Из чего состоит компрессор кондиционера авто. Компрессор кондиционера – автомобильный микроклимат. Как мы получаем холод

В последние годы с приходом лета в наши широты зачастую приходит аномальная жара. Температура +40С и повышенная влажность стали обычным явлением. Все это приводит к необходимости пользоваться кондиционером. Если он есть. Ну, а в случае отсутствия – автолюбители все чаще задумываются о его установке.

Раньше кондиционер считался атрибутом роскоши. Сегодня же его можно встретить даже в бюджетных авто. Тем не менее, есть значительное количество автомобилей (в основном б/у), в которых нет, и не было кондиционера.

Из-за износа; утечка из-за использования резиновых уплотнений, громкая работа, вызванная шумом от подшипника, сжигание электромагнита связи. Выдувание компрессора чаще всего происходит при работе без масла, которое циркулирует в системе вместе с хладагентом.

Изменение погодных условий означает, что использование и использование кондиционера в вашем автомобиле является обычным явлением. Большинство из нас не могут представить себе путешествие без этой договоренности. Итак, давайте знать, какова его работа и какие плюсы и недостатки возникают из ее использования.

В этой статье АвтоПортал расскажет о принципах работы, устройстве, эксплуатации автомобильных климатических систем, а также о том, как проверить кондиционер перед покупкой б/у авто.


Комфортные условия микроклимата и принцип работы кондиционера


Комфортные условия означают оптимальные для организма человека температуру и влажность воздуха, которые могут варьироваться в зависимости от внешней температуры и даже длительности поездки. Да и поток воздуха, направленный на ту или иную часть тела, играет роль.

В автомобилях появляются все новые и новые автомобили. В лимузинах это четырехзонный вариант. Это делается для удобства пассажиров, так что каждый из них чувствует себя комфортно во время поездок. Летом наша машина становится настоящей теплицей. Постоянно растущее остекление транспортных средств означает, что солнечные элементы сосредоточены на солнце. В результате через некоторое время температура в салоне сравнима с температурой в сауне. Эта проблема была замечена давно. Год спустя первые экземпляры автомобилей, оснащенные этим, безусловно улучшающим комфорт при путешествии, сошли с производственных поясов.


Как видно из таблицы, есть существенная разница в комфорте водителя в автомобиле с кондиционером и без него. Кроме комфорта, важным фактором является безопасность, поскольку при неблагоприятных условиях сконцентрированность и быстрота реакции водителя существенно снижаются.

Контроль двухзонного кондиционирования воздуха. Система кондиционирования воздуха состоит в основном из компрессора, испарителя и конденсатора. Охлаждающая среда, циркулирующая в замкнутом контуре, закачивается в компрессор. Затем он транспортируется в контейнер, в котором он очищается и осушается. Именно в нем газ превращается в жидкую форму. Благодаря используемым вентиляторам поддерживается желаемая температура процесса. Вся цепь заканчивается в испарителе. В процессе расширения температура резко падает.

Благодаря этому мы чувствуем холод в салоне. Конечно, до того, как холодный воздух достигнет нас, он очищается воздушными фильтрами. Принцип системы кондиционирования воздуха. Многие факторы способствуют созданию озоновой дыры. Они включают выброс вредных веществ из транспортных средств. Существует также вторая система, которая способствует созданию отверстия: то есть кондиционирование воздуха.

Комфортная температура в салоне авто определяется температурой наружного воздуха и величиной воздухообмена. Вот какие значения комфортности приводит сервисное пособие Volkswagen/ :

При низких температурах наружного воздуха, например, -20ºC

Высокая температура в салоне 28 ºC, большой воздухообмен 8 кг/мин

Правильно используемый автомобильный кондиционер улучшает не только комфорт, но и безопасность вождения. Благодаря более прохладному воздуху, водители также более сфокусированы и менее устали. Поэтому, прежде чем отправляться в отпуск, следует уделять должное внимание кондиционированию.

Он состоит из таких элементов, как компрессор, испаритель и конденсатор. После включения кондиционера охлаждающая среда, циркулирующая в замкнутом контуре, закачивается в компрессор. Он увеличивает давление среды, что также увеличивает ее температуру. Затем среду транспортируют в бункер. В этом процессе происходят как очистка, так и осушение. Затем он достигает конденсатора, в котором состояние его концентрации изменяется от газообразного к жидкости. Процесс заканчивается в испарителе, где происходит разложение, что приводит к резкому снижению температуры.

