Рассчитать утилизационный сбор для физических лиц. Утилизационный сбор

Принимая решение о покупке автомобиля как на отечественных просторах, так и за пределами родной страны, необходимо учитывать все затраты связанные с подобным приобретением.

Одной из статей расходов является обязательная уплата утилизационного сбора на ввозимый транспорт либо на транспорт за который продавцом данный взнос не вносился ранее.

Что это за платеж и какой порядок уплаты для него установлен, вы узнаете, ознакомившись с материалами представленной статьи.

Вид платежа

Утилизационным сбором облагаются все автомобили на территории Российской Федерации с 01.09.2012. Данный сбор направлен на обеспечение экологичности последующей утилизации транспортных средств (ТС).

Утильсбор является обязательным платежом и взимается с каждого ТС единожды.

Любому автовладельцу необходимо знать, что без наличия соответствующей отметке о внесении утильсбора в паспорте () приобретаемого автомобиля невозможно поставить его на регистрационный учет в ГИБДД .

Плательщики

Большинству автовладельцев, приобретших свое авто с нуля на территории России, не приходится сталкиваться с вопросом уплаты утилизационного сбора, так как за новые авто данный вид платежа уже внесен импортером, осуществляющим ввоз ТС либо заводом автопроизводителем.

Если вы относитесь к категории водителей, предпочитающих машины без пробега, необходимо при покупке просто удостовериться, что в ПТС занесена соответствующая отметка о внесении платежа за утилизацию.

Тем кто совершает приобретение на вторичном авторынке, помимо тщательной проверки самого ТС, следует также внимательно отнестись к сопроводительной документации на интересующий автомобиль.

Обратите внимание на дату выдачи паспорта приобретаемого автомобиля. В случае если ПТС выдан до вступления в силу ФЗ, то есть до 01.09.2012 уплата утильсбора не потребуется.

Законодательно определены категорий лиц, которым не требуется вносить утилизационный платеж за свои частные автомобили:

  • переселенцы (соотечественники, проживающие за границей, а также беженцы) ввозящие в Россию свои ТС;
  • дипломаты (включая членов семьи), имеющие соответствующий иммунитет;
  • владельцы ретроавтомобилей (старше 30 лет), сохранившие либо восстановившие оригинальную комплектацию авто.

Однако в случае покупки автомобиля у лица, относящегося к одной из вышеперечисленных групп, как и в случае выявления неправомерного уклонения продавцом от внесения соответствующего платежа, последующему владельцу придется исполнить обязанность по уплате утильсбора.

Поэтому, приступая к оформлению сделки купли-продажи, внимательно отнеситесь к изучению сопроводительной документации на приобретаемый автомобиль, а именно обратите внимание на графу особые отметки в ПТС и осведомитесь о причинах неуплаты утилизационного сбора.

Своевременно обнаружив проблему, вы сможете либо отказаться от совершения сделки, либо получить скидку в размере предстоящих затрат на оплату утильсбора.

О том, как не ошибиться с выбором машины с пробегом и на что обратить внимание при оформлении покупки, вы узнаете ознакомившись со следующей .

В случае если у вас возникли сомнения либо вопросы при заключении сделки купли-продажи транспорта, обратитесь за бесплатной консультацией к нашим юристам. Квалифицированные специалисты оценят все риски предстоящей сделки и окажут правовую поддержку.

Следует отметить, что с 01.01.2014 (№278-ФЗ) отменены льготы на транспорт, ввозимый из стран Таможенного союза, а также на автотранспорт, относящийся к международным перевозкам, который ранее попадал под процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области.

Будущим автовладельцам следует знать в каких случаях им придется самолично оплачивать утильсбор:

  1. ввоз приобретенного за границей авто ;
  2. приобретение авто у льготников , освобожденных от уплаты утильсбора;
  3. приобретение у правонарушителей , своевременно не исполнивших требование об внесении утильсбора.

В первом случае сбор платежа исполняет Федеральная таможенная служба, а в последующих двух – Федеральная налоговая служба.

Расчет платежа

Если на авто полагается уплатить утильсбор, плательщику следует помнить, что обязанность по расчету взноса и своевременной оплате полностью ложатся на его плечи.

Порядок исчисления и взимания утильсбора, устанавливается Правительством РФ.

В видеоролике представлены размеры установленных в России утилизационных сборов на транспорт.

Размер платежа определяется исходя из базовой ставки и характеристик каждого отдельно взятого ТС (даты выпуска, массы, объема двигателя, шасси).

Калькуляция сводится к вычислению произведения базовой ставки (B) на коэффициент (K), зависящего от параметров конкретного ТС.

Ставки и коэффициенты для расчета утильсбора на все виды автотранспорта представлены в табличном виде:

Калькулятор для физлиц

Базовая ставка (В) для легковых автомобилей на сегодняшний день составляет 20000 рублей .

Коэффициент (К) для иномарок, ввозимых для личного пользования, независимо от характеристик двигателя, составляет:

  • для новых машин – 0,1 ;
  • для транспорта старше трех лет – 0,15 .

Если документы, которые могли бы подтвердить года выпуска авто, утрачены, то год изготовления устанавливается по VIN-номеру автомобиля. Пограничный возраст три года отсчитывается с 1 июля года выпуска ТС.

Исходя из установленных показателей множителей, утильсбор составляет:

  • на новое авто – 2000 рублей ;
  • на транспорт в возрасте от трех лет и старше – 3000 рублей .

Размер платежа плательщик исчисляет сам и вносит сумму по установленному КБК (коду бюджетной классификации) на счет Федерального казначейства (ФК).

