- Вспомнить виды общественного транспорта.
- Изучить основные правила безопасности пассажира.
- Сформировать знания об опасных ситуациях в общественном транспорте.
- Ряд Правила поведения в автобусе
- Ряд Правила поведения в трамваях, троллейбусах
- Ряд Правила поведения при поездке на грузовом автотранспорте
- необходимо немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам; потребовать остановить транспорт и открыть двери.
- При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства необходимо использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стёкла (при необходимости можно выбить стёкла ногами).
- При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.
- В любом транспорте имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо стремиться покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.
- немедленно сообщите об этом машинисту по переговорному устройству и в дальнейшем выполняйте его команды.
- При появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда постарайтесь потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители или подручные средства.
- Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном; оставайтесь на местах, пока поезд движется в тоннеле. При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста.
- После разрешения на выход откройте двери или, если нет другого выхода и вашей жизни угрожает смертельная опасность, выбейте ногами стёкла, выйдите из вагона и двигайтесь в направлении, указанном машинистом.
- Городской общественный транспорт следует по определённому маршруту и перевозит пассажиров.
- На специальном указателе остановки общественного транспорта можно узнать, какая остановка будет следующая
- Во время движения автобуса старайся держаться за поручни
- В случае блокировки дверей нужно сидеть и ждать, когда откроют заблокированные двери
- В случае возникновения пожара в автобусе нужно открыть все окна и проветрить салон автобуса
- Вспомнить виды общественного транспорта.
- Изучить основные правила безопасности пассажира.
- Сформировать знания об опасных ситуациях в общественном транспорте.
- Составьте свои правила пользования транспортом, которым вы наиболее чаще пользуетесь
Ожидая поезд на платформе:
стойте справа, идите слева;
Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах
Грузовые автомобили, используемые для перевозки людей, специально оборудуются тентом, лестницей для посадки и высадки, сиденьями в кузове. Если перевозятся дети, грузовик должен иметь кузов-фургон и опознавательный знак «Перевозка детей». С детьми должен находиться взрослый.
Необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности:
Нельзя стоять в кузове во время движения грузовика;
Нельзя переходить с места на место во время движения грузового автомобиля;
Перевозка людей, в том числе и школьников, может осуществляться грузовыми автомобилями.
Нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги
При спуске в метро на эскалаторе:
Ожидать автобус, троллейбус, трамвай необходимо только на посадочной площадке, а в случае если её нет - на тротуаре или обочине дороги.
При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, необходимо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю.
Ожидая поезд на платформе:
не заходите за ограничительную линию;
Посадка в транспорт, производится через передние двери, а высадка - через двери, на которых имеется надпись «Выход»
Как правило, посадка должна производиться через задние двери, а высадка - через передние или через двери, на которых имеется надпись «Выход».
Для оплаты проезда в транспорте, используются билеты с магнитной полосой и бесконтактные смарт-карты, соответствующие требованиям международных стандартов.
После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть на другую сторону улицы. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу.
стойте справа, идите слева;
нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них.
если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.
Человек для удобства передвижения создал транспортные средства. Сегодня мы даже представить себе не можем нашу жизнь в городе без автобусов, трамваев, троллейбусов, метро.
Мы привыкли пользоваться транспортными средствами для поездок в школу, магазин, на стадион, в другой город или страну. Для этого существует городской, водный, воздушный и железнодорожный транспорт. Пассажиром называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Значит, мы все бываем пассажирами и обязаны знать правила поведения пассажира и меры безопасного поведения в транспорте.
Городской транспорт, который перевозит пассажиров, называется общественным . Это трамваи, троллейбусы, автобусы и метро.
Все виды общественного транспорта едут по определённым маршрутам, узнать о которых можно по номеру. Места остановок общественного транспорта, оборудованные специальными посадочными площадками, обозначаются указателями.
Для того чтобы поездка в транспорте была безопасной, важно соблюдать общепринятые правила.
