Блокировка колес камаз 65115 евро 3. Ведущие мосты и блокировки дифференциалов


К атегория:

Автомобили Камаз Урал

Устройство и работа межосевого дифференциала автомобиля КамАЗ-5320


Межосевой дифференциал смонтирован в картере, который крепится к картеру главной передачи среднего моста. Он состоит из собственно конического дифференциала, механизма блокировки и привода управления блокировкой.

Корпус 5 дифференциала состоит из двух половин (чашек), соединяемых болтами. Передняя чашка имеет хвостовик, который опирается на шариковый подшипник. На шлицованной части хвостовика установлен фланец, связывающий корпус дифференциала карданной передачи с коробкой передач. Между половинами корпуса зажата крестовина, на шипах которой установлены четыре сателлита с опорными шайбами. Сателлиты находятся в зацеплении с шестернями привода среднего и заднего мостов. Поскольку сателлиты действуют на зубья этих шестерен с равными усилиями и размеры их одинаковы, крутящие моменты на шестернях привода заднего и среднего мостов тоже одинаковы, т. е. дифференциал является симметричным.


Рис. 4.24. Межосевой дифференциал автомобиля КамАЗ-5320:
1 -фланец кардана; 2 - крышка подшипника; - картер межосевого дифференциала; 4 - распорное кольцо; 5 - корпус дифференциала; 6 - сателлит; 7 - опорная шайба сателлита; 8 - включатель; 9 - винт крепления вилки; 10 - пробка заливного отверстия; 11 - ползун; 12 - возвратная пружина; 13 – нажимная пружина; 14 - стакан ползуна; 16 - диафрагма; 16 - шланг; 17 - крышка стакана; 18 - крышка корпуса; 19 - корпус механизма блокировки; 20 - вилка; 21 - зубчатая муфта шестерни привода среднего моста; 22 - муфта блокировки межосевого дифференциала; 23 - подпорка сливного отгерстня; 24 - шестерня привода среднего моста; 25, 28 - опорные шайбы; 26 - крестоЕина; 27 - шестерня привода заднего моста; 29 - шариковый подшипник

Шестерня привода заднего моста установлена в расточке корпуса дифференциала, под ее торец поставлена опорная шайба, в корпусе имеется сверление для подвода масла к опорной шайбе и ступице шестерни. Шлицами, выполненными по внутренней поверхности ступицы, шестерня соединяется со шлицованным концом проходного вала привода заднего моста. Шестерня привода среднего моста при помощи шлицев, выполненных на внутренней поверхности ступицы, соединяется с удлиненной ступицей ведущей конической шестерни главной передачи среднего моста. На конце ступицы шестерни на шлицах установлена зубчатая муфта, по наружной части которой может перемещаться муфта блокировки межосевого дифференциала. Эта муфта вилкой соединяется с ползуном, связанным с диафрагменным механизмом управления блокировкой. Корпус механизма блокировки укреплен на картере межосевого дифференциала. Между корпусом и крышкой зажата резиновая диафрагма. Полость за диафрагмой (со стороны крышки) связана шлангом с краном включения блокировки дифференциала; В полости под диафрагмой размещается ползун, соединенный со стаканом, внутри которого установлена нажимная пружина, а снаружи - возвратная пружина.

Рычаг крана переключения блокировки межосевого дифференциала размещен на щитке приборов в кабине автомобиля. На щитке приборов имеется также контрольная лампа блокировки межосевого дифференциала.

В положении, показанном на рис. 4.24, межосевой дифференциал разблокирован. Для блокировки дифференциала рычаг крапа включения, расположенный на щитке приборов, водитель перевод:;т в правое положение. При этом сжатый воздух от крана управления по системе трубопроводов и шлангу поступает в полость между крышкой корпуса и диафрагмой, которая прогибается, перемещает стакан и ползун вперед, преодолевая сопротивление возвратной пружины. С началом движения ползуна замыкаются контакты включателя и на щитке приборов загорается контрольная лампа. Вместе с ползуном перемещается и укрепленная на нем вилка, которая вводит муфту в зацепление с зубчатым венцом на корпусе дифференциала. При крайнем левом положении муфты шестерня привода среднего моста и корпус дифференциала оказываются жестко соединенными, т. е. дифференциал становится заблокированным и шестерни привода мостов принудительно вращаются с одинаковой частотой.