Уплата

Следует иметь ввиду, что порядок оплаты утильсбора в случае если автомобиль пригнан из-за границы и в случае приобретения автомобиля, за которое ранее не вносился соответствующий платеж, различен.

Ввоз иномарки

В случае если автомобиль ввозится из-за границы физическим лицом, утильсбор взимается Федеральной таможенной службой (ФТС).

Оформление и оплата должны укладываться в отведенные на сроки.

Для прохождения процедуры полного растаможивания пригнанного транспорта, плательщику необходимо явиться в таможенный орган по месту жительства имея при себе следующие документы:

  • ПТС на оформляемый автомобиль;
  • копии документов, удостоверяющих соответствие ТС данным внесенным в расчет утильсбора
  • договор купли-продажи на автомобиль ;
  • копии платежек
  • копия доверенности

Проверив верность произведенного расчета суммы утильсбора, а также поступление денежных средств на счет ФК, проставляется отметка об оплате в соответствующем разделе ПТС.

Информацию о порядке уплаты, а также узнать КБК и банковские реквизиты вы можете на официальном сайте ФТС .

Приобретение авто без утильсбора

Взимание с автопроизводителей, а также с физических лиц, приобретших ТС без ранее оплаченного утильсбора производит Федеральная налоговая служба (ФНС).

На сайте ФНС функционирует раздел “Утилизационный сбор “, где можно узнать КБК, оформить по соответствующей форме расчет утильсбора, а также записаться на прием в налоговый орган вашего региона.

По истечении 3 рабочих дней с момента перечисления суммы утильсбора на счет ФК необходимо явиться в налоговый орган для подтверждения верности перевода.

При себе плательщик должен иметь ряд документов:

  • заполненную форму расчета утильсбора ;
  • ПТС на оформляемый автомобиль;
  • копии документов удостоверяющих соответствие ТС данным внесенным в расчет утильсбора (одобрение типа шасси ТС, сертификат соответствия, свидетельство о безопасности, заключение техэкспертизы, товаросопроводительная документация);
  • договор купли-продажи (для физлиц приобретших ТС);
  • копии платежек , подтверждающих факт внесения денежных средств по соответствующему КБК.
  • копия доверенности , если плательщик действует через доверенное лицо.

При оформлении документов на самостоятельно собранное авто, следует представить в налоговую копии ПТС автомобилей на основе которых было создано новое ТС. В этой ситуации размер платежа рассчитывается как разность между суммой подлежащей уплате и раннее внесенных сумм утильсбора.

Проверив верность произведенного расчета, а также поступление денежных средств на счет ФК, проставляется отметка об оплате в соответствующем разделе ПТС.

Если вы уплатили неверно рассчитанный утильсбор, вам предстоит либо доплатить недостающую сумму, либо заполнить заявление о возврате излишне внесенных денежных средств.

Выводы

  1. Приобретая очередной автомобиль убедитесь в оплате утильсбора , проверив наличие отметки в соответствующем разделе ПТС.
  2. Обратите внимание на дату выдачи ПТС , если документ датирован ранее 01.09.2012 все в порядке – уплата утилизационного сбора не требуется.
  3. Неуплата утильсбора влечет отказ ГИБДД в постановке транспорта на регистрационный учет . В свою очередь, согласно ст. 12.1. КоАП РФ, управление транспортом не прошедшим госрегистрацию карается наложением штрафа в размере 500-800 рублей , а за очередное нарушение с автовладельца взыщут 5000 рублей либо лишат водительских прав сроком до трех месяцев.

Если у вас остались вопросы связанные с уплатой утилизационного сбора либо возникли спорные ситуации с представителями закона, обратитесь за разъяснениями к нашим правовым экспертам.

Для большинства автолюбителей утилизационный сбор является неким нововведением. Кто должен его оплатить? Каков его размер? В статье расскажем про утилизационный сбор на автомобили, ответим на часто задаваемые вопросы.

Утилизационный сбор на автомобили

Утилизационный сбор на автомобили регулирует Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии с законодательством утилизационный сбор – это уплата денежных средств в бюджет Российской Федерации, направленная в будущем на утилизацию транспортного средства. Таким образом, благодаря утилизационным мероприятиям, проведённым по всем правилам, есть возможность обеспечить сохранность здоровья населения, экологическое благополучие окружающей среды.

Кто обязан производить уплату утилизационного взноса?

Обязанность по уплате утилизационного взноса возлагается как на физические, так и на юридические лица, которые:

  • осуществили ввоз автомобиля на территорию Российской Федерации;
  • производят автомобили на территории Российской Федерации;
  • приобрели автомобиль у лиц, не уплативших ранее утилизационный сбор в связи с соответствием п.6 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ или в связи с нарушением законодательства, регулирующего уплату утилизационного сбора.

Пример 1. Гайкин Г.Г. приобрёл автомобиль, принадлежащий супруге сотрудника дипломатического представительства Германии. Автомобиль был ввезён в Российскую Федерацию с территории Германии годом ранее. Гайкину Г.Г. придётся произвести уплату утилизационного взноса.

Пример 2. Гайкин Г.Г. осуществляет ввоз автомобиля на территорию Российской Федерации из Японии. В данном случае на Гайкина Г.Г. будет возложена обязанность по уплате утилизационного взноса.

Как рассчитать утилизационный сбор на автомобили

Для расчёта размера утилизационного сбора необходимо воспользоваться следующей формулой:

Базовая ставка:

  • легковые автомобили, не использующиеся в коммерческих целях – 20000 рублей;
  • легковые автомобили, использующиеся в коммерческих целях, автобусы, грузовые автомобили – 150000 рублей.

