Расчет кбм по разным автомобилям. Понижение кбм

Каждому водителю о том, как узнать свой КБМ по ОСАГО, нужно задумываться еще до оформления самой страховки. Во-первых, стоит все же расшифровать эти загадочные буквы, чтобы понять, что они означают. Дело в том, что тарифы расценок на ОСАГО могут быть утверждены не самими страховщиками-кампаниями, а правительством страны. И чтобы узнать цену полисов, нужно базовый тариф умножить на ряд коэффициентов-поправок. Существует даже специальный калькулятор ОСАГО, размещенный на некоторых сайтах в интернете. Среди них и КБМ – коэффициент бонус-малус. Он предназначен для поощрения водителей, не попадающих в аварийные ситуации. И это резонно.

Почему человек, на протяжении многих лет всячески избегающий ДТП и старающийся ездить по правилам, должен платить столько же денег за страховку, сколько и тот, который постоянно влипает в разные дорожные истории? Также коэффициент призван и наказать оных водителей, по чьей вине случаются ДТП, методом повышения цены на данную страховку.

Как узнать свой КБМ по ОСАГО , и в одном, и в другом случае?


Класс страхователя и КБМ


Говоря о подобном коэффициенте и его вычислении, страховщики обычно склонны употреблять данный термин, вышеприведенный. От класса напрямую зависит и скидка на ОСАГО. К примеру, если водитель был застрахован впервые, то его класс – 3-й, а сам КБМ будет равен 1. Впоследствии, за каждый год безаварийной езды водитель при оформлении страховки получает скидку – в размере 5-и процентов. А коэффициент бонус-малус становится равным, соответственно, 0,95 (после года), 0,90 (после 2-х лет), 0,85 (после трех).

Причем, страховщики предусмотрели и минимальный порог сокращения оплаты за страхование – 50%. Это вполне резонно, так как некоторые водители всю свою жизнь предпочитают не нарушать правила дорожного движения и не попадать в аварии. Таким образом, у этих добропорядочных и ответственных граждан через определенное время скидки бы составляли 100%!

Так что максимальным КБМ считается 0,50. Чтобы достичь такого максимального результата, нужно «всего лишь» не попадаться в ДТП на протяжении 10 лет.



Потеря скидок и наказывающие наценки


Данные коэффициенты на скидки можно потерять в один миг, если вы в последующий страховой период попадаете в аварию или становитесь виновником дорожно-транспортного происшествия. Тогда все ваши накопительные скидки прогорают и КБМ снова становится равным единице. Если же вы начали страховаться не так уж давно, либо имеете в своем резерве скидку, весьма незначительную, то в случае не совсем осторожной езды и дорожных приключений с участием ГИБДД вам не только уберут скидку, но и повысят стоимость самого полиса на следующий отчетный период, как неблагонадежному водителю.

Что является, на взгляд многих добропорядочных поклонников руля, вполне резонным: ездишь плохо и с риском для себя и окружающих – заплати больше за страховку!

Сколько аварий происходит по вине недобросовестности и неумелости водителей? Так что, справедливость в этом смысле, при подписании документов на оплату, будет восстановлена, и вы просто заплатите большую сумму. Плохо только то, что справедливые весьма санкции будут применяться к нерадивым, если только пострадавший участник ДТП обратился за выплатой страховой суммы именно в вашу компанию.

Но случается, что (при незначительных повреждениях в особенности) он может махнуть рукой на страховую компенсацию именно от фирмы, а попытаться и получить ее от виновника случая по личной договоренности. Тогда и ГИБДД обычно не вызывается, и страховщики не фиксируют протоколы. Стороны расходятся довольные друг другом, а скидка ОСАГО (коэффициент бонус-малус) остается при своих показателях, так сказать, нетронутым.

Еще один важный момент : КБМ не учитывают при заключении страховки на прицеп. А если вы страхуете транспортное средство имеющее транзит или вы сами – гражданин иностранного государства, то вам его также не вычислят.

Таблица


Комментарии к таблице


Как уже было сказано, свой КБМ на следующий год страхования очень просто можно рассчитать по вышеприведенной таблице. В первой горизонтальной строчке – класс водителя на начало срока страхования, коэффициент КБМ, количество страховых выплат от 0 до 4-х и выше. Буква «м» означает максимальный коэффициент, который рассчитывается штрафникам.

Итак, рассмотрим пример (строчка в таблице выделена жирным шрифтом). Водителю в самый первый страховочный год присваивается 3-й класс (найдите цифру 3 в первом столбце). Соответственно, его КБМ (смотрим во 2-м столбике) будет соответствовать 1, и никоим образом не влиять на сумму страхового взноса. При вождении без ДТП (третий столбик – 0 страховых выплат вверху) ему будет присвоен 4-й класс.

И на следующий страховой год КБМ будет рассчитываться уже по 4-му классу (0,95, то есть скидка 5%). А вот, если водитель становится виновником дорожно-транспортного происшествия и будет осуществлена одна страховая выплата, то ему присваивается 2-й класс (КБМ – 1,4, то есть плюс 40%).

Если это произошло дважды и более раз за отчетный период, то КБМ становится максимально возможным – 2,45! А вот если пройдет еще один безаварийный год, то 3-й класс и право не переплачивать за страховку снова возвращается. В положительную сторону скидка идет до 13 класса. КБМ – 0,5, то есть скидка на страховочный полис составляет 50%. Но, если водитель с таким высоким присвоенным рангом попадает в ДТП, то его класс сразу понижается до 7-го, а коэффициент в следующем году страхования становится 0,8.


Несколько водителей


Интересно, а как узнать свой КБМ по ОСАГО, если список водителей машины состоит из нескольких лиц? Здесь при расчете не выводится среднее арифметическое, а берется за основу наибольший КБМ. Например, в ОСАГО записаны три водителя, у двоих из которых КБМ – 0,6 (скидка 40%). У третьего – 0,9 (скидка – 10%). КБМ общий для полиса будет составлять 0,9, то есть – минус 10% от стоимости. Кстати, чтобы не сломать голову при расчете коэффициентов, существуют специальные сайты (их несколько) где представлены калькуляторы вычисления КБМ.

Чтобы воспользоваться калькулятором и получить нужную информацию (обычно это занимает всего минуту), надо ввести соответствующие данные: ФИО водителя (водителей), нумерацию водительского удостоверения. Также можно и распечатать полученные данные для кампании-страховщика.

В расчетах полиса обязательного страхования используется коэффициент, существенно влияющий на размер скидки при определении конечных затрат на автомобилиста. КБМ ОСАГО – это так называемый коэффициент безаварийности, определяющий риск наступления страхового случая по каждому конкретному водителю. Год, проведенный за рулем без единой выплаты по страховке, позволяет повысить уровень скидки на следующий год.

Значение коэффициента КБМ

Аббревиатура КБМ расшифровывается как коэффициент «бонус-малус» и определяется на основании статистики за прошедший год. Значение КБМ рассчитывается в зависимости от класса водителя, его опытности и аккуратности вождения.

Без определения класса узнать точно КБМ и проверить его на соответствие будет невозможно. Водитель, знающий, как определяется КБМ по классу вождения, может контролировать присваиваемые значения. Ввиду частых претензий относительно неверно назначенной скидки, регулярная проверка показателя позволит избежать неприятных разбирательств со страховщиком, когда придет пора покупки нового полиса.

Если автомобилист только сел за руль и не имеет никакой истории вождения, согласно действующему регламенту, присваивается третий класс вождения с КБМ 1,0.

В зависимости от дальнейшего поведения водителя на дороге, класс может быть повышен или понижен, что повлияет на размер дальнейшей скидки.

  1. Каждый год без ДТП при отсутствии выплат по ОСАГО повышает класс вождения, соответственно скидка уменьшается.
  2. При попадании в ДТП у водителя-виновника аварии понижается класс, а сумма страховки следующего года становится выше.

Как рассчитывается

Общий алгоритм расчета выглядит следующим образом: каждый год без аварий для водителя означает рост скидки на 5%. В результате десятилетнее вождение без страховых возмещений даст водителю 50-процентную скидку на покупку полиса. Сокращение расходов по ОСАГО вполовину – максимально возможная экономия, на которую может повлиять показатель «бонус-малус».

На определение КБМ оказывает влияние не только наличие или отсутствие возмещений при ДТП, но и их количество. Когда начинающий автомобилист получает 3-й класс, спустя год безаварийных поездок его класс повысится до 4-го и так далее. Максимальный класс вождения, который может быть присвоен автомобилисту – 13-й, при котором КБМ составит 0,5 или 50-процентная скидка.

Если в течение года автомобилист неоднократно становился виновником ДТП, скидка аннулируется, а вместо нее включается повышающий коэффициент. Согласно утвержденной законом таблице соответствия расчетов КБМ и класса вождения, максимально стоимость полиса увеличивается на 145% от исходного значения.

Примерный расчет по соответствию КБМ и класса водителя выглядит следующим образом:

Особенности расчета

Определение конечной стоимости страховки требует учета некоторых нюансов:

  1. Если заключается договор по страховке прицепа, показатель «бонус-малус» равен не менее 1,00.
  2. При эксплуатации автомобиля с транзитными номерами (для оформления страхования на период пути к региону, в котором будет производиться регистрация авто), либо при оформлении полиса для перемещений по стране на временной основе, КБМ равен единице.
  3. При расчете полиса, в список допуска которого включено несколько лиц, значение КБМ определяется по автомобилисту с минимальным классом вождения.
  4. Неограниченная страховка требует определения показателя скидки с учетом безаварийной статистики автовладельца.

Как проверяется

Иногда страховщик (умышленно или по халатности сотрудников) допускает ошибки в присвоении КБМ конкретному автомобилисту. Поэтому так важно научиться проверять значение «бонуса-малуса» самостоятельно.

При наличии доступа к интернету, это может сделать абсолютно любой водитель. Существует множество интернет-ресурсов, которые основываются на информации, хранимой в единой базе РСА. Чтобы минимизировать возможность технической ошибки, рекомендуется обращаться к проверенным официальным источникам Российского общества страховщиков (РСА).

Проверка представляет собой простейшую процедуру, при которой в окно поиска вводят сведения об интересуемом автомобилисте:

  1. Определяют, относится ли владелец к физическому или юридическому лицу.
  2. Определяют тип требуемого договора (с ограничением допуска или без него).
  3. Вводят данные на автомобиль.
  4. Если полис на одного водителя, вводят полное ФИО, дату рождения, а также данные его удостоверения. Указывают день, следующий после истечения действующего договора.
  5. Если полис без ограничений, в отдельном окошке вводят ФИО, паспортные данные на владельца, 17-значный номер VIN.
  6. Далее необходимо поставить отметку о согласии на обработку персональных сведений. При отсутствии VIN-номера делают аналогичную отметку и нажимают кнопку проверки.

Не всегда результат проверки удовлетворяет страхователя. В случае появления сомнений относительно присвоенного КБМ, за разъяснениями необходимо обратиться в компанию, с которой подписывается договор. Потребуется предпринять меры, чтобы добиться восстановления показателя.

Исправление коэффициента

Когда результат проверки не соответствует ожиданиям водителя, первое, что нужно понять: где конкретно допущена ошибка при определении КБМ. Потребуются полисы предыдущих лет и произведение ручного пересчета значений.

Нужно учитывать, что закон допускает периодическую корректировку коэффициентов. Рекомендуется отталкиваться от Указаний от Банка России относительно предельных значений тарифной ставки и коэффициентов или от действовавших на момент заключения договора тарифа ОСАГО.

При обнаружении ошибки, страхователь обращается в СК, которая приняла к расчетам ошибочные данные. Внесение исправлений, как правило, занимает не более 3 дней. В настоящее время РСА не занимается внесением изменений в базу. Поэтому обращаться с претензиями в данную организацию нет необходимости.

На видео об исправлении КБМ

Зачастую страховщика, который допустил ошибку, уже не существует, поэтому исправить КБМ не получится. Чтобы избежать подобных неприятностей, рекомендуется проводить проверку КБМ в полисе ежегодно, при оформлении нового договора страхования.

С 1 января 2017 года Российский союз автостраховщиков (РСА) совместно с Центральным Банком РФ вводит новую систему расчета скидок и надбавок для окончательного расчета стоимости полиса ОСАГО.

Новый , который будет введён с 2017 года, в первую очередь станет привязан к водителю, а не к автомобилю. Напомним, что в настоящий момент на территории России действует система коэффициентов бонус-малус, которая привязана к автомобилю и к водителю. В итоге по данным РСА около 20 процентов водителей не справедливо переплачивают за страховые полисы обязательной гражданской ответственности.



Например, ответственный и аккуратный водитель имеет . Но это не означает что итоговая стоимость полиса ОСАГО, при оформлении договора страхования будет снижена на этот коэффициент. Так как в настоящий момент полис ОСАГО привязан к транспортному средству, то если водитель с хорошей или за безаварийную езду вписан в полис владельца другого автомобиля и который попал по своей вине в ДТП, то максимальный коэффициент аккуратного водителя будет снижен.

С 1 января 2017 года планируется отвязать полис ОСАГО от автомобиля и привязать его к самому водителю. То есть для каждого водителя будет рассчитан индивидуальный коэффициент бонус-малус (КБМ), который не будет изменяться из-за аварийности другого водителя и автомобиля.

Классы убыточности для каждого водителя (КБМ-коэффициенты)



С нового года Российский союз автостраховщиков вводит 14 индивидуальных классов для водителей (от класса убыточности "М" до 13 класса).

Например, класс убыточности "М" имеет коэффициент 2,45. То есть если водитель часто попадает , нарушая правила дорожного движения, то ему может быть присвоен класс убыточности из-за частой аварийности с коэффициентом 2,45. Таким водителям полис обойдется почти в 2,5 раза дороже.

Сегодня эти классы убыточности привязаны к автомобилю, на котором ездит водитель. Напомним обязательного страхования гражданской ответственности при управлении автомобилем, всем водителям был присвоен класс под номером 1. Далее за безаварийную езду водителю начисляет скидка в размере 5 процентов. То есть каждый год коэффициент бонус малус снижается на 0,05 процентов. Таким образом, максимальная скидка за 10 лет безаварийной езды составляет 50 процентов (коэффициент 0,50).



Если же водитель независимо от накопленной скидки, то водитель получает на следующий период страхования повышающую надбавку за счет коэффициента 1,55. К сожалению, для того чтобы вернуть коэффициент бонус-малус к 1,0 необходимо, как минимум, проездить без аварий в течение 2 лет.

В настоящий момент . Например, не редкость, когда водитель являясь собственником автомобиля страхует свою ответственность приобретая полис для своего автомобиля, а также вписан в полисы других владельцев транспортных средств. В итоге один и тот же водитель может иметь разные КБМ-коэффициенты. Это напрямую зависит от того, сколько водителей вписаны в тот или иной полис и какой они и автомобили имеют КБМ.

Но с 1.01.2017 года планируется, что каждый водитель будет иметь свой личный КБМ по ОСАГО, который будет изменяться 1 раз в год 1 января 2017 года.



Напомним, что сейчас коэффициент бонус-малус изменяется после заключения договора страхования на новый срок. Отвязав от водителя автомобиль, . Кроме того, с нового года страховые компании лишаться самостоятельно рассчитывать коэффициент бонус-малус. В настоящий момент РСА готовит электронную онлайн систему, которая будет рассчитывать для каждого водителя индивидуальный коэффициент КБМ и передавать по запросу страховой компании для заключения договора страхования.

Передача права расчёта КБМ Российскому союзу автостраховщиков позволит избежать злоупотребления страховых компаний при заключении договоров страхования. Введение единой базы для расчета КБМ на сервере РСА позволит полностью прекратить злоупотребление при расчете стоимости полисов ОСАГО со стороны страховых компаний.

Насколько вырастет скидка по полису ОСАГО с 1 января 2017 года?



Согласно нововведению с 1 января 2017 года коэффициент КБМ будет рассчитываться индивидуально для каждого водителя без учета влияния автомобиля.

То есть если водитель вписан в чужую страховку, то будет рассчитан не средний коэффициент по двум страховкам, а более справедливый. То есть если водитель имеет коэффициент 0,5, то если он будет вписан в страховой полис другого собственника автомобиля, то водитель с максимальной скидкой не потеряет коэффициент и .

По данным РСА около 20 процентов водителей с 1 января получат скидку от 2 до 15 процентов, благодаря новой методике расчета окончательной стоимости полиса ОСАГО.

Подорожает полис ОСАГО без ограничения по количеству водителей?



К сожалению, новая система расчета коэффициента бонус-малус с 1 января 2017 года приведет к тому, что из-за отмены привязки стоимости полиса от автомобиля, стоимость полиса ОСАГО без ограничения допуска водителей к управлению существенно вырастет. Напомним, что сегодня без ограничения количества водителей, рассчитывается с применением коэффициента КБМ 1,80.

В итоге многие водители после неоднократного попадания по своей вине в аварию, понимая, что им грозит при заключении договора страхования на новый срок расчет стоимости полиса по коэффициенту 2,45, просто приобретают полис без ограничения допуска водителей к управлению ТС. Это значительно дешевле, чем расчет полиса по коэффициенту 2,45. Чтобы прекратить эту практику 1 января 2017 года для всех полисов ОСАГО без ограничения допуска водителей вводится коэффициент КБМ 2,45. Это конечно расстроит многих водителей, которые в последние годы приобретали полисы без ограничения количества водителей. Подорожание подобного полиса ОСАГО составит 13,6 процентов.

Будет ли переходный период после введения новой системы расчетов коэффициента бонус-малус?



Да, Российский союз автостраховщиков устанавливает, что после начала новой системы расчета коэффициента КБМ будет введен льготный переходный период. Например, для тех водителей, которые вписаны не в один полис ОСАГО и имеющие несколько видов коэффициентов бонус-малус, будет установлен (напомним, что в настоящий момент в 2016 году страховые компании рассчитывают средний коэффициент бонус-малус).

Так что для таких водителей стоимость полиса ОСАГО в 2017 году может снизиться.

Насколько подорожает стоимость полиса для юридических лиц и таксистов?



С 2017 года все юридические лица начнут платить за по среднему коэффициенту. Ведь сегодня все юридические компании покупают полис ОСАГО, стоимость которого рассчитывается индивидуально для каждого автомобиля. Но с 01.1.17 для юридических лиц будет рассчитываться среднее значение КБМ по всему автопарку, принадлежащему юр. лицу. Для тех компаний, который имеют большой автопарк это конечно приведет к существенному увеличению затрат на ежегодное страхование гражданской ответственности водителей транспортных средств.

Особенно не повезет крупным таксомоторным паркам, где часто машины по вине водителей. Ведь с нового года, если хотя бы один водитель попадет в ДТП, то в следующем, календарном периоде среднее значение КБМ для юридического лица (а значит для всего автопарка, принадлежащего компании) существенно вырастет.

Как вырастет стоимость полиса ОСАГО, если вписать в него водителя, который по своей вине в прошлом попадал в ДТП?



Согласно новым правилам с 1 января 2017 года, если владелец машины будет вписывать в полис несколько водителей, то расчет КБМ будет рассчитываться по водителю, который имеет худший коэффициент КБМ. Поэтому рекомендуем каждому владельцу автомобиля при оформлении полиса внимательно относиться к тому, кого он вписывает в полис ОСАГО, поскольку если вы впишите водителя с большим КБМ коэффициентом из-за его аварийности, то итоговая стоимость полиса ОСАГО может быть намного больше.