Меняем подшипники на генераторе ваз 2110. Сборка и установка генератора. Импортный или отечественный

Если в автомобиле сломался генератор, то необходим срочный ремонт. Данный электродвигатель отвечает за всю электронику машины. Без него можно доехать на аккумуляторе разве что до ближайшего автосервиса, пока батарея не закипит. Необычный шум со стороны этого ответственного узла говорит о серьезных проблемах.

Но не спешите списывать генератор при посторонних шумах, ведь он очень дорого стоит. В девяти из десяти случаев достаточно поменять его передний подшипник. Нужно лишь точно диагностировать. Если у снятого электродвигателя покрутить переднюю крышку, сломанный подшипник будет либо заедать, либо давать заметный люфт. Как произвести замену подшипника генератора, рассмотрим на примере автомобиля ВАЗ 2110.

Причины же поломки детали качения незамысловаты, к тому же одинаковы для всех авто. Перечислим их.

  • Вытекание смазки.
  • Окончание срока эксплуатации.
  • Жесткие условия работы.
  • Попадание влаги или соли.
  • Заводской брак.

Для замены подшипника на ВАЗ 2110 своими руками необходимо в первую очередь отсоединить, затем извлечь электродвигатель. Изложим всё по порядку, но сначала укажем, что приготовить для ремонта:

  • набор гаечных ключей;
  • отвертка;
  • молоток;
  • деревянный брусок;
  • кругляк;
  • съемник;
  • смазка «Литол».

Читайте также о и .

Итак, начнем.

  1. Отключаем аккумуляторную батарею.
  2. Откручиваем сверху гайку со шпильки генератора на регулировочном кронштейне, за несколько минут до этого побрызгав ВД-40 на резьбу.
  3. Снизу, из смотровой ямы, снимаем защиту двигателя, после чего откручиваем две нижних гайки крепления электродвигателя, тоже предварительно обработав их ВД-40.
  4. Отсоединив электропровода, достаем наш заветный узел через низ.
  5. Приготавливаем новые детали – подшипники генератора от ВАЗ 2110 номер 6303 (передний) и 6203 (задний).
  6. Разборку электродвигателя производим также с применением проникающей смазки. Первым делом, блокируя отверткой ротор, выкручиваем шкив.
  7. Оттягиваем защелки, затем демонтируем кожух электродвигателя.
  8. Снимаем щетки, а также выкручиваем 4 болта половин разбираемого узла. Перед тем, как располовинить узел, не забываем поставить метки несмываемым маркером.
  9. Отверткой поддеваем крышку, снимаем крышку в сборе с ротором и стандартной деталью качения.
  10. Чтобы демонтировать ротор с электродвигателя, накручиваем гайку на резьбу, дальше через деревянный брусок постукиваем молотком по гайке.
  11. Удаляем передний подшипник, аккуратно выбивая его таким же по диаметру кругляком. А именно, поскольку у подшипника от ВАЗ 2110 размеры небольшие, подойдет диаметр около 27 мм.
  12. Задний подшипник достаем при помощи съемника.
  13. Устанавливаем новые детали, нанеся смазку, далее производим сборку в обратной последовательности.

Итак, мы разобрались, как поменять подшипники на генераторе автомобиля ВАЗ 2110. По сути, это довольно несложный процесс. Просто нужно пройти много этапов, а значит, потратить определенное количество времени.

Раз уж мы заговорили о подшипнике для ВАЗ, естественным будет вопрос: как же с другими моделями ВАЗ? Есть ли там проблемы при производстве изучаемых нами работ?

Другая модификация

Что касается прямого собрата указанного выше автомобиля, то замена подшипников генератора на ВАЗ 2112 мало отличается от описанного процесса. Ведь начинка данных автомобилей фактически одинакова. Причем, маркировочный номер подшипника для ВАЗ 2112 идентичен упомянутому нами ранее, как на передний, так и на задний.

Для ремонтных действий потребуется тот же набор инструментов и приспособлений:

  • гаечные ключи;
  • кругляк и брусок;
  • съемник;
  • «Литол».

Порядок действий.

  1. Обесточиваем автомобиль от питания аккумулятора.
  2. Демонтаж нужного нам электродвигателя производим также, как у «десятки», поскольку он крепится аналогично.
  3. В описанной выше последовательности освобождаем нужные детали из сборочной единицы.
  4. Применив густую смазку, устанавливаем новые детали.

Мы не стали уделять много внимания этой инструкции, поскольку двигатель ВАЗ 2110 и двигатель ВАЗ 2112, по сути, одинаково скомпонованы, а модель генератора применяется в этих машинах одна и та же.

