ей принесла именно сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» . Интересно, что изначально она задумывалась как учебное пособие для школьников. В такой увлекательной форме дети должны были изучать географию и историю Швеции, ее культуру и традиции. Однако появление такой книги помогло ребятам не только улучшить знания школьной программы, но и вместе с главным героем научиться сочувствовать несчастным и радоваться хорошим моментам, защищать слабых и помогать бедным. Во дворах стало модно играть в «гусенавтов» – так был прозван Нильс. Сельма Лагерлеф при этом чувствовала большую поддержку детей, чего нельзя было сказать о взрослых. Критики наперебой издавали разгромные статьи с резкими осуждениями автора. Назло всем недоброжелателям книга получила признание не только на родине писательницы, но и во всем мире.

Сельма Лагерлеф в 1909 году стала первой женщиной, которой была вручена одна из высочайших международных наград по литературе. «За благородный идеализм и богатство фантазии» писательница была удостоена Нобелевской премии . Золотая медаль, диплом и денежный чек были вручены ей самим королем Швеции Густавом V. И это не простая случайность. Ведь к этому времени Лагерлеф выпустила уже более тридцати книг и была любима далеко за пределами своей страны. Нужно отметить, что самым известным из ее произведений все-таки оставалась сказка о мальчике, который смог рассмотреть Швецию с высоты птичьего полета.

Получив Нобелевскую премию, Лагерлеф смогла выкупить семейное поместье, в котором она жила до конца своих дней, ведь именно благодаря Морбакке у нее появился замысел создания сказки о Нильсе. Последние самые большие произведения Сельмы Лагерлеф были написаны с 1925-го по 1928-й годы. Это три романа о Левеншельдах – «Перстень Левеншельдов», «Анна Сверд» и «Шарлотта Левеншельд».

Даже уже в немолодом возрасте и страдая от тяжелой болезни, Лагерлеф Сельма не могла оставаться в стороне от бед, которые преследовали Европу. В военное время между Финляндией и Советским Союзом она подарила свою золотую медаль Шведскому национальному фонду помощи Финляндии.

В тридцатых годах сказочница неоднократно принимала участие в спасении писателей и различных деятелей культуры от нацистских преследований . Организованный ее стараниями благотворительный фонд спас многих талантливых людей от тюрьмы и смерти. Это были последние благие деяния писательницы.

В марте 1940 года Сельма Лагерлеф ушла из жизни .

Цели урока:

  • познакомить учащихся с творчеством Сельмы Лагерлеф;
  • развитие словарного запасы учащихся;
  • воспитывать любовь и добро к ближнему;
  • воспитывать уважительное отношение к православной культуре.

Используемая методическая литература:

  1. Библия.
  2. Журнал "Воспитание школьника" № 7, 2006 г.

Используемое оборудование: Ноутбук, учебники.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Наш урок проходит в праздничные дни, в преддверии дня Святой Троицы.

Я желаю, чтобы урок прошел для вас с пользой. Может быть, вам удастся что-то для себя открыть.

2. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с великим волшебником в области литературы Сельмой Лагерлеф, которая поведует нам о великом таинстве рождения Господа нашего Иисуса Христа.

– Давайте мысленно перенесемся в Швецию. Именно здесь родилась и прожила всю свою жизнь писательница Сельма Лувиса Оттилия Лагерлеф.

Легенды родились в сердце Швеции – Вермланде – и поселились в дворянской усадьбе Морбакка. Это они шуршали на чердаке, играли ветвями огромных рябин, плотным кольцом окружавших Морбакку, порхали вокруг колыбели, где лежала дочь отставного военного и учительницы, хозяев усадьбы.

Но, увы, легенды не были всемогущи. Они не сумели уберечь ребенка от тяжелой болезни, лишившей возможности ходить. Единственным развлечением девочки стали рассказы ее тетушек и бабушки. А в 5 лет девочка потеряла любимую бабушку, смерть которой стала для нее настоящей трагедией.

Девочка очень рано пристрастилась к чтению. Ее любимыми писателями были Андерсен, Вальтер Скотт, Майн Рид. Уже в 7 лет Сельма решила непременно стать писательницей. Любой попадавшийся на глаза на лист бумаги заполняла стихами и прозой, пьесами и романами.

