Правила безопасного поведения пассажиров в городском транспорте. Безопасность пассажиров транспортных средств

    Ожидая поезд на платформе:

    стойте справа, идите слева;

    Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах

      Грузовые автомобили, используемые для перевозки людей, специально оборудуются тентом, лестницей для посадки и высадки, сиденьями в кузове. Если перевозятся дети, грузовик должен иметь кузов-фургон и опознавательный знак «Перевозка детей». С детьми должен находиться взрослый.

      Необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности:

      Нельзя стоять в кузове во время движения грузовика;

      Нельзя переходить с места на место во время движения грузового автомобиля;

      Перевозка людей, в том числе и школьников, может осуществляться грузовыми автомобилями.

      Нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги

      При спуске в метро на эскалаторе:

      Ожидать автобус, троллейбус, трамвай необходимо только на посадочной площадке, а в случае если её нет - на тротуаре или обочине дороги.

      При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, необходимо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю.

      Ожидая поезд на платформе:

      не заходите за ограничительную линию;

      Посадка в транспорт, производится через передние двери, а высадка - через двери, на которых имеется надпись «Выход»

      Как правило, посадка должна производиться через задние двери, а высадка - через передние или через двери, на которых имеется надпись «Выход».

      Для оплаты проезда в транспорте, используются билеты с магнитной полосой и бесконтактные смарт-карты, соответствующие требованиям международных стандартов.

      После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть на другую сторону улицы. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу.

      стойте справа, идите слева;

      нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них.

      если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.

    Человек для удобства передвижения создал транспортные средства. Сегодня мы даже представить себе не можем нашу жизнь в городе без автобусов, трамваев, троллейбусов, метро.

    Мы привыкли пользоваться транспортными средствами для поездок в школу, магазин, на стадион, в другой город или страну. Для этого существует городской, водный, воздушный и железнодорожный транспорт. Пассажиром называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Значит, мы все бываем пассажирами и обязаны знать правила поведения пассажира и меры безопасного поведения в транспорте.

    Городской транспорт, который перевозит пассажиров, называется общественным . Это трамваи, троллейбусы, автобусы и метро.

    Все виды общественного транспорта едут по определённым маршрутам, узнать о которых можно по номеру. Места остановок общественного транспорта, оборудованные специальными посадочными площадками, обозначаются указателями.

    Для того чтобы поездка в транспорте была безопасной, важно соблюдать общепринятые правила.

    Безопасное поведение в транспорте

    Правила поведения во всех видах общественного транспорта

     Посадка в транспортное средство производится после его полной остановки и когда из него выйдут пассажиры. При посадке необходимо учитывать, что двери открываются и закрываются автоматически, нельзя толкаться, нельзя суетиться, нельзя мешать другим людям.

     Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать, не мешая находящимся в автобусе пассажирам, удобное место, где бы вы никому не мешали и вам бы никто не мешал. Следует посмотреть, где расположены запасные и аварийные выходы. Если в транспортном средстве нет свободных мест для сидения, нужно постараться встать в проходе, не мешая движению пассажиров, держаться рукой за поручень или за специальные подвески. Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на неё, она может случайно открыться.

     Необходимо помнить, что в общественном транспорте нельзя шуметь, шалить, громко разговаривать, вызывающе себя вести, есть мороженое. Нельзя высовываться из окон.

    Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах

     Ожидать автобус, троллейбус, трамвай необходимо только на посадочной площадке, а в случае если её нет - на тротуаре или обочине дороги.

     При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, необходимо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю.

     Посадка в транспорт, оборудованный АСКП (автоматизированной системой контроля пассажиров), производится через передние двери, а высадка - через двери, на которых имеется надпись «Выход» (кроме транспортных средств, оборудованных АСКП).

     Как правило, посадка должна производиться через задние двери, а высадка - через передние или через двери, на которых имеется надпись «Выход».

    Для оплаты проезда в транспорте, оборудованном АСКП, используются билеты с магнитной полосой и бесконтактные смарт-карты, соответствующие требованиям международных стандартов.

     После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть на другую сторону улицы. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу.

    Правила поведения при поездке на грузовом автомобиле

    Перевозка людей, в том числе и школьников, может осуществляться грузовыми автомобилями.

