Ремонт рулевой колонки мтз 80 большой люфт. Демонтаж и ремонт рулевого управления трактора беларус

28 ноября 2012 г. 16:10

Обслуживание и регулировки рулевого управления тракторов МТЗ и ЮМЗ

От состояния рулевого управления во многом зависят безопасность, качество работы и утомляемость водителя. Поэтому техническое обслуживание рулевого управления нужно проводить особенно тщательно.

Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82. Техническое обслуживание рулевого управления заключается в периодическом контроле уровня масла в корпусе гидроусилителя и его замене, смазывании карданных шарниров рулевого привода, контроле состояния резьбовых соединений рулевого привода и рулевых тяг, сошки и поворотных рычагов, крепления сектора, проверке и регулировке свободного хода рулевого колеса.

Рулевую колонку необходимо регулировать с целью исключения возможных вибраций на рулевом колесе. Дня этого рукой заворачивают гайку 12 (см. рис. 4.9) до соприкосновения последней с втулкой 10. При этом должны быть выбраны зазоры в соединениях. Затем отворачивают гайку 12 на полтора оборота и контрят гайкой 13.

Масляный фильтр промывают в такой последовательности. Поднимают облицовку. Отсоединяют подводящий маслопровод 12 (см. рис. 4.10) от крышки 11 редукционного клапана 14. Снимают крышку, для чего сначала отворачивают два болта крепления ее к корпусу 22, а затем, используя их в качестве демонтажных, вворачивают болты в демонтажные отверстия крышки и снимают ее. Отсоединяют оставшиеся маслопроводы от редукционного клапана 14. Удерживая рукой, фильтр 13, выворачивают редукционный клапан и снимают сливной фильтр. Промывают фильтр в дизельном топливе.

Для установки фильтра операций выполняют в обратной последовательности.

Фильтр промывают при ТО-З (960-1000 моточасов работы). Одновременно нужно подтянуть гайку 8 крепления сектора на поворотном валу.

В гидроусилителе регулируют: зацепление червяк-сектор и сектор-рейка, затяжку гайки червяка, осевой ход поворотного вала, предохранительный клапан, а также управление краном блокировки дифференциала.

Зацепление «червяк - сектор» и затяжку гайки червяка регулируют в следующей последовательности. Поддомкрачивают трактор, чтобы передние колеса не касались грунта. Затем ослабляют затяжку регулировочного болта 5, вводят в паз втулки 6 ключ и поворачивают ее по ходу часовой стрелки до упора зубьев червяка и сектора (при этом сошка 18 должна находиться в среднем положении). Втулку поворачивают против хода часовой стрелки так, чтобы по наружному диаметру она провернулась на 10-12 мм. Затягивают болт 5. Запускают двигатель и проверяют отсутствие заеданий в зацеплении "червяк-сектор" при повороте рулевого колеса в обе стороны до упора. Если при этом имеют место заедания, то нужно увеличить зазор в зацеплении, отпустив болт 5 и повернув втулку 6 дополнительно по ходу часовой стрелки.

Усилие на рулевом колесе не должно превышать 30-40 Н.

Регулировка затяжки сферической гайки 30 червяка заключается в правильной затяжке упорных шариковых подшипников 28 для обеспечения нормального поджатия кольцами подшипников торцов золотника 31. От этой регулировки во многом зависит исправная работа гидроусилителя. Чрезмерная затяжка гайки 30 может вызвать перекос золотника и увеличение усилия поворота. Зазоры между подшипниками и золотником приводят к увеличению свободного хода рулевого колеса, а также к колебаниям колес, так как в этих условиях золотник может произвольно перемещаться, изменяя соответственно направление потока масла в одну или другую полость цилиндра поршня.

Перед затяжкой гайки 30 отворачивают четыре болта крепления распределителя, снимают крышку 29. Крепят распределитель двумя диаметрально расположенными болтами к корпусу гидроусилителя, подложив под головки болтов набор шайб (или гайку), толщина (или высота) которых равна толщине фланца крышки 29. Затягивают, предварительно расшплинтовав, гайку моментом силы 20 Н·м. При этом кольца подшипника 28 должны быть плотно прижаты к торцам золотника 31. Затем отворачивают гайку на 1/10-1/12 оборота, чтобы совместить прорезь гайки под шплинт и отверстие в червяке и шплинтуют гайку. Выворачивают два болта, ввернутые в корпус устанавливают на место крышку 29 и закрепляют распределитель

Зацепление "сектор-рейка" регулируют прокладками 24 под фланцем упора 23 рейки. При этом зазор между упором и рейкой 9 должен быть 0,1-0,3 мм. Проверяя этот зазор нужно поджимать рейку 9 к сектору 7.

Осевой ход поворотного вала регулируют в следующей последовательности. Ослабляют затяжку контргайки и вворачивают регулировочный винт 10 до упора в торец вала. Затем выворачивают болт 10 на 1/8-1/10 оборота и контрят его гайкой.