Когда Сельме исполнилось 10 лет, врачи вернули ей возможность двигаться. Но чтобы стать писательницей, девочке надо было учиться. Училась она долго и упорно, став впоследствии одной из самых замечательных писательниц Швеции. Сельма Лагерлеф автор 27 крупных произведений, в том числе сказочной эпопеи “Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции”, “Сага о Йесте Берлинге”, трилогия о Левеншельдах.

В книге “Сказания о Христе” писательница собрала легенды, рожденные на Востоке. А начала она эту книгу с рассказа о Спасителе, услышанного от бабушки в рождественскую ночь.

4. Чтение и анализ первой части текста.

(Чтение детьми законченными частями.)

– Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о чем поведует нам автор?

(О чем-то таинственном. Об ангелах, которые с небес смотрят на нас. О святом празднике.)

1-я ч. “Когда мне было…” до слов “Не было детей более счастливых…”

– От чьего имени идет повествование?

– Что было для детей настоящим счастьем?

(Настоящим счастьем для детей было слушать бабушкины рассказы.)

(Выборочное чтение.)

2-я ч. “Я смутно помню…” до слов “Как холодно веет ветер…”

– Прочитайте, какой образ бабушки навсегда сохранила Сельма Лагерлеф в своей памяти?

(Выборочное чтение.)

– Прочитайте слова, которые любила приговаривать бабушка.

(Выборочное чтение.)

– Как вы думаете, зачем она это делала?

(Я думаю, бабушка хотела, чтобы дети верили в чудеса, росли добрыми, отзывчивыми. Может быть поэтому Сельма Лагерлеф стала писательницей.)

3-я ч. “Вспоминаю я …” до слов “…когда она умерла.”

– Что из рассказанного бабушкой, запомнила писательница?

(Она помнила маленькие молитвы, стихи псалма, но больше всего ей запомнился рассказ о Рождестве Христовом.)

4-я ч. “Я помню то утро, …” до конца.

– Что навсегда ушло из жизни героини этого повествования со смертью бабушки?

(Из дома ушли сказания и песни, будто закрылась дверь в прекрасный волшебный мир.)

– Подтвердите ответ текстом.

(Выборочное чтение.)

– Что хотела бы нам рассказать Сельма Лагерлеф?

(Сельма Лагерлеф хотела бы рассказать нам удивительную историю, услышанную от бабушки в Рождественский сочельник.)

Словарь: псалом – религиозное песнопение.

5. Физкультминутка.

А сейчас мы встанем дружно
Отдохнуть немножко нужно.
Повернитесь вправо, влево,
Наконец присядьте смело!
Поработайте ногами,
Поработайте руками!
Улыбнемся, день хороший!
И похлопаем в ладоши!

6. Инсценирование.

Помню я, как в детстве в первый раз,
Слышала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слез,
Ведь родился маленький Христос.
Не в богатом именитом доме
И лежал не в пышной колыбели,
А в глухой пещере на соломе…

– Это случилось два тысячелетия назад в окрестностях города Вифлеема в стране Иудее. Родившегося Спасителя приветствовали пастухи.

1-й пастух: Как темно было – и вдруг такой яркий свет!

2-й пастух: В небе звезда зажглась новая, большая.

(Появляется Светлый ангел.)

Светлый ангел: Родился Спаситель мира, о котором предвозвещали пророки!
Это Иисус Христос! Вы найдете его в той пещере!

1-й пастух: Смотри, та далекая пещера вся словно в огне!

2-й пастух:

Чтоб на Христа взглянуть,
Чтоб поклониться Богу,
Отправимся мы в путь,
В опасную дорогу.

1-й пастух:

В дар Младенцу принесем
Меду, трав душистых.
Путь по звездочке найдем
Яркой, серебристой.

(Пещера, в которой Мария качает колыбель и поет.)

Мария :

Как пылают звезды над горами,
Пастухи в долинах бродят со стадами.
Смолкни, колокольчик, не шуми, овечка,
Спит Младенец в яслях, догорает свечка.

