Авиация россии. Авиация россии Какая скорость у су 35

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Су-35 (по кодификации НАТО: Flanker-E+) - российский реактивный сверхманевренный многоцелевой истребитель поколения 4++, разработанный в ОКБ Сухого, является глубокой модернизацией платформы Т-10С (Су-27). Первоначально самолёт назывался Су-35БМ (Большая Модернизация), во избежание путаницы с Су-27М, который на международных авиасалонах экспонировался под индексом "Су-35", однако сейчас официальное название - Су-35 (без каких-либо буквенных индексов). Модификация для ВВС России обозначается как Су-35С.

"Поколение 4++", к которому относится Су-35, является условным и лишь указывает на то, что по совокупности своих характеристик (ZOCT Scoring by 5th Gen Metrics) истребитель Су-35 вплотную приближен к истребителю пятого поколения, так как за исключением стелс-технологии полностью удовлетворяет требованиям 5-го поколения.

История создания и испытаний


Су-35 является глубоко модернизированной версией истребителя Су-27 и соответствует поколению 4++. В ходе модернизации Су-27 был оснащен передним горизонтальным оперением (ПГО), системой дозаправки топливом в воздухе, новым комплексом БРЭО и расширенной номенклатурой вооружения.

Необходимость создания нового самолета была обусловлена стремлением расширить возможности истребителя-перехватчика ПВО Су-27 и создать на его базе единый многоцелевой истребитель для ВВС СССР, способного в равной степени эффективно решать задачи поражения воздушных и наземных целей. Этот самолет планировалось оснастить более эффективной бортовой радиолокационной станцией (РЛС) с увеличенной дальностью действия, лучшей помехозащищенностью и дополнительными режимами работы "воздух-поверхность", а также ракетой средней дальности нового поколения с активной радиолокационной головкой самонаведения и инерциальной системой управления.

В 2006 году начато производство установочной партии Су-35С. Начало лётных испытаний первого образца новой партии было намечено на середину 2007 года, однако сроки начала лётных испытаний были перенесены на начало 2008 года.

Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.

Первый полет опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Самолёт пилотировал Заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан.

20 февраля 2008 года самолёт был представлен премьер-министру В. В. Путину и первому вице-премьеру В.И.Зубкову во время их посещения города Жуковский.

7 июля 2008 года Су-35 успешно совершил первый демонстрационный полёт в Жуковском. 2 октября 2008 года с аэродрома Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю. А. Гагарина (КнААПО) поднялся в воздух второй лётный образец.

В рамках открывшегося 18 августа 2009 года в подмосковном Жуковском авиационно-космического салона МАКС-2009 заключена крупнейшая в России за последние десятилетия сделка по закупке боевых самолётов. Договорённость предусматривает поставки 48 новейших многофункциональных истребителей Су-35C c 2012 по 2015 год включительно. Подобный контракт также планируется заключить на 2015-2020 годы.

В июле 2010 года Компания «Сухой» заявила о завершении предварительных испытаний Су-35, о полном подтверждении установленных характеристик комплекса бортового оборудования и характеристик сверхманевренности и о готовности к прохождению государственных испытаний на боевое применение совместно с летчиками ВВС России.

3 мая 2011 года в воздух поднялся первый серийный Су-35С
- По состоянию на 19 сентября 2011 года совершено 300 полетов. Передан на ГСИ.
- 2 декабря 2011 года в воздух поднялся второй серийный Су-35С.
- 17 января 2012 года в воздух поднялся третий серийный Су-35С.
- 19 февраля 2012 года в воздух поднялся четвёртый серийный Су-35С.

Назначение


Многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-35 предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и в ближнем воздушном бою, поражения надводных и наземных целей с использованием бортового вооружения, в первую очередь высокоточного в ходе ведения автономных и групповых действий в любых метеоусловиях. Кроме того, самолет может решать задачи разведки на сухопутных и морских театрах военных действий.