При высоких температурах, например, 40 ºC

Умеренная температура в салоне 23 ºC, большой воздухообмен 10 кг/мин

При умеренных температурах, например, 10 ºC

Умеренная температура в салоне 21,5ºC, малый воздухообмен 4 кг/мин.


Комфортные условия означают оптимальные для организма человека температуру и влажность воздуха

Как предотвратить чрезмерный нагрев автомобиля и что делать, прежде чем вводить его?

Это позволяет холодному воздуху проникать в салон автомобиля. Конечно, холодный воздух проходит через специальные фильтры, которые направлены на очистку микробов. Чтобы предотвратить перегрев салона автомобиля, стоит выбрать места, где в дневное время появляется тень. Водитель также может запастись специальным теплоотражающим ковриком. Помещение на стекло не позволит солнечному свету попасть внутрь автомобиля. Чем темнее цвет автомобиля, тем быстрее он нагревает его интерьер. Температура внутри автомобиля, подверженного воздействию солнечного света, может достигать 60 градусов по Цельсию.

Понятно, что обычная система вентиляции/отопления, к которой привыкли владельцы ВАЗов и возможности которой ограничиваются обдувом салона и подачей тепла, фактически бессильна летом. Только кондиционер может охладить воздух, подаваемый в салон и удалить избыточную влажность.


Водители, которые оставили свой автомобиль в жаркий день на солнце, рекомендуется сначала выпустить автомобиль, а затем включить кондиционер и постепенно снизить температуру. Благодаря этому они не подвергаются термическому удару, который может возникнуть в случае слишком резких изменений температуры.

Архив тегов: принцип автомобильного кондиционирования

Конструкция, принцип работы, схема - различия между системами. Часто пользователи кондиционеров автомобилей спрашивают, почему шнур замораживается на половину длины, иногда провод с большим диаметром, иногда с меньшим диаметром. Ответ заключается в создании системы кондиционирования автомобиля. Есть два решения - в системе у нас есть дроссель или расширительный клапан. Оба элемента предназначены для расширения охлаждающей жидкости, что снижает температуру испарителя.

Принцип работы кондиционера

Схема работы кондиционера проста и принципиально не отличается от работы бытового холодильника. Кондиционер представляет собой герметичную систему, в которой происходит циркуляция фреона. Принцип работы основан на законе физики, который гласит, что при переходе вещества из жидкого состояния в газообразное тепло поглощается, а при переходе вещества из газообразного состояния в жидкость - тепло отдается. Веществом, которое циркулирует в системе кондиционирования, в нашем случае является фреон, именуемый хладагентом. Его задача поглощать тепло в салоне автомобиля, поддерживая таким образом комфортную температуру. В газообразном состоянии фреон поглощает тепло, а в жидком выделяет. Так тепло из салона автомобиля переносится за его пределы.

Расширяющийся фактор в системе кондиционирования воздуха приводит к тому, что температура падает за пределы его установки, а влажность воздуха конденсируется на охлажденном трубопроводе. Таким образом, расширительный клапан, установленный непосредственно на испарителе, питается линией, в которой течет горячая среда, а расширение происходит только в испарителе - труба низкого давления холодная. Дроссельная насадка, установленная на полпути между конденсатором и испарителем, вызывает замораживание линии высокого давления и линии низкого давления до батареи.


Компрессоры кондиционеров бывают нескольких видов. Отличаются приводом и типом. Наибольшее распространение получили компрессоры поршневого или роторного типа, приводящиеся в движение коленчатым валом автомобиля, как наиболее простые и имеющие высокий КПД. Преимущество компрессоров с собственным приводом в том, что они могут работать при выключенном двигателе автомобиля. Для машин с системами старт-стоп компанией Sanden разработаны компрессоры, которые работают от двигателя или от собственного привода, в зависимости от режима.

Основное различие между этими системами заключается в задаче, выполняемой осушителем в системе кондиционирования автомобиля с расширительным клапаном и аккумулятором в автоклиматизации с дроссельной насадкой. В первом случае осушитель подает накопленную жидкость в жидком состоянии к расширительному клапану, во втором батарея позволяет остаточной жидкости расширяться в жидком состоянии до достижения компрессора.

Автомобильная система кондиционирования воздуха постепенно становится стандартом для нового автомобиля, что облегчает путешествие в жаркие дни. Большинство водителей больше не могут отказаться от этого удобства, но не все знают, как правильно управлять кондиционером, так что его работа эффективна и в то же время не наносит вреда здоровью.

