Тест для самопроверки по возрастной психологии. Тесты по курсу «Возрастная психология» Тесты по возрастной психологии

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и задачи возрастной психологии.

2. Методы исследования психического развития ребенка.

3. Основные понятия психологии развития: рост и развитие.

4. Условия и движущие силы психического развития.

5. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.

6. Законы психического развития ребенка.

7. Проблема биологического и социального в возрастной психологии.

8. Проблема “возраста” в детской психологии.

9. Критические и сензитивные периоды развития.

10. Развитие и деятельность. Основные положения деятельностного подхода к развитию психики С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева.

11. Концепция психического развития Д.Б.Эльконина.

13. Основные положения концепции психического развития детей в работах Д.И.Фельдштейна.

14. Основные положения концепции психического развития детей в работах Л.И.Божович.

15. Теория и периодизация развития психики Э.Эриксона.

16. Современная американская психология развития.

17. Проблема периодизации психического развития в отечественной психологии. Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев.

18. Взгляды Б.Г.Ананьева на процесс психического развития.

19. Становление личности в социально-психологической теории развития личности А.В.Петровского. Подход к периодизации детского развития Д.И.Фельдштейна.

20. Современные работы отечественных психологов по проблеме периодизации психического развития (Ю.Н.Карандашев, В.Ф.Моргун, Н.Ю.Ткачева, В.И.Слободчиков).

21. Проблема периодизации психического развития в зарубежной психологии. Работы Р.Сирса.

22. Периодизация развития личности Ш.Бюлер.

23. Периодизация психического развития Д.Бромлей.

24. Общая характеристика новорожденности. Особенности ВНД младенца. Характер ранних реакций. Безусловные рефлексы младенца. Рефлексы-атавизмы. Ранние условные рефлексы.

25. “Комплекс оживления” как основное новообразование периода раннего младенчества. Условия возникновения, структура и генезис. Значение для психического развития ребенка. Проблема депривации.

26. Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте. Формирование зрительного и слухового восприятия в процессе развития форм общения ребенка со взрослым.

27. Развитие мануальных действий. Стадии развития манипуляций с предметом в младенческом возрасте.

28. Подготовительный период в развитии речи. Значение эмоционального общения со взрослым и опосредованных форм общения по поводу предмета для развития речи ребенка.

29. Психологические особенности младенца к концу первого года жизни. Понятие о кризисе одного года.

30. Общая характеристика психологических особенностей ребенка раннего возраста. Предметная деятельность как ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Основные закономерности и стадии развития предметных действий в раннем возрасте.

31. Характеристика игровой деятельности в раннем возрасте. Этапы развития игровой деятельности.

32. Основные закономерности развития восприятия. Развитие речи. Особенности развития пассивной и активной речи ребенка.

33. Ранние формы наглядно-действенного мышления. Особенности и закономерности развития первых детских обобщений и суждений. (Л.С.Выготский) Развитие памяти в раннем детстве.

34. Понятие о “кризисе трех лет”.

35. Общая характеристика психического развития в дошкольном возрасте (развитие психических познавательных процессов). Особенности развития видов деятельности и форм общения со взрослыми и сверстниками.(М.И.Лисина)

36. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Социально-исторический характер происхождения, структуры, генезиса и функций игры. Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка. Виды игр.

37. Значение других видов деятельности дошкольника для формирования личности и психического развития: изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, элементы труда и учения.

38. Формирование характера и способностей в дошкольном возрасте. Индивидуальные и половые различия в поведении.

39. Понятие о кризисе семи лет. Проблема готовности к школьному обучению. Основные компоненты психологической готовности к школе.

40. Основное содержание младшего школьного возраста. Общие условия развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая. Содержание, структура и общие закономерности формирования учебной деятельности.

41. Развитие личности детей младшего школьного возраста. Динамика внутренней позиции школьника на протяжении начального периода обучения. (Л.И.Божович) . Мотивация учения. Начальные формы рефлексии, формирование самооценки в связи с развитием учебной деятельности.

42. Социальная жизнь младшего школьника. Особенности общения со сверстниками и взрослыми. Особенности усвоения моральных норм и правил поведения.

43. Готовность к обучению в средней школе. Типичные трудности, возникающие у детей при переходе из начальной школы в среднюю.

44. Переход от детства к взрослости как основное содержание подросткового периода развития. Границы и этапы подросткового возраста. Сравнение различных культур.

45. Кризис подросткового возраста (кризис 13-ти лет). Влияние кризиса на формирование личности.

46. Характеристика психического развития в подростковом возрасте. Учебная деятельность и развитие познавательных процессов. Другие виды деятельности.

47. Особенности развития познавательных процессов в младшем и старшем подростковом возрасте и их влияние на “специфически подростковые” характеристики личности и поведения.

48. Мотивация учения. Развитие познавательной мотивации. Падение интереса к школе и учению. Интересы в подростковом возрасте. Соотношение интересов и склонностей.

49. Формирование личности в подростковом возрасте. Становление нового уровня самосознания. Развитие рефлексии. Ориентация на самооценку. Нестабильность самооценки.

50. Понятие юности. Границы и этапы юношеского периода развития. Ранняя юность. Обращенность в будущее как центральная характеристика ранней юности. Потребность в жизненном, личностном и профессиональном самоопределении. Временная перспектива.

51. Психологическая готовность к самоопределению и формирование личности. Нравственное развитие. “Переоценка ценностей”.

52. Особенности учебной деятельности в зависимости от типа учебного заведения. Развитие познавательных процессов. Другие виды деятельности.

53. Периодизация периода зрелости. Проблема кризиса зрелого возраста. Общие условия перехода к зрелости. Социальное значение периода зрелости. Общественно-полезный труд как ведущая деятельность зрелого возраста.

54. Особенности развития психических процессов. Особенности социальной активности в период зрелости. Формы участия в общественной жизни.

55. Периодизация старения. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Историческая изменчивость социальной оценки старения и старости.

56. Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия. Особенности познавательной деятельности в период зрелости.

57. Типы коллективов взрослых: семья, производственные коллективы и т.д. Значение собственной активности в профессиональной деятельности для развития человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

58. Характеристика психического развития в период старения и старости.

59. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности и ее значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия.

60. Значение общественных интересов в формировании деятельной старости. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения. Старость как социальная проблема.

ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ САМОАТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ (выполняется студентами самостоятельно для проверки своих знаний)

Выберите правильный вариант ответа. Что объединяет концепции П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина:
1. Представления о продолжительности и границах периодов детства
2. Интерес к вопросу об историческом происхождении периодов детства
3. Взгляды на содержание кризисов психического развития
Выберите правильный вариант ответа. Укажите основную причину раннего приобщения ребенка к труду взрослых на ранних ступенях развития человечества, показанную Д.Б. Элькониным на основе изучения этнографических материалов:
1. Раннее физическое созревание
2. Раннее психическое созревание
3. Наличие острой борьбы за место обитания и пищу
4. Использование собирательства с применением примитивных орудий в качестве основного способа добывания пищи
5. Трудные условия жизни и высокая смертность среди детей
Выберите правильный вариант ответа. По мнению Д.Б. Эльконина, возникновение новых возрастов происходит путем:
1. Надстраивания нового периода развития над уже имеющимся
2. Вклинивания нового периода развития
Выберите правильный вариант ответа. Автор теории психического развития, основу которой составляет "биогенетический закон": онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза:
1. Ч. Дарвин
2. Э. Геккель
3. Ст. Холл
Выберите четыре правильных варианта ответа. А. Гезелл, Л. Термен, Э. Торренс положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины. Выберите, какие достижения относятся к теории А. Гезелла:
Выберите два правильных варианта ответа. А. Гезелл, Л. Термен, Э. Торренс положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины. Выберите, какие достижения относятся к теории Л. Термена.
1. Введение в психологию метода лонгитюдного исследования
2. Формулировка закона затухания темпа психического развития
3. Создание батареи тестов для измерения умственных способностей, введение понятия коэффициента интеллектуальности
4. Использование близнецового метода для анализа отношений между созреванием и научением
5. Проведение самого длительного в психологии лонгитюдного исследования одаренных детей, длившегося пятьдесят лет
6. Анализ различий между показателями интеллекта и креативности
7. Использование "зеркала" (полупроницаемого стекла) для объективного наблюдения за детьми
8. Разработка тестов творческого мышления (МТТМ)
9. Создание "Атласа поведения младенца" объемом 3200 фотографий
Выберите два правильных варианта ответа. А. Гезелл, Л. Термен, Э. Торренс положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины. Выберите, какие достижения относятся к теории П. Торренса.
1. Введение в психологию метода лонгитюдного исследования
2. Формулировка закона затухания темпа психического развития
3. Создание батареи тестов для измерения умственных способностей, введение понятия коэффициента интеллектуальности
4. Использование близнецового метода для анализа отношений между созреванием и научением
5. Проведение самого длительного в психологии лонгитюдного исследования одаренных детей, длившегося пятьдесят лет
6. Анализ различий между показателями интеллекта и креативности
7. Использование "зеркала" (полупроницаемого стекла) для объективного наблюдения за детьми
8. Разработка тестов творческого мышления (МТТМ)
9. Создание "Атласа поведения младенца" объемом 3200 фотографий
Выберите из предложенных вариантов ответа правильные. К. Бюлер выделял три ступени психического развития: инстинкт, дрессура, интеллект. По его мнению, причинами психического развития являются:
1. Приобретение новых форм поведения в результате научения
2. Созревание ЦНС
3. Развитие аффективных процессов, смещение переживания удовольствия с конца действия на его начало
4. Конфронтация между природными влечениями и социальными запретами
5. Конвергенция средовых и наследственных факторов
6. Социальное научение
Выберите правильный вариант ответа. Автор структурной теории развития личности:
1. Р. Декарт
2. К. Коффка
3. З. Фрейд
4. Э. Эриксон
5. А. Фрейд
1. Групповая идентичность формируется благодаря конфликту между "Оно" и "Сверх-Я" в процессе развития личности
2. Групповая идентичность формируется благодаря ориентации воспитания индивида на включение его в определенную социальную группу
3. Групповая идентичность формируется благодаря разрешению задач психомоторного развития
4. Групповая идентичность формируется благодаря появлению у субъекта чувства устойчивости своего "Я"
Выберите правильный вариант определения.
1. Эго-идентичность формируется на основе групповой идентичности и остается неизменной на протяжении всей жизни субъекта
2. Эго-идентичность формируется до появления групповой идентичности благодаря преодолению психосексуальных комплексов в личностном развитии
3. Эго-идентичность формируется в борьбе за личностную независимость и самостоятельность и создает у субъекта чувство доверия к миру и защищенности
4. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и тождественности "Я", несмотря на изменения, происходящие с ним в процессе роста развития личности
Согласно эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона, кризисы это:
1. Болезнь личности и проявление невротического расстройства
2. Время для выбора между прогрессом и регрессом в развитии личности
3. Переход от одной стадии развития к другой
Выберите правильный вариант ответа. Термин "социальное научение" был введен в 1941 г. исследователями:
1. Р. Сирсом, Дж. Уайтингом
2. Дж. Уотсоном, Э. Торндайком
3. И. П. Павловым
4. Н. Миллером, Дж. Доллардом
5. З. Фрейдом, А. Фрейд
6. Э. Эриксоном
Выберите правильные варианты из пунктов 1-11. К основным положениям теории социального научения. Н. Миллера и Дж. Долларда относятся:
1. Поведение человека не является следствием врожденных побуждений человека, оно формируется прижизненно
2. Помимо первичных (врожденных) побуждений, определяющих поведение, существуют вторичные - гнев, вина, потребность во власти, деньгах и т.д
3. Основной принцип психического развития - принцип удовольствия
4. Основной принцип психического развития - принцип подкрепления
5. Научение - это усиление связи между ключевым стимулом и ответом
6. Научение происходит только путем проб и ошибок
7. При отсутствии побуждения научение возможно
8. Подражание поведению другого уменьшает количество проб и ошибок
9. Детство - это период преходящего невроза
10. Основное понятие - социализация как движение от асоциальности к полноценности
11. Основное понятие - идентификация как процесс заимствования мыслей, чувств, действий другого человека
Выберите правильные варианты из пунктов 1-8. К основным положениям теории социального научения Р. Сирса относятся следующие:
1. Все действия человека первоначально связаны с врожденными побуждениями
2. Подкрепление действий, вызванных первичными драйвами, приводит к вторичным побуждениям
3. Влияние родителей на психическое развитие ребенка не значимо в сравнении с опытом собственных действий
4. Новорожденный ребенок находится в состоянии аутизма, постепенно проходя путь социализации
5. Успешное психическое развитие характеризуется возрастанием репертуара действий, направленных на удовлетворение только врожденных потребностей
6. Центральный компонент научения - зависимость в рамках диадической системы контактов с партнером
7. Детское развитие - зеркало практики воспитания
8. Для успешного развития зависимость от взрослого, а соответственно идентификация с ним, должна быть максимально выраженной
Выберите правильный вариант ответа. Показ детям фильмов с образцами агрессивного и неагрессивного поведения взрослого с последующим наказанием или поощрением, использованный в исследовании А. Бандуры, направлен на выявление:
1. Роли эмоциональной регуляции поведения в социальном взаимодействии
2. Особенностей возникновения условно-рефлекторных связей между действием и его последствиями
3. Роли подражания модели в процессе усвоения социального опыта
4. Влияния психотравмирующих переживаний на поведение ребенка
Выберите один правильный вариант ответа. По Ж. Пиаже, эгоцентризм - это:
1. Личностная особенность
2. Фактор познания
3. Особенность речи
4. Фактор восприятия
Выберите один правильный вариант ответа. Согласно Ж. Пиаже, с возрастом коэффициент эгоцентрической речи меняется следующим образом:
1. Увеличивается и к пяти годам достигает 75% от всей спонтанной речи
2. Неизменен до семи лет, а после исчезает
3. В три года достигает наибольшей величины в 75% от всей спонтанной речи и к семи - исчезает
4. С момента начала речи максимален, постепенно снижается и исчезает к семи годам
Исключите неправильные варианты ответов. К ключевым понятиям теории Ж. Пиаже относятся:
1. Социализация
2. Зона ближайшего развития
3. Эгоцентризм
4. Первичное подкрепление
5. Ритуализация
6. Модель для научения
7. Ассимиляция и аккомодация
8. Бессознательное
Выберите четыре правильных варианта ответа. Отличительные признаки высших психических функций:
1. Социальность
2. Опосредованность
3. Осознанность
4. Врожденность
5. Конвергентность
6. Произвольность
7. Системность
Выберите правильный вариант содержания закона развития высших психических функций
1. ВПФ рождаются дважды. Первоначально как интрапсихическая форма сознания ребенка, а затем как форма коллективного поведения (т.е. интерпсихическая функция)
2. ВПФ рождаются дважды. Первый раз как форма коллективного поведения ребенка (т.е. как интерпсихическая функция), а затем как индивидуальная (интрапсихическая) функция
Выберите правильный вариант ответа. Первый психологический кризис ребенок переживает:
1. В начале младенческого возраста
2. В 1 год
3. В первые недели после рождения
4. На границе раннего и позднего младенчества

