Художественная деталь в рассказах куприна. Сравнительный анализ роли цвета в произведениях Какой цвет сопровождает олесю в повести

И.А.Бунина и А.И.Куприна

Таблица17.

Цвет Цитаты из произведений И.А.Бунина Символическое значение Цитаты из произведений А.И.Куприна Символическое значение
Зеленый «А поля… ярко зеленеют закустившимися озимями…» расцвет, обновление жизни, гармония «зелень», необходимая Саше для выздоровления символ жизни, здоровья
«В шалаше устроены постели… позеленевший самовар…» увядание, старость, смерть «ложе у нас зелень» любовь,страсть
Красный «Только что сытно пообедали, раскраснелись и возбуждены…» благополучие, удовольствие «краснощёкие мясистые дети» здоровье, благополучие
«тёмным огнём сверкал рубиновый крестик… род пеплума из пунцового бархата был схвачен на левом плече рубиновым аграфом» олицетворение сердечных переживаний, горя «пурпуровый хитон», «венец из кроваво-красных рубинов» любовь,страсть, скорбь из-за потери любимой
Белый «Впереди была белая голая улица, белая мостовая, белые дома» приближение несчастий, опасность «белое полотно дороги» светлое будущее, надежда
«мальчишки в белых замашных рубашках и коротеньких порточках, с белыми открытыми головками» ощущение праз-дника, радость, беспечность «жрецы в белых одеждах», «мальчики в белых хитонах» смерть, похоть, безумство
Черный «чернели его птичьи глаза», «чернела маленькая, коротко стриженая голова» негативное ощу-щение, неприязнь «чёрные глазки с тоненькими чёрными усами» неприязнь, отвращение
«чёрный борзой, любимец Арсения Семёныча», «платье чёрного атласу» достаток, богатство «чёрные рабы», «чёрный жемчуг», «чёрнокудрый красавец» роскошь, красота, богатство
Золотой «[книги] с золотыми звёздами на сафьянных корешках»; «чашка с золотыми краями» богатство «золотое блюдо» достаток
Голубой «жидкое голубое небо», «расстилался длинной полосой голубоватый дым» лёгкость, гармония, красота природы «голубой атлас окаймлялся тёмно-синей бархатной лентой» мягкость, романтичность
Желтый «нечто монгольское было в его желтоватом лице» неприязнь «костлявым, жёлтым телом», «жёлтые зубы» неприязнь

Таблица 18.

Основная символика в произведениях И.А.Бунина Цвет Основная символика в произведениях А.И.Куприна
Любимый цвет писателя, чаще всего несёт отрицательную нагрузку, используется для создания портретов отрицательных героев. Чёрный – это цвет, обладающий «неземной силой», отражающий незримое воздействие времени на людей и на вещи. Чёрный (иконы в «Суходоле») показывает влияние сил, противоположных свету и Богу Чёрный Одним из любимых цветов Куприна. Черный обладает неведомой силой, придает окружающей обстановке оттенок мистичности, загадочности. Чёрный цвет – «вечный» спутник зла в произведениях писателя: всё негативное, отрицательные черты характера героев Куприн «красит» чёрным
Красным цветом автор привлекает внимание читателей. Красный, в основном, играет роль «положительного» цвета. Он сопутствует мимолётным чувствам, лёгким изменениям в настроении героев, в описании любви, продолжительной и страстной не используется. Агрессию и негативную силу Бунин показывает тёмными оттенками красного. Часто дается контраст красного и чёрного для показа в подтексте напряженности, опасности и негативных черт характеров героев, истинного состояния героя или отрицательного оценки событий Красный Красный – это олицетворение силы, победы, увлечения. Красными оттенками автор выделяет главных героев и основные события, роль определённых вещей. Этим цветом передаются мельчайшие, еле заметные волнения души героя, и одновременно глубокие, захватывающие сознание чувства, страсть, любовь. В определённых моментах красным цветом Куприн акцентирует внимание читателей с целью вызвать гнев, неприязнь.
Белый – это единственный цвет, используемый для описания глубокой любви, привязанности. Вариантами «белого» и «светлого» детально обрисовываются «положительные» настроения и чувства. Бунин окрашивает белым пейзаж, окружающую обстановку, показывая однообразие, скуку, предопределённость. Белый цвет не используется для описания отрицательных героев. Передавая положительные чувства, символизирует небесную силу, совершенство Белый Белый цвет у Куприна имеет различные, даже противоречивые значения. Часто он сопутствует изображению любви, привязанности, симпатии. В пейзаже белый цвет передает надежду на лучшее будущее. Он часто становится спутником безумства, похоти, гибели, несёт сильный отрицательный заряд
Серебряный цвет ни разу не обнаружен в исследованных произведениях, но выявлены его контекстуальные синонимы: «блеск холодной лазури», «стальной» цвет и др. Эти оттенки передают грусть, одиночество, тоску. Золотым цветом освещается образ времени. Он показывает вечность и ценность времени. Золотой также используется для показа богатства, безграничных возможностей Золотой Золотой и серебряный цвета чаще всего являются символами богатства и благополучия. Этими цветами передаётся красота и неповторимость пейзажа, усиливается ощущение превосходства героя над жизненными обстоятельствами. Золотой и серебряный цвета относятся к числу часто употребляемых в произведениях Куприна
Серебряный
Используется редко, большей частью в описаниях природы. Показывает обновление, расцвет природы. Причём «зелёные» пейзажи готовят читателей к качественным положительным изменениям в характере героя или приближению судьбоносных событий Зелёный Зелёный цвет придаёт ощущение мистики, загадочности, присутствия потусторонней силы. Большей частью он олицетворяет жизнь, любовь, бурную страсть. Зелёный также выражает тревогу, опасность

Сравнительный анализ роли света в произведениях

И.А.Бунина и А.И.Куприна

Таблица 19.

