Если нет масла в машине что будет. Определяем масляное голодание двигателя: причины, признаки и последствия

Масло, которое мы заливаем в двигатель, изнашивается само по себе даже в том случае, когда автомобиль спокойно стоит в гараже - оно окисляется. Тем более износ масла неизбежен при активной эксплуатации двигателя под серьёзными нагрузками. Одним из больших испытаний для двигателя может стать масляное голодание - как его избежать, признаки и последствия, и как определить масляное голодание, выясним прямо сейчас.

Из-за недостаточного количества смазки алюминий почти расплавился

Недостаток смазки в некоторых узлах в определённых режимах работы двигателя теоретически называется масляным голоданием.

По понятным причинам при отсутствии смазки в трущихся узлах, они моментально выходят из строя. Опасность масляного голодания мотора в том, что оно может наступить мгновенно и практически полностью уничтожить основные узлы двигателя:

  • коленвал,
  • распредвал,
  • газораспределительный механизм,
  • цилиндро-поршневую группу,
  • другие жизненно важные и дорогие узлы и агрегаты.

Сорванная шпонка распредвала (из-за недостаточной смазки)

На ровном месте!

На ровном месте масляное голодание не возникает , и как правило, вся вина на поломке лежит только на владельце автомобиля или мотористах, делавших ремонт. Как известно, масло находится в картере в нужном для смазки количестве и подаётся в систему с помощью масляного насоса. В том случае, когда масло не может добраться до отдельных трущихся узлов, наступает масляное голодание. Причин для этого может быть масса.

Как определить масляное голодание

Тут сразу было видно, что двигатель «голодал маслом»

Вначале об определении масляного голодания двигателя, поскольку спектр симптомов достаточно широк - от падения мощности двигателя, до перегрева, посторонних шумов и стуков. Все это говорит об износе определённых, характерных для каждого двигателя узлов. К примеру, в самых распространённых верхневальных бензиновых моторах часто встречается ускоренный износ и повышенный шум при работе газораспределительного механизма.

Последствия

Последствия же могут быть самые разные - заклинивание распредвала, излом распредвала, загибы клапанов, разрушение коромысел клапанов, проворот вкладышей коленвала, заклинивание колец в гильзе вплоть до разрушения поршней.

Кроме этого, могут залечь маслосъемные кольца, что приведёт к ещё большему перерасходу масла и заклиниванию двигателя. Сизый густой дым из выхлопной трубы как раз скажет о неисправности маслосъемных колец и высоком расходе масла.

Причины масляного голодания

Работа двигателя в режиме масляного голодания почти во всех случаях сопровождается повышенной температурой, на что нужно обязательно обращать внимание. Кроме того, давление масла в системе может быть либо очень низким (о чём скажет контрольная лампа давления масла на панели приборов), либо нестабильным. Все это может быть вызвано такими причинами:

  1. Недостаточный уровень масла в поддоне . Смазки попросту не хватает для обработки всех подшипников скольжения, масляная плёнка отсутствует, детали работают практически всухую. Именно поэтому хотя бы раз в неделю, а при активной эксплуатации ещё чаще. Кроме этого, необходимо внимательно следить за подтёками масла и при необходимости принимать меры по устранению течей.

    Щуп масла в двигателе (сверху аналог, снизу оригинал). Не верные показания щупа могут вовремя не указать владельцу автомобиля о недостаточном уровне смазки.

  2. Использование масла неподходящего по вязкости . Это очень важный пункт, поскольку, к примеру, масло 5w-30 при использовании в летний период может не давать необходимой вязкости, смазка двигателя будет недостаточной, давление при высоких температурах может критично падать. Чтобы этого избежать, необходимо придерживаться рекомендаций производителя автомобиля в выборе моторных масел.
  3. Забита сетка маслоприёмника . Масляный насос не в состоянии преодолеть сопротивление забитой сетки, поэтому масло не может подаваться в нужном количестве и под нужным давлением ко всем узлам. Это же касается забитых маслопроводных магистралей. Идеальный выход из этого положения - разборка и механическая очистка каналов и маслоприемника, промывочные средства могут сделать только хуже.

