Контрактный двигатель как оформить. Замена двигателя: можно ли обойтись без регистрации изменений

Замена двигателя на автомобиле на более мощный или, как его еще называют, engine swap, впервые имела место в тридцатые годы в Америке. Сейчас же этим занимаются везде, и мы разберемся, как это сделать у нас в стране.

Замена двигателя на другой – откуда пошла такая мода?

В то время на территории США был распространен «сухой закон», и изобретательные бутлегеры, занимающиеся доставкой запрещенного алкоголя, устанавливали под капот своих «железных коней» более , которые давали возможность без особого труда ускользнуть от полиции. Следующий пик популярности такой замены пришёлся на пятидесятые годы, когда вошли в моду хот-роды, иными словами – старые, раритетные автомобили, на которые устанавливали новые популярные многолитровые движки.

В общем, жители США могли себе позволить такие маневры, так как им не нужна регистрация двигателя при замене. Что же насчет Европы, Японии и России, то здесь данная процедура всегда была более затруднительной и требовала оформления, однако это не помешало обрести популярность engine swap и на этих территориях.

В принципе, данная операция является весьма сложной, не только с позиции бюрократической тяжбы (вы еще раз задумаетесь, когда узнаете, как оформить замену двигателя документально), но и с практической стороны.

Регистрация двигателя при замене – нужна или нет?

Для этого требуются большие материальные вложения и некоторые навыки, особенно, если есть желание сделать все самому. Правда, сейчас все же набирает популярность замена двигателя на другой, оформление 2013 года стало намного проще, но все равно повозиться придется изрядно. Поэтому на такой шаг решаются либо отчаянные фанаты своих автомобилей, либо по вынужденной необходимости, например, из-за повреждения старого агрегата вследствие аварии.

Также иногда моторы выходят из строя и по ряду других причин: неправильный уход или банальный износ, в этом случае его тоже актуально заменить на более мощный агрегат, тем более что можно будет купить двигатель б/у, снятый с разбитого авто, а значит, его себестоимость значительно снижается. При этом такой монтаж обойдется куда дешевле и проще, нежели либо установка турбонаддува.

Но прежде, чем идти на подобный шаг, следует уточнить все нюансы, особенно, в каких отношениях сейчас замена двигателя и закон. Как упоминалось выше, процедура оформления значительно упростилась, вернее по новому законодательству сотрудники ГАИ не должны сверять номер движка с указанным в документации. А при идентификации авто будет фигурировать только лишь VIN-код и номер кузова. Однако это не дает права однозначно ответить на вопрос, нужно ли регистрировать замену двигателя, из-за ряда подводных камней.

Замена двигателя на более мощный – подводные камни закона

Если рассматривать данную ситуацию с юридической точки зрения, то теперь, меняя один силовой агрегат на другой, в ГАИ ничего оформлять не надо, так как никто на его номер смотреть не будет. Однако в документах указывается марка движка, и на нее-то как раз могут обратить внимание. Поэтому при перестановке мотора на аналогичный никаких вопросов возникнуть не может, но если есть желание поставить совершенно другую модель, тогда стоит ознакомиться с тем, как происходит замена двигателя автомобиля, порядок оформления данной процедуры тоже стоит изучить подробнее.

В принципе, порядок вряд ли будет осложнен чем-то кроме добычи справки НАМИ и регистрацией в ГАИ.

Случается, что делается замена двигателя на менее мощный. Тут уж, рассматривая этот вопрос со стороны налогооблажения, возникают некоторые нюансы, ведь, по сути, для авто с более слабым мотором сумма налога будет более низкой . И без особого внимания со стороны закона к таким операциям существенно снизится приток денежных средств в казну, так что вряд ли это долго останется без изменений. Сейчас такая замена делается довольно часто, ибо налог растет высокими темпами, но все больше автовладельцев понимают, скоро все это начнет преследоваться.

Мнение эксперта

Руслан Константинов

Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.

