Гур мтз 82 в разобранном виде увеличить

__________________

ГУР Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 предназначен для управления поворотом направляющих колес и уменьшения усилия на рулевом колесе при повороте.

Гидроусилитель установлен на переднем брусе трактора и представляет собой рулевой механизм с червячной парой, взаимодействующей с гидравлическими узлами – силовым цилиндром и распределителем.

Распределитель гидроусилителя 13 сообщен маслопроводами с установленным на двигателе насосом, с силовым цилиндром и корпусом гидроусилителя 5, являющимся одновременно масляным баком гидросистемы рулевого управления. В сливной магистрали расположены редукционный клапан 10 и фильтр 15.

Рис.91. Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2

1 – сошка; 2 – гайка сошки; 3 – сливная пробка; 4 – поворотный вал; 5 – корпус; 6 – упор рейки; 7 – регулировочные прокладки; 8 – шток; 9 – поршень; 10 – передняя крышка цилиндра; 11 – упорный подшипник; 12 – шайба; 13 – сферическая гайка; 14 – золотник; 15 – пробка; 16 – клапанная крышка; 17 –
регулировочный винт клапана; 18 – червяк; 19 – болт крепления регулировочной втулки; 20 – регулировочная втулка; 21 – сектор; 22 – гайка; 23 – рейка; 24 – регулировочный болт; 25 – верхняя крышка; 26 – контргайка; 27 – сливной фильтр; 28 – редукционный клапан; 29 – кран управления; 30 – золотник датчика блокировки дифференциала; 31 – маховичок крана управления.

Поворот направляющих колес при малых сопротивлениях повороту происходит без включения в работу гидросистемы. Усилие от рулевого колеса на сошку 18 передается червяком 4 через сектор 7 и поворотный вал 21.

Усилие, передаваемое на сошку, меньше усилия, необходимого для сжатия трех пружин и перемещения золотника распределителя 13. Золотник находится в нейтральном положении и поток масла от насоса проходит через распределитель на слив в корпус 5.

При больших сопротивлениях повороту золотник смещается от нейтрального положения, соединяя одну полость цилиндра гидроусилителя со сливом, а вторую с нагнетательным маслопроводом насоса.

Под давлением масла шток 25 через рейку 9 поворачивает сектор 7 с валом 21 и сошку 18. По прекращении действия усилия на рулевом колесе золотник распределителя возвращается в нейтральное положение и поворот колес прекращается. В нейтральном положении золотник удерживается пружинами, максимальное давление при повороте ограничивается предохранительным клапаном 19.

Схема принципиальная ГУР тракторов Беларус МТЗ-82.1, 80.1 представлена на рисунке.

Рис.92. Схема принципиальная ГУР тракторов Беларус МТЗ-82-1, 80-1 с краном блокировки дифференциала

1 – муфта блокировки; 2 – щуп; 3 – маховичок управления; 4 – золотник; 5 – корпус; 6 – шток; 7 – поршень; 8 – цилиндр; 9 – маслопровод датчика блокировки; 10 – редукционный клапан; 11 – крышка; 12 – сферическая гайка; 13 – распределитель; 14 – клапанная крышка; 15 – сливной фильтр; 16 – масляный бак; 17 – насос ГУР; 18 – пружина; 19 – предохранительный клапан; 20 – ползун; 21 – регулировочная втулка; 22 – червяк; 23 – сектор; 24 – поворотный вал; 25 – сошка; 26 – рейка; 27 – упор рейки (корпус датчика блокировки); 28 – маслопровод муфты блокировки.

Регулировки гидроусилителя рулевого управления

В ГУР Беларус МТЗ-82-1, 80-1 регулируются: зацепление «червяк-сектор», зацепление «сектор-рейка», затяжка гайки червяка, затяжка гайки сектора, осевой ход поворотного вала, предохранительный клапан.

Для регулировки зацепления «червяк-сектор» ослабьте болт, заведите в паз фланца втулки 20 ключ, поверните втулку 20 по часовойстрелке (по ходу трактора) до упора при среднем положении сошки 1 (щуп максимально утоплен в корпусе датчика блокировки дифференциала), затем поверните втулку против часовой стрелки на 10 – 12 мм по наружному диаметру фланца.

Затяните болт 19, запустите двигатель и убедитесь в отсутствии заеданий при повороте рулевого колеса в обе стороны до упора. При необходимости увеличьте зазор в зацеплении, поворачивая втулку 20 против часовой стрелки до исключения заеданий.

Для регулировки зацепления «сектор-рейка» уменьшите толщину набора регулировочных прокладок 7 под фланцем упора 6 до получения зазора 0,1 – 0,3 мм между упором и рейкой. При проверке зазора поджимайте рейку к сектору.

Сферической гайкой червяка 13 обеспечивается затяжка упорных подшипников 11. Правильная затяжка упорных подшипников является важнейшим условием нормальной работы гидроусилителя. Чрезмерное поджатие гайки может вызвать перекос золотника и неравномерное усилие поворота.

Перед затяжкой гайки закрепите распределитель двумя болтами 5, предварительно подложив под головки болтов 5 шайбы 4 на толщину фланца крышки.

Затяните гайку червяка 1 моментом от 19 до 21 Нм, отверните ее на 1/12 – 1/10 оборота до совмещения отверстия в червяке с прорезью под шплинт гайки и зашплинтуйте ее. Выверните болты 5 крепления распределителя к корпусу, установите крышку и закрепите распределитель четырьмя болтами 5.

