Инженерная техника советской армии. Инженерная техника советской армии Расчет грозозащиты катера бмк 130

(шестидесятые-восьмидесятые годы)

Буксирно-моторный катер БМК-Т

Буксирно -моторный катер БМК-Т предназначен для буксировки отдельных звеньев, участков понтонного моста при его наведении, буксировки ленты моста при ее развороте, перемещении; для завоза якорей; для буксировки паромов, собираемых из комплекта понтонно-мостового парка; для ведения разведки реки. Может также использоваться для переправы личного состава пехоты (десанта), буксировки несамоходных плавсредств, патрулирования водных преград и решения иных задач на водных преградах.
Впервые начал использоваться в комплекте парка ПМП. В большинстве комплектов ПМП в семидесятые годы имелось всего по 2 катера БМК-Т, остальные 10 это были катера БМК-150, БМК-130. Позднее количество в парке ПМП катеров БМК-Т увеличивалось.

Буксировка может осуществляться тяговым методом или методом толкания. По суше катер перевозится загруженным на специально оборудованном автомобиле Краз-255В (Позднее стал использоваться Краз-260). Спуск катера на воду производится сбрасыванием подобно сбрасыванию понтона. Загрузка катера на автомобиль производится с помощью лебедки автомобиля за 3-5 мин. Сброс катера на воду может производится с экипажем на борту (2 чел.) и работающим двигателем катера.
Система охлаждения двигателя замкнутая жидкостная с охлаждением хладагента через холодильник, омываемый забортной водой.

Основные тактико-технические характеристики БМК-Т

Тип машины................................................................................................................. буксирный моторный катер
Снаряженная масса..................................................................................................... 6 т.
Экипаж.......................................................................................................................... 2 чел.
Тяга на швартовых....................................................................................................... 2040 кг. (20 Кн.)
Максимальная скорость................................................................................................... 12 км/час
Габаритные размеры:
длина............................... 8.6м.
ширина............................. 2.7м.
высота (без мачты)........... 2.2 м
Максимальная осадка................................................................................................. 0.75м.
Запас хода по топливу.............................................................................................. 15 час.
Двигатель.................................................................................................................... дизельный V-образный ЯМЗ-236 СП-4
Мощность двигателя.................................................................................................. 132.3 квт (179.88 л.с.)
Время разгрузки и подготовки к работе.................................................................... 3-5 мин.
Запас плавучести........................................................................................................ 40%

Корпус катера полукатамаранного типа. Десант до 25 чел. пехоты с полным вооружением (численность личного состава ограничена не грузоподъемностью катера, а возможностью размещения л.с. на палубе). Скорость толкания 60-тонного парома с грузом 9 км. в час. Время одного рейса 60-тонного парома через преграду 200-500 м. 12-15 мин.

Катер оснащен мощным водооткачивающим насосом (800 л. в мин.), который используется не только для откачки воды из корпуса при пробоинах, но и для мытья понтонов от грязи, тушения горящей техники или объектов, расположенных вблизи водоема.

Стрелкового или артиллерийского вооружения, брони, средств связи катер не имеет.

Источники

1.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии. Военное издательство. Москва. 1984г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3. Машины инженерного вооружения. Часть 2. Машины для преодоления препятствий и водных преград. Военное издательство. Москва.1986г.

С этими, на первый взгляд, неказистыми и неприметными катерками я был знаком с детства, и о том что существуют такие катера с колёсами, мне нередко приходилось спорить со своими, береговыми сверстниками, которые были далеки от флотской жизни. И даже, когда я приводил спорщика на берег и показывал на колёса, которые наполовину высовывались из воды с двух бортов, то и в этом случае меня пытались переубедить, что это всего лишь кранцы, служащие для смягчения удара при швартовке.

Мы любили эти катера за то, что на полном ходу они поднимали такой вал, что все кто умел плавать прыгали в воду чтобы покачаться на волнах.

Нам, флотской ребятне очень нравилось нырять с такого катера. Корма у него удлинённая и закрывалась плоскими щитами, под которыми были установлены мощные двигателя, а так же отсек для пассажиров или десантников. Леерного ограждения не было и нырять с разбегу было одно удовольствие. А накупавшись мы вытягивались на горячей палубе и загорали, до тех пор пока не появлялись солдаты, вернувшиеся с берега.

Заметив приближение хозяев катера мы по команде прыгали за борт и расплывались в разные стороны. Тех, кто старался убежать по берегу, солдаты ловили, доставали ведро и заставляли смывать песок, который мы натаскивали за время ныряний, так как подняться на борт из воды не каждому было под силу и большинство ныряльщиков выбирались на песчаный берег, что бы снова подняться на борт.

Особо конечно же никто и не старался убежать и даже с удовольствием мыли палубу, всё это было со смехом и солдатскими прибаутками, а мы, подплывали к катеру дразнили пленных и называли их - салагами.

В первую очередь, этот катер был предназначен для использования в качестве буксира при наводке наплавных мостов из понтонно-мостовых парков, а также для буксировки перевозных паромов, собираемых из этих парков.

Во вторую - как для переправы разведывательных групп различных родов войск, а также для десантирования пехоты.

Во время сенокоса, эти катера выделяли Подсобному хозяйству, в качестве шефской помощи, для вывоза сена с островов, коих насчитывается не один десяток в районе Якутска.