Цитаты из произведений Бунина Цитаты из произведений Куприна Символическое значение, комментарии
«с сияющим взглядом зорких светлых глаз» счастье, доброта, чис-тота намерений «блестящие глазёнки» лёгкая загадочность, красота, доброта
«сияя глазами» «светлые глаза» радость, беспечность; мудрость, умиротворение «ясные глаза» открытость, чистота намерений и взглядов
«лицо его бледное» описание отрицательного героя «побледнела» «бледное лицо» ярко выраженная отрицательная эмоциональная окраска
«почерневшая людская», «потемнеет в доме» отрицательная эмоци-ональная окраска, приближение опасности «в хате было очень темно» ощущение таинственности, мистики
«багровое пламя погасит звёзды» отрицательная эмоци-ональная окраска («словно в уголке ада») «багровым отблеском» ощущение неведомой негативной силы, мистика
«бледная луна и одиночество» одиночество, грусть «сияние луны», «в лунном свете» отрицательная окраска; положительная эмоцион. окраска
«и дорога, укатанная … телегами, замаслилась и блестит» надежда на лучшее будущее, стремление к счастью «дорожку, такую светлую»
«Чуть показавшееся сзади… солнце озаряло вершины…» единственный «проблеск» в рассказе, надежда на лучший день «сияло золотое солнце», «это свет солнца» положительная эмоциональная окраска
«и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева силуэты» таинственность, приближение опасности «в темноте фигура» пугающая неизвестность

Отметим следующие выявленные особенности использования светописи:

1. Положительных героев писатели наделяют «светлеющими, ясными, сверкающими» глазами, отрицательные персонажи имеют «тёмные, чернеющие, с холодным отблеском » глаза. Примечательно, что глаза у героев «живые»: для их описания используются причастия и глаголы, что говорит об исключительном значении глаз, показывающих внутреннюю сущность героя.

2. «Бледным лицом » обладают отрицательные герои, эта бледность ассоциируется с плохим самочувствием, болезнью или испугом, тревогой. Обилие негативных ассоциаций как бы говорит читателям о том, что поступки героя противоречат нормам морали и нравственности.

3. Отрицательную эмоциональную окраску имеют тёмные помещения: дома, комнаты и др. Часто это связано с напряжённостью происходящих событий. У Куприна к этим значениям можно добавить ощущение тревоги, а в определённых моментах присутствие мистики, загадочности.

4. Световые описания луны у писателей различны. Бунин использует «сияние луны » исключительно для того, что вызвать негативные ощущения. «Свет месяца » Куприн может показывать для создания романтичности обстановки, усиления воздействия на читателей образов положительных героев. Луна – это спутник одиночества и тоски или счастья и любви.

5. Солнце отличается исключительно «добрым» светом, который показывает читателям происходящие события или усиливает положительную характеристику героев.

6. Образ светлой дороги символизирует блестящее будущее, надежду, покой и мир.

7. Темнота фигур пугает своей неизвестностью, создаётся ощущение опасности, тревоги.

8. Анализ частоты употребления светописи показывает, что Куприн использует её значительно чаще Бунина.

Художники-живописцы, которыми можно считать и Александра Ивановича Куприна, и Ивана Алексеевича Бунина, благодаря мастерскому использованию игры цвета и света, необыкновенно сочными, яркими или насыщенно-мрачными оттенками могут оживить любую зарисовку. Пейзаж становится более реалистичным, если его описание насытить светом и цветом. Образы героев произведений становятся зримыми, живыми благодаря словесной цветовой палитре писателя, портреты героев с помощью цветописи полностью раскрывают их характер, а также свидетельствуют о внутреннем состоянии персонажа. Чтобы создать ту или иную атмосферу и внушить читателям определенные чувства, переживаемые героями в данной ситуации, писатели так же прибегают к помощи цветописи, так что можно с полной уверенностью утверждать, что цвет и свет имеют огромное символистическое значение и несут большую смысловую нагрузку.

Анализ произведений А.И. Куприна и И.А.Бунина позволил выявить, кроме редко встречающихся цветов, есть в их литературных текстах и доминирующие – красный и зеленый (у Куприна), красный и черный (у Бунина). Неудивительно, что именно красный цвет так часто встречается в произведениях, ведь он связан с темой любви, которая, по мнению писателей, должна быть трагедией, и темой смерти, фактической или смерти как гибели любви. Подробное изучение повестей А.И.Куприна «Суламифь», «Олеся», «Гранатовый браслет», а также рассказов «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Ворон» и повести «Суходол» И.А.Бунина позволило определить роль цветописи и света в художественном произведении (схема 1 ).

Только благодаря блестящим способностям этих величайших русских писателей, вошедших в сокровищницу русской и мировой литературы, имеющих талант живописца, читатели могут глубже раскрыть тайный смысл художественных деталей, понять авторский замысел, заключенный в художественных образах. Благодаря их способности в мельчайших подробностях видеть мир, цвету и свету каждое произведение Александра Ивановича Куприна и Ивана Алексеевича Бунина удивляет читателей своей бездонной глубиной на протяжении века.

А.И. Куприн – мастер символического образа. Писатель создает в своих произведениях цветовые и звуковые образы, которые несут особое эмоциональное значение. При их использовании внутренний мир персонажей раскрывается глубже, помогает более широко осмыслить идейную глубину произведения в целом.

Цветопись и звукопись – распространенные художественные средства экспрессивности языка, несущие колоссальную смысловую нагрузку. Цвет, символика цвета и звук в повестях «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» органически проникают в строки художественных текстов. По словам Е. Фарино, «цвет в литературном тексте непременно должен получить свое вербальное выражение, должен быть назван… Поэтому, не будучи обязательным и будучи всегда выбором, вводимое в текст литературного произведения цветообозначение всегда значимо ».

В некоторых случаях упоминаемый писателем цвет является носителем определенного, сложившегося в данной культуре значения. Например, красный цвет, отсылает к традиционной ассоциации с любовью и страстью, с одной стороны, и с печалью и опасностью, с другой . Он становится настоящим символом любви, преданности, страсти и смерти в повести «Гранатовый браслет». Употребление приема цветописи наблюдается при смене настроения княгини: Вера покр a снела … с покр a сневшими от слез

Портрет Г.С. Желткова богат цветовой гаммой, но красный цвет используется в его образе только один раз: Я кр a снею

Мы можем наблюдать многократное повторение данного цвета в остальном контексте: футляр кр a сного плюш a , пять прекр a сных гр a н a тов-к a бошонов … При детальном рассмотрении браслета, оказалось, что при ярком освещении он имеет своеобразный оттенок: … густо-кр a сные живые огни . Такой подарок не принес княгине радости, а, напротив, увидев его, княгиня испытала странное волнение: «Точно кровь!»

Не менее устойчивая ассоциация с любовью передается в повести зеленым цветом : Это весьма редкий сорт гр a н a т a - зеленый гр a н a т .

Василий Львович показывает гостям портрет, удачно исполненный цветными карандашами . Яркие цвета не присущи Желткову.

Фамилия Желтков также символична. «Символика желтого цвета определяется двумя полюсами его оттенков. С одной стороны, это теплый красно-золотой желтый цвет жизни. С другой, это холодный и резкий, или же блеклый и грязный желтый цвет болезни и смерти ». Такая характеристика цвета отражает и мироощущение героя, покончившего жизнь самоубийством ради благополучия своей возлюбленной.

В облике героя чувствуется незащищенность, видно, что его терзают сомнения: …пальцы Желтков a забегали по борту коричневого короткого пидж a чк a . В портрете героя писатель указывает на коричневый пиджачок не как на знак обыкновенности, совершенной невыразительности, а наоборот, скромности и сдержанности наряда.

В образе героя следует отметить блеклые цвета, характеризующие глубину души и человеческого порыва героя. Они сопутствует изображению любви, привязанности, симпатии, при этом обрекают героя непонимание окружающих и гибель.

Бледные цвета автор использует для того, чтобы передать цвет лица. У чиновника казенной палаты – это постоянное явление, а не реакция на какое-либо явление: … очень бледный,…губы у него были белые и не двиг a лись, как у мертвого .

Даже такой цвет, как рыжий, не использован автором в полном колористическом объеме. Этот цвет он осветляет, превращая его из яркого в тусклый: …светлые рыжев a тые усы

Природа в желтых оттенках, словно предчувствуя что-то нехорошее, сопровождает княгиню: … на их колючей желтой щетине з a блестел a слюдяным блеском осенняя п a утина. … Деревья <…> роняли желтые листья .

В повести писатель использует большое количество названий цветов: отцветающие м a хровые гвоздики, левкой, розовые кусты…. З a то пышно цвели своей холодной, высокомерной кр a сотою георгины, пионы и a стры . Цветы символизируют увядание души княгини, проводящую свою жизнь обыденно и однообразно. Например, гвоздика является символом жгучих чувств , которые когда-то княгиня испытывала к своему мужу. Неземная любовь Желткова, помогает Вере очнуться от душевного равнодушия, посмотреть на мир по-другому. Об этом свидетельствует большая красная роза, оставленная княгиней покойному чиновнику: …и сейч a с же вынул a <…> большую кр a сную розу … Это единственный подарок княгини безнадежно влюбленному Желткову. Красный цвет розы – цвет беды и любви, угасшей и вспыхнувшей вновь в сердце героини .

В повести душевное оживление Веры передается через прием звукописи: … зашелестел листьями . Все это сопровождается замечательной музыкой, послушать которую завещал Желтков: … удивительн a я музык a <…> продолжал a … Повесть «является наиболее ярким и показательным произведением, где музыка, звук пронизывают каждое слово, где соната Бетховена отражает многозначную смысловую структуру повести и, проходя лейтмотивом через все произведение, достигает в финале своего апогея ».

Следующее произведение Куприна, богатое цветовыми образами, – повесть «Олеся». Для каждого случая автор использует определенную цветовую палитру. В портретах крестьян писатель использует только темные цвета. Обращает на себя внимание цвет их кожи: …причем на секунду я вижу ее коричневую кожу . В образе ленивого и беспечного Ярмолы прослеживается та же деталь: … его смуглое худое лицо с вп a лыми черными гл a з a ми, все ушедшее в жесткую черную бороду Он <…> просовывал между своими черными <…> п a льцами перо

Обстановка, в которой живут эти герои, также дана в темных тонах: …в темных сенях

Благодаря темным цветам, автор старается отразить грубые нравы и необразованность крестьян. Писатель попадает в атмосферу нищеты, бездуховности, непонимания, поэтому все окружающее он описывает в тусклых и мрачных тонах.

Полной противоположностью полесских крестьян является Олеся. Весь ее образ создан из противоречивых колоритных зарисовок, где в каждой портретной детали автор отмечает особенности характера героини: …высокая брюнетка...;…бел a я руб a х a свободно; …в этих больших, блестящих, темных гл a з a х…; в смугло-розовом тоне кожи ….

Г.С. Мурыгина отмечает, что «с появлением Олеси начинает меняться поэтическая тональность произведения, тоска уступает место радости, прекрасное торжествует над уродливым ».

Следующее свидание героев происходит при многоцветной весенней палитре, отражающей гармонию в природе. Любовь главных героев повести развивается на фоне природы, которая обладает звуками, изменяющими свою тональность в зависимости от происходящих событий: … бурливые, коричневые, сверк a ющие ручейки…; в огромных луж a х воды отр a зилось голубое небо с <…> белыми обл a к a ми . …бурыми прошлогодними листьями..., .. м e ртвую ж e лтизну, <…> лиловые головки …. С дальнейшим развитием отношений природа оживляется еще сильнее: …громч e ст a н o в u лся з a д o рный кр u к в o р o бь e в…; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя . В самом финале звуки нарастают, обретают зловещее выражение: o т р a ск a т o в гр o м a др o ж a ли и зв e н e л u ст e кл a

Куприн использует прием звукописи для того, чтобы читатель смог не только увидеть, но и услышать песню радостного чувства, которое переполняло героев, и вместе с ними пережить их горе.

Радость жизни, быстрые и легкие движения Олеси передаются яркими и насыщенными оттенками: Но O л e ся уже н a к u нул a н a г o л o в y кр a сный к a шем u ровый плат o к

При изображении юной ведьмы, Куприн использует прием контрастности: Кр a сн a я юбк a <…>, выд e ляясь ярк u м пятн o м н a o сл e п u т e льн o e л o м, р o вн o м ф o н e сн e г a . Два огромных синих пятна <…> резко выделялись на белой нежной коже .

На лице девушки нельзя не заметить волнение, описанное с помощью красного оттенка: … покраснела вдруг она..., … и еще больше краснея ; … вспыхнула густым румянцем .

В данном случае красный цвет выражает символическое значение сильной и жгучей любви, страстного любовного чувства. Отсылки к красному цвету наблюдаются во время заговаривания крови девушкой. Здесь цвет крови символизирует агрессию, беду: Кровь тотчас же выступила

Нельзя не отметить и голубой цвет, также используемый автором для описания героини: … тоненькая голубая жилка у нее на виске … Согласно Обухову, «голубой цвет настраивает на меланхолию », поэтому логично предположить, что героиню ожидают горе и тоска.

В финале повести мы вновь видим темные тона, которые предупреждают о приближающейся беде. Мы видим борьбу темного со светлым: Полнеба закрыла черная туча <…>, но солнце еще светило, <…>, и в этом смешении света и надвигающейся тьмы было что-то зловещее .

Повесть завершается интересной цветовой гаммой: Это была нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов … Красные бусы всегда будут напоминать герою о страстной и великодушной любви Олеси, а также о боли и разлуке.

В повести «Суламифь» земной мир яркий, красочный, живописный. Писатель использует насыщенные, интенсивные, яркие и контрастные краски, он обращает внимание читателя на яркие предметы.

Геральдика указывает, что цветы, выбранные автором для описания царя, имеют следующее значение: красный цвет олицетворяет силу, храбрость; пурпурный – достоинство, власть; золотой – богатство; серебряный – мудрость; черный – постоянство, покой; белый – чистоту, невинность: Руки царя были нежны, белы… …носил Соломон гемму из кроваво-красного астерикса, извергавшего из себя шесть лучей жемчужного цвета . …с серебряными столпами, с золотыми локотниками в виде лежащих львов, с шатром из пурпуровой тирской ткани

Особого внимания заслуживает портрет царя: Бледно <…> лицо, губы - <…> алая лента; волосы черны иссиня, <…> блестела седина, подобно серебряным нитям горных ручьев…; седина сверкала и в его черной бороде… Глаза <…> темны, как самый темный агат, как небо в безлунную летнюю ночь, а ресницы <…> походили на черные лучи вокруг черных звезд .

Оригинальной цветовой гаммой обладает портрет девушки. При описании ее образа часто используется не только красный цвет, но и его оттенки, например, алый, рыжий. Рыжий – цвет огня и солнца, он, согласно Обухову, ассоциируется с кровью . Алый цвет обозначает кровь, силу , власть, любовь вплоть до жертвенности : … темно-рыжие волосы, в которые она воткнула два цветка алого мака <…>, и пламенеют <…>, как золотой пурпур. Самодельное ожерелье из каких-то красных сухих ягод Губы твои алы… … от света зари и от пыли кажется таким же красным и таким же волнистым, как твои кудри .

Также для создания образа используется прием метафоричности: Щеки твои - точно половинки граната под кудрями твоими. Глаза твои глубоки, как два озера Есевонских у ворот Батраббима .

Трагично заканчивается любовь героев. Смерть девушки сопровождается алым цветом: … он стоял на <…>, не замечая, что его колени купаются в ее крови и что руки его обагрены алою кровью .

Зеленый цвет, используемый в зарисовках пейзажей и в высказываниях героев, символизирует свободу, радость, ликование, надежду, здоровье: серебряно-зеленые листы олив . Темно-зеленые малахитовые ступени .

Такие цвета, как голубой и розовый цвета вызывают ассоциации с прекрасной, сильной и возвышенной любовью героев: …тело Суламифи казалось пенно-розовым, и любовная усталость окружала голубыми тенями ее прекрасные глаза

Эффект живости и яркости мира, который сопровождает героев повести «Суламифь», сопровождается частым описанием цветов: « как цветок нарцисса », « прекрасен царь, как лилия Саронской долины », « аромат цветущего винограда – тонкий аромат резеды », « как распустившийся цвет граната » и многие другие.

Цветы, которые упоминаются в повести, также имеют символическое значение. Нарцисс – символ весны и юношеской смерти . Лилия – символ чистоты и невинности . Виноград – символ плодородия.

Жизнь героев повести «Суламифь» не только живописна, но и полна звуков, которыми наслаждается человек. Такие звуковые примеры, как: « любил слушать рев диких зверей », « простой и нежный мотив льется себе, как звонкий ручей в горах », « резкий медный звук вдруг пронесся над Иерусалимом. Он долго заунывно дрожал и колебался в воздухе » используются Куприным, чтобы показать радость жизни,

Авторская гамма красок и звуков уникальна и разнообразна. Цветовые и звуковые решения составляют неповторимость пейзажа, раскрывают характеры и образы героев, предоставляют читателям право проникнуть в авторский мир настолько, чтобы суметь постичь его глазами художника. Таким образом, читатель воспринимает символический мир произведений, созданный воображением писателя, именно так, как и хотел этого автор.

Список использованной литературы:

    Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М.: Типография А.А. Карцева, 1913. – 272 с.;

    Куприн А.И. Избранное. – Алма-Ата: Мектеп, 1984. – 368 с.;

    Мурыгина Г.С. Психологическая функция цветовых слоев в повести А.И. Куприна «Олеся» // Известия ПГПУ: Сектор молодых ученых. – 2007. – №3. – С. 155 – 160;

    Обухов Я.Л. Символика цвета. – Режим доступа: ;

    Фарино Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие. – Спб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 639 с.;

    Шигапова Г.Ф. Звуковая символика в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» / / вестник Тюменского государственного университета. – 2013. – №1. – С. 192 – 199

Разработка урока по литературе

Тема: А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».

Учитель: Санникова Н.Н.

Цель: дать обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся».

Оборудование: портрет А.И.Куприна.

Методические приемы: рассказ учителя, доклад ученика, аналитическая беседа.

Ход урока.

1. Слово учителя.

Творчество И.А.Бунина, Александра Ивановича Куприна (1870-1938), было известно советскому читателю более широко потому, что, в отличие от Бунина, Куприн за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину. Поэтому произведения Куприна издавались в Советском Союзе, а эмигранта Бунина не печатали до конца 50-х годов 20 века.

Этих писателей много объединяет. Прежде всего, следование традициям русской классической литературы, приверженность реализму в изображении жизни, отношение к творчеству Л.Н.Толстого как к образцу, уроки мастерства Чехова. Куприна тоже интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Куприн развивает тему «маленького человека», подчеркивая «необыкновенность каждого». Но если для Бунина главное- созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость, сила, цельность характера.

2. Сообщение ученика о биографии А.И.Куприна.

3. Слово учителя.

Куприн 13 лет детства и юности провел в закрытых учебных заведениях:

Александровское сиротское училище, Вторая московская военная гимназия, вскоре преобразованная в кадетский корпус, Третье Александровское юнкерское училище. После тяжких лет казарменной жизни Куприн скитался по провинциальной России, был и репортером, и грузчиком в Одесском порту, И управляющим на стройке, землемером, работал на литейном заводе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело, был журналистом.

«Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий…Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!»- писал о Куприне К.И.Чуковский. Масса жизненных наблюдений, впечатлений, переживаний стала основой его творчества. «Ты –репортер жизни… Суйся решительно всюду…влезь в самую гущу жизни»,- так определил Куприн свое призвание. Куприн- темпераментная, широкая натура, человек стихии и интуиции. Его любимые герои обладают теми же чертами. Колоритен и сочен язык его прозы(лирики он не писал).

Первая книга, вышедшая в 1896 году, называлась «Киевские типы». Через два года выходит повесть «Олеся», поставившая проблему народного характера и явившаяся воплощением мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной, здоровой жизни, о слиянии с природой.

4. Беседа по повести «Олеся».

- Какое значение имеет место действия рассказа?

(Действие происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья, куда судьба забросила героя, городского человека, «на целых шесть месяцев». Герой ожидает новых впечатлений, знакомств «со странными обычаями, своеобразным языком», с поэтическими легендами, преданиями. И его ожидания оправдываются. Место действия важно и при пояснении авторской идеи).

- Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.

(Зимний лесной пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчеркивает отрешенность от цивилизованного мира, вой ветра усиливает тоску и скуку. Природа не просто фон повествования. Постепенно она становится участницей событий. Сначала олицетворяются силы природы: «Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех… Снаружи кто-то яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаенной глухой угрозой». Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость», ворвавшийся в его старый дом.

Описания пейзажа часто проникнуты лирическим теплым настроением: «Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня». Наконец, природа, ее сила, загадочность, прелесть воплощаются в «колдунье» Олесе. Знакомство героев происходит весной: пробуждается природа- пробуждаются чувства. В последней главе- внезапный вихрь, нестерпимо душный день, гроза, град- природа предвещает разрыв, разлуку, крушение любви. Выделяется символический образ тутового дерева, которое «стояло совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града». Тоскливое беспокойство героя оправдывается- «неожиданное горе», которое он предчувствовал, случилось: Олеся потеряна для него навсегда.

Природа то вторит чувствам героев, содействует пробуждению и развитию их души, то служит средством создания образа (Олеся), подчеркивая природную, естественную прелесть человека, то является антитезой «цивилизованному», корыстному миру).

- Как рисует Куприн образ главной героини?

(Появление Олеси предвещает сама природа, Ярмола упоминает о «ведьмаке», герой слышит «свежий, звонкий и сильный» голос Олеси, и наконец появляется она сама- «высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти» с лицом, которое «нельзя было позабыть,..но трудно было его описать»: «лукавство, властность и наивность» во взгляде «больших, блестящих, темных глаз». Лицо ее легко меняет выражение от суровости до детской застенчивости.(гл.3) Олеся сравнивается с молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора (гл.4) Героя привлекает и «ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности- эта гордая уверенность в свои силы». В ее неразгаданности есть особая притягательность. Сроднившаяся с природой Олеся не знает расчета и хитрости, себялюбия. Ей чуждо все, что отравляет взаимоотношения людей в цивилизованном мире, к которому принадлежит Иван Тимофеевич.)

- В чем особенность изображения героя-рассказчика?

(Героя описывает сама Олеся: « человек вы хоть и добрый, но только слабый…Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин…Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете.)

- Как построен сюжет повести?

(Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя с Олесей- картина бурной весны, объяснение любви сопровождается описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича. Отношения с Олесей он воспринимает как «наивную, очаровательную сказку любви», ей же заранее известно, что эта любовь принесет горе, но что она неотвратима,

что от судьбы не убежишь. Его любовь постепенно убывает, он почти боится ее, пытается оттянуть объяснение, сделать предложение Олесе и сказать о своем отъезде (гл.11) Он думает прежде всего о себе: «Женятся же хорошие и ученые люди на швейках, на горничных…и живут прекрасно… Не буду же я несчастнее других, в самом деле?». А любовь Олеси постепенно набирает силу, раскрывается, становится самоотверженной. Язычница Олеся приходит в церковь и едва спасается от озверевшей толпы, готовой разорвать «ведьму». Олеся оказывается намного выше и сильнее героя, эти силы в ее природности.)

-Какой цвет сопровождает образ Олеся?

(Это красный цвет, цвет любви и цвет тревоги»красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега(первая встреча); красный кашемировый платок (первое свидание, в этой же сцене Олеся заговаривает кровь), нитка дешевых красных бус, «кораллов»,- единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе6 и об ее нежной, великодушной любви» (последний эпизод).

- Почему счастье героев оказалось таким коротким?

(Олеся владеющая даром предвидения, чувствует, осознает неизбежность трагического конца короткого счастья. Продолжение этого счастья в душном, тесном городе невозможно. Слишком разные они люди. Тем более ценно ее самоотречение, попытка примирить свой независимый образ жизни с тем, что ей глубоко чуждо. Тема «волшебной» любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна,- темой недостижимости счастья.)

-В чем, по-вашему, идея повести?

(Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.)

5. Подводятся итоги.

6. Домашнее задание: перечитать повесть Куприна «Поединок».

В своих произведениях А.И. Куприн уделял большое внимание детали. Основная функция данного приёма -- оттенить чувства героев, раскрыть их внутреннее состояние более полно.

В повести «Олеся» главное событие в жизни героя словно «подготовлено» состоянием природы: «Ветер за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех. Метель к вечеру расходилась еще сильнее. Снаружи кто-то яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаенной, глухой угрозой». Герой предчувствует, что впереди его ожидает «неопределенное беспокойство». Тревожное настроение усиливается и на лексическом уровне, в частности употреблением слов: визг, дикий смех, глухая угроза. В результате ещё до завязки сюжета и герой, и читатель ожидают трагическую развязку, которая становится неизбежной, как и борьба со стихией.

В повести практически все события происходят на лоне природы, следовательно, пейзажс постоянно присутствует в произведении и отражает всё, что происходит между героями, а также их внутреннее состояние: «Мы в это время находились как раз на середине длинной, узкой и прямой, как стрела, лесной просеки. Высокие, стройные сосны обступали нас с обеих сторон, образуя гигантский, уходящий вдаль коридор со сводом из душистых сплетшихся ветвей. Голые, облупившиеся стволы были окрашены багровым отблеском догорающей зари...» Несмотря на счастливое объяснение влюбленных, внутреннее напряжение сохраняется благодаря использованию эпитетов: голые, облупившиеся, багровый. Далее тревога сохраняется: «корявые стволы», «изогнутые сучья». Описывая прогулку героев ночью автор использует определенную цветовую гамму: « иссиня-бледными пятнами», « тонкие стволы берез белели»,» были наброшены серебристые, прозрачные...покровы». Данные цвета создают впечатление некой призрачности и зыбкости происходящего объяснения.

Определенную символику можно обнаружить и в следующем отрывке, во время попыток героя объяснится с Олесей относительно их будущего: «Она сорвала ветку боярышника с пышным гнездом белых цветов и воткнула себе в волосы». Боярышник - символ целомудрия, надежды. Во время обрядов бракосочетания греческие девушки украшали голову сплетенными из ветвей боярышника венками. Героиня словно предчувствует дальнейшее предложение Ивана Тимофеевича и подсознательно соглашается, несмотря на внешний отказ. Таким образом природа оказывается невольным участником в жизни героев.

Пейзаж имеет определенное значение и в повести «Суламифь». Встреча Соломона и бедной девушки Суламифи происходит на виноградном поле. А.И. Куприн, опираясь на оригинальный текст «Песни Песней», выбирает местом действия именно виноградник. Виноград - это символ плодородия, жизнерадостности и жизненной силы, что находит впоследствии своё отражение в характере главной героини, которая не ведает страха и готова на всё ради своей любви.

Встречи влюбленных начинаются на природе среди «серебряно-зеленые» олив, «зелени можжевельника», «где зеленая трава пестреет нарциссами». Неслучаен выбор писателем зеленого цвета. Он символизирует зарождение нового, надежду, радость - всё,что чувствуют герои в момент становления своей любви.

В своих произведениях А.И. Куприн использует богатую цветовую палитру, но преобладающим цветом у автора является красный и его оттенки. Не исключение и повесть «Суламифь»: «тяжелые, густые темно-рыжие волосы, в

которые она воткнула два цветка алого мака...», «самодельное ожерелье из каких-то красных сухих ягод», « пурпур, багряница и виссон, шитый золотом». (красный цвет - значение)В образе самой Суламифи присутствует оттенок красного, автор подчеркивает её рыжие волосы, вводя в произведение символ огня -- тепла и жизненной силы, которую и олицетворяет героиня. В совокупности все символы создают единый образ вечной любви героев. Противопоставляет «солнечную» энергию Суламифи А.И,Куприн темной силе ревнивой царицы Астис, изображая её с синими волосами (посмотреть синий цвет)

В повести «Гранатовый браслет» автор продолжает традицию цветовой символики, опираясь на красный и зеленый цвет. (цитата про гранаты). Сам браслет благодаря наличию зелёного граната олицетворяет надежду героя в его любви. В сочетании с редкостью зеленых гранатов А.И. Куприн подчеркивает исключительность высокой любви героя. Красный цвет появляется и в конце повести -- во время прощания княгини Веры с Желтковым: (цитата про розу) добавить про красный цвет

В данной повести, как и во всем своем творчестве, писатель воссоздает пейзаж, отражающий более глубоко внутреннее состояние героев. В «Гранатовом браслете» таковым является описание разговора двух сестёр. Здесь писатель показывает восприятие природы Верой:

«Я тебя понимаю, - задумчиво сказала старшая сестра, - но у меня как-то не так, как у тебя. Когда я в первый раз вижу море после большого времени, оно меня и волнует, и радует, и поражает. Как будто я в первый раз вижу огромное торжественное чудо. Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает меня давить своей плоской пустотой... Я скучаю, глядя на него.. .»

«Но ты только посмотри, какая красота, какая радость - просто глаз не насытится. Если бы ты знала, как я благодарна Богу за все чудеса, которые он для нас сделал!»

Отношение Веры к природе показано более холодно и сдержанно. Она предстаёт перед читателем спокойной и умиротворённой, довольной своей жизнью. Создаётся впечатление, что восторженное отношение сестры к природе ей несколько чуждо. Однако тут же Вера замечает: «Я люблю лес... Разве может он когда-нибудь прискучить? Сосны!.. А какие мхи!.. А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером...» . Незначительная, на первый взгляд, деталь позволяет увидеть яснее её внутреннюю жизнь. Она не так холодна. Как могло показаться вначале, ей не чуждо чувство природной красоты.

Пейзаж снова появляется в конце повести, уже после гибели Желткова и осознания Веры, что настоящая любовь «прошла мимо неё». Именно в момент наивысшего потрясения души, под звуки сонаты Бетховена, Вера Николаевна бежит на улицу и обнимает ствол акации. Куприн прямо заявляет о взаимодействии природы и души человека: цитата с. 557 -- ветер сочувствует). Природа словно становится участником событий, происходящих в жизни героев.

Особой деталью данной повести является Аппассионата Бетховена -- музыка становится неотъемлемой частью хода произведения и поворотным моментом в восприятии Веры. Музыка проходит сквозь всё произведение -- заявленная в эпиграфе, она появляется в предсмертном письме Желткова и является финальной точкой в конце произведения.

В последнем, рассматриваемом нами произведении «Колесо времени» несколько меняется цветовая гамма. Здесь на передний план выходит розовый цвет. В начале во время беседы с итальянцем рассказчик, описывая своё внутреннее состояние, говорит: «Я уже чувствовал, как в голову мне входил давно знакомый розовый газ - веселый и страшный…», «Розовый газ в моей голове густел и делался красным». Розовый цвет ассоциируется у героя и со своей возлюбленной: «вдруг так похорошела, так порозовела и посвежела», «А утром, когда она еще спала, я увидел на ее лице тот неописуемо-розовый нежный оттенок, который бывает на перьях фламинго перед переходом в белый цвет». Розовый цвет символизирует утонченную любовь, нежность, незрелость, слабость, робость, сентиментальность. Этот цвет становится не столько цветом героини, сколько оттеняет чувства героя, испытываемые во время любви к ней. И саму любовь герой связывает с этим цветом: «в первые розовые дни нашей любви».

В «Колесе времени», в отличие от предыдущих рассматриваемых нами произведениях, появляются образы животных, которые олицетворяют собой героев. На протяжении всего романа Мария сравнивает Мишику с медведем (это сходство подчеркивается именем главного героя): «Но медведей я обожаю!», «Мой обожаемый медведь!», «Впрочем, довольно, мой Медведь».

Герой сравнивает себя в своей любви с неуклюжим пингвином, в то время как Мария окрылена своим чувством: «Но, сравнивая себя в этом смысле с Марией, я сказал бы, что у нее были за плечами два белоснежных, длинных лебединых крыла, я же летал, как пингвин». Мишика объясняет это сходство следующим образом: «Вначале я очень остро и, пожалуй, даже с обидой чувствовал ее духовное воздушное превосходство надо мною и мою собственную земную тяжесть».