Основные отличия от серийного самолета Су-27:

  • на наплыве крыла установлено дополнительное переднее горизонтальное оперение;
  • применена цифровая система дистанционного управления в продольном, поперечном и путевом каналах;
  • в соответствии с применением новой системы управления вооружением изменены обводы носового радиопрозрачного конуса и центральной хвостовой балки;
  • максимальная взлетная масса увеличена до 34000 кг, соответственно усилено шасси, передняя опора шасси выполнена двухколесной;
  • запас топлива увеличен до 10250 кг за счет применения крыла с интегральными баками-отсеками большей емкости и вертикального оперения с внутренними интегральными баками-отсеками; площадь и высота килей увеличены;
  • установлена система дозаправки топливом в полете с выпускаемой штангой в предкабинном отсеке слева (как на Су-27K) и обеспечено применение двух подкрыльевых подвесных топливных баков емкостью по 2000 л;
  • применен новый комплекс БРЭО, включающий многорежимный радиолокационный прицельный комплекс с РЛС переднего обзора, РЛС заднего обзора, оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс, бортовой комплекс обороны, новый комплекс связи и другое оборудование;
  • изменено приборное оборудование кабины летчика, на приборной доске установлено три многофункциональных телевизионных индикатора, кресло летчика установлено с углом наклоном спинки 30 град.;
  • в состав управляемого вооружения класса "воздух-воздух" дополнительно включены ракеты средней дальности типа РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения; максимальное число ракет, подвешиваемых на самолет, увеличено до 12 за счет введения двух дополнительных точек подвески вооружения под крылом; обеспечивается применение до 8 ракет Р-27РЭ (ТЭ, Р, Т), до 10 ракет РВВ-АЕ, до 6 ракет Р-73; типовой вариант вооружения самолета при решении задач "воздух-воздух" состоит из 8 ракет Р-27Э (или РВВ-АЕ) и 4 ракет Р-73;
  • в номенклатуру вооружения включены управляемые средства поражения наземных целей: 6 ракет общего назначения Х-29Т, Х-29Л, С-25ЛД или корректируемых бомб КАБ-500Кр, 2 ракеты средней дальности Х-59М, 6 противокорабельных ракет Х-31А и 6 противорадиолокационных ракет Х-31П; для применения ракет Х-29Л, С-25ЛД и Х-59М самолет должен оснащаться контейнером системы управления оружием;
  • для поражения наземных целей самолет может оснащаться неуправляемым вооружением общей массой до 8000 кг: 16 бомбами калибра 500 кг, 36 бомбами калибра 250 кг, 48 бомбами калибра 100 кг, 8 контейнерами КМГУ, 120 ракетами С-8 (в 6 блоках Б-8М1), 30 ракетами С-13 (в 6 блоках Б-13Л) или 6 ракетами С-25.

Описание конструкции


Конструктивно самолет Су-35 спроектирован по концепции "электронной устойчивости" с электродистанционной системой управления (СДУ). Он построен по нормальной аэродинамической схеме с дополнительным передним горизонтальным оперением и интегральной компоновкой. Среднерасположенное трапециевидное крыло небольшого удлинения оснащено развитыми наплывами и плавно сопрягаясь с фюзеляжем образует единый несущий корпус. Два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами типа АЛ-31Ф размещены в отдельных мотогондолах, установлены под несущим корпусом самолета на расстоянии друг от друга, что устраняет их аэродинамическое взаимное влияние и позволяет размещать между ними по схеме "тандем" две управляемые ракеты. Сверхзвуковые регулируемые воздухозаборники расположены под центропланом.


Головная часть фюзеляжа представляет собой цельнометаллический полумонокок с поверхностью интегральной формы и начинается радиопрозрачным осесимметричным обтекателем антенны бортовой РЛС. В ней находится носовой отсек оборудования с блоками радиолокационного прицельного комплекса (РЛПК) и оптико-электронной прицельной системы (ОЭПС), кабина летчика, подкабинные и закабинный отсеки оборудования, ниша уборки передней опоры шасси с одной створкой.

Кабина летчика герметична и оснащена двухсекционным фонарем, состоит из неподвижного козырька и открывающейся вверх-назад сбрасываемой части с большой площадью остекления и хорошим обзором во все стороны. В кабине установлено катапультируемое кресло К-36ДМ 2-й серии. Перед фонарем кабины справа от оси самолета установлен визир оптико-локационной станции, а в предкабинном отсеке слева - выпускаемая штанга системы дозаправки топливом в полете. В центральном и двух боковых подкабинных отсеках размещены блоки радиоэлектронного оборудования, в закабинном - основной объем радиоэлектронного оборудования, патронный ящик с боекомплектом пушки, ниша для передней опоры шасси. В правом наплыве закабинного отсека расположена встроенная 30-мм скорострельная пушка с системой подачи боезапаса, в левом - агрегаты самолетных систем и блоки радиоэлектронного оборудования. На наплывах крыла установлены консоли цельноповоротного переднего горизонтального оперения.