Коэффициент расчёта суммы зависит от нескольких параметров:

  • возраст автомобиля;
  • тип двигателя;
  • рабочий объём двигателя;
  • цель использования автомобиля (коммерческая, личная);
  • полная масса автомобиля;
  • масса шасси.

Пример 3. Гайкин Г.Г. планирует приобрести новый легковой автомобиль массой 1900 кг для личного пользования. Коэффициент расчёта суммы 0,83. Размер утилизационного сбора составит: 20000 * 0,83 = 16600 рублей.

Таблица и ставки утилизационного сбора

В соответствии с Перечнем видов и категорий колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора размер Коэффициента расчёта суммы утилизационного сбора может принимать следующие значения:

Новый автомобиль
Для физических лиц:
1,42 5,3
Рабочий объём двигателя:
менее 1000 куб.см 1,42 5,3
1001-2000 куб.см 2,21 8,26
2001-3000 куб.см. 4,22 16,12
3001-3500 куб.см 5,73 28,5
свыше 3500 куб.см 9,08 35,01
0,17 0,26
Для юридических лиц:
Полная масса:
до 2,5 тонн 0,83 0,88
2,5-3,5 тонны 1,32 2,06
3,5-5 тонн 1,65 2,64
5-8 тонн 1,82 4,56
8-12 тонн 2,21 6,91
12-20 тонн 2,43 10,06
20-50 тонн 4,79 11,8

Правила уплаты утилизационного сбора

После произведённого расчёта размера утилизационного сбора его необходимо уплатить. С этой целью оформляется платёжное поручение, где указывается код бюджетной классификации (КБК) 182 1 12 02000 01 2000 120. Утилизационный сбор не является налоговым сбором.

После уплаты утилизационного сбора в Паспорте транспортного средства (ПТС) проставляется отметка об уплате в разделе «особые отметки».

Не стоит волноваться покупателям автомобилей на вторичном российском рынке по поводу отсутствия данной отметки лишь в двух случаях:

  • автомобиль отечественной сборки получил ПТС до 01.09.2012 г.;
  • автомобиль импортного производства завезён на территорию Российской Федерации до 01.09.2012 г.

Ответственность за неуплату утилизационного сбора

В случае неуплаты утилизационного сбора штрафные санкции не предусмотрены, но предусмотрена невозможность регистрации транспортного средства, т.е. постановки на учёт. А это, в свою очередь, влечёт неприятности в соответствие со ст.12.1 КоАП РФ:

В каких случаях утилизационный сбор не уплачивается

В соответствие с п.6 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в следующих случаях:

  • автомобиль ввезён на территорию Российской Федерации лицами, признанными беженцами, вынужденными переселенцами, участниками Государственной программы по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
  • автомобиль ввезён на территорию Российской Федерации и принадлежит дипломатическому представительству, консульскому учреждению, международной организации, пользующейся приоритетами и привилегиями международного права;
  • автомобиль ввезён на территорию Российской Федерации и принадлежит сотруднику (членам семьи) дипломатического представительства, консульского учреждения, международной организации, пользующейся приоритетами и привилегиями международного права;
  • автомобиль выпущен более тридцати лет назад, не используется в коммерческих целях, имеет оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму и сохранён или отреставрирован до оригинального состояния.

Нормативные акты, регулирующие сбор

При рассмотрении вопросов, касающихся утилизационных сборов, рекомендуется обращать внимание на нормативные акты:

  • Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
  • Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. N 1291 “Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Утилизационный сбор в Казахстане / Беларуси

Утилизационный сбор в Казахстане введён с 2016 года. Формула расчёта утилизационного сбора такая же, как и в РФ. Базовая ставка составила 50 МРП (106050 тенге). Коэффициент расчёта утилизационного сбора:

Виды и категории транспортных средств Коэффициент расчёта суммы утилизационного сбора
Автомобили категории М1 (легковые) и повышенной проходимости категории G
Автомобиль с электродвигателем (искл. гибридный) 3
Рабочий объём двигателя:
менее 1000 куб.см 3
1001-2000 куб.см 7
2001-3000 куб.см. 10
свыше 3001 куб.см 23
Автомобили категории N1, N2, N3 (грузовые) и повышенной проходимости категории G
Полная масса:
до 2,5 тонн 3
2,5-3,5 тонны 4
3,5-5 тонн 5
5-8 тонн 5
8-12 тонн 6
12-20 тонн 11
20-50 тонн 17

Утилизационный сбор в Беларуси введён с 01 марта 2014 года. Принцип исчисления утилизационного сбора во многом схож с исчислением сбора в Российской Федерации. В 2017 году размер утилизационного сбора составил (в белорусских рублях):

Виды и категории транспортных средств Размер утилизационного сбора (бел.руб.)
Новый автомобиль Автомобиль старше 3 лет (с даты выпуска)
Автомобили категории М1 (легковые) и повышенной проходимости категории G
Автомобиль с электродвигателем (искл. гибридный) 8514 52470
Рабочий объём двигателя:
менее 1000 куб.см 8514 52470
1001-2000 куб.см 13266 81774
2001-3000 куб.см. 25344 81774
3001-3500 куб.см 34353 282150
свыше 3500 куб.см 54450 346599
Автомобили, ввозимы в РФ для личного пользования вне зависимости от типа двигателя 4950 7425
Автомобили, ввозимые с территории государств – членов Евразийского экономического союза вне зависимости от типа двигателя 4950 7425
Автомобили категории N1, N2, N3 (грузовые) и повышенной проходимости категории G
Полная масса:
до 2,5 тонн 37125 65340
2,5-3,5 тонны 59400 92813
3,5-5 тонн 74250 118800
5-8 тонн 81675 338580
8-12 тонн 99495 513068
12-20 тонн 109148 746955
20-50 тонн 215325 876150

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Я планирую доставить легковой автомобиль из Японии для собственного пользования. Когда мне необходимо оплатить утилизационный сбор?

