Обоснование закупки легковой машины по 223 фз. Закупка в электронной форме

Сколько вешать точно?

Закупка запасных частей автомобилей по правилам Закона № 223-ФЗ

Закупка запчастей - актуальный вопрос для каждой организации, на балансе которой есть автотранспорт. Заказчики, работающие по Закону № 223-ФЗ, должны быть при этом особенно внимательны, поскольку для них такая закупка подразумевает три дополнительных вопроса: формулировка предмета закупки, точное определение способа и формы закупки и установление объёма закупки.

Что закупаем?

Если на повестке дня стоит приобретение одной отдельно взятой детали или набора таких деталей, то с предметом закупки всё более или менее ясно - это товар определённого наименования с определёнными техническими характеристиками.

Но как правило запчасти фигурируют в составе более сложных контрактов. Так, заключаются договоры на техобслуживание автомобилей, которые помимо поставки нужных деталей подразумевают и работы по их установке. В эти же договоры может быть включено условие об оказании услуг по диагностике неполадок. В этом случае формулировка предмета закупки будет отталкиваться не от описания запчастей, подлежащих установке, а от описания того автомобиля, техобслуживание которого является предметом договора.

Проще говоря, перечень деталей в договоре техобслуживания автомобилей можно не приводить вовсе, и это не будет нарушением требований Закона № 223-ФЗ - при условии, что в закупочной документации и в проекте договора, в частности, точно описан автомобиль, который подлежит техобслуживанию, и перечень работ и услуг, входящих в это самое техническое обслуживание. Если же эти требования сформулированы расплывчато и неопределённо, то заказчику может быть вменено нарушение антимонопольного законодательства: жалобщик будет убеждать антимонопольную службу, что если бы требования были точны, то в этой закупке смог бы поучаствовать более широкий круг потенциальных поставщиков.

При этом в отличие от госзаказчика, субъект Закона № 223-ФЗ не связан ограничением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, а значит он может указывать определенный товарный знак (марку) закупаемых деталей даже без обоснования их совместимости. Для заказчика, работающего по Закону № 223-ФЗ, указание на марку не считается необоснованным ограничением конкуренции - такое ограничение обосновано технологическими потребностями данного заказчика, и этого вполне достаточно, чтобы соответствовать норме п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Первоначально Антимонопольная служба была против такого подхода, требуя оговорку об аналоге в закупочной документации по аналогии с системой госзаказа. Однако начиная с 2013 года заказчикам удаётся отстоять в суде своё право на указание марки. По мнению суда, Закон № 223-ФЗ не содержит прямого запрета на указание в документации о закупке на товарные знаки или наименование производителя, и таким указанием заказчик предъявляет ограничительное требование не к участникам закупки, а к товарам определенных производителей, что свидетельствует о том, что участник, подавший заявку, не ограничен в правах на заключение договора поставки, и такая возможность предусмотрена для неограниченного числа поставщиков (эта позиция сформулирована, в частности, в постановлениях Семнадцатого арбитражного апелляционного суда № 17АП - 213/2013-АК от 12.02.2013 и № 17АП-1205/2013-АК от 01.03.2013).


Закупка в электронной форме

Если при установлении требований к закупаемой продукции и участникам заказчик ограничен нормами антимонопольного законодательства, то при выборе способа проведения закупки запчастей он пока что ограничен лишь нормами собственного положения о закупках. При этом не стоит игнорировать нормы Постановления Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 - даже если закупка позиционируется как заключение договора на выполнение работ или услуг по техническому обслуживанию автомобилей, наличие в рамках такого техобслуживания поставки деталей и принадлежностей автомобиля автоматически относит такую закупку к перечню товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Можно, конечно, оспаривать распространение этой нормы на договор техобслуживания, но едва ли в этом случае помогут доводы о том, что закупаются не только запчасти - в данном случае важно, что и они закупаются тоже.

В этой ситуации заказчику нужно лишь не забывать о том, что способ закупки выбирает он сам согласно своему положению о закупках. Ведь Постановление № 616 требует от заказчика закупать детали автомобиля посредством электронных закупок, однако такой закупкой не обязан быть электронный аукцион. Тем более если предметом закупки является не отдельная деталь, а именно техобслуживание, то заказчику целесообразно выбрать в качестве способа закупки электронный запрос предложений, который можно провести оперативно, но при этом сравнить не только цены, но и качество работ потенциальных поставщиков. Даже Антимонопольная служба признаёт, что Закон № 223-ФЗ не устанавливает минимальных сроков публикации извещения о проведении закупки с использованием неторговых способов (запроса цен, запроса предложений и т.п.) - это подтверждено, например, решением Санкт-Петербургского УФАС по делу № Т12-43/13 от 28.03.2013.

Выбирая способ закупки, заказчик должен представлять, по какому принципу он будет в итоге определять победителя. При проведении аукциона или запроса котировок единственным критерием выбора победителя будет являться цена: за деталь, за партию деталей или за техобслуживание автомобиля, в зависимости от того, что определено в качестве предмета закупки. Если заказчик рискнул выбрать именно такой способ, то необходимо максимально подробно описать требования к детали или перечень работ, причём с детализацией того, что именно подразумевает каждый пункт этого перечня. Если такие требования будут сформулированы недостаточно точно, то недобросовестный поставщик сможет демпинговать, просто выискивая в закупочной документации «лазейки», позволяющие ему сэкономить на качестве (за время действия ушедшего в историю Закона № 94-ФЗ эта схема была многократно отработана). При этом если заказчик допустит в формулировке подробных требований субъективизм, то он рискует быть обвинённым в «заточке» документации под конкретного поставщика.