    Забитый грязью маслоприёмник

  4. Нерегулярная или несвоевременная замена масла и фильтра . Каждая марка масла имеет свой ресурс, который необходимо строго соблюдать. Смазка в процессе эксплуатации теряет большинство смазывающих свойств и к концу срока службы может быть практически полностью окисленным и потерять вязкость.

    Разборка масляного фильтра

  5. Износ маслосъёмных колец и повышенный расход масла . Износ маслосъемных колпачков, сальников коленвала также приведут к высокому расходу масла.
  6. Некачественная сборка двигателя после ремонта . Грамотный моторист никогда не станет использовать герметик там, где достаточно простой прокладки - дело в том, что избытки герметика продавливаются не только наружу, но и внутрь масляных каналов, со временем закупоривая их.
  7. Выход из строя, засорение редукционного клапана системы смазки.
  8. Засорение масляного фильтра.

Видео о масляном голодании двигателя на высоких оборотах

Выводы

Как видим, причин масляного голодания может быть предостаточно, а чтобы не допустить поломки нужно просто время от времени проверять уровень масла и соблюдать регламент его замены, вовремя ликвидировать течи. Тогда двигатель прослужит долго и без дорогих ремонтов. Качественного всем масла и добрых дорог!

Сразу оговорюсь: ко всякого рода добавкам к моторным маслам я отношусь скептически. Но это, надеюсь, не помешает мне достоверно рассказать о том, что видел собственными глазами и в чем лично принимал участие. Речь пойдет об одном эксперименте, который устроили те, кто продает на нашем рынке американский препарат Duralub. Это - добавка к маслам или, как его называют производители, - кондиционер металла.

Продавцы утверждают, что одна обработка двигателя препаратом рассчитана на 80000 км пробега, в течение которых гарантируется улучшение топливной экономичности, увеличение ресурса, уверенный зимний пуск, снижение токсичности… Проверить все это в комплексе довольно трудно, но… Дело в том, что кроме всего прочего, производитель заявляет о возможности работы двигателя на сухую, то есть без масла. А уж это утверждение проверить проще простого. Хотя мотор, конечно, жалко…

В отличие от многих масляных добавок, Duralub представляет собой абсолютно прозрачную и однородную (по крайней мере внешне) жидкость желтого цвета.

Что же это за чудо? Химический состав препарата, естественно, держится в тайне, а потребителям представляют лишь загадочную формулу - SR3, смысл которой (если таковой есть вообще), понятен немногим. В рекламных материалах принцип действия присадки описывается на модели молекулярного трения, но, на мой взгляд, фразы типа «ионное внедрение» или «положительный заряд SR3 противоположен избыточному заряду кристаллической решетки металла» могут лишь oтпугнуть покупателя, уже не раз одураченного всевозможными «гомогенизациями», «турбулентностями» и «поверхностными напылениями». А те, кому «посчастливилось» еще и перебрать мотор или же выковыривать обломки чудо-устройств из впускного колектора своего автомобиля, могут и вовсе разозлиться… Но это все ерничество. Теперь - серьезней.

Туши свет, сливай масло!

Отдадим должное устроителям этого авантюрного эксперимента: смело!
Для «убойной» процедуры были предоставлены два автомобиля: ВАЗ-2106 и (о Боже!) Mercedes 280E. Последний имел почтенный возраст и более 200000 км пробега (разумеется, с маслом). Двигатель «шестерки» был уже обработан препаратом, поэтому его просто добросовестно осушили, предварительно замерив компрессию в цилиндрах. С «необработанной» иномаркой поступили строго по инструкции. Сначала в двигатель через маслозаливную горловину залили содержимое флакончика. Затем мотору дали поработать на холостых оборотах около пяти минут. После этого Mercedes водрузили на подъемник и содержимое масляного картера переместили в ведро. Времени этот процесс занял чуть более десяти минут.