При правильной затяжке сферической гайки червяка отсутствует зазор между золотником и обоймами подшипника, а также имеется отдача рулевого колеса (возвращение золотника в нейтральное положение) после прекращения вращения влево.

Рис.93. Затяжка сферической гайки червяка

1 – сферическая гайка; 2 – шайба; 3 – ползун; 4 – монтажные шайбы; 5 – болты.

Для регулировки осевого хода поворотного вала 4 ослабьте контргайку 26, заверните регулировочный болт 24 до упора в торец вала, затем отверните его на 1/8 – 1/10 оборота и законтрите контргайкой 26.

Для затяжки гайки сектора 22 снимите верхнюю крышку 25 корпуса ГУР Беларус МТЗ-82.1, 80.1. Затяните гайку сектора 22 моментом от 280 до 320 Нм и установите верхнюю крышку 25.

Для регулировки предохранительного клапана в нагнетательную магистраль или в клапанную крышку вместо пробки 15 подсоедините манометр со шкалой деления не менее 10 МПа.

Поверните рулевое колесо до упора, дайте двигателю максимальные обороты, при повернутом рулевом колесе до упора и поворачивайте регулировочный винт 17 предохранительного клапана до тех пор, пока манометр не покажет давление 8,8 МПа. Регулировку производите при температуре масла от 45°С до 55°С.

Установка распределителя на корпус ГУР

В процессе эксплуатации трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1 может возникнуть необходимость в снятии распределителя для замены уплотнительных колец, промывки деталей и т.п.

Установку распределителя ГУР производите следующим образом:

Проверьте наличие уплотнительных колец на торцах распределителя и правильность установки золотника в корпусе распределителя. Золотник устанавливайте так, чтобы торец его без фаски по наружному диаметру был обращен к корпусу гидроусилителя. Неправильная установка золотника в корпусе распределителя приведет к резкому повышению усилия поворота;

Установите распределитель без крышки и прикрепите его к корпусу гидроусилителя двумя болтами, предварительно подложив под головки болтов 5 монтажные шайбы 4 на толщину фланца крышки;

Установите упорный подшипник, шайбу и затяните сферическую гайку 13 в соответствии с пунктом по регулировкам гидроусилителя рулевого управления.


__________________________________________________________________________

Сервис и регулировки МТЗ-82

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2

  • ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
Ремонт МТЗ-80

Гидравлический усилитель уменьшает силу, которую нужно приложить к рулевому колесу для управления трактором. Кроме того, усилитель смягчает толчки, передаваемые рулевому механизму от управляемых колес при движении трактора по неровной почве.

Схема действия гидроусилителя управления тракторов МТЗ-50, МТЗ-52 (позиции обозначены здесь и на рис. ниже):

1 - рулевое колесо; 2 - поворотный вал; 3 - рулевая сошка; 4 - поперечная тяга; 5 - поворотный рычаг; 12 - рейка; 18 - поршень; 23 - золотник; 24 - корпус распределителя; 25 - упорные шайбы; 26 - крышка; 27 - нагнетательный канал, подающий масло к распределителю: 30 - перепускной канал предохранительного клапана; 33 - червяк рулевого механизма; 34 - зубчатый сектор; 37 - предохранительный клапан; 51 - сливной маслопровод; 52 - маслопровод, соединяющий распределитель с полостью А цилиндра; 53 - маслопровод, соединяющей распределитель с полостью Б цилиндра; 54 - ползун для установки золотника в нейтральное положение; 55 - распорная пружина ползуна; 56 - нагнетательный маслопровод; 57 - гидравлический (масляный) насос; 58 - всасывающий маслопровод; 59 - корпус гидроусилителя

Гидроусилитель тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 . Состоит из шестеренчатого масляного насоса 57 (рис.), приводимого в действие от двигателя трактора, распределителя с золотником 23, расположенного на оси червя ка рулевого механизма, силового цилиндра 17 (рис. ниже) со штоком и рейкой 12 (рис.), а также некоторых вспомогательных деталей. Рейка штока находится в зацеплении с сектором 34. Через рулевую сошку 3 сектор управляет рулевым приводом направляющих колес.


Устройство гидроусилителя рулевого управления тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52:

6 - уплотняющее резиновое кольцо; 7 - угольник слива масла; 8 - нижняя втулка; 9 - штуцер для подсоединения всасывающего маслопровода к насосу; 10 - верхняя втулка поворотного вала; И - регулировочные прокладки упора рейки; 13 - упор рейки; 14 - палец рейки; 15 - задняя крышка цилиндра; 16 - шток силового цилиндра; 17 - цилиндр; 19 - уплотнение поршня (резиновое кольцо с кожаными прокладками по бокам); 20 - передняя крышка цилиндра; 21 - стяжной болт крышек; 22 - отверстие для подсоединения сливного трубопровода; 24 - корпус распределителя; 26 - крышка корпуса; 28 - сферическая гайка червяка; 29 -клапанная крышка; 31 - штуцер для подсоединения маслопровода высокого давления; 32 - регулировочный винт предохранительного клапана; 35 - регулировочная эксцентриковая втулка; 36 - седло предохранительного клапана; 38 - направляющая клапана; 39 - пружина предохранительного клапана; 40 - контргайка; 41-гайка-колпачок; 42 - верхняя крышка корпуса гидроусилителя; 43 - отверстие для подсоединения дренажной трубки от насоса; 44 - регулировочный болт с контргайкой; 45 - пробка заливной горловины, 46 - линейка для замера уровня масла; 47 - сетчатый фильтр, 48 - установочный штифт; 49 - фильтр сливного отверстия; 50 - маслопровод для слива масла; 59 - корпус гидроусилителя. Наименования других деталей те же, что и на рис. выше.