Проведение закупки с помощью конкурса или запроса предложений позволяет ориентироваться не только на цены потенциальных поставщиков, но и на качество запчастей или работ. Здесь уже важно не столько сформулировать исчерпывающие требования к качеству, сколько определить критерии и порядок сопоставления предложений потенциальных поставщиков. Для этого заказчику сперва нужно будет установить те ключевые аспекты, по которым будет проводиться сравнение: гарантийный срок службы детали, страна её производства, скорость выполнения ремонта и готовность гарантировать длительную работу отремонтированного узла автомобиля. Цена в этих критериях может вообще не фигурировать - в этом случае начальная цена будет указывать лишь предельный лимит финансирования, заложенный заказчиком на годовое техобслуживание автомобиля, о чём подробнее будет сказано ниже. Установив критерии сравнения, заказчик должен определить удельный вес каждого из них и порядок присвоения баллов при оценке критерия (например, за гарантию в полгода может присваиваться 1 балл, за годовую гарантию - 5 баллов и т.д.). Участник закупки, набравший наибольшее суммарное количество баллов, становится победителем. Разумеется, критерии и порядок оценки в обязательном порядке указываются в закупочной документации (ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Очевидно, что многокритериальное сравнение больше подходит для закупки техобслуживания, а сравнение по цене - для закупки типовых запчастей (торговаться поставщики будут за цену отельной запчасти или за цену всей партии в зависимости от того, что заказчик определил в качестве единицы закупаемой продукции). И в первом, и во втором случае заказчик помимо порядка оценки заявки (по цене или по совокупности критериев) устанавливает и требования к самим поставщикам, дабы в заявке не участвовали те из них, которые этим требованиям не соответствуют. И вновь не лишне будет напомнить о том, что требования эти не должны необоснованно ограничивать конкуренцию, а должны быть направлены лишь на обеспечение эффективности закупки и на то, чтобы её победителем стал лучший из участников.

Сколько вешать точно?

Как правило, техобслуживание автомобиля «съедает» более 100 тыс. рублей не только за год, но даже за несколько месяцев. Это означает, что независимо от способа закупки, даже если это закупка у единственного поставщика, заказчик всё равно обязан публиковать сведения о такой закупке согласно требованиям ст. 4 Закона № 223-ФЗ. В частности, при закупке запчастей необходимо опубликовать соответствующую строчку в плане закупок, извещение о закупке и закупочную документацию.

При заполнении этих документов неизбежно встаёт вопрос: как правильно сформулировать предмет, а тем более объём закупки, если заранее неизвестно, что сломается и сколько всего потребуется для устранения поломки?

С планом особых проблем не возникает: и в отношении объёма, и в отношении начальной (максимальной) цены согласно Постановлению Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 можно указывать не точную цифру, а лишь сведения. Сведениями, в частности, являются и слова «в зависимости от возникновения потребностей», «по факту поломки» и т.п. В плане требуется указать ещё месяц и год исполнения договора - но даже если договор техобслуживания заключается на весь год, то в качестве месяца вполне допустимо указать декабрь (последний месяц действия договора), поскольку именно в этом месяце данный договор будет считаться окончательно исполненным.

Сложнее обстоит дело с надлежащей формулировкой извещения о закупке запчастей и закупочной документации, ведь в обоих документах необходимо указывать уже точной объём закупаемой продукции (п. 3 ч. 9 и п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Как указать этот объём, если он заранее неизвестен и вообще зависит исключительно от событий, которые ещё только должны произойти после заключения самого договора? На нормы новой статьи 429.1 Гражданского кодекса РФ о рамочном договоре в этом случае сослаться не получится, поскольку Закон № 223-ФЗ является специальным законом по отношению к Гражданскому кодексу и может конкретизировать его требования - вот он и конкретизирует, обязывая заказчика заранее опубликовать объём нужной ему продукции.

И всё же к конструкции рамочного договора прибегнуть придётся, только сделать это необходимо так, чтобы не войти в прямое противоречие с императивными требованиями Закона № 223-ФЗ (а требование об указании объёма именно оперативно, и нормой положения о закупках его отменить нельзя). Опытные заказчики в этом случае указывают предельный, максимально возможный объём продукции, которая может потребоваться по данному договору - и одновременно в проект договора включаются условия о том, что во-первых отдельные поставки в рамках этого объёма осуществляются исключительно по заявкам заказчика, а во-вторых договор прекращает своё действие после наступления определённой даты без взаимных претензий, даже если предельный объём заказчиком не выбран. Или пролонгируется, но на тех же условиях: поставка по заявке и возможность завершения до полного исчерпания.

Отдельные заявки во исполнение такого рамочного соглашения обособленными закупками не считаются именно потому, что при проведении закупки на заключение этого рамочного соглашения были указаны все сведения, предусмотренные ст. 4 Закона № 223-ФЗ. А вот если реально выбранный объём не совпадёт с предельным, указанным в закупочной документации, - а на практике чаще всего именно так и происходит, - то важно не забыть опубликовать соответствующие сведения на официальном сайте www/zakupki.gov.ru. Соблюдение этого нехитрого требования ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ делает изменение объёма закупки абсолютно легальным. Кстати, изменение это может быть не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения, если реальные поломки вдруг превысили все прогнозируемые уровни.