    Грузовые автомобили, используемые для перевозки людей, специально оборудуются тентом, лестницей для посадки и высадки, сиденьями в кузове. Если перевозятся дети, грузовик должен иметь кузов-фургон и опознавательный знак «Перевозка детей». С детьми должен находиться взрослый.

    При поездке на грузовом автомобиле необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности:

      нельзя стоять в кузове во время движения грузовика;

      нельзя переходить с места на место во время движения грузового автомобиля;

      нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги.

    Правила поведения в метро

    При спуске в метро на эскалаторе:

      стойте справа, идите слева;

      нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них.

    Ожидая поезд на платформе:

      не заходите за ограничительную линию;

      если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.

    Опасные ситуации в транспорте

    , необходимо немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам; потребовать остановить транспорт и открыть двери.

    При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства необходимо использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стёкла (при необходимости можно выбить стёкла ногами). При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.

    В любом транспорте имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо стремиться покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.

    Если пожар возник в вагоне метро , немедленно сообщите об этом машинисту по переговорному устройству и в дальнейшем выполняйте его команды.

    При появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда постарайтесь потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители или подручные средства.

    Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном; оставайтесь на местах, пока поезд движется в тоннеле. При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста.

    После разрешения на выход откройте двери или, если нет другого выхода и вашей жизни угрожает смертельная опасность, выбейте ногами стёкла, выйдите из вагона и двигайтесь в направлении, указанном машинистом.

    1. Кто считается пассажиром?

    2. Каким транспортом вы пользуетесь чаще? Составьте правила пользования этим транспортом.

    В дневник безопасности запишите краткое изложение правил поведения при возникновении опасных ситуаций на транспорте.

    1. Представьте, что в автобусе возник пожар. Опишите порядок действий пассажиров.

    2. Вы спускаетесь на эскалаторе в метро. Неожиданно роняете пакет, и он скользит по ступенькам вниз. Ваши действия?

    Предмет Основы безопасности жизнедеятельности
    Класс 5
    Тема урока Пассажир. Безопасность пассажира
    Цель урока Рассмотреть общие обязанности пассажира, систематизировать их значение по правилам безопасного поведения в общественном транспорте для обеспечения личной безопасности.

    Образовательные : обобщить знания о городском транспорте. Создать условия для изучения и закрепления правил поведения пассажиров в аварийных ситуациях.

    Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

    Воспитательные: воспитывать осторожность, формировать чувство ответственности за свои поступки и за безопасность окружающих.

    УУД Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.Коммуникативные УУД : сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
    Планируемые результаты Предметные: знать общие обязанности пассажира при пользовании общественным транспортом. Правила личной безопасности при пользовании трамваем, троллейбусом и метро. Обеспечение личной безопасности при возникновении опасной ситуации в общественном транспорте.

    Личностные: умение выражать свое отношение к происходящем, давать свою оценку.

    Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

    Основные понятия Пассажир; виды общественного транспорта.
    Межпредметные связи История, география
    Ресурсы урока Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование.
    Формы урока Фронтальная, групповая.
    Технологии Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.
    Описание этапов урока
    Этап урока Содержание и деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД(универсальные учебные действия)
    I . Организационный
      приветствие проверка явки обучающихся проверка готовности обучающихся к уроку я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке
    -приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку-рассаживаются на рабочие места.

    Личностные: самоорганизация.

    Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке
    II . Повторение пройденного материала. Активизация обучающихся с использованием вопросов ловушек.Ребята, предлагаю вам вспомнить пройденный материал. Что такое дорога? (это обустроенная или приспособленная и используемая для транспортных средств полоса земли либо поверхности искусственного сооружения.)Для чего нужна разметка дороги? (для обеспечения безопасности на улицах и дорогах, управление потоком транспортных средств и пешеходов.)Как называются знаки, которые информируют водителя о приближении к опасному участку дороги? (предупреждающие знаки.)Молодцы хорошо знаете материал -отвечают на вопросы,-рассуждают,— приводят примеры

    Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.

    способность к рассуждению

    Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.

