Датчик включения вентиляторов: принцип работы и неисправности. Как проверить датчик вентилятора охлаждения радиатора

Каждый водитель знает, что перегрев двигателя — это очень плохо. Ни к чему хорошему он привести не может. Дабы обезопасить мотор от перегрева, автомобили оснащаются вентиляторами охлаждения радиатора. Причем порой он далеко не один.

Сегодня поговорим об очень важном элементе охлаждения — датчике вентилятора. Он отвечает за своевременное включение этого охлаждающего устройства, предотвращая нежелательный перегрев.

Немного теории

Характеристика

Пояснение

Расположение

Располагается датчик в радиаторе печки. Определить, что перед вами именно он, не сложно, поскольку в радиаторе это единственный элемент, к которому подключены провода. А если взять ключ на 30, то только датчик имеет соответствующий размер крепежа.

Температура срабатывания

Датчики могут иметь разные температурные пределы. Но для ВАЗ 2114 включение происходит при 102-105 градусах Цельсия, а выключение — при 85-87 градусах. При выборе нового измерителя, ориентируйтесь на тот, который вышел из строя, либо приобретайте с показателя включения и выключения 102 и 87 градусов соответственно

Принцип действия

Внутри датчика имеется специальная контактная группа. При нагреве ОЖ в радиаторе эта группа греется и расширяется. Когда расширение доходит до определенного предела, происходит замыкание контактов, они передают сигнал на проводку и вентилятор включается

Причины поломки вентилятора

Есть ряд причин, из-за которых датчик вентилятора может в итоге выйти из строя помимо датчика. Потому их предварительно следует исключить, чтобы убедиться — датчик всему виной.

К причинам отказа в работе вентилятора относят:

  1. Вышел из строя вентилятор. Он может износиться, потерять целостность, получить механические повреждения. Заменить его будет дороже, если сравнивать с датчиком, но выбора нет.
  2. Оборвалась цепь. При проверке датчика обычно применяют метод замыкания двух его контактов. Но если цепь проводки имеет повреждения, это сделать не удастся, а всю вину по неопытности свалят на регулятор.

Если проверка контактами не дала результата, вентилятор не реагирует, попробуйте подключить его контакты напрямую к аккумуляторной батарее.

Проверка датчика

Плюс обязательно следует проверять новый датчик перед его установкой. Это позволит убедиться в его работоспособности. Сегодня подделок достаточно много на рынке, потому всегда есть шанс приобрести не качественный датчик вентилятора.

Для проверки вам понадобится определенный набор инструментов и материалов, куда входят:

  • Емкость;
  • Вода;
  • Охлаждающая жидкость;
  • Термометр;
  • Мультиметр.

Приступаем к проверке.

  1. Налейте воду или обычную охлаждающую жидкость в подготовленную емкость.
  2. Опустите в нее датчик резьбовой частью.
  3. Клемму мультиметра соедините с контактами регулятора. Измерительный прибор должен стоять в режиме замера сопротивления. Хотя если мультиметр имеет функцию прозвонки, тогда выбирайте его.
  4. Поместите в жидкость термометр.
  5. Нагрейте воду.
  6. Когда температура жидкости достигнет температуры срабатывания регулятора (92 градуса по Цельсию), контакты должны замкнуться, а мультиметр начнет пищать.
  7. Если этого не произошло, датчик действительно не работает и ему требуется сменщик.

Если вы приобрели нерабочий регулятор, обязательно отправляйтесь в магазин и требуйте замены или возврата денег. Но только при наличии чека. Лучше приобретать запчасти в специализированных, хороших магазинах. Риск попасть на подделку там меньше.

Замена

На инжекторном двигателе, который буквально переполнен всевозможными датчиками, порой требуется уделить внимание регулятору включения вентилятора. Если проверка показала, что устройство вышло из строя, не остается ничего другого кроме как провести процедуру замены.

Работа предполагает потребность всего в нескольких инструментах и материалах:

  • Накидной ключ на 30 миллиметров;
  • Тара для слива жидкости охлаждения;
  • Сухие тряпки.

Подготовив все необходимое, можно приступать к замене.

Первоочередная задача — дать двигателю остыть. Работать на холодном двигателе удобнее и безопаснее. Если горячая охлаждающая жидкость попадет на кожу, ожогов не избежать.