Сделать свап своими руками, не имея достаточного опыта, довольно проблематично, и дело не столько в юридическом, сколько в техническом вопросе. Для начала лучше заняться поиском квалифицированных специалистов, который смогут качественно заменить старый двигатель на более мощный, учитывая при этом индивидуальные условия заказчика.
На следующем этапе следует выбрать подходящий двигатель, благо на вторичном рынке можно найти самые разные варианты. При этом к вопросу нужно подойти со всей ответственностью: контрактные моторы не всегда бывают в отличном техническом состоянии, нередко возникают ситуации, когда такие силовые установки приходится ремонтировать через какое-то время. Хорошо, если ремонт мелкий, но бывает, требуется и капитальный.
После покупки ДВС и перед его установкой важно учесть нюансы юридических особенностей регистрации такой модернизации. Для этого как минимум понадобятся документы, подтверждающие законность сделки купли-продажи двигателя, подтверждение установки мотора в специализированном сервисе, имеющем разрешение на подобный вид деятельности.
Важно и правильно делать свап мотора именно в таких мастерских, где сотрудники занимаются подобными вещами постоянно и на профессиональном уровне. Как правило, в таких случаях клиенту предоставляется услуга по составлению сметы, помощь в поиске подходящего силового агрегата (в том числе совместимого с КПП и другими узлами). В некоторых случаях предоставляется помощь в решении юридических вопросов.

Есть и еще один минус упрощения закона относительно замены моторов, ведь теперь в случае угона авто его двигатель, также как и остальные детали, не имеющие номеров и нигде не регистрирующиеся, можно будет продать без особых проблем. Так что нужно будет быть более осторожным, покупая своей ласточке новое «сердце». Оформлять замену двигателя или нет, решать только самому хозяину автомобиля. А что же насчет закона, так он достаточно неоднозначен в данном вопросе.

После того как были опубликованы свежие правила регистрации транспортных средств, сообщество автовладельцев ведут жаркие споры по поводу документов на контрактные двигатели. Некоторые уверены, что двигатель - это просто запасная деталь, которому документальное подтверждение не нужно.

Однако, велико удивление водителей, когда пытаясь выставить на продажу или провести переоформление авто вдруг узнают, что без документов на движок у них ничего не проходит.

А также после замены устаревшего движка на более новый и серьезный агрегат вдруг с удивлением реагируют, когда ГАИ штрафует на серьезные суммы, привлекая чуть ли не к уголовной ответственности.

Если разобраться во всем этом конкретно, то следует копнуть юридические нюансы темы.

Как преодолеть распространенные заблуждения и решить проблемы с регистрации ДВС без проблем?

Многие думают, что якобы сотрудники ГИБДД не вправе требовать какой-либо информации о двигателе при остановке ТС и впадают в ступор. Вопросы возникают во время постановки на учет и прохождения техосмотра. Является загадкой, на чем основана уверенность неосведомленных автовладельцев о том, что сотрудники не имеют права спрашивать номерной оттиск силового агрегата.

Им кажется, что требование по своей сути выходит за рамки закона, и провоцируют ненужный конфликт. Следует помнить четко, что несмотря ни на какие изменения в законах, номер двигателя был и остается официальным идентификатором, имеющим юридическую силу.

Номер двигателя может и не указываться открыто в свидетельстве о регистрации, но в паспорте ТС (транспортного средства) и в сети общей базы, номер ДВС существует, так, же как и нумерация кузова и шасси, цвет автомашины и объем движка.

Автовладельцы правы только в одном, что во время проведения технического осмотра, а также регистрации, номерные идентификаторы двигателя не подлежат проверке. Но, при замене двигателя водитель все-же обязан оформить этот факт в ГИБДД.

Возьмем самый банальный пример, замена устаревшего агрегата на новый двигатель с аналогичными характеристиками. Здесь требуется обновить информацию в паспорте транспортного средства. Но немногие помнят, что паспорт автомашины и регистрационное свидетельство являются двумя разными документами. Для автомобиля важным является именно паспорт ТС, так как именно его данные попадают в автоматическую учетную базу.

Существует заблуждение, что якобы при продаже автомобиля или его покупке требовать идентификацию силового агрегата никто не будет. Юридические действия при замене двигателя должны происходить в обязательном порядке. Опытные автовладельцы прекрасно знают, что несмотря на упрощение процедуры регистрации двигателя, юридическая ответственность за нарушения осталась по-прежнему.