    Познавательные:

    Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

    III . Мотивация учебной деятельности А теперь прошу вас обратить свое внимание на экран (Слайды 1) Скажите ребята, что вы видите на экране ? Как вы оцениваете эту ситуацию? Давайте попробуем сформулировать тему урока? «Пассажир. Безопасность пассажира» С какой целью мы будем изучать тему урока? Рассмотреть общие обязанности пассажира, правила безопасного поведения в общественном транспорте. Что бы придти к нашей цели нам нужно будет решить ряд задач. Для достижения цели урока, что нам поможет? (учебник, тетрадь, проектор, справочный материал) отвечают на вопросы;-выбирают оптимальные решения;-фиксирование темы урока в тетрадь;-наблюдение и фиксация наблюдаемых процессов(письменно и устно) Личностные: построение логических рассужденийКоммуникативные : выражение своих мыслей, аргументация своих мненийРегулятивные : планирование последовательных действий
    IV . Изложение нового материала

    Человек для удобства передвижения создал транспортные средства. Сегодня мы даже представить себе не можем нашу жизнь.

    Мы привыкли пользоваться транспортом для поездок в школу, магазин, на стадион, в другой город или страну. Для этого существуют разные виды транспорта.

    Какие виды транспорта вы знаете?

    Транспорт

    городской водный воздушный железнодорожный

    Теперь я предлагаю вам объединиться в группы по 2 человека, и пользуясь материалом учебника стр. 39

      Какой транспорт называют общественным

    Городской транспорт, который перевозит пассажиров, называется общественным (трамвай, троллейбус, автобус и метро)

      Как вы думаете кто такой пассажир. Давайте сформулировать определение пассажир.

    Это лицо, находящиеся в транспортном средстве, а также входящий или выходящий из него.
    В ходе самостоятельной работы с учебником и учащиеся выделяют необходимую информацию, записывают определение

    Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других

    Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

    V .Физкультминутка Видео Выполняют физкультминутку
    VI .Практическая работа Я вам сейчас предлагаю объединиться в малые группы по 2 человека и рассмотреть правила поведения в общественном транспорте: Скажите ребята, кто-то из вас ездил в метро? А там есть правила поведения в метро? (да)Какие, сможете их назвать? Ребята так же мы можем встретиться с опасными ситуациями в общественном транспорте. Давайте прочитаем их в нашем учебнике стр. 43 и узнаем, какие они могут быть. формирование безопасной работы;-выполнение практической работы с использованием инструкционных карт.

    Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

    Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

    Регулятивные:

    умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

    Познавательные: умение ориентироваться в понятиях,.

    Коммуникативные взаимодействовать с учителем группой.
    VII .Закрепление материала Я вам выдала листы с заданием, где нужно выбрать правильный ответ. Если вы согласны утверждением то ставим цифру(1), если нет (0). Попрошу вас подписать фамилии и ответить на них.

      Городской общественный транспорт следует по определённому маршруту и перевозит пассажиров. (1)

      На специальном указателе остановки общественного транспорта можно узнать, какая остановка будет следующая (0)

      Во время движения автобуса старайся держаться за поручни (1)

      В случае блокировки дверей нужно сидеть и ждать, когда откроют заблокированные двери(0)

      В случае возникновения пожара в автобусе нужно открыть все окна и проветрить салон автобуса (0)

    -рассуждают,— отвечают на вопросы, Рассуждение (Л).Формулирование ответов (Р).
    VIII . Рефлексия

    Ребята теперь давайте мы с вами посмотрим на нашу шкалу и определим на сколько

    Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Регулятивные: оценка достигнутых результатов
    IX .Домашнее задание Составьте свои правила пользования транспортом, которым вы наиболее чаще пользуетесь. Для выполнения домашнего задания вы можете воспользоваться учебником, или Интернет источником.

    Обучающиеся

    слушают и записывают домашнее задание в дневниках.