Для каждой модели авто существует своя компоновка системы кондиционирования

Отличаются кондиционеры и по схеме работы. Их разделяют на два типа. Первый предусматривает регулировку потока хладогента с помощью ресивера-осушителя и терморегулирующего вентиля (ТРВ), второй - посредством аккумулятора и дросселя . К первому типу относятся кондиционеры японских, французских, итальянских и корейских автомобилей. Ко второму - большинство американских машин, а также модели Audi, Volkswagen и пр.

Откуда приходит приятный холод?

Система кондиционирования воздуха является довольно технологически сложным устройством, которое требует правильной работы. Забытая, не только не выполнит ее задачу, но, кстати, может быть очень вредной для здоровья. Принцип кондиционирования воздуха в автомобилях почти такой же, как в холодильниках или домашних кондиционерах. Тепловой воздух охлаждается хладагентом, циркулирующим в системе устройства. Самый простой способ можно назвать «обменом фактором» или циклическим изменением фокуса от жидкого до летучего.

Конденсатор , - алюминиевый или медный теплообменник, в котором конденсируется хладагент.

Испаритель , - источник прохлады в автомобиле. Представляет собой теплообменник, в алюминиевом или медном исполнении, в котором хладагент переходит из жидкой фазы в газообразную.

Вентиляторы обдува . Задача вентилятора конденсатора снимать с него избытки тепла. Задача вентилятора испарителя - подавать прохладный воздух в салон автомобиля.

Как кондиционируется кондиционер

Такой переход приводит к значительному снижению температуры газа и повторного сжижения. Каждая система кондиционирования воздуха состоит из нескольких основных элементов. Конденсатор, также называемый охладителем кондиционирования воздуха, расположен в передней части автомобиля, как можно ближе к воздухозаборнику от манекена и переднего бампера.

Испаритель, подобный нагревателю, расположен внутри автомобиля. К нему через расширительный клапан поступает среда в летучей форме с относительно низкой температурой. Его основная задача - дать тепловому радиатору низкую температуру газа, циркулирующего внутри него, к вентиляционным каналам транспортного средства.


Система управления и защиты автомобильного кондиционера



Система управления и защиты климатической установки с ручным управлением Volkswagen/Audi:

1 Выключатель климатической установки
2 Предохранительный клапан на компрессоре
3 Вентилятор конденсатора
4 Манометрический выключатель
5 Датчик температуры охлаждающей жидкости
6 Термовыключатель вентилятора конденсатора
7 Датчик температуры испарителя
8 Вентилятор испарителя
9 Блок управления двигателя
10 Электромагнитная муфта
К Блок управления климатической установки (и/или блок управления для вентилятора конденсатора в зависимости от исполнения климатической установки).

Расширительный клапан расположен в моторном отсеке на перегородке, отделяющей его от кабины. Его работа приводит к расширению среды, то есть переходу от жидкости к газу, что приводит к очень сильному снижению температуры газа. Газ, низкая температура которого используется для охлаждения транспортного средства, всасывается компрессором в конденсатор, в котором состояние изменяется от летучего к жидкости. В современных системах кондиционирования воздуха, так называемые фильтр-осушитель. Он монтируется на секции высокого давления для сбора мелкой грязи и влаги.

Система управления кондиционером представляет собой набор датчиков и исполнительных устройств

Система управления кондиционером представляет собой набор датчиков и исполнительных устройств, в частности:

Блок управления . Обрабатывает сигналы от датчиков и управляет исполнительными устройствами, обеспечивая постоянное давление в контуре хладагента и заданную хладопроизводительность.

Используйте кондиционер даже зимой

Система кондиционирования воздуха обречена работать в очень сложных условиях при высоких и низких температурах при разностях высокого давления. Чтобы пользоваться своей долгой и эффективной работой, нужно искусно использовать ее. Как ни парадоксально, частое использование продлевает срок его службы, поскольку вся система кондиционирования воздуха смазывается маслом, находящимся внутри него, и достигает всех углов системы.

Тогда система кондиционирования воздуха будет намного легче справляться с воздушным охлаждением и будет работать циклично. Постоянная замена хладагента невозможна - его циркуляция состоит из нескольких этапов: расширение - передача энергии - путь к процессу сжижения - повторное расширение и т.д.

Электромагнитная муфта . При включении системы кондиционирования "запускает" компрессор.

Манометрический выключатель . При аварийно низком или высоком давлении манометрический выключатель посылает сигнал на отключение компрессора. При избыточном давлении подается команда на включение вентилятора конденсатора на одну ступень выше.