Ослик: Постой-ка, может Младенец немного озяб?

Вол: Мы нашим дыханьем согреем его.

Ослик: Гляди-ка, кажется, кто-то идет?

Вол: Пришли пастухи и стоят у ворот.

Мария: Бог в помощь, друзья! Заходите скорей!

1-й пастух: А где новорожденный?

2-й пастух: Да вот же он!

1-й пастух:

Прими, Христос, дары простые.
Вот хлеб и мед, а вот вода,
Мы люди бедные, но верим –
Грядут иные времена.

(Чтение учителем стихотворения А.А.Фета “Ночь тиха..”)

Ночь тиха. По тверди зыбкой Ясли тихо светят взору,
Звезды южные дрожат. Озарен Марии лик,
Очи Матери с улыбкой Звездный хор к иному хору
В ясли тихие глядят. Слухом трепетным приник.

Ни ушей, ни взоров лишних, – И над Ним горит высоко
Вот пропели петухи – Та звезда далеких стран:
И за ангелами в вышних С ней несут цари Востока
Славят Бога пастухи. Злато, смирну и ладан.

7. Чтение второй части текста.

(Чтение по ролям: маленькая девочка, бабушка, пастух, человек.)

Словарь: Рождественский сочельник-канун церковного праздника Рождества; лампада – небольшой сосуд, зажигаемый перед иконой.

8. Обобщение.

– Давайте попробуем ответить на вопросы, которые волновали маленькую девочку. Почему животные и предметы оказывали милосердие?

(Родился Иисус Христос и вся природа радовалась этому. Даже злой пастух сжалился над Матерью и Младенцем.)

– Как вы думаете, ребята, зачем Господь пришел к людям на землю?

(Любя людей, заботясь о них, Господь хотел показать смысл жизни и открыть путь к вечному счастью. Иисус-значит Спаситель. Христос-помазанник Божий.)

– А в чем, по – вашему, счастье?

(Счастье-это когда люди не болеют. Когда на земле нет войны – это тоже счастье. Люди должны любить друг друга и заботиться друг о друге. Господь пришел на землю, чтобы очистить людей от греха.)

– Заканчивая свой рассказ, бабушка произнесла такие слова:

“Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной”,– как вы их понимаете?

– Подумайте, как еще можно было озаглавить рассказ?

(“Рождество”. “Ночь перед Рождеством”. “Рождение Господа”.)

9. Домашнее задание:

– Дома, чтобы прочувствовать каждое художественное слово и образ, перечитайте текст еще раз. Подготовьте по содержанию вопросы, которые будете задавать друг другу.

10. Подведение итогов.

– Каждый вдумчивый читатель при знакомстве с произведением открывает что-то для себя. Какие же открытия вы сделали?

(Высказывания детей.)

– Ребята, помогите мне оценить наш урок. Чтобы вы взяли: солнышко или тучку?

(Дети выбирают солнышко и объясняют свой выбор.)

– Пусть ваши добрые дела просветляют нашу душу, как солнечные лучики, а грехи и пороки только затемняют ее, как тучки небо.

У наших предков была традиция: в Святки “сжигать” все свои неприятности. И сейчас я зажгу свечу, а вы, глядя на ее огонь, вспоминайте про себя, кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово. И пусть все ваши неприятности сгорят на этом пламени и больше не повторятся никогда.