    Личностные :развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

    Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах

      Грузовые автомобили, используемые для перевозки людей, специально оборудуются тентом, лестницей для посадки и высадки, сиденьями в кузове. Если перевозятся дети, грузовик должен иметь кузов-фургон и опознавательный знак «Перевозка детей». С детьми должен находиться взрослый. Необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности: Нельзя стоять в кузове во время движения грузовика; Нельзя переходить с места на место во время движения грузового автомобиля; Перевозка людей, в том числе и школьников, может осуществляться грузовыми автомобилями. Нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги При спуске в метро на эскалаторе: Ожидать автобус, троллейбус, трамвай необходимо только на посадочной площадке, а в случае если её нет - на тротуаре или обочине дороги. При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, необходимо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю. Ожидая поезд на платформе: не заходите за ограничительную линию; Посадка в транспорт, производится через передние двери, а высадка - через двери, на которых имеется надпись «Выход» Как правило, посадка должна производиться через задние двери, а высадка - через передние или через двери, на которых имеется надпись «Выход». Для оплаты проезда в транспорте, используются билеты с магнитной полосой и бесконтактные смарт-карты, соответствующие требованиям международных стандартов. После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти проезжую часть на другую сторону улицы. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу. стойте справа, идите слева; нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них. если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.
    © Сошина Евгения Ивановна, учитель ОБЖ 2015г.

    Цели урока

    Рассмотреть общие обязанности пассажира, правилам безопасного поведения в общественном транспорте для обеспечения личной безопасности

    • Вспомнить виды общественного транспорта.
    • Изучить основные правила безопасности пассажира.
    • Сформировать знания об опасных ситуациях в общественном транспорте.

    Виды транспорта

    ж\дорожный

    воздушный

    городской

    ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

    общественный транспорт.

    Если в машине едет много людей, то такая машина называется общественный транспорт.

    Если в машине едет много людей, то такая машина называется общественный транспорт.

    Если в машине едет много людей, то такая машина называется общественный транспорт.

    Автобус рейсовый

    Маршрутное такси

    Троллейбус

    ОСТАНОВКА ЭТО ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ДОРОГИ

    Ждать автобус, троллейбус или трамвай нужно только на остановках – местах, обозначенных такими знаками, как на рисунках. А там, где их нет – на тротуаре. В сельской местности, если нет оборудованной остановки, автобус ждут на обочине дороги.

    ЗАПОМНИ!

    На остановке никогда нельзя стоять у кромки тротуара. Тебя нечаянно могут толкнуть, и ты окажешься под колесами.

    Пассажир – лицо, находящиеся в транспортном средстве, а также входящий и выходящий из него.

    • Ряд Правила поведения в автобусе
    • Ряд Правила поведения в трамваях, троллейбусах
    • Ряд Правила поведения при поездке на грузовом автотранспорте

    Опасные ситуации

    в транспорте

    Если вы заметили возникновение пожара в автобусе, трамвае, троллейбусе

    • необходимо немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам; потребовать остановить транспорт и открыть двери.
    • При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства необходимо использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стёкла (при необходимости можно выбить стёкла ногами).
    • При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.
    • В любом транспорте имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо стремиться покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.

    В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться.

    Покидать трамвай или троллейбус в этом случае надо прыжком с приземлением одновременно на обе ноги.

    Если пожар возник

    в вагоне метро

    • немедленно сообщите об этом машинисту по переговорному устройству и в дальнейшем выполняйте его команды.
    • При появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда постарайтесь потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители или подручные средства.
    • Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном; оставайтесь на местах, пока поезд движется в тоннеле. При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста.
    • После разрешения на выход откройте двери или, если нет другого выхода и вашей жизни угрожает смертельная опасность, выбейте ногами стёкла, выйдите из вагона и двигайтесь в направлении, указанном машинистом.
    • Городской общественный транспорт следует по определённому маршруту и перевозит пассажиров.
    • На специальном указателе остановки общественного транспорта можно узнать, какая остановка будет следующая
    • Во время движения автобуса старайся держаться за поручни
    • В случае блокировки дверей нужно сидеть и ждать, когда откроют заблокированные двери
    • В случае возникновения пожара в автобусе нужно открыть все окна и проветрить салон автобуса
    • Вспомнить виды общественного транспорта.
    • Изучить основные правила безопасности пассажира.
    • Сформировать знания об опасных ситуациях в общественном транспорте.
    • Составьте свои правила пользования транспортом, которым вы наиболее чаще пользуетесь

Перевозите детей только в детских удерживающих устройствах.

Правилами дорожного движения установлено, что: «Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства. Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих устройств» (пункт. 22.9 Правил дорожного движения).

Обязательно пристегнитесь.