Вопрос №2. При ввозе легкового автомобиля для личного пользования на территорию Российской Федерации какую сумму утилизационного сбора мне придётся уплатить? Автомобилю 4 года.

При ввозе легкового автомобиля для личного пользования на территорию Российской Федерации Вам необходимо рассчитать размер утилизационного сбора. Для этого необходимо воспользоваться формулой:

  • Базовая ставка – 20000 рублей
  • Коэффициента расчёта утилизационного сбора – 0,26
  • Размер утилизационного сбора 20000 * 0,26 = 5200 рублей.

Вопрос №3. Могу ли я вначале поставить транспортное средство на регистрационный учёт в ГИБДД, а после этого оплатить утилизационный сбор?

Нет, Вы не сможете этого сделать, т.к. инспекторы обязаны проверить наличие отметки об уплате утилизационного сбора в ПТС, после чего будут иметь право оформить регистрацию автомобиля.

Вопрос №4. В случае несвоевременной уплаты утилизационного сбора будет ли мне насчитываться пеня?

Законодательством не предусмотрено начисление пени за неуплату утилизационного сбора, но вот штраф за управление незарегистрированным транспортным средством сотрудники ГИБДД всё же выпишут. Карательные меры могут быть вплоть до лишения права управления транспортным средством на срок до трёх месяцев.

Экология – одна из самых насущных проблем современности. Большой объем загрязнений поступает в атмосферу от автомобилей и иных транспортных средств. Особенно остро стоит вопрос утилизации такой техники, ведь избавиться от пришедшей в негодность машины без вреда внешней среде проблематично и затратно, поэтому в 2012 году был введен утилизационный сбор.

Утилизационный сбор на автомобили — это единоразовая плата, взимаемая с определенных категорий плательщиков, необходимая для дальнейшей утилизации транспортного средства, пришедшего в негодность, в соответствии с установленными экологическими нормами. Для многих россиян до сих пор неясно, зачем нужен утилизационный сбор. Необходимость его уплаты объясняется тем, что за счет вырученных средств государство может обеспечить экологическую безопасность окружающей среды.

Получателем такого сбора является государство. Оно же берет на себя обязанности по охране экологии и жизни и здоровья граждан от вредных воздействий авто.

Уплачивается утилизационный сбор в отношении не только легковых и грузовых автомобилей, но и иных транспортных средств, самоходных машин, даже прицепов.

Кто платит?

ФЗ № 89 четко определяет перечень лиц, обязанных уплатить утилизационный сбор, в пункте 3 статьи 24.1. К их числу относятся:

  • лица, осуществившие ввоз автомобиля из-за границы на территорию РФ;
  • компании, занимающиеся производством машин на территории страны;
  • лица, купившие авто внутри страны у граждан, освобожденных от уплаты утилизационного сбора;
  • владельцы машин, по которым ранее сбор не был уплачен в виду проведения по отношению к транспортному средству иных таможенных процедур на территории ОЭЗ в Калининградской области.

Производители отечественного автопрома, а также лица, приобретающие машину на территории страны, уплачивают положенную сумму в ФНС. Если же транспортное средство облагается утилизационным сбором ввиду ввоза в страну, то оплата производится уже на счета не Налоговой, а Федеральной таможенной службы. Все подтверждающие документы предоставляются туда же, куда совершается перевод денег.

Кто освобожден от уплаты?

Право не платить утилизационный сбор на автомобили прописано в пункте 6 статьи 24.1 ФЗ № 89. К числу лиц, освобождаемых от этого взноса, относятся:

  • те, кто участвует в госпрограмме переселения соотечественников из иностранных государств и перевозят собственный автомобиль в Россию;
  • диппредставительства, консульства, а также международные организации с особым статусом (причем право распространяется не только на те машины, которые принадлежат таким организациям, но и те, что находятся во владении сотрудников и членов их семей);
  • владельцы авто, выпущенных более 30 лет назад, но при обязательном выполнении двух условий: использование исключительно в личных целях, наличие у машины оригинального двигателя, кузова и рамы (если таковая имеется);
  • авто, произведенные не более 3-х лет назад, в случае их помещения под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (в России такая функционирует на территории Калининградской области).

Однако если впоследствии авто продаются участниками госпрограммы или диппредставительствами, консульствами и их сотрудниками, то необходимость уплаты утилизационного сбора возникает у покупателей машины.

Оплата сбора при его невыплате предыдущими хозяевами

Иногда покупка автомобиля накладывает на человека обязательства по уплате утилизационного сбора на него. Например, такая необходимость возникает, если машина была ввезена в страну с транзитными номерами конкретному человеку. Покупка авто за границей освобождает продавца от утилизационного сбора, но эти обязательства перекладываются на приобретателя.

Реже встречаются ситуации, когда авто покупают у участников госпрограмм или диппредставительств. А вот случаи, когда машину продает недобросовестный владелец, намеренно уклонившийся от уплаты взноса в государственную казну, бывают чаще. Что это означает? Человек не заплатил таможенный сбор, хотя и должен был. Что делать покупателю в таком случае? Можно поступить несколькими способами:

  1. отказаться от сделки и найти машину с уплаченным сбором;
  2. потребовать снижения стоимости из-за возникновения дополнительных расходов.

Отдельно нужно упомянуть о ситуациях, когда приобретается отечественная машина, ПТС на которую оформлен до вступления в силу закона об утилизационном сборе, то есть до 1 сентября 2012 года. В этом случае обязанность по уплате взноса отсутствует. Касается это и иностранных авто, ввезенных в страну до обозначенной даты.