Предохранительный клапан проверяют следующим образом. В нагнетательную магистраль или в клапанную крышку вместо пробки 1 подсоединяют манометр со шкалой деления от 0 до 10 МПа. Запускают двигатель и поворачивают рулевое колесо из одного крайнего положения в другое. При максимальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, доводят температуру масла в гидросистеме до 50+5°С. При этом давление должно достигать 8,8 МПа.

Если показания манометра меньше, повышают давление до требуемых значений, медленно вворачивая винт 3. После регулировки винт 3 нужно законтрить гайкой и установить колпак. Признак нарушения регулировки предохранительного клапана - увеличение усилия на рулевом колесе.

Свободный ход рулевого колеса проверяют на стоянке при работающем двигателе. При этом он не должен превышать 20°. Если свободный ход рулевого колеса больше, проверяют зазоры в соединениях рулевого привода и при необходимости подтягивают гайки крепления сошки и сектора крепление поворотных рычагов передних мостов и шарниров рулевых тяг, затяжку гайки червяка регулировку зацепления «червяк - сектор» , «сектор-рейка» и осевой ход поворотного вала гидроусилителя.

Необходимо регулярно следить за уровнем масла в гидросистеме рулевого управления. Если уровень масла меньше нижней риски на масломере работать на тракторе категорически запрещается.

При замене масла одновременно нужно промывать заливной фильтр. После замены масла прокачивают гидросистему рулевого управления в таком порядке. Поддомкрачивают передний мост до отрыва передних колес от грунта. Запускают двигатель и при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя поворачивают рулевое колесо в крайние положения по 8-10 раз (вначале медленно, затем быстро), не удерживая его при этом в крайних положениях. За тем проверяют уровень масла и при необходимости доливают его до верхней метки масломера.

Распределитель приходится снимать и заново устанавливать в случае замены его уплотнительных колец и промывки деталей. При установке распределителя выполняют следующее. Проверяют наличие уплотнительных колец на торцах распределителя и положение золотника 31 в его корпусе. Золотник должен быть установлен так чтобы его торец с фаской по наружному диаметру был направлен к корпусу гидроусилителя. Противоположная установка золотника приведет к резкому повышению усилия поворота.

Устанавливают распределитель без наружной крышки 29 и крепят его к корпусу гидроусилителя двумя диаметрально расположенными болтами, подложив под головки болтов набор шайб, толщина которых равна высоте крышки. Ставят упорный подшипник 28 шайбу с конусом и затягивают сферическую гайку 30 в соответствии с рекомендациями приведенными выше. Признак правильной затяжки гайки - отсутствие зазоров между золотником н кольцами подшипника и отдачи рулевого колеса (возвращение золотника в нейтральное положение) после прекращения его вращения влево.

Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102. Периодически, если величина допустимого люфта рулевого колеса становится больше 25°, необходимо прокачать систему рулевого управления в такой последовательности. Поддомкрачивают передний мост до отрыва передних колес от опорной поверхности. Запускают двигатель и при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя поворачивают рулевое колесо в крайние положения по 8-10 раз (вначале медленно, затем быстро), не удерживая его при этом в крайних положениях.

Тракторы ЮМЗ. Рулевое управление без гидроусилителя . Нормальный свободный ход рулевого колеса при прямолинейном движении трактора не должен превышать 15°. Если он выше 30°, то необходимо отрегулировать рулевое управление.

Вначале регулируют шарнирное соединение рулевых тяг и зазоры в конических подшипниках направляющих колес. Если свободный ход рулевого колеса после этого остается увеличенным, проверяют осевой зазор в конических подшипниках червяка рулевого механизма (см. рис. 4.18). Для этого отсоединяют продольную тягу 7 от сошки 8 и выводят червяк 4 из зацепления с роликом, вращая рулевое колесо в любую сторону. Затем покачивают вал рулевого колеса в осевом направлении. Если перемещение вала ощутимо, уменьшают зазор в конических подшипниках черняка, убирая часть регулировочных прокладок 5 из-под нижней крышки рулевого механизма. При правильной регулировке подшипников червяка рулевое колесо должно вращаться от усилия 3-8 Н.

После этого устанавливают ролик против середины червяка и, покачивая сошку, проверяют зазор между роликом и червяком. Нормальный зазор должен быть таким, чтобы нижний конец сошки перемещался при покачивании не более чем на 0,15 мм. Если зазор больше, то необходимо его отрегулировать.

Регулируют зацепление червяка с роликом в следующей последовательности.

Снимают рулевой механизм, отвертывают гайку 18 регулировочного винта и снимают стопорную шайбу 17.

Завинчивают регулировочный винт 16 до тех пор, пока зазор в зацеплении при положении ролика против середины червяк не будет отсутствовать, а рулевое колесо поворачиваться от усилия 15-22 Н.

Затем устанавливают стопорную шайбу на место, закрепляют ее гайкой и ставят рулевой механизм на трактор.