При обнаружении какого-либо несоответствия предоставленной информацией о двигателе, минимальная неприятность, это буксировка транспортного средства на штрафную стоянку до выяснения обстоятельства, к тому же еще оплата этого из кармана автовладельца. Максимальное наказание тут - уголовный процесс, в случае манипуляции с номерным оттиском на двигателе.

Перечислим основные моменты оформления сопутствующей документации при замене двигателя. С 2013 года ввели порядок, который требует, чтобы регистрация транспортного средства сопровождался указанием уникального VIN-кода. Этот код закрепляется автомобилю прямо с конвейера и имеет 17 символов.

Что же в этом коде зашифровано? Это, год выпуска автомашины, страна и завод-изготовитель, также там есть тип транспортного средства, номерной знак кузова и данные силового агрегата.

Есть особенности в процессе замены двигателя. Оформление не требуется если характеристики нового двигателя совпадают с параметрами старого, который подтверждается в VIN-коде. Будет достаточно, если информация обновится в паспорте технического средства и учетной базе. Для этой цели понадобятся нижеперечисленные документы:

  • Паспорт транспортного средства (копия и оригинал).
  • Гражданский паспорт с копией.
  • Свидетельство о регистрации автомашины.
  • Страховой полис.
  • Справка-счет для нового двигателя.
  • Таможенная декларация если двигатель заграничный
  • Сертификат сервисной станции, где менялся силовой агрегат с копией
  • Акт проведенных работ сервисной станцией, в котором содержится подтверждение того что реконструкция системы не проводилась и все совпадает с требованием ГОСТ-а.

Для спокойствия в душе, рекомендуется предоставить все вышеперечисленные документы в РЭО ГИБДД по месту регистрации и написать в произвольной форме заявление о произведенной замене двигательной установки. Инспекция выполнит сверку номера и уведомит о времени обращения за результатом. Условие - транспортное средство должно уже находится на учете ГИБДД!

Следует знать, что от автовладельца потребуется внести обязательный платеж в размере 1 300 рублей, так как квитанция госпошлины дополняет список документов! Также подлежит переоформлению и страховое свидетельство, так как она содержит прежнюю информацию о ПТС и двигателе.

Опыт подсказывает, что при покупке нового двигателя лучше придерживаться регламента и зарегистрировать двигатель. Торговая точка обязана обеспечить вас справкой-счетом, а договор о покупку или продаже должен предоставить частное лицо если вы приобретаете двигатель с рук. Сверка номера двигателя всегда необходима.

Ситуация с контрактным двигателем другой модели

Замена или установка двигателя более мощной конфигурации потребует особого регламента в оформлении, так как это уже считается внесением изменения в конструкцию транспортного средства, которая влечет за собою переделку и модернизацию всех остальных систем автомобиля. Необходимые процедуры в нижеследующем списке:

  • Технический осмотр вашей «железной лошадки» и направление в НАМИ
  • Получение заключения о модернизации силовой части в НАМИ
  • Получение диагностической карты сервисного центра с наличием сертификата на замену двигателя
  • Свидетельство о внесении реконструкции с подписью директора и печатью сервисной станции

Проверяйте на присутствие всех справок и документов из вышеперечисленных списков, а также их копии. По окончании всех процедур с оформлением и готовности всех справок, нужно их отнести в отделение ГИБДД. После проверки всей внесенной информации, владелец получает новый паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации ТС.

После всей этой утомительной бумажной волокиты остается только, не спеша перепроверить все документы на зарегистрированный двигатель, и убедиться, что нет ошибок или опечаток.

Любые автомобили периодически нуждаются в замене автозапчастей. Как правило, всё это происходит без отметок в паспорте транспортного средства и прочих бюрократических проволочек. Однако могут случиться и более глобальные замены, например - установка нового двигателя. Как оформить замену двигателя и нужно ли для этого обращаться в ГИБДД?

Нужно ли оформлять замену двигателя?

Правила государственной регистрации и учета транспортных средств гласят следующее: при установке идентичного мотора с таким же рабочим объёмом, весом и мощностью переоформлять автомобиль не нужно. Но позвонить в МРЭО всё-таки лишним не будет. Там вы сможете выяснить, не снят ли этот двигатель с угнанной машины.