Пользоваться ремнями безопасности обязательно должны как водитель, так и пассажиры . Простой пример: если человек не пристегнут, столкновение на скорости всего 50 км/ч равносильно для него падению с третьего этажа. Ремень снижает эту скорость до 7 км/ч.
Водитель обязан настаивать, чтобы все пассажиры пристегивались: и сидящий на переднем месте, и сидящие на задних сидениях. Потому что непристегнутый пассажир на заднем сидении подвергает опасности не только себя, но и других пассажиров. Надо понимать, что ремень защищает не только при лобовых столкновениях транспортных средств, но и при других типах ДТП, например, при опрокидывании. Остаться на месте в салоне при аварии — это уже во многом остаться в живых. Ведь 75 процентов тех, кого выбросило из машины, гибнут. В целом же использование ремня снижает риск погибнуть или получить серьезные травмы.

Ремень должен быть пристёгнут правильно.

Ремень, кроме того, что он должен быть пристегнут, должен быть пристёгнут правильно. Правильно — это так: ремень располагается вдоль груди, ближе к шее. Это важно, поскольку плечевая и грудная часть туловища принимает на себя основную силу удара. Нижняя часть ремня удерживает таз, а ни в коем случае не живот, поэтому ремень должен опоясывать бедра. Застегнув ремень, обязательно натяните его. Ремень следует располагать как можно ближе к телу.

Первый шаг к снижению травматизма и смертности на дороге должны сделать мы сами. Пристегнуться сами, усадить в правильно установленное детское кресло ребенка. Использование ремней безопасности в несколько раз снижает тяжесть последствий ДТП и спасает от тяжелейших травм. При столкновении на большой скорости непристегнутого водителя сначала бросает грудью на руль, а в следующие доли секунды — головой в лобовое стекло. При ударе о руль обычные последствия — травма грудной клетки, нередко с переломами ребер и грудины, не говоря уже об обширных гематомах… Но это еще не самое страшное. Есть немалый риск получить ушиб легких, хуже того — ушиб сердца, который приравнивается медиками к инфаркту миокарда. Он может привести к смертельному исходу, и не сразу, а спустя несколько месяцев после аварии. Кроме того, не исключено, что удар о нижнюю часть руля, пришедшийся в солнечное сплетение, вызовет мгновенную рефлекторную остановку сердца. Не менее ужасно страдают непристегнутые водители и пассажиры, брошенные силой инерции в лобовое стекло. На стекле в местах столкновения остаются характерные «паутинки» — примерно такой же эффект будет, если ударить по нему молотком. Можете себе представить, насколько хуже приходится голове. Как минимум — сотрясение мозга и гематомы, но чаще всего такие аварии оборачиваются открытыми или закрытыми черепно-мозговыми травмами, повреждениями глаз и органов слуха, сильными порезами лица. Еще серьезнее последствия, когда сидящих в машине при ДТП выбрасывает через лобовое стекло на капот.

Достаточно пристегнуться — и во многих случаях можно избежать тяжелого вреда своему здоровью.

В Правилах дорожного движения «Пассажир» это: лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из транспортного средства. Значит пассажиром пешеход становится не тогда, когда он вошел в автобус или другое транспортное средство, а в тот момент когда он решил это сделать и начал движение в сторону двери автобуса. Таким образом, если мы пользуемся каким – либо видом транспорта, мы являемся пассажирами.

Многие думают: «Правила дорожного движения касаются водителей и пешеходов. А я - пассажир, меня везут, значит, за меня отвечает водитель». На самом деле от пассажиров также зависит безопасность на дорогах, и в Правилах дорожного движения есть раздел определяющий обязанности пассажиров.

Работа водителей транспортных средств в условиях больших городов и насыщенных движением шоссейных дорог, весьма напряжена и ответственна. И пассажиры не должны создавать дополнительные трудности водителям, отвлекая их нарушением правил.

Важно правильно ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси. Весь городской транспорт движется по определенным маршрутам и останавливается не там, где захочется водителю или пассажирам, а в установленных пунктах, которые называются остановками. Поэтому ожидать городской транспорт следует стоя на остановках, обозначенных указателями, тротуаре или обочине, не выходя на проезжую часть.

