Газ 66 ац 30 масса автомобиля. Пожарные машины на базе газ

Думая, про что бы написать в этот раз, заглянул в календарь и обнаружил, что сегодня - День работников леса, с чем их всех и поздравляю! Одна из главных задач лесников - борьба с лесными пожарами, для этого при лесничествах имеются пожарные части и посты, укомплектованные специальной техникой. Специальные пожарные автомобили для тушения лесных пожаров начали разрабатываться в СССР ещё в конце 1960-х, а первый образец такого автомобиля был выпущен в 1970 году. Изначально в качестве шасси для лесных пожарных автомобилей был выбран ГАЗ-66, обладавший хорошей проходимостью и небольшими габаритами. Пожарные машины для лесников на базе ГАЗ-66 выпускались до конца 1990-х, пока "шишига" не была снята с производства. Многие из таких машин до сих пор несут службу, как этот лесопатрульный автомобиль АЛП-30(66-11)-4ВР 1993 года выпуска, обнаруженный на пожарном посту в посёлке Дачном.


Машина снабжена ёмкостью для воды на 1000 литров, насосом и кабиной для пожарных, всего она может вывезти на пожар до 7 человек расчёта. Индекс её - стандартный для пожарных машин, он расшифровывается следующим образом: сначала идёт обозначение типа автомобиля, в данном случае АЛП - автомобиль лесопатрульный, далее указывается одна или несколько основных параметров машины, в данном случае производительность насоса - 30 л/с (правда, на этой модели устанавливался уже более мощный насос, производительностью 40 л/с, но индекс почему-то менять не стали), далее в скобках цифры модели шасси - 66-11, и в последней части индекс модели - 4ВР, где "ВР" - обозначение Варгашинского завода противопожарного оборудования.

С конца 1990-х на Варгашинском заводе был налажен выпуск лесных пожарных автомобилей на базе ГАЗ-3308 "Садко". Эта автоцистерна АЦ(Л)-1,0-30(3308)-4ВР, несущая службу в Усть-Заостровском лесничестве, стала как раз преемником АЛП-30 (что видно и по индексу), у неё такая же ёмкость бака, насос такой же производительности, но кабина стала более комфортной и более тесной, теперь на пожар смогут выехать только 5 бойцов.

В том же лесничестве есть ещё одна Варгашинская пожарная машина - АЦ(л)-1,6-30 (ГАЗ-3308)-2ВР, у этой машины за счёт установки обычной двухместной кабины увеличена ёмкость бака для воды до 1600 литров.

.

В последнее время всё больше фирм занимаются разработкой и продажей лесных пожарных автомобилей - из-за масштабных лесных пожаров последних лет на закупку новой техники денег выделяют значительно больше, чем раньше. В качестве шасси чаще всего используется тот же ГАЗ-3308. Как-то я поймал на одной из заправок на Тюкалинском тракте автоцистерну АЦ(Л)-1,0-40(ГАЗ-3308) производства миасской фирмы "Пожавто", очень похожую по характеристикам и компоновке на Варгашинские изделия.

По пожарной теме у меня есть ещё достаточно много фотоматериала, так что будут рассказы и про другие интересные пожарные машины.

В СССР в сельской местности, в 60-70-х, наиболее широко применялись пожарные автоцистерны упрощенной конструкции АЦУ-20 (годы выпуска 1962-1968). Интересно, что АЦУ-20 прослужили очень долго, и отдельные экземпляры можно было встретить в колхозах, совхозах и на небольших предприятиях даже в девяностые годы!

В 1962 году, в производство пошел специальный пожарный автомобиль для сельской местности, разработанный Особым конструкторским бюро пожарных машин Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР. Это была автоцистерна АЦУ-20, официально обозначавшаяся в ведомственных циркулярах как «модель 60». АЦУ-20 представляла собой автоцистерну упрощенной конструкции, предназначенную для доставки к месту пожара личного состава, запаса воды и минимального количества противопожарного оборудования, а также для подачи так называемого первого ствола без установки цистерны на источник воды. Так же эти авто­цистерны могут быть использованы также для подачи воды на большие расстояния вперекачку или для под­возки воды в безводных районах.

АЦУ-20 выпускалась в двух вариантах — на базе грузового автомобиля ГАЗ-51А с колесной формулой 4х2 и на базе вездехода ГАЗ-63, что позволило использовать их в условиях бездорожья. В соответствии с принятой в те годы классификацией эта пожарная машина, смонтированная на шасси автомобиля грузоподъемностью до 4 тонн, относилась к легкому типу. Исходя из целевого назначения — доставки к месту пожара максимально возможного (исходя из грузоподъемности шасси) количества воды, автоцистерны АЦУ-20 (51А) и АЦУ-20 (63) имели кузов упрощенной конструкции и стандартную однорядную кабину, рассчитанную на двух человек. Предполагалось, что недостающее количество боевого расчета цистерны при пожаротушении будет пополняться из добровольных пожарных организаций населенного пункта или объекта, где машина применяется.