Если кондиционер недостаточно эффективен, окна испаряются, а вентиляция создает неприятный запах, это явные признаки того, что мы должны вмешаться и перейти на специализированную службу. Один раз в год мы должны выполнять стандартные действия, заключающиеся в замене салона фильтра, очистке каналов распределения воздуха внутри кабины, испарении испарителя, проверке дренажного канала от испарителя кондиционера и очистке воздухозаборников, расположенных вне транспортного средства. Если транспортное средство используется в условиях повышенного загрязнения, например, в большом городе, на внедорожных дорогах, припаркованных вблизи деревьев, замена фильтра и очистка каналов должны выполняться два раза в год, предпочтительно ранней весной и осенью.

При критическом повышении давления предохранительный клапан стравливает хладагент, до восстановления нормального давления в системе.

Термовыключатель вентилятора конденсатора . Включает вентилятор при высокой температуре хладагента.

Датчик температуры испарителя . Отключает компрессор при угрозе обледенения.

Не реже одного раза в два года система кондиционирования должна быть очищена от влаги и заправлена ​​до требуемого уровня. Каждые три года замените фильтр - сушилку. Каждый раз он должен быть заменен при открытии системы кондиционирования воздуха из-за технологических действий, связанных с разборкой любого из элементов или столкновений.

Абсорбционные свойства фильтра осушителя настолько велики, что новый фильтр открывается из вакуумной упаковки, примерно через тридцать килограммов времени полностью теряет свои свойства. Неприятный запах, который ускользает из вентиляционных отверстий, может быть для нас информацией о том, что гриб проник в кондиционер, что вызывает аллергию и раздражает верхние дыхательные пути. Здесь все более популярная озонирование салона автомобиля может пригодиться. Такое лечение, стоимостью около 70 злотых из-за сильной окислительной активности, убивает плесень, грибы, клещи, бактерии и вирусы.

Датчик температуры охлаждающей жидкости . Отключает компрессор при высокой температуре фреона.

Температура охлажденного воздуха обычно значительно ниже, чем необходимо, поэтому часть его с помощью заслонки направляется через теплообменник обогревателя, где нагревается. В системах с ручным управлением водитель сам определяет температуру в салоне, устанавливает скорость вращения вентилятора подачи свежего воздуха и регулирует степень открытия температурной заслонки.

В большинстве современных автомобилей предусмотрено автоматическое управление системой кондиционирования. Существует несколько климатических систем, отличающихся своим функционалом. Заданная водителем температура в салоне поддерживается и корректируется автоматически, с учетом полученных данных от разнообразных датчиков, информирующих о солнечном излучении, температуре наружного воздуха и пр.


Датчик температуры наружного воздуха измеряет температуру за бортом.
Датчик температуры в канале воздуховода следит за температурой воздуха выходящего из испарителя.
Датчик солнечного излучения управляет скоростью вращения вентилятора в салоне.

Микроклимат в салоне может быть разбит на несколько зон (зачастую 1, 2 или 4 - в люксовых авто), для каждой могут быть заданы свои параметры.


Вся информация, полученная от датчиков, обрабатывается в блоке управления, который управляет исполнительными устройствами. Заданная температура в климатических зонах поддерживается при помощи приводов, которые управляют соответствующими заслонками.

Микроклимат в салоне может быть разбит на несколько зон

Диапазон температур, в которых работает климатическая система в автоматическом режиме - обычно от 18ºС до 28ºС. Если кондиционер находится в режиме "Авто", он включается вместе с зажиганием, выводя на панель управления показания датчиков и значение заданной температуры. Можно задать температуру за рамками этого диапазона, в этом случае установка будет работать с максимальной хладо- или теплопроизводительностью. При температуре наружного воздуха менее 5ºС система автоматически выключается.

Ориентировочная стоимость некоторых оригинальных автокондиционеров:

1.3, 1.5, 1,6 - 13.000-15.000грн.
N100, N150 - 9.000грн.
B5 1.6 - 17.000грн.


Монтаж системы кондиционирования


Монтаж, если вы не обладаете достаточным опытом, лучше доверить СТО с хорошей репутацией.


Вкратце описать процедуру монтажа можно описать так:

Компрессор устанавливается в моторном отсеке, вблизи от шкива коленчатого вала двигателя. При монтаже может понадобиться демонтаж воздушного фильтра, генератора и т.п. Положение шкива компрессора выбирается таким образом, чтобы приводной ремень был натянут с необходимым натяжением и без перекосов.

Конденсатор устанавливается перед штатным радиатором отопления, вместе с конденсатором может быть установлен дополнительный вентилятор.

