Где сливная пробка тосола. Как слить охлаждающую жидкость

Своевременная замена охлаждающей жидкости – это процедура, которой многие автовладельцы пренебрегают. И очень напрасно. Работоспособность двигателя напрямую зависит от системы охлаждения. В этой статье мы расскажем, как правильно менять антифриз своими руками, ведь для замены охлаждающей жидкости вовсе не обязательно ехать на автосервис.

Проще всего заменить охлаждающую жидкость будет при наличии гаража и смотровой ямы, хотя это и необязательные условия. Порядок замены антифриза на всех машинах примерно одинаковый:

  1. Необходимо полностью слить старую охлаждающую жидкость.
  2. Выполнить промывку системы охлаждения двигателя.
  3. Залить новую охлаждающую жидкость (тосол или антифриз).

В конце статьи, как всегда, смотрите видео-инструкцию по замене охлаждающей жидкости своими руками на автомобиле ВАЗ 2110. А мы пока рассмотрим все этапы замены антифриза по очереди.

Как слить охлаждающую жидкость


Для того чтобы полностью слить охлаждающую жидкость из системы без остатка, желательно чтобы передняя часть машины находилась ниже относительно задней. Например, задок можно немного поддомкратить.

Теперь приступим к сливу старого антифриза перед его заменой на новый. Большинство автомобильных двигателей имеют в своей нижней части краник либо специальную сливную пробку, через которую производится слив охлаждающей жидкости. Кроме блока цилиндров антифриз также нужно будет слить из радиатора и расширительного бачка.

Для этого необходимо:

  • Ослабить пробку расширительного бачка – это позволит охлаждающей жидкости стекать быстрей.
  • Вывернуть сливную пробку и слить антифриз из рубашки охлаждения двигателя в подходящую для этого ёмкость, подставленную под сливное отверстие.
  • Открутить сливной вентиль или нижнюю пробку радиатора и таким же образом слить старую охлаждающую жидкость из него.

Напор сливаемой жидкости можно регулировать, откручивая или закручивая пробку расширительного бачка. После слива охлаждающей жидкости не забудьте закрутить все сливные пробки обратно.

Промывка системы охлаждения двигателя


Прежде всего, промывка преследует две цели:

  1. Очистка системы от грязи и осадка, которые могут препятствовать передаче тепла и циркуляции охлаждающей жидкости.
  2. Удаление остатков прежнего антифриза. Эта операция необходима, так как при смешивании разных охлаждающих жидкостей их компоненты могут вступить в нежелательную реакцию, и тем самым ослабить антикоррозийные свойства свежего антифриза.

Еще лет 20-30 назад для очистки системы охлаждения от загрязнений автолюбители пользовались различными народными методами. Например, в радиатор заливали уксусную эссенцию или лимонную кислоту. На сегодняшний день существует множество специальных составов, которые намного эффективней справляются с этой задачей.

Лучше всего для промывки системы при замене охлаждающей жидкости подходят специальные промывочные концентраты. Перед использованием они разбавляются водой в пропорции указанной на упаковке. Это, так называемая, «мягкая промывка».

Её преимущество перед составами, заливаемыми в старый антифриз, заключается в том, что она выполняет функцию предварительной грунтовки. То есть определённое количество присадок из раствора ещё на этапе промывки оседает на металле, и когда вы при замене зальёте свежую охлаждающую жидкость, она в уже подготовленной среде будет работать намного эффективнее и не будет окисляться.

Заливка новой охлаждающей жидкости


Теперь мы можем приступить к заливке новой охлаждающей жидкости. Запомните, заливка нового антифриза при замене возможна только в чистую охлаждающую систему.

Однако перед этим важно понимать, что именно вы собираетесь заливать. Ведь такой запутанной классификации, как у охлаждающих жидкостей, нет больше нигде. Поэтому настоятельно рекомендуем сначала изучить, какие бывают виды и типы антифризов , и тогда вам станет понятно, что лучше заливать в систему охлаждения двигателя.