Для разблокировки межосевого дифференциала рычаг крана управления на щитке приборов надо перевести в левое положение. При этом полость за диафрагмой механизма блокировки дифференциала через кран управления и трубопроводы будет связана с атмосферой. Под действием возвратной пружины диафрагма и ползун с вилкой перемещаются вправо (назад), смещая одновременно муфту блокировки так, что она разъединяется с зубчатым венцом корпуса дифференциала.

К атегория: - Автомобили Камаз Урал

Главная передача мостов - двухступенчатая с передаточным числом 5,43; 5,94; 6,53; 7,22, (в зависимости от комплектаций автомобилей) межколесные дифференциалы конические с четырьмя сателлитами .

Задний и промежуточный ведущие мосты - со сварными штампованными балками. Промежуточный мост - проходной.
Полуоси - полностью разгруженного типа.

На некоторых комплектациях автомобилей предусмотрена установка ведущих мостов с механизмом блокировки межколесного дифференциала, установленным в картере заднего и среднего мостов (см. рис. Механизм блокировки межколесного дифференциала)
ПРОВЕРКА УРОВНЯ МАСЛА

Для проверки уровня масла выверните пробку контрольного отверстия на картере моста. Если при этом нет течи масла из контрольного отверстия, долейте масло до его уровня через заливное отверстие (см. рис. Пробки слива масла в картере моста)

Замена масла

Сливайте отработавшее масло, когда оно еще теплое от нагрева при работе. Для этого поднимите заднюю тележку домкратом и установите на подставки, установив перед этим противооткатные клинья под передние колеса Слив масла осуществляйте через сливное отверстие, вывернув пробки контрольного, заливного и сливного отверстий.
Замену масла проводите в строгом соответствии с Химмотологической картой смазки.

После слива масла пробку сливного отверстия установите на место. Затем промойте картеры, для этого залейте 5-6 л маловязкого масла И-12, ИС-12 или дизельного топлива.

Пустите двигатель, включите третью передачу коробки передач и дайте поработать двигателю при частоте вращения коленчатого вала не более 1000 мин-1 в течение 3-4 мин. Затем остановите двигатель и слейте промывочную жидкость.
После промывки картеров залейте до уровня свежее масло. Сапуны мостов промывайте дизельным топливом с последующей продувкой сжатым воздухом.

Регулирование главной передачи включвает в себя регулировку предварительного натяга подшипников ведущего и ведомого конических зубчатых колес в сборе, дифференциала и регулирование бокового зазора и пятна контакта конической пары.

Для обеспечения предварительного натяга в конических подшипниках ведущего конического колеса в сборе при наличии осевого перемещения:
1. Уменьшите толщину пакета регулировочных шайб (см.рис. Ведущее коническое зубчатое колесо) шлифованием или заменой одной или обеих регулировочных шайб шайбами из запасных частей (табл.1 Толщина регулировочных шайб) на величину осевого перемещения плюс 0,04-0,06 мм.

Таблица 1 Толщина регулировочных шайб

Обозначение

Толщина, мм

2. Затяните гайку крепления фланца ведущего конического колеса с моментом 240-360 Н м (24-36 кгс м).

3. Проверьте силу Р проворачивания стакана подшипников, которая должна быть равна 11,4-22,8 Н (1,14-2,28 кгс).

Замеряйте силу проворачивания при непрерывном вращении стакана в одну сторону не менее чем после пяти полных оборотов.

Подшипники при этом должны быть смазаны, а крышка стакана подшипников должна быть сдвинута так, чтобы манжета не оказывала сопротивления вращению зубчатых колес. При Р<11,4 Н (1,14 кгс) или Р>22,8 Н (2,28 кгс) регулирование предварительного натяга повторите.