Завершая проводить параллели между героями и олицетворяющими их внутренне состояние птицами, автор вводит образы павлина и фламинго (их значимость писатель подчеркивает одноименным названием глав). Павлин изначально символизировал бессмертие и долголетие. А.И.Куприн использует более поздние коннотации - болтливость, чванливость, тщеславие. Герой спрашивает Марию о тех вещах, о которых она не считает нужным говорить и неоднократно вынуждает её уходить от ответа. Тщеславие выражается в его отношении к работе Марии: «Самые слова "ручная работа" показались мне какими-то уж очень прозаичными, будничными, жалкими, годными для швей и портних».

Образ розового фламинго ассоциируется с героиней и её особенной, возвышенно-жертвенной любовью: «У фламинго прелестная, необычайная окраска оперения: она и не розовая и не красная, она особенная». Здесь появляется мотив новой жизни, которая начнется вскоре у героини: на полотне она собирается изобразить зарю, вскоре она сама примет решение оставить героя несмотря на свою любовь.

В своих произведениях А.И.Куприн широко использует прием цветописи. Его палитра красок достаточно разнообразна. Часто писатель вводит в текст не просто классические цвета: синий, красный, черный и т.д., – но и совершенно неожиданные цветовые оттенки, большинство из которых являются метафорами или имеют некоторый метафорический оттенок: «серебристо-стальной », «весело-синий », «густо-красный », «серебристо-зеленый », «кровавый », «жемчужный », «лиловый », «оливковый », «молочный », цвет «медной яри », «черного жемчуга », цвет «осеннего неба », «яблочно-зеленый », «пенно-розовый » и т.д. Они передают неповторимость пейзажа и раскрывают характеры героев, позволяют читателям глубже проникнуть в созданный автором мир, постигая его глазами художника слова, по-особому воспринимающего окружающую действительность и жизнь, созданную его воображением. Нередко в цветовой гамме Куприна встречаются такие универсально-цветовые эпитеты как «разноцветные травы », «пестрым ковром », «радужные разводы », «солнце играло всеми цветами радуги », что способствует созданию наиболее яркой и живой картины. Во всем многообразии красок, которые использует Куприн, можно выделить любимые цвета автора: красные, черные (темные), белые (светлые), зеленые, серебряные и золотые цвета и оттенки, – с помощью которых он с одинаковым успехом может передавать как радостные, светлые чувства, счастливые картины жизни, так и тревогу, опасность, печаль.

Из всей этой группы доминирующих цветов хотелось бы особо выделить красный и зеленый. Эти два цвета не только чаще остальных встречаются в произведениях А.И. Куприна – автор наделяет их неким мистическим звучанием и содержанием, выделяет из общей массы, делает ярким пятном.

«Зеленый гранат » редкого сорта – гроссуляр («Гранатовый браслет») – «имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти ». Подарив этот драгоценный камень Вере Николаевне, Желтков обрекает себя на смерть. Изумруд – драгоценный зеленый камень, так же звали и четырехлетнего жеребца (« Изумруд»). «Зелень » была необходима больной Сашеньке для жизни («Детский сад»). Зеленый цвет на картинах в «Гамбринусе» («зеленый луг », «зеленые куртки », «зеленое болото ») – единственное яркое пятно в общей мутно-грязной массе завсегдатаев трактира, но и оно постепенно становится «стеклянным зеленым лесом» из пустых бутылок. «Ложе у нас – зелень », – говорит Соломон, вспоминая прекрасные, светлые мгновения, проведенные в винограднике с Суламифью, наполненные страстью. Это и зеленый «смарагд – любимый камень » царя Соломона, призванный охранять и защищать его возлюбленную от всех болезней и «черных мыслей». «Величественная зеленая прелесть бора, как драгоценная оправа украшала… безмятежную любовь » лесной колдуньи Олеси и «молодого барина» («Олеся»). Но не всегда зеленый цвет в рассказах Куприна ассоциируется с жизнью и любовью. «Зеленые длинные глаза » отвергнутой царицы Астис («Суламифь») выражают опасность и нескрываемую угрозу. Зеленый, по нашему мнению, был одним из любимых цветов Куприна, недаром же писатель наделил именно этот цвет тайной магической силой.

Другим, не менее любимым автором цветом был, безусловно, красный, который обладал огромным эмоционально-смысловым спектром, четко выраженной эмоционально-экспрессивной окраской. Через самые разнообразные оттенки красного цвета Куприн выражает любовь, страсть, печаль, скорбь, надежду. Красный цвет (чаще кроваво-красный) является бессменным спутником в его повестях и рассказах. «Красноносая девица » вызывает у нас неприязнь; «десяток красных помидоров » и «красный, как кровь, сок » – единственная еда бродячих артистов («Белый пудель»), здесь красный цвет воплощает надежду, спасение от голода. «Краснощекие мясистые дети » («Детский сад») резко отличающиеся от болезненно-бледной Саши, символизируют здоровье и благополучие.

Бесспорно, свое особое магическое значение красный цвет приобретает в трех повестях Куприна: «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Олеся». В них этот цвет ассоциируется не только с любовью, страстью, жизнью, но и с разлукой, печалью, скорбью и смертью. «Красная юбка Олеси… выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега » – красный цвет сразу же выделяет Олесю и придает ей какой-то шарм, притягательность. «Красная редиска », которую с удовольствием ест урядник, его «красная физиономия » и «огненно- красный галстук » Никиты Мищенко – все это вызывает неприязнь, и красный цвет становится символом беспокойства и тревоги. «Окровавленное лицо » Олеси, «длинные красные ссадины » вызывают чувство жалости и, одновременно с этим, вид крови пробуждает гнев не только в душе главного героя, но и в сердцах читателей. «Нитка дешевых красных бус », безусловно, говорит о страстной, трепетной любви и печальной разлуке. Красный цвет в повести «Суламифь» – это не только признак богатства: ценные породы «красного дерева », «красные бараньи кожи », «барсы на красных лентах », «красные гранитные плиты », «кроваво-красные рубины », – но также символ нежной, невинной Суламифь, носящей на шее «самодельное ожерелье из каких-то красных сухих ягод ». Драгоценные камни, которые дарит Соломон своей возлюбленной, символизируют страсть и любовь: «подвески из глубоко-красных карбункулов », священный камень «анфракс – красен как кровь », будивший «вокруг себя любовные страсти », кораллы и «сандалии из красной кожи барана ». Жертвенный «белый голубь с красными лапками », горящий «красный огонь » в глазах Астис вызывают страх, и красный цвет становится опасным, даже зловещим. «Алая кровь », «пурпуровый хитон » и «венец из кроваво-красных рубинов » символизируют любовь и смерть, страсть и скорбь царя Соломона и юной Суламифи. Настоящим символом любви, преданности, страсти и смерти красный цвет становится в «Гранатовом браслете». «Футляр из красного плюша », «густо-красные живые огни », «точно кровь » светящиеся в пяти «прекрасных гранатах-кабошонах », – это любовь Желткова, представшая перед его возлюбленной во всем своем великолепии. Красная роза– символ любви, единственный, первый и последний подарок Веры Николаевны своему безнадежно влюбленному поклоннику.