Выберите правильный вариант ответа.
Какому поведению характерны следующие черты:

· оно всегда связано с актуальной потребностью организма;

· потребность организма вызывает неспецифическое (аппетантное) поведение;

· специфическое поведение начинается лишь тогда, когда животное попадает в среду действия безусловного раздражителя и направляется к нему или от него;

· при любых условиях сохраняется характерное специфическое завершение этого поведения - так называемая завершающая реакция

Выберите правильный ответ. Выберите, для какого возраста, по словам Л.С. Выготского, характерна социальная ситуация развития "МЫ".
1. Новорожденность
2. Младенчество
3. Ранний возраст
4. Дошкольный возраст
Выберите правильный ответ. Определите ведущий тип деятельности в младенческом возрасте.
1. Игровая деятельность
3. Предметно-манипулятивная деятельность
Выберите пять правильных вариантов ответа. Новообразования младенческого возраста:
1. Формируется первое представление о себе, о своем физическом облике. Младенец начинает представлять границы своего собственного тела
2. Возникает чувство гордости за свои достижения
3. Меняются сенсомоторные возможности ребенка. Ребенок начинает ходить, начинает выполнять функциональные действия с предметами
4. Ребенок усваивает грамматическую структуру языка
5. Возникает иерархия мотивов
6. Формируются аффективно заряженные представления
7. Появляется автономная речь
Выберите правильный ответ. Определите ведущий тип деятельности в раннем возрасте.
1. Игровая деятельность
2. Внеситуативно-личностное общение с близким взрослым
3. Орудийно-предметная деятельность
4. Непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым
Найдите правильный вариант ответа. Какая из перечисленных характеристик не относится к новообразованиям раннего возраста:
1. Усвоение грамматической структуры языка
2. Обобщение переживаний
3. Появление феномена "Я сам"
4. Возникновение самосознания
5. Возникновение чувства гордости за свои достижения
Выберите правильный ответ. Характеристики раннего возраста.
1. Аутистическое мышление
2. Память в центре сознания ребенка
3. Память носит непроизвольный характер
4. Наглядно-действенное мышление
5. Восприятие в центре сознания ребенка
6. Внимание и память носят произвольный характер
Выберите один правильный вариант ответа. Игра в дошкольном возрасте является:
1. Предметно-орудийной деятельностью
2. Продуктивной деятельностью
3. Учебно-познавательной деятельностью
4. Символико-моделирующей деятельностью
Выберите четыре правильных варианта ответа. Восприятие сказки в дошкольном возрасте:
1. Способствует повышению уверенности в себе
2. Открывает пути решения жизненных проблем
3. Помогает понять и принять самого себя
4. Служит источником освоения культурного опыта человечества
5. Способствует развитию логического мышления
6. Несет мораль в чистом виде
7. Отражает мироощущение и эмоциональный мир взрослых
8. Дезориентирует в реальной жизни, так как сказки неправдоподобны и переносят ребенка в мир фантазии
Выберите два правильных варианта ответа. Границей между дошкольным и младшим школьным возрастом считаются симптомы:
1. Потеря чувствительности к критике
2. Негативизм
3. Потеря непосредственности
4. Феномен "горькой конфеты"
5. Гордость за свои достижения
6. Обесценивание взрослых
Найдите правильный вариант ответа. Ведущий тип деятельности в подростковом возрасте
1. Освоение предметного мира и орудий культуры
2. Учебно-профессиональная деятельность
3. Личностное общение со сверстниками
4. Эмоционально-личностное общение с близким взрослым
5. Производствено-профессиональная деятельность
Выберите правильные варианты ответа. Характеристики самоопределения как новообразования подросткового возраста:
1. Осознание своего места в обществе
2. Стремление к самоактуализации
3. Прогнозирование будущей жизни, мечты о будущем
4. Устойчивые интересы и стремления с учетом внешних обстоятельств
5. Объективное признание собственных способностей
6. Достижение эго-интеграции
7. Осознание реализованности жизненного замысла
8. Понимание самого себя, своих возможностей
Выберите два правильных варианта ответа. Учение о кризисах развития отсутствует в теориях:
1. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже
2. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
3. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона
4. Теория о поэтапном и планомерном формировании умственных действий П.Я. Гальперина

Важнейшей составной частью возрастной психологии является ________ психология.

детская

Общая

Экспериментальная

Сравнительная

В контексте интимно-личного общения со сверстниками формируется основное новообразование психики подростка – его …

самосознание

Произвольность

Активность

Характер

В концепции Скиннера агентами социализации и источниками подкрепления на ранних этапах развития ребенка выступают …

родители

Соседи

Учителя

Сверстники

Л. С. Выготский отводил в юношеском возрасте центральную роль развитию …

самосознания и личности

Познавательных интересов

Интеллекта

Общения со сверстниками

Л. С. Выготский утверждал, что развитие происходит бурно и стремительно в _________ возрастные периоды.

