Что такое интеллигентность: определение, примеры. Образованный, культурный и интеллигентный человек

Нам нравится общаться. Даже просто находиться рядом с ними как-то приятней. От них исходит особенная сила: понимания, осознанности, доброжелательности. В этом ли интеллигентность? Что такое и как ее распознать в человеке, мы попытаемся сформулировать в нашей небольшой беседе.

Опираться мы будем на утверждения и наблюдения психологии и социальных наук. Данное понятие стало интересным не только лишь нам здесь и сейчас, а и исследователям характера человеческого. Современные реалии мало что изменили в сути понятия, а значит, и знать его так же полезно.

Что такое интеллигентность: определение и суть

Интеллигентностью принято называть такие которые в совокупности помогают ему отвечать разнопланово социальным ожиданиям. Она считается обязательным атрибутом прослойки населения, считающейся передовой, в какой-то степени элитной. Носителям культурного фонда человечества приписывается и интеллигентность.

Интересна проблема интеллигентности со стороны, собственно, составляющих ее элементов. Через них нам проще будет выделить суть понятия.

Составляющие интеллигентности

В понятие интеллигентности входят психологические, интеллектуальные, этические аспекты.

Так, самостоятельное мышление, осознанные выводы о тех или иных фактах окружающего мира, контроль поведения и эмоциональности - некоторые из ярких проявлений интеллигентности.

Суть понятия через составляющие

Интеллигентность - это умение самостоятельно мыслить, выносить суждения о делах людей и проявлениях мироздания. Сюда же вносят и такие этические понятия, как благородство, сердечность. Интеллектуальная продуктивность, живость ума, твердость и надежность сказанного носителем интеллигентности (будем так называть такого человека), терпимость к другим проявлениям человеческого характера также выделены как составляющие. Они помогают понять лучше суть интеллигентности.

Отношение к культурным и научным наработкам своего народа и человечеста в целом имеет значение для интеллигентности. Так, человеку полагается интересоваться и уважать историю, искусство и остальные направления развития человеческой мысли.

Для чего нужна интеллигентность современному человеку?

Значение интеллигентности преуменьшать не стоит и в век кардинально новых способов взаимодействия между индивидуумами (имеем в виду электронные технологии). Так, она нам дает силы оставаться доброжелательными и открытыми к людям. Понимать и принимать новое, демонстрировать эмоции, уважать мнение других и не вмешиваться в их личные сферы жизни и есть уже интеллигентность. Что такое особенное она еще в себе заключает?

Будучи интеллигентным, человек стойко переносит проявления грубости, бескультурья, свободнее выражает свои мысли и готов противостоять несправедливости. У него развитое чувство общего блага, высокие моральные ценности, которые принято называть традиционными.

Как стать интеллигентным человеком?

Чтобы развивать свою интеллигентность, нужна постоянная работа над личными качествами.

Начинается все в семье. Именно воспитание формирует первые навыки общения, уважения к чужому мнению, умения слушать и слышать. Основа интеллигентности закладывается родителями путем воспитания в благоприятной атмосфере.

Чтение способствует этому как нельзя лучше. Классическая литература станет подпиткой для мозга и чувства прекрасного.

Хоть образование в учебных заведениях - это еще далеко не все, но это такой же важный фактор. Информационная и социальная среда многое дают человеку. Среди интеллигетных людей личность сама начинает подтягиваться до их уровня.

Интересный фактор развития интеллигентности - благотворительность во всех возможных проявлениях. Учась отдавать и помогать словом и делом, человек всегда растет над собой. Развивается и чувство ответственности за свои поступки, как и прекрасное осознание своей помощи другим. Это своеобразное самовоспитание, которым личность способна преобразовать себя.

Как распознать интеллигентного человека?

Признаки интеллигентности вполне конкретны. Так, с первых произнесенных человеком слов вы услышите логическую грамотную речь, украшенную афоризмами. Его образование - преимущественно высшее. Поведение сдержанно, но искренне, прекрасное чувство юмора.

Хорошие манеры - обязательная примета интеллигентной личности. При этом он воздерживается от осуждения поведения окружающих, пока не узнает их мотивов.

Выводы

Таким образом, мы сформировали некий образ понятия "интеллигентность". Что такое она представляет собой, как проявляется эта черта и что может дать своему носителю - все это представить теперь проще.