Если при замене вы используете концентрат антифриза, то он предварительно перед заливкой должен разбавляться дистиллированной водой в пропорции один к одному. При таком соотношении он способен выдержать мороз до -40 °C. Все пропорции и диаграммы обычно указаны непосредственно на упаковке с охлаждающей жидкостью.

Во избежание образования воздушных пробок в системе, автомобиль должен находиться в строго горизонтальном положении. Далее следуйте в таком порядке:

  1. Отсоедините самый верхний патрубок, подающий антифриз в двигатель (обычно он находится в районе впускного коллектора). Пример смотрите на видео ниже.
  2. Новую охлаждающую жидкость следует заливать через горловину расширительного бачка. Для удобства лучше использовать воронку.
  3. Заливайте антифриз до тех пор, пока он не начнёт вытекать из отсоединённого в первом пункте патрубка.
  4. Вставьте патрубок на место и зажмите его в месте соединения хомутом.
  5. Не стоит заливать антифриз в бачок под завязку. Оптимальным будет уровень между отметками MIN и MAX.

После заливки плотно закройте пробку бачка, заведите машину и прогрейте её до тех пор, пока не сработает вентилятор. Потом подождите когда остынет мотор, и проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. При необходимости антифриз следует долить до нормы, но делать это можно только на холодный двигатель!

На этом самостоятельная замена охлаждающей жидкости завершена.

Видео-инструкция по замене охлаждающей жидкости на автомобиле ВАЗ 2110

Для оптимального функционирования всех элементов автомобиля необходимо следить за состоянием антифриза, который нужно время от времени менять, ведь он имеет свойство срабатываться и требоватьзамены. Чтобы ее осуществить, нужно знать, где находится сливная пробка охлаждающей жидкости. Об этом мы и расскажем в нашей статье.

Тосол

Чтобы как в зимнее, так и в летнее время двигатель автомобиля работал должным образом, необходимо, чтобы система охлаждения постоянно находилась в норме.

Для этого нужно через определенный момент времени, зачастую через два года или сорок-шестьдесят тысяч километров пробега, менять антифриз. Именно за этот период он утрачивает свои характеристики. Примерным сигналом того, что пора менять тосол, может стать изменение его цвета. Это свидетельствует о том, что присадки, имеющиеся в составе, потеряли свои свойства.

Функции охлаждающей жидкости

    защита от перегрева и закипания двигателя;

    защита от замерзания в зимнее время, когда температура воздуха на улице опускается на много отметок ниже нуля;

    защита от коррозий.

Что будет, если не поменять тосол

Несвоевременная замена охлаждающей жидкости чревата значительным сокращением срока эксплуатации автомобиля. Это может проявиться в том, что двигатель перегреется. Если вы не сразу это заметите и будете продолжать движение, он может даже закипеть. А это может потянуть за собой очень дорогостоящий ремонт!

Если в радиаторе будет уже отработанный антифриз, а вам необходимо будет куда-то поехать в зимнее время, когда на улице мороз, вы рискуете не выехать из гаража. А все потому, что, утратившая свои свойства незамерзайка просто замерзнет , так как и основные элементы авто.

Третьей огромной неприятностью, с которой вы можете столкнуться, будет отсутствие защиты от коррозии внутренних запчастей автомобиля. Чтобы исправить это, их нужно будет заменить. А это потребует немалых денег. Поэтому лучше всего сразу позаботиться о своей «ласточке» и следить за исправностью всех ее систем.

Уход за системой охлаждения

Чтобы система охлаждение функционировала в надлежащем режиме, следите за уровнем и качеством антифриза. При необходимости вовремя осуществляйте его замену. Старайтесь использовать одну и ту же марку охлаждающей жидкости . При этом обращайте внимание на рекомендации производителя.


Время от времени откручивайте крышку расширительного бачка. Если вы увидите, что уровень тосола ниже минимального, необходимо его долить. Чтобы заменить антифриз, необходимо сначала слить старую жидкость, а затем залить новую. Для этого необходимо установить емкость для того, чтобы слить туда тосол, под блок цилиндров. Потом следует открутить пробку охлаждающей жидкости. Пробка слива охлаждающей жидкости находится на блоке цилиндров . Также сливная пробка имеется на радиаторе, ее тоже требуется открутить. Когда жидкость стечет, можно заливать новую.