Испаритель чаще всего устанавливается под торпедо.

Трубопроводные магистрали . Для их прокладки, возможно, понадобится сверлить дополнительные отверстия в моторный отсек. Магистрали должны быть надежно закреплены и соединены. Не крепите магистрали с помощью хомутов, для этого есть специальные крепления.

Затем подключается электропроводка, программируется электронный блок управления двигателем, проводится вакуумирование и заправка фреоном.

Ориентировочная стоимость монтажа может варьироваться в широком диапазоне. Например, стоимость установки кондиционера на Daewoo Nexia составляет 3.500грн. на официальном сервисе, а на неофициальном СТО его можно установить за 1.600-2.500грн.


Уход за кондиционером


Чтобы эффективность кондиционера не ухудшалась, необходимо регулярно проводить чистку радиатора конденсатора. Чистить раз в квартал, - после зимы, после сезона "тополиного пуха" и т.п. Вовремя меняйте салонный фильтр.

Следите за фреоновыми магистралями, местами их соединений. Если видны масляные подтеки, следы конденсата, - возможно у вас утечка фреона, засорена магистраль хладагента. Если у вас система с ТРВ, - на ресивере должно быть смотровое окошко, через которое можно оценить состояние фреона. Если видно много пузырьков (как в газировке) или видны помутнения, - система разгерметизирована.

На испарителе может образовываться плесень, а в дренажной системе застой влаги. Чтобы не держать в авто такой рассадник бактерий, за 10-15 минут до стоянки, нужно выключить кондиционер и проветрить салон авто, включив вентилятор печки. Также необходимо следить за дренажем.

Проверяйте натяжение ремня компрессора.

Если вы не используете кондиционер, его периодически (раз в месяц) нужно включать на 15-20 минут, чтобы в системе не застаивалось масло, и не рассыхались уплотнители.


Сервисное обслуживание кондиционеров


Заправку фреона нужно проводить только в случае его утечки. Заправка подразумевает собой диагностику системы. Сервисное обслуживание на новом кондиционере проводиться раз в 2-3 года.


Чтобы найти качественный сервис потребуется провести небольшое расследование

Чтобы найти качественный сервис потребуется провести небольшое расследование, так как, по отзывам автомобилистов и сервисменов, даже "фирменность" СТО не является гарантией качественного сервиса. Интересуйтесь, делает ли СТО вакуумизацию, чем вакуумизируют, - вакуумным насосом или продувкой фреоном (которая бесполезна).

Заправляйте кондиционер только тем фреоном, марка которого указана заводом.

Не покупайтесь на дешевую стоимость заправки, не стоит рисковать. В продаже есть поддельный фреон, который содержит примеси хлоридов, других фреонов, которые способствуют возникновению коррозии и порой опасны для здоровья.

Заправочное масло, которое добавляют при заправке, должно быть совместимо с маркой фреона!

Диапазон цен на сервисное обслуживание в г. Киеве:

Диагностика системы кондиционирования - 50-255грн.
Полная заправка фреоном от 400грн.
Полная диагностика и дозаправка фреоном от 300грн.
Дезинфекция - 100-300грн.
Диагностика компрессора кондиционера - от 50грн.


Советы по пользованию кондиционером


Безопасная разница температуры между салоном и улицей составляет 5-10ºС.

Включайте кондиционер, если вы планируете провести в пути более 15 минут.

Наиболее верным признаком возможной поломки является ухудшение эффективности работы кондиционера. Причем при движении кондиционер может работать нормально, но в пробке его явно не хватает.

Изменение звука работы компрессора, скорее всего, свидетельствуют о неполадках в системе.


Проверка системы кондиционирования при покупке б/у автомобиля


При покупке б/у авто лучшим вариантом будет провести диагностику у специалиста с необходимым оборудованием. Если у вас нет такой возможности, воспользуйтесь некоторыми советами, которые не дадут вам стопроцентной гарантии, но увеличат шансы на покупку автомобиля с исправным кондиционером.


Система кондиционирования должна работать. Если она в данный момент не работает, (типа "на зиму фреон спустили"), считайте, что она вообще не работает, это удешевит авто на несколько тысяч гривен. Идеальным признаком работоспособности системы является, конечно, температура в салоне.

Зная, как выглядят компоненты системы и их примерное расположение, нужно убедиться в их наличии и оценить внешний вид.

Если ресивер оборудован смотровым окошком, оцените состояние фреона (об этом выше).