Проявление данной черты в других людях нам нравится, ведь общение с такими личностями исключительно приятно. Для самосовершенствования и в себе стоит развивать и поддерживать интеллигентность. Что такое она для вас лично - вы определите, когда осознаете, что вам нужно. Кратко резюмируем общепринятое понятие таким образом, что интеллигентность выражается в эмоциональном, интеллектуальном, культурном, этическом аспектах человеческой личности.

Значение интеллигентности велико. Развивайте в себе данные качества, вам будет проще сформировать из себя полноценную личность. Таким образом, развивать в себе интеллигентность - значит расти прежде всего над самим собой.

Инструкция

Разумеется, высокая образованность – это не есть интеллигентность сама по себе, но это то, что в целом объединяет всех интеллигентных людей. Образование не ограничивается только узким профессиональным кругом интересов, но постоянно растет, увеличивается в объемах, расширяется в самых разнообразных областях.

Книга – это неотъемлемый атрибут интеллигентного , и не столько потому, что необходимо, а просто нельзя не читать, нельзя не узнавать что-то новое, развивая и дополняя свою мысль. Интеллигентный человек движим какой-то невидимой силой к культуре, познанию, мысли.

Интеллигентный человек в основе своей теоретик. Даже если он занимается каким-то вполне конкретным делом, добивается в нем больших , но главное, что движет им – это мысль. Можно даже утверждать, что именно ради мысли он действует, и эта мысль питает все его дела. Непрерывная мыслительная деятельность – вот, что отличает интеллигентного человека от простого.

В своих делах интеллигентный человек направлен на всеобщность, ему хочется открыть нечто, что будет полезно и приемлемо для всего . В этом смысле можно говорить о том, что он соблюдает интересы общечеловеческого блага. Поэтому истинно интеллигентными профессиями всегда считались такие как педагог, врач, писатель, актер, художник – это те люди, что трудятся на благо всех людей.

Интеллигентный человек всегда остро чувствует , а, следовательно, и все ее изъяны и несовершенства. Его высокая к , лжи, лицемерию, нечестности, бедам совершенно чужих людей не оставляют быть равнодушным. Нередко все эти переживания куда выше, чем забота о себе, о своих и близких.

Поэтому деятельность, как конкретная физическая, так и мыслительная, направлена на переделывание существующей действительности. Интеллигентный человек мечтает создать мир такой, в котором всем будет хорошо. Он упоен своим делом, своим занятием, и нередко, работая хотя и в одной сфере, ему удается что-то изменить, как-то повлиять на людей, пусть даже из ближайшего окружения.

И именно поэтому, нося в себе эти , интеллигентный человек высокой культурой общения, простотой, внимательностью к собеседнику. Создается впечатление, что этот человек максимально близок и, в то же время, максимально далек от вас. И это предположение справедливо, ведь поле его существования не здесь и сейчас, рядом с вами, а в голове, в мыслях и идеях, в нескончаемом внутреннем диалоге.

Видео по теме

Источники:

  • Credo New - теоретический журнал.
  • интеллигентный человек

Однажды в интервью академик Дмитрий Сергеевич Лихачев произнес небольшой монолог: «Возможно ли притвориться знающим человеком? Можно, если запомнить несколько фактов. Возможно ли притвориться умным? Да, можно, если запомнить несколько связей между фактами. А возможно ли притвориться интеллигентным человеком? Нельзя».