Следует иметь в виду, что остановка трамвая почти всегда бывает на середине проезжей части и пассажирам приходится пересекать мостовую. Правила дорожного движения требуют от водителей автомобилей пропустить пассажиров, идущих к остановившемуся трамваю или от него. Но все равно надо быть предельно внимательным и, прежде чем идти к трамваю, необходимо посмотреть по сторонам и убедиться в безопасности перехода.

    • Когда к остановке подошел автобус, троллейбус или трамвай, ведите себя спокойно - не суетитесь, не толкайтесь. Подходите к двери только после полной остановки транспорта. Не стойте перед дверьми, пропусти выходящих пассажиров.
    • Не входи в транспорт с мороженым и напитками, Даже если салон свободен, при резком толчке или тор­можении ты рискуешь испачкать других пассажиров.
    • Войдя в транспортное средство, не задерживайтесь около дверей и на площадке, пройдите в салон. В салоне держитесь за поручни, чтобы не получить ушибов при возможном резком торможении.

    • Во избежание быть зажатым дверьми не пытайтесь сесть в последний момент перед отправкой автобуса, троллейбуса, трамвая.
    • Требованиями безопасности пассажирам запрещено препятствовать закрыванию дверей или же открывать их до полной остановки транспортного средства. Большинство автобусов и троллейбусов имеют двери, которые открываются автоматически из кабины водителя. Водитель не всегда видит, что делается в дверях, если их придержал кто-то из пассажиров. Водитель, будучи уверен, что двери закрыты, отправляет автобус или троллейбус. В результате пассажир может оказаться зажатым между створками дверей. Не пытайтесь открыть их самостоятельно: это очень опасно!

    • Так же опасно открывать двери до полной остановки автобуса или троллейбуса, потому что из нее могут выпасть на ходу пассажиры.
    • Не прислоняйтесь к дверям: они могут открыться на ходу, не высовывайте головы и руки в окна.
    • Не стойте на выступающих частях и подножках транспортных средств;
    • Не отвлекайте водителя разговорами во время движения.
    • При движении не следует спать, по возможности нужно следить за ситуацией на дороге.
    • Если во время движения возникает опасность столкновения транспортного средства с другим объектом, надо принять устойчивое положение и крепко ухватиться руками за поручни (ремни); сидящему пассажиру следует упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье (панель) и наклонить голову вперед.
    • В случае столкновения и невозможности удержаться в вертикальном положении попытайтесь в падении сгруппироваться и закрыть голову руками, и в идеале - увидеть место приземления.
    • При аварии троллейбуса или трамвая покидать их во избежание поражения электрическим током следует только прыжком.

    • Внутри трамвая, троллейбуса и особенно более подвижного автобуса старайтесь держаться за поручни на случай экстренного торможения или остановки. Лучшая точка опоры - поручень над головой.
    • Стоять лучше лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать. Кроме того, из этого положения при столкновении и торможении вы упадете лицом вперед, что гораздо безопаснее падения на спину.
    • Определенную угрозу представляют из себя в случае резких остановок и торможений зонты, трости и т.п. предметы с острыми и выступающими краями.
    • Небезопасно в идущем транспорте ходить, вместо того чтобы стоять, удерживаясь за поручни, опасно также дремать. В этих случаях человек просто не успевает среагировать на угрозу и падает прежде, чем успевает понять, что с ним происходит.
    • В любом общественным транспортом есть надписи: «Места для пассажиров с детьми и инвалидов». Но даже если ты сидишь не на таком месте, все равно следует уступить его инвалиду, пожилому человеку, женщине и просто человеку старше. Также следует помочь выйти из автобуса или троллейбуса пожилому человеку или женщине с ребенком, слепому человеку.
    • К выходу необходимо подготовиться заранее по возможности подойти ближе к дверям. После остановки и открытия дверей, когда пассажиры начинают выходить, не толкайтесь и не суетитесь. Дети старшего возраста должны помочь пожилым пассажирам, инвалидам и малышам. Маленькие дети, едущие вместе с взрослыми, выходят после них.
    • Выйдя из общественного транспорта, не останавливайтесь напротив дверей, а отойдите в сторону, чтобы не мешать выходу других пассажиров.