И, наконец, возвращаясь к деталям автомобилей, что лучше указывать в таких квазирамочных контрактах в качестве предельных объёмов? Это зависит, как было сказано в самом начале статьи, от того, что именно указано в качестве предмета закупки. Если закупаются лишь отдельные запчасти, которые потом будут устанавливаться сотрудниками заказчика, то в закупочной документации и спецификации целесообразно перечислить весь спектр деталей, которые могут понадобиться в течение срока действия договора, и указать предельный объём потребностей в каждой разновидности деталей. Разбивать закупку на отдельные лоты по каждому виду деталей, разумеется, не стоит, а вот включить в договор условие о возможности подачи заказчиком заявки на поставку лишь отдельных наименований из спецификации нужно обязательно.

Если же предметом закупки всё же является именно техническое обслуживание автомобилей, то при описании объёма закупки нужно будет указать технические характеристики каждого автомобиля, их количество, весь спектр работ, который теоретически может понадобиться при их поломке, а также требования к деталям, которые будут использоваться при выполнении таких работ. В этом случае именно объём работ будет объёмом закупки, но, как и в случае с товаром, необходимо предусмотреть условие о возможности подачи заявки лишь на отдельные позиции из предусмотренного в договоре перечня работ.

Хотя при формулировке сведений о начальной (максимальной) цене можно ограничиться фразой «начальная (максимальная) цена не определена», любой заказчик вправе указать её точное значение. И в этом случае крайне важно, чтобы это значение соответствовало тому, что заказчик определил в качестве единицы закупаемой продукции - отдельную деталь, партию таких деталей или техобслуживание конкретного автомобиля? Если заказчик указывает начальную (максимальную) цену за отдельную деталь, то ему придётся разбивать закупку на лоты, дабы в каждом из них указать ту начальную цену, которая соответствует данной разновидности детали. Если закупается партия различных деталей, то достаточно будет указать начальную цену именно за партию, а уже в документации при необходимости указать предельные значения цен за единицу тех или иных деталей, в эту партию входящих. Если же единицей закупаемой продукции является техобслуживание одного автомобиля, то в качестве начальной (максимальной) цены логичнее всего указать предельный лимит, установленный на годовое ТО данного автомобиля: этот лимит и будет служить пределом исчерпания квазирамочного договора, который будет подписан по итогам такой закупки.

Предприятие намерено приобрести автомобиль, способ закупки - запрос котировок в электронной форме. Предпочтения - автомобиль Toyota Corolla. Каким образом прописать в документации о закупке требования к объекту закупки, чтобы не ограничить конкуренцию и вместе с тем избежать поставки более дешевого и менее качественного аналога?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Cогласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров,работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-Ф З) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  1. информационная открытость закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: - установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В силу ч. 2 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной систем е такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством РФ.

Внимание:

Так, согласно пп. 4 п. 1 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932, план закупки товаров (работ, услуг) формируется заказчиком по форме согласно приложению в виде единого документа в электронном формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра, и содержит следующие сведения:

  • минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам, услугам), предусмотренным договором, включая функциональные, технические, качественные характеристики и эксплуатационные характеристики предмета договора, позволяющие идентифицировать предмет договора (при необходимости).

Таким образом, при описании объекта закупки (при подготовке документов по запросу котировк и в электронной форме) целесообразно использовать информацию в отношении этого товара, указанную в размещенном на официальном сайте плане закупок.

Отметим, что Закон № 223-ФЗ не содержит иных требований к правилам описания объекта закупки.

Вместе с тем, в ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении запроса котировок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Поэтому если в описании объекта закупки указана, например, марку, модель автомобиля или иной показатель, который однозначно определяет, что поставщик должен поставить только "конкретный" автомобиль и никакой другой, тогда предлагаем использовать в отношении такого показателя фразу "или эквивалент". При этом необходимо будет указать параметры эквивалентности таким образом, чтоб под заявленные требования к товару попали 2 и более автомобиля.

Также при составлении описания объекта закупки можно использовать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указывать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Также при составлении описания объекта закупки можно использовать стандартные показатели, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.

Необходимо установить требование о том, что поставляемый товар должен быть новым товаром.

Например, заказчик планирует приобрести легковой автомобиль. Существенными характеристиками для заказчика являются: тип, цвет кузова, количество дверей, комплектация, объем двигателя, длина кузова, максимальная мощность, экологичность топлива и емкость топливного бака, а также экономические составляющие - цена автомобиля и расход топлива.

Проведя анализ открытых источников, либо проведя запрос ценовых предложений и потенциальных поставщиков заказчик остановился на автомобиле "LADA Priora" седан 4 двери, исполнение:

Норма 1,6 л. 8-кл. (Евро-4), который удовлетворяет требованиям заказчика, как по цене, так и по техническим требованиям и эксплуатационным характеристикам:

  1. длина, мм 4350;
  2. максимальная мощность, кВт 72;
  3. расход топлива в смешанном цикле, л/100 км 7,2;
  4. емкость топливного бака, л 43;

Требования к опциям:

  1. кондиционер;
  2. климат-контроль;
  3. примерная цена 361 500 тыс. руб.

В данном случае, если заказчик укажет в аукционной документации товарный знак автомобиля, тогда ему следует указать в отношении этого требования слова "или эквивалент" и установить показатели эквивалентности.

Поэтому заказчику следует проанализировать какие автомобили других производителей, удовлетворяют требованиям заказчика, как по цене, так и по техническим требованиям и установить показатели эквивалентности так, чтобы не ограничивать количество участников размещения заказа и закупить товар соответствующего качества.

Например, под ценовые требования заказчика подпадают автомобили следующих товарных знаков:

Daewoo Nexia седан 1,6 л.
Длина, мм 4280 - 4482
Максимальная мощность, кВт 82,0 - 80,0
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км 6,5 - 8,9
Емкость топливного бака, л 45 - 50

наличие подушки безопасности у водителя;
есть - нет кондиционер;
есть - есть климат-контроль.
есть - нет бензин АИ 95 АИ 92

  • Характеристики автомобиля Товарный знак Hyundai Accent седан 1,6 л.
  • Требования к опциям:
  • Примерная цена 381 700 тыс. руб. - 346 000 тыс. руб.