Мощность двигателя около 100-120 л.с. Зависит от силовой установки. Есть модификации катера с двумя бензиновыми двигателями, а есть и с одним дизельным. У переборки по обоим бортам установлены аккумуляторы. Ёмкость баков с топливом 300 литров.

Для буксировки по суше катер оснащён собственным убираемым колесным шасси и сцепным устройством! Буксировать катер по шоссе можно было со скоростью до 60 км/ч, а по бездорожью - 20-25 км/ч. На воде скорость свободного хода катера - 21,5 км/ч.

Спуск катера на воду производится сталкиванием в воду. Машина заезжает в воду до тех пор, пока катер не всплывет. После этого моторист, находящийся в катере, вытаскивает клиновые упоры шасси и поднимает колеса в горизонтальное положение вдоль бортов с помощью ручных лебедочек.

Вытаскивание катера из воды производится в обратном порядке - катер подходит к берегу возможно ближе, моторист освобождает шасси, которые под собственным весом опускаются на дно.

Из удобств - может устанавливаться входящая в комплект катера съемная брезентовая рубка для защиты мотористов от непогоды.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БМК-150

Тип машины – катер буксирно-моторный;

Масса машины (без экипажа и имущества) – 30 т;

Габаритные размеры (в рабочем положении):

длина – 8.2 м;

ширина (по колесам) – 27 м;

высота (в буксируемом положении) – 2.75 м;

высота (от киля до верха остекления) – 2.0 м;

Максимальная осадка – 0.65 м;

Тяга на швартовых – 1500 кг;

Максимальная скорость на воде (пустого) – 22 км/час;

Рабочая скорость – 9 км/час;

Максимальная скорость буксировки на суше – 40 км/час;

Средний диаметр циркуляции – вокруг своей оси при работе винтов ”враздрай”;

Время спуска на воду до момента готовности к движению – 2.5 -4.0 мин;

Время подъема из воды – 10 мин;

Запас хода по топливу – 5.5 час;

Запас топлива (бензин А-66) – 240 литров;

Экипаж – 2 чел;

Двигатели – 2 бензиновых М-51 СПЭ-3.5 ;

Мощность каждого двигателя – 45.6 квт (62 лс);

Буксирно-моторный катер БМК-225 разработан и производится на ОАО «Судостроительный завод «Вымпел»», предназначен для моторизации понтонных парков ПМП, ПМП-М, ППС-84, ПП-91 и выполнения других задач по оборудованию и содержанию переправ.


Буксирно-моторный катер БМК-225 предназначен (в качестве резервного средства) для буксирования паромов, удержания ленты в створе моста в тех случаях, когда недостаточно моторных звеньев или часть из них выведена из строя, организации верховых и низовых речных застав, борьба с плавающими минами, диверсантами, плывущими по течению предметами, представляющими опасность для моста, ведения разведки водной преграды, организации аварийно-спасательной службы.

Каткр БМК-225 разработаны в соответствии с требованиями Минобороны РФ и Речного регистра России, что предполагает его использование в народном хозяйстве.
БМК-225 это катер полукатамаранного типа. Корпус катера состоит из трех герметичных отсеков. В среднем отсеке установлен дизельный двигатель СМД-601 мощностью 225 л. с. В моторном отсеке установлен и мощный водоотливный насос, с помощью которого возможна не только откачка воды из трюма катера, но и из речных звеньев.


На катере БМК-225 установлен двигатель СМД-601 - дизельный шестицилиндровый V-образный четырехтактный с турбонаддувом, конвертированный в судовой. Так же возможна установка дизеля ЯМЗ-236М2.
Водоходный движитель - два винта с насадками в полноповоротных колонках, которые могут поворачиваться по горизонтали на 360 град. в обе стороны, причем независимо друг от друга. Таким образом достигается абсолютная маневренность катера на воде. Он может разворачиваться на месте практически вокруг собственной оси, резко тормозить и быстро осуществлять реверс.

На суше катер перевозится (как и речные звенья парома ПП-91) на автомобилях КрАЗ-260 или Урал-53236, имеющих платформу и оснащение речных звеньев. Спуск на воду и подъем на автомобиль производится аналогично спуску и подъёму речных и береговых звеньев.


Технические характеристики буксирно-моторного катера БМК-225:
Длина, м: 9,06;
Ширина, м: 2,76;
Осадка при полном водоизмещении, м: 0,65;
Осадка при водоизмещении порожнем, м: 0,59;
Масса катера с полностью заправленными системами и с инвентарным имуществом, кг: 7450;
Энергетическая установка: дизель СМД-601;
Номинальная мощность, кВт (л.с.): 166 (225) ;
Управление дизелем: дистанционное, механическое, из рубки;
Среднечасовой расход топлива, кг: 35,86;
Среднечасовой расход масла, кг: 0,108;
Навигационное оборудование: компас КМ-100-М3;
Тяга на гаке, кгс: максимальная на швартовых – 2000, при буксировке воза со скоростью 10 км/ч при номинальной мощности – 1290;
Скорость переднего свободного хода при полном водоизмещении, км/ч: 17;
Максимальная скорость на воде, км/ч: до 20;
Диаметр циркуляции, м: не более 18;
Время непрерывной работы катера на воде без дозаправки, ч: 10;
Расчет катера, чел: 2 моториста (по штату понтонных подразделений - 1 моторист)