Для обеспечения предварительного натяга в конических подшипниках ведомого конического зубчатого колеса в сборе при наличии осевого перемещения:

1. Уменьшите толщину пакета регулировочных шайб (см. рис. Ведомое коническое зубчатое колесо) шлифованием или заменой одной или обеих шайб шайбами из комплекта запасных частей (табл. 2 Толщина регулировочных шайб) на величину осевого перемещения плюс 0,03-0,05 мм.

Таблица 2 Толщина регулировочных шайб

Обозначение

Толщина, мм

2. Затяните гайку крепления подшипников ведомого конического колеса с моментом 350-400 Н- м (35-40 кгс. м).

3. Проверьте силу Р проворачивания стакана подшипников, которая должна быть равна 14,3-50 Н (1,43- 5 кгс). Замеряйте силу проворачивания при непрерывном вращении в одну сторону не менее чем после пяти полных оборотов вала. Подшипники при этом должны быть смазаны. При Р<14,3 Н (1,43 кгс) или Р>50 Н (5 кгс) регулирование предварительного натяга повторите.

Отрегулированные по предварительному натягу сборочные единицы ведомого и ведущего зубчатых колес установите в картер редуктора и отрегулируйте подбором регулировочных шайб боковой зазор, который должен быть в пределах 0,20-0,35 мм, и пятно контакта конической пары способами, приведенными в табл. Регулирование зацепления конических зубчатых колес.

Установите дифференциал так, чтобы зубчатый венец ведомого цилиндрического колеса был симметричен относительно зубчатого венца ведущего цилиндрического колеса, и затяните болты крепления крышек подшипников межколесного дифференциала с моментом 100- 120 Н. м (10-12 кгс. м), отрегулируйте подшипники дифференциала регулировочными гайками (см. рис.Регулировка подшипников дифференциала), для этого равномерно с двух сторон затягивайте их до момента, при котором расстояние Е между крышками подшипников увеличится на 0,10- 0,20 мм. Отрегулировав подшипники, затяните окончательно болты крепления крышек подшипников с моментом 250-320 Н. м (25-30 кгс- м) и законтрите их отгибанием стопорных пластин на одну из граней головок болтов.

Соберите главные передачи и мосты. Герметичность всех фланцевых и резьбовых соединений, имеющих выход в масляные полости, обеспечьте герметиком УН-25.

Регулирование механизма блокировки межколесного дифференциала (см. рис. Механизм блокировки межколесного дифференциала) проводите в следующем порядке:

Снимите главную передачу;
- снимите крышку механизма блокировки;
- выньте поршень со стержнем;
- установите муфту блокировки в положение, при котором расстояние от плоскости А зубчатого венца муфты до оси отверстия d= 338+0,215 мм в картере моста составляет 168 мм;
- замерьте размер Б от поверхности пальца вилки до опорной плоскости фланца картера;
- соберите поршень со стержнем в размер Б+7 мм., законтрите гайкой и установите в картер моста, затяжку болтов крепления крышки и диафрагмы проводите равномерно, при этом усилие затяжки должно обеспечивать герметичность, без чрезмерного спрессования бортов диафрагмы;
- проверьте ход муфты блокировки при подаче воздуха на диафрагму, который должен составлять 14 мм.Повышенный шум главной передачи

Осевое перемещение в конических подшипниках или их износ Проверьте состояние подшипников, отрегулируйте их затяжку или замените подшипники Нарушение зацепления зубчатых колес (смещение пятна контакта или несоответствие величины бокового зазора) Отрегулируйте зацепление зубчатых колес Большой износ зубчатых колес, повреждение зубьев колес Замените изношенные зубчатые колеса и отрегулируйте их зацепление Ослабло крепление подшипников Затяните гайки крепления подшипников, отрегулировав их преднатяг

Течь масла

Загрязнение сапуна Очистите сапун Износ манжет Замените манжеты Задний ведущий мост
Задний ведущий мост имеет двойную разнесенную главную передачу, состоящую из центрального конического редуктора и планетарных колесных передач, размещенных в ступицах колес. Редуктор заднего моста состоит из пары конических шестерен с круговыми зубьями и межколесного дифференциала с механизмом принудительной блокировки. Крутящий момент на ведущую коническую шестерню передается через фланец. Колесная передача представляет собой планетарный редуктор, состоящий из прямозубых цилиндрических шестерен с внешним и внутренним зацеплением. Ведущая шестерня установлена на шлицах полуоси.