Средняя часть фюзеляжа разделена на технологические отсеки: передний топливный бак-отсек (расположен по оси симметрии самолета между головной частью фюзеляжа и центропланом); центроплан - основной несущий элемент самолета (выполнен в виде топливного бака-отсека с тремя поперечными стенками и рядом нервюр), на нижней поверхности которого расположены узлы крепления основных опор шасси, мотогондол двигателей, пилонов подвески оружия; гаргрот (силовой агрегат для размещения коммуникаций и установки оборудования).
Хвостовая часть фюзеляжа также представляет собой совокупность ряда технологических отсеков, предназначенных для размещения двигателей, основных опор шасси, оперения самолета, топливного бака-отсека, контейнера с тормозными парашютами, др. агрегатов и коммуникаций самолетных систем. На боковой поверхности воздухозаборников установлены антенны станции предупреждения об облучении.

Крыло самолета с развитой механизацией свободнонесущее с углом стреловидности по передней кромке 42 град. На торцах законцовки крыла может быть установлено пусковое устройство для управляемых ракет класса "воздух-воздух" ближнего боя или контейнеров с аппаратурой РЭП.

Шасси самолета трехопорное, убирающееся, с одним колесом на основных опорах и двухколесной управляемой передней опорой. Обтекатели шасси плавно переходят в хвостовые балки, которые служат платформами для установки цельноповоротных консолей горизонтального оперения с прямой осью вращения, двухкилевого разнесенного по внешним бортам хвостовых балок вертикального оперения и подбалочных гребней.

Силовая установка представлена двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажными камерами (ТРДДФ) производства "НПО "Сатурн" типа АЛ-31Ф, тягой по 12500 кгс каждый.

Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) включает ряд систем, использующих элементы искусственного интеллекта. В их числе система управления вооружением (СУВ – когерентная импульсно-доплеровской РЛС переднего обзора с ФАР Н011М, РЛС заднего обзора, оптико-электронная прицельная система, нашлемная система индикации и целеуказания); навигационных комплекс (инерциальная курсовая система, радиотехнические системы дальней и ближней навигации); система отображения информации с тремя многофункциональными индикаторами; комплексная система РЭБ (ИК датчик предупреждения об атакующих ракетах противника, активные системы подавления), система государственного опознавания. На экспортных самолетах состав оборудование определяется заказчиком.

Вооружение. Самолет Су-35 оснащен стрелково-пушечным, управляемым ракетным класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", неуправляемым ракетным и бомбардировочным вооружением. Стрелково-пушечное вооружение представлено 30-мм встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой типа ГШ-301 (установлена в наплыве правой половины крыла, боекомплект 150 патронов, 1500 выстр./мин.).

Управляемое ракетно-бомбовое вооружение может включать управляемые ракеты (УР) типа Р-27РЭ (ТЭ,Т,Р), РВВ-АЕ, Р-73 класса "воздух-воздух", а также УР Х-59, противокорабельные (ПКР Х-31А) и противолодочные (ПРЛР Х-31П) ракеты, УР Х-29Т класса "воздух-поверхность"; корректируемые авиабомбы КАБ-500Кр, КАБ-500Л и КАБ-1500Кр. Максимальная масса неуправляемого вооружения класса "воздух-поверхность" может достигать 8000 кг и включать бомбы типа ФАБ-500М54, ФАБ-500М62, ФАБ-250М54, ОФАБ-100-120, зажигательные баки ЗБ-500, контейнеры КМГУ, неуправляемые ракеты типа С-8 в блоках Б-8М1, С-13 в блоках УБ-13, С-25 в пусковых устройствах.

Ракетное и бомбардировочное вооружение может размещаться на авиационных пусковых (АПУ) и авиационных катапультных (АКУ) устройствах, а также на балочных держателях (12 точек): 6 - под консолями крыла, 2 - под законцовками крыла, 2 - под гондолами двигателей и 2 - под центропланом между мотогондолами (по схеме "тандем"). На самолете может быть подвешено до 8 УР "воздух-воздух" средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р, Р-27ЭР) или тепловыми (Р-27Т, Р-27ЭТ) головками самонаведения, до 10 УР средней дальности РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения и до 6 УР ближнего маневренного боя Р-73 с тепловыми головками самонаведения. Типовой вариант вооружения самолета при решении задач "воздух-воздух" включает 8 ракет Р-27Э (или РВВ-АЕ) и 4 ракеты Р-73. Всего на Су-35 может быть размещено более 70 вариантов вооружения.

