Требования к методическому пособию, методической разработке, методическим рекомендациям. Примерные требования к учебно-методическому пособию Стандарт подготовки учебного пособия к изданию

Учебно-программная литература

Учебная программа - учебно-программное издание, определяющее содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины. Регламентирует как деятельность педагога, так и учебную работу студентов. В учебной программе раскрываются цели и задачи дисциплины, ее связь с другими предметами, содержание тем, указывается время, отводимое на изучение основных частей курса, определяются области и характер знаний, умений и навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины, перечисляются виды учебных занятий в зависимости от формы обучения, обозначается круг литературных источников, необходимых для наиболее полного овладения дисциплиной. Объем - 1,0 п. л. (16 стр.) и более.

Обучающие издания

Учебник - учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (или ее части, раздела), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебник является основной учебной книгой по дисциплине. В нем должны быть отражены базовые знания, определенные дидактическими единицами Государственного образовательного стандарта, которые устанавливают основные направления и аспекты рассмотрения предмета, а также последовательность расположения материала. Содержание учебника должно включать характеристику методов получения и использования знаний в конкретной области, методологические основания базовых законов и закономерностей функционирования и развития отраженной в нем области знания или сферы деятельности, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития этой науки. Объем - не менее 5 п.л.

Учебное пособие - учебно-теоретическое издание, частично заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Обычно выпускается в дополнение к учебнику, может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов учебной программы. В содержание учебного пособия включается новый более актуальный материал, чем в учебник, так как пособие создается более оперативно, тем не менее материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике. В отличие от учебника, может включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения. Пособия могут быть адресованы как обучающимся, так и обучающим. Объем - не менее 5 п.л.

Курс лекций - тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или курсу в целом. Служит дополнением к учебнику. В курсе лекций ярко проявляются авторские начала текста. В таких материалах текст персонифицирован и отражает особенности языка и стиля преподавателя данного учебного курса. Оригинальность авторского текста не должна затруднять восприятие основного содержания учебного материала, причем лекции должны соответствовать учебной программе. Автор раскрывает конкретные проблемы, ставит спорные вопросы, аргументирует собственную позицию, что имеет серьезный обучающий эффект. Объем - не менее 6 п.л.

Конспект лекции - сокращенный текст одной лекции. Обычно снабжается методическими материалами, помогающими студентам в расширении сведений по теме, заявленной в конспекте. Объем - не менее 1.п.

Программно-методическая литература

Практикум - учебное издание, нацеленное формирование и закрепление умений, практических навыков, обучение способам и методам использования теоретических знаний в конкретных условиях. Практикум направлен на овладение формами и методами познания, которые используются в соответствующей отрасли науки. В них содержатся задания и упражнения практического характера, способствующие усвоению теоретического курса. Лабораторный практикум может содержать теоретическую часть (например, описание физики изучаемых явлений). Объем - не менее 6 п.л.

Хрестоматия - сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника, в ее состав могут входить документы, литературные произведения и фрагменты из них. Важное место в хрестоматии занимают методические указания, в которых разъясняются особенности включенного текста, раскрывается его связь с учебным материалом. Каждый текст, включенный в хрестоматию, должен сопровождаться библиографическим описанием издания, из которого он взят. Объем - не менее 6 п.л.

Сборник задач (упражнений) - учебно-практическое издание, содержащее задачи (упражнения) и ответы к ним в объеме определенного курса (или его раздела). Может содержать также решения задач (упражнений), методические рекомендации по ним или подсказки. Объем - не менее 6 п.л.

Сборник иностранных текстов - учебно-практическое издание, содержащее адаптированные составителем тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса. Объем - не менее 6 п.л.

Учебно-методическая литература

Учебно-методическое пособие - учебно-методическое издание, которое содержит как теоретические сведения по учебной дисциплине (или ее разделу), так и материалы по методике ее самостоятельного изучения и практического освоения. Объем - не менее 5 п.л.

Методическая разработка - издание, сходное по структуре с учебно-методическим пособием, но более узкое по теме и меньшее по объему. Объем - не менее 1 п.л.

