Новые правила страхования авто в году. В россии вступают в силу новые правила выплат по осаго

Изменения в законе об ОСАГО

Основание для регресса (возмещение выплат страховщику)

В пункт 1 статьи 14 добавлено еще одно условие при котором страховщик имеет право компенсировать свои выплаты потерпевшему. Если при оформлении электронного полиса ОСАГО были введены ложные данные, результатом которых стало уменьшение стоимости страховки, то практической пользы от такого страхования не будет, так как с 2017 года страховая компания имеет право потребовать возмещение всех расходов.

1. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если:

"к) страхователь при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии.

Такой страховой полис будет действующим и к нему не будет претензий от сотрудников полиции при проверке документов.

Обратите внимание, право регресса возникает только в случае, если недостоверные данные стали причиной снижения стоимости страховой премии - указание неверного возраста и стажа, региона страховки, мощности автомобиля и другое.

Предоставление недостоверных данных при оформлении электронного полиса ОСАГО, которые не повлияли на уменьшение стоимости страховки - не является основанием для регресса .

Пункт 4 статьи 15 выводит страховые компании из строгих рамок по получению документов для оформления ОСАГО. Для оформления полиса при необходимости могут быть использованы электронный копии требуемых документов.

4. По соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования. В случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, указанные документы могут представляться в форме электронных документов. В случае заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа предоставление страхователем документов, указанных в подпунктах "б" - "е" пункта 3 настоящей статьи, не требуется. Страховщики получают доступ к сведениям, содержащимся в указанных документах, путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями.

4. По соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования. В случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, указанные документы могут представляться в виде электронных копий или электронных документов либо посредством получения страховщиками доступа к сведениям, содержащимся в документах, указанных в подпунктах "б" - "е" пункта 3 настоящей статьи, путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Страховщикам будет открыт доступ единой системе межведомственного электронного взаимодействия, что упростит взаимодействие между страховыми компаниями и при оформлении полиса в новой страховой компании все данные страхователя уже будут доступны страховщику.

ОСАГО онлайн - обязанность страховщика с 1 января 2017 года

Страховщик - страховая компания, страхователь - водитель

Самое важное изменение - это обязанность всех страховых компаний, работающих с ОСАГО, заключать договора онлайн через Интернет. Такая возможность появилась с 1 июля 2015 года , а с 1 января 2017 года предоставление возможности заключение таких договоров является обязанностью страховщиков.

Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Сервис для оформления электронного полиса должен быть размещен на официальном сайте компании.

Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Кроме того, работа сервиса по заключению электронных договоров должна осуществляться беспрерывно.

1.1. Страховщики, профессиональное объединение страховщиков обязаны обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 настоящего Федерального закона...

Желающие получить страховой полис, оформленный онлайн, на бумажном бланке с 1 января 2017 могут это сделать обратившись в офис страховой компании с которой заключен договор. В этом случае банк выдается бесплатно.

Бланк может быть направлен по почте, при этом почтовые услуги оплачивает страхователь.

По желанию страхователя страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности, может быть выдан ему в офисе страховщика бесплатно или направлен страхователю за его счет посредством почтового отправления. При этом цена, по которой страхователем оплачивается услуга по направлению ему страхового полиса, оформленного на бланке строгой отчетности, указывается отдельно от размера страховой премии по договору обязательного страхования.

Какая стоимость ОСАГО с 1 января 2017 года?

В 2016 году Минфин выходил с инициативой введения нового повышающего коэффициента, который учитывает количество нарушений Правил дорожного движения . Стоимость ОСАГО для нарушителей могла увеличиться в два и в три раза с промежуточными значениями. Но данная инициатива по состоянию на 1 января 2017 была отклонена.

Возможно этот вопрос еще будет поднят в 2017 году. Глядя на такую поправку с оптимизмом не исключено, что этот коэффициент может стать в том числе и понижающим для водителей у которых нет нарушений ПДД.