Рулевое управление с гидроусилителем . Зазор в зацеплении червяк-сектор должен соответствовать зазору на боковой поверхности шлицев червяка при среднем положении сошки 0,6-0,7 мм (угол 4-6°). Для его регулировки отворачивают болт 27 (см. рис.4.19) на 2-3 оборота и поворачивают втулку 2 по ходу часовой стрелки для уменьшения зазора или против - для увеличения его. После регулировки болт 27 заворачивают.

Зазор по зубьям между сектором 25 и рейкой 4 должен соответствовать зазору 0,1-0,3 мм между привалочной плоскостью фланца упора б и корпусом 3. Зазор устанавливают подбором регулировочных прокладок 5. Для определения толщины прокладок определяют зазор между привалочными плоскостями упора 6 и корпуса 3 при беззазорном зацеплении рейки 4 с сектором 25. Толщина прокладок должна быть на 0,1-0,3 мм больше.

Свободный ход поворотного вала в осевом направлении регулируют винтом в корпусе рулевого механизма. Для этого отпускают контргайку винта и заворачивают его до упора, затем отворачивают на 1/10-1/8 оборота и стопорят контргайкой. Для нормальной работы гидроусилителя важно правильно произвести затяжку упорных подшипников сферической гайкой 20. Чрезмерное поджатие гайки может вызвать перекос золотника и увеличение усилия поворота.

Перед затяжкой гайки закрепляют распределитель на корпусе гидроусилителя двумя болтами, предварительно подложив под головку болтов шайбы на толщину фланца крышки 19. Затягивают гайку червяка моментом 20 Нм, отворачивают ее на 1 / 1 2-1/8 оборота до совмещения отверстия в червяке с прорезью под шплинт и шплинтуют гайку. Затем выворачивают два болта крепления распределителя к корпусу, устанавливают крышку 19 и надежно закрепляют распределитель на гидроусилителе.

Регулировка предохранительного клапана аналогична описанным выше регулировкам тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82.

При регулировке шарниров рулевой тяги расшплинтовывают регулировочную пробку, завертывают до упора, а затем отвертывают ее до совпадения паза пробки с отверстиями под шплинт в тяге и шплинтуют. При регулировке шарниров поперечной и толкающей рулевых тяг расшплинтовывают регулировочную пробку, затем завертывают ее так, чтобы, шаровой палец, проворачивался во вкладышах при приложении момента 3-7 Н·м.

Тракторы ЮМЗ-8070. . .ЮМЗ-8280. Масло в системе ГОРУ необходимо менять при сезонном техническом обслуживании, а если система заправлена внесезонным маслом, через каждые 1000 моточасов работы двигателя.

Фильтрующий элемент ГОРУ необходимо менять через каждые 500 часов работы трактора.

Для замены масла и фильтрующего элемента необходимо выполнить следующее:

  • повернуть рулевое колесо в крайнее правое положение до упора;
  • снять крышку 1 (рис. 4.44), отвернуть пробку 3 и слить масло из бака 2;
  • отсоединить два болта 5 крепления фильтра к кронштейну и снять фильтр;
  • отвернуть оставшиеся два болта, крепления фильтра к кронштейну, и снять крышку;
  • вынуть из корпуса фильтрующий элемент с перепускным клапаном. Вращать корпус перепускного клапана по резьбе запрещается, так как при этом нарушится его регулировка;
  • промыть корпус фильтра и - перепускной клапан, заменить фильтрующий элемент;
  • собрать и установить фильтр на трактор, подсоединить к нему маслопроводы;
  • залить в бак 2 масло до уровня верхней метки на масломере;
  • запустить двигатель и повернуть рулевое колесо несколько раз влево и вправо до упора;
  • остановить двигатель и долить масло в бак при среднем положении рулевого колеса;

После заполнения системы уровень масла в баке должен быть между верхней и нижней метками масломера.

Гидроусилитель рулевого управления (гур) МТЗ – 80, предназначен для облегчения управления и улучшения маневренности рулевого колеса. Конструкция, является промежуточным механизмом так как осуществляет и механическую, и гидравлическую функции. Гур МТЗ – 80 находится перед радиатором двигателя закрытый облицовкой. Вместе с механизмом в узел смонтированы и гидроагрегаты.

Устройство гур МТЗ – 80


Бесперебойную маневренность сельскохозяйственных машин в эксплуатационный период, обеспечивает рулевое управление состоящее из 3 элементов. Рулевое колесо, привод и гидравлический усилитель.
Колесо руля — предназначено для выполнения маневров во время движения транспортного средства. Привод – необходим для сохранения тяги вращения. Гидравлический усилитель – обеспечивает легкость в автоуправлении.

Гур МТЗ – 80, имеет гидравлическую систему схожую с автомобильной в состав которой входит:

— бак для рабочей жидкости;
— шестеренный насос левого вращения;
— силовой цилиндр приводящий в движение рулевую трапецию;
— шариковый предохранительный клапан;
— датчик блокировки дифференциала.