критические

Стабильные

Эволюционные

Разрушительные

В качестве исследовательских стратегий возрастной психологии выделяют …

констатацию и формирование

Формирование и развитие

Констатацию и коррекцию

Наблюдение и констатацию

В качестве трех ступеней в развитии ребенка К. Бюлер определял: инстинкт, _________ и интеллект.

дрессуру

Научение

Навык

Поведение

Возрастная психология опирается на представления о психике человека, разработанные в _________ психологии.

общей

Генетической

Педагогической

Дифференциальной

Ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте является ________ игра.

сюжетно-ролевая

Предметно-манипулятивная

Предметно-ролевая

Компьютерная

В отечественной психологии считается, что потребность в социальном контакте основана на удовлетворении взрослым потребности ребенка в …

новых впечатлениях

Пище

Безопасности

Признании

Гипотеза о периодичности процессов развития Д. Б. Эльконина заключается в закономерном чередовании периодов преимущественного развития личностной и ___________ сферы.

умственной

Эмоциональной

Волевой

Бессознательной

В. В. Давыдов сформулировал положение о том, что содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и ______________ учащегося.

мышления

Памяти

Восприятия

Характера

Деятельность, в которой происходит формирование моральных норм и ценностей подростка, – это …

интимно-личное общение со сверстниками

Учебная деятельность

Ролевая игра

Исследовательская деятельность

Для эффективной организации обучения младшего школьника важно, чтобы мотив имел ________ характер.

внутренний

Внешний

Функциональный

Зрительное и слуховое сосредоточение младенца на лице говорящего взрослого является _____________ компонентом комплекса оживления.

сенсорным

Аффективным

Моторным

Концепции, относящиеся к ___________ подходу, полагают, что движущей силой психического развития является борьба внутренних противоречий.

психогенетическому

Биогенетическому

Социогенетическому

Двухфакторному

Концепция развивающего обучения школьников была разработана под общим руководством …

Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова

Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева

А. Н. Леонтьева и В. В. Давыдова

П. Я. Гальперина и В. В. Давыдова

Мелкая моторика и крупные движения рук представляют _________ компонент психологической готовности к школьному обучению.

двигательный

Физиологический

Интеллектуальный

Эмоциональный

Начальные этапы становления возрастной психологии в России относятся к(ко) …

второй половине XIX века

Второй половине ХХ века

Первой половине XIX века

Первой половине ХХ века

Новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников, является …

интеллектуальная рефлексия

Аналитическая деятельность

Способность к обобщению

Синтезирующая функция

Некоторые абстрактные качества, характеризующие особые компоненты Я -концепции, или самости как всеобщности, называются …

измерениями

Плоскостями

Областями

Компонентами

Одна из основных линий развития мышления в раннем детстве, связанная с усвоением речи, – это формирование …

обобщений

Понятий

Терминов

Знаков

Особенность развития, заключающаяся в том, что периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений, характеризует …

неравномерность развития

Зигзагообразность развития

Тенденцию к устойчивости

Переход стадий развития в уровни

Одним из важных механизмов формирования идентичности Э. Эриксон считает …

ритуализацию

Интеграцию

Кризис

Взаимозависимость

Одной из основных мировых теорий развития интеллекта, мышления, повлиявших на осмысление педагогического процесса, является …

операциональная концепция Ж. Пиаже

Прагматическая функциональная психология У. Джеймса

Теория проб и ошибок Э. Торндайка

Ассоциативная психология Д. Гартли

Основное направление развития мышления в школьном возрасте – переход от конкретно-образного к _________ и рассуждающему мышлению.

словесно-логическому

Оперативно-действенному

Словесному

Логическому

Основными психологическими потребностями подростка являются: стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипация» от взрослых, признание своих прав со стороны других людей и стремление к

общению со сверстниками

Общественно-полезной деятельности

Профессиональному самоопределению

Поиску смысла жизни

Относительная самостоятельность ребенка в сочетании с потребностью в освоении предметного мира определяют особенности социальной ситуации развития ребенка ______________ возраста.

раннего

Дошкольного

Подросткового

Младшего школьного

Понятие «Я-концепция» как представление человека о самом себе было введено …

Ч. Кули

Г. Зиммелем

Дж. Морено

По мнению З. Фрейда, Эдипов комплекс обнаруживается на ________ стадии психического развития.

фаллической

Оральной

Анальной

Генитальной

По мнению Л. С. Выготского, источником психического развития ребенка являются ____________ формы бытия взрослого.

идеальные

Реальные

Простые

Сложные

По Л. С. Выготскому, проявление ребенком инициативы собственного действия, стремление все делать самому является одним из симптомов проявления кризиса трех лет и называется …

своеволием

Упрямством

Негативизмом

Деспотизмом

Первым целенаправленным действием грудного ребенка является _________ предмета.

захватывание

Восприятие

Ощупывание

Осознание

Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности как задача возрастной психологии предполагает ответ на вопрос …

«что будет, если?»

«как это возникло?»

«что должно быть?»

«как могут быть достигнуты цели?»

Психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций, рассматривается как …

созревание

Рост

Развитие

Становление

Психическое развитие ребенка представляет собой лишь процесс накопления опыта с позиции …

социогенетического подхода

Биогенетического подхода

Персоногенетического подхода

Концепции конвергенции двух факторов

Поведение подростка, проявляющееся в противопоставлении требованиям других людей, в демонстративной браваде, прогулах и даже нелепых на первый взгляд поступках, представляет поведенческую реакцию …

оппозиции

Отказа

Имитации

Компенсации

Развитие памяти в ______________ возрасте проходит три этапа: моторная, эмоциональная, образная память.

младенческом

Раннем

Дошкольном

Подростковом

Развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек является _________ изучения возрастной психологии.

объектом

Предметом

Целью

Задачей

Рассмотрение личности в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов, которые требуют от индивида активного самоопределения, характерно для ________ теории Э. Эриксона.

эпигенетической

Индивидуальной

Аналитической

Гуманистической

Своеобразное, специфическое для данного возраста, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью Л. С. Выготский назвал …

социальной ситуацией развития

Возрастным новообразованием

Динамикой развития возраста

Условием психического развития

Способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками является важным аспектом интроспекции в ___________ возрасте.

юношеском

Младшем подростковом

Младшем школьном

Старшем подростковом

Стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых характеризует реакцию …

эмансипации

Оппозиции

Имитации

Группирования

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте характеризуется …

особым типом отношений «ребенок – учитель»

Интимно-личностным общением со сверстниками

Формированием соподчинения мотивов

Рождением «жизненной перспективы»

Согласно Э. Эриксону, в дошкольном периоде от 3 до 6 лет, названном «возрастом игры», разворачивается конфликт между _________ и виной.