Методические рекомендации - учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения либо практического освоения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний. В методические рекомендации могут быть включены требования к содержанию, оформлению и защите курсовых и дипломных работ. Указания содержат общую характеристику дисциплины (цели, задачи ее изучения, комплекс предметов, на которые она опирается), а также форм и методов и видов самостоятельной работы студентов (изучение литературных источников, конспектов лекций, подготовка к практическим занятиям, семинарам, составление докладов выступлений и др.). Объем - не менее 1 п.л.

Учебно-методический комплекс . Наименование жанра имеет двойное толкование: 1) комплекс учебных книг (учебник+хрестоматия, пособие+сбор­ник упражнений и т.п.); 2) программно-методическое издание, включающее программу и методические материалы по курсу (списки литературы, планы семинарских занятий, контрольно-измерительные материалы). Объем - не менее 3 п.л.

Научная литература

Тезисы докладов (сообщений) научных конференций, съездов, симпозиумов - подвид непериодического научного издания, содержащего материалы предварительного характера: аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений. Обычно выпускают перед научной конференцией, съездом и т.д. для того, чтобы участники могли заранее познакомиться с содержанием выступлений и выбрать из них наиболее интересные для себя, что немаловажно, учитывая параллельную работу секций. Объем для одного автора - не более 4 стр.

Материалы конференции (съезда, симпозиума) - непериодический сборник, содержащий полные тексты докладов, сообщений, выступлений участников, результаты дискуссий, рекомендации, решения, принятые на конференции, постановления, резолюции. Объем не ограничен.

Сборник научных трудов - научное издание, содержащее статьи с результатами исследований по научным и научно-техническим направлениям деятельности университета. К периодически выходящим сборникам относятся Ученые записки, и Вестники. Объем Вестника - не более 10 п.л.

Монография - научное книжное издание, которое полно и всесторонне исследует тему или проблему и подводит итог их разработки в науке многими учеными и специалистами. У монографии может быть один или несколько авторов (коллективная монография). Объем - не менее 7 п.л.

Автореферат диссертации - информационное бесплатное издание небольшого объема, в котором автор диссертации излагает основные положения своего исследовательского труда, представленного к защите на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Объем, оформление и структура автореферата определяются в России инструкциями ВАК. Ограниченный тираж рассылается по списку специалистам и научным учреждениям незадолго до защиты. Объем - автореферата кандидатской диссертации не менее 1-1,5 п.л.; докторской - 2-2,5 п.л.

Справочная литература

Словарь - справочное издание в форме упорядоченного перечня заглавных слов - названий объектов справки - и относящихся к ним справочных сведений. Объем - не менее 4 п. л.

Словарь-справочник - словарь, статьи которого содержат не только определение понятий, но и справочные сведения, рассчитанные, в отличие от словаря, на справки практического, а не энциклопедического характера. Объем - не менее 4 п,л,

Учебный справочник - учебно-справочное издание, содержащее справочные сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренные учебной программой. Включает комплекс сведений, имеющих прикладной, практический характер. Объем - не менее 4 п. л.

Памятка - справочное издание, содержащее сведения по систематизации определенной области знаний. Включает материалы, имеющие практический характер. Объем - не менее 1 п.л.

Любой из нас учится или учился в университете, причем имеет колоссальный багаж знаний, а вот на вопросе, что такое учебно-методическое пособие, «сдувается» каждый второй. Нет, конечно, все мы понимаем, что речь идет об учебнике, справочнике, литературе, которая помогает учиться; но вот что это такое конкретно, знают лишь единицы. Что же, попробуем разобраться вместе.

Что такое учебно-методическое пособие и его особенности

Итак, учебно-методическое пособие — это официальное печатное издание, содержание которого полностью соответствует учебной программе по той или иной специальности в вузе.

Если говорить простым и доступным языком, то это самая обыкновенная методичка , которая из курса в курс передается студентам во временное пользование.

Это небольшой справочник, подсказка или даже конспект, который чаще всего затрагивает лишь одну тему, но зато в подробностях.

