Витязь м трамвай где выпускают. Витязь (трамвай)

Трамваи нового поколения "Витязь-М", которые с 17 марта осуществляют перевозки пассажиров по регулярным маршрутам. В Москве начали ходить 13 трамваев. Однако их поставки, согласно контракту, будут продолжаться вплоть до 2019 года – по 100 штук в год. "Витязь-М" – это трамваи нового уровня. Среди их основных преимуществ выделяется большая вместимость, долговечность, скорость, тихий ход и комфорт пассажиров..

От интерьера до скорости

Новые трамваи – трехсекционные, длина их составляет 27,5 метра, ширина – 2,5 метра. По сравнению с традиционными моделями вместимость "Витязь-М" увеличена в два раза – до 260 пассажиров. 60 мест из них предусмотрены для сидения и для инвалидов-колясочников с системами фиксации и оповещения водителя.

В вагоне шесть дверей: две одностворчатые и четыре двустворчатые. Это позволит сократить время посадки и высадки пассажиров в пять раз. Важным преимуществом нового транспортного средства стала бестурникетная система оплаты проезда. Пассажиры могут входить в любую дверь, оплачивая проезд с помощью валидаторов в салоне. При этом будет усилен контроль оплаты проезда за счет увеличения числа контролеров, работающих на линиях.

Трамваи полностью низкопольные и приспособлены для перевозки маломобильных пассажиров. Они оборудованы современной системой управления, датчиками местоположения ГЛОНАСС/GPS, видеонаблюдением, ретрансляторами Wi-Fi, медиакомплексами для трансляции рекламы и экстренного оповещения, а также климат-контролем. Система кондиционирования установлена как в пассажирском салоне, так и в кабине водителя.

Конструкционная скорость движения трамваев составляет 75 километров в час. Интерьер салона выполнен из алюминиевых сплавов. Интересная особенность трамваев модели "Витязь-М" – использование модульной технологии сборки кабины водителя и задней площадки вагона. При необходимости в трамвай можно установить вторую кабину водителя для челночного движения на маршрутах без разворотных колец.

Новые трамваи значительно тише передвигаются по городу: благодаря особой конструкции трамвайной тележки повысилась плавность хода подвижного состава, а за счет этого снижен уровень шума от стука колес при поворотах. Это позволяет сделать движение вагонов более комфортным для пассажиров и незаметным для жителей домов, расположенных вблизи трамвайных линий.

Служить составы будут не менее 30 лет, а это почти в два раза больше, чем у традиционных моделей, срок эксплуатации которых 16 лет.

Фото: портал мэра и правительства Москвы

Трамвайные пути по новым технологиям

Протяженность трамвайных путей в столице – 417 километров. 60 процентов из них, а это 244 километра, отделены от автомобильных дорог и находятся на обособленном полотне. Работу по модернизации путевого хозяйства существенно ускорили за последние шесть лет. Начиная с 2011 года реконструировано 200 километров трамвайных путей. Это 48 процентов от общего количества. Только в прошлом году отремонтировали 53,1 километра путей.

На сегодняшний день 70 перевозок осуществляется по отремонтированным и модернизированным путям. А за 2017–2019 годы планируется реконструировать порядка 55 километров путей.

Во время работ применяются технологии, которые позволяют уменьшить уровень шума при движении трамваев. Кроме того, пути обособляют от проезжей части, чтобы исключить движение по ним постороннего транспорта. Делают это либо придорожной разметкой, либо с помощью специальных плит с боковыми выступами, которые не позволят автомобилям выехать на трамвайные пути.

Остановки для удобства и повышения безопасности пассажиров оборудуются приподнятыми посадочными платформами, располагающимися на одном уровне со входом в трамвай. На данный момент в городе установлено уже 206 таких платформ.

Фото: портал мэра и правительства Москвы

Тактовое расписание и светофоры

В 2016 году на 10 трамвайных маршрутах на севере и северо-западе Москвы ввели тактовое расписание. График движения согласовали между маршрутами так, что вагоны следуют с равными интервалами. Это исключает их скопление на остановках.

В результате среднее время ожидания трамвая сократилось на 16 процентов, количество пассажиров увеличилось на 10 процентов, а средняя скорость движения выросла на 15 процентов в рабочие дни и на 30 – в выходные.

В прошлом году оптимизировали циклы более 20 светофоров. Сделали это, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд трамваев.

Перенастройку проводили с учетом приоритета движения городского транспорта. В результате удалось повысить скорость движения трамваев на ряде проблемных участков.

Например, время проезда по Новощукинской и Краснопрудной улицам сократилось на 20–25 минут, по улице Преображенский Вал – на 15–25 минут. К 2020 году планируется перейти на тактовое расписание на всех маршрутам и сократить интервал движения трамваев до 5–7 минут в час пик.

А знали ли вы

Новые трамваи "Витязь-М" на площади Тверская Застава. Трамвайную линию продлят от Лесной улицы до Белорусского вокзала, а на площадь Тверская застава вернут разворотное кольцо, которое демонтировали в 2008 году. Протяженность нового разворотного кольца на площади Тверская Застава составит 1,2 километра.

Фото: портал мэра и правительства Москвы

По новой линии будут курсировать два маршрута. Трамвай № 7 начнет следовать до Белорусского вокзала по улице Палихе и Лесной улице. Сейчас он сворачивает на улицу Сущевский Вал и доезжает до станции метро "Новослободская". Также продлят маршрут трамвая № 19.

Мы начали со строк песни барда Якова Когана о ликвидации трамваев в Баку. А вот в Москве трамваи никто трогать не собирается. Более того, трамвайное движение активно развивается: недавно на одном из столичных маршрутов появились новые вагоны Витязь-М. И я не смог отказать себе в удовольствии прокатиться на одном из них.

Витязь-М - это совместная разработка компаний Трансмашхолдинг и Метровагонмаш. Его прототип был представлен на выставке в 2014 году. А в сентябре 2016 года эти компании выиграли тендер на поставку трех сотен таких трамваев в Москву. Производство, кстати, налажено в Твери на мощностях Тверского вагоностроительного завода, а в столицу новые вагоны доставляются оттуда фурами.

Польский трамвай Pesa на выставке ЭкспоСитиТранс 2014 года (фото Федора Лапшина)

Конструкция Витязей не нова. Еще пару лет назад в Москве появились аналогичные трехсекционные польские трамваи Pesa, созданные по заказу Уралвагонзавода. Но в отличие от них, новые Витязи - это полностью российская разработка.

Внешне Витязь-М с раскосыми передними фарами и огромной площадью остекления выглядит современно и симпатично. Внутри низкий пол и 60 мест для сидения. Общая пассажировместимость 260 человек. Естественно, здесь есть климатическая установка с кондиционером, светодиодные табло и системы видеонаблюдения.

Красный знак на корме включается на остановках и подсказывает, что трамвай нужно обходить спереди

Оснащены новые трамваи и особой навигационной системой, позволяющей проводить минимум времени на перекрестках. Когда трамвай подъезжает к светофору, на него передаются соответствующие данные. После этого сигнал оперативно переключается, предоставляя право проезда трамваю. По данным перевозчиков, введение этой системы позволило уменьшить среднее время, которое трамваи теряют на светофорах, с 41 секунды до восьми. А время ожидания трамвая на остановках сократилось аж в 4,8 раза.

Уж не знаю, правда ли это, но лично я ждал трамвай №17 (а Витязи ходят пока только по этому маршруту) на конечной остановке около Останкинского телецентра очень долго. Но это никак не связано с работой навигации - просто новых вагонов пока немного, и мне пришлось пропустить с десяток обычных трамваев. Ну вот наконец-то и Витязь-М - длинная синяя «колбаса» со скрипом проходит разворотный круг и подъезжает к остановке.

Входить можно через любую дверь - валидаторы для транспортных карт развешаны по всему салону. Чтобы в него проникнуть, нужно нажать на кнопку на двери, как на поездах Ласточка на МЦК. Сам салон очень светлый, чему способствуют огромные боковые окна. Их размер настолько велик, что подушки некоторых сидений даже размещены выше оконной линии, - сидишь как в аквариуме.

Подушка сиденья выше оконной линии, а под ней - ящик с песком для колес с подсветкой

Но к сиденьям, а точнее к их расположению в салоне трамвая, у меня возникли претензии. В короткой центральной секции места для пассажиров расположены по бортам - как в метро. В этом не было бы ничего плохого, но ширина прохода такова, что проходящие через этот отсек люди вынуждены буквально перепрыгивать через ноги тех, кто сидит. А пассажир, который сидит в начале и в конце центральной секции, сам того не желая, легко может подставить идущему подножку: одна из ног гарантированно располагается на поворотном круге.

Вообще про ноги пассажиров разработчики, похоже, думали в последнюю очередь. В передней и задней секциях салона есть сдвоенные сиденья, расположенные на подиумах над колесными тележками. Пассажир у окна чувствует себя неплохо, а вот его соседу приходится либо сидеть боком, либо свешивать в проход одну из ног: поставить перед собой обе не позволяет ширина подиума. Зато по периметру всего салона за сиденьями проложены светодиодные ленты, а над головами пассажиров висят грозди мониторов с полезной и не очень информацией.

А самые лучшие места, на мой взгляд, на галерке. Заняв одно из них, я приготовился к приятному путешествию в тишине. Но не тут-то было: на колесах одной из тележек, похоже, образовался прокат, от чего по салону разливался шум от толчков и вибрация. Но это скорее дефект конкретного образца. Проехав на другом экземпляре, я в этом убедился. И в целом поездка на новом трамвае оставила приятное впечатление – все же за державу не обидно. Ведь даже со странным расположением сидений (которое можно и пересмотреть) ехать на Витязе гораздо приятнее, чем на гремучих старых трамваях.

Увы, за все хорошее надо платить. Стоимость контракта на поставку Витязей в столицу - 56 миллиардов рублей. Разделив эту сумму на 300, можно прикинуть стоимость одного трамвая - 186,6 млн. Деньги гигантские, однако сюда входит не только сам трамвай, но и его обслуживание в течение следующих тридцати лет - именно на такой период работы и рассчитаны новые Витязи. И если трамвай - это лицо города, то новые трамваи его значительно омолодят.

Первое, что впечатлило белорусских транспортников, - это новейшие трамваи «Витязь-М». Их внутреннее устройство - кондиционирование при температуре на улице от 16 градусов тепла, системы ГЛОНАСС, 15 камер в салоне и кнопки открывания дверей, как снаружи, так и изнутри - заставили делегатов задуматься о выдвижении предложения в Минске по обновлению действующего подвижного состава.

Экскурсию для гостей провел начальник трамвайного депо имени Баумана Денис Матлин . Он рассказал, что депо обслуживает шесть городских маршрутов, в нем содержатся 120 новейших вагонов, еще 20 прибыли для передачи коллегам в Октябрьское трамвайное депо.

Из Тверского машиностроительного завода трамваи привозят в трейлерах, здесь их собирают, проводят обкатку, - рассказал он.

Вопросы посыпались как из рога изобилия: рассчитан ли «Витязь-М» на автономный ход, где используется такая система, как водители оценивают новшества, кто управляет трамваями - мужчины или женщины.

Вагон с пассажирами на автономном ходу проедет 20 километров, - ответил Денис Матлин. - Автономный ход используется только при обесточки линии. Наши водители - в основном, женщины. Мужчин чуть меньше в штате.

Как отметил начальник отдела государственного учреждения «Столичный транспорт и связь» города Минск (компания - оператор пассажирских перевозок) Александр Пылаев , дорогостоящие трамваи - пока мечта для Белоруссии. Конечно, в Минске происходят изменения, но не такими стремительными темпами, как в Москве.

За короткое время в российской столице закупят 300 вагонов «Витязей» - это колоссальные средства, которые город направляет на обновление общественного транспорта, - сказал он.

Внутри трамвая - валидаторы и кнопки открывания дверей. Белорусы полюбопытствовали - как быстро москвичи привыкли к таким новшествам?

Адаптация к бестурникетному проходу и входу после нажатия кнопки шла примерно две недели, - рассказал Денис Матлин. - Потом бабушки объясняли молодым, что нужно открывать, нажав на кнопку, что сам водитель двери не открывает.

Такая система экономит эрнегоресурсы на остановках.

Фото: Екатерина Якель, "Вечерняя Москва"

В кабине трамвая очень много систем: пульты вызова, ГЛОНАСС, инструкции, мультимедийные технологии. Впечатляет но кажется перегруженной система для самих водителей, - высказал свое мнение начальник управления безопасности движения государственного предприятия «Минсктранс» Константин Гололобов .

И предложил минский опыт - маршрутный график в электронном виде позволяет рассчитывать время прибытия трамвая на четыре остановки вперед. В Москве же система оповещает через смс, если водитель начинает опаздывать. Денис Матлин обещал рассказать о белорусской логистике своему руководству.

Тем не менее видно, что Москва многое делает для обновления парка общественного транспорта, - отмечает Александр Пылаев. - Есть выделенные полосы, обособленные трамвайные пути - все это формирует безопасность движения. В Минске тоже существуют выделенные полосы, однако нет закона для штрафа водителей личного автотранспорта, выезжающих на эти участки дороги. Только постовые, инспектирующие трассу, могут их остановить. Фото- и видеофиксация в таком масштабе, как в Москве, у нас отсутствует.

Минск пока только на пути к фиксации нарушений на дорогах с помощью камер. Пилотный проект прошел уже в столице Белоруссии, дело теперь за законодателями, которые должны утвердить идею на бумаге.

Еще одну московскую идею готовы позаимствовать белорусы - единое билетное меню для всего транспорта. В Минске, к примеру, можно купить проездной только на трамвай, автобус, отдельно - на метро. Горожане предпочитают приобретать разовые проездные.

Идею с единым билетным меню готовы предложить, как только вернемся домой, - сообщил Александр Пылаев. - При проездном, благодаря которому можно пройти на троллейбус, трамвай, зайти в метро, популярность общественного транспорта серьезно вырастет.

Поменяется, по его мнению, и логистика в городе: людям не придется выбирать неудобные и длинные маршруты, чтобы только сэкономить на проезде, покупая один проездной.

Понравилось белорусским гостям и оснащение наземного транспорта бесплатным доступом в интернет.

Удобно, едешь и решаешь по пути рабочие вопросы, - отметили делегаты.

Зато белорусские транспортники похвастались тем, что для их работников предусмотрен большой соцпакет: бесплатные обеды, развоз по домам после смены, дежурные автобусы для водителей. Стороны договорились о том что продолжат обмениваться опытом в транспортной сфере.

Что еще отметили белорусские делегаты в Москве:
- высокий уровень благоустройства улиц,
- велодорожки и тротуары,
- отсутствие рекламных билбордов и вывесок на зданиях,
- акцент на развитие общественного транспорта,
- организация парковочного пространства,
- система ответственности за нарушение парковки,
- мобильное приложение «Помощник Москвы».

Первые 13 низкопольных трамваев «Витязь-М» вышли на бестурникетный маршрут № 17. сайт рассказывает, почему новые вагоны удобнее и тише и куда на них можно будет добраться.

В салоне трамваев две скамьи с 20 местами для сидения летом и 18 — зимой, четыре больших окна, матовые электрические фонари. На передней и задней площадках — электрооборудование для управления и стоячие места, а во входной двери — отверстие для переговоров с кондуктором и получения билетов. Таким был первый электрический трамвай, вышедший на улицы Москвы .

В сравнении с конкой, которую тянула по рельсам пара лошадей, — настоящий прорыв. Медленным экипажам, управляемым кучером, москвичи кричали: «Конка, конка, догони цыплёнка!», а электрический трамвай развивал скорость до 25 вёрст (около 27 километров) в час. «Все находившиеся в вагонах воочию убедились в преимуществах электрической тяги пред конной; со всех сторон высказывались пожелания, чтобы Москва поскорее покрылась сетью электрических трамваев», — писала газета «Московские ведомости» 26 марта 1899 года.

И Москва покрылась: сегодня протяжённость трамвайной сети — 417 километров. В будние дни по 47 маршрутам проезжает более 620 трамваев. 17 марта трамвайный парк пополнили новые низкопольные составы «Витязь-М» — вместительные, удобные и тихие. За три года столица получит 300 таких вагонов российского производства, 100 из которых — в 2017-м.

Климат-контроль, низкий пол и много места

Низкопольный «Витязь-М» длиннее своих предшественников: его вагон достигает 27,5 метра. Это на 11,1 метра больше, чем у модели 71-623. Максимальная вместимость «Витязя-М» — 260 человек, мест для сидения — 60. Модель 71-623 вмещала не больше 127 пассажиров, причём здесь было всего 33 сидячих места.

Турникетов в новых составах не будет, как и во всех трамваях 17-го маршрута. Входить и выходить можно через любую дверь. Их у «Витязя-М» тоже прибавилось: две из шести дверей — одностворчатые, четыре — двустворчатые.

Ещё одно отличие от других моделей — система климат-контроля. Новые трамваи российского производства также оснащены спутниковой навигацией и камерами видеонаблюдения, а система климат-контроля будет функционировать не только в салонах подвижного состава, но и в кабине водителя. Для маломобильных пассажиров на двери оборудовали кнопку для вызова водителя, а также откидную аппарель, место для инвалидной коляски и сидячие места.

Быстрее, удобнее и тише: что изменится

«Витязь-М» сможет перевозить больше пассажиров и разгрузит другие маршруты. Благодаря дополнительным дверям и отсутствию турникетов увеличится скорость посадки и высадки пассажиров в пять раз на крупных остановочных пунктах.

Новые составы будут гораздо тише: особая конструкция тележки повышает плавность хода. Это не только удобнее для пассажиров и жителей окрестных домов, но и лучше для рельсов — так они будут меньше изнашиваться.

Пол в новых трамваях одинаково низок по всему вагону, а не разного уровня, как в предыдущей модели. Поэтому «Витязь-М» будет удобнее для мам с колясками, пожилых людей и маломобильных пассажиров.

Срок службы составов почти вдвое больше — 30 лет, а не 16, как раньше. Всё это время обслуживать и ремонтировать трамваи должен производитель.

Из Останкина в Медведково на новом трамвае

13 низкопольных трамваев «Витязь-М» вышли на маршрут № 17 от Останкина до Медведкова. Он проложен по улице Академика Королёва, проспекту Мира, улицам Лётчика Бабушкина, Енисейской и Менжинского, проезду Дежнёва и улице Полярной.

На 17-м трамвае можно доехать от Останкинского сквера до ВДНХ, крупных торговых центров на проспекте Мира, парка «Акведук», ГКБ имени А.К. Ерамишанцева, станции метро «Бабушкинская», Певческого поля. По пути расположены несколько поликлиник, библиотек, центр госуслуг «Мои документы» . По рабочим дням этим маршрутом пользуются больше 80 тысяч человек.

«Витязи-М» будут курсировать и по площади Тверская Застава, когда там . Трамвай № 7 поедет до Белорусского вокзала по улицам Палихе и Лесной. Сейчас он ходит от станции метро «Бульвар Рокоссовского» до Нововоротниковского переулка. Пока что на «семёрке» можно добраться до станций метро «Преображенская площадь», «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Проспект Мира», «Новослободская». За счёт нового вместительного состава пассажиропоток этого маршрута может вырасти примерно на 30 процентов.

По Палихе и Лесной улице продлят трассу трамвая № 19 . Сейчас на нём можно доехать от Каланчёвской улицы до Нововоротниковского переулка. Этот трамвай ходит мимо станции метро «Проспект Мира», Московской соборной мечети, театра «Уголок дедушки Дурова», Антроповского сквера, нескольких корпусов Медицинского университета имени И.М. Сеченова, Еврейского музея и центра толерантности.



От центра до самых до окраин — куда запустят трамваи

В будние дни по 47 городским маршрутам проезжает 620 трамваев. К 2019 году парк обновится на 300 новых вагонов «Витязь-М». В планах не только модернизировать парк, но и запустить новые линии. Трамвай может поехать от станции метро «Пражская» в район Бирюлёво Западное и северную часть района Бирюлёво Восточное.

Где раньше проходила одна из первых линий Москвы, трамвай вернётся. Так появится удобная пересадка на городской наземный транспорт с поездов дальнего следования и пригородных электричек Белорусского направления. Трамвайную линию от Лесной улицы до Белорусского вокзала, а на самой площади появятся остановки и разворотное кольцо длиной 1,2 километра.

Когда последнее достроят, продлят два действующих маршрута. Трамвай № 7 начнёт ходить до Белорусского вокзала по улице Палихе и Лесной улице. Сейчас он сворачивает на Сущёвскую улицу и доезжает до станции метро «Новослободская». Также по улицам Палихе и Лесной до Белорусского вокзала продлят маршрут № 19, который пока тоже ходит только до «Новослободской».

Новые трамвайные пути на этих маршрутах обособят. Всего их отделят от остального транспорта . Это будут делать с помощью разметки и специальных конструкций — плит с боковыми выступами. Последние мешают проезду автомобилей, поэтому ни один водитель не сможет оставить машину на трамвайных путях. На улице Свободы в ходе эксперимента такими плитами отделили 200 метров путей. Время движения трамваев маршрута № 6 сократилось на три — пять минут.

Настоящее время

Характеристики Максимальная скорость 75 км/ч Масса 37 т Мест для сидения 71-931 : 53
71-931М : 60 Номинальная вместимость 71-931 : 220
71-931М : 188 (5 чел/м²) Полная вместимость 71-931 : 320
71-931М : 265 (8 чел/м²) Низкопольность 100% Тип контроллера ручной Тип тормоза дисковые Напряжение сети 550 В Тип тягового редуктора Wikov Передаточное число тягового редуктора 6,921 Количество дверей 6 Освещение салона светодиодное Отопление кабины климат-контроль Срок службы 30 Габариты Колея 1524 (1520) мм Длина 71-931 : 27 000 мм
71-931М : 27 500 мм Ширина 2500 мм Высота 3500 мм База 8994 мм База тележки 1800 мм Проём дверей 1300 / 730 мм Двигатели Тип двигателя
асинхронные , (6 шт) Мощность 6 × 72 кВт Система управления частотно-регулируемая на БТИЗ 71-931 на Викискладе

71-931 «Витязь» - сочленённый шестиосный трамвайный вагон с полностью низким уровнем пола, созданный ООО «ПК Транспортные системы» на мощностях . Выпускается в двух вариантах - базовой модели и модификации 71-931М («Витязь-М») , отличающейся изменённой передней и задней маской. По состоянию на год эксплуатируются в Санкт-Петербурге (СТТП ), Краснодаре (Восточное трамвайное депо) и в Москве (депо имени Баумана и депо Октябрьское), ранее один трамвай также эксплуатировался в Волгограде .

История [ | ]

Создание [ | ]

Работы над трамваем с низким полом по всей длине начались на УКВЗ еще в начале 2000-х годов в рамках проекта вагона 71-625 , но были остановлены и возобновились лишь в 2013 году . К октябрю были готовы низкопольные поворотные тележки , но в начале 2014 года УКВЗ разорвал отношения со своим Торговым домом, которому и принадлежали права на тележку. Один из учредителей ТД УКВЗ, вышедших из состава фирмы, организовал компанию ПК «Транспортные системы», пригласил главного конструктора УКВЗ и выкупил конструкторскую документацию на тележку у ТД УКВЗ, создав на мощностях Тверского вагоностроительного завода производство трамваев 71-911 и 71-931. Совокупный объем инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по созданию двух опытных образцов составил 10 млн евро .

Производство и поставки [ | ]

Производство трамваев 71-931 «Витязь» всех модификаций осуществляется на Тверском вагоностроительном заводе . Первый опытный трамвай данной модели был собран осенью 2014 года и в конце октября представлен на выставке в Москве , после чего отправлен на испытания на линии города. В начале февраля 2015 года после успешного завершения испытаний модель получила акт о допуске в серийное производство .

В апреле года трамвайно-троллейбусное управление Краснодара планировало совместно с компанией «Транспортные системы» реализовать проект по крупноузловой сборке новых трёхсекционных трамваев для обновления подвижного состава в городе и в течение двух лет выйти на проектную мощность в 24 трёхсекционных трамвая в год. Предполагалось, что основной моделью в производстве и дальнейшей эксплуатации станет трёхсекционный трамвай «Витязь» 71−931 . Однако из-за финансовых затруднений данный проект был приостановлен и отложен на неопределённый срок .

В июне года Тверской вагоностроительный завод выпустил первый трамвай усовершенствованной модификации 71-931М «Витязь-М» , отличающийся от предшественника новой формой лобовой и хвостовой части и некоторыми отличиями в планировке мест в салоне. Трамвай отправился на выставку «Иннопром» в Екатеринбург где был впервые продемонстрирован публике , после чего отправился на испытания в Волгоград . В сентябре «ПК Транспортные системы» в консорциуме с «Метровагонмашем » выиграло тендер на поставку 300 вагонов 71-931М в Москву в течение 2017-2019 годов. Стоимость контракта составила 56 млрд руб.

16 августа 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин заявил: "В 2017-м Москва получила 75 трамваев «Витязь М»". 5 сентября 2017 года заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов сообщил: "Мосгортранс получил более 80 трамваев нового поколения "Витязь-М". В настоящее время они находятся на территории трамвайного депо имени Н.Э. Баумана и обслуживают шесть маршрутов, проходящих на северо-востоке и востоке столицы". В целом до конца 2019 года предполагается поставить в Москву более 300 трамваев данной модели.

Данные по выпуску вагонов 71-931 и 931М по годам приведены в таблице:

Год выпуска Количество Заводские номера
Общее 71-931 71-931М 71-931 71-931М
1 1 - 01 (09) -
5 5 - 02-06 -
5 4 1 07, 08, 10, 11 001
125 1 124 12 002-125
121 - 121 - 126-246
2 - 2 - 247, 248
Всего 259 11 248 02-12 001-248

Испытания и сертификация [ | ]

В июле года трамвай 71-931М поступил на обкатку в Волгоград на линию скоростного трамвая . В марте 2017 трамвай был передан в Москву.

Участие в выставках [ | ]

Общие сведения [ | ]

Трамваи модели 71-931 «Витязь» и модификации являются представителями новой линейки низкопольных трамваев, разработанных «ПК Транспортные системы» и предназначенных для городских пассажирских перевозок на линиях колеи 1524 мм, электрифицированных верхним контактным проводом номинального напряжения 550 В постоянного тока. Низкопольное исполнение трамваев упрощает процесс посадки и высадки пассажиров, что в особенности важно для лиц с ограниченной подвижностью и лиц с колясками и багажом. В рамках модели «Витязь» создано две модификации - базовая модель 71-931 и более современная модель 71-931М, отличающаяся от базовой изменённой конструкцией лобовой и хвостовой маски и большей длиной, а также увеличенным числом мест в салоне .

Трамваи состоят из трёх сочленённых секций и в стандартном исполнении имеют одну кабину управления и двери только по правому борту, ввиду чего могут эксплуатироваться только на маршрутах с правосторонним движением и разворотными кольцами либо треугольниками на конечных остановках. Для маршрутов с челночным движением без разворота может быть выпущен двухкабинный вариант трамвая с двухсторонним расположением дверей, в этом случае вместо хвостовой секции устанавливается головная с кабиной управления. На базе трёхсекционной модели 71-931М планируется создание конструктивно унифицированного пятисекционного трамвая, у которого головная и хвостовая либо две головных секции аналогичны 71-931М, а вместо одной средней бездверной секции с узлами сочленения в состав включено две, между которыми подвешена бестележечная подвесная секция.

Технические характеристики [ | ]

Трамвай 71-931М «Витязь-М» в кривой

Основные характеристики трамваев 71-931 и 71-931М «Витязь»:

  • Общие безразмерные характеристики:
    • Количество секций - 3;
    • Осевая формула - (2 0 -0)+(2 0)+(0-2 0);
    • Количество дверей - 6, в том числе
      • одностворчатых - 2;
      • двухстворчатых - 4;
  • Размеры:
    • Общие размеры вагона:
      • Длина вагона 71-931 - 27 000 мм;
      • Длина вагона 71-931М - 27 500 мм;
      • Ширина - 2500±50 мм;
      • Высота с опущенным токоприемником - 3 500 мм;
      • Рабочая высота токоприёмника - 4-6 м;
      • Высота опорной площадки (подножки) - 370 мм;
      • Ширина дверного проёма:
        • одностворчатых дверей - 730 мм;
        • двухстворчатых дверей - 1 300 мм;
      • База вагона между поворотной и неповоротной тележками - 8 994 мм;
      • База вагона между тележкой и сочленением - 6 614 мм;
      • База между узлами сочленения - 4 760 мм;
    • Размеры тележки:
      • База тележки - 1 800 мм;
      • Клиренс тележки на новых бандажах - 130 мм;
      • Диаметр новых необточенных колёс - 620 мм;
      • Ширина колеи - 1 520 мм;
    • Минимальный радиус проходимых кривых - 20 м;
  • Масса вагона - 37 т;
  • Тяговые характеристики:
    • Номинальное напряжение и род тока - 550 В постоянного тока;
    • Передаточное число редуктора - 6,921
    • Конструкционная скорость - 75 км/ч;
    • Время разгона до 40 км/ч - 14 с;
    • Мощность электродвигателей - 6x72 = 452 кВт;
    • Ёмкость аккумуляторов - 8×160 А·ч;
    • Дистанция автономного хода на аккумуляторах - 1 500 м;
    • Удельное энергопотребление - 65 Вт·ч/т.км;
  • Пассажировместимость:
    • Количество сидячих мест:
      • в вагоне 71-931 - 53;
      • в вагоне 71-931М - 60;
    • Общая вместимость:
      • в вагоне 71-931:
        • при населённости 5 чел./м² - 220;
        • при населённости 8 чел./м² - 320;
      • в вагоне 71-931М:
        • при населённости 5 чел./м² - 188;
        • при населённости 8 чел./м² - 265.

Конструкция [ | ]

Механическая часть [ | ]

Кузов [ | ]

Трамвай 71-931 опирается на три моторные двухосные низкопольные тележки. Тележки под крайними секциями - поворотные, в то время как под средней секцией тележка закреплена жёстко. Тележки имеют две ступени подрессоривания.

Электрооборудование [ | ]

Интерьер [ | ]

Вагоны 71-931М имеют различия в цветовой схеме отделки салона. Вагоны, начиная с зав. номера 2 по зав. номер 78, имеют бежевые стены в салоне, а вагоны зав. 1 и с зав. 79 отделываются белыми. При этом потолок имеет белый цвет во всех вагонах.

На вагонах 71-931М, начиная с зав. номера 182 (бортовой номер 31179), пассажирские сиденья устанавливаются по новой схеме, что позволило повысить комфортность и добавить дополнительную накопительную площадку в 3-ей секции.


Эксплуатирующие города [ | ]

Данные по приписке трамваев семейства 71-931 и 71-931М по городам и депо по состоянию на начало 2019 года приведены в таблице:

Город Депо / Парк Количество Заводские номера Бортовые номера
Общее 71-931 71-931М 71-931 71-931М 71-931 71-931М
Краснодар Восточное 1 1 - 9 - 201 -
Москва им. Баумана (№ 2) 125 - 125 - 001-116, 120-123, 143, 153, 178, 183, 184, 191, 192, 227 - 31001-31120, 31180, 31181, 31188, 31189, 31222
Октябрьское (№ 4) 112 - 112 - 124-182, 185-190, 193-210, 213-226, 234-248 - 31121-31179, 31182-31187, 31190-31221, 31123-31237
Санкт-Петербург Совмещённый парк (№ 10) 21 10 11 2-8, 10-12 117-119, 211, 212, 228-233 0100-0109 0110-0120

Примечания [ | ]

  1. Д. Зобков. Усть-катавские машиностроители осваивают производство трамвайных вагонов, не имеющих аналогов в СНГ. (неопр.) (недоступная ссылка) . www.uralpress.ru (1 марта 2002). Проверено 26 октября 2013. Архивировано 5 марта 2016 года.
  2. М. Батракова. Трамваестроители сохранили производственный потенциал (неопр.) (недоступная ссылка) . www.ukn74.ru (13 июля 2013). Проверено 26 октября 2013. Архивировано 29 октября 2013 года.
  3. Вагон УКВЗ с полностью низким полом (неопр.) . www.yauzaforum.ru (29 марта 2013). Проверено 26 октября 2013.
  4. В Нижнекамске появится эксклюзивный низкопольный трамвай (неопр.) . (23 октября 2013). Проверено 26 октября 2013.
  5. Уникальный низкопольный трамвай появится в Нижнекамске в 2014 году (неопр.) . www.e-nkama.ru (24 октября 2013). Проверено 26 октября 2013.