Средний ведущий мост
Средний ведущий мост состоит из центрального редуктора и планетарных колесных передач, установленных в ступицах колес. Редуктор среднего моста состоит из пары цилиндрических шестерен, межосевого дифференциала, пары конических шестерен с круговыми зубьями и межколесного дифференциала. Крутящий момент от карданного вала через вал привода мостов передается на крестовину межосевого дифференциала, который распределяет крутящий момент на средний и задний мосты в соотношении 1:1 и имеет механизм для принудительной блокировки дифференциала.

Блокировки межосевого и межколесного дифференциала включаются клавишами на панели приборов в кабине автомобиля, привод управления – электропневматический.

Правила пользования блокировками дифференциалов

Блокировки дифференциалов позволяют значительно повысить проходимость автомобиля по скользкой или грязной дороге. Наличие межколесной блокировки позволяет двигаться в условиях, когда ведущие колеса с разных сторон автомобиля находятся на покрытиях с различным коэффициентом сцепления, что вызывает их пробуксовку.

При этом необходимо помнить, что применение блокировок значительно повышает нагрузки в трансмиссии, поскольку заблокированный дифференциал не имеет функции разделения скоростей и не может обеспечить движение ведущих колес с разными скоростями, что необходимо при поворотах или маневрировании.

Внимание! При заблокированных межколесных дифференциалах допускается только ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ движение автомобиля, нарушение этого правила может привести к поломке дифференциалов!

Внимание! Включение блокировок разрешается только при движении по скользкой или грязной дороге. Запрещается использование блокировок на твердых и сухих покрытиях!

Внимание! При включенных блокировках управлять автомобилем становится тяжелее, автомобиль становится менее маневренным и более «прямолинейным» - это значит, что управлять автомобилем следует с особой осторожностью!

Порядок включения и выключения блокировок дифференциалов

Предупреждение:
Блокировки дифференциалов повышают проходимость автомобиля. При этом включать их нужно заблаговременно перед преодолением труднопроходимого участка, а не в тот момент, когда автомобиль уже потерял подвижность.

Блокировки следует включать перед преодолением тяжелого участка и выключить НЕМЕДЛЕННО после выезда на твердую или сухую поверхность! Блокировки дифференциалов включать и выключать только на НЕПОДВИЖНОМ автомобиле. Во время движения включать и выключать блокировки запрещено!

В случае если при движении по грязным или скользким покрытиям происходит пробуксовка ведущих колес, необходимо включить блокировки дифференциалов.

Внимание:
Включение блокировки МЕЖКОЛЕСНЫХ дифференциалов допускается только ПОСЛЕ включения блокировки МЕЖОСЕВОГО дифференциала.

Блокировку межосевого дифференциала среднего и заднего мостов включать в следующем порядке:



4. Включить соответствующую передачу в коробке передач, включить сцепление, отпустив педаль, продолжить движение.

Если при включении блокировки дифференциал не заблокировался, и соответствующая контрольная лампа не включилась, необходимо медленно начать движение автомобиля. Дождитесь, пока дифференциал заблокируется и включится контрольная лампа, после этого начинайте движение по труднопроходимому участку.

Если для движения автомобиля блокировки межосевого дифференциала среднего и заднего мостов недостаточно, то необходимо включить блокировку межколесных дифференциалов:
1. Полностью остановить автомобиль, рычаг коробки передач установить в нейтральное положение.
2. Выключить сцепление, до упора нажав на педаль.
3. При выключенном сцеплении включить блокировку межосевого дифференциала среднего и заднего мостов, при этом включаются звуковой сигнал (зуммер) и соответствующая контрольная лампа.
4. При выключенном сцеплении включить блокировку межколесных дифференциалов среднего и заднего мостов, при этом включается соответствующая контрольная лампа.
5. Включить соответствующую передачу в коробке передач, включить сцепление, отпустив педаль, продолжить движение.