По методичкам не только выполняют практические и лабораторные работы в аудитории, но и правильно оформляют отчеты, согласно всем предъявляемым Министерством Образования требованиям.

Так что можно смело сказать, что учебно-методическое пособие – это незаменимый помощник на лекционных и практических занятиях в университете.

Раз уж я так сильно восторгаюсь этим печатным изданием, самое время поговорить о его весомых преимуществах, на фоне остальной литературы, которая в открытом доступе имеется в каждой студенческой библиотеке или читательском зале.

Преимущества учебно-методического пособия

1. Данное издание предлагает краткую тезисную информацию по заданной теме, которая гораздо проще переваривается сознанием и запоминается.

2. Методичка – это своего рода инструкция или шпаргалка, как выполнять задания на практике, и на какие аспекты своей работы обязательно обращать внимание.

3. Методичка помогает с оформлением и презентацией работы, а, как известно, за это также добавляется дополнительный балл к итоговой оценке.

4. Количество страниц методички не превышает 30 – 50, а это означает, что носить такую книжку в рюкзаке или сумке совсем нетяжело.

5. Методичкой при желании и навыках можно воспользоваться на экзамене в качестве реальной подсказки по теме. Когда своих шпаргалок нет, а в голове сквозняк – это идеальное решение, так что лучше методичку не забывать на ответственный экзамен.

Однако данное учебно-методическое пособие имеет свои существенные недостатки, о которых также требуется знать заблаговременно, чтобы не остаться «с носом»:

1. Методички пользуются повышенным спросом у студентов , поэтому выбить в библиотеке на абонемент лишний экземпляр порой просто не предоставляется возможности. Приходится просить у соседа по парте, либо копировать на ксероксе за своей счет, естественно.

2. Методички имеют невидимые «ноги» . Да-да, это то печатное издание, которое может посредине пары исчезнуть в неизвестном направлении и уже не вернуться.

Опять-таки повышенный спрос сказывается, так что лучше всего держать ухо востро, а собственную методичку в поле зрения, иначе проблем со строгим библиотекарем в будущем просто не избежать.

3. Методички имеют субъективное мнение на ту или иную тему , а объясняется это просто – они создаются под редакцией одного из педагогов кафедры.

Личная неприязнь и извечная конкуренция преподавателей, и твой ответ по методичке является не просто ошибочным, а «самым настоящим издевательством» над наукой (по себе помню).

Но в целом, не стоит обращать внимание на такие мелочи, ведь учебно-методическое пособие, как не крути, несет просвещенность в массы, а это для узкомыслящих студентов грандиозное преимущество.

Так что запасайтесь методичками и в бой за новыми знаниями. Главное, чтобы от вашей рассеянности, гвардия не разбежалась.

Потеря методички

Никого не хочу пугать, но предупредить просто обязана, что потеря методички – это не просто неприятность, это трагедия вселенского масштаба для библиотекарей.

Сначала они начинают вздыхать и охать от услышанного признания, потом передают эту информацию из смены в смену, затем придумывают наказание студенту рассеянному и, наконец, запоминают его фамилию и ставят «на карандаш».

Поверьте, в момент, когда вы потеряли учебно-методическое пособие, нажили врагов в лице всего обслуживающего персонала библиотеки, включая уборщицу. Выхода из ситуации два:

1. Отксерить такую же методичку и предоставить в библиотеку;

2. Купить новую книгу в библиотеку по своему принудительному желанию.

После этого конфликт исчерпан, но библиотекарь еще долго будет вас подкалывать при каждом посещении библиотеки и, тем более, взятии книжки на руки.

Откуда берутся методички?

Вопрос, конечно, глуповат, но в данной теме весьма актуален. Итак, кто издает такие инструкции?

Ответ очевиден: открой первую страницу и прочитай имя автора. Как правило, авторами являются преподаватели своей же кафедры, которые и рекомендуют приобретение конкретной методички. Ну, от скромности наши педагоги никогда не умрут, зато методичек настрочили порядком.

Самое смешное, что каждый автор хвалит только собственное творение, а на методички своих условных конкурентов и вовсе не советует обращать внимание. Но, хочешь – не хочешь, а мы все учились по методичкам и продолжаем это делать в современном студенчестве.