в прошлый раз про Сельму Лагерлеф не ответил ни один человек:) я все же тешу себя надеждой, что не мы одни читали ее классическое произведение "Удивительное путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции " (я имею в виду не адаптированный рассказик, а толстенный том без сокращений). Кроме этого самого известного в России произведения, у писательницы есть много сказок и повестей, которые, скажем так, довольно сложное чтение и для взрослых. Но сегодня я немножко поговорю про Нильса. Это учебник географии - писательница с любовью и очень ярко описала все природные зоны родной страны и многие населенные пункты. Но мы изучать географию Швеции по этому учебнику не беремся, поэтому нас интересуют другие причины - зачем читать эту книгу современным детям? Причина первая: несмотря на то, что книга была написана более ста лет тому назад, она удивительно актуальна в плане воспитания экологического сознания. Кроме того, что рассказывается, к чему приводит бездумное пользование ресурсами (это бывает в детской литературе), еще и говорится, что делать и зачем: рассказ, как на месте уничтоженного леса дети и взрослые стали сажать маленькие деревца. Вот это самое ценное, а не "пугалочки" как все будет плохо и ужасно. Ребенку нужно конкретное действие, конкретный совет. Причина вторая: сам главный герой, Нильс, проходит очень длинный и трудный путь и метаморфозы, произошедшие с ним, не случайны. Очень подробно разъясняется причинно-следственная связь между поведением и последствием. И это не похоже на плоские назидательные рассказики, где "плохо себя вел мальчик и ай-яй-яй". Это рассказано на достаточной глубине и ведет к осознанности многих действий. Нильс получает по волшебству только наказание. Все остальное он ЗАРАБАТЫВАЕТ. И даже грозный приговор сердитого гнома (что Нильс станет человеком только в том случае, если зарежут его друга-гуся) уже не властен над ним - Нильс стал настолько сильным духовно, он заслужил свое чудо. В пути он совершает много удивительных подвигов и прилетает домой действительно другим человеком. Это как бы повесть о взрослении, превращении из эгоистичного ребенка в заботливого и ответственного взрослого. Что очень важно- Нильс не находит золотой ключик или волшебную щуку, исполняющую все желания. Он собственным трудом и личными усилиями проходит очень сложный путь. Причина третья: мир в произведении неидеален. Там есть и слезы, и горе, и потери. Но что важно: человек всегда преодолевает любые испытания и жизнь продолжается.
Причина четвертая: очень важный для детей мотив - умение поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. В истории, когда люди хотели осушить озеро, отчего могли погибнуть многие птицы, женщина, потерявшая своего сына, вдруг представляет себя такой осиротевшей птицей, лишившейся птенчиков, и просит жителей деревни оставить озеро на месте.
Причина пятая: книга полна интересных сведений о живой и неживой природе.
Причина шестая: с моей точки зрения, один из важнейших мотивов, которые необходимо включать в детскую литературу - как малая деталь (событие и тп) может полностью изменить жизнь. Так часто взрослые люди ждут "великих свершений", откладывая свои ежедневные мелкие дела за "неважностью"! Когда мы обсуждаем вопросы семейной жизни или воспитания, некоторые недоумевают, зачем вот это маленькое усилие или эта незначительная информация, я же хочу изменений вдруг и сразу, новую жизнь с понедельника! Чтобы все вокруг поменялось по мановению волшебной палочки. В одной из историй книги рассказно, как крошечные невидимые личинки одной бабочки потихоньку размножались и уничтожили целый лес, и сколько бед потом это все принесло. Очень бы советовала читать эту историю взрослым и по-другому посмотреть на "незначительное" в нашей жизни, будь то плохое или хорошее! Незначительные мысли, просто слова, всего лишь одно маленькое действие?

Думаю, основные причины я перечислила, а у тех, кому нравится творчество писательницы, найдутся еще и другие! (по поводу возраста: мы читали в пять лет, я не думала, что дочка выдержит такую тягомотную книжку - все же язык не очень для маленьких - но ей понравилось и просит перечитывать).
ссылка на произведения дана в прошлом посте с вопросами (понедельник, тэг детское чтение).
приятного чтения!

Легенды о Христе Лагерлеф Сельма

Старая шляпа детства (О Сельме Лагерлёф)

Старая шляпа детства

(О Сельме Лагерлёф)

«Большинство людей сбрасывают с себя детство, как старую шляпу, и забывают его, как ставший ненужным номер телефона. Настоящий человек только тот, кто, став взрослым, остается ребенком». Эти слова принадлежат известному немецкому детскому писателю Эриху Кёстнеру.

К счастью, в мире не так мало людей, которые забыли или не захотели в юности сбросить с себя старую шляпу детства. Некоторые из них – писатели-сказочники.