Автомобиль Daewoo Nexia, несмотря на самую низкую цену, по расходу топлива, его экологичности, а также из-за отсутствия отдельных опций не подходит под требования заказчика. Поэтому, в дальнейшем заказчик может установить требования к товару и показатели эквивалентности с учетом того, чтобы исключить поставку товара данной марки.

Определяем в аукционной документации требования к функциональным и качественным характеристикам автомобиля "LADA Priora" седан 4 двери, исполнение:

Длина, мм 4350;
Максимальная мощность, кВт 72;
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км 7,2;
Емкость топливного бака, л 43;
Использование топлива АИ 95;

наличие подушки безопасности у водителя;
кондиционер;
климат-контроль.

  • Норма 1,6 л. 8-кл. (Евро-4) и иные показатели, связанные с определением соответствия товара потребностям заказчика:
  • Требования к опциям:
  • Цвет кузова белый или синий, год выпуска автомобиля - 2012.

Устанавливаем показатели эквивалентности, понимая, какой товарный знак может быть предложен.

Длина, мм не менее 4280;
Максимальная мощность, кВт не менее 72;
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км не более 7,2;
Емкость топливного бака, л не менее 43;
Использование топлива не ниже АИ 95.

тип кузова - седан;
объем двигателя 1,6 л;
цвет кузова - белый или синий;
год выпуска автомобиля - 2012.

  • Минимальные и максимальные показатели эквивалентности:
  • Показатели эквивалентности которые не должны меняться:
  • требования к опциям:

наличие подушки безопасности у водителя;
кондиционер;
климат-контроль.

В итоге, в аукционе могут участвовать как поставщики продукции АвтоВАЗа, так и поставщики Hyundai Accent седан 1,6 л.

Исходя из ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования,предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При этом, следует обратить внимание, что практика применения Закона № 223-ФЗ показала, что заказчики при осуществлении своей закупочной деятельности проводят процедуры закупок без использования слов "или эквивалент". Однако, при проведении таких процедур, в случае возникновения вопросов со стороны контролирующих органов, заказчик обязан обосновать проведение именно такой закупки.

Закупка автомобиля по 223 ФЗ может проводиться не только в форме торгов, т.к. цена транспортного средства не ограничена определенными рамками и может быть любой.

Однако, если выбран именно этот способ, закон устанавливает серьезные требования. Заказчика, который их не соблюдает, ждут серьезные штрафы.

В положении по 223 ФЗ обязательно должна быть следующая информация о закупке:

    на что они распространяются;

    ее сумма;

    какие товары приобретаются;

    план проведения.

Существует один важный момент, приобретение машин напрямую у завода-изготовителя или через прямых дилеров происходит только через электронный аукцион.

Техническое задание по закупкам автомобилей

Согласно 223 ФЗ, количество товара и его характеристики должны содержаться в извещении о закупке, но учитывая то, что этот документ всегда публикуется вместе с другими, закон допускает отхождения от этого правила. Например, количество товара и его характеристики могут быть прописаны в тендерной документации, а именно — в техническом задании. Как правило, именно в этом документе содержится вся информация о предмете торга, которую должен знать участник конкурса.

Примерное содержание ТЗ на закупку автомобиля по 223 ФЗ:

    назначение транспорта;

    условия оплаты;

    цена транспортного средства и ее составляющие: страхование, налоги, таможенные пошлины и т.д.;

    технические условия: примерные размеры, вес, характеристики двигателя, объем потребляемого топлива, тип кузова и т.д.;

    сроки поставки автомобиля;

    год выпуска (не ранее…, не позднее…);

    требования к поставщику;

    условия поставки.

Важный пункт и для заказчиков, и для поставщиков — цена машины, она должна включать в себя все затраты на транспортировку ТС до места, страхование, растаможивание и т.д. Это необходимое условие, заказчик принимает решение о выборе поставщика на основании конечной цены, которую он предлагает.

Чтобы не возникло проблем с ФАС, необходимо правильно составить ТЗ для тендера.

Нельзя указывать конкретные характеристики, марку или параметры машины.

Например, если в тендерной документации указать, что длина приобретаемого транспортного средства должна быть ровно 4,5 метра, у заказчика вполне могут возникнуть проблемы с ФАС. Почему? Потому что, если вы не можете обосновать требования, скорее всего, Федеральная Антимонопольная Служба посчитает это ограничением конкуренции.

Таким образом, главное — не указывать точные параметры.

Совет: если вам нужен автомобиль, длиной 4 метра, в техническом задании нужно уточнить, что допускается отхождение от нормы в определенных пределах (например, 20 см в любую сторону). А если закупки проводятся на ТС определенной марки, указать, что допускаются ее аналоги.

Основное требование 223 ФЗ к техзаданию это его обоснованность. Как уже приводился пример выше, если ТЗ будет составлено под параметры определенного транспортного средства, ФАС может расценить это как искусственное ограничение конкуренции и может назначить штраф за подобные действия.

Требования, выставляемые поставщику ТС в рамках закупки 223-ФЗ

    Он должен быть официальным представителем (дилером или дистрибьютором) завода-изготовителя ТС.

    Поставщик должен предоставить сертификат и договор с производителем, а так же аналогичные документы.

    У компании должны отсутствовать признаки банкротства.

    Отсутствие действующих судебных разбирательств по заключенным ранее контрактам.