Многие думают, что получение образования, кандидатской степени и защита докторской, годы, проведенные в путешествиях, знание нескольких языков – все это интеллигентного человека. А если лишить такого «интеллигента» всех его знаний? Ведь в жизни многое может случиться. И что тогда? Пустота, глупость, а может даже эгоизм и бездушность... Подлинно интеллигентного человека можно лишить образования, знаний и памяти. Он может забыть все, но при этом в его душе сохранятся , к знаниям, чувство эстетики и ответственности. Он будет восхищаться , никогда не проявит равнодушия, грубости, зависти к ближнему. Одним словом, интеллигентность проявляется в способности к пониманию окружающих. Образованность синонимом интеллигентности. Другое дело, духовность, которую сопровождают честь, достоинство, порядочность и чистая совесть – все это признаки интеллигентности. Нельзя , что бездушный человек омерзителен и ничтожен, он просто слаб. Нет, не физически, его слабость проявляется в злобе и зависти ко всему окружающему, в непонимании и грубости. Подобная слабость не просто недостаток, это неумение жить и наслаждаться жизнью. А как уже выше сказано, интеллигентный человек всегда проявляет понимание и сочувствие к слабому. Возможно, именно поэтому известны случаи, когда интеллигенцию уничтожали и унижали. Слабые люди боялись интеллигентных, они приходили в бешенство оттого, что кто-то может быть сильнее (морально) и мудрее их. Слабые имели власть, а интеллигентные – душу. Интеллигентность не документ со множеством печатей. Это жизненная позиция и душевное равновесие. Интеллигентный человек оригинален в проявлении своих чувств, смел и способен защитить обиженного. Как говорится: «Тайное всегда становится явным». Так и интеллигентную фальшь со временем можно четко выявить. Случайно или намеренно, но однажды фальшивый человек раскроет свое истинное «Я». Это может проявиться и в поведении, и в манере одеваться, и в привычках, даже в выражении мыслей или квартиры. В современном мире «Интеллигентность» неоднозначно, но в целом, наверное, это просто хороший человек.

Видео по теме

Приятно провести выходные за чтением книги и насладиться развитием сюжета. Правда, при большом выборе сразу определиться непросто. Что интересного можно найти у серьезных писателей?

Инструкция

Прочитайте биографический роман Ирвинга Стоун «Микеланджело. Муки и радость». Вы узнаете подробности жизни и творчества Микеланджело Буонаротти. Величайший скульптор и художник эпохи Возрождения прошел сложный жизненный путь: познал богатство и , признание и бесконечные интриги завистников. Его благополучие и творчество полностью зависело от благосклонности римских пап, которые, к его неудаче, слишком часто сменялись. После смерти каждого, судьба великого кардинально менялась. Вы познакомитесь с фактами о том, как Микеланджело создавал легендарную скульптуру «Давида», и какие были у него покровители. Вас могут заинтересовать детали работы над росписью знаменитых фресок в Сикстинской капелле. В биографии описаны непростые, и скорее сопернические, отношения Микеланджело с Леонардо да Винчи.

Читая книгу Карлоса Кастанеды «Путешествие в Икстлан», вы можете познакомиться с загадочным миром шаманов древней Мексики. Автор книги был простым американским антропологом и выполнял исследовательскую работу, посвященную растениям. Встреча с магом Доном Хуаном перевернула его жизнь. Карлос уделял все меньше внимания карьере ученого, и вскоре, незаметно для себя, встал на Путь Воина. Несколько раз в год Кастанеда приезжал к своему учителю, и они подолгу беседовали. Много раз их походы в пустыню Санора оканчивались переворотом сознания для педантичного ученого. Карлос записывал все свои встречи с таинственным и непостижимым. Он отчаянно сопротивлялся, ставя под сомнения новые знания. Не стоит воспринимать эту книгу исключительно как пособие для современных шаманов. Она будет очень интересна для любителей метафор и аллегорий. Вы научитесь самоиронии, ценить каждый момент жизни и брать на себя ответственность за происходящее. Из книги можно узнать про источники Личной Силы. Шаман раскрывает секреты древних племен и учит идти к своим целям, живя в согласии с миром и обращая внимание на . «Путешествие в Икстлан» - это аллегорический рассказ о поисках себя, своего лучшего жизненного пути.

В сборнике «Юмор серьезных писателей» Ф. Кривина вы найдете много рассказов русских с нехарактерной для них юмористической формой изложения. В книге собраны ироничные очерки А.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, М.А. Булгакова и многих других. Прочитайте повесть Ф.М. Достоевского «Крокодил», в которой Иван Матвеевич решил действовать нестандартно, чтобы привлечь внимание общественности. Чиновник пришел к выводу, если его проглотит крокодил, там он будет замечен скорее. Вне крокодила такой возможности ему не представлялось. Иван Матвеевич пригласил присоединиться и свою жену, но ее смущала мысль непрезентабельного внешнего вида. Друг чиновника старался спасти товарища и приводил преимущества свободной жизни. Однако у проглоченных своя . Узнайте чем закончилась для Ивана Матвеевича его выходка и какой был скрытый подтекст Ф.М. Достоевского.