  1. Для замены вам не потребуется смотровая яма или эстакада. При подобных работах данные элементы не нужны. Подойдет простой гараж.
  2. Отключите от аккумуляторной батареи минусовую клемму.
  3. Слейте из радиатора всю охлаждающую жидкость. Из блока цилиндров ОЖ не сливайте, в этом нет необходимости.
  4. Демонтируйте пробку с расширительного бачка охлаждающей системы вашего инжекторного двигателя.
  5. Чтобы слить тосол или антифриз, открутите сливную пробку на радиаторе. Найдете вы ее снизу радиатора, а для демонтажа не потребуется инструмент. Пробка легко выкручивается вручную.
  6. Под сливное отверстие подставьте заранее подготовленную емкость, куда ОЖ будет стекать. Дождитесь, пока течь жидкости полностью не прекратится.
  7. Если вы хотите этот же тосол затем залить обратно, возьмите чистую емкость. Если же ОЖ достаточно старая и нуждается в замене, тогда чистота тары не имеет значения.
  8. Вверните пробку обратно.
  9. Отключите контакты от датчика вентилятор.
  10. С помощью ключа на 30 миллиметров откручивается регулятор.
  11. Крутите осторожно, дабы не повредить пластиковую емкость радиатора.
  12. Вкрутите на место старого новый регулятор. Обязательно вставьте медную прокладку под новое устройство.


  1. Верните на место электропроводку регулятора вентилятора.
  2. Залейте в расширительный бачок слитый заранее тосол или антифриз.
  3. Выполните продувку системы, чтобы избежать образования воздушных пробок внутри системы.
  4. Верните на место минусовую клемму аккумулятора.
  5. Включите силовой агрегат, прогрейте его некоторое время, чтобы убедиться в работоспособности нового датчика.
  6. Если при нагреве до нужной температуры датчик опять не срабатывает, следует проверить остальные элементы, которые могут быть причиной такого поведения системы охлаждения.

Замена без слива ОЖ

Если вы не хотите тратить много времени на замену датчика на своем ВАЗ 2114, можно обойтись без процедуры слива жидкости охлаждения.

Замена регулятора включения вентилятора без этапа слива ОЖ требует наличия опыта и определенных умений. Потому новичку такой способ ремонта применять не рекомендуется.

  • С помощью ключа на 30 миллиметров начинайте откручивать старый датчик, но не до конца.
  • Подготовьте новый датчик.
  • Одной рукой выкручивайте до конца старый регулятор, а второй быстро вставляйте новый.
  • При этом определенная часть тосола вытечет, но это не страшно.
  • После замены обязательно тщательно протрите все участки возле регулятора с помощью сухой ветоши.
  • Убедитесь в отсутствии течи после установки нового устройства.

Завершив работу, тщательно оботрите автомобиль, чтобы ОЖ не оставалась на двигателе и его компонентах. Особенно это касается резиновых и пластиковых элементов.

От корректной работы охлаждающего вентилятора в немалой степени зависит состояние двигателя и его способность поддерживать в допустимых пределах все важнейшие параметры. Особенно это актуально в жаркое время года и тем более тогда, когда на перегруженных улицахпостоянные резкие изменения режимов делают работу двигателя особенно нагруженной, а длительная остановка для вынужденного охлаждения и устранения проблемы нежелательна или, вообще, невозможна. Многолетнее статистическое отслеживание эксплуатации автомобилей ваз 2109 показывает, что львиная доля отказов связанных с охлаждением, припадает на датчик включения вентилятора, который за все прошедшие годы так и не стал надежнее. Дело доходит до того, что даже при замене отказавшего датчика, приходиться искать, по-настоящему, исправное изделие среди нескольких совершенно новых датчиков. Впрочем, объяснение подобному положению кроется, возможно, в большом количестве некачественных подделок на современном рынке запасных частей.

Исходя из сказанного, становятся понятно, что минимальными сведениямио том, как устроен датчик включения вентилятора, где он находиться, как его проверить и как его, в конце концов, поменять должен обладать любой владелец ваз 2109.

Сам по себе датчик включения вентилятора имеет достаточно простую конструкцию. В основе его работы лежит способность измерительного элемента, в виде биметаллической пластины, деформироваться под воздействием высокой температуры и замыкать, при этом, соответствующие контакты (по сути, такой же принцип используется в работе любого современного утюга).Для различных модификаций двигателя датчик настроен на различную температуру, причем современные модели имеют два варианта срабатывания – для двух различных скоростей вентилятора. Такие измерители имеют несколько более высокую точность,и отличить их можно по наличию дополнительной пары контактов.