Безопасное поведение в транспорте
Правила поведения во всех видах общественного транспорта
Посадка в транспортное средство производится после его полной остановки и когда из него выйдут пассажиры. При посадке необходимо учитывать, что двери открываются и закрываются автоматически, нельзя толкаться, нельзя суетиться, нельзя мешать другим людям.
Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать, не мешая находящимся в автобусе пассажирам, удобное место, где бы вы никому не мешали и вам бы никто не мешал. Следует посмотреть, где расположены запасные и аварийные выходы. Если в транспортном средстве нет свободных мест для сидения, нужно постараться встать в проходе, не мешая движению пассажиров, держаться рукой за поручень или за специальные подвески. Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на неё, она может случайно открыться.
Необходимо помнить, что в общественном транспорте нельзя шуметь, шалить, громко разговаривать, вызывающе себя вести, есть мороженое. Нельзя высовываться из окон.
Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах
Ожидать автобус, троллейбус, трамвай необходимо только на посадочной площадке, а в случае если её нет - на тротуаре или обочине дороги.
При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, необходимо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю.
Посадка в транспорт, оборудованный АСКП (автоматизированной системой контроля пассажиров), производится через передние двери, а высадка - через двери, на которых имеется надпись «Выход» (кроме транспортных средств, оборудованных АСКП).
Как правило, посадка должна производиться через задние двери, а высадка - через передние или через двери, на которых имеется надпись «Выход».
Для оплаты проезда в транспорте, оборудованном АСКП, используются билеты с магнитной полосой и бесконтактные смарт-карты, соответствующие требованиям международных стандартов.
После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть на другую сторону улицы. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу.
Правила поведения при поездке на грузовом автомобиле
Перевозка людей, в том числе и школьников, может осуществляться грузовыми автомобилями.
Грузовые автомобили, используемые для перевозки людей, специально оборудуются тентом, лестницей для посадки и высадки, сиденьями в кузове. Если перевозятся дети, грузовик должен иметь кузов-фургон и опознавательный знак «Перевозка детей». С детьми должен находиться взрослый.
При поездке на грузовом автомобиле необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности:
нельзя стоять в кузове во время движения грузовика;
нельзя переходить с места на место во время движения грузового автомобиля;
нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги.
Правила поведения в метро
При спуске в метро на эскалаторе:
стойте справа, идите слева;
нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них.
Ожидая поезд на платформе:
не заходите за ограничительную линию;
если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.
Опасные ситуации в транспорте
, необходимо немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам; потребовать остановить транспорт и открыть двери.
При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства необходимо использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стёкла (при необходимости можно выбить стёкла ногами). При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.
В любом транспорте имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо стремиться покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.
Если пожар возник в вагоне метро , немедленно сообщите об этом машинисту по переговорному устройству и в дальнейшем выполняйте его команды.
При появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда постарайтесь потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители или подручные средства.
Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном; оставайтесь на местах, пока поезд движется в тоннеле. При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста.
После разрешения на выход откройте двери или, если нет другого выхода и вашей жизни угрожает смертельная опасность, выбейте ногами стёкла, выйдите из вагона и двигайтесь в направлении, указанном машинистом.
1. Кто считается пассажиром?
2. Каким транспортом вы пользуетесь чаще? Составьте правила пользования этим транспортом.
В дневник безопасности запишите краткое изложение правил поведения при возникновении опасных ситуаций на транспорте.
1. Представьте, что в автобусе возник пожар. Опишите порядок действий пассажиров.
2. Вы спускаетесь на эскалаторе в метро. Неожиданно роняете пакет, и он скользит по ступенькам вниз. Ваши действия?
Предмет | Основы безопасности жизнедеятельности |
Класс | 5 |
Тема урока | Пассажир. Безопасность пассажира |
Цель урока | Рассмотреть общие обязанности пассажира, систематизировать их значение по правилам безопасного поведения в общественном транспорте для обеспечения личной безопасности. |
Образовательные : обобщить знания о городском транспорте. Создать условия для изучения и закрепления правил поведения пассажиров в аварийных ситуациях. Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся. Воспитательные: воспитывать осторожность, формировать чувство ответственности за свои поступки и за безопасность окружающих. |
|
УУД | Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.Коммуникативные УУД : сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли. |
Планируемые результаты | Предметные:
знать общие обязанности пассажира при пользовании общественным транспортом. Правила личной безопасности при пользовании трамваем, троллейбусом и метро. Обеспечение личной безопасности при возникновении опасной ситуации в общественном транспорте.