Эксплуатация

ВВС России - 18 проходят государственные испытания/на вооружении + 2 заказано, также 48 серийных машин заказано до 2015 года. Аналогичный контракт также планируется заключить на 2015-2020 годы.
ЛТХ:
Модификация Су-35
Размер крыла, м 14.70
Длина самолета, м 22.18
Высота самолета, м 6.35
Площадь крыла, м2 62.00
Масса
пустого самолета 18400
нормальная взлетная 25700
максимальная взлетная 34000
Тип двигателя 2 ТРДДФ АЛ-31ФМ.
Максимальная тяга, кгс 2 х 12800
Максимальная скорость, км/ч:
у земли 1400
на большой высоте 2440
Практический потолок, м 18000
Практическая дальность, км:
без ПТБ 4000
с дозаправкой в полете 6500
Макс. эксплуатационная перегрузка 10,0
Экипаж, чел 1
Вооружение:

30-мм пушка ГШ-301 (150 патронов).
Боевая нагрузка - 8000 кг на 12 узлах подвески:
Возможна подвеска 8 УРВВ - Р-27РЭ, Р-27ТЭ, Р-77), а также малой дальности и ближнего боя (Р-73, Р-73М, Р-60М)
и 6 УРВП С-25ЛД, Х-29Л и Т, Х-59М, Х-31А и П, а так же бомб - КАБ-500Кр, ФАБ-500, -250, ОФАБ-100 и НАР С-8, С-13, С-25

Су-35С — новейший многоцелевой истребитель российских ВКС, самолет поколения 4++. Самолёт имеет двигатели АЛ-41ФС1 с отклоняемым вектором тяги, широкий спектр вооружения, самую мощную истребительную РЛС в мире. Истребитель имеет широкую номенклатуру вооружения: управляемые ракеты «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности, противокорабельные ракеты, высокоточные ракеты против наземных целей.

Ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ)

Дальность пуска ракеты доходит до 110 км. Ракета предназначена для уничтожения различных аэродинамических целей, способна уничтожать самолёты (в том числе с применением технологий стелс), крылатые ракеты, беспилотные летательные аппараты и вертолеты.

Ракета класса «воздух-воздух» Р-77

Ракеты средней дальности являются очень эффективным оружием, так как позволяют атаковать противника, находясь на большой дальности. Большая дальность позволяет, при необходимости, уйти из под ответной атаки, также затрудняет обнаружение самолета-носителя ракеты.

Ракеты класса «воздух-поверхность» Х-59М «Овод-М»

Х-59М — одна из наиболее эффективных ракет класса «воздух-поверхность». Ракета совмещает автономность с большой дальностью полёта по сложной траектории, затрудняющей ее перехват.

Ракета Х-59М «Овод-М» (слева)

Авиационная ракета Х-59М, благодаря дальности пуска в 115 км, способна атаковать наземные цели, не входя в зону поражения ПВО малой и средней дальности. Также новейшие американские ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 «AMRAAM» не способны эффективно атаковать носители Х-59М на такой дальности.

Су-35С на смену Су-27П/С/СМ и Миг-29

Заменит в ВКС истребители четвёртого поколения Су-27П/С, которые совершенно не соответствуют современным требованиям. Су-27СМ имеет РЛС Н001В. Радар способен обнаруживать цели с ЭПР 3 кв. метра на дальностях 80-100 км (при условии, что цель будет лететь навстречу и ее высота над землёй будет не менее 1 км). Базовые Су-27 имеют механические радары, информация о обнаруженных целей анализируется летчиков самостоятельно. Современный радар Н035 «Ирбис» имеет пассивную фазированную антенную решетку, информация полученная РЛС, автоматически обрабатывается, затем лётчик получает итоговые данные.

Радар «Ирбис» способен обнаруживать крупные цели типа «авианосец» на дальностях до 600 км. Крупные транспортные самолёты и стратегические бомбардировщики без стелс обнаруживаются на дальностях до 250 км. Самолеты типа «истребитель четвёртого поколения» обнаруживаются на дальностях до 110 км.

Су-35С имеет турбореактивные двигатели с форсажной камерой с отклоняемым вектором тяги АЛ-41Ф1С. По данному показателю самолёт превосходит авиадвигатели АЛ-31Ф на Су-27СМ, не имеющих отклоняемого вектора тяги, что понижает манёвренность модернизированного Су-27. Боевой радиус у Су-27П/СМ сравним с радиусом у Су-35С и составляет стандартно 1500 км. Максимальная боевая нагрузка Су-35С составляет 8 тонн, у Су-27 нагрузка такая же.

Сравнение с истребителем пятого поколения F-35 «Lighting 2»

Существует три основных варианта F-35: A — для ВВС США, В — для Корпуса Морской Пехоты США, С — для ВМС США.

Истребитель 5-го поколения F-35

Су-35С имеет большую манёвренность, чем F-35. Оба самолета имеют широкую номенклатуру вооружения: ракеты различных классов и дальностей полетов. F-35 будет иметь ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 «AMRAAM».

Истребитель F-35 оснащен двигателем «Pratt & Whitney F135», разработанным при участии «Rolls-Royce Defence», тяга двигателя: максимальная: 1 x 12460 кгс на форсаже: 1 x 18100 кгс (демонстрировалась работа двигателя с тягой до 22700 кгс). Боевой радиус действия без дозаправки равен: у «А» – 1080 км, у «В» – 865 км, у «С» – 1140 км. Максимальная продолжительность полета составляет 2,6 ч. Максимальная высота, на которую способен взлетать этот истребитель, составляет 18 200 м.

Сравнение с EF2000 «Typhoon»

По большинству показателей (боевой радиус, максимальная скорость, боевая нагрузка) EF2000 имеет похожие показатели с Су-35С. Так стандартный боевой радиус EF2000 составляет 1380 км, максимальная бомбовая нагрузка 7500 кг. Максимальная скорость 1480 км/ч (на 80 км больше, чем у Су-35С). Многоцелевой истребитель имеет двигатели EJ200-03Z с тягой по 6125 кгс (9195 кгс на форсаже).

Перспективы модернизации Су-35С

Су-35С, в перспективе, может получить АФАР-РЛС. Несмотря на свою мощность Н035 «Ирбис» не имеет активной фазированной антенной решетки. Н035 способна обнаруживать цели с эффективной площадью рассеивания (ЭПР) 0,1 кв. метра на дальности 90 км. Однако некоторые стелс-ракеты, беспилотные летательные аппараты имеют минимальную ЭПР значительно ниже (ЭПР зависит от положения цели к радару).

Двигатели АЛ-41Ф1С

Тяга двигателей бесфорсажная: 2 / 8800 кгс, с использованием форсажа 2 / 14500 кгс. Двигатели АЛ-41Ф1С позволяют подниматься самолету до 20 км. Самолёт развивает максимальную скорость 2400 км/ч на большой высоте.

Оценка самолета

Многоцелевой истребитель Су-35С является новейшим самолётом в ВКС России. Самолёт принят на вооружение ВКС России 20 сентября 2017 года, что делает его самой молодой серийной боевой машиной в ВКС. Однако активная эксплуатация началась с 2014-2015 годов (появились первые эскадрильи). По состоянию на январь 2018 года в ВКС числится около 70 самолетов Су-35С. Постепенно самолёт вытеснит истребители Су-27П/С, модернизированные Су-27СМ. В ВКС России после 2025 года останутся только Су-35С, Су-30, Су-27СМ3, Миг-31Б/БМ, Миг-29СМТ. Перспективные Миг-35 и Су-57 поступят в очень малых количествах, порядка 10-30 единиц.

/Александр Растегин /

Десять лет назад состоялся первый полет сверхманевренного истребителя Су-35.
Об истории создания, боевом потенциале и почему этот самолет часто сравнивают с зарубежными аналогами - в статье Романа Азанова, ТАСС.

Фото мои.

19 февраля 2008 года в небо впервые поднялся российский многоцелевой истребитель поколения "4++" Су-35. Пилотировал самолет заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой России Сергей Богдан.

Серийно Су-35С начал производиться с 2011 года на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина, но на вооружение российской армии был принят лишь в прошлом году. После боевого крещения в небе Сирии об истребителе заговорил весь мир.

Примечательно, что под индексом "Су-35" начиная с 1992 года на международных авиасалонах демонстрировались модификации Су-27. Модернизированные истребители Су-27М были созданы по заказу военных в 1980-х годах, а в 90-е их производство было прекращено из-за недостатка финансирования.