  • Выйдя из транспорта, вы снова становитесь пешеходом, и, значит, опять должны подчиняться требованиям правил для пешеходов. Будьте особенно внимательны, если вам надо перейти на противоположную сторону дороги: ваш путь только по переходу!
  • Помните: нарушая правила пользования общественным транспортом, вы ставите под угрозу и свою жизнь, и жизнь многих пассажиров и прохожих!

Весь городской наземный транспорт движется по установленным правилам дорожного движения. За выполнение этих правил отвечает водитель, пешеход и пассажир — участники дорожного движения, то есть мы с вами.

В течение дня, находясь на дорогах города, мы можем много раз превращаться в разных участников дорожного движения. Пешеход сел на велосипед или в свой автомобиль, и вот он стал водителем. Если мы находимся в салоне автобуса, трамвая, троллейбуса, то мы пассажиры.

Ты, возможно, считаешь, что пассажир — это человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта. Это не совсем так. Например, когда мы входим в салон автобуса или выходим из него, мы являемся пассажирами и должны соблюдать предписанные нам правила.

Ожидаем транспорт мы на посадочной площадке, которая может находиться на тротуаре или на обочине дороги. Если она расположена на проезжей части на одном уровне с ней, в этом случае её границы отмечают на дороге сплошной белой линией. Посадочная площадка может даже находиться на середине дороги, но на участке, приподнятом над проезжей частью — как, например, остановка трамвая. В основном посадочные площадки оборудованы навесом, местом для сидения, схемами маршрутов движения транспорта.

Посадка в общественный транспорт должна проводиться организованно, при полной остановке трамвая, автобуса, троллейбуса или маршрутного такси. Это же относится и к высадке из транспортного средства. Не надо толкаться, суетиться, пока пассажиры оплачивают свой проезд. Категорически нельзя запрыгивать в общественный транспорт на ходу при его отправлении — можно оказаться зажатым дверьми или попасть под колёса. Лучше дождаться следующего троллейбуса или автобуса.

В вагоне поезда или трамвая, салоне троллейбуса, автобуса посмотри, где расположены аварийные выходы, прочитай инструкцию, как ими пользоваться. Чтобы избежать травм и не упасть во время движения и резких торможений транспорта, не прислоняйся к дверям и обязательно держись за поручни. Если ехать придётся далеко, то не располагайся возле выхода, где скопление пассажиров.

Находясь в транспорте, не толкайся, не наступай людям на ноги и не говори слишком громко, не мусори. В случае опасности обращайся к окружающим или водителю (машинисту). Заранее готовься к выходу.

На линиях трамвая и троллейбуса есть ещё одна опасность, которая возрастает при ливневых дождях, оттепелях в зимнее время — при высокой влажности воздуха, при сильном ветре. В этих случаях возникает возможность поражения током, потому что оба этих вида транспорта работают на электричестве. Не входи в троллейбус, трамвай, если обнаружилось, что кого-то ударило током.

В любой поездке следи за ситуацией в салоне и на дороге. Это поможет вовремя заметить угрозу столкновения, падения, принять правильное положение тела и крепко ухватиться за поручень, кресло.

Пожар в общественном транспорте

Если мы с тобой находимся в салоне общественного транспорта или вагоне поезда, нас должно насторожить появление запаха гари и задымления. Мы знаем, что они — предвестники пожара. Необходимо срочно сообщить об этом водителю или машинисту.

Для обеспечения безопасности, кроме первичных средств пожаротушения — огнетушителя, в салонах автобусов и троллейбусов, в вагонах поездов и трамваев имеются аварийные выходы — это окна. На видных местах размещена информация о том, какие оконные проёмы (купе) оборудованы дополнительными выходами.

Запомни порядок действий в случае пожара:

    без промедления сообщи о появлении дыма или огня водителю (машинисту, проводнику);

    оповести пассажиров, разбуди спящих;

    защити рот и нос от дыма платком, шарфом, рукавом, полой куртки. Если есть возможность, ткань намочи водой. Пригнись, выбираясь из горящего салона. Не прикасайся к металлическим частям в троллейбусе, трамвае — при пожаре они могут оказаться под электрическим напряжением;

    в поезде уходи от пожара в передние вагоны. Если это невозможно, плотно закрывай все двери — в купе, тамбурах и межвагонных переходах;

    если существует угроза для твоей жизни, не пытайся спасать багаж;

    выпрыгивай из вагона лишь в крайнем случае, надев на себя для амортизации побольше одежды или вместе с матрасом.