Вот тут мы подобрались ко второму главному вопросу, который стоит на повестке дня и особенно волнует многих аспирантов и преподавателей, которые еще не имели дела с написанием таких печатных изданий.

Как правильно написать и составить методичку?

Чтобы не писать ничего лишнего, перейдем сразу к теме, а процесс написания методички также распишем по плану, для большего удобства, так сказать.

1. Необходимо определиться с темой, которой будет посвящено запланированное печатное издание. Начинать можно с легкой информации, ну а в последующих методичках затрагивать уже более глобальные научные вопросы.

2. Изучать информацию по теме желательно не из интернета, который многие считают «помойной ямой». Не стоит рисковать, ведь в сети можно взять за основу недостоверный источник, причем по большой случайности. Обращать внимание лучше на проверенных авторов, реальные книги и фактически первоисточники, которых в библиотеке предостаточно.

3. Чтобы выученная теория не казалась бессмысленной, нужно мысленно перевести ее на свои практические знания, чтобы в итоге иметь четкое представление, о чем в дальнейшем будете писать учебно-методическое пособие.

4. Начинать свою работу желательно с предварительного плана, который может состоять из коротких предложений или емких тезисов. Это очень важно, иначе можно упустить какую-то важную информацию изучаемой темы.

5. Методичка – это шпаргалка, поэтому она должна подробно отвечать на перечень главных вопросов. Именно поэтому желательно заранее продумать их содержание, и ни один не упустить из виду.

6. Методичка по своему содержанию не должна быть сложной, а весь представленный материал должен быть описан емко, но простым и легко читаемым языком, чтобы студент не потерял интерес и не забросил ее уже после скучного прочтения первого абзаца.

7. Вся используемая литература должна быть засвидетельствована после содержания, а ее оформление также соответствует определенным нормам и правилам, которые важно соблюдать.

8. Изучить все правила оформления работы и преступить к дальнейшему написанию своего первого учебно-методического пособия.

9. Готовую работу проверить, воспользовавшись услугами корректора (если вы, конечно, не филолог).

10. Сдать на проверку, а потом в публикацию.

Если вы решили написать свое учебно-методическое пособие, то обязательно должны помнить элементарные правила, которые поднимут рейтинг вашего труда, а не оставят его долгие годы пылиться на полке в библиотеке без надобности.

Правило первое . Очень важно изучить учебную программу, чтобы методичка соответствовала теме, а не оказалась бесполезной либо неактуальной.

Правило второе . Структура должна не только соответствовать одной тематике и не вилять, но и содержать актуальную информацию, последние сведения и новые открытия, познания. В общем, учебно-методическое пособие не должно попадать в категорию «морально-устаревшая литература».

Правило третье . Подобранный для написания материал обязательно должен быть структурированный, доступный, логичный, закономерный и понятный для студентов. Желательно использовать короткие фразы и небольшие абзацы, нумерованные и маркированные списки, тезисы, различные графические выделения, а по необходимости таблицы и графики.

Правило четвертое . Список литературы должен быть ёмким и подробным, а составлен в соответствии требованиям.

Правило пятое . Сложная терминология не приветствуется, а, если без ее участия не обойтись, то желательно объяснить подробно значение того или иного слова, фразы, выражения.

В противном случае ваше учебно-методическое пособие вряд ли окажет содействие в учебе доброй половине студентов.

Вывод : Вам нужна методичка? Выбирайте самую потрепанную – она явно популярная и востребованная в массах! Вы решили написать свое учебно-методическое пособие, тогда излагайте свои мысли просто, доступно, лаконично.

Только тогда такое увлекательное издание студенты обязательно возьмут на заметку.

Теперь ты знаешь о том, что такое учебно-методическое пособие .

Чебоксары 2013

Составитель:

Начальник отдела документационного обеспечения управления и методической работы БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии

1. Введение

2. Структура методического пособия………………………………

3. Оформление методического пособия …………………………..

2.2.10. Текст методического пособия разделяется на разделы, подразделы и пункты.