инициативой

Автономией

Доверием

Трудолюбием

Согласно Э. Эриксону, основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности» закладываются в …

младенчестве

Раннем детстве

Возрасте игры

Зрелости

Стадия развития личности по Э. Эриксону, которой присуще трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижениям успеха, называется …

латентной

Локомоторно-генитальной

Ранней взрослостью

Согласно Л. С. Выготскому, движущей силой развития является …

обучение

Саморазвитие

Наследственность

Среда

Согласно Л. С. Выготскому, критерий выделения возрастных периодов должен быть внутренним по отношению к самому развитию и …

объективным

Субъективным

Целостным

Наблюдаемым

Согласно учению Л. С. Выготского, характерным для кризиса семи лет изменением в поведении ребенка является потеря детской …

непосредственности

Рассудительности

Самостоятельности

Чувствительности

Согласно Л. С. Выготскому, ведущую роль в познавательном развитии ребенка в дошкольном детстве играет …

память

Внимание

Воображение

Восприятие

Согласно Л. С. Выготскому, в ___________ фазе подросткового возраста происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются первые сексуальные влечения.

негативной

Позитивной

Латентной

Промежуточной

Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, к концу дошкольного возраста у ребенка впервые наблюдается феномен «_________», связанный с осознанием незаслуженной награды.

горькой конфеты

Эмоционального выгорания

Этической речи

Аномального поведения

Согласно теории трех ступеней развития К. Бюлера, высшей стадией развития, на которой происходит приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации, является …

интеллект

Инстинкт

Дрессура

Поведение

Самооценка младшего школьника отличается …

недифференцированностью

Дифференцированностью

Парциальностью

Непоследовательностью

Мышечно-анальной

Симптом кризиса трех лет, описанный Л. С. Выготским и заключающийся в стремлении сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием, называется …

негативизмом

Упрямством

Строптивостью

Своеволием

Стержневой линией психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы, Ж. Пиаже рассматривал становление …

интеллекта

Самостоятельности

Воли

Эмоциональности

Теория конвергенции двух факторов В. Штерна учитывает роль наследственности и ________ в психическом развитии ребенка.

среды

Социума

Семьи

Культуры

Уровень развития мотивационной сферы, стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность характеризуют ___________ готовность ребенка к школьному обучению.

личностную

Интеллектуальную

Двигательную

Эмоциональную

Учение, в котором организм рассматривается как «биологическая матрешка», заключающая в себе зародыши всех последующих поколений, называется …

преформизмом

Нативизмом

Антропологизмом

Дуализмом

Утверждение, что новорожденный ребенок подобен tabula rasa (чистой доске), принадлежит …

Дж. Локку

А. Гезеллу

В. Штерну

С. Холлу

Целью формирующего эксперимента является …

изучение закономерностей происхождения того или иного психического новообразования

Выявление наличного уровня психологического явления или качества

Сравнение результатов испытуемых, первоначально сходных во всех отношениях

Тестовое обследование детей

Центральной задачей младшей школы является формирование …

«умения учиться»

Практических навыков чтения

Практических навыков письма и счета

Межличностных отношений

Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является …

построение жизненных планов на будущее

Возникновение стержневых личностных интересов

Аффект неадекватности

Чувство взрослости

Д. Б. Эльконин считал, что у ребенка в раннем детстве, младшем школьном возрасте и ранней юности развивается ________ сторона деятельности.

операционная

Мотивационная

Инструментальная

Функциональная

А. суггестивное обучение.

Б. проблемное обучение.

В. репродуктивное обучение .

Г. уровневое обучение.

40. Педагогический процесс раскрывает особенности учения

A. линейчато.
Б. концентрами.

B. ступенчато,
Г. системно.

41. Образование - это

А. понятие теории обучения.

В. результат развития и адаптации.

Г. механизм социализации и просвещения.

42. Система высшего педагогического образования включает в себя такие блоки:

А. общекультурный блок, психолого-педагогический блок, предметный блок.

Б. общекультурный блок и предметный блок.

В. философский, психолого-педагогический, общекультурный блоки Г. бакалавриат и магистратура.

43. Методы обучения - это

A. средство управления познавательной активностью студентов и учащихся, элемент культуры и
нравственности.

Б. пути, способы создания благоприятных условий для организации учебного, учебно-воспитательного процесса.

B. механизмы социализации и просвещения.

44. Контроль - это

A. проверка результатов самообучения.

Б. это обратная связь учителя с учеником в процессе преподавание-учение, обеспечивающая анализ усвоения знаний, умений, навыков и стимулирующая деятельность обеих сторон (и учителя, и ученика) по оптимизации всех звеньев учебного процесса.

А. занятие.

Г. час общения.

52. Нестандартный урок отличается от стандартного

A. продолжительностью
Б. формой

Г. разработанной моделью

В. домашняя работа

Г. самостоятельная работа

60. Педагогическая технология - это

A. условия оптимизации учебного процесса.

Б. проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике.

B. основное положение теории обучения.

Г. результат взаимодействия учителя и ученика.

Вариант 1.

1. Предметом возрастной психологии является:

а) процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека;

б) процесс развития психологической науки;

в) особенности индивидуального развития людей;

г) особенности развития педагогических навыков и умений.

2. Возрастной период – это:

а)ход развития;

б) цикл развития;

в)хронологический период;

г)период жизни.

а) Зигмундом Фрейдом;

б) Аристотелем;

в) Львом Семеновичем Выготским;

г)Авиценной.

4. Построение периодизации развития на основе одного внутреннего критерия характерно:

а)дляпериодизации Вильяма Штерна;

б) для периодизации Павла Петровича Блонского;

в)для периодизации Даниила Борисовича Эльконина;

г)для периодизации Льва Семеновича Выготского.

5. Основным механизмом развития личности является:

а) рефлексия;

б) каузальная атрибуция;

в) преодоление внешних и внутренних конфликтов;

г)эмпатия.

6. Понятие сензитивности особенно активно разрабатывалось:

а) в 20-ом веке;

б) в 18-ом веке;

в) в 3-ем веке до нашей эры;

г)в 10-ом веке.

7. Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации происходит:

а) также, как в нормальных условиях;

б) быстрее, чем в нормальных условиях;

в) иначе, чем в нормальных условиях;

г) медленнее, чем в обычных условиях.

8. Слуховое восприятие у младенца:

а)намного лучше, чем у взрослого человека;

б) намного хуже, чем у взрослого человека;

в) сложно сказать что-то определенное;

г) как у взрослого человека.

9. К прогрессивным видам движения младенца относится:

а) ползание;

б) сосание пальцев;

в) ощупывание рук;

г) раскачивание на четвереньках.