Видео по теме

Весьма интересное понятие - интеллигентность. Всегда у всех на слуху, но истинное значение этого слова понимает не каждый. Что же это всё-таки такое? Имеет ли что-то общее с образованностью? Возможно ли одно без другого?

Чтобы делать какие-либо выводы или выстраивать разнообразные причинно-следственные связи, стоит понять: что такое интеллигентность, а что — образованность. Интеллигентность — умение мыслить, выслушивать других людей и выносить суждения. Более того, сюда относятся уважение к истории, культуре и нравственной целостности человека. «Это способность к пониманию, к восприятию окружающего мира, это терпимое отношение к миру» , — писал советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук и профессор Дмитрий Сергеевич Лихачёв . То есть интеллигентным можно назвать человека, соблюдающего законы приличия, культурно ведущего себя в любой социальной среде. Он умеет владеть собой, сдерживать негативные порывы и чрезмерную эмоциональность. Также спокойно выражает свои мысли, объективно оценивает свои действия и признает ошибки. Интеллигентного человека можно смело назвать воспитанным. Образованность же — наличие знаний и умений, предусмотренных образованием. Чтобы называться образованным человеком, необходимо обладать определёнными навыками. Один из основных - чтение. Причем под чтением подразумевается не просто “складывание букв в слова”, а умение задумываться и размышлять над написанным, оценивать полезность прочитанного и делать выводы. Второй обязательный навык - письмо, заключается в ненавязчивом и предельно четком выражении своей точки зрения на бумаге или в печатном виде. Навык счета — знание арифметики и прикладной математики (умение складывать, вычитать, умножать, делить, производить расчеты с дробями и процентами) — следующее умение, свойственное образованному человеку. Также важное значение имеет способность к формулировке собственного мнения — подвержению сомнению фактов и явлений и попытка проследить их связь с реальностью. Конечно же, нельзя не упомянуть вежливость, хорошие манеры и постоянное стремление к саморазвитию.


Разница проста и очевидна: образованность напрямую связана с обучением, а интеллигентность — с состоянием души и воспитанием. Конечно, одно может вытекать из другого, но они отличаются. Образованному человеку может быть присуща интеллигентность, тогда он является действительно достойным образцом для подражания. Однако распространены случаи, когда человек имеет высшее образование, высокий статус и хорошее материальное положение, а правильно вести себя в обществе и общаться с людьми так и не научился. Такие вещи отталкивают других. Более того, они могут вызывать удивление от несоответствия ожиданиям. Ведь смешно же, когда человек с несколькими высшими образованиями начинает в гневе что-то доказывать, обращает внимание только на свою точку зрения и забывает, что существуют другие? Несомненно, смешно. А бывает, когда необразованному человеку присуща интеллигентность: у него нет достойного образования, но он всегда спокоен, толерантен, вежлив и приятен в общении. Ведь человек может быть воспитанным, но необразованным. Такое встречается довольно часто, что доказывают бесчисленные примеры из русской классической литературы.


Весьма трагичная, но в тоже время интересная для прочтения пьеса Максима Горького «На дне» наглядно иллюстрирует такую ситуацию. Актёр, будучи бывшим артистом сцены, оказался нищим и стал жить в ночлежке. Он отличается от других по манере разговора и любви к искусству, что является одним из самых главных признаков интеллигентности. Он упорно продолжает видеть прекрасное, даже оказавшись среди грязи и лжи. Еще один актуальный пример можно найти в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Профессор Преображенский — истинный интеллигент начала двадцатого столетия. Среди грубых, крикливых, фанатично настроенных революционеров в лице Швондера, он продолжает вести себя спокойно и отвечает культурно на все оскорбления. Преображенский понимает, что культура — это внутренняя воспитанность, умение вести спор с помощью конструктивного диалога, а не ругани. Приводя примеры из литературы, нельзя также не упомянуть роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени», где Максим Максимович, человек простого происхождения, в отличие от Печорина, старается ладить с людьми, помогать по зову души. Он избегает конфликтов с офицерами, не склонен к чинопочитанию, открыт и правдив.