Можно ли заменить двигатель на другой, отличающийся объёмом и прочими параметрами? Конечно, вы имеете право установить другой агрегат, но в этом случае замену придётся согласовать с Госавтоинспекцией. Сначала в ведомстве рассмотрят, есть ли в вашем случае техническая возможность переоборудовать автомобиль, а затем выдадут разрешение. После этого нужно будет обратиться в МРЭО, где в новый технический паспорт запишут другой объём двигателя.

Если вы до сих пор пользуетесь старым свидетельством о регистрации ТС, где записан номер двигателя, то при установке любого мотора свидетельство придётся поменять. По новым правилам номер двигателя больше не записывают в свидетельство о регистрации автомобиля. Поэтому если документ вы не замените, могут возникнуть проблемы. Ведь в техпаспорте у вас будет указан один номер, а на машине будет стоять двигатель с совсем другими номерами.

Сбор документов для регистрации двигателя ТС

Итак, для того чтобы оформить замену двигателя, нужно подготовить следующие документы:

  • паспорт технического средства - оригинал и копию;
  • свидетельство о регистрации автомобиля;
  • оригинал и копию паспорта;
  • страховой полис автомобиля;
  • справка-счет и таможенная декларация на двигатель;
  • документ, который свидетельствует о передаче машины из сервиса, где устанавливали двигатель. В данной бумаге должно быть указано, что все изменения соответствуют требованиям ГОСТа;
  • сервис-центр также должен вам выдать копию сертификата, с указанием о проведённой операции по замене агрегата.

Собрав все эти документы, вам нужно будет прийти в регистрационно-экзаменационный отдел, где вы сможете написать заявление на замену двигателя. После этого проходит сверка номеров агрегатов, и наконец, вы можете отдать заявление и все собранные заранее документы инспектору ГИБДД.

Важные замечания

Как заменить двигатель, чтобы в дальнейшем не было никаких проблем? Замену нужно производить на СТО, которая имеет необходимые сертификаты. Если двигатель привезли недавно и в городе он не зарегистрирован, его отправляют в городскую ГИБДД на экспертизу. Там специалисты выдадут документ, что номер действительно изготовлен на заводе и никаким изменениям не подвергался.

И самое главное - двигатель нужно покупать только законным путём. Можно приобрести его как в магазине, так и у частного лица. Но в любом случае продавец обязан предоставить вам справку-счет или составить договор купли-продажи. Любой из этих документов обязательно должен быть заверен печатью.

Действующий порядок регистрации автомобилей и другого транспорта предусматривает, что авто регистрируется «в сборе» – то есть именно в том виде, в каком она находится на момент первичной постановки на учёт. Среди прочего это означает, что важнейшие детали (такие как кузов, двигатель и т. д.), если они имеют индивидуальные номера – регистрируются в документах и базах данных ГИБДД тоже.

Регистрация преследует двоякую цель:

Однако возможны ситуации, когда по какой-то причине приходится менять один из ключевых узлов – в частности, двигатель. Неважно, какова причина для этого – фатальная поломка с невозможностью ремонта, авария, что-то ещё. Важно, что эксплуатация машины в дальнейшем возможна только с другим двигателем – который, разумеется, будет иметь уже другой индивидуальный код.

Можно ли внести изменения в документы ГИБДД в связи с этим? Да, такая процедура допустима. Она регламентируется рядом нормативных актов. В частности, приказ МВД РФ №605 от 2013 года содержит регламент того, что нужно сделать при замене двигателя.

Как зарегистрировать другой мотор? Согласно регламенту, автовладельцу стоит выполнить следующие основные шаги:

  1. Подача заявления в МРЭО ГИБДД.
  2. Оплата пошлины.
  3. Получение документов на автомобиль со внесёнными изменениями.

Также не стоит забывать про приказ МВД №1001 , по которому на двигатели вновь был введён обязательный учёт. Хотя двигатель и рассматривается сейчас как запасная часть автомобиля (а замена запчастей разрешена), он является номерным агрегатом и его данные вносятся в документы на машину.

В результате процедура замены двигателя может проходить в двух вариантах:

Важно! В некоторых случаях автовладельцу, ставящему на машину новый двигатель, придётся оплатить государственный сбор за утилизацию старого.