Разборка гидроусилителя

Для разборки механизма необходимо выполнить следующие действия.

  1. Снять с рулевой колонки головку с крышкой, втулку, амортизатор и рулевое колесо.


2. Отсоединить и снять боковины, заднюю часть.
3. Поднять фиксатор и установить колонку в удобное положение.
4. Отсоединить винты опоры и стойку с кронштейна.
5. Разъединить вилки кардана отсоединив их с промежуточного вала и стойки.

После проведения разборки и снятия необходимо проверить состояние деталей на наличие неисправности и деформаций. В случае дефектов, необходимо заменить деталь.

Свидетельство неисправности гидроусилителя

Нормальное функционирование гур МТЗ – 80, подтверждают плавные не тормозящие повороты в момент эксплуатации. О неисправности свидетельствует появление свободного хода. В данном случае необходимо проверить вал МТЗ-80, и образование зазоров в составных частях зубчатой передачи. Характерные симптомы, можно выявить заранее проверив, соединительные части рулевой конструкции, рулевые тяги и зазоры в червячных зацеплениях.

Причины неисправностей и их устранение


Образование пены в гидроусилителе. Неисправность может появится в случае низкого количества рабочей жидкости в корпусе усилителя. Устраняют поломку путем проверки уровня жидкости. При недостаточном уровне следует добавить жидкость до необходимой отметки. Еще одним признаком для пенообразования, служит завоздушивание гидросистемы.
Устраняют неисправность путем проверки герметичности магистрали в случае обнаружения места подсоса воздуха устраняют его. Если воздух нельзя убрать из системы, необходимо проверить затяжку соединений штуцеров, трубопроводов. Промыть фильтр, проверить наличие деформаций на прокладках коллектора и его болтов. В случае необходимости добавления жидкости, чистое масло заливают в бачок используя специальную воронку. Добавлять жидкость необходимо при работающем двигателе до указанной метки. Фильтры необходимо промывать в растворителе.

Нарушение регулировки предохранительного клапана. Неисправность возникает при сниженном давлении, устраняют поломку при помощи регулировки на соответствующий показатель. Регулировку необходимости проводить в строгой последовательности во избежание дополнительных поломок.

  1. Повернуть кран до отметки выключено и зафиксировать.
    2. Закрепить трос финтом.
    3. Натянуть трос муфтой и закрепить с учетом попадания рукоятки в установленное положение.
    4. Освободить кран.
    5. Установить рукоятку в положение 2 при данном действии кран становится на отметку включено.

Утечка жидкости. В данном случае необходимо произвести замену насоса. Проверку состояния рабочей жидкости производят путем отсоединения нагнетательного трубопровода от предохранительной коробки клапана. Затем к трубопроводу подсоединяют входной рукав, опускают его на отметку нижнего уровня жидкости. Отмечают подачу жидкости путем пуска дизеля с номинальной частотой вращения и установленным давлением 5,0Мпа. Если уровень ниже допустимого давления насос подвергается замене.

Торможение системы зацепления гур МТЗ – 80. Провоцирует неисправность узел подвижных соединений рулевого привода передней оси. Устранить поломку, можно при помощи регулировки зацепления узла гур. Проводят регулировку зацепления поворотом регулировочной втулки, после проведения процедуры втулку фиксируют болтами. Регулировка зацепления проходит в следующей последовательности.

  1. Трактор необходимо поддомкратить, чтобы поднять передние колеса.
    2. Ослабляем затяжку, путем ввода втулки до упора зубьев червяка и сектора.
    3. Втулку необходимо поворачивать против часовой стрелки, чтобы по снаружи она провернулась на 10, 12 мм.
    4. Затем болт затягивают и производят запуск двигателя, для проверки нормальной работы.
    5. При наличии заедания, проводят зацепление «червяк-сектор» при помощи поворота рулевого колеса до упора в обе стороны.

Своевременное прохождение технического сервиса, дает возможность предотвратить появление неисправностей в неподходящее время, техническое обслуживание вашего трактора, возможно произвести в компании «ТракторСервис», специалисты компании проведут грамотную диагностику необходимых узлов вашего трактора, а в случае необходимости заменят изношениые и вышедшие из строя детали систем трактора.

Смотреть видео — мтз 80 ремонт сборка гур

Техническое обслуживание рулевого управления заключается в периодическом наблюдении за уровнем масла в гидросистеме; состоянием резьбовых соединений рулевого привода, рулевых тяг, крепления сектора, сошки и поворотных рычагов; своевременной смазке карданного шарнира рулевого привода, промывке масляного фильтра и замене масла, проверке и регулировке свободного хода рулевого колеса, а также в оперативном устранении неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации.

Техническое обслуживание привода рулевого механизма заключается в периодической смазке карданного шарнира, а также проверке затяжки резьбовых соединений.