Если кондиционер в данный момент не работает (типа "на зиму фреон спустили"), считайте что он вообще не работает

Если вы не можете потратить на диагностику достаточное время, и ждать пока салон охладится, проверьте температуру на "контрольных" точках. После включения кондиционера, плотно обхватите рукой металлическую часть трубки (самая толстая трубка) испарителя, которая ведет к компрессору. Когда работает компрессор, металл становится очень холодным. Металлическая часть трубки (которая ведет из компрессора в конденсатор) при работе компрессора становится теплой либо горячей, в зависимости от температуры на улице. Самая тонкая трубка, которая ведет из испарителя в салон, при работе системы тоже должна быть теплой или горячей, если на ней нельзя удержать руку, - возможна проблема вентилятора обдува испарителя, грязный испаритель или перезаправка системы фреоном.

Проверьте градусником (не ртутным!) температуру воздуха в дефлекторе, направив туда воздушный поток на максимальной скорости работы системы и при минимальной температуре охлаждения. При нормально работающей системе кондиционирования, температура должна опуститься до 5-10ºС.

Осмотрите фреоновые магистрали, места их соединения и подключения. При утечке, как писалось выше, будут видны следы масла и конденсат.

Чтобы проверить машину зимой, необходимо загнать её в отапливаемый гараж на несколько часов. При отсутствии такой возможности стоит попробовать прогреть салон до состояния "жарко", на простых системах без датчика наружного воздуха, кондиционер должен запуститься. В системах с климат-контролем можно попробовать включить кнопку рециркуляции - на многих машинах в этом случае блок управления перестает ориентироваться на показания наружной температуры.


Вместо эпилога


Многих водителей останавливают от установки кондиционера возросший расход топлива и ухудшение динамики разгона при его включении. Да, так и есть, но ведь здоровье дороже (к тому же при открытых окнах расход горючего тоже возрастает). Главное - пользоваться «охлаждением» с умом и время от времени проводить диагностику системы.

Авто с кондиционером в России выглядит, скорее, как исключение, а не закономерность.

Принцип работы систем кондиционирования, нюансы их эксплуатации и управления заинтересуют как нынешних владельцев таких автомобилей, так и будущих.

Процесс кондиционирования воздуха в авто - это формирование и поддержание микроклимата в салоне, т.е. регуляция температуры воздуха, уменьшение его влажности, циркуляция, очищение, устранение запахов.

Уход требует не только автомобиль - мягкая мебель тоже требует чтобы за ней ухаживали. И если ваша мебель уже не имеет того вида былого который был при покупке, то рекомендую вам такой сервис химчистка мягкой мебели . Здесь вашу мебель приведут в хорошее состояние, практически подарят новую жизнь. Вы получите уникальную возможность стремиться к лучшему, и быть всегда на высоте своих стремлений к лучшему внешнему виду вашей мягкой мебели.

На самом деле, микроклимат значительно влияет на водителя. Оптимальная температура: 18-20°С; влажность: 30-70%; при температуре 10°С тело человека начинает переохлаждаться; при 25°С человека начинает одолевать излишняя утомляемость; а при 30°С происходит замедление реакции, возможны ошибки при управлении авто. Важное значение, для нормальной терморегуляции человеческого тела имеет циркуляция воздуха в салоне, но чрезмерные сквозняки могут стать причиной простуды.

Основные элементы и принцип работы.

Кондиционер является сложной замкнутой геометрической системой, где с помощью хладагента и принудительной циркуляции происходит отвод тепла из салона автомобиля (см. рисунок).

Автомобильный кондиционер функционирует исключительно при включенном двигателе. Вкратце принцип работы можно описать так. С помощью компрессора происходит непрерывное сжатие и циркуляция хладагента. Во время сжатия хладагент из газообразного состояния переходит в жидкое, при этом конденсируясь в теплообменнике-конденсаторе и выделяя тепло. Потом при обратном переходе в состояние газа (испарение) в теплообменнике происходит поглощение тепла.

Испаритель, который находится в салоне авто, непрерывно снижает температуру воздуха. А хладагент переносит тепло в кондиционер, который находится вне салона, и освобождается от этого тепла. Данный цикл непрерывно повторяется, следовательно, из салона постоянно отводится тепло. Автоматические органы управления обеспечивают поддержание нужного микроклимата.

Хладагент представляет собой газ, находящийся в системе. До недавних пор в его роли выступал фреон R12. Но после обнародования теории о разрушении озонового слоя составляющими этого газа, его производство резко сократилось.