Сказка – первая книга, которая приходит к ребенку. Сначала сказки малышам читают родители, дедушки и бабушки, затем дети подрастают и начинают читать их сами. Как же важно, чтобы в руки взрослым – ибо именно они покупают и приносят в дом книги – попали добрые сказки.

Шведским родителям в этом отношении очень повезло. Народные предания, легенды и сказки в Швеции любили всегда. Именно на основе фольклорных произведений, произведений устного народного творчества, на Севере была создана литературная, или авторская, сказка.

Нам известны имена Сельмы Лагерлёф, Захариуса Топелиуса, Астрид Линдгрен и Туве Янссон. Эти сказочники писали на шведском языке. Они подарили нам книги про Нильса Хольгерссона, отправившегося в путешествие по родной стране вместе с гусаком Мартином (или Мортеном), сказки о Сампо-Лопарёнке и портном Тикке, пришившем Швецию к Финляндии, веселые повести о Малыше и Карлсоне, о Пеппи Длинный-чулок и, конечно, волшебную сагу о семействе Муми-троллей.

Пожалуй, менее всего в нашей стране известно творчество Сельмы Лагерлёф. Ее считают прежде всего «взрослой» писательницей. Однако это совсем не так.

Сельма Лагерлёф прославилась во всем мире (и в нашей стране) прежде всего как детский писатель своей книгой «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» (1906–1907), в которой были использованы сказки, предания и легенды провинций Швеции. Но знаете ли вы, что эта книга – не просто сказка, а роман, да еще к тому же настоящий учебник географии для шведских школ?

Учебник этот долгое время не принимали в школах, учителя и строгие родители считали, что вовсе ни к чему их детям получать удовольствие от учебы. Однако писательница Лагерлёф придерживалась иного мнения, ибо воспитывалась в совершенно необычной для конца XIX века семье, где старшее поколение не сомневалось в необходимости развивать в детях фантазию и рассказывать им волшебные истории.

Сельма Луиса Оттилия Лагерлёф (1858–1940) родилась в дружной и счастливой семье отставного военного и учительницы, в усадьбе Морбакка, расположенной на юге Швеции, в провинции Вермланд.

Жизнь в Морбакке, сказочная атмосфера старинной шведской усадьбы оставили неизгладимый след в душе Сельмы. «Никогда не стала бы я писательницей, – признавалась она впоследствии, – если бы не выросла в Морбакке, с ее старинными обычаями, с ее богатством преданий, с ее добрыми, дружелюбными людьми».

Детство Сельмы было очень тяжелым, хотя и была она окружена любящими родителями, четырьмя братьями и сестрами. Дело в том, что в трехлетием возрасте она перенесла детский паралич и потеряла возможность двигаться. Лишь в 1867 году в специальном институте в Стокгольме девочку смогли вылечить, и она стала самостоятельно ходить, но на всю жизнь осталась хромой.

Однако Сельма не унывала, ей никогда не было скучно. Отец, тетя и бабушка рассказывали девочке предания и сказки родного Вермланда, да и сама будущая сказочница очень любила читать, а с семи лет уже мечтала стать писательницей. Даже в столь юном возрасте Сельма много писала – стихи, сказки, пьесы, но, конечно, они были далеки от совершенства.

Домашнее образование, полученное писательницей, было выше всяческих похвал, но его надо было продолжать. И в 1882 году Сельма поступает в Королевское высшее учительское училище. В том же году умирает ее отец, и любимая Морбакка продается за долги. Это был двойной удар судьбы, но писательница смогла выстоять, окончить училище и стала учительницей в школе для девочек в городе Ландскруна на юге Швеции. Сейчас в городе на одном из небольших домов висит мемориальная доска, в память о том, что именно там Лагерлёф написала свой первый роман, благодаря которому она состоялась как писательница, – «Сагу о Йёсте Берлинге» (1891). За эту книгу Лагерлёф получила премию журнала «Идун» и смогла оставить школу, посвятив себя целиком писательскому труду.

Уже в первом своем романе писательница использовала известные ей с детства сказания родной Южной Швеции и впоследствии неизменно возвращалась к фольклору Скандинавии. Сказочные, волшебные мотивы есть во многих ее произведениях. Это и сборник новелл о Средневековье «Королевы Кунгахеллы» (1899), и двухтомный сборник «Тролли и люди» (1915–1921), и повесть «Сказание о деревенской усадьбе», и, конечно, «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» (1906–1907).