Как рассчитать?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26 декабря 2013 года, обязанность рассчитывать и уплачивать утилизационный сбор на автомобили возлагается на плательщиков данного взноса. То есть, делать это придется самостоятельно , ни в ФНС, ни в ФТС производить расчеты за граждан или организацию не будут.

Все денежные поступления в пользу федерального бюджета должны производиться исключительно в рублях.

Для расчета суммы положенного утилизационного сбора используется единая формула:

Утилизационный сбор = Базовая ставка * Коэффициент автомобиля

Найти подходящие значения обоих параметров можно в перечне видов и категорий ТС, в отношении которых используется уплата утилизационного сбора.

Базовая ставка

Определить базовую ставку будет несложно, так как ей соответствуют всего 2 параметра. Причем они НЕ изменились в 2018 году. Ситуация выглядит следующим образом:

  1. базовая ставка составляет 20 000 рублей (категория М1), если речь идет о легковом авто, купленном для личного, а не коммерческого использования;
  2. базовая ставка составляет 150 000 рублей (категории N1, N2, N3) для легковушек, предназначенных для коммерческого применения, и крупных транспортных средств (автобусы и грузовые машины).

Разница в выплате ощутимая и зависит от вида авто и характера его использования. Приведенные базовые ставки будут использоваться при оплате утилизационного сбора вплоть до 31 декабря 2018 года. Они касаются автомобилей, произведенных в 2017 году.

Коэффициент транспортного средства

Кроме базовой ставки на размер утилизационного сбора влияет применяемый к конкретному автомобилю коэффициент. Он зависит от ряда факторов:

  • год выпуска;
  • параметры (объем двигателя, масса, размеры).

Для машин с электродвигателями используются особые коэффициенты, не зависящие от массы, размеров и объема.

Иногда физические показатели не влияют на уровень коэффициента. Так например, при ввозе авто из-за границы обычными гражданами применяются единые ставки от 0,17 до 0,26 в зависимости от года выпуска (правило не распространяется на машины, купленные для коммерческого использования).

Пример . Рокотов В.Ю. приобрел машину 2013 года выпуска в Германии и осуществляет ее ввоз на территорию РФ. Использоваться авто будет для личных нужд – проезда на работу, дачу и прочего. Какой размер утилизационного сбора Рокотову нужно заплатить? Исходя из целей использования базовая ставка составит 20 000 рублей. Так как автомобилю больше 3 лет (отсчет идет с даты выпуска), то применять нужно коэффициент расчета, равный 0,26. Отсюда сумма утилизационного сбора будет равна: 20 000 * 0,26 = 5 200 рублей.

Если бы гражданин Рокотов купил машину, выпущенную на базе шасси 2017 года или срок выпуска которой не достиг 3 лет, то сумма сбора оказалась бы меньше, так как применялся бы коэффициент 0,17. Тогда бы оплатить пришлось: 20 000 * 0,17 = 3 400 рублей.

Утилизационный сбор с 1 апреля 2018 года

Сегодня уже вступили в действие изменения в расчетах утилизационного сбора для колесных транспортных средств и их прицепов. Они были внесены Постановлением Правительства РФ № 300 от 19 марта 2018 года. Нововведения не коснулись размера базовой ставки, она осталась такой же, как и в прошлом году. Однако утилизационный сбор с 1 апреля 2018 года повысился из-за роста применяемых коэффициентов .

Изменений относительно самоходных транспортных средств и прицепов к ним в 2018 году не произошло. Размеры утилизационного сбора для них остались прежними. Они регулируются Постановлением Правительства РФ № 81 от 6 февраля 2016 года.

Причем изменились не только сами коэффициенты, но и порядок установления определенного значения. Так, раньше все транспортные средства делились на новые (выпущенные не более 3 лет назад) и старые. Теперь же таких подгрупп стало не две, а три:

  • новые машины, изготовленные меньше 3 лет назад (исключая авто из третьей категории);
  • машины, выпущенные более 3 лет назад;
  • авто, изготовленные на базе шасси транспортных средств 2017 года.

Примечательно, что для машин на базе шасси 2017 года используются коэффициенты, равные или меньшие, чем для всех новых автомобилей.

Например, расчет утилизационного сбора за авто с электродвигателем предполагает возможность использования самого низкого коэффициента, равного 1.42, для машин на базе шасси 2017 года. За новые транспортные средства этого типа придется заплатить больше (коэффициент равен уже 1,63). Наибольшая сумма к оплате будет по старым авто, так как там применяемый коэффициент уже составляет 6,1.

Некоторые коэффициенты оставили без изменений. Повышение не коснулось транспортных средств с рабочим объемом двигателя более 3 000 и 3 500 см 3 .

В целом последние изменения увеличат сумму уплачиваемых утилизационных сборов примерно на 15% . Эти средства государство планирует направить на разработку более эффективных и безопасных технологий по переработке отходов.

Ответственность за неуплату

Штрафных санкций за неуплату или несвоевременную уплату утилизационного сбора нет. Не подпадает такое уклонение и под правила Налогового Кодекса РФ, так как платеж регулируется другим нормативно-правовым актом. Однако неплательщики будут вынуждены выплатить не только сумму положенного утилизационного сбора, но и пени, начисляемые по следующей формуле:

Пени = Сумма положенного утилизационного сбора * Количество дней просрочки * 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ

Причем дни просрочки начинают отсчитываться с дня, идущего за последним днем предоставления подтверждающих совершение платежа документов.