Личностные: умение выражать свое отношение к происходящем, давать свою оценку. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
Основные понятия | Пассажир; виды общественного транспорта. |
Межпредметные связи | История, география |
Ресурсы урока | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование. |
Формы урока | Фронтальная, групповая. |
Технологии | Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве. |
Этап урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД(универсальные учебные действия) |
I . Организационный |
|
-приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку-рассаживаются на рабочие места. |
Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
II . Повторение пройденного материала. | Активизация обучающихся с использованием вопросов ловушек.Ребята, предлагаю вам вспомнить пройденный материал. Что такое дорога? (это обустроенная или приспособленная и используемая для транспортных средств полоса земли либо поверхности искусственного сооружения.)Для чего нужна разметка дороги? (для обеспечения безопасности на улицах и дорогах, управление потоком транспортных средств и пешеходов.)Как называются знаки, которые информируют водителя о приближении к опасному участку дороги? (предупреждающие знаки.)Молодцы хорошо знаете материал | -отвечают на вопросы,-рассуждают,— приводят примеры |
Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод. способность к рассуждению Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. |
III . Мотивация учебной деятельности | А теперь прошу вас обратить свое внимание на экран (Слайды 1) Скажите ребята, что вы видите на экране ? Как вы оцениваете эту ситуацию? Давайте попробуем сформулировать тему урока? «Пассажир. Безопасность пассажира» С какой целью мы будем изучать тему урока? Рассмотреть общие обязанности пассажира, правила безопасного поведения в общественном транспорте. Что бы придти к нашей цели нам нужно будет решить ряд задач. Для достижения цели урока, что нам поможет? (учебник, тетрадь, проектор, справочный материал) | — отвечают на вопросы;-выбирают оптимальные решения;-фиксирование темы урока в тетрадь;-наблюдение и фиксация наблюдаемых процессов(письменно и устно) | Личностные: построение логических рассужденийКоммуникативные : выражение своих мыслей, аргументация своих мненийРегулятивные : планирование последовательных действий |
IV . Изложение нового материала |
Человек для удобства передвижения создал транспортные средства. Сегодня мы даже представить себе не можем нашу жизнь. Мы привыкли пользоваться транспортом для поездок в школу, магазин, на стадион, в другой город или страну. Для этого существуют разные виды транспорта. Какие виды транспорта вы знаете? Транспорт городской водный воздушный железнодорожный Теперь я предлагаю вам объединиться в группы по 2 человека, и пользуясь материалом учебника стр. 39 Какой транспорт называют общественным Как вы думаете кто такой пассажир. Давайте сформулировать определение пассажир. |
В ходе самостоятельной работы с учебником и учащиеся выделяют необходимую информацию, записывают определение |
Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К) |
V .Физкультминутка | Видео | Выполняют физкультминутку | |
VI .Практическая работа | Я вам сейчас предлагаю объединиться в малые группы по 2 человека и рассмотреть правила поведения в общественном транспорте: Скажите ребята, кто-то из вас ездил в метро? А там есть правила поведения в метро? (да)Какие, сможете их назвать? Ребята так же мы можем встретиться с опасными ситуациями в общественном транспорте. Давайте прочитаем их в нашем учебнике стр. 43 и узнаем, какие они могут быть. | — формирование безопасной работы;-выполнение практической работы с использованием инструкционных карт. |
Личностные: овладение нормами и правилами организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления Познавательные: умение ориентироваться в понятиях,. Коммуникативные взаимодействовать с учителем группой. |
VII .Закрепление материала | Я вам выдала листы с заданием, где нужно выбрать правильный ответ. Если вы согласны утверждением то ставим цифру(1), если нет (0). Попрошу вас подписать фамилии и ответить на них.