Сельма Лагерлёф верила в сказки и легенды и могла их талантливо пересказывать и придумывать для детей. Она и сама стала легендарной фигурой. Так, рассказывают, что идею «Удивительного путешествия Нильса…» писательнице подсказал… гном, повстречавшийся ей как-то вечером в родной Морбакке, которую писательница смогла выкупить, уже будучи известной, в 1904 году.

В 1909 году Лагерлёф была присуждена Нобелевская премия. На церемонии вручения писательница осталась верна себе и вместо серьезной и рассудительной благодарственной речи рассказала… о видении, в котором ей предстал отец «на веранде в саду, полном света и цветов, над которыми кружились птицы». Сельма в видении рассказала отцу о присуждении ей премии и о своем страхе не оправдать огромную честь, оказанную ей Нобелевским комитетом. В ответ отец после небольшого раздумья стукнул кулаком по подлокотнику кресла и грозно ответил дочери: «Я не собираюсь ломать голову над проблемами, которые невозможно решить ни на небе, ни на земле. Я слишком счастлив оттого, что тебе дали Нобелевскую премию, и не намерен беспокоиться о чем-либо еще».

После вручения премии Лагерлёф продолжала писать о Вермланде, его легендах и, конечно, о семейных ценностях.

Она очень любила детей и была прекрасной рассказчицей. Даже самые скучные вещи, как, например, курс географии Швеции, ей удавалось рассказать весело и интересно.

Прежде чем создать «Удивительное путешествие Нильса…», Сельма Лагерлёф изъездила почти всю страну, внимательно изучила народные обычаи и обряды, сказки и предания Севера. В основе книги лежат научные сведения, но облечены они в форму приключенческого романа. Нильс Хольгерссон похож на Мальчика-с-пальчика, но он не сказочный герой, а непослушный ребенок, приносящий много огорчений своим родителям. Путешествие с гусиной стаей позволяет Нильсу не только много повидать и многому научиться, познать мир животных, но и перевоспитаться. Из злого и ленивого сорванца он превращается в доброго и отзывчивого мальчика.

Именно таким послушным и милым ребенком и была в детстве сама Сельма Лагерлёф. Ее родители не просто любили своих детей, они старались правильно воспитать их, привить им веру в Бога и стремление жить по заповедям Божиим.

Сельма Лагерлёф была глубоко верующим человеком, и потому особое место в ее творчестве занимают христианские легенды. Это, прежде всего, «Легенды о Христе» (1904), «Легенды» (1904) и «Сказка о сказке и другие сказки» (1908).

Писательница считала, что, слушая в детстве сказки и рассказы взрослых, ребенок формируется как личность, получает основные представления нравственности и морали.

Образ Иисуса из Назарета явно или незримо присутствует во всех произведениях писательницы. Любовь ко Христу как смысл жизни является главным мотивом в таких произведениях, как новелла «Астрид» из цикла «Королевы Кунгахеллы», в книге «Чудеса Антихриста» и двухтомном романе «Иерусалим». В Иисусе Христе Лагерлёф видела центральный образ человеческой истории, ее смысл и цель.

«Легенды о Христе» – одно из важнейших произведений Сельмы Лагерлёф, написанное в простой и доступной детям манере.

Цикл этот важен для понимания не только всего творчества Лагерлёф, но и личности самой писательницы, ибо именно в «Легендах о Христе» возникает образ одного из самых любимых Лагерлёф людей – ее бабушки.

Маленькая Сельма, лишенная возможности бегать и играть со сверстниками, всегда была увлеченной слушательницей бабушкиных историй. Мир ее детства, несмотря на физическую боль, был наполнен светом и любовью. Это был мир сказки и волшебства, в котором люди любили друг друга и старались помочь ближнему в беде, протянуть руку помощи страждущему и накормить голодного.