Для уплаты сбора законодательство конкретных сроков не устанавливает. Однако в ПТС транспортного средства должна стоять отметка об уплате утилизационного сбора или основание для освобождения от его выплаты. В противном случае можно считать, что машина регистрацию не прошла. А ездить на таком ТС можно лишь в течение 20 дней после приобретения. В последствии придется платить штраф в размере 500 – 800 рублей в соответствии со статьей 12.1 КоАП РФ. Повторное нарушение приведет к лишению прав сроком на 3 месяца.

Для физических лиц сроки предоставления зависят от того, куда именно переводится утилизационный сбор:

  1. если платеж переводится в ФНС, то документы нужно представить в 3-дневный срок после оплаты;
  2. на предоставление документов в ФТС дается 15 дней с момента выпуска или фактического пересечения границы (в зависимости от того, кто уплачивает сбор).

Предоставление подтверждающих документов

Плательщик должен понимать, что просто оплатить сбор недостаточно. Надо еще предоставить обязательный пакет документов в ФНС или ФТС. В этот перечень входят:

  • расчет (заполняется приложение № 1);
  • копии документов на автомобиль;
  • копия платежного поручения.

Дополнительно могут потребоваться и другие документы. Например, если интересы плательщика представляет другой человек, то на руках у него должна быть копия и оригинал правоустанавливающего документа. При исчислении излишне уплаченного утилизационного сбора его можно зачесть, приложив решение о зачете (приложение № 2) и заявление о зачете (приложение № 3). Последнее в ФТС не требуется.

После проверки всех предоставленных сведений в ПТС проставляется отметка об уплате утилизационного сбора, и машина считается зарегистрированной.


Утилизационная пошлина на спецтехнику взимается однократно и обычно входит в стоимость автотранспорта. Ее обязаны выплачивать покупатели иномарок, б/у транспорта для льготников, машин, выпущенных после 2012 года. Вырученная от сбора сумма идет на усовершенствование двигателей или выплату владельцам при списании техники. Документальное подтверждение платежа утилизационной пошлины на спецтехнику осуществляется в виде отметки в паспорте самоходной машины.

Общие сведения

Утилизационный сбор на спецтехнику – это разовое начисление производителю/владельцу самоходного транспорта.

Установленная оплата утилизационного сбора на спецтехнику нового выпуска поднялась на 5-10%, расчет на б/у транспорт повысили в 2-3 раза. Цель принятых изменений – это повышение конкуренции машиностроительных предприятий и замещение импортных товаров на отечественном рынке сбыта. Налог на специальную технику повлиял на обновление и развитие собственного производства по выпуску дорожно-строительной техники и сельскохозяйственных машин. Введение вынужденной меры повлияло на базовую стоимость ввозимой техники — производители повысили ценник в 1,5 раза.

Сбор платежа по утилизации:

  • включается в общую стоимость машины;
  • оплачивается при сделках купли-продажи или утилизации;
  • рассчитывается в момент приобретения товара.

В 2018 году реестр по утилизационному налогу на спецтехнику был дополнен другими видами автотранспорта. В список внесли:

  • бульдозеры;
  • экскаваторы;
  • дорожную спецтехнику;
  • сельхозтехнику;
  • легковой автотранспорт;
  • грузовые автомобили;
  • прицепы/полуприцепы;
  • снегоходы/автокары и т. д.

Для определенной единицы производят индивидуальный расчет размера денежного взноса.

Размер утилизационного сбора на спецтехнику

В 2018 году совет министров утвердил постановление по размеру утилизационного сбора на транспортную технику. Минимальный размер внесенной суммы на самоходный транспорт от 150 тысяч рублей начислялся тем собственникам транспорта, кто эксплуатировал спецтехнику до трех лет и владеет полуприцепами. От утилизационной пошлины освобождают, если общий вес машины меньше 10 тонн. На денежный размер сборов влияют:

  • мощность двигателя;
  • масса конструкции авто;
  • дата выпуска.

Утилизационный сбор начисляют по расчетной формуле:

УтСб = БазСт * Коэфф, где

Предварительно рассчитать утилизационный сбор за спецтехнику полезно как предприятию, выпускающему продукцию, так и приобретателю транспорта. Начисленный платеж сбора на новый отечественный транспорт вносится в бюджет производителем при выпуске ТС, на импортные модели начисление и расчет происходят при прохождении таможенного пункта и уходят в федеральный бюджет.

Пример расчета

Вынужденные меры применения тарифов на утилизацию сократили присутствие иностранных моделей технических средств на базах российских предприятий. Применяют значимый коэффициент для базовых групп спецтехники:

  • автогрейдеры;
  • бульдозеры;
  • экскаваторы.

Все данные в таблице стабильные.


Рассмотрим расчет утилизационного сбора на конкретной ситуации:

  • Пример 1

Был приобретен автогрейдер массой в 16 тонн. Утилизационная пошлина рассчитывается следующим образом:

  • возраст авто младше 3 лет — 150 000 р. * 6 = 900 тысяч рублей;
  • старше 3-х лет — 150 000 р. * 16,2 = 2 430 000 рублей.

Эта сумма для уплаты прибавляется к основной стоимости.

  • Пример 2

Был приобретен комбайн зерноуборочный, мощность двигателя до 160 л. с. Утилизационный налог составит:

  • новый автотранспорт — 150 000 * 2,4 = 360 тыс. руб.;
  • старше 3 лет — 150 000 * 8,8 = 1 320 000 руб.

Как уплатить утилизационную пошлину на спецтехнику рассмотрим далее.