10. Задержка психического развития, как отклонение в психическом развитии:

а) может быть преодолена при правильном обучении и воспитании;

б) не может быть совсем преодолена ни при каких условиях;

в) может сама пройти с возрастом;

11. Ситуативное понимание речи окружающих складывается:

а) к 3-м годам;

б) к концу 1 года;

в) к 6-ти годам;

г)к 6-ти месяцам.

12. Проявлением психической депривации в раннем возрасте может быть:

а) отсутствие комплекса оживления;

б)замкнутость;

в)страхи;

г) боязнь безопасных предметов.

13. Психологическая характеристика дошкольного возраста дается с учетом уровня развития:

а) воображения;

б) ролевой игры;

в) логического мышления;

г) рисования.

14. Логика игровых действий легко нарушается:

а) на первом уровне развития игры;

б) на втором уровне развития игры;

в) на третьем уровне развития игры;

г) на четвертом уровне развития игры.

15. Речь дошкольника, представляющая собой вопросы, восклицания, ответы, называется:

а) контекстной речью;

б) ситуативной речью;

в) объяснительной речью;

г) автономной речью.

16. В норме самооценка дошкольников:

а) занижена;

б) завышена;

в)адекватна;

17. Одаренность, как отклонение в психическом развитии:

а) затрудняет развитие интеллекта;

б) затрудняет развитие волевых качеств личности;

в) создает трудности при обучении и воспитании;

г)сложно сказать что-то определенное.

18. Психологические особенности подростка определяются:

а) проявлением акцентуаций характера;

в) особенностями игровой деятельности;

г)особенностями манипулятивной деятельности.

19. Главная особенность личностного развития подростка - это:

а) личностная стабильность;

б) нравственная стабильность;

в) нравственная нестабильность;

г) личностная нестабильность.

20. Акцентуированный в подростковом возрасте характер затем:

а) сглаживается;

б) еще больше обостряется;

в) сохраняет свои проявления на том же уровне;

г) сложно сказать что-то определенное.

21. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является:

б) интимно-личностное общение;

в) учебно-профессиональная деятельность;

г) игровая деятельность.

22. Психология ранней юности охватывает период:

а) от 11 до 15 лет;

б) от 15 до 17 лет;

в) от 17 до 23 лет;

г) от 23 до 30 лет.

23. Центральным новообразованием ранней юности является:

а) самоопределение;

б) самосознание;

в) рефлексия;

г)появление внутреннего мира.

24. Стиль студенческой жизни, превращающий вуз в загородный клуб, - это:

а) профессиональная субкультура;

-: наука о внутриутробных дефектах развития плода

-: период зрелости

-: инфекционное заболевание

-: переход от юности к взрослости

Наука, изучающая пожилой возраст, называется _ геронтогенезом ______.

К проблемам возрастной психологии относят:

    -: проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека

    -: проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие

    -: соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психическом развитии ребенка;

"Конвенция о правах ребенка" принята ЮНЕСКО в...

Период жизни человека, который изучается возрастной психологией

    -: от рождения до смерти

-: с 7 до 18 лет

-: с 7 лет до смерти

-: от рождения до 18 лет

-: от рождения до 60 лет

Предмет возрастной психологии:

    -: изучение закономерностей психического развития в онтогенезе

-: изучение индивидуально-психологических различий между людьми

-: изучение общих психологических закономерностей, понятий психологии, определение методического аппарата

-: изучение процесса обучения и воспитания

-: изучение особенностей физиологического развития людей различных возрастов

Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости называется ..возрастной . психологией.

Специфический набор признаков и ценностей, по которому представители данного возрастного слоя, класса или группы осознают и утверждают себя в качестве "мы", отличного от всех остальных возрастных общностей, называется...

-: возрастная структура

-: возрастной класс

-: возрастная группа

    -: возрастная культура

-: возрастная степень

Признанное деление жизни индивида по мере того, как он переходит от младенчества к старости, называется...

    -: возрастная степень

-: возрастной класс

-: возрастная группа

-: возрастная культура

-: возрастная структура

Совокупность людей, занимающих в определенный момент времени такую нормативно выделенную возрастную степень, образует...

    -: возрастной класс

-: возрастная степень

-: возрастная группа

-: возрастная культура

-: возрастная структура

Корпоративная группа, члены которой являются ровесниками, называется...

    -: возрастная группа

-: возрастная степень

-: возрастной класс

-: возрастная культура

-: возрастная структура

Система представлений и образов, в которых общество воспринимает, осмысливает и легитимизирует жизненный путь индивида и возрастную ситуацию, называется...

    -: возрастной символизм культуры

-: возрастная культура

-: возрастная структура

-: нормативные критерии возраста

-: менталитет

Принятая культурой возрастная терминология, периодизация жизненного цикла с указанием длительности и задач ее основных этапов, называется...

-: возрастной культурой

-: возрастной структурой

-: менталитетом

Черты и свойства, приписываемые культурой людям данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы, называются...

    -: возрастными стереотипами

-: возрастной культурой

-: нормативными критериями возраста

-: возрастным символизмом культуры

-: менталитетом

-: возрастной кризис

-: биологические часы

    -: возраст

-: психическое развитие

Медленный процесс перехода количественных изменений в качественные - это...

-: революционные изменения

-: движущие силы психического развития

-: возрастной кризис

    -: эволюционные изменения

Периоды, в которые возникают революционные изменения в:

-: периоды эволюционных изменений

    -: периоды возрастных кризисов

-: младенческом и подростковом периодах развития

-: период поздней старости

Быстрое и глубокое преобразование психики и поведения человека, происходящее при его переходе из одного возраста в другой называется...

-: эволюционным развитием

-: ситуационным развитием

    -: революционным развитием

-: поступательным развитием

Проблемы и основные понятия возрастной психологии

Представления о том, как протекают или должны протекать рост, развитие и переход индивида из одной возрастной стадии в другую, называются...

    -: символизацией возрастных процессов

-: нормативными критериями возраста

-: возрастным символизмом культуры

-: менталитетом

-: возрастной культурой

Установление оптимального соответствия между процессами ассимиляции и аккомодации в интеллектуальном развитии ребенка, называется _равновесием ______.

Оценивание человеком своих собственных психологических качеств и поведения, достижений и неудач, называется самооценкой ..

Психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и определяют весь ход его развития в данный период, называются ___возрастным новообразованиями_ ___.

Развитие человечества во всех его аспектах, начинающееся с возникновения Homo sapiens и завершающееся сегодняшним днем, называется...

    -: антропогенез

-: филогенез

-: онтогенез

-: микрогенез

-: история

Значительные индивидуальные колебания в темпах созревания организма, называют...

    -: биологическим возрастом

-: физическим возрастом

-: социальным возрастом

-: коллективным возрастом

-: физиологическим возрастом

Определенные критерии для оценки зрелости организма ребенка на каждом возрастном этапе, называются...