Для обеспечения минимального уровня вибрации на рулевом колесе произведите регулировку рулево
й колонки следующим образом:

а) завинтите круглую гайку 1 (рис. 1) до соприкосновения со втулкой 3 так, чтобы были выбраны зазоры в соединениях;

б) отвинтите гайку 1 на 1,5 оборота и законтрите контргайкой 2.

Промывка сливного масляного фильтра
Для промывки масляного фильтра выполните следующее:

а) поднимите облицовку;

б) отсоедините маслопроводы, отвинтите болты крепления крышки к корпусу, при помощи двух демонтажных болтов снимите крышку;

в) вывинтите редукционный клапан и снимите сливной фильтр;

г) промойте фильтр в моющем растворе;

д) подтяните гайку поворотного вала;

е) установите фильтр и проделайте операции в последовательности обратной разборке;

ж) одновременно отрегулируйте осевой люфт рулевого вала, для чегоослабьте контргайку и завинтите регулировочный болт до упора в торец вала, затем отвинтите на 1/8-1/10 оборота и законтрите контргайкой. Перед установкой фильтра на место следует подтянуть гайку крепления сектора на валу и проверить зубчатое зацепление рейка - сектор. Если зазор между зубьями сектора и рейки более 0,3 мм, зацепление следует отрегулировать. Для этого необходимо вывернуть четыре болта упора рейки - корпуса АБД и, вынимая попарно прокладки, уменьшить зазор в зацеплении до 0,1 - 0,3мм. Установка фильтра производится в обратной последовательности.

Регулировка зацепления сектор — червяк.

Свободный ход рулевого колеса стоящего на твердом грунте трактора с работающим двигателем должен быть не более 30°. В случае превышения указанной величины следует проверить и при необходимости отрегулировать шарнирные соединения рулевых тяг. Если этого недостаточно, нужно отрегулировать зазор в зацеплении сектор - червяк.

Порядок регулировки зацепления сектор - червяк следующий.

1. При помощи домкрата приподнять передний мост или отсоединить от сошки рулевые тяги.

2. Ослабить болт, крепления регулировочной эксцентричной втулки 20 (см. рис. 2) и повернуть ее по часовой стрелке до упора червяка в зубья сектора. Затем при работающем двигателе поворачивать рулевое колесо. Если ощущается заедание в зацеплении червяк - сектор, необходимо поворачивать втулку против часовой стрелки до тех пор, пока заедание не исчезнет. Усилие на рулевое колесо не должно превышать 15–25 Н (1,5–2,5 кгс) при отъединенных от сошки тягах и 30–40 Н (3–4 кгс) при поддомкраченном переднем мосте.

3. Затянуть болт крепления регулировочной втулки и соединить рулевые тяги с сошкой и снять передний мост с домкрата.

Рис. 2. Схема рулевого управления с гидроусилителем трактора МТЗ-80: 1 - силовой цилиндр; 2 - поршень; 3 - корпус распределителя; 4 - крышка; 5 - упорный подшипник; 6 - гайка; 7,33 - золотники; 8 - редукционный клапан; 9 - фильтр; 10 - масляный бак; 11 - шестереночный насос; 12 - ползун; 13 - центрирующая пружина; 14 - предохранительный клапан; 15 - пружина; 16 - контргайка; 17 - регулировочный винт; 18 - червяк; 19 - шариковый подшипник; 20 - эксцентричная втулка; 21 - поворотный рычаг; 22 - рулевая тяга; 23 - рулевое колесо; 24 - поворотный вал; 25 - сошка; 26 - сектор; 27 - рейка; 28 - дифференциал; 29 - диафрагма блокировки дифференциала; 30 - кран; 31 - маховичок; 32 - щуп; 34 - толкатель; 35 - упор; 36 - шток силового цилиндра; А, Б - полости силового цилиндра; В - средняя нагнетающая виточка; Г, Д - крайние сливные выточки; Е - сливной канал датчика; Є - отверстие крана; Ж - дроссельное отверстие.

Подтяжка гайки червяка.

Специальная сферическая гайка 1 (см. рис. 3) должна поджимать обоймы подшипников к торцам золотника. Наличие зазора между золотником и обоймами подшипников вследствие износа, ослабления или неправильной затяжки гайки при монтаже может привести к увеличению свободного хода рулевого колеса, а иногда и к неустойчивому движению («рысканию») трактора, так как в этом случае золотник может самопроизвольно перемещаться, направляя поток масла в ту или иную полость гидроцилиндра. Чрезмерное поджатие гайки может вызвать перекос золотника и неравномерное усилие поворота.

Для подтяжки гайки необходимо отвернуть четыре болта крепления распределителя, снять крышку и двумя диаметрально расположенными болтами закрепить распределитель к корпусу гидроусилителя, предварительно подложив под головки болтов шайбы на

толщину фланца крышки либо гайки большего, чем болт, диаметра. Вытащить шплинт и завернуть гайку 1 до плотного прижатия обойм подшипников к золотнику. Момент затяжки должен быть в пределах 20 Н×м (2 кгс×м).