Сельма Лагерлёф считала, что нужно верить в Бога, почитать и любить Его, знать Его учение о том, как следует относиться к миру и людям, чтобы жить свято, достигнуть спасения и вечного блаженства. Она была убеждена в том, что любой христианин должен знать Божественное учение о происхождении мира и человека и о том, что с нами будет после смерти. Если человек ничего этого не знает, считала писательница, то жизнь его лишается всякого смысла. Не знающий, как нужно жить и почему нужно жить так, а не иначе, подобен ходящему во тьме.

Изложить учение христианской веры и сделать его понятным ребенку очень трудно, однако Сельма Лагерлёф нашла свой путь – она создала цикл легенд, каждая из которых читается как самостоятельная увлекательная история.

Лагерлёф поочередно обращается к евангельским событиям земной жизни Иисуса Христа: это и поклонение волхвов («Колодец Мудрецов»), и избиение младенцев («Вифлеемский младенец»), и бегство в Египет, и детство Иисуса в Назарете, и Его приход в храм, и Его страдания на кресте.

Каждое событие жизни Иисуса Христа излагается не в строгой и сухой канонической форме, а в увлекательной для ребенка манере, часто с совершенно неожиданной точки зрения. Так, крестные страдания Иисуса рассказывает маленькая птичка из легенды «Красношейка», а об истории бегства Святого семейства в Египет читатель узнает от… старой финиковой пальмы.

Часто легенда вырастает из одной лишь детали или упоминания, которые есть в Священном Писании, тем не менее писательница неизменно следует духу евангельских описаний земной жизни Иисуса.

Поскольку далеко не все сейчас знают историю жизни и вознесения Иисуса Христа, то мы считаем нужным рассказать здесь кратко о Его земных днях, поскольку предварительные сведения помогут вам лучше понять легенды Сельмы Лагерлёф.

Иисус Христос – Сын Божий и Бог, живший на земле как человек 33 года. До 30 лет Он жил в бедном галилейском городе Назарете с Матерью Своей Марией и Ее обручником Иосифом, разделяя его домашние труды и ремесло, – Иосиф был плотником. Потом явился Он на реку Иордан, где принял крещение от Своего Предтечи (предшественника) – Иоанна. После крещения Христос провел в пустыне сорок дней в посте и молитве; здесь выдержал Он искушение от диавола и отсюда явился в мир с проповедью о том, как нам жить и что делать, чтобы войти в Царствие Небесное. Проповедь и вся земная жизнь Иисуса Христа сопровождалась многочисленными чудесами. Несмотря на это, иудеи, обличаемые Им в своей беззаконной жизни, возненавидели Его, и ненависть возросла до того, что после многих мучений Иисус Христос был распят на кресте между двумя разбойниками. Умерший на кресте и погребенный тайными учениками, Он, силой Своего всемогущества, на третий день после Своей смерти воскрес и по Воскресении в продолжение сорока дней многократно являлся верующим, раскрывая им тайны Царствия Божия. В сороковой день, в присутствии Своих учеников, Он вознесся на небо, а в пятидесятый – послал им Духа Святого, просвещающего и освящающего всякого человека. Со стороны Спасителя страдания и крестная смерть были добровольной жертвой за грехи людей.

Господь хотел, чтобы человек изменился, научился жить в любви и смирении, и потому свой цикл легенд о Нем писательница заканчивает историей «Свеча от Гроба Господня» – о преображении буйного нравом рыцаря-крестоносца. Он перерождается, становится совсем другим человеком, добрым и кротким, готовым на жертву ради блага другого человека.

Сельма Лагерлёф, которая никогда не забывала про старую шляпу детства, всегда верила, что человек может измениться к лучшему, как рыцарь Раньеро ди Раньери или как Нильс Хольгерссон.

Постарайтесь измениться и вы, прочтя эту книгу!