Безопасность в легковом автомобиле

Легковой автомобиль для пассажира и водителя представляет большую опасность, чем крупногабаритный общественный транспорт. В небольшой машине сложнее создать все системы и пространство безопасности, чем в салоне автобуса или вагона. Легковые автомобили, как правило, едут с большей скоростью, что повышает вероятность возникновения аварийных ситуаций. Внутри автомобиля за безопасность отвечают ремни и подушки безопасности.

Статистика столкновений показывает: самое опасное место в автомобиле — рядом с водителем. Поэтому детям до 12 лет без специальных детских удерживающих устройств, кресел сидеть там запрещается.


Мы все бываем пассажирами и обязаны знать правила поведения пассажира и меры безопасного пове­дения в транспорте. Пассажиром называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (схо­дит с него).


Городской транспорт, который перевозит пассажиров, назы­ вается общественным. Это трамваи, троллейбусы, автобусы и метро. Все виды общественного транспорта едут по определённым маршрутам, узнать о которых можно по номеру. Места остано­вок общественного транспорта, оборудованные специальными посадочными площадками, обозначаются указателями.


Правила поведения во всех видах общественного транс­порта Посадка в транспортное средство производится после его полной остановки и когда из него выйдут пассажиры. При посадке необходимо учитывать, что двери открываются и закрываются автоматически, не толкаться, не суетиться, не мешать другим людям. Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать, не мешая находящимся в автобусе пассажирам, удобное место, где бы вы никому не мешали и вам бы никто не мешал. Следует по­смотреть, где расположены запасные и аварийные выходы. Если в транспортном средстве нет свободных мест для сидения, нужно постараться встать в проходе, не мешая движению пассажиров, держаться рукой за поручень или за специальные подвески. Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на неё, она может случайно открыться.


Правила поведения во всех видах общественного транс­порта Передвигаться по салону рекомендуется только при полной остановке транспортного средства. Необходимо помнить, что в общественном транспорте нельзя шуметь, шалить, громко разговаривать, вызывающе себя вести, есть мороженое. Нельзя высовываться из окон.


Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посредине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая, необходимо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю. Посадка в транспорт, оборудованный АСКП (автоматизированной системой контроля пассажиров), производится через передние двери, а высадка через двери, на которых имеется надпись «Выход» (кроме транспортных средств, оборудованных АСКП). Как правило, посадка должна производиться через задние двери, а высадка через передние или через двери, на которых имеется надпись «Выход».


Правила поведения в трамваях, автобусах и троллейбусах После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно вниматель­ ным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из трамвая и автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пе­шеходного перехода и по нему перейти проезжую часть на другую сторону улицы. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти дорогу.


При поездке на грузовом автомобиле необходимо помнить и соблюдать ряд мер безопасности: нельзя стоять в кузове во время движения грузовика; нельзя переходить с места на место во время движения гру­зового автомобиля; нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги. Правила поведения при по­ездке на грузовом автомо­биле


Правила поведения в метро При спуске в метро на эска­латоре: стойте справа, идите слева; нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них. Ожидая поезд на платформе: не заходите за ограничительную линию; если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.


Опасные ситуации в транспорте Если вы заметили возникновение пожара в автобусе, трамвае, троллейбусе необходимо немедленно сообщить о по­жаре водителю и пассажирам; потребовать остановить транспорт и открыть двери. При заблокировании дверей для эвакуации из салона транс­ портного средства необходимо использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стёкла (при необходимости можно выбить стёкла ногами). При эвакуации не допускать па­ники и выполнять указания водителя. В любом транспорте имеются материалы, которые при горе­нии выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо стремиться покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.




Немедленно сообщи­те об этом машинисту по переговорному устройству и в даль­нейшем выполняйте его команды. При появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда постарайтесь потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители или подручные средства. Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном; оставайтесь на местах, пока поезд дви­жется в тоннеле. При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста. После разрешения на выход откройте двери или, если нет другого выхода и вашей жизни угрожает смертельная опас­ ность, выбейте ногами стёкла, выйдите из вагона и двигайтесь в направлении, указанном машинистом. Если пожар возник в вагоне метро 14