Без этого мотор будет продолжать стоять на учёте, внести изменения в документы на машину будет нельзя – а это означает, среди прочего, и запрет на эксплуатацию.

Однако это правило касается лишь двигателей для иномарок, которые были ввезены после сентября 2012 года. Если мотор был импортирован в Россию раньше – его можно ставить на учёт и без оплаты утилизационного сбора.

Ответственность водителя


В том случае если автовладелец должным образом не провёл регистрацию нового мотора (или другого номерного агрегата), его ждёт ответственность в соответствии со ст.12.1 КоАП РФ . Она предусматривает следующие виды наказания:

  • При первом задержании инспектором ГИБДД – штраф от 500 до 800 рублей.
  • Если ранее штраф уже накладывался, но нарушение так и не было исправлено – либо штраф в 5000 рублей, либо лишение прав от 1 до 3 месяцев.

В том случае если мотор был снят с угнанного автомобиля и владелец при покупке знал об этом – его ждёт уже уголовная ответственность по ст.175 УК РФ .

Она предусматривает:

  • В общем случае – от штрафа до 40 тысяч рублей до лишения свободы до 2 лет.
  • В отношении автомобиля целиком – от ограничения свободы до 3 лет до лишения свободы на 5 лет (со штрафом до 80 тысяч или без него).
  • Если же использовалось служебное положение, максимальное наказание – до 7 лет лишения свободы.

Порядок процедуры

Для того чтобы поставить на учёт авто с новым мотором, заявителю нужно выполнить несколько шагов. Что именно требуется в соответствии с действующим законодательством?

Подача заявления в МРЭО

В том случае если на автомобиле установлен новый двигатель тех же характеристик, что и раньше, от владельца требуется только проверка его по учётам ГИБДД. В заявлении указываются его характеристики и индивидуальный номер. В свою очередь МРЭО ГИБДД проверяет по своим учётам именно этот номер, а сотрудник должен убедиться, что номер настоящий, а не был перебит.

В этом случае владелец автомобиля с новым номером двигателя подаёт заявление в МРЭО на регистрацию, указывая в нём:


По состоянию на 2018 год требуется, чтобы при замене двигателя был заменён ПТС.

Иначе владелец машины может быть подвергнут административной ответственности. В свою очередь сотрудники ГИБДД проверяют по своим базам данных, является ли новый мотор запчастью, учитываемой по угонам. Кроме того, после введения правила об утилизационном сборе они проверяют, был ли надлежащим образом оформлен в утилизацию старый двигатель.

Какие документы нужны?

В том случае если двигатель был заменён, требуется узаконить эту замену . Для этого потребуются следующие документы:

  • Заявление в МРЭО ГИБДД.
  • Счёт-справка о приобретении двигателя в автосалоне или же договор купли-продажи при покупке мотора с рук на рынке вторичных запчастей. Если модель двигателя аналогична старому — предоставлять документы о праве собственности на него не нужно (основание).
  • ОСАГО (в бумажном виде предъявлять не надо – достаточно назвать реквизиты документа).
  • ПТС и СТС.
  • Номерные знаки, выданные при регистрации ТС. Они замене в этом случае не подлежат, но нужны для того, чтобы МРЭО ГИБДД могли проверить базы данных и найти сведения, касающиеся конкретного автомобиля.

Если двигатель заменяется в сервисном центре, все необходимые документы подаются в МРЭО ГИБДД руководством мастерской. Однако в этом случае в ГИБДД могут потребовать следующий комплект документ:

  • Справку об уплате утилизационного сбора.
  • Документы по растаможке мотора, если машина – иномарка, а новый двигатель был ввезён из-за границы.

Необходимо помнить, что судебной практики по делам о замене мотора по состоянию на 2018 год не так много. Потому возможны самые разные требования со стороны должностных лиц МРЭО ГИБДД. Если же собрать необходимые документы нереально либо нет возможности зарегистрировать внесённые конструктивные изменения в автомобиль, исходя из конструктивных требований, предъявляемых к ТС, то спор придётся решать в суде в порядке, предусмотренном АПК РФ.

Сколько стоит регистрация автомобиля?