Четырнадцатая модель

Обратимся к другой модификации АвтоВАЗ. Далее разберем замену подшипника генератора в автомобиле ВАЗ 2114.



Причины поломки деталей здесь аналогичны приведенным нами в начале статьи. Ну а что нам пригодится для очередного ремонта, перечислим здесь кратким списком:

  • набор гаечных ключей;
  • отвертка;
  • молоток и кругляк;
  • смазка «Литол».


Распишем технологию ремонта по пунктам.

  1. Отсоединяем клеммы от аккумулятора.
  2. Ослабляем длинный регулировочный болт вверху демонтируемого узла, затем откручиваем нижнее крепление электродвигателя, предварительно обработав резьбовые соединения проникающей смазкой.
  3. Отсоединив все провода, извлекаем электродвигатель (можно попробовать через верх), а также готовим новые детали. Их номера 180302 и 180201.
  4. Откручиваем пластиковую крышку электродвигателя, демонтируем щеткодержатель и регулятор напряжения. Заодно изучаем степень износа щеток.
  5. Отверткой отделяем статор от крышки. Здесь, возможно, пригодится молоток, но делаем всё предельно аккуратно!
  6. Раскручиваем гайку с области шкива и отделяем крыльчатку.
  7. Извлекаем подшипники и устанавливаем новые, нанеся густую смазку.
  8. Сборка делается от обратного



Легко понять, что процедура напоминает описанный нами процесс для случая с «десяткой». То есть особой сложности совокупность этапов опять-таки не вызывает. Но бывает, что у некоторых владельцев автомобилей ВАЗ с передним приводом либо нет времени делать ремонт своими руками, либо нет условий, либо достаточно средств для обращения в автосервис.

Сколько стоит ремонт?

Поэтому мы затронем и такой важный момент, как величина средней стоимости частичного ремонта электрогенератора на автосервисе.

Чтобы сделать выборку по крупным городам РФ, возьмем для примера такую операцию, как установка нового подшипника на генераторе ВАЗ 2110. Результаты представим нижеследующей таблицей.

Добавим, что купить сам подшипник на генератор ВАЗ 2110 можно по невысокой цене, в пределах ста рублей за весь комплект, состоящий из двух стандартных деталей качения.

В любом автомобиле имеется два источника питания — электрогенератор и аккумулятор. Причем последний необходим для запуска двигателя внутреннего сгорания, а первый — для обеспечения напряжением потребителей во время работы. Иногда необходима замена подшипника генератора ВАЗ 2110, так как от постоянных нагрузок он приходит в негодность.

Чаще всего высыхает смазка, а это приводит к увеличению силы трения и разрушению механизма. Но вместе с заменой подшипников на генераторе требуется провести диагностику всех остальных узлов, чтобы в дальнейшем обеспечить наилучшую работу источника питания.

Устройство автомобильного генератора

Основа — это корпус, в котором размещены все узлы устройства. Корпус состоит из трех частей.

  1. Передняя крышка.
  2. Задняя крышка.
  3. Средняя часть с обмотками.

Причем в первом и втором узлах расположен подшипник генератора ВАЗ. С их помощью ротор вращается в средней части (статоре). Выполнены эти части из легкого металла — алюминия, который еще и не намагничивается. В статоре имеется трехфазная обмотка. С нее при работе генератора снимается напряжение.

Ротор с одного края имеет резьбу и шпоночную канавку. С помощью таких несложных элементов производится крепление крыльчатки и шкива. На ВАЗ 2110 ранних выпусков (с карбюраторной системой впрыска) использовались шкивы под клинообразный ремень. Аналогичные долгое время применялись на автомобилях ВАЗ 2108-21099.

Позже стали использоваться широкие многоручейковые ремни. Они намного лучше показывают себя в работе и обеспечивают большее передаточное число за счет уменьшения диаметра шкива. Крыльчатка, расположенная сразу за шкивом, необходима для охлаждения генератора ВАЗ 2110.

Во время работы происходит сильный нагрев обмоток и корпуса устройства. Поэтому возникает необходимость в принудительном обдуве.

Ротор имеет обмотку возбуждения, которая включена в цепь питания через регулятор напряжения и лампу на приборной панели. Последняя сигнализирует о том, есть ли на выходе генератора напряжение. Для выпрямления тока, полученного на обмотках статора, необходим диодный мост.

Это набор из шести полупроводников, который представляет собой двухполупериодный трехфазный выпрямитель постоянного тока. Конденсатор, включенный в цепь после диодного моста, сглаживает пульсации, отсекая переменную составляющую выпрямленного напряжения. Щетки генератора ВАЗ 2110 расположены в одном корпусе с регулятором напряжения и их замена производится одновременно.

Принцип работы

Замена генератора — это крайняя мера, исправить некоторые поломки можно с помощью тщательного ремонта. Придется заменить большинство элементов, но это выйдет намного дешевле, чем покупка нового механизма. Самое страшное — это выход из строя обмоток статора. Только их вряд ли получится перемотать в домашних условиях, придется обращаться к специалистам.

Но такая неполадка случается крайне редко и то из-за несоблюдения условий эксплуатации генератора. Если на него попадает вода, масло, прочие жидкости, в скором времени вы получите короткое замыкание. Это мгновенное увеличение силы тока в цепи до бесконечно огромной величины.

Следствие этого — разрушение структуры проводов, их оплавление и обрыв. Теперь о принципе работы автомобильного генератора. Понятно, что при выключенном зажигании он полностью обесточен, напряжение имеется только на проводе, который подходит к нему от аккумуляторной батареи.


Особенности строения генератора на ВАЗ 2110.
1 – кожух; 2 – вывод «В+» для подключения потребителей; 3 – помехоподавляющий конденсатор 2,2 мкФ; 4 – общий вывод дополнительных диодов (присоединяется к выводу «D+» регулятора напряжения); 5 – держатель положительных диодов выпрямительного блока; 6 – держатель отрицательных диодов выпрямительного блока; 7 – выводы обмотки статора; 8 – регулятор напряжения; 9 – щеткодержатель; 10 – задняя крышка; 11 – передняя крышка; 12 – сердечник статора; 13 – обмотка статора; 14 – дистанционное кольцо; 15 – шайба; 16 – конусная шайба; 17 – шкив; 18 – гайка; 19 – вал ротора; 20 – передний подшипник вала ротора; 21 – клювообразные полюсные наконечники ротора; 22 – обмотка ротора; 23 – втулка; 24 – стяжной винт; 25 – задний подшипник ротора; 26 – втулка подшипника; 27 – контактные кольца; 28 – отрицательный диод; 29 – положительный диод; 30 – дополнительный диод; 31 – вывод «D» (общий вывод дополнительных диодов)

А вот при включении зажигания напряжение подается на обмотку ротора (обмотка возбуждения). Без питания этой цепи невозможна работа всего генератора ВАЗ 2110. Когда ротор приводится в движение, вокруг него образуется магнитное поле. А это самое главное условие для работы генераторных установок.

Движение и магнитное поле — это то, без чего не сможет функционировать ни один источник энергии подобного типа. В статорных обмотках возникают заряженные частицы. В итоге на выводах имеется некоторая разность потенциалов. Всего три обмотки на статоре, все их начала соединены в общей точке. Такая схема соединений называется «звезда». Она знакома тем, кто сталкивался с проблемой подключения асинхронных двигателей к трехфазной сети.

В итоге на выходе автомобильного генератора получается напряжение, оно переменное и стабилизированное (за счет стабилизации напряжения питания обмотки ротора). Следующий этап — это выпрямление при помощи полупроводниковых диодов. В результате получается постоянное напряжение, которое фильтруется конденсатором большой емкости.

1. Отсоедините клемму провода от «минусового» вывода аккумуляторной батареи.

2. Снимите защиту двигателя, если она у вас установлена. Для этого с левой и правой стороны защиты двигателя отверните по два самореза крепления защиты к грязезащитным щиткам моторного отсека. Затем головкой на «10» открутите два болта заднего крепления защиты двигателя. Теперь, удерживая защиту, головкой на «10» отверните пять гаек переднего крепления защиты двигателя и снимите ее.

3. Ослабьте затяжку гайки крепления генератора к верхнему кронштейну и вращайте ключом на «10» регулировочный болт против часовой стрелки, уменьшая натяжение ремня генератора. Сдвиньте генератор к блоку цилиндров и снимите ремень со шкивов генератора и коленчатого вала.

4. Отсоедините колодку провода от клеммы «D+» генератора. Отведите защитный резиновый колпачок от вывода «В+» генератора и головкой на «10» открутите гайку крепления наконечника проводов и снимите наконечник проводов с вывода генератора.

5. Головкой на «13» открутите гайку верхнего крепления генератора и регулировочный болт. Затем снимите натяжную планку.

6. Головкой на «13» открутите гайку болта нижнего крепления генератора и вытащите распорную втулку.

7. Придерживая генератор рукой, вытащите болт его нижнего крепления и снимите генератор.

8. Займитесь разборкой генератора. Головкой на «8» открутите гайку и снимите клемму с вывода «D+» генератора. Головкой на «8» отверните три гайки крепления кожуха и снимите кожух генератора.

9. Снимите три шайбы со шпилек крепления кожуха генератора. Маркером пометьте взаимное положение крышек генератора.

10. Головкой на «7» открутите четыре болта, стягивающих крышки, и снимите заднюю крышку со статором в сборе.

11. Наденьте на гайку крепления шкива генератора высокую головку на «24» и через ее отверстие вставьте шестигранник на «8» в отверстие вала ротора. Открутите гайку крепления шкива генератора, зажав головку на «24» трубным ключом или в тисках.

12. Снимите пружинную шайбу, шкив и распорную шайбу. Вытолкните вал ротора из передней крышки.

13. Для замены переднего подшипника шлицевой отверткой открутите четыре винта крепления прижимной пластины подшипника и снимите ее. Руками вытолкните подшипник из гнезда. Если руками вытолкнуть подшипник не удается, выбейте его с помощью оправки или инструментальной головки подходящего диаметра.

14. Для замены заднего подшипника двухзахватным съемником спрессуйте подшипник с вала ротора. Для установки новых подшипников генератора выполните все описанные операции в обратной последовательности.

После того, как снимите ремень генератора, проверьте его состояние на предмет обнаружения трещин, разрывов и отслоения резины от тканевой основы. В случае необходимости замените его.

Если статор не выходит из передней крышки, зацепите его отверткой с разных сторон относительно передней крышки.

При спрессовывании подшипника генератора с помощью двухзахватного съемника следите за тем, чтобы винт съемника упирался точно в центр вала во избежание повреждения пластмассового изолятора контактных колец ротора. Для установки захватов съемника на пластмассовой втулке ротора выполнены две лыски.

При появлении подозрительного свиста на работающем моторе со стороны ремня ГРМ необходимо провести диагностику. Для этого скидываем генераторный ремень и запускаем двигатель. Если звук сохраняется – необходимо менять натяжной ролик, ну а если пропал, вам придется разобраться, как поменять подшипники на генераторе ВАЗ 2110.

Демонтаж генератора с автомобиля

Замена подшипников генератора ВАЗ 2110 предполагает снятие детали с автомобиля.
В первую очередь снимаем его ремень. Для снятия ремня необходимо ослабить крепящую гайку и болт регулировки.

Сняв ремень, запускаем двигатель, чтобы убедиться, что свист пропал.


Скидываем клеммы с аккумулятора и откручиваем провода.


Генератор снимается снизу. Чтобы открутить нижнее крепление, снимаем защиту картера, можно только ее переднюю часть.


Разбираем и меняем

В первую очередь, для осуществления замены подшипника генератора ВАЗ 2110 надо открутить шкив, для чего нам понадобится отвертка и накидной изогнутый ключ.


Снимаем кожух, оттягивая пластиковые защелки


Отвинчиваем и достаем щеточный узел и регулятор напряжения в «одном лице».
Чтобы располовинить генератор, надо открутить четыре болтика.


Прежде чем снять крышку – оставляем метки, чтобы потом правильно собрать.


На резьбу ротора необходимо накрутить соответствующую гайку


Чтобы успешно стянуть ротор с переднего подшипника в крышке, обеими руками берем за ушки генератора и аккуратно стучим деревяшкой по гайке.


Как поменять подшипник на генераторе ВАЗ 2110 видно из изображения. Подходящей головкой (в нашем случае – 27) выбиваем старый. Далее – аккуратно смазываем новый, и с помощью уже снятого запрессовываем его на место. Завальцовываем зубилом края для надежной фиксации.





Задний подшипник снимается большим рожковым ключом в качестве рычага, или с помощью толстой отвертки и молотка.


Забиваем на место новый подшипник, используя подходящий кусок трубы.


После того, как замена подшипников генератора ВАЗ 2110 своими руками выполнена успешно, можно приступать к сборке.
Начинаем сборку с передней крышки, обращая внимание на метки, а далее в обратной последовательности.

Можно с огромной уверенностью сказать, что без генератора автомобиль работать не будет. И чтобы это понять, не нужно быть автомехаником. Как показывает практика, чаще всего из строя выходит ремень, который достаточно быстро изнашивается. Он начинает «свистеть», что свидетельствует о недостаточном натяжении и его проскальзывании. Но еще чаще требуется замена подшипников генератора ВАЗ-2110. Давайте как раз об этом и поговорим.