Городской общественный транспорт следует по определённому маршруту и перевозит пассажиров. (1) На специальном указателе остановки общественного транспорта можно узнать, какая остановка будет следующая (0) Во время движения автобуса старайся держаться за поручни (1) В случае блокировки дверей нужно сидеть и ждать, когда откроют заблокированные двери(0) В случае возникновения пожара в автобусе нужно открыть все окна и проветрить салон автобуса (0) |
-рассуждают,— отвечают на вопросы, | Рассуждение (Л).Формулирование ответов (Р). |
VIII . Рефлексия |
Ребята теперь давайте мы с вами посмотрим на нашу шкалу и определим на сколько |
Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. | Регулятивные: оценка достигнутых результатов |
IX .Домашнее задание | Составьте свои правила пользования транспортом, которым вы наиболее чаще пользуетесь. Для выполнения домашнего задания вы можете воспользоваться учебником, или Интернет источником. |
Обучающиеся слушают и записывают домашнее задание в дневниках. |
Личностные :развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности |
Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах
-
Грузовые автомобили, используемые для перевозки людей, специально оборудуются тентом, лестницей для посадки и высадки, сиденьями в кузове. Если перевозятся дети, грузовик должен иметь кузов-фургон и опознавательный знак «Перевозка детей». С детьми должен находиться взрослый.
Необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности:
Нельзя стоять в кузове во время движения грузовика;
Нельзя переходить с места на место во время движения грузового автомобиля;
Перевозка людей, в том числе и школьников, может осуществляться грузовыми автомобилями.
Нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги
При спуске в метро на эскалаторе:
Ожидать автобус, троллейбус, трамвай необходимо только на посадочной площадке, а в случае если её нет - на тротуаре или обочине дороги.
При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, необходимо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю.
Ожидая поезд на платформе:
не заходите за ограничительную линию;
Посадка в транспорт, производится через передние двери, а высадка - через двери, на которых имеется надпись «Выход»
Как правило, посадка должна производиться через задние двери, а высадка - через передние или через двери, на которых имеется надпись «Выход».
Для оплаты проезда в транспорте, используются билеты с магнитной полосой и бесконтактные смарт-карты, соответствующие требованиям международных стандартов.
После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть на другую сторону улицы. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу.
стойте справа, идите слева;
нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них.
если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.
Цели урока
Рассмотреть общие обязанности пассажира, правилам безопасного поведения в общественном транспорте для обеспечения личной безопасности
Виды транспорта
ж\дорожный
воздушный
городской
ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
общественный транспорт.
Если в машине едет много людей, то такая машина называется общественный транспорт.
Если в машине едет много людей, то такая машина называется общественный транспорт.
Если в машине едет много людей, то такая машина называется общественный транспорт.
Автобус рейсовый
Маршрутное такси
Троллейбус
ОСТАНОВКА ЭТО ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ДОРОГИ
Ждать автобус, троллейбус или трамвай нужно только на остановках – местах, обозначенных такими знаками, как на рисунках. А там, где их нет – на тротуаре. В сельской местности, если нет оборудованной остановки, автобус ждут на обочине дороги.
ЗАПОМНИ!
На остановке никогда нельзя стоять у кромки тротуара. Тебя нечаянно могут толкнуть, и ты окажешься под колесами.
Пассажир – лицо, находящиеся в транспортном средстве, а также входящий и выходящий из него.
Опасные ситуации
в транспорте
Если вы заметили возникновение пожара в автобусе, трамвае, троллейбусе
В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться.
Покидать трамвай или троллейбус в этом случае надо прыжком с приземлением одновременно на обе ноги.
Если пожар возник
в вагоне метро
Перевозите детей только в детских удерживающих устройствах.
Правилами дорожного движения установлено, что: «Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства. Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих устройств» (пункт. 22.9 Правил дорожного движения).
Обязательно пристегнитесь.
Пользоваться ремнями безопасности обязательно должны как водитель, так и пассажиры
. Простой пример: если человек не пристегнут, столкновение на скорости всего 50 км/ч равносильно для него падению с третьего этажа. Ремень снижает эту скорость до 7 км/ч.