В связи с изменениями в законодательстве наших клиентов очень часто волнует вопрос, как осуществляются страховые выплаты по ОСАГО в 2017 году. И этот вопрос действительно актуален, так как с одной стороны все средства массовой информации «кричат», что пострадавших должны отправлять на ремонт, а с другой стороны многие страховые компании по-прежнему продолжают производить выплаты по ОСАГО деньгами, игнорируя изменения.

Страховые выплаты по ОСАГО в 2017 году - Страховые выплаты по ОСАГО в 2017 году

Почему так происходит?

Все очень просто. Изменения, сделанные в правила ОСАГО в 2017 году, дают страховым компаниям еще один способ зарабатывать на пострадавших в ДТП, занижая страховые выплаты по ОСАГО.

Давайте на примере одной из ведущих страховых компаний «Р» рассмотрим схему «обработки» пострадавших в ДТП , и как же на самом деле происходят выплаты по ОСАГО в 2017 году:

Пострадавший в ДТП автомобилист, получив справки в ГИБДД, обращается за выплатой по ОСАГО в единый центр выплат страховой компании «Р» и прежде всего у него узнают дату выдачи полиса. Контрольный отсчет – дата 28.04.2017. От даты выдачи полиса зависит схема так называемой выплаты по ОСАГО «дальнейшего запутывания автомобилиста».

  1. Если полис «старый», то есть заключенный до 28.04.2017, пострадавшему положена выплата по ОСАГО деньгами .

Однако в страховой компании «Р» автомобилисту сообщают, что выплат деньгами нет , есть только ремонт. Или всеми возможными способами уговаривают на ремонт. Если пострадавший в ДТП соглашается на ремонт, то его направляют на СТО, там рассчитывают стоимость ремонта, потом завышают стоимость запчастей, чобы увеличить доплату за износ этих деталей. Таким образом, перекладывается часть выплаты по ОСАГО на автомобилиста . К нам обращается большое количество пострадавших в ДТП с вопросом – правомочно ли требование сотрудников СТО о доплате за износ. По старому полису, требование СТО о доплате за износ – правомочно, однако при детальных расчетах оказывается, что с пострадавшего в ДТП просят доплату чуть ли не 100% всей выплаты по ОСАГО.

Если автомобилист наотрез отказывается от ремонта по старому полису, то у него не принимают документы и сообщают, что примут документы только после осмотра поврежденного автомобиля (данное требование не законно, страховая компания обязана принять документы и организовать осмотр поврежденного автомобиля в течении 5 рабочих дней или непосредственно при приёме документов ). В страховой компании «Р» сообщают, что если автомобиль на ходу то автомобилист должен показать автомобиль, а через пару часов у него примут документы. Если автомобиль не на ходу, то записывают на осмотр на выезде, а подача документов только через два дня после осмотра. Для чего же нарушать закон страховой компании? Просто страховой компании нужно время для расчетов. После осмотра поврежденного автомобиля страховая компания «Р» рассчитывает положенную выплату и предлагает наивному пострадавшему в ДТП автовладельцу 50-60% выплаты при этом говоря, что деньги выплатит буквально завтра, только нужно подписать одну «бумажку» - отказ от будущих претензий! Так происходит страховая выплата по ОСАГО по «старому» полису в 2017 году.

  1. Если полис «новый», то есть заключенный после 28.04.2017, пострадавшему положена выплата по ОСАГО ремонтом.

При обращении пострадавшего в страховую компанию «Р» по «новому полису», пострадавшему в ДТП выдается направление на осмотр на СТО. Далее после осмотра страховая компания «Р» рассчитывает страховую выплату, положенную по ОСАГО и предлагает СТО выполнить ремонт на 20% дешевле . Если СТО готова выполнить ремонт на 20% дешевле, то пострадавшему в ДТП выдается направление на ремонт. СТО делает некачественный ремонт автомобиля, так как выплаты по ОСАГО по Единой Методике утвержденной ЦБ РФ и так не хватает на реальный ремонт по среднерыночным ценам , а если из него вычесть 20%, то сами понимаете, какого качества будет ремонт…

Если СТО не может сделать ремонт за те деньги, которые предложила страховая компания, пострадавшему в ДТП сообщается что ему необходимо доплатить из своего кармана, если пострадавший отказывается, то ему сообщают, что его автомобиль они не могут отремонтировать за 30 дней, как положено по Закону, и страховая компания «Р» выплачивает 50-60% от страховой выплаты. Так происходят выплаты по ОСАГО по «новому» полису в 2017 году.

Ещё раз повторимся, с 28 апреля 2017 года законодательно закреплен приоритет натуральной формы возмещения перед денежной формой и страховые выплаты по ОСАГО в 2017 году действительно должны осуществляться в виде ремонта автомобилей на станциях технического обслуживания.

В денежной форме страховая компания имеет право произвести страховую выплату лишь в нескольких случаях: при полной гибели автомобиля, при наличии пострадавших или погибших в ДТП, если потерпевший является инвалидом, а также, если размер выплаты превышает лимит по ОСАГО (400000 рублей), либо по евро протоколу (50000 рублей).

При этом к страховым компаниям и станциям установили целый ряд требований, которые должны быть выполнены при направлении на ремонт:

  • Выплата на СТО должна производиться без учета износа запасных частей.
  • На сайте страховой компании должен быть размещен перечень станций технического обслуживания, с которыми у страховой компании заключен договор.
  • Срок ремонта автомобиля не должен превышать 30 дней.
  • Запасные части, устанавливаемые на ремонтируемый автомобиль должны быть новыми (иное только по согласованию с потерпевшим).

Однако, в своей практике, мы столкнулись с тем, что страховые копании массово нарушают новые положения закона, мотивируя это тем, что у них нет соответствующих станций или просто обманывают клиентов.

А даже если страховая компания и выдает направление на ремонт, то подсовывает потерпевшим в ДТП на подпись различные «бумажки», которые позволяют станциям ставить бывшие в употреблении или неоригинальные детали, увеличивать сроки ремонта и требовать с потерпевших доплат за ремонт.

Также часто страховые компании обманным способом подсовывают потерпевшим заявления, в которых они соглашаются на выплату страхового возмещения, на станцию с учетом износа, что опять же позволяет требовать с них доплату за ремонт.

При этом даже если страховая компания выдала направление на ремонт и с потерпевшего не требуют каких-либо доплат, это не значит, что все проблемы решены и ему повезло.

Приведем простой пример:

Автомобиль Toyota Corolla, 2010 года выпуска. Виновник ДТП не соблюдал дистанцию и въехал Toyota’е в заднюю часть. По расчетам эксперта стоимость страхового возмещения без учета износа составили 140 000 руб., с учетом износа 90 000 руб. Если страховая компания направит автомобиль на ремонт, она должна будет заплатить на станцию технического обслуживания максимальную сумму – 140 000 руб. На практике, чтобы заработать на потерпевших страховые компании договариваются со станциями и платят на 15-20 % меньше. При этом станция тоже должна что-то заработать. Можно понять какого качества будет ремонт автомобиля…

В процессе ремонта по ОСАГО наши клиенты постоянно сталкиваются с плохим качеством ремонта, с не устраненными скрытыми повреждениями и даже с обычным обманом со стороны сотрудников СТО.

Попавшим на ремонт потерпевшим не выдают никаких документов (акт приема передачи, заказ-наряд, акт выполненных работ и т.п.) и они не знают, что будут делать с их автомобилем; вместо замены согласованных со страховой компанией элементов станции их ремонтирует; вместо новых оригинальных запасных частей станции ставят либо китайский не оригинал, либо б/у плохого качества и множество других вариантов.

    Кто поедет на ремонт после ДТП?

    Если владелец автомобиля купил полис ОСАГО после 28 апреля и обращается за возмещением вреда в свою страховую компанию (соблюдены условия прямого возмещения убытков — ПВУ), то его направят на ремонт. Денежную компенсацию в таких случаях теперь не выплачивают. Если договор ОСАГО заключен до 28 апреля, то можно настаивать на выплате, а можно поехать в автосервис. Тут все зависит от решения пострадавшего.

    Если условия ПВУ не соблюдены (например, столкнулось более двух автомобилей), то пострадавший обращается в страховую компанию виновника ДТП, и тут полис последнего становится приоритетным. Если виновник заключил договор ОСАГО до 28 апреля, то потерпевшему выплачивается компенсация, а если после вступления в силу нового закона — тогда обязательным становится ремонт.

    Для кого ремонт не является обязательным?

    Страховщик может предложить ремонт по ОСАГО вместо денежной компенсации любому пострадавшему, но есть те, кто может выбирать деньги вместо "натуры". К таким относятся юридические лица, иностранцы, а также физические лица, владеющие грузовым транспортом. Согласно новой редакции пункта 15 и новому пункту 15.1 статьи 12 закона об ОСАГО, на ремонт безальтернативно будут направляться только легковые автомобили, находящиеся в собственности граждан и зарегистрированные на территории России.

    Деньги также выплачиваются инвалидам I и II групп, в случаях полной гибели транспортного средства, смерти потерпевшего или причинении ему тяжкого или среднего вреда здоровью, если стоимость ремонта оказывается выше, чем страховое покрытие (400 тысяч рублей), а также в случае наличия письменного соглашения между пострадавшим и страховщиком.

    Как выбрать автосервис?

    Полный список автосервисов, соответствующих требованиям страховой компании, должен быть размещен на сайте страховщика. У станций техобслуживания (СТО) могут быть ограничения. Например, некоторые СТО будут ремонтировать только определенные марки машин определенных годов выпуска. У всех должны быть указаны примерные сроки ремонта. С 28 апреля 2017 года при покупке полиса ОСАГО у автовладельцев появилось право выбирать автосервис из такого списка, после чего выбранная СТО будет использоваться страховой "по умолчанию" для направления на ремонт. Автовладелец может и сам предложить любой другой автосервис для ремонта своей машины, но страховщик должен на это согласиться.

    Где находится автосервис?

    СТО должна располагаться на расстоянии не более 50 км от места ДТП или от места жительства потерпевшего. Расстояние высчитывается по дорогам общего пользования (как кратчайший путь в навигаторе), а отправную точку выбирает сам пострадавший в ДТП. То есть житель Москвы или Санкт-Петербурга, попавший в аварию в Москве или Питере соответственно, может легко быть направлен на ремонт на другой конец города или вообще за город.

    Если автосервис находится дальше полусотни километров, то доставку транспортного средства в таком случае оплачивает страховщик. Если потерпевший отказывается от транспортировки автомобиля на расстояние свыше 50 км, то ему выплачивается денежная компенсация.

    Какие запчасти будут использоваться?

    В законе четко прописано, что во время ремонта должны использоваться только новые запчасти. Однако производителя этих запчастей выбирает автосервис, а их оплату производит страховщик. Первому нужно уложиться в бюджет ремонта, а второму - максимально сэкономить, поэтому рассчитывать на "оригинал" не стоит.

    Что с заводской гарантией?

    Ремонт автомобилей, находящихся на официальной гарантии, должен осуществляться только официальными дилерами либо сервисами, имеющими договор с автопроизводителем. Увы, все машины по новому закону считаются гарантийными только в течение двух лет со дня их производства, а не со дня их продажи. Если ваша гарантийная машина окажется старше двух лет, ее отправят на любой автосервис из списка страховой. Случись какая поломка после такого ремонта, официальный дилер может начать увиливать от исполнения гарантийных обязательств. Решать вопросы придется через суд.

    К слову, двухлетнюю гарантию в России предлагают немецкие автопроизводители, правда, с недавних пор компания Audi увеличила срок гарантии на свои автомобили до трех лет. Во многих случаях дилеры продают "прошлогодние" автомобили с большими скидками, что, согласно новому закону об ОСАГО, также сильно сократит их гарантийность.

    Срок ремонта

    На отправку транспортного средства в автосервис по новому закону дается 20 рабочих дней, а если потерпевший предложил свой автосервис и страховая согласилась, то ждать придется до 30 рабочих дней. Ремонт должен быть выполнен в течение 30 рабочих дней, срок исчисляется со дня приемки автомобиля сервисом либо с момента передачи автомобиля страховщику для доставки на СТО. За каждый день сверх нормы страховщик будет выплачивать потерпевшему денежный штраф в размере 0,5% от суммы восстановительных работ. Например, если ремонт машины стоит 100 тысяч рублей, а срок его выполнения увеличился на 10 дней, то владелец получит пять тысяч. Однако общая сумма штрафа не может быть выше стоимости ремонта.

    Если на ремонт не хватает страховки

    Если ремонт стоит больше, чем покрывает страховая сумма (по состоянию на апрель 2017 года это 400 тысяч рублей), то владелец разбитого автомобиля может доплатить из своего кармана. Если страховая согласна, то заключается письменное соглашение. Если не согласна или если у владельца нет желания вкладываться в ремонт — выплачивается денежная компенсация.

    Гарантия на ремонт

    Гарантия на все ремонтные работы составляет 6 месяцев, а на работы по восстановлению лакокрасочного покрытия — один год. Все претензии по качеству ремонта необходимо высказывать страховой компании перед подписанием окончательных документов. В случае некачественного ремонта страховщик обязан организовать работу по устранению недостатков.

    Многие СТО уже отказались давать гарантию на ремонт для машин старше 5-7 лет. В качестве доводов автосервисы приводят пример с покраской царапины на ржавом крыле старой машины. Если все сервисы, отобранные страховой компанией, откажутся ремонтировать такой автомобиль, его владелец либо получит денежную компенсацию, либо согласится на ремонт без гарантии.

    Ответственность страховщика

    Если ремонт выполнен некачественно, а решения этой проблемы не последовало, то потерпевший вправе написать жалобу на страховую компанию в Российский союз автостраховщиков (РСА) либо в Банк России. Если Банк России за год выявит два или более нарушений порядка организации и оплаты восстановительного ремонта, он вправе ограничить право такого страховщика на натуральное возмещение. В этом случае страховая будет, как и раньше, платить исключительно денежную компенсацию.

При управлении ТС полис ОСАГО является обязательным условием. Согласно ПДД, отсутствие ОСАГО — это серьезное нарушение, которое наказывается штрафом. Во избежание этого, необходимо заблаговременно позаботиться о покупке страхового полиса.

Страховщики предлагают владельцам ТС разные виды договоров. Каждый страхователь выбирает подходящий тип страхования в зависимости от следующих факторов: количество лиц, имеющих потенциальное право управлять ТС; время, на которое требуется страховка (год, 6 месяцев, 3 месяца, несколько дней); сезонность применения; территория действия полиса; форма заключения договора.

Исходя из количества водителей, которых автовладелец допускает к управлению, есть возможность заключить договор с ограничением данных лиц либо без ограничений.


Что касается второго варианта, то он предполагает, что полис покроет ответственность любого водителя, который сядет за руль автомобиля. А если под управлением данного лица авто окажется в аварии, потерпевшей стороне будет выплачена компенсация за причиненный им ущерб. Однако стоимость страховки без ограничений, как правило, существенно выше, нежели у полиса, в котором указаны заранее определенные водители.


А теперь поговорим об ограниченной страховке. Данному виду страхования отдает предпочтение подавляющее большинство автомобилистов, поскольку он дает возможность сэкономить. Максимальное число водителей, которых можно внести в полис, — пять человек. Нужно указать их номера водительских удостоверений и ФИО. Страховая компания проверит их историю вождения и, основываясь на зарегистрированных авариях, а также информации о водительском стаже, рассчитывает стоимость страховки.


При покупке нового авто, у покупателя не всегда есть возможность поставить ее сразу на учет. Бывает, что необходимо перегнать авто в иной город либо даже регион страны. А поскольку в пути могут произойти непредвиденные ситуации и управлять ТС без полиса запрещено законом, существует еще один вид страхования — транзитный.

В последнее время электронные сервисы активно внедряются в гражданский оборот, что дает возможность экономить деньги и время. Подавать документы, совершать сделки, получать выписки и справки в электронном виде очень удобно. Не стала исключением и сфера страхования: с недавних пор можно оформить полис онлайн.

Где купить ОСАГО


Оформляя полис ОСАГО, водители стремятся получить максимальные гарантии выплат в случае возникновения ДТП. Однако не каждый обладатель ОСАГО получает финансовую компенсацию. В силу различных причин страховые компании отказываются перечислять денежные средства своим клиентам. Во избежание проблем с выплатами, необходимо правильно выбрать страховщика.


Для этого необходимо заранее изучить контракты, предлагаемые страховыми фирмами, и найти оптимальное соотношение между качеством и ценой. Усомниться в надежности фирмы вас может заставить наличие большого количества отрицательных отзывов о ней. Важным критерием надежности страховщика является наличие лицензии, так как получить какие-либо выплаты без соответствующего разрешения на деятельность фактически невозможно.

Также убедитесь, что лицензия СК не просрочена и не приостановлена. Иначе клиент, который подписал недействительное соглашение, может лишиться гарантий на получение компенсации. В РФ наибольшей распространенностью пользуются такие СК:

  1. «Росгосстрах».
  2. «СОГАЗ».
  3. «ВТБ Страхование».

Техосмотр для ОСАГО 2017


В последнее время процесс получения ОСАГО существенно изменился. Четыре года назад талоны техосмотра заменили диагностическими картами, в которых отображены все сведения касательно автомобиля, его характеристики, техсостояние, а также срок ее действия.

Изменения коснулись и техосмотра. Если ранее после оформления полиса и прохождения техосмотра водитель получал талон ТО, то сейчас нужна диагностическая карта. С нее и начинается процедура оформления ОСАГО.


Согласно законодательству, для новых авто техосмотр для ОСАГО устранен на три года. ТС с предыдущим годом выпуска будет рассматриваться как подержанное, хотя почти не было в эксплуатации. В таком случае ТС выполняется через два года.


При прохождении ТО необходимо иметь при себе такую документацию:

  • ПТС или свидетельство о его регистрации.
  • Документ, удостоверяющий личность автовладельца — права или паспорт.
  • Доверенность, если автовладелец отсутствует на процедуре.

ОСАГО с 25 сентября 2017 года, подробная информация


В конце сентября 2017 года в РФ вступили в силу некоторые изменения в статью закона об ОСАГО. На этот раз изменения коснутся возмещений за массовые аварии, где пострадало два и больше ТС. Теперь все такие столкновения без пострадавших, которые произошли после 25 сентября, предусматривают прямое возмещение ущерба.


Это значит, что потерпевший должен обращаться за получением страхового возмещения не в СК виновника, а к своему страховщику. Позже страховые фирмы сами между собой разберутся. При этом ответственность по выплате в любом случае лежит на СК виновника.

Что ждет водителей после 25 сентября 2017


Раньше прямое возмещение ущерба касалось только столкновения двух автомобилей. В других ситуациях автовладельцы были вынуждены обращаться в СК виновника. Как считают эксперты, изменения благоприятно скажутся на жизни автомобилистов, поскольку сделают их более защищенными, а также избавят от лишних хлопот при получении возмещения со стороны страховщика.