Сейчас уже все чаще в устройстве автомобильного кондиционера применяется фреон R134a, считающийся «экологически чистым», однако обладающий меньшей на 10-15% эффективностью. Использование нового хладагента спровоцировало осложнение систем кондиционирования. Отметим также, что новый хладагент несовместим со старым, а также несовместимы компрессорные масла, которые заправляются вместе с этими хладагентами.



Компрессор - сложнейший и основной агрегат системы автомобильного кондиционера. Его назначение - сжатие газообразного хладагента низкой температуры и низкого давления и, таким образом, превращение его в газ высокой температуры и высокого давления.

В наше время нашли применение следующие виды компрессоров:

Аксиально поршневые;

Роторно-лопастные;

Поршево-рядные;

V-образные.

Компрессор. Конденсатор

Устройство автомобильного кондиционера имеет единственное место в системе, где находится «подвижное» торцевое уплотнение, которое обеспечивает герметичность, является вал компрессора.

Привод компрессора производится с помощью клинового или поли клинового приводного ремня от двигателя через электромагнитную муфту. В момент подачи напряжения на обмотку муфты ее ведомый диск начинает синхронное вращение вместе со шкивом, приводя в движение и компрессорный вал.

Смазывается компрессор с помощью специального компрессорного масла, которое циркулирует по системе вместе с хладагентом. Если система работает на фреоне R12, в ней применяются минеральные масла, если на R134a - полиалкиленово-гликолиевое (PAG). Если эти масла смешать, получится мутная густая смесь, которая выведет из строя систему кондиционирования и компрессор, прежде всего. В случае дозаправки кондиционера хладагентом и доливке масла применяются компоненты, соответствующие данной системе. Обычно в отсеке двигателя имеются наклейки, где указан тип хладагента, его объем и допустимый тип и объем масла (соответственно, для R134a - зеленая наклейка, а для R12 - желтая).



Конденсатор
- в простонародии - радиатор кондиционера, обычно из алюминия. Внутри его происходит конденсация (переход в жидкое состояние) хладагента, который нагнетается компрессором с попутным выделением тепла в атмосферу. Конденсатор оборудован дополнительными электровентиляторами и для обеспечения ему интенсивного обдува устанавливается перед радиатором системы охлаждения. Конденсатор также является самой уязвимой частью кондиционера, которая подвергается не только механическим повреждениям, но и коррозии. После 2-3 лет интенсивной эксплуатации он может сломаться.



Испаритель - это теплообменник, обычно алюминиевый. Преобразование хладагента из жидкого в газообразное состояние (испарение) протекает с поглощением тепла. Испаритель вместе с радиатором отопителя находится в салоне авто на линии входящего воздушного потока, что позволяет эффективно снижать его температуру. Корпус испарителя для Шевроле Авео вы можете увидеть на фото ниже



Корпус испарителя для Шевроле Авео вы можете увидеть на фото ниже

Испаритель.

Ресивер-осушитель является резервуаром для жидкого хладагента и устанавливается на выходном трубопроводе конденсатора перед испарителем. Служит для очистки хладагента от примесей и воды. Ресивер-осушитель может быть оборудован смотровым окном для проверки уровня хладагента.

Расширительный клапан или РК, или «терморегулирующий вентиль» - ТРВ, отвечает за количество хладагента, поступающего в испаритель и представляет собой устройство, изменяющее производительность системы в зависимости от режима работы и внешних условий. Установлен на испарителе, иногда - в отсеке двигателя на входной трубке испарителя.

Расширительная трубка - по сути, является тем же расширительным клапаном и выполняющая те же функции, но иной конструкции. Находится на входе испарителя. Перед испарителем могут быть установлены РК или РТ, что зависит от конструкции конкретной системы.

Аккумулятор-осушитель присутствует в системах с расширительной трубкой для обеспечения полного испарения хладагента. Находится на трубопроводе после испарителя перед компрессором. На него возложены и дополнительные функции: осушение и фильтрование хладагента. При наличии этой детали, ресивер-осушитель обычно уже не используется.

Дополнительные предохранительные устройства.

В системе кондиционирования также имеются датчики, клапаны и предохранители.

Датчик низкого давления производит отключение компрессора, если давление в системе менее 2 кг/см2 и включение - при 2,3 кг/см2. Это делается для того, чтобы не произошло заклинивание компрессора, а также при аварийном сбросе хладагента или его утечке, нарушении циркуляции масла.