Водитель обязан настаивать, чтобы все пассажиры пристегивались: и сидящий на переднем месте, и сидящие на задних сидениях. Потому что непристегнутый пассажир на заднем сидении подвергает опасности не только себя, но и других пассажиров. Надо понимать, что ремень защищает не только при лобовых столкновениях транспортных средств, но и при других типах ДТП, например, при опрокидывании. Остаться на месте в салоне при аварии — это уже во многом остаться в живых. Ведь 75 процентов тех, кого выбросило из машины, гибнут. В целом же использование ремня снижает риск погибнуть или получить серьезные травмы.
Ремень должен быть пристёгнут правильно.
Ремень, кроме того, что он должен быть пристегнут, должен быть пристёгнут правильно. Правильно — это так: ремень располагается вдоль груди, ближе к шее. Это важно, поскольку плечевая и грудная часть туловища принимает на себя основную силу удара. Нижняя часть ремня удерживает таз, а ни в коем случае не живот, поэтому ремень должен опоясывать бедра. Застегнув ремень, обязательно натяните его. Ремень следует располагать как можно ближе к телу.
Первый шаг к снижению травматизма и смертности на дороге должны сделать мы сами. Пристегнуться сами, усадить в правильно установленное детское кресло ребенка. Использование ремней безопасности в несколько раз снижает тяжесть последствий ДТП и спасает от тяжелейших травм. При столкновении на большой скорости непристегнутого водителя сначала бросает грудью на руль, а в следующие доли секунды — головой в лобовое стекло. При ударе о руль обычные последствия — травма грудной клетки, нередко с переломами ребер и грудины, не говоря уже об обширных гематомах… Но это еще не самое страшное. Есть немалый риск получить ушиб легких, хуже того — ушиб сердца, который приравнивается медиками к инфаркту миокарда. Он может привести к смертельному исходу, и не сразу, а спустя несколько месяцев после аварии. Кроме того, не исключено, что удар о нижнюю часть руля, пришедшийся в солнечное сплетение, вызовет мгновенную рефлекторную остановку сердца. Не менее ужасно страдают непристегнутые водители и пассажиры, брошенные силой инерции в лобовое стекло. На стекле в местах столкновения остаются характерные «паутинки» — примерно такой же эффект будет, если ударить по нему молотком. Можете себе представить, насколько хуже приходится голове. Как минимум — сотрясение мозга и гематомы, но чаще всего такие аварии оборачиваются открытыми или закрытыми черепно-мозговыми травмами, повреждениями глаз и органов слуха, сильными порезами лица. Еще серьезнее последствия, когда сидящих в машине при ДТП выбрасывает через лобовое стекло на капот.
Достаточно пристегнуться — и во многих случаях можно избежать тяжелого вреда своему здоровью.
В Правилах дорожного движения «Пассажир» это: лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из транспортного средства. Значит пассажиром пешеход становится не тогда, когда он вошел в автобус или другое транспортное средство, а в тот момент когда он решил это сделать и начал движение в сторону двери автобуса. Таким образом, если мы пользуемся каким – либо видом транспорта, мы являемся пассажирами.
Многие думают: «Правила дорожного движения касаются водителей и пешеходов. А я - пассажир, меня везут, значит, за меня отвечает водитель». На самом деле от пассажиров также зависит безопасность на дорогах, и в Правилах дорожного движения есть раздел определяющий обязанности пассажиров.
Работа водителей транспортных средств в условиях больших городов и насыщенных движением шоссейных дорог, весьма напряжена и ответственна. И пассажиры не должны создавать дополнительные трудности водителям, отвлекая их нарушением правил.
Важно правильно ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси. Весь городской транспорт движется по определенным маршрутам и останавливается не там, где захочется водителю или пассажирам, а в установленных пунктах, которые называются остановками. Поэтому ожидать городской транспорт следует стоя на остановках, обозначенных указателями, тротуаре или обочине, не выходя на проезжую часть.