    -: возрастной нормой

-: физиологической нормой

-: оцениванием

-: способностями

-: тестированием

Аспекты социализации:

    -: воспитание

    -: образование

-: обучение

-: просвещение

-: познание

Соответстветствие каждого из перечисленных ведущих видов деятельности возрасту

эмоциональное общение со взрослым

Младенчество

предметно-манипулятивная деятельность

раннее детство

игровая деятельность

дошкольный возраст

учебная деятельность

младший школьный возраст

интимно-личностное общение

подростковый возраст

учебно-профессиональная деятельность

юношеский возраст

Соответствие этапов развития мотивов общения ребенка и возрастных этапов.

К механизмам развития относится:

    -: интериоризация

-: идентификация

-: отчуждение

-: конформизм

-: сублимация

Принцип, предполагающий разную скорость созревания различных систем организма это принцип...

    -: гетерохронности

-: детерминизма

-: системности

-: развития

-: синхронности

Соответствие стадий развития мышления и предложенных возрастных периодов.

Быстрое, недостаточно устойчивое и требующее подкрепления изменение в психике и поведении человека, происходящее под влиянием ситуационных социальных факторов, называется...

-: эволюционным развитием

    -: ситуационным развитием

-: революционным развитием

-: поступательным развитием

Сенситивный период - это...

-: естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста

-: процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития

    -: период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологический свойств и видов поведения

-: максимальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способностей, их реализация в практических делах

Семиотическая функция - это...

-: способность устанавливать связь между каким-либо жестом в качестве обозначающего и объектом, действием, ситуацией в качестве обозначаемого

-: процесс объединения значений двух явлений между собой

-: процесс превращения какого-либо явления из внешнего во внутреннее

    -: способность ребенка мысленно представлять наблюдаемый объект, непосредственно не наблюдаемое в данный момент явление или событие в виде образов, символов или знаков

Кризис возрастного развития - это...

-: новый этап в развитии психических качеств человека

-: переход от одной стадии развития к другой, сопровождающийся эмоциональным подъемом

-: несоответствие между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями, ведущее к аффективным взрывам

    -: задержка в психическом развитии человека, сопровождаемая депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами личностного и межличностного характера

Обучение и воспитание, целенаправленно осуществляемое специальной частной и государственной системами образования, начиная от семьи и заканчивая высшими учебными заведениями, называют...

-: стихийным обучением

    -: организованным обучением

-: преподаванием

-: изменением

Методы исследования в возрастной психологии

Возрастное новообразование - это...

    -: психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и определяют весь ход его развития в данный период

-: противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями

-: восприимчивость к внешним воздействиям

-: индивидуальные особенности ребенка

-: структура личности ребенка

Метод, который начали использовать в возрастной психологии первым, называется наблюдением .

Метод, при котором одна и та же группа людей тестируется через фиксированные промежутки времени, называется...

    -: лонгитюдным методом

-: близнецовым методом

-: кросс-культурным исследованием

-: квазиэкспериментом

-: генетическим методом

Выявление определенных психических особенностей и уровней развития соответствующего психического качества или свойства называется...

    -: констатирующий эксперимент

-: формирующий эксперимент

-: моделирование

-: исследование

-: наблюдение

Краткое стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различий, называется ___тестированием ____

Метод исследования, который начали использовать в возрастной психологии первым:

    -: наблюдение

-: тестирование

-: метод срезов

-: лонгитюдный метод

-: метод контент-анализа

Наиболее существенный недостаток метода наблюдения:

    -: субъективность

-: трудоемкость

-: недостаточная информативность

-: наукоемкость

-: дороговизна

лабораторным экспериментом

Задачи, стандартизированные по отношению к определенному возрасту, называются...

    -: тестами

-: экспериментальными методами

-: методами срезов

-: упражнениями

-: критерием Пирсона

Воссоздание в лабораторных условиях модели развития определенной функции или способности ребенка, которой он ранее не обладал, называется лабораторным экспериментом

Проблема в возрастной психологии, которая определяет, что больше влияет на психическое и поведенческое развитие человека - анатомо-физиологическое состояние или внешняя среда:

-: проблема сравнительного влияния на развитие эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении человека

    -: проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека

-: проблема соотношения задатков и способностей

-: проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии

Метод исследования, который пришел в возрастную психологию из дифференциальной психологии:

-: наблюдение

    -: близнецовый метод

-: контент-анализ

-: эксперимент

Частота в ходе проведения психологического исследования, с которой должно осуществляться наблюдение за детьми шестимесячного возраста:

-: ежедневно

-: один раз в полгода

    -: еженедельно

-: ежемесячно

Наиболее эффективная форма проведения экспериментального исследования с ребенком-дошкольником:

-: опроса

-: обучения

-: тренировки

Метод исследования развития ребенка, который считается наиболее распространенным и надежным, с точки зрения получения наиболее достоверной информации:

-: тестирование

-: проективный метод

    -: эксперимент

.Основные направления отечественной и зарубежной возрастной психологии

.Отечественные теории развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин)

Расстояние между актуальным уровнем деятельности ребенка и потенциальным уровнем его деятельности под руководством взрослого или более опытного сверстника Л.С. Выготский назвал зоной БЛИЖАЙШЕГО развития.

Критерий, лежащий в основе периодизации А.Н. Леонтьева:

    -: тип ведущей деятельности

-: возрастные кризисы

-: круг референтных лиц

-: активность человека

-: психосоциальная динамика

Критерии, которые легли в основу периодизации Д.Б. Эльконина:

    -: ведущий тип деятельности

    -: основные новообразования

    -: возрастные кризисы

-: круг референтных лиц

Д.Б. Эльконин считал признаками перехода от младенчества к раннему детству:

    -: появление первых слов

    -: прямохождение

    -: предметно-орудийную деятельность

-: ползание

-: "комплекс оживления"

Л.С. Выготский выделял общепсихологические характеристики периода раннего детства:

    -: связанность ребенка с конкретной ситуацией

    -: восприятие является ведущей психической функцией

-: формирование рефлексии

-: мышление является ведущей психической функцией

-: ребенок становиться независим по отношению к конкретной ситуации

Укажите два парадокса детства, обнаруженных Д.Б. Элькониным.

    -: человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни

    -: за тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз, за это время новорожденный ребенок практически не изменился

-: дети развиваются поэтапно

-: общество влияет на формирование социальных навыков ребенка

-: в период детства активно усваиваются базовые элементы опыта

С точки зрения Д.Б Эльконина психику можно разделить на две сферы:

    -: мотивационно-потребностную

    -: операционально-техническую

-: предметно-техническую

-: кризисно-операциональную

-: сферу новообразований

Система отношений, в которую вступает ребенок в обществе, по мнению Д.Б. Эльконина, называется...

    -: социальная ситуация развития

-: основное новообразование возраста

-: социальный кризис

-: основной тип деятельности

-: модель развития общения

Два новообразования, которые появляются в младенческом периоде с точки зрения Л.С. Выготского:

    -: ходьба

    -: первое слово

-: общение с матерью

-: предметная деятельность

Виды деятельности с точки зрения Л.С. Выготского, лежащие в основе развития письменной речи:

  • -: рисование

-: письмо

-: конструирование

В теории Л.С. Выготского, кульминация литических микроизменений, накапливаемых на протяжении предшествующего стабильного периода, называется __кризисом _____

Тесты, предназначенные для исследования взрослых, и имеющие детские аналоги:

    -: Кеттел, Векслер, Розенцвейг

-: Кеттел, Векслер, Айзенк

-: ММРI, Векслер, Люшер

-: СМОЛ, ММРI, Кеттел

Основные критерии, положенные в основу возрастной периодизации Э.Б. Эльконина:

-: возраст и интеллектуальное развитие

-: отношение с социальной средой и типы общения

    -: смена ведущих видов деятельности и характер общения

-: смена личностных интересов и внутренних мотивов

Отечественный психолог, развивший концепцию Ж. Пиаже, и доказавший, что при соответствующей организации непосредственного детского опыта и его обобщения ребенком дошкольного возраста может быть достигнуто понимание действительных причин некоторых явлений:

    -: Д.Б. Эльконин

-: А.А. Венгер

-: Л.С. Выготский

-: А.Н. Леонтьев

Стадия интеллектуального развития, по Ж. Пиаже, соответствующая подростковому возрасту в периодизации Д.Б. Эльконина:

-: стадия сенсомоторного интеллекта

-: дооперациональная стадия

-: стадия конкретных операций

    -: стадия формальных операций

Термин "возрастной кризис" в психологию ввел:

-: Ж. Пиаже

-: Д.Б. Эльконин

    -: Л.С. Выготский

-: А.Н. Леонтьев

.Когнитивные теории развития (Ж.Пиаже, Р.Кейс)

Правильный порядок этапов формирования умственных действий, предложенных П. Я. Гальпериным.

1: мотивационный процесс

2: уяснение ориентировочной основы действий

3: выполнение действия в материальной форме

4: выполнение действия в громкой речи

5: выполнение действия в речи про себя

6: выполнение действия в умственной форме

Термин Ж. Пиаже для обозначения первой стадии морального развития, на которой дети уверенны, что правила и нормы поведения - это реальные и нерушимые условия существования, называется стадией...

    -: нравственного реализма

-: нравственного релятивизма

-: моральной черствости

-: морального примитивизма

-: морального прогресса

Термин Ж. Пиаже для обозначения второй стадии морального развития, на которой дети понимают, что правила и нормы поведения - это соглашение между людьми, и они могут изменяться, если возникает такая необходимость, называется стадией...

    -: нравственного релятивизма

-: нравственного реализма

-: моральной черствости

-: морального примитивизма

-: морального прогресса

Соответствие стадий морального развития, предложенных Ж.Пиаже и возрастных этапов.

В теории Ж.Пиаже процесс включения новой информации в качестве составной части в уже существующие у индивида схемы, называется ____ассимиляцией ___

Термин Ж.Пиаже для обозначения акта изменения наших мыслительных процессов, когда новый объект или идея не укладываются в наши понятия, называется ___аккомодацией ____

Термин Ж.Пиаже для обозначения ментальной структуры, обрабатывающей знания, перцептивные образы и субъективный опыт, называется _схемой ______.

По Ж.Пиаже, первая стадия когнитивного развития (от 0 до 2-х лет), называется __ сенсорно-моторной _стадией ____.

По Ж.Пиаже, вторая стадия когнитивного развития (от 2 до 7-ми лет), называется ___ предоперационной стадией .

По Ж.Пиаже, третья стадия когнитивного развития (от 7 до 11-ти лет), называется стадией...

По Ж.Пиаже, четвертая и последняя стадия когнитивного развития (от 12-ти лет), называется стадией...

Последняя стадия интеллектуального развития в теории Ж.Пиаже называется стадией...

Соответствие стадий интеллектуального развития, выделенных Ж.Пиаже и возрастных этапов

Ж. Пиаже установил основные закономерности развития мышления в дошкольном возрасте, которые можно определить как:

Отечественный психолог, который ввел понятие "комплекс оживления"

-: Д.Б. Эльконин

-: Л.С. Выгодский

-: М.И. Лисина

-: А.Н. Ананьев

Р.Кейс считал, что...

-: к 5-ти годам ребенок достаточно хорошо владеет языком, что позволяет ему выходить за пределы примитивных когнитивных стратегий, работать с понятиями, использовать логику

-: период от 2 до 5 лет предшествует появлению логических операций

-: период от 2 до 5 лет - это самостоятельная стадия развития, имеющая определенную последовательность развития операционных структур и свои результаты развития

-: период от 2 до 5 лет характеризуется низкой "силой внимания", что и объясняет неудачи решения логических задач детьми данного возраста

-: Л.С. Выготского и Ж. Пиаже

-: Дж. Брунера и Р. Кейса

-: Л.С. Выготского и Н.Б. Шумакова

-: Н.Б. Шумакова, Ж. Пиаже и Дж. Брунера

Аккомодация в теории интеллектуального развития Ж. Пиаже - это...

-: мысленное действие, обладающее обратимостью

-: действие с новыми предметами в соответствии с уже сложившимися умениями и навыками

-: стремление изменить умения и навыки соответственно изменившимся условиям

-: несоответствие между имеющимися умениями, навыками и условиями выполнения действий

Работа, освещающая периодизацию интеллектуального развития и принадлежащая Ж. Пиаже

-: "Речь и мышление ребенка"

-: "Мышление и речь"

-: "Развитие интеллекта"

-: "Интеллектуальное развитие в детском возрасте"

Психоаналитический подход к возрастным изменениям в психологии (З.Фрейд, Э.Эриксон)

Постоянный процесс активного приспособления человека к окружающей среде называется _______

По З.Фрейду, первая стадия психосексуального развития (от 0 до 1,5 лет), на протяжении которой рот младенца становится сосредоточением чувственного наслаждения, называется _______.

По З.Фрейду, вторая стадия психосексуального развития (от 1,5 до 3 лет), на протяжении которой чувственные наслаждения ребенка связанны с процессами выделения, называется _______.

Третья стадия психосексуального развития по З.Фрейду (от 3 до 5 лет), в течении которой чувственные наслаждения сосредоточены на гениталиях, называется _______.

Четвертая стадия психосексуального развития по З.Фрейду (соответствует младшему школьному возрасту), которая характеризуется временным затуханием интереса к сексуальной стороне, называется _______