Схема действия гидроусилителя . Когда рулевое колесо 1 неподвижно, золотник 23 удерживается ползунами 54 в нейтральном положении (рис. выше). При этом нагнетательный канал 27 сообщается со сливным маслопроводом 51, а также маслопроводами 52 и 53 с передней и задней полостями А и Б силового цилиндра.

При таком положении золотника давление в обеих полостях цилиндра одинаковое, поршень цилиндра неподвижен, масло, нагнетаемое насосом, сливается по маслопроводу 51 в корпус гидроусилителя, который одновременно служит масляным баком (путь масла показан на рисунке стрелками). В этом случае гидроусилитель не работает. Ползуны 54, разжатые пружиной 55, удерживают золотник в нейтральном положении.

При вращении рулевого колеса вправо (первый рис.) червяк 33, соединенный с валом рулевого колеса шлицами, будет стремиться повернуть сектор 34. Но так как этот сектор удерживается сопротивлением направляющих колес повороту, то червяк вместе с золотником сам переместится вдоль оси (в нашем примере - вперед, а по рисунку - вверх), скользя витками по зубцам сектора, как вращающийся винт в неподвижной гайке. Перемещение червяка с золотником возможно в пределах зазора между упорными шайбами 25 и корпусом распределителя.

Когда золотник займет верхнее рабочее положение, нагнетательный канал 27 окажется отсоединенным от сливного маслопровода 51 и сможет сообщаться только с маслопроводом 53, соединенным с нижней полостью Б силового цилиндра.

Масло, нагнетаемое насосом в эту полость, переместит вверх поршень, который будет выжимать масло из полости А по маслопроводам 52 в корпус гидроусилителя. Рейка 12 штока повернет сектор 34 и через вал, сошку и поперечные тяги 4 повернет колеса направо.

Поворачивающийся сектор переместит червяк с золотником 23 в сторону нейтрального положения. Если прекратить вращение рулевого колеса, поворот направляющих колес тоже прекратится. Чтобы поворот продолжался, надо все время вращать рулевое колесо в сторону поворота трактора и этим не давать золотнику выходить из рабочего положения. Такой механизм называется механизмом следящего типа.

Если давление в масляной системе превысит допустимое (например, когда колеса повернуты до отказа и поршень уперся в одну из крышек силового цилиндра), сработает предохранительный клапан, перепуская масло из нагнетательной полости в сливную трубку.

Чтобы при работе гидроусилителя тракторист ощущал сопротивление повороту («чувствовал руль»), пространство, где расположена пружина 55 ползунов, сообщается с нагнетательным каналом 27. Поэтому усилие, прикладываемое к рулевому колесу для перемещения золотника и ползунов, будет преодолевать не только сопротивление распорной пружины 55, но и давление масла между ползунами. Если сопротивление колес повороту возрастает, то увеличивается и давление масла в нагнетательном канале, что приведет к увеличению сопротивления на рулевом колесе.

При неработающем гидроусилителе направляющие колеса поворачиваются рулевым колесом после того, как упорные шайбы ограничат осевое перемещение червяка в ту или иную сторону.

Рулевой механизм смонтирован в корпусе 59 (рис. выше), установленном на переднем брусе остова трактора. Внутренняя полость корпуса служит масляным баком гидроусилителя. Дизельное масло заливают через фильтр 47 горловины корпуса. Оно подается к насосу по штуцеру 9 и может быть слито через трубку 7.

Из насоса масло подводится к золотниковому распределителю по штуцеру 31 и нагнетательному каналу 27.

Червяк 33 вместе с золотником вращается в двух радиальных шариковых подшипниках и имеет для восприятия осевых усилий два упорных шариковых подшипника. Сектор 34, закрепленный на шлицах поворотного вала 2, находится в зацеплении одновременно с червяком 33 и рейкой 12 штока.

Зацепление червяка с сектором регулируют поворотом эксцентриковой регулировочной втулки 35, а сектора с рейкой - регулировочными прокладками 11 под фланцем упора 13.

Три пары ползунов 54, расположенные на одинаковом расстоянии вокруг золотника, прижимаются распорными пружинами 55 частично к корпусу 59 или крышке 26, а частично к упорным шайбам 25. Устройство других деталей показано на рисунке.

Гидроусилитель рулевого механизма тракторов Т-40 и Т-40А . По принципу действия гидроусилители тракторов МТЗ-50 и Т-40 одинаковы, но по устройству и схеме работы различны.

Схема гидроусилителя рулевого управления трактора Т-40:

Путь масла: а - при прямолинейном движении трактора и б - при повороте трактора направо; 1 - масляный бак гидросистемы; 2 - гидронасос; 3 - клапан постоянного потока; 4 и 6 - золотники; 5 - пружина золотников; 7 - рулевое колесо; 8 - винт; 9 и 13 - гайки винта; 10 - рулевая сошка; 11 - зубчатый сектор; 12 - поршень-рейка; 14 - подшипник винта

Вместо червяка в цилиндрическую расточку корпуса гидроусилителя вставлен поршень 12 (рис. а). Часть его поверхности обработана в форме зубцов, которые входят в зацепление с зубчатым сектором 11. С торцов поршня расположены на левой резьбе винта 8 гайки 9 и 13. К ним пружиной 5 прижимаются стержни золотников 4 и 6.