Датчик высокого давления производит отключение компрессора при давлении хладагента в системе - 30-34 кг/см2 и включение - при 26 кг/см2. Давление может повыситься, если неисправен РК, засорена РТ или нарушен теплообмен в конденсаторе при уменьшении интенсивности проходящего через него воздушного потока.

Датчик включения дополнительных электро вентиляторов обдува конденсатора срабатывает при повышении давления в системе до 19-22 кг/см2 и выключается - при 14-16 кг/см2.

Датчик температуры компрессора находится на корпусе компрессора со стороны нагнетания. Предназначен для отключения электромагнитной муфты при температуре 90-100 °С.

Комбинированные датчики могут устанавливаться на место вышеуказанных датчиков и выполнять сразу несколько функций.

Некоторые ресиверы-осушители оборудованы предохранительным клапаном с легко сплавной вставкой. Если температуры ресивера повышается до 90°С, вставка расплавляется и весь хладагент выходит в атмосферу.

Редукционный клапан расположен на трубопроводе нагнетания компрессора или на ресивере-осушителе. Предназначен для стравливания хладагента из системы в случае повышения давления до 32-34 кг/см2. Отличается от клапана с плавкой вставкой тем, что выпускает в атмосферу лишь часть хладагента.

Перевод системы кондиционирования с фреона R12 на R134A

Подобное переоборудование - дорогое и трудоемкое занятие. Стоит ли переоборудовать систему именно на вашем авто - об это лучше проконсультироваться у профи. В случае замены фреона будет необходимо заменить:

1) конденсатор (потребуется значительная теплоотдача при изменении конструкции);

2) соединительные шланги (значительная проникающая способность нового хладагента требует внутреннего нейлонового покрытия);

3) ресивер-осушитель или аккумулятор осушителя (вместо СХН5 внутреннее пространство будет заполнено осушителем ХН7);

4) расширительный клапан или NHD (в связи с изменившимся рабочим давлением меняется регулировка);

5) сервисные клапаны (вместо резьбовых соединений надо установить быстросъемные);

6) резьбовые соединения трубопроводов (вместо штуцеров с дюймовой резьбой ставятся штуцеры с метрической резьбой во избежание ошибок при последующих ремонтах и зарядке хладагентом).

Управление процессом кондиционирования.

Кондиционер может управляться 2-мя способами: ручное управление и атематическое (климат-контроль).

При ручном включается кнопка (А/С) управления компрессором, ручка регулировки температуры с синей и красной зонами, переключатель оборотов электродвигателя вентилятора кондиционера, рычаг, распределяющий потоки воздуха по салону (вверху, вниз, в центр).

Водитель может с помощью указанных органов управления менять микроклимат в салоне авто. На функционирование системы кондиционирования влияет много факторов: скорость движения машины, температура воздуха снаружи, обороты двигателя, солнечная радиация. В случае с ручной регулировкой водителю приходится постоянно настраивать работу кондиционера, что представляет собой неудобство и немного мешает управлять авто.

Автоматическое управление кондиционером применяется в современных автомобилях. Вы задаете на блоке управления желаемую температуру - и она автоматически поддерживается, вне зависимости от изменения внешних и внутренних условий. В состав системы автоматического управления входят: температурные датчики, электронные блоки, исполнительные механизмы (клапаны, вентили, заслонки). Также в наличии функция ручной установки оборотов вентилятора и режимов циркуляции воздушных потоков внутри салона. Водитель может менять эти параметры по своему усмотрению.

Перечень основных датчиков и исполнительных механизмов системы автоматического управления кондиционером:

1) датчик температуры наружного воздуха - находится в передней части авто;

2) датчик температуры воздуха, которых выходит из климатической установки - находится в корпусе испарителя или в воздуховодах;

3) датчик температуры воздуха внутри салона - обычно располагается в центральной части приборной панели;

4) датчик солнечной радиации - расположен в салоне авто в районе ветрового стекла сверху над приборной панелью.

Заслонкой смешивания регулирует поток воздуха через радиатор отопителя и испаритель кондиционера. В первом, крайнем положении заслонки устанавливается режим максимального отопления, во втором - режим максимального охлаждения. С помощью промежуточных положений заслонки происходит смешивание горячего и холодного воздуха в разных пропорциях.

Электромагнитный клапан находится на линии системы отопления салона. Его назначение - регулировка производительности климатической установки в режиме отопления.

С помощью заслонки «свежего воздуха» регулируется объем поступающего воздуха извне в климатическую установку независимо от скорости авто.

С помощью электромагнитной муфты производится включение а так же отключение компрессора кондиционера в режиме автоматического управления.