Разделы, подразделы и пункты следует нумеровать арабскими цифрами. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста методического пособия, за исключением приложений.

Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела, пункта, разделенных точкой.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела пункта и порядковый номер подпункта, разделенных точкой.

После номера раздела, подраздела, пункта, подпункта в тексте документа точка не ставится.

Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, он также нумеруется.

Каждый пункт или подпункт печатается с абзаца.

2.2.11. Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки печатаются прописными буквами без точки в конце. Заголовки располагаются по центру текста.

Переносы слов в заголовках не допускаются.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

3.1. Библиографическая ссылка является частью справочного аппарата и служит источником библиографической информации о документах. Она содержит библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе, необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики. Объектами составления библиографической ссылки являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителях, также составные части документов.

3.2. По месту расположения в документе выделяются следующие виды библиографических ссылок:

3.2.1. Внутритекстовые, помещенные в тексте документа.

3.2.2. Подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску).

3.2.3. Затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску).

3.3. При повторе ссылок на один и тот же объект различают следующие виды библиографических ссылок:

3.3.1. Первичные, в которых библиографические сведения приводятся впервые в данном документе.

3.3.2. Повторные, в которых ранее указанные библиографические сведения повторяются в сокращенной форме.

3.3. Правила представления элементов библиографического описания, применение предписанных знаков препинания, независимо от назначения ссылки, осуществляются в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 СИБИД Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления и ГОСТ 7.82-2001 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

3.4. Внутритекстовая библиографическая ссылка содержит сведения об объекте ссылки, не включенные в текст документа. Внутритекстовую библиогрфическую ссылку заключает в круглые скобки, например,

(Методические рекомендации по фондированию документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации. М. ВНИИДАД, 2006. С. 12 – 20).

3.5. Подстрочная библиографическая ссылка оформляется как примечание, вынесенное из текста документа в низ полосы, например:

, Рысков документы в управлении. М., 2008.

При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяют единообразный порядок для всего документа – сквозную нумерацию по всему тексту, в пределах каждой главы, раздела, части и т. п., или для данной страницы документа.

Совокупность затекстовых библиографических ссылок оформляется как перечень библиографических записей, помещенный после текста документа или его составной части. Совокупность затекстовых библиографических ссылок не является библиографическим списком или указателем, как правило, помещаемым после текста документа и имеющими самостоятельное значение в качестве библиографического пособия. При нумерации затекстовых библиографических ссылок используется сплошная нумерация для всего текста документа в целом или для отдельных глав, разделов, частей и т. п..

Для связи с текстом документа порядковый номер библиографической записи в затекстовой ссылке указывают в знаке выноски, который набирают на верхнюю линию шрифта, или в отсылке, которую приводят в квадратных скобках в строку с текстом документа.

3.7. При составлении библиографического описания следует соблюдать нормы современной орфографии . Первое слово каждого элемента описания начинается с прописной буквы. Употребление прописных букв в других случаях осуществляется в соответствии с нормами русского литературного языка. Названия научных произведений, книг, сборников, газет, журналов, издательств в кавычки не заключаются. Сокращения отдельных слов и словосочетаний проводятся в соответствии с действующими правилами.

3.8. Оформление отдельных элементов библиографической ссылки.

Однозначные качественные числительные, если при них нет единиц измерения , пишутся словами, например:

десять единиц хранения и т. п.

Порядковые числительные, входящие в состав слова, пишутся цифрами, например:

30 – летний период и т. п.

Условные графические сокращения пишутся с точками на месте сокращения, например:

т. е., т. п., пр., др.

Текст цитаты заключается в кавычки и начинается с прописной буквы. Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек ставится многоточие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методическое пособие раскрывает единые требования к оформлению методических пособий, соблюдение которых позволяет составителям подготовить качественные документы.