Если при включении блокировки дифференциалы не заблокировались, и соответствующая контрольная лампа не включилась, необходимо медленно начать движение автомобиля. Дождитесь, пока дифференциалы заблокируются и включится контрольная лампа, после этого начинайте движение по труднопроходимому участку.

Внимание:
Запрещается включать блокировки межколесных дифференциалов при отключенной блокировке межосевого дифференциала!

После преодоления труднопроходимого участка немедленно выключить блокировки дифференциалов в следующем порядке:
1. Полностью остановить автомобиль, рычаг коробки передач установить в нейтральное положение.
2. При минимальных оборотах холостого хода двигателя выключить сцепление, до упора нажав на педаль, выключить блокировки дифференциалов соответствующими выключателями. При этом должны выключиться соответствующие контрольные лампы. Блокировки выключать в порядке, обратном включению:
1) межколесные дифференциалы среднего и заднего мостов;
2) межосевой дифференциал среднего и заднего мостов.

Расположение электропневмоклапанов управления на автомобиле
Место установки блока электропневмоклапанов управления агрегатами трансмиссии показано на рисунке:

А - место установки блока электромагнитных клапанов управления блокировками межосевого и межколесных дифференциалов.

Блок электромагнитных клапанов:
1 – клапан управления межосевой блокировкой среднего и заднего мостов
2- клапан управления межколесной блокировкой среднего и заднего мостов

Предупреждения по применению блокировок

1. Запрещается включать блокировки при движении по дорогам с твердым и сухим покрытием, блокировкой следует пользоваться только при движении по грязи или скользкому грунту.
2. На дорогах с грязным или скользким покрытием включайте блокировки дифференциалов, не допускайте буксования ведущих колес при отключенной блокировке даже в течение нескольких секунд – это может привести к поломке деталей редукторов ведущих мостов.
3. Запрещается включать блокировку межколесных дифференциалов во время пробуксовки одного из колес. Не допускайте движения автомобиля с включенной блокировкой межколесных дифференциалов по булыжной или мощеной дороге – это может привести к повреждению шестерен!
4. Включать и выключать блокировки дифференциалов только после полной остановки автомобиля при выключенном сцеплении (при выжатой до упора педали сцепления)!
5. При движении груженого автомобиля в подъем задним ходом включение блокировки межосевого дифференциала обязательно!
6. При необходимости одновременного пользования блокировками дифференциалов включать вначале блокировку межосевого и только затем блокировку межколесных дифференциалов!
7. Запрещается включать блокировку межколесных дифференциалов при отключенной блокировке межосевого дифференциала!
8. Запрещается включать блокировки дифференциалов, одновременно нажимая обе клавиши управления!
9. Блокировки дифференциалов включать заблаговременно перед преодолением труднопроходимого участка и выключать немедленно после выезда на твердое и/или сухое покрытие.
10. Максимальная скорость движения при включенных блокировках межколесных и межосевого дифференциалов не более 40 км/ч.
11. При включенных блокировках дифференциалов допускается только прямолинейное движение автомобиля! При маневрировании или поворотах автомобиля возможна поломка деталей дифференциалов!
12. При включенных блокировках управлять автомобилем становится тяжелее, автомобиль становится менее маневренным и более «прямолинейным» - управлять автомобилем следует с особой осторожностью!
13. Периодически контролируйте уровень масла в редукторах ведущих мостов. Помните, что недостаток масла может послужить причиной поломки деталей дифференциалов!

9.6.2 Межколесный дифференциал автомобиля КамАЗ-43114

В управляемых мостах автомобилей КамАЗ применяется неблокируемый дифференциал.

Корпус межколесного дифференциала (рисунок 9.21) состоит из двух половин - чашек 6, 11, скрепленных болтами с ведомой цилиндрической шестерней 7 главной передачи болтами. В плоскости разъема корпуса зажата крестовина 8, на шипах которой свободно установлены и могут вращаться четыре конических сателлита 10. Каждый сателлит 10 находится в зацеплении с двумя коническими полуосевыми шестернями 5, установленными ступицами в корпусе дифференциала. Последние внутренними шлицами соединены со шлицевыми концами полуосей, свободно проходящих через отверстия в корпусе дифференциала.