За счет исключения кабины боевого расчета и уменьшения количества противопожарного оборудования удалось увеличить количество вывозимой воды до 1550 литров. В заднем отсеке автоцистерны располагался насос ПН-20 с подачей воды 1200 л/мин, который приводится в действие на автоцистерне АЦУ-20 (51А) от двигателя через коробку отбора мощности и на автоцистерне АЦУ-20 (63) через коробку отбора мощности и редуктор.

Пожарная автоцистерна упрощенной конструкции АЦУ-20 (63) на шасси ГАЗ-63 1 - кабина водителя 2 - запасное колесо; 3, 4 - левый и правый отсеки: 5 -цистерна; 6 - насос; 7 - механизм управления двигателем; 8 - насосный отсек

Насосный отсек был цельнометаллическим, сварным, он располагался за цистерной и обогревался теплом выхлопных газов двигателя, проходивших через специальную батарею, расположенную под насосом.

Бак для воды изготавливался из листовой стали толщиной 3 мм. Он был сварным, с откидной крышкой на горловине, размещался в средней части автомобиля и крепился к лонжеронам шасси посредством стяжных хомутов. В донной части бака имелся отстойник с навинченной заглушкой, а на задней торцовой стенке — два фланца крепления трубопроводов насоса для наполнения бака водой и забора из него воды. За кабиной, с левой и правой сторон автоцистерны, на кронштейнах устанавливались два цельнометаллических ящика сварной конструкции. Каждый из них был разделен на два отсека и предназначался для размещения пожарно-технического вооружения. Оба ящика имели глухие дверцы, снабженные замками и ограничительными упорами.

В систему охлаждения двигателя был включен теплообменник для дополнительного охлаждения воды, циркулирующей при стационарной работе двигателя в летний период. Система охлаждения обеспечивала длительное непрерывное функционирование двигателя на привод насоса при температуре окружающего воздуха до 35 градусов. Автомобили оборудовались двумя цельнометаллическими ящиками для размещения пожарно-технического вооружения.

Изготовлением АЦУ-20 занялся Варгашинский завод противопожарного оборудования (ВЗППО), что в Курганской области. Эта пожмашина получила распространение практически на всей территории бывшего Советского Союза. Однако век ее оказался недолгим. Дело в том, что в шестидесятые годы в Российской Федерации пожарную технику аналогичного, легкого класса на автомобильном шасси (причем на том же ГАЗ-51А) выпускал еще и завод в поселке Грабово Пензенской области. Данное предприятие начиная с 1967-1968 годов предполагало освоить производство более прогрессивных «пожарок» модели «106», базировавшихся уже на шасси ГАЗ-53. Но «сверху» было решено специализировать ГрАЗ на постройке топливозаправочной техники, поэтому документацию на «106-ю» передали в Варгаши, где ее вскоре и стали делать взамен «60-й». Там же, на ВЗППО, позже освоили выпуск автоцистерны упрощенного типа и на полноприводном шасси, правда, за основу брался уже не ГАЗ-63, а ГАЗ-66.

Тактико-технические характеристики пожарного автомобиля АЦУ-20

Модель АЦУ-20 (51А) АЦУ-20(63)
Базовое шасси ГАЗ-51А ГАЗ-63
Габаритные размеры, мм
длина 5820 5820
ширина 2200 1920
высота 2130 2200
база, мм 3300
Двигатель ГАЗ-51
тип Карбюраторный, четырехтактный
число цилиндров 6
максимальная мощность (с
ограничителем), л. с.
70
Емкость, л
бака для воды 1550
топливного бака 90
системы охлаждения 15
теплообменника 1,5
Насос
марка ПН-20Л ПН-20Л
тип Центробежный, левого вращения, без направляющего аппарата
подача при напоре 95 м вод. ст. и высоте всасывания 3,5
м, л/мин
1200
место установки насоса В закрытом отсеке, в задней части шасси
Вес с полной нагрузкой и боевым расчетом 2 чел., кг 3350 3510
Максимальная скорость (с ограничителем), км/ч 70 65
Контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч, л/100 км пути 20 25

Грузовые автомобили производства ГАЗ всегда славились своей высокой ремонтопригодностью. И это очень важное качество – ГАЗовский грузовик тем и хорош, что его отремонтировать можно чуть ли не в поле. На шасси грузовых авто создавалась различная спецтехника – «санитарки», военные авто, бурильные машины, и проч.