Приложение

Министерство культуры, по делам национальностей и

архивного дела Чувашской Республики

Бюджетное учреждение Чувашской Республики

«Государственный архив современной истории Чувашской Республики»

ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

Чебоксары 2013

Составитель:

Ведущий методист отдела документационного обеспечения управления и методической работы БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии

Оформление методических пособий

Методические рекомендации «Оформление методических пособий (рекомендаций, пособий, разработок и др.)» предназначены для сотрудников и специалистов государственных и муниципальных архивов, занимающихся составлением методических пособий в целях определения единых требований к оформлению методических пособий. В Методических рекомендациях описаны требования к оформлению разных частей методического пособия.

Приложение

1. Общие положения…………………………………………………………………

2. Документация организаций……………………………………………………….

3. Правила подготовки и оформления документов……………………………………

4. Документирование управленческой деятельности……………………………..

5. Бланки документов………………………………………………………………

6. Оформление реквизитов документов………………………………………………….

7. Особенности подготовки и оформления отдельных видов служебных

документов. Составление и оформление личных документов…………………………

8. Изготовление документов с помощью компьютерной техники . Тиражирование документов……………………………………………………………………………………

9. Регистрация и учет документов, построение поисковых систем……………………

10 Регистрация документов……………………………………………………………….

11. Построение поисковых систем…………………………………………………………

12. Организация документооборота………………………………………………………..

13. Регистрация и учет поступающих документов……………………………………

14. Порядок прохождения и исполнения документов……………………………………

15. Регистрация и учет отправляемых документов………………………………………

16. Регистрация и организация движения внутренних документов……………………

17. Учет объема документооборота……………………………………………………

18. Работа с обращениями граждан……………………………………………………

19. Контроль исполнения документов…………………………………………………

Электронные ресурсы:

3. http:// rudocs. /docs/index-59225.html / Методические указания «Правила оформления методических разработок преподавателей» /ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» - г. Ростов-на-Дону. 2011.

Методическое пособие

Методическое пособие - разновидность учебно-методического издания, включающего в себя обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание, отличительные особенности методики обучения по какому-либо учебному курсу в целом, либо значительному разделу(ам) курса, либо по направлению учебно-воспитательной работы. Помимо теоретического материала может содержать планы и конспекты уроков, а также дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков и т.п. Характеризуется ярко выраженной практической направленностью, доступностью, предназначается в помощь учителю в его повседневной работе.

Методическое пособие – это издание, предназначенное в помощь педагогам для практического применения на практике, в котором основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры и рекомендации.

Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально.

Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам образовательного учреждения в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Требования к методическим пособиям

Информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз).

Ясность и четкость изложения (популярность).

Ясность структуры.

Наличие оригинальных способов организации соответственной деятельности.

Наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания.

Наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями, или материалами экспериментальной апробации.

Структура методического пособия включает:

Введение или пояснительная записка – до 15 % текста, где раскрывается история вопроса, анализируется состояние науки по данной проблеме, наличие или отсутствие сходных методик, технологий, обосновывающих необходимость данного пособия. Описываются особенности построения пособия, цель, кому адресовано.

Основная часть – до 75 % текста, в основной части пособия в зависимости от назначения и целей могут быть различные разделы (главы). Их название, количество, последовательность определяется и логически выстраивается в зависимости от замысла автора.

Например:

Глава 1 - излагается изучаемый теоретический материал;

Глава 2 - описываются основные методики, технологии, используемые или рекомендуемые для успешного решения вопроса;

Глава 3 - перечень и описание практических работ с рекомендацией по их выполнению;

Глава 4 - контрольные задания для проверки усвоения материала.

В теоретической части излагается в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе образования детей, обладающей своими специфическими чертами.

В практической части систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в образовательном учреждении.

В дидактической части сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Заключение – до 10% текста, излагаются краткие, четкие выводы и результаты, логически вытекающие из содержания методического пособия, в каком направлении предполагается работать дальше.

Литература – список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.

Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуе­мого вида деятельности с использованием данного методического пособия, но не вошедших в основной текст. В числе приложений могут быть различные необходимые нормативные документы, в том числе образовательного учреждения, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Приложения располагаются в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет свое название. В правом верхнем углу страницы пишут слово «Приложение» и ставят его номер (например «Приложение 1»). Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (методические рекомендации заканчиваются 16 страницей, приложение начинается с 17).