    Отсутствие просроченных долгов перед любыми бюджетами или внебюджетными фондами.

Это список формальных требований к поставщикам, которые не ограничивают конкуренцию ни в рамках 44 ФЗ, ни в 223 ФЗ.

Так же, на свое усмотрение, заказчик может включить другие, более субъективные условия: например, опыт работы поставщика на конкретном секторе рынка или наличие положительных отзывов потребителей.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

  • Подлежат ли исполнению банком обязательства должника-владельца счета по требованиям кредиторов 1-3 очереди?
  • Руководитель ООО был осужден по ст. 173.1. УК РФ. Какие последствия для сделок, заключенных данным руководителем?
  • Какие особенности приема на работу по совместительству иностранца, с патентом на работу по конкретной профессии?
  • Необходимо ли в учреждении утверждать положение о пропускном режиме?
  • Вправе ли ГБУ для оказания госуслуг закупать другие услуги, если их использование не предусмотрено техрегламентом?

Вопрос

Государственное автономное учреждение планирует осуществить закупку автомобиля по 223-ФЗ. Согласно постановлению правительства РФ от 21.06.2012 №616, данная закупка осуществляется в электронной форме. Но согласно абз. 3 п.2 постановления, кроме осуществления данной закупки у единственность поставщика.
1) Следовательно, если учреждение закупает автомобиль у единственного поставщика (в соответствии с положением о закупке) то закупка осуществляется не в электронной форме? Верно?
2) Если преференции товарам российского происхождения при закупке автомобиля (укажите нормативную базу) по 223-ФЗ?
3) Укажите нормативные документы, касающиеся покупки иностранных автомобилей или сборки автомобилей в РФ.
4) Какие нюансы данной закупки необходимо учесть учреждению, чтобы не было правонарушений. Требования каких нормативных документов нужно учесть при подготовке документации, кроме Положения о закупке и 223-ФЗ.

Ответ

Первое. Да, если в соответствии с положением закупка осуществляется у единственного поставщика, то проводить закупку в электронной форме не надо ( Постановления Правительства РФ от 21.06.2012 № 616).

Второе. Преференции в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. в настоящее время не предусмотрены.

Третье. Запрет на закупку иностранных автомобилей отсутствует. Специальных актов, которыми регулируется именно закупка иностранных автомобилей, нет.

Четвертое. Учитывать необходимо антимонопольные требования, которые зачастую нарушаются. Так, например, заказчик стремятся закупить автомобиль конкретной марки, чем ограничивают конкуренцию. При проведении закупки можно дополнительно руководствоваться Стандартом закупочной деятельности ФАС РФ .

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Дата: 09.08.2016

Закупка лизинга (финансовой аренды) по 223-ФЗ является одной из наиболее сложных закупочных процедур.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее - Закон о финансовой аренде) лизинг - это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе с приобретением предмета лизинга. По договору лизинга арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Однако договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.

Финансовая аренда (лизинг) и 223-ФЗ

На данный момент в практике нет единого подхода относительно регулирования 223-ФЗ закупки лизинга (финансовой аренды). Некоторые специалисты в сфере закупок считают, что аренда (лизинг) является самостоятельным видом договорных обязательств, который нельзя с юридической точки зрения отнести непосредственно к товарам, работам или услугам. Следовательно, нормы 223-ФЗ не применимы к закупочным процедурам с таким предметом. Однако, существует и другая точка зрения, согласно которой закупка лизинга (финансовой аренды) должна осуществляться в соответствии с 223-ФЗ.

Согласно ст. 4 Закона о финансовой аренде лизингодатель за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга. В ст. 1 Закона о закупках говорится, что он не распространяется на отношения, связанные с осуществлением кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций (в том числе, с иностранными банками). Иными словами, 223-ФЗ не применим к закупочным процедурам заказчиков - кредитных организаций, выступающих в качестве лизингодателя (за счет собственных средств (или привлеченных) по договору лизинга приобретает в собственность предмет лизинга и предоставляет его на определенных условиях лизингополучателю).

Следует обратить внимание, что заказчики, не являющиеся кредитными организациями, приобретая предмет лизинга для собственных нужд, также должны проводить закупку в соответствии с 223-ФЗ. В противном случае (заключение договорных отношений по финансовой аренде без проведения соответствующих закупочных процедур) может вызвать вопросы у контролирующих органов, а также может служить основанием для признания судом такого договора недействительным.

...из судебной практики:

1. Прокуратура обратилась в Арбитражный суд с иском о признании недействительным договора лизинга, заключенного между лизинговой компанией ОАО «А» и ОАО «Б», о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания ОАО «Б» передать лизинговой компании (ОАО «А») автобусы в количестве 20 шт. Решением суда первой инстанции в иске было отказано. Не согласившись с принятым решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой указал, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, потому сделан ошибочный вывод о нераспространении 223-ФЗ на правоотношения, связанные с арендой транспортных средств по договору лизинга. Истец указал, что заключенный договор не соответствует действующему законодательству в сфере закупок и является ничтожной сделкой. Апелляционный суд посчитал ошибочным вывод суда первой инстанции о необязательности соблюдения публичной процедуры заключения спорного договора, предусмотренной законом. ОАО «Б» не относится к категории заказчиков, указанных в частях 5 - 8 ст. 8 закона 223-ФЗ, поэтому было обязано в течение 3 месяцев со дня вступления в силу названного НПА утвердить положение о закупках. Однако данный факт не был подтвержден в суде. С учетом того, что договор лизинга подписан 29 июня 2012 года, т. е. по истечении трехмесячного срока, указанного в ч.4 ст. 8 закона 223-ФЗ, при заключении данного договора ОАО «Б» не должно было руководствоваться нормами 94-ФЗ. При рассмотрении материалов дела апелляционный суд пришел к выводу, что неправильное применение судом первой инстанции норм 223-ФЗ не повлекло за собой принятие неправильного решения по существу дела и в соответствии с действующим законодательством обжалованное решение не подлежит отмене. Довод заявителя о заключении спорного договора лизинга с нарушением 94-ФЗ является новым доводом, который не приводился в суде первой инстанции, в связи с чем апелляционным судом не рассматривался 1 .