Масло, подаваемое насосом 2 гидросистемы, распределяется клапаном 3 на два потока: к агрегатам гидросистемы и к гидроусилителю рулевого управления. Клапан 3 обеспечивает постоянный расход масла в гидроусилителе: при снижении числа оборотов двигателя клапан под действием пружины частично перекрывает сечение маслопровода, отводящего, масло к гидросистеме, а при увеличении числа оборотов - увеличивает это сечение.

Пройдя клапан 3, масло поступает в корпус гидроусилителя и по каналам подводится к впускным отверстиям А и Б поршня.

Когда рулевое колесо не поворачивают, поршень 12 занимает нейтральное положение, при котором впускные отверстия А и Б и выпускные В и Г открыты. Поэтому масло свободно протекает через первые в полости Д и Е корпуса, а затем - через вторые - в полость сектора 11 и выводится на слив в бак.

При повороте рулевого колеса 7, например, направо (рис. б), винт 8, удерживаемый от осевого перемещения подшипником 14, перемещает гайки 9 и 13 влево. Вместе с ними в ту же сторону сместятся золотники 4 и 6 с пружиной 5. Когда торец правой гайки 9 плотно прижмется к поршню и закроет выпускное отверстие Г, золотник 4 перекроет впускное отверстие А. Поэтому масло будет нагнетаться через впускное отверстие Б в правую полость Е. Не имея выхода, масло подвинет поршень 12 влево и через сектор 11, его вал и рулевую сошку 10 повернет направо направляющие колеса трактора.

Когда перестают вращать рулевое колесо, поршень под давлением масла перемещается в нейтральное положение и поворот колес прекращается.

Устройство гидроусилителя рулевого управления трактора Т-40:

1 - гайка-колпачок; 2 - регулировочный винт; 3 - контргайка; 4 - пробка-заглушка; 5 - крышка корпуса; 6 - корпус гидроусилителя; 7 - вал сошки с зубчатым сектором; 8 - поршень с зубчатой рейкой; 9 - уплотнение винта гидроусилителя; 10 - уплотнение поршня; 11 - пружина золотника; 12 - стопорный штифт; 13 - передняя гайка поршня, 14 - гайка подшипника со стопорным винтом; 15 - упорный винт золотника; 16 - винт гидроусилителя; 17 - резиновое кольцо; 18 - корончатая гайка; 19 - передняя крышка; 20 - отверстие для подсоединения маслопровода; 21 - золотники; 22 - сливной канал предохранительного клапана; 23 - пружина стопорного штифта гайки поршня; 24 - задняя гайка поршня; 25 - задняя крышка; 26 - корпус имитатора; 27 - штифт винта (для проворачивания поршня имитатора); 28 - поршень имитатора; 29 - пружина имитатора; 30 - гайка пружины; 31 - упорная шайба; 32 - отверстие для подсоединения сливного маслопровода; 33 - стопорное кольцо; 34 - шайба; 35 - пломба; 36 - регулировочный винт предохранительного клапана; 37-пружина клапана; 38 - направляющая клапана; 39 - предохранительный клапан; 40 - гнездо клапана; 41 - сливное отверстие

Устройство и отдельные детали гидроусилителя показаны на рисунке выше. В расточке чугунного корпуса 6, закрытого крышками 19 и 25, размещен поршень-рейка 8. Через осевое сверление поршня проходит винт 16. На его задний конец надет поршень 28 с пружиной 29 имитатора сопротивления повороту колес. Сопротивление создается трением между торцом поршня, который поворачивается вместе с винтом при помощи штифта 27, и торцом крышки 25. Величина силы трения, а следовательно, и сопротивления повороту винта регулируется гайкой 30.

В боковом продольном сверлении поршня расположены два золотника 21, разжатые пружиной 11. Положение золотника регулируется упорными винтами 15. Зубчатый сектор 7 изготовлен заодно с валом сошки. Зубья сектора нарезаны на конус, толщина их увеличена к верхнему торцу сектора. Это позволяет, перемещая винтом 2 сектор в осевом направлении, выбирать зазор в зацеплении между сектором и рейкой, устраняя люфт вала сошки.

Детали гидроусилителя смазывают автотракторным маслом (автолом), залитым до нижней кромки заливного отверстия. Чтобы масло, нагнетаемое в одну из полостей корпуса для перемещения поршня, не просачивалось между поршнем и корпусом и винтом, имеются уплотнители 9 и 10 в виде резиновых колес, по краям которых уложены прокладки прямоугольного сечения.

Демонтаж и ремонт рулевого управления тракторов МТЗ-80, МТЗ-82

Большой свободный ход рулевого колеса при работающем дизеле указывает на износ соединений вала рулевого механизма, увеличенные зазоры в зацеплении зубчатой передачи гидроусилителя руля, шаровых пальцев и рулевых тяг, ослабление подшипников червяка на валу.

Чтобы устранить неисправности, проверяют техническое состояние деталей рулевого механизма и рулевых тяг, устраняют зазоры, заменяют детали, регулируют механизм.

Для определения зазоров в зубчатых и червячных зацеплениях механизма рулевого управления, а также усилия на ободе рулевого колоса используют прибор НИИАТ-402 (рис. 2.3.1).

Рис. 2.3.1. Определение свободного хода рулевого колеса трактора:
1 - прибор НИИАТ-402; 2 рулевое колесо; 3 - рулевая колонка

Динамометр прибора устанавливают на рулевом колесе, а указатель - на рулевой колонке. Вращая рулевое колесо в обе стороны до устранения зазоров в шарнирах рулевых тяг и в зацеплении рулевого механизма, определяют свободный ход рулевого колеса. Номинальный свободный ход рулевого колеса соответствует 25-30°, допустимый - 35°.