Следует иметь в виду, что остановка трамвая почти всегда бывает на середине проезжей части и пассажирам приходится пересекать мостовую. Правила дорожного движения требуют от водителей автомобилей пропустить пассажиров, идущих к остановившемуся трамваю или от него. Но все равно надо быть предельно внимательным и, прежде чем идти к трамваю, необходимо посмотреть по сторонам и убедиться в безопасности перехода.
- Когда к остановке подошел автобус, троллейбус или трамвай, ведите себя спокойно - не суетитесь, не толкайтесь. Подходите к двери только после полной остановки транспорта. Не стойте перед дверьми, пропусти выходящих пассажиров.
- Не входи в транспорт с мороженым и напитками, Даже если салон свободен, при резком толчке или торможении ты рискуешь испачкать других пассажиров.
- Войдя в транспортное средство, не задерживайтесь около дверей и на площадке, пройдите в салон. В салоне держитесь за поручни, чтобы не получить ушибов при возможном резком торможении.
- Во избежание быть зажатым дверьми не пытайтесь сесть в последний момент перед отправкой автобуса, троллейбуса, трамвая.
- Требованиями безопасности пассажирам запрещено препятствовать закрыванию дверей или же открывать их до полной остановки транспортного средства. Большинство автобусов и троллейбусов имеют двери, которые открываются автоматически из кабины водителя. Водитель не всегда видит, что делается в дверях, если их придержал кто-то из пассажиров. Водитель, будучи уверен, что двери закрыты, отправляет автобус или троллейбус. В результате пассажир может оказаться зажатым между створками дверей. Не пытайтесь открыть их самостоятельно: это очень опасно!
- Так же опасно открывать двери до полной остановки автобуса или троллейбуса, потому что из нее могут выпасть на ходу пассажиры.
- Не прислоняйтесь к дверям: они могут открыться на ходу, не высовывайте головы и руки в окна.
- Не стойте на выступающих частях и подножках транспортных средств;
- Не отвлекайте водителя разговорами во время движения.
- При движении не следует спать, по возможности нужно следить за ситуацией на дороге.
- Если во время движения возникает опасность столкновения транспортного средства с другим объектом, надо принять устойчивое положение и крепко ухватиться руками за поручни (ремни); сидящему пассажиру следует упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье (панель) и наклонить голову вперед.
- В случае столкновения и невозможности удержаться в вертикальном положении попытайтесь в падении сгруппироваться и закрыть голову руками, и в идеале - увидеть место приземления.
- При аварии троллейбуса или трамвая покидать их во избежание поражения электрическим током следует только прыжком.
- Внутри трамвая, троллейбуса и особенно более подвижного автобуса старайтесь держаться за поручни на случай экстренного торможения или остановки. Лучшая точка опоры - поручень над головой.
- Стоять лучше лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать. Кроме того, из этого положения при столкновении и торможении вы упадете лицом вперед, что гораздо безопаснее падения на спину.
- Определенную угрозу представляют из себя в случае резких остановок и торможений зонты, трости и т.п. предметы с острыми и выступающими краями.
- Небезопасно в идущем транспорте ходить, вместо того чтобы стоять, удерживаясь за поручни, опасно также дремать. В этих случаях человек просто не успевает среагировать на угрозу и падает прежде, чем успевает понять, что с ним происходит.
- В любом общественным транспортом есть надписи: «Места для пассажиров с детьми и инвалидов». Но даже если ты сидишь не на таком месте, все равно следует уступить его инвалиду, пожилому человеку, женщине и просто человеку старше. Также следует помочь выйти из автобуса или троллейбуса пожилому человеку или женщине с ребенком, слепому человеку.
- К выходу необходимо подготовиться заранее по возможности подойти ближе к дверям. После остановки и открытия дверей, когда пассажиры начинают выходить, не толкайтесь и не суетитесь. Дети старшего возраста должны помочь пожилым пассажирам, инвалидам и малышам. Маленькие дети, едущие вместе с взрослыми, выходят после них.
- Выйдя из общественного транспорта, не останавливайтесь напротив дверей, а отойдите в сторону, чтобы не мешать выходу других пассажиров.