Концепция нового многофункционального истребителя (за которым было сохранено название Су-35) окончательно сформировалась к середине 2000-х годов. В новом самолете необходимо было существенно усовершенствовать комплексы вооружения, внести изменения в конструкцию планера машины и ее силовую установку.

Кстати, за идею создания информационно-управляющей системы (ИУС) для современных самолетов в прошлом году распоряжением председателя правительства РФ группе сотрудников компании "Сухой" была присуждена премия в области науки и техники. ИУС изначально родилась в исследованиях по проекту истребителя пятого поколения, однако первой она реализовалась именно на Су-35.

Он создавался таким образом, чтобы летать и воевать в таких условиях, где "классические" истребители уже не могли вести бои.

"Тридцать пятый" стал глубокой модернизацией фронтового истребителя Су-27 с целью значительного повышения эффективности боевого применения по воздушным, наземным и морским целям. Как отмечают разработчики, в конструкции Су-35 были применены самые удачные технические решения, отработанные ранее на самолетах семейства Су-27 и Су-30.


При создании Су-35 отступили от аэродинамической схемы с передним горизонтальным оперением (как у Су-33 и Су-30МК) и вернулись к классической (Су-27).

Конструкция планера усилена, что позволило увеличить максимальный взлетный вес машины. Это дало возможность значительно повысить запас топлива (во внутренних баках Су-35 несет 11,3 тонны против 9,4 на Су-27).

Помимо этого истребитель может использовать подвесные топливные баки объемом 2000 литров каждый. Боевая нагрузка осталась такой же, как на Су-27 — восемь тонн. Количество узлов подвески для крепления высокоточных ракет и авиабомб возросло с 10 до 12. Еще два — для размещения контейнеров РЭБ.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Длина самолета — 21,9 м, размах крыла — 14,75 м, высота — 5,9 м. Максимальная взлетная масса — 34 500 кг, максимальная скорость — 2500 км/ч, максимальная дальность полета без подвесных топливных баков (ПТБ) — 3600 км, с ПТБ — 4500 км.

Практический потолок — 20 тыс. м. Назначенный производителем ресурс самолета — 6 тыс. часов или 30 лет, ресурс двигателей — 4 тыс. часов.

В состав вооружения Су-35 входит целый набор управляемых ракет типа "воздух — воздух" и "воздух — поверхность", а также неуправляемые ракеты и авиабомбы различных калибров. Истребитель также оснащен пушкой ГШ-30-1 калибра 30 мм (боезапас — 150 патронов).

Су-35 оборудован турбореактивными двигателями с форсажной камерой и управляемым в одной плоскости вектором тяги АЛ-41Ф1С. При этом он не требует каких-то специальных систем управления.


За сверхманевренность отвечает двигатель 117С.

117С разработан на основе своих предшественников АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолеты Су-27, но отличается от них увеличенной тягой 14,5 тонны (против 12,5), большим ресурсом и пониженным расходом топлива.

Что касается режимов устойчивости и управляемости, маневренности, аэродинамики Су-35, как рассказал в интервью ТАСС летчик-испытатель Сергей Богдан, то здесь им все пройдено и постигнуто "от и до".
"Но, что касается боевых режимов, там есть много специфики. Я много ими занимался, но не все тестировал. Это просто физически невозможно — все успеть, поскольку самолет летает на разных базах. Есть отдельные режимы, с которыми я знаком не по полетам, а только по видеоматериалам", — признался он.

Важнейшее отличие Су-35 от истребителей поколения "4+" — наличие на борту авионики пятого поколения. Радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой "Ирбис" обладает уникальными на сегодняшний день характеристиками по дальности обнаружения целей (до 200 км). Он способен одновременно сопровождать до 30 целей и наводить ракеты на восемь из них, не прекращая при этом просмотр воздушного пространства.

Сергей Богдан:
Если, допустим, в ходе воздушного боя за самолетом увязывается неприятель, то в верхней точке возможен быстрый разворот вокруг своей оси, поиск цели и моментальная атака. От самолета, находящегося сзади, сложно уйти в отрыв, а это показывает, как Су-35 может выходить из положения, не теряя устойчивости и управляемости. Он выполняет вираж на 360 градусов для поиска потенциального противника и дальше продолжает свой маневр.

В настоящее время в строевые части поставлено около 70 единиц. В этом году Минобороны России получит на вооружение десять Су-35. Всего же до 2020-го ожидается поставка 50 единиц. 24 самолета до 2019 года должен получить Китай, также недавно был подписан контракт на поставку 11 истребителей Индонезии...