Для определения усилия на ободе рулевого колеса отсоединяют рулевые тяги от сошки, пускают дизель и при максимальной частоте вращения коленчатого вала тянут на себя одну из рукояток динамометра прибора. По положению фиксаторного кольца на противоположной рукоятке определяют усилие свободного поворота рулевого колеса. Усилие на ободе колеса должно быть в пределах 30-50 Н.

Если свободный ход рулевого колеса превышает допустимое значение, регулируют механизмы гидроусилителя руля. Зазоры в зубчатом зацеплении червяк-сектор (рис. 2.3.2) устраняют поворотом регулировочной втулки 4, предварительно отвернув стопорный болт 3. Если в результате свободный ход вала гидроусилителя руля уменьшился незначительно, снимают крышку корпуса (рис. 2.3.3) и пластинчатым щупом проверяют зазор между датчиком блокировки дифференциала (упором) и рейкой (рис. 2.3.4), который должен быть в пределах 0,1-0,3 мм. Зазор регулируют прокладками фланца датчика блокировки дифференциала (рис. 2.3.5). Затем снова регулируют зацепление червяк-сектор, добиваясь свободного без заеданий вращения червяка.



Рис. 2.3.2. Регулировка зазора в зацеплении червяк- сектор поворотом регулировочной втулки:
1 - лимб;
2 - стрелка-указатель;
3 - стопорный болт;
4 - регулировочная втулка червяка;
5 - червяк

Рис. 2.3.3. Снятие крышки корпуса ГУРа:
1 - корпус ГУРа;
2 - крышка корпуса ГУРа



Рис. 2.3.4. Проверка зазора между упором и рейкой:
1 - рейка;
2 - щуп;
3 - упор



Рис. 2.3.5. Регулировка зазора в зацеплении червяк- сектор установкой прокладок:
1 - корпус ГУРа;
2 - датчик блокировки дифференциала;
3 - регулировочные прокладки

Затрудненный поворот трактора свидетельствует о недостатке рабочей жидкости в баке, снижении подачи ее, нарушении регулировки предохранительного клапана, износе или разрушении уплотнительных колец силового цилиндра.

Проверка технического состояния гидросистемы управления поворотом заключается в определении подачи, развиваемого давления насосом, утечек масла в распределителе и силовом цилиндре, в регулировке предохранительного клапана. Все необходимые замеры проводят без снятия с трактора агрегатов гидросистемы управления поворотом, используя прибор КИ-5473 (дроссель-расходомер).

Параметры гидросистемы управления поворотом замеряют прибором при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, противодавлении 5,0 МПа по манометру прибора и температуре рабочей жидкости 50-60° С. Показания шкалы расходов прибора затем умножают на поправочный коэффициент 0,7 L

При проверке подачи рабочей жидкости к гидроусилителю руля (рис. 2.3.6) от коробки предохранительного клапана отсоединяют нагнетательный трубопровод 2 и к нему подсоединяют входной рукав прибора 1. Сливной рукав опускают в горловину 3 ниже уровня жидкости. Пускают дизель, устанавливают давление 5,0 МПа по манометру при номинальной частоте вращения коленчатого вала и по шкале прибора отмечают подачу рабочей жидкости. Если величина подачи ниже допустимого значения, насос заменяют.

Если величина подачи не ниже допустимого значения, определяют техническое состояние распределителя по величине утечки масла (рис. 2.3.7).



Рис. 2.3.6. Проверка технического состояния насоса высокого давления ГУРа:
а - подключение прибора;
б - схема проверки;
1 - прибор КИ-5473;
2 - нагнетательный трубопровод насоса;
3 - заливная горловина ГУРа

Рис. 2.3.7. Определение утечек масла в распределителе ГУРа:
а - подключение прибора;
б - схема проверки;
1 - прибор КИ-5473;
2 - входной рукав прибора;
3 - заливная горловина ГУРа;
4 - распределитель ГУРа

Основные показатели работы распределителя ГУРа при проверке прибором КИ-5473

Подача масла при Р = 5,0 МПа, л/мин:

номинальная

допустимая

Давление срабатывания предохранительного клапана, МПа:

номинальное

допустимое

Для подсоединения входного рукава прибора предварительно выворачивают технологическую пробку (пробка находится сверху коробки предохранительного клапана). Сливной рукав соединяют с баком гидросистемы. Пускают дизель и при номинальной частоте вращения коленчатого вала поворачивают колесо рулевого управления вправо или влево до отказа. Установив вращением рукоятки прибора давление по манометру 5,0 МПа, по шкале расходов фиксируют показания. Если разница в показаниях прибора при проверке подачи рабочей жидкости к распределителю и проверке утечек превышает 5 л/мин, распределитель ремонтируют.

Давление срабатывания предохранительного клапана гидросистемы управления поворотом проверяют манометром, который вворачивают на место технологической пробки (рис. 2.3.8).

Рис. 2.3.8. Проверка и регулировка давления срабатывания предохранительного клапана:
1 - манометр; 2 - регулировочный винт с контргайкой

Для проверки пускают дизель трактора и при (номинальной частоте вращения коленчатого вала рукояткой прибора полностью перекрывают слив масла (в повернутом до отказа положении колес). По показанию манометра определяют фактическое давление, при котором срабатывает предохранительный клапан.

Если давление срабатывания ниже или выше допустимого значения, клапан регулируют. В этом случае отворачивают колпачок, отпускают контргайку регулировочного винта и, удерживая рулевое колесо в крайнем положении поворота до упора, ввертывают или вывертывают регулировочный винт до достижения номинального давления.

Резкие толчки при повороте трактора указывают на ослабление затяжки гайки золотника гидронавесного распределителя, увеличенные зазоры рулевых тяг.

Ослабление затяжки гайки золотника вызывает колебания (вибрацию) передних направляющих колес, что особенно характерно при движении на повышенных скоростях. В этом случае сначала регулируют зазоры в шарнирах рулевых тяг, а затем динамометрическим ключом затягивают корончатую гайку золотника распределителя моментом не более 20 Н*м и отпускают ее до совпадения отверстий под шплинт.

К основным дефектам гидроусилителя руля относятся: износ шлицев вала червяка и зубьев сектора, зубчатой рейки, износ и нарушение герметичности пред охранительного клапана, износ и нарушение гидравлической плотности прецизионных деталей (золотников, плунжеров, гильз).

Если в процессе проверки технического состояния агрегатов гидросистемы управления поворотом трактора выявлены неисправности, не поддающиеся устранению проведением обычных регулировочных операций, гидроусилитель руля снимают с трактора и разбирают для технической экспертизы и замены деталей.

Последовательность выполнения основных операций и правильные приемы работ по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля показаны на рис. 2.3.9-2.3.30.

Перед снятием гидроусилителя руля слейте рабочую жидкость и отверните гайку поворотного вала 4. При сборке гидроусилителя руля особое внимание обращают на моменты затяжки гаек, правильность совмещения меток поворотного вала, сектора и рейки, регулировку вертикального перемещения поворотного вала.

Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при ремонте гидроусилителя руля, достаточно сложные и требуют применения контрольно-испытательного оборудования после окончания сборки.

Собранный гидроусилитель руля испытывают на контрольно-испытательном стенде КИ-4896М. В процессе испытаний проверяют свободный ход рулевого колеса при зафиксированном вертикальном вале ГУРа, который должен быть в пределах 4-6°, а также работу гидроусилителя под нагрузкой при давлении на входе 5-6 МПа. Усилие на ободе рулевого колеса не должно превышать 50 Н.




Рис. 2.3.10. Гидроусилитель руля (ГУР):
а - общий вид; б - взаимное расположение деталей
1 - корпус усилителя; 2 - рейка; 3 - силовой цилиндр; 4 - поршень; 5 - предохранительный клапан; 6 - золотник; 7 - поворотный вал; 8 - верхняя крышка корпуса гидроусилителя; 9 - регулировочный болт поворотного вала; 10 - сектор; 11 - червяк рулевого механизма; 12 - датчик блокировки дифференциала; 13 - сливной патрубок; 14 - рулевая сошка

Рис. 2.3.9. Спрессовка рулевой сошки:
1 - наставка;
2 - рулевая сошка;
3 - сливной патрубок;
4 - гайка поворотного вала



Рис. 2.3.11. Взаимное расположение деталей датчика блокировки дифференциала:
1, 10 - болты;
2 - крышка;
3 - пружина;
4 - золотник;
5 - толкатель;
6 - кольцо;
7, 9 - корпуса;
8 - клапан;
11- кран



Рис. 2.3.12. Снятие трубки подвода масла от распределителя:
1 - трубка подвода масла;
2 - корпус ГУРа;
3 - сетчатый фильтр;
4 - редукционный клапан



Рис. 2.3.13. Снятие поворотного вала:
1 - корпус ГУРа;
2 - поворотный вал с сектором

Рис. 2.3.14. Отворачивание гайки крепления сектора к поворотному валу



Вис. 2.3.15. Спрессовка сектора с поворотного вала

Рис. 2.3.16. Снятие датчика блокировки дифференциала

Рис. 2.3.17. Снятие крышки датчика блокировки дифференциала



Рис. 2.3.18. Снятие стопорного кольца и рейки



Рис. 2.3.19. Снятие гидроцилиндра ГУРа

Для передачи усилия от рулевого колеса к рулевому механизму и гидроусилителю трактора МТЗ-80, МТЗ-82 предназначен привод рулевого механизма. Привод рулевого механизма и гидроусилитель (ГУР) МТЗ-80, МТЗ-82 включает рулевой 16 (рис, 1), промежуточный 18, средний 5 и передний 2 валы, соединенные карданными шарнирами 7 и 3.

Рис. 1. Привод рулевого механизма трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 - шлицевая втулка; 2 -передний вал; 3, 7 - карданные шарниры; 4 - промежуточная опора; 5 - средний вал; 6 - стойка; 8 - штифт; 9, 12 - гайки; 10 - втулка; 11 - амортизатор; 13 - контр­гайка; 14 - рулевое колесо; 15 -маховичок; 16 - рулевой вал; 17, 21 - винты; 18 - промежуточный вал; 19 - труба рулевой колонки; 20 - серьга; 22 - правая стенка стойка; 23 - фиксатор; 24 - пружина; 25 - рукоятка

От рулевого колеса усилие передается валом 16 и гайкой 9 через штифт 8 промежуточному валу 18 и далее через валы 5, 2 и шарниры 3, 7 - шлицевой втулке 1, которую устанавливают на шлицы червяка гидроусилителя рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82 и закрепляют стяжным болтом. Это усилие частично передается непосредственно валу 18 прижатым к нему валом 16.

Вращение промежуточного вала 18 в трубе 19 рулевой колонки трактора МТЗ-80, МТЗ-82 обеспечивается капроновыми втулками 10. Последние для уменьшения вибрации рулевого
колеса установлены в резиновые амортизаторы 11. Втулки 10 смазывают солидолом при сборке. В процессе эксплуатации смазка не требуется. Осевое перемещение промежуточного
вала 5 ограничено гайкой 12 и контргайкой 13. Затяжка гайки 12 должна исключать осевое перемещение вала, однако не должна затруднять вращение рулевого колеса.

Положение рулевого колеса (для удобства управления) можно менять по вертикали до 120 мм. Регулировку выполняют с помощью клинового зажима, расположенного в трубе 19
рулевой колонки трактора МТЗ-80, МТЗ-82.

Чтобы изменить положение рулевого колеса, маховичок 15 поворачивают против хода часовой стрелки на 3-5 оборотов, устанавливают рулевое колесо в удобное положение и заворачивают маховичок по ходу часовой стрелки до стопорения рулевого вала 16 клиновыми зажимами гайки 9.

Кроме того, предусмотрено откидывание рулевого колеса вперед по ходу трактора с целью обеспечения удобного входа и выхода из кабины. Для этого рукоятку 25, расположенную
справа под рулевым колесом, перемещают вверх (на себя) до отказа и подают рулевую колонку вперед по ходу трактора до отказа. Затем, сидя на сиденье, подают рулевое колесо на
себя до срабатывания автоматического фиксатора.

Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) МТЗ-80, МТЗ-82 объединен с рулевым механизмом. Их назначение - передавать и увеличивать усилие от рулевого колеса и привода к
сошке и поворотным рычагам рулевой трапеции и тем самым снижать усилие на рулевом колесе.

Рулевой механизм трактора МТЗ-80, МТЗ-82 представляет собой двухзаходный червяк и косозубый сектор. Его передаточное число 17,5. Гидросистема усилителя автономна. Она
включает в себя насос, распределитель с золотником, цилиндр с поршнем и датчик гидроуправляемой блокировки дифференциала заднего моста, поскольку включение-выключение
блокировки дифференциала связано с углом поворота рулевого колеса.

Рис. 2. Гидроусилитель рулевого управления ГУР МТЗ-80, МТЗ-82

1 - пробка; 2 клапанная крышка; 3 регулировочный винт клапана; 4 червяк; 5 - болт крепления регулировочной втулки; 6 - регулировочная втулка; 7 - сектор; 8 - гайка; 9 - рейка; 10 -
регулировочный болт; 11 - верхняя крышка; 12 - гайка; 13 - сливной фильтр; 14 - редукционный клапан; 15 - кран управления АБД; 16 - золотник датчика блокировки дифференциала; 17 - маховичок крана управления; 18 - сошка; 19 - гайка сошки; 20 - сливная пробка; 21 - поворотный вал; 22 - корпус; 23 - упор рейки; 24 - регулировочные прокладки; 25 - шток; 26 - поршень; 27 - передняя крышка цилиндра; 28 - упорный подшипник; 29 - шайба; 30 - сферическая гайка; 31 – золотник

Рулевой механизм МТЗ-80, МТЗ-82 состоит из червяка 4 (рис. 2) и сектора 7, ступица которого установлена на конических шлицах поворотного вала 21. На конические шлицы нижнего
конца поворотного вала посажена сошка 18. Сектор и сошку затягивают и стопорят от осевых перемещений гайками 8 и 19.

Сектор имеет два зубчатых венца, один из которых зацепляется с червяком, а другой - с рейкой 9, связанной пальцем со штоком 25 поршня 26 гидроусилителя. Запрессованный в шток палец установлен в отверстия проушин рейки с небольшим зазором, что позволяет рейке перемещаться.

Поворотный вал 21 установлен на трех опорах: двух втулках в корпусе и одной в крышке 11. Червяк 4 размещен на двух шариковых подшипниках в эксцентриковой регулировочной втулке 6. Он может перемещаться в осевом направлении относительно втулки благодаря подвижной посадке в ней наружных колец подшипников. На конце червяка закреплен золотник 31 распределителя.

Корпус распределителя закреплен в корпусе гидроусилителя ГУР МТЗ-80, МТЗ-82 болтами. С двух сторон золотника установлены специальные упорные шариковые подшипники 28,
которые затягивают сферической гайкой 30. Червяк 4 и золотник 31 перемещаются в осевом направлении как одно целое. При этом благодаря наличию радиальных и упорных
подшипников червяк может свободно вращаться вокруг своей оси.

Рис. 3. Схема работы гидроусилителя рулевого управления ГУР и блокировки дифференциала МТЗ-80 и МТЗ-82

А - среднее положение золотника; б - положение золотника при повороте направо; в - при повороте налево; А - бесштоковая полость; Б - штоковая полость; 1 - редукционный клапан; 2 -
крышка распределителя; 3 - гайка, 4 - золотник; 5 - ползун; 6 ~ центрирующая пружина; 7-предохранительный клапан; 8 - фильтр; 9 - насос; 10 - эксцентриковая втулка; 11 - червяк; 12 -
сектор; 13 - сошка; 14 - рейка; 15 - упор рейки; 16 - цилиндр блокировки; 17 -маслопровод датчика; 18 - маховичок крана; 19 - кран датчика; 20 - щуп; 21 - золотник датчика; 22 - корпус
гидроусилителя; 23 - задняя крышка цилиндра; 24 - шток; 25 - поршень; 26 - передняя крышка цилиндра; 27 - маслопровод крана блокировки; 28 - поворотный вал

При затяжке гайки 3 червяка ГУР МТЗ-80, МТЗ-82 внутренние кольца упорных подшипников сжимают пружины 6 (рис. 3) трех пар ползунов 5, равномерно расположенных по окружности вокруг золотника 4. Кроме того, каждая пара ползунов с одной стороны упирается в корпус гидроусилителя, с другой - в крышку 2 распределителя.