Заводим моторы. Кстати, если ваш мотор не заводится, причиной этому может послужить неисправность стартера. Решить проблему вам поможет ремонт стартера цену на который вы узнаете на сайте autoklimat.com.ua. Масляный манометр «шестерки» жалобно засветился красной лампочкой и беспомощно оставил стрелку за «чертой бедности». Давление - ноль. Заглядываем в Mercedes. Дернувшись пару раз, стрелка манометра пыталась было перейти отметку 0.5. Тщетно. Отмечу, что перед началом эксперимента прибор на этом автомобиле показывал от 2.5 до 3 атм в зависимости от оборотов.

Ну что, поедем?

Я был уверен, что развязка наступит здесь же, за воротами… Пять километров пробега, десять. Осталась позади очередная московская пробка, и мы выезжаем на МКАД. Едут машины, едут! В среднем, скорость 70-80 км/ч при показаниях тахометра около 3000 об/мин.

Ну должно же, наконец, что-то случиться! Так совпало, что в момент кончины одного из моторов за рулем сидел я сам: под нагрузкой двигатель «шестерки» вдруг стал издавать нехороший металлический рокот, который менял свою частоту в зависимости от оборотов. До заклинивания дело решили не доводить, а просто сняли автомобиль с дистанции. К началу «агонии» его одометр показывал 65 километров. Как уверяли устроители эксперимента, подопытный ВАЗ-2106 имел уже опыт езды без масла…

Экипаж второго автомобиля финишировал победоносно: Mercedes 280E прошел без масла 119 (!) километров, после чего пребывал, похоже, в полном здравии. Во всяком случае, «слышимых» неполадок в работе мотора не было.

Так было ли чудо?

Я не вижу повода подозревать устроителей в жульничестве. Они молодцы. Ну а что же показал эксперимент? Он дал ответ, по крайней мере, на один вопрос. Да, препарат Duralub позволяет автомобильному двигателю достаточно долго работать в режиме масляного голодания и вообще без масла, и в этом его свойства уникальны. Что и говорить, езда без масла производит впечатление.

И все же тем, кто уже собирается бежать в магазин, предлагаю задуматься еще над одним вопросом. Представим себе такую ситуацию. Предположим, что вы пробили масляный картер или остались без масла из-за плохо прикрученного масляного фильтра. Что вы будете делать? Про себя твердо могу сказать одно: чем бы ни был обработан двигатель моего автомобиля, я буду искать тягач и трос. Если же есть опасения, что на помощь в дороге надеяться бессмысленно, я перед поездкой обязательно положу в багажник еще и банку масла.

Не забывайте, что за рамками этого эксперимента осталась и проблема побочных эффектов, которые дают многие масляные препараты. Проверить это в рамках подобных «лобовых» тестов крайне сложно.

На мой взгляд, кондиционером металла Duralub должны заинтересоваться в первую очередь те, кто эксплуатирует технику в предельных, а иногда и в аварийных режимах. Автоспортсменам, например, важно, невзирая на последствия для машины, доехать до финиша. Вахтовикам, геологам - добраться до обжитого района. Летчикам - посадить аварийную машину. Там, где цель оправдывает средства. На этом пока поставим точку.

Все мы знаем, почему двигатель нашей машины нуждается в моторном масле, а также понимаем, как важно его регулярно менять. Но как вы думаете, что произойдет если запустить мотор, в котором полностью отсутствует масло? Смотрите подробный видео ролик об этом.

На самом деле двигатель без масла спокойно запуститься и даже будет работать некоторое время. Но он очень быстро уничтожит себя захватывающим образом.

Слева видео с двигателем, в который залито масло 10W-30. Справа, .