Итак, теперь вы знаете, где находится пробка, и что ее нужно открутить перед тем, как сливать охлаждающую жидкость.

Для эффективной и долговременной работы всех систем автомобиля использующиеся рабочие жидкости необходимо периодически менять. Требования по замене некоторых видов из них не всегда указываются в технической документации к машине, но это не означает, что период их эксплуатации неограничен. В процессе работы любой механической системы образуются микрочастицы металлической стружки, отслоения резины от шлангов и прочий мусор. Поэтому с определенной периодичностью необходимо производить замену всех видов рабочих жидкостей. Не является исключением также жидкость системы охлаждения двигателя – антифриз. Кроме поддержания температурного режима силового агрегата на требуемом уровне данный вид жидкости участвует в прогреве радиатора системы отопления салона, а во время циркуляции в системе за счет наличия специальных присадок участвует также в смазке деталей помпы системы охлаждения и препятствует появлению ржавчины в каналах охлаждения блока цилиндров.

В процессе эксплуатации жидкость постепенно теряет свои свойства и примерно один раз в три года эксплуатации требуется ее замена.

Как сливается антифриз

Перед заливом новой жидкости системы охлаждения первоначально необходимо удалить из системы старую, для чего потребуется разобраться, как слить антифриз на вашей модели автомобиля.

Полезный совет

Работы по сливу охлаждающей жидкости необходимо проводить на машине, установленной на горизонтальной поверхности. Правильное положение автомобиля обеспечит более быстрое удаление старой жидкости и снизит количество ее остатков в трубопроводах и каналах системы охлаждения.

На большинстве моделей для слива рабочей жидкости в контуре системы охлаждения предусмотрена сливная пробка. Обычно она располагается в одной из нижних точек системы, возле одного из нижних углов радиатора.

На некоторых моделях автомобилей сливная пробка не предусмотрена. В этом случае для слива старой жидкости потребуется отсоединение одного из нижних патрубков системы охлаждения, подсоединенных к радиатору.

Начинать слив антифриза на горячем моторе нельзя. В процессе нагрева жидкости внутри системы поднимается давление, и вследствие наличия высокого давления жидкость в системе не закипает. В момент открытия системы в атмосферу, что произойдет при снятии шланга либо открытии сливной пробки, давление в системе падает до атмосферного, что может спровоцировать образование струи пара.

После остывания двигателя можно приступать к сливу жидкости. Откручиваем крышку на расширительном бачке системы охлаждения, открываем сливную пробку либо отсоединяем нижний патрубок и ждем пока прекратится вытекание антифриза.

Но так как часть объемов системы охлаждения может располагаться ниже сливного отверстия (например, радиатор отопителя салона), без дополнительных действий удалить жидкость, находящуюся в этих участках системы охлаждения, невозможно.

Метод, как слить антифриз из указанных частей системы охлаждения, указан ниже.

Как слить антифриз полностью

Чтобы разобраться, как слить антифриз с блока без остатка, необходимо понять, что в любой гидросистеме есть участки, самостоятельное вытекание жидкости из которых невозможно по ряду причин. Это может быть вызвано сложной системой каналов охлаждения и их углом наклона относительно поверхности земли, в результате чего без наличия дополнительного давления антифриз сам не уйдет. Также возможно наличие участков системы, которые находятся ниже точки слива, из которых при отсутствии давления в системе жидкость не уйдет в принципе. Поэтому для максимально полного удаления старого антифриза из системы охлаждения необходимо создать давление, вытесняющее застоявшуюся в каналах жидкость.

Для полного слива старого антифриза из системы охлаждения необходимо завинтить крышку расширительного бачка, включить на максимум систему обогрева салона и запустить двигатель не более чем на две минуты. Ни в коем случае не допускать длительной работы двигателя без жидкости в системе охлаждения. Вследствие перегрева произойдет деформация блока цилиндров, двигатель заклинит и в результате полученных повреждений восстановительному ремонту он скорее всего подлежать не будет.