- Выйдя из транспорта, вы снова становитесь пешеходом, и, значит, опять должны подчиняться требованиям правил для пешеходов. Будьте особенно внимательны, если вам надо перейти на противоположную сторону дороги: ваш путь только по переходу!
- Помните: нарушая правила пользования общественным транспортом, вы ставите под угрозу и свою жизнь, и жизнь многих пассажиров и прохожих!
Весь городской наземный транспорт движется по установленным правилам дорожного движения. За выполнение этих правил отвечает водитель, пешеход и пассажир — участники дорожного движения, то есть мы с вами.
В течение дня, находясь на дорогах города, мы можем много раз превращаться в разных участников дорожного движения. Пешеход сел на велосипед или в свой автомобиль, и вот он стал водителем. Если мы находимся в салоне автобуса, трамвая, троллейбуса, то мы пассажиры.
Ты, возможно, считаешь, что пассажир — это человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта. Это не совсем так. Например, когда мы входим в салон автобуса или выходим из него, мы являемся пассажирами и должны соблюдать предписанные нам правила.
Ожидаем транспорт мы на посадочной площадке, которая может находиться на тротуаре или на обочине дороги. Если она расположена на проезжей части на одном уровне с ней, в этом случае её границы отмечают на дороге сплошной белой линией. Посадочная площадка может даже находиться на середине дороги, но на участке, приподнятом над проезжей частью — как, например, остановка трамвая. В основном посадочные площадки оборудованы навесом, местом для сидения, схемами маршрутов движения транспорта.
Посадка в общественный транспорт должна проводиться организованно, при полной остановке трамвая, автобуса, троллейбуса или маршрутного такси. Это же относится и к высадке из транспортного средства. Не надо толкаться, суетиться, пока пассажиры оплачивают свой проезд. Категорически нельзя запрыгивать в общественный транспорт на ходу при его отправлении — можно оказаться зажатым дверьми или попасть под колёса. Лучше дождаться следующего троллейбуса или автобуса.
В вагоне поезда или трамвая, салоне троллейбуса, автобуса посмотри, где расположены аварийные выходы, прочитай инструкцию, как ими пользоваться. Чтобы избежать травм и не упасть во время движения и резких торможений транспорта, не прислоняйся к дверям и обязательно держись за поручни. Если ехать придётся далеко, то не располагайся возле выхода, где скопление пассажиров.
Находясь в транспорте, не толкайся, не наступай людям на ноги и не говори слишком громко, не мусори. В случае опасности обращайся к окружающим или водителю (машинисту). Заранее готовься к выходу.
На линиях трамвая и троллейбуса есть ещё одна опасность, которая возрастает при ливневых дождях, оттепелях в зимнее время — при высокой влажности воздуха, при сильном ветре. В этих случаях возникает возможность поражения током, потому что оба этих вида транспорта работают на электричестве. Не входи в троллейбус, трамвай, если обнаружилось, что кого-то ударило током.
В любой поездке следи за ситуацией в салоне и на дороге. Это поможет вовремя заметить угрозу столкновения, падения, принять правильное положение тела и крепко ухватиться за поручень, кресло.
Пожар в общественном транспорте
Если мы с тобой находимся в салоне общественного транспорта или вагоне поезда, нас должно насторожить появление запаха гари и задымления. Мы знаем, что они — предвестники пожара. Необходимо срочно сообщить об этом водителю или машинисту.
Для обеспечения безопасности, кроме первичных средств пожаротушения — огнетушителя, в салонах автобусов и троллейбусов, в вагонах поездов и трамваев имеются аварийные выходы — это окна. На видных местах размещена информация о том, какие оконные проёмы (купе) оборудованы дополнительными выходами.
Запомни порядок действий в случае пожара:
без промедления сообщи о появлении дыма или огня водителю (машинисту, проводнику);
оповести пассажиров, разбуди спящих;
защити рот и нос от дыма платком, шарфом, рукавом, полой куртки. Если есть возможность, ткань намочи водой. Пригнись, выбираясь из горящего салона. Не прикасайся к металлическим частям в троллейбусе, трамвае — при пожаре они могут оказаться под электрическим напряжением;
в поезде уходи от пожара в передние вагоны. Если это невозможно, плотно закрывай все двери — в купе, тамбурах и межвагонных переходах;
если существует угроза для твоей жизни, не пытайся спасать багаж;
выпрыгивай из вагона лишь в крайнем случае, надев на себя для амортизации побольше одежды или вместе с матрасом.