Подробнее на


Су-35 — российский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель поколения «4++». Основное боевое применение - многоцелевой истребитель большого радиуса действия.

Разработан в ОКБ Сухого как дальнейшее развитие Су-27. Генеральный конструктор Су-35 - Михаил Петрович Симонов. Первый полёт совершён 28 июня 1988 года (прототип Т-10М-1). Вылет первого серийного самолёта состоялся 1 апреля 1992 года.

В первой половине 1990-х годов было выпущено 12 прототипов, впоследствии программа была приостановлена в пользу разработки Су-37 (впоследствии и эта программа была свернута в связи с крушением опытного экземпляра).

В 2005 году принято решение о возобновлении разработки Су-35, обновлённый истребитель получил индекс Су-35БМ .

Экипаж: 1 чел.

Крейсерская скорость: 800-950 км/ч

Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч

Максимальная скорость на высоте: 2500 км/ч

Боевой радиус:1600 км

Дальность полёта на высоте: 3400 км

Дальность полёта с одной дозаправкой: 6300 км

Практический потолок: 18000 м

Скороподъёмность: 19500 м/мин

Длина: 22,18 м

Высота: 6,43 м

Размах крыла: 14,70 м

Площадь крыла: 62,04 м²

Шасси: трёхопорное, убирающееся

Масса пустого: 18400 кг

Масса снаряжённого: 25700 кг

Масса максимальная взлётная: 34000 кг

Двигатели: 2 х АЛ-31Ф /
2 х АЛ-31ФМ /
2 х АЛ-31ФП /
2 х АЛ-31ФУ /
2 х АЛ-35МЛ

Тяга форсажная: 2 х 12500 кгс /
2 х 12800 кгс
2 х 12500 кгс

Пушечное вооружение: 1 х 30мм, ГШ-30-1

Боезапас: 150

Точек подвески: 12

Масса подвески: 8000 кг

Подвесные вооружения: возможна подвеска 8 УРВВ — Р-27РЭ, Р-27ТЭ, Р-77), а также малой дальности и ближнего боя (Р-73, Р-73М, Р-60М)и 6 УРВП С-25ЛД, Х-29, Х-59М, Х-31А и П, а также бомб — КАБ-500Кр, ФАБ-500, -250, ОФАБ-100 и НАР С-8, С-13, С-25.

Первый вылет на головном серийном истребителе , получившем бортовой 703 и шифр ОКБ Т-10М-3, состоялся 1 апреля 1992 г. В сентябре того же года эта машина, получившая новое название Су-35 и оснащенная контейнером системы тепловизионного обзора и лазерного целеуказания TIALD британской фирмы «Ферранти», была впервые показана на международной авиационной выставке в Фарнборо (Великобритания). Год спустя, в августе 1993 г., Су-35 с ╧703 демонстрировал пилотаж на первом международном авиакосмическом салоне МАКС-93 в подмосковном Жуковском. «Гвоздем программы» стало выполнение на Су-35 маневра «хук» («крюк») — динамического выхода на сверхбольшие углы атаки на вираже. Возможностью осуществления этой фигуры высшего пилотажа, имеющей, как и «кобра», большую тактическую ценность, Су-35 был обязан, в частности, переднему горизонтальному оперению, значительно расширившему маневренные возможности истребителя.

К середине 90-х гг. специалисты НИИП им. В.В.Тихомирова, где разрабатывалась РЛСУ-27 для Су-27М, пришли к выводу, что применение РЛС со щелевой антенной уже не отвечает требованиям ближайшей перспективы. В связи с этим, с учетом большого опыта коллектива по созданию радиолокационных станций с фазированными антенными решетками, было принято решение спроектировать вариант РЛС Н011 с ФАР. Такой радиолокатор получил название H011M. Работы в этом направлении возглавил главный конструктор НИИП Т.О.Бекирбаен. Применение в модернизированной РЛСУ-27 фазированной антенной решетки в сочетании с повышением производительности сигнального процессора и вычислительных средств должно было обеспечить:

увеличение дальности действия РЛС;

увеличение зон одновременного сопровождения и атаки многих целей;

увеличение количества одновременно сопровождаемых и атакуемых целей;

повышение боевой эффективности самолета за счет временного совмещения режимов и боевых задач «воздух-воздух» и «воздух-поверхность»;