Для того чтобы зарегистрировать новый двигатель, автовладелец должен обратиться в то отделение ГИБДД, где он производил регистрацию машины при её покупке. При этом он должен не только предъявить заявление и полный пакет документов, необходимых для внесения данных в систему учёта ГИБДД, но и оплатить госпошлину за регистрацию. Стоимость регистрации составляет по состоянию на 2018 год:

  • 350 рублей при обращении прямо в МРЭО ГИБДД или при подаче заявления через МФЦ, действующий в конкретном городе.
  • 245 рублей, если заявление на внесение изменений в регистрационные данные было подано через портал «Госуслуги» . Действующее законодательство предусматривает определённые льготы для тех, кто подаёт заявление и пакет документов онлайн. В частности, предусмотрена скидка на регистрационные платежи в размере до 30% от изначально указанной в НК РФ суммы.

Справка! Названные суммы не включают в себя утилизационный сбор – если он должен быть выплачен согласно действующему законодательству.

Как переоформить без документов?

В том случае если мотор для ТС приобретается на вторичном рынке и у продавца нет надлежаще оформленных документов на него, процедура регистрации будет чуть сложнее. Однако сама по себе возможность замены не будет исключена, хотя и потребует дополнительных усилий со стороны автовладельца.

В этом случае потребуется:

  1. Составить договор купли-продажи в отношении двигателя.
  2. Получить от продавца документы, подтверждающие происхождение двигателя.


Если же продавец не может предоставить никаких документов, подтверждающих происхождение агрегата, покупателю необходимо обратиться в ближайшее отделение ГИБДД и подать запрос. Он составляется в произвольной форме – и в нём нужно указать лишь номер двигателя, чтобы сотрудники государственного органа могли проверить происхождение этой ключевой детали и определить, не относится ли она к автомобилю, уже внесённому в список на розыск.

Если выяснится, что двигатель криминальный, автовладельцу следует прекратить всякие отношения с продавцом и передать контакты с ним в ближайшее подразделение МВД РФ (как относящееся к системе ГИБДД, так и не участвующее в регулировании оборота транспортных средств). Лишь после того как получено заключение оттуда, можно думать о приобретении агрегата.

Чтобы избежать возможных проблем, приобретать новые двигатели лучше всего в авторизированных обслуживающих центрах, имеющих право продавать официальные запасные части от производителя.

Могут ли отказать?

Вопрос о том, могут ли подразделения ГИБДД отказать регистрировать внесённые в конструкцию изменения, волнует многих автовладельцев. Ответ на него будет зависеть от происхождения нового двигателя и от его конструктивных особенностей.

Если приобретается двигатель, подходящий для конкретной марки и модели ТС, никаких проблем быть не должно: если у продавца есть законные документы на агрегат, процедура перерегистрации сведётся лишь к тому, чтобы заменить небольшой набор цифр и букв на другой, присвоенный новому мотору производителем.

Но проблемы возможны в следующих ситуациях:

  • Нет документов на новый мотор.
  • Документы имеются, но они не подтверждают происхождение нового двигателя.
  • Документы оформлены ненадлежащим образом.

В этом случае решить проблемы можно следующим образом:

  1. Исправив отмеченные недочёты (в частности – предъявив в ГИБДД недостающие документы).
  2. Подав исковое заявление в порядке, установленном АПК РФ, в районный суд по месту регистрации автомобиля. Этим способом следует пользоваться, когда действия сотрудников ГИБДД явно нарушают законодательство РФ, касающееся регистрации автотранспорта.
  3. Обратившись в другое отделение ГИБДД. По закону собственник машины вправе провести регистрационные действия в любом месте, где действует система органов ГИБДД РФ. Потому если отказали в одном отделении – часто имеет смысл обратиться в другое, а уже затем решать вопрос о том, стоит ли подавать заявление о незаконности действий сотрудников органов ГИБДД по месту прежней регистрации.

Регистрация нового двигателя для авто или иного ТС требует некоторых специфических шагов, которые должен предпринять автовладелец. Однако конкретные действия будут зависеть от того, как именно был приобретён новый мотор. И именно поэтому автовладелец, решивший приобрести новый двигатель взамен пришедшего в негодность, должен учитывать точные нормы действующего законодательства для того, чтобы избежать административного или уголовного наказания.