Для перемещения золотника осевое усилие на червяке должно обеспечивать сжатие всех трех пружин 6 ползунов, что имеет место, когда сопротивление повороту колес увеличивается и в работу включается гидроусилитель. Если сопротивление повороту колес небольшое, то усилие на червяке невелико и пружины ползунов удерживают золотник в среднем (нейтральном) положении и поворот колес обеспечивается только рулевым механизмом без включения в работу гидроусилителя МТЗ-80, МТЗ-82.

В этом случае вращение от рулевого колеса передается на сошку 18 (см. рис. 2) червяком 4 через сектор 7 и поворотный вал 21, а поток масла от насоса проходит через распределитель на слив в корпус 22 гидроусилителя, внутренняя полость которого служит баком гидросистемы рулевого управления трактора МТЗ-80, МТЗ-82. При увеличении сопротивления повороту колес осевое усилие на червяке превышает усилие предварительного сжатия пружин ползунов, центрирующих золотник распределителя.

Внутренние кольца упорных подшипников перемещают золотник в осевом направлении, и поток масла направляется в одну из полостей цилиндра, передвигая поршень со штоком и рейкой, которая и поворачивает зубчатый сектор 7 и поворотный вал 21. Когда воздействие на рулевое колесо прекращается, золотник возвращается пружинами в нейтральное положение и поворот колес прекращается.

В корпусе ГУР МТЗ-80, МТЗ-82 установлен фильтр 13. Сливают масло через отверстие, закрываемое пробкой 20. Часть масла, поступающего на слив в корпус гидроусилителя, отводится через подводящий маслопровод - верхнюю крышку 2 для смазывания верхней опоры поворотного вала 21. В клапанной крышке 2 распределителя находится предохранительный шариковый клапан, ограничивающий давление в гидросистеме.

В обычных условиях работы давление масла в гидросистеме рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82 находится в пределах 2-4 МПа. При больших вертикальных нагрузках на передние
колеса, например при агрегатировании трактора с машинами фронтальной навески, давление в системе может повышаться до величины срабатывания предохранительного клапана.
Тогда масло, минуя цилиндр, поступает в сливную магистраль.

Датчик автоматической блокировки дифференциала (АБД) трактора МТЗ-80, МТЗ-82 предназначен для включения/выключения блокировки дифференциала заднего моста трактора МТЗ в зависимости от угла поворота рулевого колеса, а также принудительного включения/выключения независимо от поворота направляющих колес.

Датчик автоматической блокировки дифференциала МТЗ-80, МТЗ-82 установлен в упоре 23 рейки. В гидросистему АБД входят золотник 16, кран 15, маховичок 17, щуп 20 (см. рис. 3), с
помощью которого определяют среднее положение рейки и соответственно устанавливают среднее положение передних колес и редукционный нерегулируемый клапан 1, который
должен обеспечивать давление масла в пределах 0,7-1,0 МПа при температуре 40-70°С.

АБД трактора МТЗ-80, МТЗ-82 управляют с помощью рукоятки, расположенной в кабине и соединенной тросом с краном 15 (см. рис. 2) датчика. Рукоятка и кран могут находиться в трех положениях.

Первое положение - "Блокировка дифференциала выключена". Рукоятка расположена в крайнем переднем положении по ходу трактора, а прорезь маховичка крана совпадает с риской "Выкл." на крышке датчика. Второе положение - "Блокировка дифференциала автоматическая". Рукоятка перемещена назад по ходу трактора в среднее положение и зафиксирована поворотом на угол 90° по ходу часовой стрелки, а прорезь маховичка крана совпадает с риской "Вкл." на крышке датчика,

Масло под давлением поступает в диафрагменную полость цилиндра 16 (см. рис. 3) ГПМ блокировки, блокируя дифференциал трактора МТЗ-80, МТЗ-82. При повороте передних
колес на угол более 13° от среднего положения рейка 14 перемещается так, что золотник 21 датчика выходит из паза рейки, соединяя диафрагменную полость цилиндра 16 ГПМ
блокировки со сливом и разблокируя дифференциал.

Третье положение - "Блокировка дифференциала принудительная". Рукоятка выдвинута в крайнее заднее по ходу трактора не фиксируемое положение, маховичок крана повернут против хода часовой стрелки до упора. В этом положении кран соединяет напорную магистраль редукционного клапана с диафрагменной полостью цилиндра 16 ГПМ блокировки независимо от положений рулевого колеса и рейки 14. Если рукоятку отпускают, то она и кран под действием пружины возвращаются в первое положение, разблокируя дифференциал МТЗ-80, МТЗ-82.

С помощью щупа 20, при техническом обслуживании, определяют среднее положение рейки 14. Рейка находится в среднем положении, когда щуп максимально приближен к плоскости упора 15 рейки. При этом направляющие колеса должны располагаться в положении, строго соответствующем прямолинейному движению трактора. Тогда повороты колес в левую и правую стороны будут одинаковыми.

Насос гидроусилителя НШ10Л-У2 шестеренный. Он установлен на дизеле с правой стороны по ходу трактора и приводится в действие от шестерни распределения. Насос постоянно
включен и соединен маслопроводами с цилиндром поршня и масляным баком гидроусилителя.

________________________________________________________________________