применение перспективного вооружения классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

Бортовое радиоэлектронное оборудование самолета Су-35 включает:

— систему управления вооружением

— пилотажно-навигационный комплекс

— комплекс средств связи

— аппаратуру бортового комплекса обороны

— системы контроля и регистрации

Система управления вооружением (СУВ) обеспечивает применение управляемых ракет «воздух-воздух» в дальнем ракетном и ближнем воздушном бою, захват и сопровождение цели из обзорных режимов РЛС и ОЛС в дальнем ракетном бою, захват и сопровождение визуально видимой цели в ближнем бою, определение госпринадлежности обнаруженной цели, а также применение управляемых и неуправляемых средств поражения класса «воздух-поверхность». Система управления вооружением включает в себя радиолокационный прицельный комплекс (РЛПК) и оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс (ОЭПрНК).

В состав РЛПК входит импульсно-доплеровская радиолокационная станция, обеспечивающая обнаружение и сопровождение воздушных целей в свободном пространстве и на фоне земли в передней и задней полусферах, а также картографирование местности и обнаружение наземных целей. Радиолокатор может одновременно сопровождать на проходе большое количество воздушных целей и обеспечивать перехват нескольких из них, представляющих наибольшую угрозу. РЛС имеет щелевую антенну (в дальнейшем предполагается использование модификации РЛС с фазированной антенной решеткой). Для обеспечения кругового обзора воздушного пространства и применения управляемых ракет в заднюю полусферу в состав БРЭО самолета дополнительно включена небольшая РЛС заднего обзора, установленная в центральной хвостовой балке фюзеляжа. Определение государственной принадлежности обнаруженных целей осуществляется с помощью запросчика госопознавания, входящего в состав РЛПК. Работой радиолокационного прицельного комплекса управляет бортовой цифровой вычислительный комплекс.

Вооружение

Вооружение самолета подразделяется на стрелково-пушечное, управляемое ракетное класса «воздух-воздух», управляемое ракетное класса «воздух-поверхность», неуправляемое ракетное и бомбардировочное. Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа ГШ-301, установленной в наплыве правой половины крыла, с боекомплектом 150 патронов. Ракетное и бомбардировочное вооружение размещается на авиационных пусковых устройствах (АПУ), авиационных катапультных устройствах (АКУ) и балочных держателях (БД), подвешиваемых на 12 точках: 6 — под консолями крыла, 2 — под законцовками крыла, 2 — под гондолами двигателей и 2 — под центропланом между мотогондолами (по схеме «тандем»).

На самолете может быть подвешено до 8 управляемых ракет «воздух-воздух» средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р, Р-27ЭР) или тепловыми (Р-27Т, Р-27ЭТ) головками самонаведения, до 10 ракет средней дальности РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения и до 6 ракет ближнего маневренного боя Р-73 с тепловыми головками самонаведения. Типовой вариант вооружения самолета при решении задач «воздух-воздух» состоит из 8 ракет Р-27Э (или РВВ-АЕ) и 4 ракет Р-73.

В состав управляемого вооружения класса «воздух-поверхность» входят 6 ракет общего назначения Х-29Т с телевизионными головками самонаведения, 6 ракет Х-29Л или С-25ЛД с полуактивными лазерными головками самонаведения, 6 корректируемых бомб КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционными головками самонаведения, 2 ракеты средней дальности Х-59М с телевизионно-командной системой наведения, 6 противокорабельных ракет Х-31А с активными радиолокационными головками самонаведения и 6 противорадиолокационных ракет Х-31П с пассивными радиолокационными головками самонаведения; для применения ракет Х-29Л, С-25ЛД и Х-59М самолет должен оснащаться контейнером системы управления оружием.

Максимальная масса неуправляемого вооружения класса «воздух-поверхность» составляет 8000 кг. В его состав могут входить 16 бомб ФАБ-500М54 или 14 бомб ФАБ-500М62 или 14 зажигательных баков ЗБ-500 или 34 бомбы ФАБ-250М54 (на однозамковых и многозамковых балочных держателях), 48 бомб ОФАБ-100-120 (на многозамковых балочных держателях), 8 контейнеров КМГУ, 120 неуправляемых ракет С-8 (в 6-ти блоках Б-8М1), 30 ракет С-13 (в 6-ти блоках УБ-13), 6 ракет С-25 (в пусковых устройствах О-25).