Если по прошествии двух минут продолжается вытекание жидкости из системы охлаждения, необходимо заглушить мотор, дать ему остыть не менее чем 15 минут, после чего повторить пуск двигателя.

После прекращения вытекания антифриза необходимо закрыть сливную пробку либо зафиксировать патрубок на радиаторе, а затем приступить к заливу новой жидкости.

После заполнения расширительного бачка до максимальной отметки завинтить крышку бачка и запустить двигатель. В процессе работы помпы антифриз будет распределен по объемам системы охлаждения и его уровень в расширительном бачке снизится.

На заметку

Уровень охлаждающей жидкости необходимо проконтролировать еще раз через несколько дней эксплуатации автомобиля, так как на неподвижно стоящей машине заполнение всех трубопроводов системы охлаждения может быть неполным, а после их заполнения уровень жидкости снизится.

Как только уровень антифриза упадет до минимальной отметки, необходимо остановить двигатель и долить в расширительный бачок раствор антифриза до достижения максимального уровня, после чего снова запустить двигатель. Процесс долива необходимо повторить несколько раз, до тех пор, пока после пуска двигателя уровень антифриза в бачке не перестанет понижаться. Обратите внимание, чтобы во время пробных пусков двигателя была включена система отопления салона, иначе не произойдет заполнения радиатора печки и при ее запуске впоследствии произойдет значительное падение уровня охлаждающей жидкости в системе.

Как видно, в процессе того, как слить антифриз, нет ничего трудного. Главное - не спешить, и эта несложная процедура не доставит вам никаких неприятностей.

В виду того, что в процессе долгой эксплуатации (либо длительного пробега) автомобиля, содержащаяся в нем охлаждающая жидкость (антифриз, тосол) утрачивает свои рабочие характеристики, происходит нарастание накипи в системе охлаждения и возникает необходимость замены воды. О том, как слить охлаждающую жидкость и залить в систему новую, и пойдет речь далее. Ведь, если не слить жидкость во время, может возникнуть коррозия лопаток помпы двигателя, перегрев и прочее, вплоть до более серьезных поломок.

Методы замены охлаждающей жидкости

  • Для слива охлаждающей жидкости вам понадобится:
    • ключ «на 13»;
    • емкость (подойдет любой таз) под сливаемую жидкость;
    • сама охлаждающая жидкость.
  • С учетом того, до какой степени загрязнена система применяют два метода по замене охлаждающей жидкости:
    • замена без промывки;
    • замена с промыванием контуров.
  • Для замены с промыванием системы необходимо подготовить помимо вышесказанного еще и садовый шланг. Внизу радиатора расположите сливной патрубок. Если его у вас не оказалось, тогда самостоятельно отсоедините нижний шланг.
  • Учтите: при любом способе слива ОЖ, вначале двигатель должен полностью остыть. После этого можно открывать патрубок расширительного бачка. Это необходимо сделать из-за того, что давление в системе более высокое, чем в окружающей среде (это и служит причиной повышения температуры кипения жидкости), и, если пренебречь данным, то можно принять душ из кипятка, который ударит прямо в лицо.
  • Теперь приступайте к скручиванию крышки бачка охлаждающей системы и стравливайте избыточное давление. После выравнивания давления, можно до конца открутить крышку.
  • Снимите нижний шланг радиатора, или, если есть кран сливного патрубка, откройте его и позвольте жидкости стечь в емкость.
  • После слива жидкости, поместите шланг в расширительный патрубок и включите под напором воду. Это следует продолжать до тех пор, пока из выходного патрубка не начнет стекать чистая вода. Потом закройте патрубок, заполните систему чистой водой, закрутите крышку расширительного бачка и заведите двигатель.
  • Проделанная операция позволит промыть малый контур в охлаждающей системе: термостат сработает и в малом круге начнется циркуляция чистой воды.
  • Подождав, пока заработает вентилятор, выключите двигатель, а потом снова дайте ему остыть. Опять слейте грязную воду (о том, как слить охлаждающую жидкость, написано выше). Еще раз промойте систему, используя шланг, закройте сливное отверстие, открутите пробки выхода воздуха и начинайте заливать (не спеша) новую охлаждающую жидкость.
  • Когда вы заметите, что вода начала вытекать из отверстий для выхода воздуха, закрутите их пробками, вытрите пролитую жидкость и продолжайте заливать воду до рабочего уровня, отмеченного в расширительном бачке.
  • При заливании ОЖ нужно на всю мощность включить печку (не путайте с обдувом) для того, чтобы уровень жидкость при включении отопителя не падал.
  • Закрутите крышку расширительного бачка и прогрейте двигатель, чтобы вентилятор начал работать. Заглушите двигатель, проверьте уровень жидкости и, если таковое необходимо, подлейте ОЖ до нужного уровня.