Порядок и сроки уплаты утилизационного сбора на спецтехнику

Закон не регламентирует наказания по срокам оплаты, а регулирует право на управление автотранспортом, которое зависит от постановки машины на учет в Гостехнадзор. При ввозе импортной техники оплату производят на таможне, а ФТС ставит отметку в ПСМ. Реквизиты получателя ФНС России по оплате утилизации можно узнать на площадках онлайн ресурса ФНС и ФТС. По общей принятой форме можно самостоятельно высчитать стоимость утилизационного сбора на спецтехнику и отправить платеж в общий бюджетный фонд. Исключить затруднения и осуществить платежную операцию доступно каждому через портал Госуслуги.

Причина платежа УС:

  • ТС приобретается у собственника-льготника;
  • В ПСМ отсутствуют отметки об уплате налога при наличии такой обязанности;
  • ТС приобретается за рубежом и ввозится на территорию РФ.

Перечисления от физического лица принимают в отделениях российских банков, где можно взять бланк платежного документа с необходимыми реквизитами. Юридические лица делают перевод со своего расчетного счета.

Когда можно не платить?

Произведенный взнос юридического/физического лица подтверждает ФНС — это внесение отметки в технический паспорт ТС, при экспорте или импорте самоходного транспорта имеет особое значение. При отсутствии записи уплаты утилизационного сбора на спецтехнику покупателем транспорта, документы не примут в Гостехнадзор для постановки на учет приобретенного авто. Полное освобождение от уплаты утилизационного сбора зависит от статуса, состояния и вида эксплуатации машин:

  • спецтехника – собственность МИД, дипконсульства или представительской службы;
  • выпуск транспорта более 30 лет – некоммерческое использование, оригинальная сборка;
  • перевоз спецтехники из-за границы – программа переселения лиц по добровольному решению.

В течение срока использования спецтехники, владелец оплачивает утилизационный сбор один раз, учитывая общие правила с применением допустимых льгот. Ответственность и наказание за неуплату утилизационного сбора на спецтехнику несут обе стороны – это производитель/импортер транспортных поставок и покупатель.

Ответственность за неуплаты сбора

Юридические запреты не действуют при отсутствии отметки оплаты утилизационного сбора на спецтехнику. Стоит отметить, что нарушение срока постановки на учет ТС призывает к ответственности по статье 12.1 КоАП РФ:

  • наложение штрафных выплат на владельца — 500-800 рублей при первом замечании;
  • при игнорировании требований инспектора — 5000 р. + лишение прав.

Следует своевременно оплатить сбор и поставить машину на учет. Без отметки Гостехнадзора управлять транспортом запрещено.

Пройти процедуру выплаты по утиль-сбору важно для продавцов и покупателей спецтехники. Заводы-производители новых марок машин закладывают в базовую стоимость авто сбор на утилизацию, а наличие отметки освобождает приобретателя от повторной оплаты. Дополнительную оплату вносить не следует, если — спецтехника прибыла на территориальную зону РФ до 1.09.2012 года, или ПСМ получили до 1.09.2012 года.

Предлагаем вам ознакомиться со ставками утилизационного сбора на самоходные машины. Впервые данный сбор был введен на различные виды и категории спецтехники в 2016 году, в 2018 году базовая ставка была поднята

Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (утвержден постановлением Правительства РФ от 31 мая 2018 г. № 639)

Идентификационный код*(1)

Коэффициент расчета размера утилизационного сбора*(4)

Новые самоходные машины и прицепы к ним*(5)

Самоходные машины и прицепы к ним, с даты выпуска которых прошло более 3 лет*(5)

I. Автогрейдеры (классифицируемые по кодам 8429 20 001 0, 8429 20 009 1, 8429 20 009 9 )*(6)

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 140 л.с.

мощностью силовой установки не менее 140 л.с. и менее 200 л.с.

мощностью силовой установки не менее 200 л.с.

II. Бульдозеры (классифицируемые по кодам 8429 11 001 0, 8429 11 002 0, 8429 11 009 0, 8429 19 000 1, 8429 19 000 9)*(6)

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

И менее 400 л.с.

III. Экскаваторы (классифицируемые по коду 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0 )*(6)

мощностью силовой установки менее 170 л.с

IV. Перегружатели колесные (классифицируемые по кодам 8429 59 000 0)*(6)

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 125 л.с.

мощностью силовой установки не менее 125 л.с. и менее 150 л.с

мощностью силовой установки не менее 150 л.с.

V. Катки дорожные (классифицируемые по кодам 8429 40 100 0, 8429 40 300 0)*(6)

мощностью силовой установки менее 40 л.с.

мощностью силовой установки не менее 40 л.с. и менее 80 л.с.

мощностью силовой установки не менее 80 л.с.

VI. Погрузчики фронтальные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51 )*(6)

мощностью силовой установки менее 50 л.с.

мощностью силовой установки не менее 50 л.с. и менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 200 л.с.

мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 250 л.с.

мощностью силовой установки не менее 250 л.с. и менее 300 л.с.

мощностью силовой установки не менее 400 л.с.

VII. Краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по коду 8426 41 000)*(6)

мощностью силовой установки менее 170 л.с.

мощностью силовой установки не менее 170 л.с. и менее 250 л.с.

мощностью силовой установки не менее 250 л.с.

VIII. Краны-трубоукладчики, краны гусеничные (классифицируемые по кодам 8426 49 001 0, 8426 49 009 1)*(6)

мощностью силовой установки менее 130 л.с.

мощностью силовой установки не менее 130 л.с. и менее 200 л.с.

мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 300 л.с.

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

IX. Прицепы (классифицируемые по кодам 8716 20 000 0, 8716 31 000 0, 8716 39 500 1, 8716 39 500 9, 8716 39 800 5, 8716 39 800 8, 8716 40 000 0)*(6)

грузоподъемностью более 10 тонн

X. Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по кодам 8705, 8479 10 000 0 )*(6)

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 220 л.с.