Наталия Будур

Из книги Жизнь и смерть Кришнамурти автора Латьенс Мери

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Из книги Мифы и легенды Ирака автора Стивенс Е С

Старая чета и их коза Жили-были старик со старухой. Они держали козу, которую очень любили. Дом их был построен из глиняных кирпичей, а дверь его – из камыша. В этом доме они и жили с козой.Однажды дами, которая жила рядом в пустыне, истосковалась по крови и сказала про

Из книги Великий Спорщик автора Стотт Джон

Старая и новая нравственность Все это очень важные вопросы, и то, как отвечали на них фарисеи, разительно отличалось от того, что говорил Иисус Христос. И сегодня на эту тему ведутся жаркие дискуссии, особенно когда речь заходит о так называемой «старой нравственности» и

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

СТАРАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА условное название для герменевтики, сформировавшейся в *схоластической ср. - век. библеистике на основе иудейских и святоотеч. правил толкования Библии. Важнейшей чертой С.г. является признание *полисемантизма Писания. С.г. различает в Библии 1)

Из книги Призвание быть пастором автора Соболев Николай Алексеевич

СТАРАЯ ИСАГОГИКА условное обозначение господствовавших до 19 в. взглядов на происхождение библ. книг. С.и. стремилась установить *авторство для каждой свящ. книги даже тогда, когда данных для этого было недостаточно.Ветхозаветная С.и. сложилась в рамках *иудейства

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Глава 2. Старая церковь Итак, я стал пресвитером церкви, которая уже существовала более сорока лет. Мне было тогда 38 лет. Атмосфера внутри церкви была ужасная: пресвитера сняли, молодежь разъехалась, пятеро пожилых братьев не могли собираться в братской комнате, потому

Из книги Войны за Бога. Насилие в Библии автора Дженкинс Филипп

Старая принстонская теология (Princeton Theology, Old). Ведущее течение американского пресвитерианства, влиявшее на религиозную жизнь США со времен основания Принстонской семинарии в 1812 г. до реорганизации этого учебного заведения в 1929 г. Первый профессор Принстонской семинарии

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

Старая Библия и новые христиане Если говорить о христианах, забытые тексты для них не исчезли бесследно, но они ждут, когда их заново откроют в церквах, члены которых думают иначе, чем думают западные люди. Это могут быть маргинальные секты или культы либо новые церкви,

Из книги Христианские притчи автора Автор неизвестен

Старая щеколда На Святой Горе у меня на келий у двери была старая щеколда. Ее нужно было подвинуть, чтобы открыть дверь. Но щеколда производила сильный скрип. Каждый раз, когда приходил человек, щеколда делала так: «Кра - а–а - ак!» Шум был слышен за сто метров. Люди не

Из книги Рождественские рассказы автора Черный Саша

Городской житель и старая обезьяна Один городской житель заблудился в лесу, где жила старая обезьяна, владевшая магическим даром. Обезьяна околдовала незваного гостя, сделала его своим рабом и помыкала пленником, как хотела. Она часто ездила на нём, сидя у него на шее, а в

Из книги Ислам и политика [Сборник статей] автора Игнатенко Александр

Сельма Лагерлеф СВЯТАЯ НОЧЬ Когда мнe было пять лет, меня постигло большое горе. Я не знаю, испытала ли я впоследствии горе большее, чем тогда.У меня умерла бабушка. До того времени она каждый день сидела на угловом диване в своей комнате и рассказывала чудные вещи.Я не

Из книги Дождь из цветов (бурятские буддийские притчи) (СИ) автора Муханов Игорь

Старая мельница В давние старые времена в Тюрингии, близ Аполды, была старая мельница. Она выглядела как обычная кофейная мельница - с той лишь разницей, что была гораздо больше, и ручка у нее была не наверху, а сбоку. Эта мельница обладала удивительным свойством. Если в ее

Из книги автора

Старая площадь, дубль два Становится все более ясно, что Соединенные Штаты при посильной помощи Саудовской Аравии начали осторожный демонтаж мощного внешнеполитического инструмента, который был создан Саудовской Аравией в последние 30 лет и привел ко всемирному

Из книги автора

ШЛЯПА, НАПАДАЮЩАЯ НА ЧЕЛОВЕКА Большой караван, следовавший из Китая в Монголию, приближался к перевалу. Егопогонщики торопились попасть в ближайшую деревню до темноты, чтобы распрячь инакормить уставших в пути верблюдов.Внезапно подул сильный ветер и сорвал