Безусловно, красный и зеленый цвета в произведениях Александра Ивановича Куприна играют особую роль, несут на себе большую эмоционально-смысловую нагрузку. При помощи этих цветов автор раскрывает силу испытываемых героями чувств, их характеры, готовит читателей к предстоящим событиям.

Куприн достаточно широко использует и белый цвет, который имеет несколько значений. «Белый пудель » – символ радости и веры в удачу, «белое полотно дороги », «белая пыль » ассоциируются со светлым будущим и надеждой. «Белая стена », ограждающая садик от дороги и бродячих артистов, – это символ иного мира, преграда для свободы (парадоксально то, что белый цвет изначально является цветом свободы). В рассказе «Изумруд» белый цвет становится символом неизбежной смерти. Мы видим «белые пахучие цветы ромашки », которые снятся жеребцу, «белые от инея стены конюшни », «белый знакомый жеребчик », «белые листы программ » – все это обыкновенная рутина, которая засасывает и убивает Изумруда. «Белые стройные паруса », «звездчатые цветы белого табака » создают атмосферу чистого, безмятежного счастья. «Белый плащ надет на царя », «белые ягнята »-зубы, «бледный и кроткий лунный камень », «белые лилии », украшающие ложе Суламифи (издавна белая лилия окружалась романтическим ореолом, и ей приписывались таинственные свойства приворотного любовного зелья), – во всех этих примерах белый цвет является символом невинности, чистоты и нежности. В то же время в образах «белого голубя », «мальчиков в белых хитонах », «жрецов в белых одеждах », отшельника в «белоснежной развивающейся одежде », принесшего себя в жертву, чистота белого цвета становится наигранной, неестественной: на самом деле, белый цвет здесь является символом безумства, похоти и смерти.

Наверное, самым трагическим цветом можно считать черный. Куприн же позволяет черному цвету засиять всеми оттенками красок и чувств. «Черные обильные гроздья… тяжело свисали между темною, кое-где озолоченной солнцем зеленью », «черное вино », «черный бархат », «черная ночь » – в этих картинах создается атмосфера мистичности, романтичности и загадочности. «Черная колеблющаяся трибуна », «черная масса людей », «черные глазки с тоненькими черными усами » (« Изумруд») – здесь черный цвет усиливает неприязнь и отвращение к безучастным жестоким людям. Цветовой эпитет «темный »: «темный курчавый кустарник », «темная лазейка », «темная фигура », «темные окна », встречающиеся на пути Сережи («Белый пудель»), – нагнетает обстановку, увеличивая чувство тревоги и страха. Как ни странно, «черный инструмент », появившийся у трактирного музыканта Сашки («Гамбринус»), является символом победы над обстоятельствами. «Черное дерево из страны Офир », «черные рабы », «черные звезды », «чернобородые лица », «чернокудрый красавец », «черные брови », «черный жемчуг », «черный ласточкин камень », «черные глаза », «черная мантия » – все это показывает черный как цвет роскоши и изящной, пленительной красоты («Суламифь»). В свою очередь, «черная мантия » Изиды, «темные злые слухи » (в значении «черные»), «черные мысли » передают ощущение опасности, тревогу и состояние злости.

Серебряный и золотой цвет чаще всего у Куприна являются символами богатства и благополучия: «золотой пурпур », «золотое блюдо », «золотое яблоко », «золотые звенящие запястья », «золотые гвозди », «золотая легкая ладья », «серебряные клетки », «платье, затканное серебром ». Также золотой и серебряный цвета, встречающиеся в описаниях природы и портретов героев, усиливают красоту и выразительность изображаемого: «серебряный свет луны », «серебряный зазубренный серп молодого месяца », «серебристой пылью в небе », «золотые пылинки », «серебряно-зеленые листья оливы », «золотое сияние льется из глаз Соломона », «голова его – чистое золото », «сияло золотое солнце и серебряная луна ». Не удивительно, что чаще всего эти «драгоценные» цвета встречаются в повести «Суламифь», так как они необходимы для создания образов роскошного дворца и мудрейшего, сильнейшего царя Соломона.

В целом символичность и частоту употребления перечисленных цветов в повестях «Олеся», «Гранатовый браслет» и «Суламифь» можно представить в виде следующей таблицы.

Таблица 1.

Доминирующая цветовая гамма

Но, кроме перечисленных выше доминирующих цветов, в цветовой палитре писателя есть и другие, не менее интересные и важные для проникновения в ткань художественного произведения.

Таблица 2.

Редко встречающиеся цвета

Цвет Основная символика Примеры
ГОЛУБОЙ / СИНИЙ Создание мягкого романтического пейзажа «Голубой атлас моря окаймлялся темно-синей бархатной лентой »
чистота, невинность «голубые глаза », «голубая жилка »
ЖЕЛТЫЙ чаще цвет неприязни «костлявым, желтым телом », «желтые зубы »
цвет одиночества, тоски Желтков
КОРИЧНЕВЫЙ старость, ветхость «коричневую кожу », «коричневое сморщенное лицо »
РОЗОВЫЙ нежность «розовеет небо », «снежно-белой с розовыми, чуть заметными прожилками »
Встречаются более 50 раз
Наиболее редкие цвета, оттенки цвета
Цветовые прилагательные Цветовые метафоры
багровый, сизый, рыжий, серый, бурый, фиолетовый, лиловый, бронзовый, пурпурный, васильковый, оливковый, багряный, малахитовый, малиновый, молочный лунный, разноцветный, жемчужный, цветной, туманный, прозрачный, седой, рябой, ржавый, грязный, шоколадный, огненный, снежный, смуглый, фиалковый, осенний, цвет медной яри, цвет осеннего неба, цвет волны
Встречаются более 60 раз

Достаточно интересным является исследование цветописи как одного из художественных приемов выразительности, используемых А.И.Куприным для раскрытия образов героев.

Таблица 3.

Роль цветописи в создании образов героев

Образ Цвет