В случае возникновение подозрений на ненормальную работу вентилятора (он не включается при заведомо высокой температуре охлаждающейжидкости или, наоборот, включается сразу после запуска холодного двигателя) долго искать, где находится датчик включения вентилятора, не приходится – достаточно добраться до нижней части радиатора и тот элемент, от которого отходит два провода и есть искомый датчик. Конечно же, можно сразу выполнить его замену и в большинстве случаев проблема будет решена, однако торопиться все же не следует и для надежности результата рекомендуется выполнить несколько несложных проверок, позволяющих более точно определить истинную причину отказа системы охлаждения:

  • В случае если вентилятор невключается согласно штатной схемы работы рекомендуется попробовать перемкнуть между собой провода, идущие к датчику - если вентилятор включился и датчик при этом горячий, то причина проблемы заключается именно в нем. Если же в моментпроверки радиатор был горячий, а корпус датчика теплый, то дополнительно следует проверить состояние термостата и уровень охлаждающей жидкости;
  • При замыкании проводов датчика вентилятор не включается, и отсутствуют звук сработавшего реле- в данном случае следует проверить состояние предохранителя № 4 и исправность реле;

  • При замыкании проводов вентилятор не запускается, однако реле срабатывает нормально – необходимо проверить предохранитель №8;
  • Если вентилятор без особых причин запускается на холодном двигателе и не выключается длительное время, то в этом случае следует попробовать отсоединить от датчика один из проводов – если вентилятор остановился, то причина кроется, опять-таки, в датчике (залипание его контактов). Если же подобное действие результата не дало и вентилятор продолжает работать, то, скорее всего, залипли контакты управляющего реле.

Замена датчика включения вентилятора ваз 2109 выполняется очень просто и из инструмента для этого понадобиться только ключ на «30». Выполняется подобная технологическая операция в следующей последовательности:

  • Отключается зажигание;
  • Из бачка сливается охлаждающая жидкость;
  • От клеммной колодки датчика отсоединяются провода;

  • С помощью гаечного ключа, не прикладывая особых усилий, датчик выворачивается из посадочного гнезда.

Установка датчика производится в обратной последовательности.

Если новый датчик находиться под рукой, то на холодном двигателе можно попытаться заменить изделия не сливая предварительно охлаждающую жидкость. При быстром выполнении замены - потери жидкости будут минимальными.

Не секрет, что многие неполадки двигателя происходят из-за его перегревания. Во избежание перегрева в двигателях предусмотрена система охлаждения. Однако зачастую случаются ситуации, в которых естественное охлаждение не справляется со своей задачей. Для таких случаев в современных автомобилях предусмотрено использование привода вентилятора для охлаждения двигателя. Он включается при достижении двигателем определенной температуры и обеспечивает удобные условия для его работы, снижая также расходы топлива.

Однако у этой системы существует одно слабое звено и как показывает практика - это датчик включения вентилятора. Это достаточно простое устройство, термовыключатель с биметаллической пластинкой, деформирующуюся при достижении определенных температур и приводящую в действие вентилятор. Но так как его рабочая поверхность всегда контактирует с антифризом - сильной, агрессивной жидкостью, то контакты имеют свойство окисляться, вследствие чего датчик приходит в негодность. В результате этого вентилятор прекращает запускаться, что в свою очередь усложняет эксплуатацию автомобиля на малых скоростях или жаркой погоде.

Признаки неисправности

Датчик включения вентилятора неисправен, если наблюдается:

· Включение , но неравномерная работа вентилятора.

· Не происходит включение вентилятора вообще.

· Вентилятор запускается при очень высокой или наоборот, низкой температуре.

· Вентилятор все время включен и работает.

Наиболее вероятной причиной нарушений работы датчика является окисление контактов, из-за контакта с антифризом.

С чего начать, работает ли датчик

Для начала необходимо произвести диагностику работоспособности датчика. Это простая процедура, заключающаяся в замыкание проводов питания вентилятора при включенном зажигании. Возможен вариант поломки самого вентилятора, в этом случае он не включится. Если же вентилятор заработал, то проблема в датчике включения.

Замена датчика включения вентилятора - это достаточно простая вещь, но ее лучше доверить профессионалам из «Мистер Мотор».

Время выполнения работ

Время установки - в районе 1 часа .

Стоимость выполнения работ по замене или установке уточняйте у мастера-приемщика автосервиса.

На свой страх и риск вы должны сделать следующее: слить антифриз с радиатора, отключить провода питания датчика, а затем выкрутить датчик из корпуса радиатора. Затем установить новый датчик и произвести все действия в обратной последовательности. Перед установкой нового датчика, его необходимо проверить на работоспособность с помощью омметра - опустив датчик в воду, нагревать ее, до срабатывания датчика. Если датчик исправен, то после завершения действий, описанных выше, замену датчика можно считать оконченной.

Не шутите с огнем, запишитесь к нам и будьте спокойны за работу вашего автомобиля! Позвоните нам прямо сейчас.

Мы производим замену датчиков на всех автомобилей, приведенных в списке ниже:

Volkswagen Audi BMW
TRANSPORTER A3 1 series
TOURAN A4 3 series
TOUAREG A5 5 series
TIGUAN A6 7 series
SHARAN A7 X1
POLO A8 X3
PASSAT CC Q3 X5
PASSAT Q5 X6
GOLF Q7 Z4


В начале конвейерной сборки ГАЗ-3110 на завод ЗМЗ частенько обращались клиенты с дефектом «задиры поршней».
Одной из причин этой серьезной болезни оказалось как раз нарушение температурного режима - перегрев.
Причиной перегрева являлось неудачное место установки датчика включения электровентилятора, он был установлен в самой холодной точке радиатора, а если к тому же прозевать падение уровня жидкости в расширительном бачке, то возможны и воздушные пробки. В момент, когда охлаждающая жидкость из двигателя поступит в радиатор, пройдет через него и при температуре 92 градусов датчик включит электровентилятор, температура в самом двигателе и на входе в радиатор достигает 102-106 градусов! А это уже перегрев со всеми неблагоприятными последствиями.



На рисунке (поз. I) показано штатное место установки датчика включения электровентилятора.
Конструкторы ЗМЗ перенесли место установки датчика в патрубок перед радиатором (поз. II на рисунке) и таким образом добились оптимального температурного режима работы двигателя.
А потом они усовершенствовали эту схему с учетом резкого сезонного колебания температуры. Летом переключаем электропитание датчика в поз. II, а зимой перебрасываем электропроводку в поз. I, на штатное место, с учетом того, что радиатор печки хорошо отводит тепло от двигателя и в салоне становится теплее. Водители остались очень довольны такой гибкой, легко приспосабливаемой к климатическим условиям системой. Ее можно рекомендовать выполнить собственными силами, но лучше сделать это на станции.

Температурный режим как никакой другой влияет на долговечность двигателя, его экономичность.

Летом наверное каждый шофер сталкивался с таковой неувязкой как перегрев мотора. Но если часто осматривать систему остывания мотора и вовремя устранять возникающие трудности, то перегрева мотора реально избежать. При увеличении температуры охлаждающей воды может не хватить естественного остывания, тогда и врубаются установленные на радиаторе вентиляторы, которые наращивают отвод тепла. За включение вентиляторов отвечает датчик, который срабатывает тогда, когда температура добивается критичной отметки. Размещен этот датчик понизу радиатора. В связи с этим датчик, включающий вентилятор в летний период времени должен быть в исправном состоянии.

Рис. 1 – Датчик включения вентилятора, который устанавливается
на радиатор

Механизм этого датчика достаточно обычной. В нижней части
механизма имеется биметаллическая пластинка 1, которая при определенной
температуре начинает изменяться, при деформации она влияет на
толкатель 2. Этот толкатель замыкает контакты, как подвижный 3 контакт, так и
не подвижный 4 контакт.

Рис. 2 – Чертеж
датчика включения вентилятора

Устройство включения вентиляторов устроено так: пока в радиаторе будет
находиться прохладная жидкость, биметаллическая пластинка 3 будет находиться
снутри датчика в недвижном состоянии, а контакты будут разомкнуты (Рис. 2а). Но
стоит температуре воды добиться обусловленного уровня, так
биметаллическая пластинка сходу начнет деформироваться и толкать толкатель,
замыкающего контакты (Рис. 2б).