Методическое пособие должно содержать все составные части, которые входят в издание, при этом помимо основного текста рукопись должна включать обложку, титульный лист и оборот титульного листа.

На обложке по центру располагается заглавие работы, И.О.Ф. автора помещается выше заглавия. Вам следует помнить, что сначала пишутся инициалы, а затем фамилия. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Рисунки и фотографии на обложке должны соответствовать содержанию рукописи.

На титульном листе прописывается заглавие, выше заглавия И.О.Ф. автора. Вверху по центру пишется название организации, от имени которой выпускается издание, с названием вышестоящей организации. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Оборот титульного листа содержит фамилию, имя, отчество автора, должность, место работы, квалификационную категорию или ученую степень, а также аннотацию к работе. Аннотация содержит следующие лаконичные сведения:

Указывается, чему посвящено данное пособие;

Предназначение данного методического пособия, т.е. какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа;

возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (где может быть использовано настоящее пособие).

Технические требования к оформлению методического пособия

Текстовая часть рукописи должна быть обязательно набрана на компьютере (А4: 210Х297), формат А 4. Интервал между строками – 1или 1,5. Для набора текста, формул и таблиц необходимо использовать редактор Microsoft Word для Windows. Шрифт - Times New Roman, кегль 14. Если необходимо в тексте выделить слово или предложение, выделяем жирным или курсивом, но обязательно 14 шрифтом. Подчеркивания не допускается. Абзацы начинаются с красной строки. Красная строка – 1.27. В тексте не допускаются переносы, выравнивание по ширине. Переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются. Подчеркивание их не допускается, точка в конце заголовка не ставится. Тексты структурных элементов - разделов - следует начинать с нового абзаца. Необходимо помнить о важности деления (рубрикации) текста с помощью абзацев - отступов в строке при начале новой смысловой части. Номера страниц - арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию. Нумерация проставляется с основного текста.

Поля постоянные:

Верхнее поле – 2 см. Нижнее поле – 2,5 см.

Левое поле – 3 см. Правое поле – 1 см.

Как вполне определившийся в общей типологической системе изданий, тип учебная литература имеет свое четко определенное читательское и целевое назначение. Целевое назначение учебной литературы отражает ту социальную функцию, которую выполняет данный тип изданий. Так, в системе средств обучения основной функцией учебных изданий является обеспечение самостоятельной работы студентов по овладению знаниями и их закреплению. Под учебной литературой понимается учебники, учебные пособия, методические указания.

Учебное пособие - учебное издание, содержащее учебные задания и теоретические сведения для их решения (по всей дисциплине или отдельным разделам) в соответствии с целями учебной дисциплины, включающее разнообразные материалы для поддержки обучающегося, а также материалы для самоконтроля и контроля.

Общий порядок разработки учебного издания

l Определение роли и места данной учебной дисциплины в подготовке специалиста с учетом квалификационной характеристики и учебной программы и конкретизация на этой основе задач обучения и воспитания, решаемых в процессе преподавания курса;

l Определение характера и объема знаний, которые должны быть усвоены студентом при изучении всего курса, его тем и каждого вопроса темы;

l Выявление объема знаний, полученных в результате изучения ранее пройденных дисциплин, и использование результатов этого выявления при определении характера и объема знаний по каждому вопросу темы, по каждой теме и по всему курсу;

l Определение логической и дидактической последовательности передачи учебной информации для приобретения знаний, выработки умений и навыков, воспроизведение и использование предшествующих знаний при изучении каждого вопроса темы, каждой темы и всего курса;

l Разработка структуры учебного пособия, разделение излагаемого программного материала на методически оправданные структурные элементы: разделы, подразделы, параграфы.

В достижении высокого научно-методического уровня изложения материала главным является его доступность, последовательность и системность. При этом существуют два метода, не исключающих друг друга. Согласно первому первоначально излагаются общие понятия и определения той или иной категории, а затем дается их раскрытие; согласно второму - сначала рассматриваются частные проблемы, подводящие студента к общим выводам и определениям.