Пожарная автоцистерна АЦ 1,6-40 на базе Газ

Также производились и пожарные машины ГАЗ – они стали популярны еще и за счет высокой надежности и низкой цены.

История пожарных машин на ГАЗ начинается с 1932 года. На Базе первого нижегородского грузовика был произведен автомобиль ПМГ-1. На машине устанавливался двигатель мощностью 50 л. с., пожарная техника могла развивать скорость до 70 км/час. Авто в отличие от простого грузовика оснащался коробкой отбора мощности. В кабине его помещалось только два человека, включая водителя. Зато для личного состава сзади устанавливали деревянный кузов, рассчитанный на 8 человек.

Так выглядит первая пожарная машина ПМГ-1


Посередине кузова монтировалась емкость с водой, она была рассчитана всего лишь на 150 литров. Сзади кабины находилось устройство, позволяющее подключаться к централизованной водопроводной сети.

Пожарные машины Горьковского автозавода

Если даже не учитывать довоенные годы, на базе шасси за всю историю существования ГАЗ на базе его машин произвели довольно много марок пожарной техники. Она создавалась на шасси:

  • ГАЗ 63;
  • ГАЗ 66;
  • ГАЗ-33092;
  • ГАЗ 3308 «Садко»;
  • и ГАЗ 53 12;
  • ГАЗ-331041 «Валдай»;

Читайте также

Ассенизаторская машина ГАЗ

Единственной версией на базе легкого внедорожника была модель на шасси ГАЗ 69 . Автоцистерна была создана для тушения пожаров на торфоразработках. Была даже несколько необычная пожарная машина ГАЗ на базе БТР 80 – она имела заводской индекс ГАЗ-59402 и название «Пурга». Но самой большой популярностью пользовались автомобили на шасси и .

Пожарная машина ГАЗ-66

Пожарную машину ГАЗ 66 в большом городе встретишь не часто, и это неудивительно. По хорошим дорогам может быстро доехать любой автомобиль – внедорожник больше нужен там, где простой грузовик не «пройдет». В частности, 66-ой практически не заменим при тушении лесных пожаров, на буровых и в отдаленных сельских районах.

На базе ГАЗ 66 создавалось немало модификаций пожарного автомобиля. История пожарных автоцистерн начинается с середины 60-х годов двадцатого века. Всего на шасси «66» насчитывается 9 модификаций.

Основным производителем автоцистерн был Варгашинский завод Курганской области, который занимался производством противопожарного оборудования.

Первая модель АЦ-20(66) стала производиться с 1966 года. Машина предназначалась для тушения лесных пожаров и возгораний в сельской местности.

Пожарная машина на базе ГАЗ 66


Модели пожарных машин обозначались цифровыми индексами, эта модификация имела номер 99. АЦ-20(66) обладала емкостью цистерны 920 литров и насосом ПН-20К.

Следующая модель 146 (АЦ-30(66-01)) выпускалась с 1971 года –емкость была увеличена до 1500 литров, и устанавливался новый насос ПН-40. Модель 147 Варгашинский завод производил с 1976 года – автомобиль имел цистерну в 980 литров и переносной насос марки ПМП-Л. В 1979 году курганцы создали новую пожарную машину АЦ-30(66) – эта одна из самых известных автоцистерн на шасси 66. У этого автомобиля был солидный запас воды (1600 л) и производительный насос ПН-40УА.

В России есть много маленьких городов и деревень, где можно увидеть необычные или даже редкие машины. Вот, например, этот грузовик представляет собой некий микс из полноприводного шасси от ГАЗ-66 и кабины от ЗИЛ-130.

Обратите внимание, что кабина у него двухрядная. Она раньше стояла на старом пожарном автомобиле. Такое сочетание шасси и кабины смотрится нелепо, но ведь не у всех есть возможность покупать новые грузовики.

При установки кабины возникли проблемы: она оказалась слишком длинной, поэтому, чтобы подогнать ее, пришлось вырезать нижнюю часть задних дверей. Кстати, на заднем плане вы видите ГАЗ-66, который стал донором запчастей для этого проекта.

Назначение грузовика не известно. Раньше люди создавали такие машины по необходимости из того, что было под рукой. Вероятно, что грузовик использовали как тягач, а может быть на нем перевозили рабочих по труднопроходимым и болотисты местам.

Так как кабина и капот грузовика занимают практически все место на раме, конструкторам пришлось искать новое место для топливного бака. Его установили за кабиной на единственном свободном кусочке рамы грузовика.

Фотографии - Ерофеев, Рудов