2. ООО «А» (лизингополучатель) обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением к ОАО «Б» (лизингодатель) об обязании приобрести предмет лизинга по соответствующему договору в собственность у ООО «В» и передать его в лизинг. Судом были удовлетворены требования, указанные в иске: ОАО «Б» обязано было приобрести автомобиль (предмет лизинга) в собственность у ООО «В» и передать его в лизинг ООО «А». Ответчик, не согласившись с данным решением, подал апелляционную жалобу в вышестоящий суд. Из материалов дела следовало, что между ООО «А» и ОАО «Б» был заключен договор финансовой аренды, по условиям которого ОАО «Б» обязалось приобрести указанный истцом предмет лизинга и передать истцу за плату во временное владение и пользование. Продавцом предмета лизинга является ООО «В». Ответчик уведомил истца о том, что на основании 223-ФЗ объявлен конкурс на выбор поставщика. В дальнейшем ОАО «Б» оповестило ООО «А» о том, что предмет лизинга будет приобретен до 30 Июня 2012 г., ООО «В» может являться поставщиком в случае его участия в открытом конкурсе и обеспечения им наиболее выгодных условий по сравнению с другими предложениями. Апелляционный суд пришел к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно установил, что поскольку ответчик свои обязательства по договору лизинга не исполнил, требования истца об обязании приобрести предмет лизинга у ООО «В» и передать его в лизинг истцу являются правомерными и подлежат удовлетворению; довод заявителя апелляционной жалобы о необходимости проведения конкурса в соответствии с 223-ФЗ правомерно отклонен судом первой инстанции. В постановлении Апелляционный суд указал, что исполнение заказчиком (ответчиком) договорных обязательств по приобретению предмета лизинга не для нужд ответчика не подпадает по действие 223-ФЗ. 2

Способы закупки

Согласно 223-ФЗ в положении о закупке заказчик может предусмотреть иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки с указанием порядка их проведения. Заказчик в своем положении о закупке вправе указать конкретный способ закупки финансовой аренды (лизинга). Анализируя в ЕИС практику закупок, предметом которых является лизинг, можно сделать вывод о том, что немало заказчиков отдают предпочтение закупке у единственного источника (то есть без проведения конкурентных процедур). Однако для наиболее эффективного использования денежных средств и экономии, а также для обеспечения конкуренции среди контрагентов, предоставляющих лизинговые услуги, в целях выбора наиболее выгодного партнера, заказчику предпочтительнее проводить конкурентные процедуры с несколькими параметрами оценки поступивших заявок (например, конкурс или запрос предложений).

Еще одна немаловажная задача, которую необходимо решить перед началом закупочной процедуры - в какой форме будет проходить закупка - электронной или «бумажной» . От выбора может зависеть конечный результат закупки. Многие заказчики и поставщики (подрядчики, исполнители) регистрируются и работают на электронных торговых площадках согласно их регламентам. Закупку отдельных видов товаров, работ и услуг, указанных в Постановлении Правительства № 616, заказчики по 223-ФЗ обязаны осуществлять в электронной форме (в настоящее время перечень таких товаров значительно расширен). Закупка лизинговых услуг не предусмотрена данным актом, но это не значит, что организаторы закупок должны избегать электронных закупок, скорее даже наоборот: ЭТП позволят выбрать наиболее приемлемое предложение без бумажной волокиты (документооборот в данном случае проходит в электронном виде).

Чтобы наверняка убедиться в необходимости проведения закупки заказчику следует сравнить код ОКПД 2 закупаемого товара, работы, услуги (в данном случае - услуги лизинга) с теми комбинациями цифр, которые указаны в вышеназванном Постановлении №616. В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) 3 необходимо найти раздел N «Услуги административные и вспомогательные», класс «Услуги по аренде и лизингу» и выбрать соответствующий подкласс (группу/подгруппу/вид/категорию/подкатегорию) в зависимости от предстоящей закупки. Также следует обратить внимание на ссылки и оговорки в данном разделе классификатора.

Например,

77 Услуги по аренде и лизингу

Эта группировка не включает:

- услуги по финансовому лизингу, см. 64.91.10

В соответствии со ст.4 223-ФЗ организатор закупки в документации указывает критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупочной процедуре, предусмотренные положением о закупке. У каждого из них есть свой коэффициент значимости и система начисления баллов.

Заказчик проводит открытый запрос предложений по отбору лизинговой компании (продавца товара по условиям данной закупки выбирает лизингодатель по согласованию с лизингополучателем).

Система оценки- бальная.

Значимость критериев:

  • Цена договора (с учетом лизинговых платежей) - 40 %
  • Срок лизинга - 20% (36 мес.-1 балл. Другой срок- 0 баллов)
  • Авансовый платеж- 20 % (до 31 %- 1 балл, от 31 % и более - 0 баллов)
  • Выкупной платеж - 15% (до 5000 руб.- 1 балл, от 5000 руб. и более 5000 руб.- 0 баллов)
  • Деловая репутация -5 %. (наличие сведений, подтверждающих деловую репутацию -1 балл, отсутствие - 0 баллов.) (благодарственные письма, грамоты, ранее заключенные договоры, и т.д.)