Отметим сходу, что на различных марках автомобилей датчики
срабатывают на разной температуре. Датчики включения вентиляторов, не считая
систематизации по температуре делятся еще по скорости вращения. Понятно всего
два вида скорости - датчики, рассчитанные на две скорости вращения и на одну
скорость.

Почти всегда авто снабжаются односкоростным
устройством включения вентиляторов, да и двухскоростная система не является
редкостью. В таком устройстве, на датчике при достижении установленной
температуры замкнется одна пара контактов, которая в итоге включит
вентилятор. В данном случае вентилятор будет работать на маленьких оборотах. 2-ая пара контактов замкнется тогда, когда
температура охлаждающей воды будет и далее возрастать. В данном случае
вентиляторы будут крутиться с высочайшей скоростью, отводя, таким макаром, большее
количество тепла.

На российских автомобилях часто отказывает датчик
включения вентиляторов. Если во время езды увидели, что стрелка температурной
шкалы поднялась выше положенного значения, означает датчик включения вентилятора,
находится в неисправном состоянии, что и привело к перегреву. Если датчик
неисправен, то до гаража можно просто дотянуть. Для этого с датчика снимаем
разъем и с помощью проволоки замыкаем в разъеме клеммы. После этой нехитрой
манипуляции вентиляторы должны запуститься и при включенном зажигании повсевременно
крутиться.

Снимаем и проверяем
датчик

Автомобиль загоняем в гараж и заглушаем движок. Даем
автомобилю остыть. Создавать подмену
датчика необходимо на прохладный мотор, лучше
всего днем. Категорически воспрещается подменять датчик на только-только
заглушенном автомобиле, потому что можно получить от нагретых частей ожог. Ожог
также можно получить и от охлаждающей воды, которая во время работы мотора
греется до наибольшей температуры.

Находим, где в автомобиле размещен датчик включения
вентилятора. Чтоб ускорить процесс поиска, рекомендуется ознакомиться с
управлением эксплуатации автомобиля. В руководстве, обычно, указывается,
где размещен датчик и как его поменять.

В этом случае, если нет управления по подмене датчика, то
можно посетить форум хозяев таковой же модели автомобиля, как и у вас. На
форуме можно отыскать тех, кто уже сталкивался с схожей неувязкой и готов тщательно
поведать весь процесс подмены.

Откручиваем на радиаторе крышку и сливаем из системы охлаждающую жидкость.
Отметим сходу, что на неких автомобилях придется снимать аккумуляторную
батарею, только после чего можно свободно добраться до сливного гортани. Из-за
того что охлаждающая жидкость ядовита, не рекомендуется ее сливать на землю,
потому что она нанесет неисправимый вред окружающей среде. Во время слива воды
пытайтесь по способности не вдыхать ее пары.

От датчика отсоединяем колодки проводов, при всем этом за провод
дергать нельзя, по другому можно разрушить его. Браться необходимо только за
корпус колодки.

Выворачиваем датчик подходящим ключом, обычно подходит ключ
на «30». Достаем из разъема датчик и пристально осматриваем его поверхность.

Проверяем работоспособность выкрученного датчика. Для
проверки необходимо приготовить не глубокую кастрюлю, мультиметр с термопарой либо
указатель температуры на 100 о С и для прозвонки датчика очередной мультиметр. Процедура
проводится так: к датчику подсоединяем два провода и к концам мультиметра
подсоединяем провода. В кастрюлю наливаем воды ровно столько, сколько необходимо,
чтоб датчик, погруженный в воду не доставал до дна. Датчик подвешиваем так,
чтоб в воде оказалась фактически вся железная часть. При всем этом датчик не
должен касаться кастрюли, тепло датчику должно передавать только через
воду. Сейчас кастрюлю ставим на самое малеханькое пламя, ведь вода в кастрюле
должна греться равномерно и медлительно, а вкупе с водой и тело датчика. Эти
условия очень принципиально соблюдать. При сильном пламени, вода в кастрюле стремительно
закипит, потому датчик прогреться не успеет. К примеру, датчик рассчитан на 93 о С,
а сработает в стремительно закипевшей воде при 100 о С. Тогда и датчик можно неверно
посчитать неисправным. Хотя истинной предпосылкой будет являться стремительно подогретая
вода. Потому воду нагреваем медлительно, смотрим за датчиком, как он
сработает, сверяем показания на датчике с нашими плодами.