Основные требования к содержанию учебного пособия

l Преемственность при изложении материала методического пособия в содержании учебных изданий по ранее изученным дисциплинам;

l Тесная связь с содержанием учебных материалов других блоков учебного плана, включая общественные науки;

l Реализация принципов обеспечения внутридисциплинарных связей между учебными изданиями по одной дисциплине;

l Междисциплинарные связи;

l Обеспечение непрерывности отдельных видов подготовки специалистов;

· Использование общего понятийного аппарата, унификация в использовании терминологии в обозначении.

Самым главным элементом любой учебной литературы, в т.ч. учебного пособия, является основной текст. Он представляет дидактически и методически обработанный и систематизированный автором словесный материал, соответствующий учебной программе и по необходимости иллюстрированный. В соответствии с вышесказанным основной текст должен быть сконструирован так, чтобы привить учащемуся умения:

l проводить научный анализ;

l делать выводы и применять научно обоснованные решения в условиях неопределенности;

l видеть перспективы развития соответствующей области науки;

l пользоваться современной научной информацией, перерабатывать и использовать ее при решении практических задач.

Ключевые требования к тексту учебного пособия:

l текст обеспечивает полное раскрытие вопросов программы учебной дисциплины;

l текст доступен для успешного усвоения студентами, способствует мотивации учения, формированию умений и навыков, а также творческих способностей будущих специалистов;

l обеспечивает преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин, а также обеспечивает тесные внутридисциплинарные и межпредметные связи;

l создает необходимые условия для использования аудиовизуальных средств и вычислительной техники;

l учитывает психолого-педагогические факторы обучающихся, их общеобразовательный уровень;

· использует возможности поясняющих и дополнительных текстов.

Различают несколько видов и способов выполнения методического пособия. Определитесь четко, что ставите целью работы: написать учебно-методическое указание, методическое руководство (указание) или руководство к практическим (лабораторным) занятиям.

В зависимости от вида методички выбирается способ выполнения методического пособия.

Примерная структура учебно-методическое указание

по КУРСУ ДИСЦИПЛИНЫ:

1. Введение.

· План семинарских (практических) занятий.

· Темы докладов, рефератов.

4. Список рекомендуемой литературы.

5. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету).

Организационно-методические указания. Эта часть методички состоит из «Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника», предъявляемые Государственным образовательным стандартом НиСПО по преподаваемой дисциплине: цель, задачи дисциплины, студент должен знать, уметь, иметь представления и т.п.

Распределение часов по срокам обучения, видам учебных занятий и темам. Дается учебно-тематический план занятий.

Содержание тем программы и рекомендации к их изучению. Эта основная часть методического пособия и требует обдуманного подхода. В этом разделе идет раскладка тем. Каждая тема включает:

· название;

· содержание темы (рассматриваемые вопросы);

· литературу (обязательная (основная ) и дополнительная);

· цели (учебная, методическая, воспитательная);

· методические рекомендации;

· форму текущего контроля знаний (опрос, дискуссия, тестирование);

· форму контроля знаний СРС (рефераты, доклады, тестирование).

Примерная структура методического пособия

по ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ:

1. Введение.

2. Аппаратура, оборудование, материалы, растворы (реактивы).

3. Методика работы.

4. Анализ, обсуждение результата работы. Выводы.

5. Рекомендуемая литература.

6. Приложения. В Приложении могут входить диаграммы, карты, таблицы, схемы, словари, списки иллюстраций и др. Обычно информация, содержащаяся в «Приложении», является дополнением или пояснением к ряду структурных элементов текста.

Примерная структура методического пособия по УЧЁБНОЙ (ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ) ПРАКТИКЕ:

1. Требования стандарта практики.

2. Принципы и цели практики (иметь представление, знать, уметь, иметь навыки).

3. Содержание практики и структура деятельности студента.

4. Контролирующие материалы практики (дневник, характеристика с места практики, различные документы, подтверждающие прохождение практики, отчетный продукт практики) .

5. Заключение.

6. Приложение. В Приложении могут входить Инструкция по ТБ, должностные обязанности специалиста (функции, обязанности, права, ответственность), образец Титульного листа дневника практики, отчета практики, Структура дневника практики (содержание практики).