Ra i = A max - A i / A max x 100,

A max - максимальная цена договора с учетом лизинговых платежей (на основе мониторинга условий лизинговых компаний)

A i - цена договора, предложенная i-м участником;

Техническое задание

Техническое задание - немаловажная часть закупочной документации, так как именно в нем содержатся сведения о приобретаемом товаре (работах/услугах) и необходимые требования к нему, поэтому организатору закупочной процедуры необходимо внимательно отнестись к его составлению. Закон о закупках не содержит ограничений и запрета на указание в закупочной документации конкретного вида товара или обязанности заказчика делать пометку «или эквивалент». Организатору закупки нужно подробно описать, что именно ему необходимо приобрести для обеспечения работы предприятия при эффективном использовании денежных средств с необходимыми показателями цены, качества и надежности (ст. 1 закона 223-ФЗ).

С 1 июля 2016 года вступили в силу новые правила формирования технического задания по 223-ФЗ, по которым заказчику при описании закупаемой продукции в закупочной документации необходимо будет использовать параметры, которые предусмотрены техническими регламентами согласно законодательству РФ о техническом регулировании, а также документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации (ст. 4 закона 223-ФЗ). 4

Заказчик при составлении технического задания не должен допустить ограничения конкуренции среди участников, формулируя определенные требования к товару. Однако для того чтобы заявить о нарушении организатором закупки Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», необходимо установить, что использование конкретных характеристик продукции создает препятствие для участия в закупке. Как правило, суд принимает позицию заказчика, если тот может обосновать, по какой причине он прописал те или иные требования в техническом задании (например, совместимость с используемой аппаратурой).

...из судебной практики:

1.ГУП «А» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения и предписания, вынесенных УФАС. Решением суда заявленные требования удовлетворены. Постановлением арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменений. УФАС подало кассационную жалобу на решение арбитражного суда и постановление арбитражного апелляционного суда по тому же делу. Как следует из материалов дела, ГУП «А» разместило извещение о проведении открытого запроса цен в электронной форме на поставку транспортных средств в лизинг (в качестве наименования товара указан автобус ПАЗ 320302-08 с газобаллонным оборудованием, а также прописан производитель т/с). Каких-либо ограничений в части указания в документации о закупке как конкретного вида товара, так и конкретного его изготовителя 223-ФЗ не предусматривает. С учетом вышеизложенного суды приняли решение о том, что использование в закупочной документации заказчиком конкретного наименования товара и его производителя не приводит к дискриминации и необоснованному ограничению конкуренции. 5

2.Истец, (лизинговая компания) ООО «А», обратился в арбитражный суд с иском к ответчику МП «Б» о признании недействительными результатов открытого аукциона в электронной форме, а также договора на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) автобусов большого класса для нужд МП «Б». По мнению истца, документация открытого аукциона составлена заказчиком с нарушениями действующего законодательства РФ и направлена на необоснованное сужение круга участников закупки. В техническом задании организатор закупочной процедуры установил ограничение по высоте транспортного средства в связи с материально-техническим оснащением предприятия и невозможностью без реконструкции осуществлять эксплуатацию транспортного средства, превышающего указанные габариты. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что основания, позволяющие отменить оспариваемый судебный акт, отсутствуют. В соответствии с документацией об аукционе и техническим заданием заказчик указал технические требования к оборудованию, которые отвечают его потребностям без прямых указаний на конкретный товар (марка, модель, производитель). При этом в документации отсутствуют неизмеряемые требования к участникам закупки и приобретаемому оборудованию. Суд пришел к выводу, что установление заказчиком максимальной высоты обусловлено как техническими, так и экономическими факторами. 6

Характеристики и параметры товара должны быть подробно описаны заказчиком в техническом задании, указаны в проекте договора и в последующем отражены в заключенным договоре, позволяя идентифицировать предмет лизинга.

...из судебной практики:

ООО «А» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО «Б» о взыскании денежных средств (в том числе неосновательного обогащения). Решением арбитражного суда исковые требования удовлетворены в части взыскания с ответчика в пользу истца неосновательного обогащения, а также процентов за пользование чужими денежными средствами. Постановлением арбитражного апелляционного суда указанное решение оставлено без изменений. Ответчик не согласился с вышеназванными судебными актами и подал кассационную жалобу, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции. Как следует из материалов дела, ООО «А» (лизингополучатель) и ООО «Б» (лизингодатель) заключили договор лизинга, по которому ООО «Б» на условиях согласованного с ООО «А» договора купли-продажи должен приобрести в собственность у выбранного лизингополучателем продавца имущество и представить его лизингополучателю. Согласно договору предметом лизинга является транспортное средство (с указанием марки автомобиля, модели и года выпуска). В договоре не прописаны какие-либо дополнительные характеристики транспортного средства, например, тип кузова, объем, мощность двигателя, тип коробки передач, цвет кузова. По мнению лизингополучателя данные характеристики являются существенными и при их отсутствии невозможно однозначно идентифицировать транспортное средство (предмет лизинга). Судебные инстанции пришли к выводу, что договор лизинга следует считать незаключенным, в связи с чем денежные средства, перечисленные ООО «А» в адрес ООО «Б», являются для последнего неосновательным обогащением и подлежат возврату истцу. 7

Пример технического задания закупки лизинговых услуг (лизингодатель определяет продавца)

Технические характеристики (наименование предмета лизинга, например, дорожная пылеуборочная машина)

Заказчику следует указать:

  • все необходимые параметры товара (высота, длина, ширина, напряжение, двигатель, производительность, частота и т.д.);
  • что входит в стоимость (например, НДС 18 %, доставка до указанного адреса, монтаж, пусконаладочные работы и др.);
  • график платежей (например, убывающий);
  • стоимость 1 единицы оборудования (например, стоимость 1 дорожной пылеуборочной машины с учетом лизинговых платежей не более 2 224 110 рублей 00 коп. в том числе НДС 18 %);
  • размер выкупного платежа (например, не более 3000 руб.);
  • срок лизинга (например, 36 месяцев);

Организатору закупки также следует прописать, что товар должен быть новым, не бывшим в эксплуатации, технически исправным, готовым к эксплуатации, в споре и под запрещением не состоять, не быть обремененным правами третьих лиц.