Рис. 3 Установка распредели теля и затяжка сферической гайки червяка: 1 - сферическая гайка; 2 — шайба; 3 - ползун; 4 - монтажные шайбы; 5 - болты.

Затем отвернуть гайку 1 до совпадения отверстия на червяке с ближайшей прорезью и зашплинтовать, установить уплотнительное кольцо и крышку и затянуть болты. Следует помнить, что чрезмерная затяжка гайки увеличивает усилие на рулевом колесе и может вывести из строя упорные подшипники. Признаком правильной затяжки гайки является отсутствие зазоров между золотником и обоймами подшипников и возвращение в нейтральное положение золотника под действием пружин 13 (см. рис. 2) после прекращения вращения рулевого колеса.

Заливка, проверка уровня и замена масла

Проверку уровня, доливку масла производите согласно рекомендациям карты смазки.
Категорически запрещается работа трактора, если уровень масла меньше нижней риски на масломере 7 (рис. 4).
При замене масла промойте заливной фильтр. После замены масла запустите дизель и несколько раз поверните от упора до упора рулевое колесо, снова проверьте уровень масла и при необходимости добавьте до верхней метки масломера.

Регулировка управления блокировкой дифференциала заднего моста.

Для нормальной работы управления блокировкой дифференциала правильно отрегулируйте взаимное положение рукоятки 6 (рис. 5) и крана 1 датчика блокировки, для чего:

а) свободный конец троса 3 закрепите в фиксаторе винтом 4, при этом конец троса должен выступать за фиксатор на 5 -10 мм, не более;

б) установите рукоятку 6 в положение I. Натяните трос до начала поворота крана и зафиксируйте муфту винтами 4; второй фиксатор подведите к муфте вплотную и закрепите его винтом.

Для проверки правильности регулировки установите рукоятку в положение II, при этом риска на кране должна совпадать с меткой «Вкл» на крышке датчика блокировки. Рукоятка и кран должны возвращаться в положение I из положений II и III под действием пружины.

1, 10 - контргай ки;
2 - регулировочный болт; 3 - крышка заливной горловины;
4 - фильтр; 5, 12 - болт; 6 - крышка; 7 - масломер; 8 - гайка;
9 - сливной фильтр; 11 - клапан; 13 -маслопровод клапана;
14 - щуп; 15, 16 - маслопроводы.

Особенности технического обслуживания гидрообъемного рулевого управления.

В процессе эксплуатации после заливки новой порции масла в бак или попадания воздуха в гидросистему ГОРУ прокачайте систему. Для прокачки запустите дизель и при малых оборотах поверните рулевое колесо в обе стороны до упора 2-3 раза. Следите за уровнем масла в маслобаке.

Пальцы установки гидроцилиндра ГОРУ должны быть зашплинтованы. Маслопроводы и шланги не должны касаться друг друга и узлов трактора, кроме мест крепления. Следите за отсутствием подтекания масла в местах соединения деталей гидросистемы ГОРУ. Шарниры гидроцилиндра периодически смазывайте литолом через масленки.


ВНИМАНИЕ! Разборка и ремонт насоса-дозатора без участия специалиста завода или фирмы-изготовителя запрещена. Буксировка трактора при неработающем дизеле запрещена. При поворотах колес до крайнего положения не допускайте продолжительной задержки руля в крайнем положении, так как это вызывает перегрев масла в гидросистеме.

Газета «Автодвор» за сентябрь 2012

офф. сайт http://avtodvor.com.ua

Большой люфт руля при работающем двигателе означает, что имеет место износ соединений вала рулевого механизма, возможны увеличенные зазоры в зацеплении зубчатой передачи гидроусилителя руля, шаровых пальцев и рулевых тяг. Возможно ослабли подшипники червяка на валу.

Для исправления создавшейся ситуации на первом этапе проверяют техническое состояние деталей рулевого механизма и рулевых тяг. Нужно устранить зазоры, поменять необходимые детали и отрегулировать механизм.

Чтобы выяснить, какова величина зазоров в зубчатых и червячных зацеплениях механизма рулевого управления, а также определить усилие на ободе руля применяют обычно устройство НИИАТ-402 (см. на рис. 2.3.1).

Рис. 2.3.1. Как определить свободный ход руля трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 - прибор НИИАТ-402; 2 рулевое колесо; 3 - рулевая колонка

Динамометр устройства размещают на руле, а указатель - на рулевой колонке. Поворачивая руль в обе стороны до пропадания зазоров в шарнирах рулевых тяг и в зацеплении рулевого механизма, вычисляют свободный ход руля. Типовой свободный ход рулевого колеса лежит в пределах 25-30°, а приемлемый (допустимый) - 35°.

Чтобы определить, какое усилие развивается на ободе руля, откидывают рулевые тяги от сошки, включают двигатель и при максимальной частоте вращения коленвала тянут на себя одну из ручек динамометра устройства. По размещению на противоположной рукоятке фиксаторного кольца узнают усилие свободного поворота руля. Усилие на руле должно находиться в пределах 30-50 Ньютон.

Если люфт руля выше допустимого значения, начинают регулировать механизмы гидроусилителя. Зазоры в зубчатом сцеплении червяк-сектор (см. рис. 2.3.2) исправляют смещением регулировочной втулки 4, но вначале нужно отвернуть стопорный болт 3. При незначительном изменении свободного хода вала гидроусилителя руля, снимают крышку корпуса (рис. 2.3.3), а далее пластинчатым щупом проверяют зазор между датчиком блокировки дифференциала (упором) и рейкой (рис. 2.3.4). Он обычно должен находится в пределах 0,1-0,3 мм. Зазор доводят до ума с помощью прокладок фланца датчика блокировки дифференциала (рис. 2.3.5). Финишируют эту процедуру регулировкой зацепления червяк-сектор. В чем коварство? Нужно чтобы вращения червяка было свободным, без заеданий.



Рис. 2.3.2. Как отрегулировать зазор в зацеплении червяк-сектор поворотом регулировочной втулки МТЗ:
1 - лимб;
2 - стрелка-указатель;
3 - стопорный болт;
4 - регулировочная втулка червяка;
5 - червяк

Рис. 2.3.3. Как снять крышку корпуса ГУР МТЗ-80, МТЗ-82:
1 - корпус ГУРа;
2 - крышка корпуса ГУРа

Рис. 2.3.4. Как проверить зазор между упором и рейкой трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 - рейка;
2 - щуп;
3 - упор



Рис. 2.3.5. Как отрегулировать зазор в зацеплении червяк-сектор установкой прокладок МТЗ-80, МТЗ-82:
1 - корпус ГУРа;
2 - датчик блокировки дифференциала;
3 - регулировочные прокладки

Тяжелый поворот трактора говорит нам о нехватке рабочей жидкости в баке, снижении ее подачи, либо ошибке в регулировки предохранительного клапана. Еще одна причина - износ или разваливание уплотнительных колец силового цилиндра.

Процедура тестирования техсостояния гидросистемы управления поворотом МТЗ основывается в вычислении давления подачи, которое развивается насосом. Определяем моменты утечек масла в распределителе и силовом цилиндре унд регулировку предохранительного клапана. Вроде все верно. Требуемые процедуры осуществляют, как правило, без снятия с трактора агрегатов гидросистемы управления поворотом, довольствуясь в наличии такого замечательного прибора как КИ-5473 (направление дроссель-расходомер).

Режимы работы гидросистемы управления поворотом сверяют прибором при номинальной частоте вращения коленвала движка, противодавлении 5,0 МПа по известному манометру прибора и температуре охлаждающей жидкости 50-60° С. Далее не забывают о том, что нужно показания шкалы расходов прибора помножить на коэффициент 0,7 L.

Как проверить подачу рабочей жидкости к гидроусилителю руля? По рисунку 2.3.6 от коробки предохранительного клапана отделяют нагнетательный трубопровод 2 и к нему подключают входной рукав КИ-5473. Сливной рукав помещают в горловину 3 ниже уровня жидкости. Заводят двигатель, доводят давление 5,0 МПа по манометру при номинальной частоте вращения коленвала и по шкале прибора отслеживают подачу рабочей жидкости. При низком уровне подачи, насос необходимо заменить.

При величине подачи не ниже допустимого значения, диагностируют состояние распределителя по количеству утечки масла (рис. 2.3.7).



Основные показатели работы распределителя ГУРа при проверке прибором КИ-5473

Чтобы подключить входной рукав прибора, сначала нужно выкрутить технологическую пробку (она расположена сверху коробки предохранительного клапана). Сливной рукав соединяют с баком гидросистемы. Заводят двигатель и при номинальной частоте вращения коленвала крутят руль вправо или влево до упора. Вращаем рукоятку прибора и выставляем давление по манометру 5,0 МПа, по шкале расходов отмечаем показания. При разнице в показаниях прибора при отслеживании подачи рабочей жидкости к распределителю и проверке утечек превышает 5 л/мин, распределитель необходимо ремонтировать.

Давление, при котором происходит срабатывание предохранительного клапана гидросистемы управления поворотом определяют манометром, который вкручивают на место технологической пробки (рис. 2.3.8).

Рис. 2.3.8. Как проверить и отрегулировать давление срабатывания предохранительного клапана трактора:
1 - манометр; 2 - регулировочный винт с контргайкой

Для контроля заводят двигатель трактора и при (номинальной частоте вращения коленвала рукояткой прибора полностью закрывают слив масла Колеса при этом повернуты до отказа. Далее по манометру смотрят фактическое давление, при котором включается предохранительный клапан.

Клапан нужно отрегулировать в случае пониженного либо повышенного давления срабатывания. Для этого выкручивают колпачок, отпускают контргайку регулировочного винта и, держа руль в конечном положении поворота до упора, выкручивают или вкручивают регулировочный винт до получения необходимого давления.