мощностью силовой установки не менее 220 л.с.

XI. Машины и оборудование для лесного хозяйства

Машины и оборудование для лесного хозяйства (классифицируемые по коду 8436 80 100)*(6)

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

Транспортные средства типа "форвардер" (классифицируемые по кодам 8704 22 910 1, 8704 22 990 1, 8704 23)*(6)

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 300 л.с.

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

Погрузчики лесоматериалов фронтальные и трелевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйства (классифицируемые по кодам 8427 20 190, 8427 90 000, 8701 94 100 1, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 95 100 1, 8701 95 500 0)*(6)

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 300 л.с.

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

XII. Мотовездеходы, снегоболотоходы (классифицируемые по кодам 8703 21 109, 8703 21 909, 8703 10, 8703 31 109 0, 8704 90 000)*(6)

c объемом двигателя менее 300 куб. см

XIII. Снегоходы (классифицируемые по коду 8703 10 )*(6)

с объемом двигателя не более 300 куб. см

с объемом двигателя не менее 300 куб. см

XIV. Тракторы колесные (классифицируемые по коду 8701 91, 8701 92, 8701 93, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 94 900 0, 8701 95 100 9, 8701 95 500 0, 8701 95 900 0, 8701 20 109 0, 8701 20 909 0, 8709 )*(6)

мощностью силовой установки не более 30 л.с.

мощностью силовой установки более 30 л.с. и не более 60 л.с.

мощностью силовой установки более 60 л.с. и не более 90 л.с.

мощностью силовой установки более 90 л.с. и не более 130 л.с.

мощностью силовой установки более 130 л.с. и не более 180 л.с.

мощностью силовой установки более 180 л.с. и не более 220 л.с.

мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 280 л.с.

мощностью силовой установки более 280 л.с. и не более 340 л.с.

мощностью силовой установки более 340 л.с. и не более 380 л.с.

мощностью силовой установки более 380 л.с.

XV. Тракторы гусеничные (классифицируемые по коду 8701 30 000 9 )*(6)

мощностью силовой установки не более 100 л.с.

мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 200 л.с.

мощностью силовой установки более 200 л.с.

XVI. Комбайны зерноуборочные (классифицируемые по коду 8433 51 000)*(6)

мощностью силовой установки более 25 л.с. и не более 160 л.с.

мощностью силовой установки более 160 л.с. и не более 220 л.с.

мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 255 л.с.

мощностью силовой установки более 255 л.с. и не более 325 л.с.

мощностью силовой установки более 325 л.с. и не более 400 л.с.

мощностью силовой установки более 400 л.с.

XVII. Комбайны силоуборочные самоходные (классифицируемые по коду 8433 59 110)*(6)

мощностью силовой установки не более 295 л.с.

мощностью силовой установки более 295 л.с. и не более 401 л.с.

мощностью силовой установки более 401 л.с.

XVIII. Машины сельскохозяйственные самоходные (классифицируемые по кодам 8424 82, 8433 20 100 0 )*(6)

опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 120 л.с.

опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 120 л.с. и не более 300 л.с.

опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 300 л.с.

косилки самоходные

XIV. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (классифицируемые по коду 8704 10)*(6)

мощностью силовой установки менее 650 л.с.

мощностью силовой установки не менее 650 л.с. и менее 1 750 л.с.

мощностью силовой установки не менее 1 750 л.с.

*(1) Идентификационный код указан в целях взимания Федеральной налоговой службой утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним.

*(2) Учитывается номинальная мощность силовой установки. В случае если в поле "Мощность двигателя (двигателей), кВт (л.с.)" единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники это значение указано только в киловаттах, для исчисления и уплаты утилизационного сбора при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 кВт = 1,35962 л.с.

*(3) Под грузоподъемностью прицепа понимается максимальная масса груза, на перевозку которого рассчитан прицеп, установленная производителем (изготовителем).

*(4) Размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 рублей.

Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).

*(5) Дата изготовления самоходных машин и прицепов к ним определяется в соответствии с Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства, установленным приложением 6 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г. Дата изготовления самоходных машин и (или) прицепов к ним в целях взимания Федеральной налоговой службой утилизационного сбора указывается в паспорте самоходной машины и других видов техники.

Поиск необходимого оборудования или запчастей стал еще проще - оставьте и Вам перезвонят.

*(6) Код классификации приведен в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. В случае если для различных видов самоходных машин предусмотрен один и тот же код ТН ВЭД ЕАЭС и разные коэффициенты расчета размера утилизационного сбора и при этом наименование самоходной машины не соответствует ни одному из разделов настоящего перечня, расчет размера утилизационного сбора осуществляется по большему коэффициенту. В случае если в документе об оценке соответствия самоходной машины или прицепа требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) или технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (ТР ТС 031/2012) указан код ТН ВЭД ЕАЭС, отличный от кода, по которому в соответствии со статьей 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза указанный товар классифицирован таможенными органами, в целях исчисления и уплаты утилизационного сбора применяется код ТН ВЭД ЕАЭС, по которому товар классифицирован таможенными органами. В случае если в документах о подтверждении соответствия код ТН ВЭД ЕАЭС указан в соответствии с ранее действующей редакцией, утилизационный сбор уплачивается на основании таблиц соответствия кодов ТН ВЭД ЕАЭС на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций.

Примечание. Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении самоходных машин и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт самоходной машины и других видов техники, изготовленных (достроенных) на базе самоходных машин либо прицепов, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между размером утилизационного сбора, подлежащим уплате в отношении таких самоходных машин либо прицепов, и размером утилизационного сбора, ранее уплаченным в отношении самоходных машин либо прицепов, на базе которых была осуществлена достройка".