Подшипник генератора ВАЗ-2110

Прежде чем приступить непосредственно к ремонтным работам, вам необходимо выполнить ряд подготовительных мероприятий. Например, снять генератор, очистить его от грязи и пыли, при необходимости протереть чистой ветошью. Перед демонтажем не забудьте отсоединить «минус» от АКБ. Сразу отметим, что есть передний и задний подшипник генератора. Большинство специалистов рекомендуют выполнять замену в комплексе, именно так мы и поступим. В принципе, это вполне обоснованное решение, так как замена одного подшипника не улучшит работоспособности, если второй находится на грани разрушения. Из инструмента вам понадобится на «8», а также обычная плоская отвёртка. Желательно иметь при себе еще рожковой ключ, обычную головку на «27» и глубокую на «19». Этого должно быть вполне достаточно, поэтому замена подшипников генератора ВАЗ-2110 не должна вызвать проблем. А сейчас давайте рассмотрим пошаговую инструкцию снятия.

Как снять и установить задний подшипник генератора ВАЗ-2110



Перед тем как приступить к работе, пометьте маркером при помощи мела месторасположение задней крышки. Обратите внимание, что демонтаж выполняется вместе с обмоткой статора. Теперь используем специальный съёмник; если такового не имеется, то подойдёт большой рожковой ключ. Им необходимо зацепить подшипник и попытаться его достать. Но проблема заключается в том, что если он плотно сидит, а так и должно быть, то необходимо применить молоток. Лёгкими ударами по ключу двигаем подшипник, пока он не выйдет из посадочного места. После того как он будет демонтирован с вала, вы можете установить новый или же починить старый. Опять же, установка осуществляется с натягом, поэтому понадобится всё тот же съёмник или ключ. Лёгкими ударами нужно напрессовать подшипник на вал и проверить, чтобы не было люфта. Теперь переходим к следующему этапу, который по сложности практически ничем не отличается.

Демонтаж переднего подшипника и его установка

На первом этапе необходимо провести аналогичную процедуру маркировки крышки (передней). Не забудьте этого сделать, так как потом на регулировку уйдёт достаточно много времени. Теперь можете её снять при помощи ключа на «8». Достаточно отвернуть 4 болта. Используя специальный съёмник и молоток, выбиваем подшипник. Обратите внимание, что если вы планируете его ремонтировать, то делать это нужно аккуратно, не разрушая внешнее кольцо и тело качения. Перед тем как поставить новый, смажьте посадочное место. Это нужно по нескольким причинам. Во-первых, без смазочного материала ухудшается стабильность работы, повышается температура и увеличивается а это уже повышенный износ. Во-вторых, отсутствие твёрдой смазки приводит к скрипу. Что же касается установки, то для этого можно использовать старый подшипник. Его нужно положить на новый и при помощи молотка аккуратными ударами напрессовать.

Немного о ремонте

В 90% случаев ремонт подшипника генератора ВАЗ-2110 - это пустое занятие. Сейчас вы поймете, почему именно. Дело в том, что подшипник - это не такая дорогостоящая, но в то же время достаточно ответственная и сложная в изготовлении деталь. Переточка может привести к нестабильной работе. Единственное, что вы можете сделать, это нанести смазочный материал и очистить посадочное место от инородных включений, таких как грязь и т. п. В принципе, замена подшипников генератора ВАЗ-2110 не занимает много времени. Сложно сказать, сколько у вас уйдёт сил на выполнение данной работы - многое зависит от наличия практического опыта и марки автомобиля. Но после того как вы это сделаете это один раз, потом уже будет проще.

Заключение

Если вы услышали странный гул, то вполне вероятно, что дело именно в подшипниках, но не спешите идти за новым комплектом в магазин. Для начала необходимо выполнить проверку. Первым делом требуется сделать визуальный осмотр, посмотрите, есть ли сколы, задиры, следы коррозии и т. п. Даже если будет замечена трещина, нужно менять подшипник. Идите в магазин, где вы сможете купить подшипник генератора ВАЗ-2110, размеры которого подбираются по старому образцу или номеру. Как устанавливать его, вы уже знаете. Не забудьте проверить шкив на наличие дефектов, так как это является очень важным моментом. Не должно быть ощутимого люфта, но и перемещение на валу не должно быть затруднено. На этом замена подшипников генератора ВАЗ-2110 окончена, проверьте, исчезла ли проблема. Если да, то мы всё сделали правильно, если нет, то ищем, где ошиблись.