Начальные условия предоставления лизинговых услуг, как правило, формируются заказчиком на основе мониторинга рынка данных услуг. Свои коммерческие предложения участники указывают непосредственно в заявке. Помимо оценочных критериев организатор закупочной процедуры может прописать в форме заполняемой заявки интересующие условия предстоящей сделки, к примеру:

«Участник закупки согласен с тем, что:

  • передаваемое в лизинг имущество и его продавец определены Лизингодателем (по письменному согласованию с Лизингополучателем);
  • Лизингодатель обязуется приобрести в собственность у продавца и предоставить за плату во временное владение и пользование Лизингополучателя имущество;
  • Лизингополучатель получает имущество путем предоставления Лизингодателем финансовой аренды с дальнейшим выкупом».

Тем самым претенденты наиболее подробно ознакомятся со всеми нюансами закупочной процедуры, объективно оценят собственные возможности для участия в ней. Чем точнее будут указаны все условия предоставления финансовой аренды (лизинга), тем выше вероятность для заказчика проведения удачной сделки на выгодных условиях и получение в лизинг необходимого товара.

Нередко организаторы закупки указывают не все условия закупки, либо прописывают их недостаточно понятно для участников закупочной процедуры. Для того, чтобы разобраться в закупочной документации, претенденты на участие вправе направить запрос на разъяснение отдельных ее пунктов. Одним из распространенных вопросов, задаваемых заказчику участниками, касается выбора предмета лизинга: лизингодатель или лизингополучатель будет осуществлять его?

Выбор продавца

Законом о лизинге предусмотрена возможность выбора продавца предмета лизинга как лизингополучателем, так и лизингодателем (см. также Письмо ФАС от 23.07.2012 № АЦ/23329). Заказчик, например, может сначала провести процедуру по выбору поставщика необходимого оборудования, отобрать наиболее приемлемое предложение, после чего провести еще одну закупку на оказание лизинговых услуг (предмет лизинга уже будет известен). Однако есть вероятность того, что на заявленные в закупочной документации условия не откликнется ни одна лизинговая компания.

Целесообразнее выглядит другой вариант, когда заказчик проводит закупочную процедуру по выбору лизинговой компании, которая в последующем будет осуществлять выбор продавца необходимого товара (организатор закупки вправе сделать оговорку «по согласованию с лизингополучателем», облегчая тем самым работу лизингодателю и максимально обеспечивая правильность его выбора).

В ст. 9.1. закона о лизинге указаны особенности договора лизинга, заключаемого государственным или муниципальным учреждением. Одна из них касается выбора продавца товара: «в договоре лизинга, если лизингополучателем является государственное или муниципальное учреждение, должно предусматриваться обязательство лизингодателя самостоятельно определять продавца имущества по договору лизинга». В данном случае основная нагрузка сделки ляжет на плечи лизингодателя, который осуществит выбор продавца. Однако с другой стороны лизингодатель самостоятельно определяет наиболее «удобного» и проверенного контрагента (с нужным товаром), с которым ему в последующем необходимо будет работать.

В соответствии со ст. 22 закона о лизинге риск невыполнения продавцом обязанностей по договору купли-продажи предмета лизинга и связанные с этим убытки несет сторона договора лизинга, которая выбрала продавца, если иное не предусмотрено договором лизинга.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.03.2014 № 17 «Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга» дается разъяснение вышеназванной статьи:

«Названная норма, возлагая на выбравшую продавца сторону риск невыполнения продавцом обязанностей по договору купли-продажи, не исключает необходимости принятия обеими сторонами договора лизинга мер по уменьшению рисков, связанных с ненадлежащей поставкой предмета лизинга, поскольку обе стороны заинтересованы в своевременном получении и использовании предмета лизинга. Наличие в законе о лизинге специальных правил о распределении рисков само по себе не препятствует применению общих положений главы 25 ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств с учетом особенностей договора лизинга. Так, если продавца выбрал лизингополучатель, но лизингодатель умышленно или по неосторожности (то есть с нарушением стандарта поведения разумного и осмотрительного коммерсанта) содействовал увеличению размера убытков, вызванных ненадлежащей поставкой предмета лизинга, либо не принял разумных мер к их уменьшению, это согласно пункту 1 статьи 404 ГК РФ является основанием для уменьшения размера ответственности лизингополучателя». 9

Иными словами, ответственность за выбор продавца несет как лизингодатель, так и лизингополучатель, поэтому обе стороны должны продумывать вопросы, касающиеся поставки предмета лизинга, а также возможные риски совершаемой сделки.

1 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 года № 04АП-6154/13

2 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2013 по делу №А-65-20908/2012

3 Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст)

4 Ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

5 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.08.2015 № Ф09-5639/15 №А07-22653/2014

6 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 по делу № 11АП-15510/150

7 (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11.03.16 года по делу №А14-16240/2008/535/5)

8 Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"

9 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2014 г. N 17 "Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга"