Почему охлаждающая жидкость вытекает из бачка. Почему течет тосол в автомобилях ваз

Узнать о том, что автомобиль закипел несложно. Если Вы видите что из под капота валит дым, вы скорее всего закипели. Большинство автолюбителей тут же останавливается от открывает капот. Если Вы попали в такую ситуацию, рекомендуем остановиться и подождать не менее 10 минут, прежде чем открывать капот - ради вашей же безопасности.

Пока вы ждете, чтобы антифриз немного остыл, рекомендуем порассуждать вот о таких вопросах:

Почему автомобиль закипел?

Автомобиль неожиданно может закипеть по нескольким причинам. Вот самые популярные:

Перестал работать вентилятор охлаждения
- антифриз утратил свои охлаждающие функции (давно не менялся)
- нарушена герметичность системы охлаждения

Как правило, такие неприятности как закипевший двигатель случаются в пробке или при подъеме в гору. Если Вы видите, что стрелка температуры двигателя ушла в красную зону или уже идет пар из под капота, займите правый ряд, остановитесь, заглушите двигатель и включите аварийные сигналы.

Через несколько минут, если из-под капота нет течи и не валит пар, его можно открыть, чтобы двигатель быстрее остыл.

Внимание! Не открывайте крышку расширительного бочка или радиатора до полного охлаждения мотора!

Когда мотор остыл, можно перейти к визуальному осмотру подкапотного пространства. Первое, что необходимо сделать, это найти место, откуда вытек антифриз.

Если при визуальном осмотре место течи найти не удалось, необходимо залить новую охлаждающую жидкость в расширительный бочок до полного уровня, закрыть крышку и завести двигатель. Пока двигатель работает, осмотрите внимательно, нет ли где подтеков.

Затем проследуйте в салон и проследите за температурой охлаждающей жидкости на датчике. Если она снова перевалит за красную зону, и при этом вентилятор охлаждения включался, двигаться на таком автомобиле запрещено и Вам потребуется эвакуатор.

Можно ли ехать если двигатель закипел?

Если при температуре двигателя в 100 градусов, вентилятор охлаждения не включился, причина перегрева скорее всего в нем. В этом случае можно попробовать продолжить движение своим ходом до ближайшего СТО при некоторых условиях:

1. Дорога свободна и Вы можете развить скорость не менее 60 км/ч
2. Перед движением Вы подождали, пока мотор полностью остынет
3. Залит антифриз и течи охлаждающей жидкости отсутствуют
4. Стрелка температуры двигателя при движении не выходит за допустимые пределы

При несоблюдении хотя бы одного из 4 условий, дальнейшее движение своим ходом недопустимо!

Видео - что делать если закипел двигатель

Если заметили, что в расширительном бачке падает уровень тосола, то значит он где то уходит. Определить, где именно течет тосол не так просто, так как не всегда это может быть на видном месте. Для начала нужно провести визуальный осмотр всех патрубков, так как просто может быть недожат какой-то хомут. Также, если автомобилю уже несколько лет, то есть вероятность, что патрубок мог потрескаться, и из-за этого система охлаждения станет негерметичной.

Если дело не в патрубках, то для того, чтобы определить, почему течет тосол , нужно обратить внимание на радиатор. Очень часто он получает механическое повреждение, когда образуется брешь в одной из трубок. Также, протекать радиатор может быть и на месте соединения. В случае с механическим повреждением его можно запаять, если это медный радиатор или же заклеить холодной сваркой, в случае с алюминиевым радиатором.

Найти место разгерметизации радиатора не всегда просто, так что если есть уверенность, что это из-за него течет тосол , то нужно делать демонтаж. Затем в радиаторе закупоривают все отверстия кроме одного и помещают его в воду. К тому отверстию, что осталось открытым подсоединяют шланг с воздухом. Воздух найдет себе выход из радиатора как раз через брешь, так что по пузырькам очень легко найти место дефекта. В случае с дыркой в трубке можно просто зажать оба ее конца, но такое устранение течи тосола постепенно приводит к ухудшению теплоотвода.

Если нет желания снимать радиатор, то можно использовать специальный герметик. Он может быть гелевый или порошкообразный. Лучше первый, ведь он безвредный, а вот устранение течи тосола с помощью порошкового герметика в дальнейшем приведет к забиванию каналов в радиаторе печки. Способ, как устранить течь тосола с помощью гелевого герметика очень прост, так как нужно просто влить его в систему охлаждения, а он сам найдет место разгерметизации и при контакте с воздухом произойдет химическая реакция и герметик загуснет.

Следующая причина, почему течет тосол , если дело не в радиаторе и патрубках может заключаться в помпе. Водяной насос со временем может износиться и станет пускать тосол. Кроме как заменой помпы устранения течи тосола не добиться.

Хуже всего, если обнаружена течь тосола из под головки . Для начала можно протянуть головку блока, но уже для этого нужно знать схему затяжки и обладать динамометрическим ключом. Если же это не помогло, то придется разбирать двигатель и менять прокладку.

Может быть, что тосол уходит через прокладку не наружу, а в двигатель. Это определяется по серому дыму из выхлопной трубы, который напоминает пар или же по масляному щупу, если на нем присутствует белый налет.

Иногда бывает и такое, что уровень охлаждающей жидкости падает, но на двигателе найти следы подтекания не получается. В таком случае нужно искать течь тосола в салоне. С водительской стороны, а также со стороны пассажира нужно поднять коврик. Если коврик мокрый или под ним сыро, значит, течет тосол из радиатора отопителя .

Самый дешевый способ по устранению такого дефекта это все тот же гелевый герметик системы охлаждения. Если же он не дал желаемого результата, то тогда придется снимать радиатор печки и паять его либо менять. Плохо то, что для того, чтобы снять радиатор отопителя нужно полностью разобрать переднюю панель, ведь иначе до него достать просто не получится. Если радиатор печки стоит не дорого, то лучше его заменить, ведь пайка не будет гарантировать такого же качества.

на автомобилях связано с тем, что охлаждающие жидкости более текучи, чем обыкновенная вода.

Можно себе представить, любое неплотное соединение – трещина, разрыв прокладки - может дать течь охлаждающей жидкости, как из системы охлаждения, так и во внутрь двигателя. Причин протекания очень много.

Если вытекает наружу, как правило, будет след под автомобилем в виде пятна или лужи. Трещина может быть и небольшой, но это не устраняет необходимость проведения ремонтных работ. Охлаждающая жидкость имеет свойство расширяться и маленькая трещина в самый неподходящий момент может обернуться большой проблемой и, как понимаете, на дороге.

Протечку охлаждающей жидкости вы можете заподозрить и в том случае, если из-под капота идёт пар. Так как в автомобиле охлаждающая жидкость работает под давлением, то весь двигатель может быть забрызган, а на неработающем двигателе само подтекание не видно.

Поиск и устранение неисправности

Поиск утечки начинаем с того, что ветошью протираем на чисто все спорные части и узлы автомобиля. Доливаем согласно меткам на расширительном бачке автомобиля до уровня и обязательно посмотреть, в каком состоянии паровоздушный клапан - это пробка, которой закрывается бачек охлаждающей жидкости.

Заводим двигатель и с переноской смотрим на проблемные места, доводим двигатель до рабочей температуры. Когда появится течь, протираем ветошью, но нужно быть внимательным около вращающихся деталей. Если из-за вращающихся деталей протереть не получается, двигатель глушится и это место тщательно протирается.

Надо определиться с вышедшей из строя деталью и методом устранения. Перед заменой детали, шланга старую деталь снимаем, поверхность зачищаем и обезжириваем, меняем на новую.

Если место очень неудобное - применяем специальные герметики. Если течь совсем незначительна и не всегда проявляется, можно в охлаждающую систему засыпать или залить специальный герметик согласно инструкции этого препарата. Прогреваем двигатель до рабочей температуры после данной манипуляции.


А если течь происходит во внутрь двигателя, то здесь, как правило, уже более сложный ремонт и без специальных знаний не обойтись.

Проявляется эта неисправность утечкой охлаждающей жидкости. Но подтеканий с наружной части двигателя нет, а в расширительном бачке жидкость постоянно убывает.

Обязательно проверьте уровень масла в двигателе. Если он больше, чем обычно бывает и масло пенистое с белыми пузырьками, значит, неисправность подтвердилась - охлаждающая жидкость подтекает во внутрь двигателя. Как правило, причиной тому становится вышедшая из строя прокладка блока двигателя и газораспределительного механизма.

В большинстве случаев тосол течет у старых автомобилей, но порой могут удивить и новые иномарки. Чаще всего в этом виноваты комплектующие низкого качества или их ненадлежащая установка.

Поначалу, как правило, течь не видна, потому что небольшое количество нагретого тосола очень быстро и бесследно испаряется. Если тосол холодный, то он может проникнуть сквозь самые маленькие отверстия, тогда определить его можно по консистенции – он вязкий. Кроме того, яркий цвет жидкости также поможет определить протекание, особенно в труднообозримых местах.

  • Причина течи может быть в плохом состоянии сливной помпы, которая располагается на блоке двигателя снизу. Или вышел срок ее службы, или она оказалась неоригинальной.
  • Тосол может подтекать из-за крышки расширительного бачка. Если крышка негерметична или неплотно закручена, то высокое давление внутри бачка будет выбрасывать охладительную жидкость наружу.
  • Если тосол течет в салон. Обнаружить эту неприятность можно, если потрогать коврик с водительской или пассажирской стороны. Его влажность говорит о течи радиатора печи. В этом случае его чаще всего меняют на новый.
  • Все вышеперечисленное вы проверили, а тосол все равно уходит? Возьмите масляный щуп и попробуйте масло. Обратите внимание на цвет: если масло изменило цвет и при этом автомобиль дымит, то охладительная жидкость течет в двигатель. Решается проблема заменой прокладки головки блока цилиндра (ГБЦ).
  • Течь тосола в ВАЗ является крайне актуальной проблемой, потому как зачастую оставляет желать лучшего качество и радиаторов, и помпы, и патрубков. Причем даже у новых автомобилей. Здесь можно только посоветовать своевременное обслуживание и покупку качественных запчастей.
  • Устранение течи тосола

    Временно устранить течь тосола можно самостоятельно . На помощь придут специальные герметики, которые можно приобрести в любом автомобильном магазине. Но, конечно, это временное решение, с посещением ремонтной мастерской затягивать не стоит.

    Система охлаждения автомобиля предназначена для создания и поддержания определенного теплового режима для оптимальной работы двигателя, который сильно нагревается в процессе работы. Ее принцип действия у большинства современных автомобилей основан на переносе тепла за счет циркуляции жидкого охладителя (тосола или антифриза).

    На автомобилях семейства «Самара-2» (ВАЗ 2113, 2114, 2115) установлена система охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Система поддерживает избыточное давление антифриза, что создает повышенную температуру закипания и допускает нагрев жидкости до 110-115°С.

    1 – пробка расширительного бачка; 2 – расширительный бачок; 3 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 4 – шланг от радиатора к расширительному бачку; 5 – отводящий шланг радиатора; 6 – левый бачок радиатора; 7 – алюминиевые трубки радиатора; 8 – заглушка; 9 – правый бачок радиатора; 10 – сливная пробка; 11 – сердцевина радиатора; 12 – кожух электровентилятора; 13 – крыльчатка электровентилятора; 14 – электродвигатель; 15 – зубчатый шкив насоса; 16 – крыльчатка насоса; 17 – зубчатый ремень привода распределительного вала; 18 – блок двигателя; 19 – подводящая трубка насоса; 20 – подводящий шланг радиатора; 21 – отводящий шланг радиатора отопителя; 22 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 23 – выпускной патрубок; 24 – заправочный шланг; 25 – подводящий шланг радиатора отопителя; 26 – термостат; 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 28 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости

    Тосол, находящийся в рубашке охлаждения головки и блока цилиндров, отводит тепло, образующееся при сгорании топлива в двигателе. Циркуляцию жидкости обеспечивает водяной насос центробежного типа (помпа), который приводится в действие ремнем привода газораспределительного механизма (ГРМ). Режим охлаждения устанавливается термостатом: при температуре ниже 85°С тосол течет по малому кругу, обеспечивая быстрый прогрев двигателя, а при достижении значения 85 градусов термостат открывает большой круг, и горячий антифриз попадает в радиатор. При движении машины тосол в радиаторе охлаждается за счет обдува потоком встречного воздуха и затем по патрубкам возвращается в блок двигателя.