Безопасность в легковом автомобиле
Легковой автомобиль для пассажира и водителя представляет большую опасность, чем крупногабаритный общественный транспорт. В небольшой машине сложнее создать все системы и пространство безопасности, чем в салоне автобуса или вагона. Легковые автомобили, как правило, едут с большей скоростью, что повышает вероятность возникновения аварийных ситуаций. Внутри автомобиля за безопасность отвечают ремни и подушки безопасности.
Статистика столкновений показывает: самое опасное место в автомобиле — рядом с водителем. Поэтому детям до 12 лет без специальных детских удерживающих устройств, кресел сидеть там запрещается.
Мы все бываем пассажирами и обязаны знать правила поведения пассажира и меры безопасного поведения в транспорте. Пассажиром называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Городской транспорт, который перевозит пассажиров, назы вается общественным. Это трамваи, троллейбусы, автобусы и метро. Все виды общественного транспорта едут по определённым маршрутам, узнать о которых можно по номеру. Места остановок общественного транспорта, оборудованные специальными посадочными площадками, обозначаются указателями.
Правила поведения во всех видах общественного транспорта Посадка в транспортное средство производится после его полной остановки и когда из него выйдут пассажиры. При посадке необходимо учитывать, что двери открываются и закрываются автоматически, не толкаться, не суетиться, не мешать другим людям. Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать, не мешая находящимся в автобусе пассажирам, удобное место, где бы вы никому не мешали и вам бы никто не мешал. Следует посмотреть, где расположены запасные и аварийные выходы. Если в транспортном средстве нет свободных мест для сидения, нужно постараться встать в проходе, не мешая движению пассажиров, держаться рукой за поручень или за специальные подвески. Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на неё, она может случайно открыться.
Правила поведения во всех видах общественного транспорта Передвигаться по салону рекомендуется только при полной остановке транспортного средства. Необходимо помнить, что в общественном транспорте нельзя шуметь, шалить, громко разговаривать, вызывающе себя вести, есть мороженое. Нельзя высовываться из окон.
Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, необходимо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю. Посадка в транспорт, оборудованный АСКП (автоматизированной системой контроля пассажиров), производится через передние двери, а высадка через двери, на которых имеется надпись «Выход» (кроме транспортных средств, оборудованных АСКП). Как правило, посадка должна производиться через задние двери, а высадка через передние или через двери, на которых имеется надпись «Выход».
Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно вниматель ным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть на другую сторону улицы. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу.
При поездке на грузовом автомобиле необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности: нельзя стоять в кузове во время движения грузовика; нельзя переходить с места на место во время движения грузового автомобиля; нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги. Правила поведения при поездке на грузовом автомобиле
Правила поведения в метро При спуске в метро на эскалаторе: стойте справа, идите слева; нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них. Ожидая поезд на платформе: не заходите за ограничительную линию; если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.
Опасные ситуации в транспорте Если вы заметили возникновение пожара в автобусе, трамвае, троллейбусе необходимо немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам; потребовать остановить транспорт и открыть двери. При заблокировании дверей для эвакуации из салона транс портного средства необходимо использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стёкла (при необходимости можно выбить стёкла ногами). При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя. В любом транспорте имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо стремиться покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.
Немедленно сообщите об этом машинисту по переговорному устройству и в дальнейшем выполняйте его команды. При появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда постарайтесь потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители или подручные средства. Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном; оставайтесь на местах, пока поезд движется в тоннеле. При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста. После разрешения на выход откройте двери или, если нет другого выхода и вашей жизни угрожает смертельная опас ность, выбейте ногами стёкла, выйдите из вагона и двигайтесь в направлении, указанном машинистом. Если пожар возник в вагоне метро
14