Смотрите очередной видео ролик, который снят с помощью тепловой камеры. На этот раз автор видео блога показывает нам, что происходит с дешевым одноцилиндровым мотором, в котором нет масла для смазки. Для сравнения автор ролика также снял на камеру с помощью тепловизора работу того же двигателя, но только с маслом.

Не забудьте включить субтитры и их перевод

Так, сколько же одноцилиндровый двигатель проработал без масла, прежде чем вышел из строя?

Судя по всему, эксперимент длился примерно 15 минут. Стоит отметить, что спустя 15 минут силовой агрегат вышел из строя без разрыва и даже облака дыма. Но, тем не менее, учитывая, что мотор проработал четверть часа без смазки, он получил некоторые серьезные повреждения, которые не позволили ему работать дальше.

Напомним, что если двигатель не имеет надлежащей смазки, все металлические компоненты в моторе повреждают друг друга из-за сильного трения. В результате без масла двигатель начинает уничтожать сам себя, из-за сильного износа внутренних компонентов.


К сожалению, вероятнее всего, если бы двигатель без масла проработал бы в этом эксперименте немного дольше, то нас ждало бы более потрясающее зрелище. Тем не менее, этот ролик наглядно показывает, что грозит мотору, в котором отсутствует .

Как вы думаете — может ли двигатель работать без масла? Что с ним случится? Стуканет сразу или еще немного поработает? Допустим у Вас пробило поддон картера. Что вам делать?

Нужно сразу сказать о том, что двигатель с данными присадками будет работать, но только на холостых оборотах. На стендах супротека и прочего двигатели специально подготовлен. Все трущиеся детали в нем вкладыши, кольца подогнаны с идеальным сопряжением.

Небольшое количество масла позволяет ему вращаться с минимальным трением. Но ездить на такой машине будет невозможно, так как она будет жрать нереальное количество масла.

Наша команда решила повторить эксперимент супротека на обычном двигателе. Вот что у нас получилось.


Для эксперимента нам поможет электронный перометр. С его помощью мы будем замерять температуру на блоке, коленвале, посмотрим будет ли перегрев и что вообще случиться с автомобилем если он поработает без масла?


Сливаем старое масло с автомобиля. Для этого очень удобно использовать приспособление, которое вы увидите на фото ниже.


Поменяем масляный фильтр и закрутим пробку картера обратно.


Заливаем новое масло и даем ему немного поработать в нашем двигателе.


Заводим двигатель и даем новому маслу смазать двигатель. Ждем примерно 5 минут.


Сливаем масло новое масло, которое конечно де будем использовать повторно.


Приступаем к демонтажу поддона, откручиваем защиту на коробке и демонтируем сам поддон.


Пробуем заводить мотор. Сразу загорается масляная лампочка.


Заглянем в двигатель. Он работает без масла. Вот и никакого супротека и ненужно! Правда круто?


На самом деле есть одна небольшая уловка. Двигатель не совсем работает без масла. В двигателе присутствует масляный клин, который снижает силу трения.

Так как двигатель разогретый, где-то раз в час человек подходит с чашкой масла и ставит ее к маслоприемнику — двигатель засасывает масло.

Соответственно смазываются все части двигателя и он может работать еще примерно 30-40 минут. Такой фокус с чашкой делают все производители синтетических присадок для двигателя. Смотрите фото ниже.


В основе всех масел уже заложен пакет присадок, которые сбалансированы в данном масле. Ни один мировой производитель масла не одобрит, чтобы туда заливать какую-либо присадку.

Никому не известно, выпадет ли данная присадка в осадок или смешается с маслом. На рабочем двигателе на холостом ходу давление на маслянную пленку минимальное.

Конечно она постепенно изнашивается, но с добавлением масла она снова восстанавливается. Нужно также понимать, что масло помогает охлаждать двигатель.


Что будет если двигатель работает без масла — видео эксперимент