    Температуру антифриза контролирует датчик в корпусе термостата, информация от которого попадает на индикатор панели приборов и в ЭБУ автомобиля. При нагреве антифриза до определенной температуры (95°, 98°, 105° – в зависимости от установок блока управления) автоматически включается электродвигатель вентилятора, размещенного на внутренней стороне радиатора. Также на переднеприводных ВАЗах тосол из двигателя переносит тепло в радиатор отопителя для обогрева салона.

    Для налива жидкости в систему предназначен расширительный бачок с датчиком уровня тосола. Общая емкость системы ВАЗ 2114 зависит от модификации и в среднем составляет 7,8 литра.

    Признаки нарушения работы системы охлаждения.

    Чаще всего, выход из строя системы охлаждения связан с потерей герметичности, что приводит к вытеканию охладителя. Симптомы этой проблемы легко обнаружить:

    • снижение уровня тосола в расширительном бачке ниже минимального,
    • резкое возрастание показаний индикатора температуры на панели приборов,
    • обильный пар закипевшей жидкости из-под капота,
    • потеки антифриза на защите двигателя или под передней частью машины на стоянке.

    Причины утечек тосола.

    Утечка охлаждающей жидкости происходит при выходе из строя одного или нескольких узлов системы охлаждения:

    Блок цилиндров.

    Жидкий охладитель циркулирует в блоке двигателя по системе специальных каналов – охлаждающей рубашке. При возникновении неисправности тосол может уходить по следующим причинам:

    • недостаточная затяжка болтов головки блока цилиндров,
    • разрушение прокладки головки блока,
    • образования микротрещин металла.


    Если после длительной стоянки на холодном двигателе будут заметны потеки охлаждающей жидкости на стыке головки и блока, то скорее всего, плохо затянуты болты крепления ГБЦ. Для устранения утечки следует проверить затяжку болтов и, при необходимости, закрутить их с необходимым моментом.

    При повреждении прокладки головки блока цилиндров тосол уходит внутрь двигателя: либо в камеру сгорания, либо в картер двигателя.

    Попадание охладителя в камеру сгорания вызывает неустойчивую работу двигателя (вплоть до невозможности запуска) и густой молочно-белый дым из глушителя. Тосол, попавший в камеру сгорания, начисто до блеска вымывает весь нагар, что можно определить, вывернув свечи и посветив фонариком в свечные колодцы. Также возможно попадание выхлопных газов под давлением в рубашку охлаждения с образованием в ней паровых пробок. В таком случае у хорошо прогретой машины на высоких оборотах наблюдается резкое увеличение количества тосола в расширительном бачке, вплоть до выбивания пробки расширителя.

    Если охлаждающая жидкость уходит в картер двигателя, то она смешивается с маслом. Этот факт можно диагностировать по наличию белого эмульсионного налета на крышке маслозаливной горловины и на масляном щупе. Резкое потемнение свежего тосола – это еще один симптом того, что система охлаждения контактирует с маслом. Необходимо заменить пробитую или прогоревшую прокладку ГБЦ.

    Самый неудачный вариант – это появление микротрещин: признаки аналогичны предыдущему случаю, но своими руками устранить эту проблему проблематично. Прежде всего, на снятой детали трещина может быть не видна, но обязательно проявит себя при закручивании болтов и на прогретом двигателе. Для устранения микротрещин выполняется шлифовка головки или блока на специализированном оборудовании. В самом худшем случае потребуется покупка новой ГБЦ.