Стоит сказать, что интеллигентность — довольно туманная «субстанция», которая, с одной стороны, может быть частью образованности, а с другой, может существовать и отдельно. Зачастую это свойство прививается семьей. Тем не менее, существует и другое мнение - интеллигентности можно и нужно учиться. Способов много: смотреть на других людей и то, как они общаются, пытаться перенять данные навыки. Более того, запоминать, как они реагируют на гнев, агрессию, а как воспринимают радость, как часто они благодарят других людей или приветствуют их. Также как они проявляют вежливость и самое главное почему? Когда-то это - устоявшееся привычка, как, например, пожелать доброго утра или поздороваться с коллегами, а когда-то - необходимость. Например, при просьбе о помощи у незнакомца.


Подарена ли человеку интеллигентность от природы? Вопрос остается спорным. В любом случае, посягая вершины знаний, имея дипломы, занимая высокую должность и получая большую заработную плату, не стоит ставить воспитанность на второе место.

Все мы хотели бы общаться с культурными, просвещенными, воспитанными людьми, которые соблюдают границы пространства личности. Интеллигентные люди как раз такие идеальные собеседники.

В переводе с латыни интеллигентность обозначает познавательную силу, умение, способность к пониманию. Те, кто обладает интеллигентностью – интеллигенты, обычно задействованы в умственном труде и отличаются высокой культурой. Признаками интеллигентного человека являются:

  • Высокий уровень образования.
  • Деятельность, сопряженная с творчеством.
  • Включенность в процесс распространения, сохранения и переосмысления культуры и ценностей.

Не все соглашаются с тем, что к интеллигенции относится сугубо образованная прослойка населения, занятая умственным трудом. Оппозиционная точка зрения понимает интеллигентность прежде всего как наличие высокой нравственной культуры.

Терминология

На основании определения из Оксфордского словаря, интеллигенция – группа, которая стремится мыслить самостоятельно. Новый герой культуры – индивидуалист, тот, кто может отрицать социальные нормы и правила, в отличие от старого героя, служащего как раз воплощением этих норм и правил. Интеллигент, таким образом, нонконформист, бунтовщик.

Раскол в понимании, что такое интеллигентность, существует практически с самого начала употребления термина. Лосев к интеллигенции относил тех, кто видит несовершенства настоящего и реагирует на них активно. Его определение интеллигентности часто обращается к общечеловеческому благоденствию. Именно ради него, ради воплощения этого благоденствия, работает интеллигент. По Лосеву, интеллигентность человека проявляется и в простоте, откровенности, общительности, а главное, в целесообразном труде.

Гаспаров прослеживает историю термина «интеллигенция»: сначала под ним подразумевались «люди с умом», затем – «люди с совестью», позже – «хорошие люди». Также исследователь приводит оригинальное объяснение Ярхо по поводу того, что же значит «интеллигентный»: это человек не много знающий, но имеющий потребность, жажду знать.

Постепенно образованность перестала быть основной чертой, по которой человека относят к интеллигенции, на первое место выдвинулась нравственность. К интеллигенции в современном мире относятся люди, включенные в распространение знаний, и высоконравственные люди.

Кто такой интеллигентный человек и чем он отличается от интеллектуала? Если интеллигент – человек, имеющий некий особый духовно-нравственный портрет, то интеллектуалы – это профессионалы своего дела, «люди с умом».

Высокий уровень культуры, такт, воспитанность – потомки светскости, куртуазности, человеколюбия и изящества. Воспитанность – это не про «не лезть пальцами в нос», а умение держаться в обществе и быть разумным – осознанная забота о себе и других.

Гаспаров подчеркивает, что в настоящее время актуально такое понимание интеллигентности, которое связано с отношениями между людьми. Речь идет не просто о межличностном взаимодействии, а о таком, что имеет особое свойство – видеть в другом не социальную роль, а человеческое, обращаться с другим как с человеком, равным и достойным уважения.

По Гаспарову, интеллигенция в прошлом выполняла функцию , которая вклинивается в отношения высших и низших. Это что-то больше, чем просто ум, образованность, профессионализм. К интеллигенции предъявлялось требование пересмотра принципиальных установок общества. Выполняя функцию самосознания общества, интеллигенты творят идеал, что является попыткой переживания реальности изнутри системы.

В этом отличие от интеллектуалов, которые на вопрос самосознания общества творят социологию – объективное знание, вид «извне». Интеллектуалы занимаются схемами, четкими и непреложными, а интеллигенция – чувством, образом, эталоном.

Воспитание себя

Как стать интеллигентным человеком? Если интеллигентность понимать как уважительное отношение к личности, то ответ прост: соблюдать границы чужого психологического пространства, «не обременять собою».

Лотман особо подчеркивал доброту и терпимость, обязательные для интеллигента, только они ведут к возможности понимания. При этом доброта – это и способность защитить с мечом правду, и основы гуманизма, это особая сила духа интеллигента, которая, если она реальна, выстоит против всего. Лотман протестует против образа интеллигента как мягкотелого, нерешительного, неустойчивого субъекта.

Сила духа у интеллигента, по Лотману, позволяет не пасовать перед трудностями. Интеллигенты станут делать все то, что нужно, что нельзя не сделать в критический момент. Интеллигентность – это высокий душевный полет, и люди, способные на этот полет, совершают настоящие подвиги, потому что способны выстоять там, где другие пасуют, ибо им опереться не на что.

Интеллигент – борец, он не может терпеть зло, старается искоренить его. Следующие качества, по мнению Лотмана и исследователя интеллигентности Тепикина, присущи интеллигентам (наиболее характерные, совпадающие у двух исследователей):

  • Доброта и терпимость.
  • Неподкупность и готовность платить за это.
  • Стойкость и сила духа.
  • Способность пойти за свои идеалы на бой (интеллигентная девушка наравне с мужчиной будет отстаивать то, что считает достойным и честным).
  • Независимость мышления.
  • Борьба с несправедливостью.

Лотман утверждал, что интеллигентность часто формируется у оторванных от общества, не нашедших своего места в нем. При этом нельзя говорить, что интеллигенты – это отбросы, нет: те же самые философы эпохи Просвещения – интеллигенты. Именно они стали использовать слово «терпимость» и осознали, что её нужно защищать нетерпимо.

Русский филолог Лихачев отмечал легкость общения интеллигента, полное отсутствие у интеллигента . Он выделил следующие качества, тесно связанные с интеллигентностью:

  • Чувство собственного достоинства.
  • Умение размышлять.
  • Должная степень скромности, понимание ограниченности своих знаний.
  • Открытость, способность услышать другого.
  • Осторожность, нельзя быть скорым на суд.
  • Деликатность.
  • Осмотрительность относительно дел других.
  • Стойкость в отстаивании правого дела (интеллигентный мужчина не стучит по столу).

Стоит опасаться стать полуинтеллигентом, каким является всякий, воображающий, что знает все. Эти люди совершают непростительные ошибки – не спрашивают, не советуются, не слушают. Они глухи, для них нет вопросов, все ясно и просто. Такие воображалы несносны и вызывают отторжение.

Как мужчина, так и женщина могут пострадать от недостатка интеллигентности, которая есть сочетание развитых социального и эмоционального интеллекта. Для развития интеллигентности полезно:

1. Ставить себя на место другого человека.

2. Чувствовать связанность всех людей, их общность, коренную сходность.

3. Четко разграничивать свою и чужую территорию. Это значит не грузить окружающих интересной только себе информацией, не повышать голоса выше среднего уровня звука в помещении, не подходить слишком близко.

4. Пытаться понимать собеседника, уважать его, возможно, потренироваться доказывать чужие точки зрения, но не снисходительно, а по-настоящему.

5. Уметь отказывать себе, развивать , специально создавая маленький дискомфорт и преодолевая его постепенно (носить в кармане конфету, но не есть ее; заниматься физической активностью в одно и то же время каждый день).

В некоторых случаях женщина намного проще справляется с необходимостью быть терпимой, мягкой. Мужчинам же сложнее не проявлять агрессивное, импульсивное поведение. Но настоящая сила личности заключается отнюдь не в быстрой и жесткой реакции, а в разумной твердости. И женщина, и мужчина интеллигенты настолько, насколько способны учитывать другого человека и отстаивать самих себя.

Интеллигенция как совесть нации постепенно исчезает за счет появления прослойки профессионалов во власти. Интеллектуалы заменят интеллигентов на этом поприще. Но ничто не заменит интеллигентности на работе, в кругу знакомых и друзей, на улице и в общественных учреждениях. Человек должен быть интеллигентен в смысле умения чувствовать в собеседниках равных ему, проявлять уважительное отношение, потому что это единственная достойная форма в общении между людьми. Автор: Екатерина Волкова

Интеллигентность – это целый набор характерологических, умственных и социальных качеств личности, способствующих оправдыванию ожиданий социума, которые предъявляются к членам культурного общества и другим представителям его высшей части. Интеллигентность человека подразумевает высокую развитость мыслительных и познавательных процессов, что позволяет человеку оценивать и выносить собственные суждения о различных сферах человеческого проявления. Также это определенная личностная зрелость, отвечающая за умение самостоятельного принятия решения, наличия своей точки зрения на концепцию мироустройства. Из характерологических особенностей, интеллигентность человека проявляется в надежности и , благородстве, соответствии мыслей, слов и поступков, а также наличие активного интереса к культуре, истории и искусству.

Что такое интеллигентность

Интеллигентный человек проявляет свое личностное достоинство в профессиональной и социальной сфере, стремясь добиться лучших результатов и представлять своей деятельностью пользу для человечества в том масштабе, в котором это позволяет выбранная специализация. Понятие порядочности и чести неразрывно с интеллигентностью и проявляется в адекватности поступков, ориентации на собственные смыслы и ценности, неподверженность внешнему влиянию, корректность по отношению к окружающим, вне зависимости от их положения и поведения.

Интеллигенция представляет собой особую общность людей, занимающихся умственным трудом, стремящихся к накоплению и систематизации имеющихся знаний, а также дальнейшей их передачи и открытию нового опыта. Стремление человека поддавать собственный интеллектуальный и чувственный опыт рефлексивного анализу, способность замечать детали и закономерности, стремиться к познанию и не иссякающее любопытство могут характеризоваться как внутренняя интеллигентность. Сюда же стоит отнести наличие высоких внутренних ценностей в поддержании морально-этических качеств и проявлений человечества.

Внутренняя интеллигентность невозможна без широко кругозора и большого внутреннего опыта, а также постоянной открытости новому. Тут нет места диктаторству, что в поведении других людей, что в их предпочтениях, не осуждаются традиции и верования. Прежде чем сделать вывод о ком-либо интеллигентный человек постарается максимально понять в том или ином поступке, и если действие окажется за пределами допустимыми моралью, то порицанию будет подлежать именно поступок, а не личность.

Понятие интеллигентности появилось для характеристики определенной группы людей (интеллигенции), занимающихся умственным трудом, когда количество таких людей возросло по сравнению с древними временами, где преобладал труд физический. Когда деятельность, не приносящая видимого и быстрого результата, стала активно формировать общество и пути развития человечества, появились определенные маркеры для причисления человека к интеллигенции. Лишь интеллектуально трудиться мало, необходимо чтобы деятельность соответствовала поддержанию культурных ценностей и способствовала развития как отдельно взятого человека (что ярко представлено деятельностью преподавателей), так и больших человеческих объединений (чего касается установление законодательного государственного права).

Во многих обществах понятие интеллигенции заменяется понятием интеллектуалов, занимающихся все тем же видом деятельности, но не претендующих на несение нового благого смысла в массы. Эти люди характеризуются большей скромностью, меньшим стремлением к ранжированию людей по классам и заслугам, а также предоставляют каждому самостоятельно приоритеты, основываясь на своих суждениях. При этом они продолжают развиваться сами и развивать окружающее пространство собственным профессиональным вкладом.

И подобных разновидностей и ответвлений довольно много, что усложняет описание интеллигентности как однозначного понятия с четкими параметрами и характеристиками. Несколько столетий назад, например, даже интеллигенция делилась на определенные классы, где были представители: высшей интеллигенции, занимающиеся социальной и духовной сферой, имеющие довольно большое влияние на формирование моральных требований общества; средняя интеллигенция также находят себе применение в социальной сфере, но их деятельность уже более практична (если первые видят народ, то вторые видят конкретные лица и судьбы), эти люди занимаются непосредственным претворением в жизнь благих идей (учителя и врачи); низшая интеллигенция еще называется полуинтеллигенцией и занимается помощью средней, сочетая в себе физическую и социально-развивающую деятельность (это помощники врачей, ассистенты, техники, лаборанты).