1 - муфта чашки дифференциала; 2 - стопорное кольцо; 3 - конический подшипник;

4 - опорная шайба; 5 - полуосевая шестерня; 6 - левая чашка дифференциала; 7 - ведомая цилиндрическая шестерня; 8 - крестовина; 9 - опорная шайба сателлита; 10 - сателлит;

11 - правая чашка дифференциала

Рисунок 9.21 - Межколесный дифференциал среднего и заднего мостов

автомобиля КамАЗ-43114

В чашках расточены отверстия для установки крестовины и полуосевых шестерен. Левая чашка дифференциала 6 имеет удлиненную часть, на которой выполнены шлицы. На шлицах устанавливается муфта 1 с торцевыми зубьями, зафиксированная на чашке от осевых перемещений стопорным кольцом 2.

{loadposition adsense_720_90}

Сателлиты на бронзовых втулках установлены на крестовине. Для предотвращения износа поверхности чашек дифференциала торцами сателлитов и уменьшения трения между ними установлены опорные стальные шайбы 9.

Торцовые поверхности сателлитов 10 и их шайб 9 сферические, что обеспечивает центрирование сателлитов и их правильное зацепление с полуосевыми шестернями.

В неуправляемых ведущих мостах автомобилей семейства КамАЗ применяется принудительная блокировка межколесных дифференциалов.

Механизм блокировки межколесного дифференциала (рисунок 9.22) устанавливается в задней части балки моста. Он предназначен для принудительной блокировки дифференциала при движении по скользким и размокшим грунтовым дорогам. Механизм блокировки состоит из корпуса 1 с крышкой 2, мембраны 3, поршня 4 со стержнем 7, штока 10, вилки 14 с хомутом 11, сухарями и возвратной пружиной 9, муфты блокировки 12 и привода управления.

1 - корпус механизма блокировки; 2 - крышка; 3 - мембрана; 4 - поршень; 5 - выключатель; 6 - гайка регулировочная; 7 - стержень механизма блокировки; 8 - полуось; 9 - пружина;

10 - шток; 11 - хомут; 12 - муфта блокировки; 13 - муфта чашки дифференциала; 14 - вилка блокировки

Рисунок 9.22 - Механизм блокировки межколесного дифференциала

автомобиля КамАЗ-43114

Корпус механизма блокировки 1 стальной, приварен к балке моста. Корпус имеет две расточки. В передней расточке установлен поршень 4 со стержнем 7 механизма блокировки. Для обеспечения передачи усилия от пневматического привода на поршень в корпусе установлена резиновая мембрана 3. Корпус механизма блокировки закрыт стальной крышкой 2, в которую вварена гайка с конической резьбой для подсоединения к пневматическому приводу блокировки и установлен выключатель контрольной лампы. Стержень 7 механизма блокировки соединен с вилкой блокировки 14. Вилка 14 представляет собой двуплечий V-образный рычаг, ось вращения которого установлена на штоке 10 механизма блокировки, расположенном во второй расточке корпуса 1. На оси вилки 14 установлена возвратная пружина 9, упирающаяся одним концом в балку моста, а вторым в вилку блокировки.

На концах вилки 14 блокировки просверлены отверстия, в которых установлены сухари. Сухари входят в канавку муфты блокировки 12 и соединяют вилку блокировки с хомутом 11, охватывающим муфту блокировки 12 с верхней части.

В муфте блокировки 12 имеется внутреннее шлицевое отверстие, предназначенное для установки и перемещения муфты по шлицам полуоси 8. Для обеспечения блокировки на муфте 12 имеются торцевые зубья.

Привод управления блокировкой межколесного дифференциала электропневматический. Подача воздуха в пневмокамеру механизма включения осуществляется от электропневмоклапана, закрепленного на левом лонжероне рамы. Включение электропневмоклапана осуществляется клавишным выключателем, установленным справа от щитка панели приборов.

О включении блокировки сигнализирует лампочка в блоке сигнализаторов на панели приборов.