Для удобства слива антифриза или охлаждающей жидкости с автомобиля он должен быть установлен на технической яме, эстакаде или подъемнике. Должны быть инструменты, ветошь и чистая емкость для жидкости соответствующего размера.

В современных автомобилях нет сезонной охлаждающей жидкости она всесезонная - тосол или . На более старых автомобилях применялись специальные краники для слива охлаждающей жидкости, на новых моделях автомобилей они отсутствуют. Но места слива есть на любом автомобиле. Как правило, на месте краников теперь технологические пробки и нижний патрубок от радиатора подведён к водяному насосу.

Меры безопасности при работе с автомобильными охлаждающими жидкостями

Предупреждение: опасайтесь попадания охлаждающей жидкости на открытые части тела, глаза. Запрещается ее пить, так как они сделаны на основе этиленгликоля, который является сильнейшим ядом. Дело в том, что он сладковатого вкуса, поэтому храните техническую жидкость в недоступном для детей месте. При следите затем, что бы она не попадала на почву.

Меняем антифриз самостоятельно. Сливаем старый антифриз

Если на автомобиле есть краники для слива охлаждающей жидкости, то подставляется емкость под сливное отверстие радиатора и сливное отверстие блока двигателя, открываем краники и после снимаем паровоздушный клапан с расширительного бачка .

Если нет сливного отверстия на радиаторе, то снимаем нижний патрубок с радиатора - здесь нужно быть внимательным, так как жидкость потечет как из радиатора, так и из водяного насоса. Обязательно после снимаем расширительный клапан - это пробка на расширительном бачке водяной системы автомобиля. В современных автомобилях на некоторых моделях вся охлаждающая жидкость не сольется, требуется для полного слива жидкости рассоединить водяной патрубок кондиционера и радиатора печки салона.

Меняем антифриз самостоятельно. Заливаем новый антифриз

Если жидкость сливалась для проведения какого-то ремонта, то после завершения манипуляций жидкость снова заливается в автомобиль, но исключите попадание в жидкость грязи. Жидкость отстаивается или фильтруется. Нужно иметь дополнительный объём жидкости той же торговой марки для долива, так как какая-то часть при сливе может пролиться.

Если жидкость сливалась для замены, то нужно иметь новую такую же жидкость в требуемом количестве на данный автомобиль.

После залива жидкости может возникнуть воздушная пробка. Необходимо удалить воздух из системы охлаждения автомобиля. Воздушная пробка удаляется путем прокачки системы охлаждения. На некоторых автомобилях есть специальные технологические отверстия и для прокачки системы. Где нет специальных технологических отверстий, прокачка производится путем пролива системы. То есть, внизу сливается жидкость, а сверху доливается охлаждающая жидкость до полного удаления из системы воздуха.

Если двигатель не перегревается, хорошо работает печка салона, кондиционер, термостат, то жидкость циркулирует по системе хорошо.

Помните, что антифриз или тосол не заливается в систему полностью, так как при нагреве жидкость расширяется и может повредить бачок. Поэтому на расширительном бачке автомобиля есть метки, выше которых наливать охлаждающую жидкость нельзя.