Но, не смотря на такие грубые попытки разделить людей и саму интеллигентность на основании выполняемой деятельности, это оказалось неверным и отражающим лишь один аспект проявления, тогда как врожденная интеллигентность может проявиться и у человека физического труда и не высоких интеллектуальных способностей. Тут на первое место выступает поведение и способности анализировать происходящее, делать выводы, а также стиль взаимодействия с другими. Этот аспект тесно связан с воспитанием, которое может быть привито, а может быть следствием внутреннего мироощущения человека. И тогда признаками интеллигентности становится не выполняемая деятельность, а наличие у человека постоянного стремления к развитию, способность вести себя достойно, не зависимо от обстоятельств и того, кто перед ним.

Как стать интеллигентным человеком

Интеллигентный человек способен сдерживать свои эмоциональные проявления, негативные эмоции, умеет их перерабатывать, извлекать опыт из допущенных ошибок. Критика воспринимается как инструмент для самосовершенствования, а наличие уверенности в собственных силах, помогает уважительно и терпимо относиться к окружающим.

Интеллигенция, как общественная прослойка не всегда содержит исключительно интеллигентных людей. Часто встречаются врачи, грубящие людям, учителя, не уважающие личность, но с такой частотой можно встретить исключительно доброго и заботливого техника или культурную и обходительную девушку, не имеющую высшего образования. Смешивать эти понятия является серьезной ошибкой, ведь классовое разделение не может отражать совокупность личностных качеств.

Врожденная интеллигентность не является единственным фактором, обуславливающим наличие интеллигентных проявлений. Безусловно, какие-то особенности характера, врожденные механизмы нервной системы, отвечающие за тип реагирования, и среда воспитания влияют на личность, но это не данность, а лишь предпосылки, с которыми будет либо проще, либо сложнее впитать в себя принципы достойного поведения. При этом как происходить процесс зависит исключительно от человека и его мотивации, соответственно, если приложить усилия можно добиться чего угодно.

В основные понятия интеллигентности входит культурное поведение, доброжелательность и толерантность к людям и их проявлениям, а только на втором стоят широта кругозора и способность к глобальному или дивергентному мышлению. Поэтому развивать необходимо свое умение взаимодействовать с окружающими, начиная с доброжелательности, которая привлечет к вам больше внимательных и положительных взглядов. Посмотрите в зеркало и оцените свой взгляд (именно он создает первое впечатление при контакте), и если вы смотрите хмуро, агрессивно, холодно, если от вашего взгляда возникает желание защищаться или молчать, то следует потренировать другой. Открытый, теплый, с легкой улыбкой взгляд расположит к вам человека, покажет, что вы готовы взаимодействовать, а не нападать и конфликтовать. Доброжелательность в общении проявляется культурой общения, подразумевающей отсутствие нецензурных слов, соблюдение личностных границ (остерегайтесь неуместных вопросов или излишне прямых, особенно негативных комментариев). При общении ставьте себе целью сделать день человека немного лучше, а дальше действуйте по ситуации – кого-то нужно выслушать, кому-то помочь, а кому-то будет достаточно тактичности в не замечании промахов.

Толерантное отношение подразумевает допускать существование других точек зрения, но это не значит, что они должны перекраивать ваши убеждения. Если человек действует против ваших моральных ценностей, проявите терпимость и не упорствуйте в наставлении его на путь истинный, но сами отдаляйтесь, не позволяя собственным чувствам страдать. Уважайте чужие выборы и требуйте уважения к своим, но не истериками и гневом, а достойным отстранением от источника дискомфорта.

Расширяйте свои знания, и для этого не обязательно заучивать нудные учебники, мир значительно шире и многогранней, так что ищите, что будет вам интересно. Главное – это развиваться и узнавать новое хоть немного отовсюду, в таких случаях лучше сходить на концерт новой группы, чем пересматривать пятый раз сериал.

Скромность и искренность приведут вас к более качественной жизни, а способность жить по собственной совести развивает личность. Старайтесь не обвешивать себя лживыми заслугами (как искусственными бриллиантами), а найти и развивать свои сильные черты и .