Если вы обнаружили, что появились резкие толчки при повороте трактора, то скорее всего ослабла затяжка гайки золотника гидронавесного распределителя, или же увеличились зазоры рулевых тяг.

Если затяжка гайки золотника ослабевает, появляются колебания передних направляющих колес. Отчетливо ощущается при передвижении на повышенных скоростях. Следует иметь в виду, что вначале нужно отрегулировать зазоры в шарнирах рулевых тяг, и только затем динамометрическим ключом затянуть корончатую гайку золотника распределителя усилием не более 20 Н*м. Дальше ее отпускают до совмещения отверстий под шплинт.

Каковы основные неисправности гидроусилителя руля трактора МТЗ-80, МТЗ-82? Начнем с износа шлицев вала червяка и зубьев сектора. Далее износ зубчатой рейки, износ и нарушение герметичности предохранительного клапана. Износ и несоответствие гидравлической плотности точных деталей (золотников, плунжеров, гильз).

Возможно, что при проверке состояния агрегатов гидросистемы управления поворотом трактора обнаружатся такие неисправности, которые не поддадутся устранению обычными регулировочными операциями. В таком случае, гидроусилитель руля снимают полностью и разбирают для дальнейшей технической экспертизы и замены деталей.

Как все это сделать, как грамотно провести основные операции по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля МТЗ продемонстрированы ниже на рисунках 2.3.9-2.3.30.

До демонтажа гидроусилителя руля отлейте рабочую жидкость и открутите гайку поворотного вала 4. А уже в процессе сборки гидроусилителя внимательно смотрите на усилия затяжки гаек, четкость и однозначность совмещения меток поворотного вала, сектора и рейки, и обратите внимание на регулировку вертикального перемещения поворотного вала.

Сборка-разборка и прочие регулировочные операции, которые осуществляют при ремонте гидроусилителя руля, не совсем просты и требуют использования контрольно-испытательного стенда по завершению сборки для настройки всех парметров.

Отремонтированный гидроусилитель руля доводят до ума на контрольно-испытательном оборудовании КИ-4896М. При отладочных работах смотрят свободный ход руля при зафиксированном вертикальном вале ГУРа. Диапазон должен находится в пределах 4-6°. Оценивают работу гидроусилителя под нагрузкой при давлении на входе 5-6 МПа. Механическое напряжение на ободе руля не должно превышать 50 Ньютон.




Рис. 2.3.10. Из чего состоит гидроусилитель руля (ГУР) трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
а - общий вид; б - взаимное расположение деталей
1 - корпус усилителя; 2 - рейка; 3 - силовой цилиндр; 4 - поршень; 5 - предохранительный клапан; 6 - золотник; 7 - поворотный вал; 8 - верхняя крышка корпуса гидроусилителя; 9 - регулировочный болт поворотного вала; 10 - сектор; 11 - червяк рулевого механизма; 12 - датчик блокировки дифференциала; 13 - сливной патрубок; 14 - рулевая сошка

Рис. 2.3.9. Спрессовка рулевой сошки трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 - наставка;
2 - рулевая сошка;
3 - сливной патрубок;
4 - гайка поворотного вала



Рис. 2.3.11. Расположение деталей датчика блокировки дифференциала трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1, 10 - болты;
2 - крышка;
3 - пружина;
4 - золотник;
5 - толкатель;
6 - кольцо;
7, 9 - корпуса;
8 - клапан;
11- кран



Рис. 2.3.12. Снятие трубки подвода масла от распределителя трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 - трубка подвода масла;
2 - корпус ГУРа;
3 - сетчатый фильтр;
4 - редукционный клапан



Рис. 2.3.13. Снятие поворотного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 - корпус ГУРа;
2 - поворотный вал с сектором

Рис. 2.3.14. Отворачивание гайки крепления сектора к поворотному валу трактора МТЗ-80, МТЗ-82



Вис. 2.3.15. Спрессовка сектора с поворотного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.16. Как снять датчик блокировки дифференциала трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.17. Как снять крышку датчика блокировки дифференциала трактора МТЗ-80, МТЗ-82



Рис. 2.3.18. Снятие стопорного кольца и рейки трактора МТЗ-80, МТЗ-82



Рис. 2.3.19. Снятие гидроцилиндра ГУРа трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.20. Отворачивание гайки крепления и снятие поршня

Рис. 2.3.21. Как снять распределитель трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.22. Снятие предохранительного клапана и червяка в сборе трактора МТЗ-80, МТЗ-82



Рис. 2.3.23. Снятие стопорного кольца крепления подшипника червяка трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.24. Спрессовка подшипников червяка трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.3.25. Выпрессовка втулки поворотного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 - втулка;
2 - цапфа;
3 - винт съемника



Рис. 2.3.26. Затяжка корончатой гайки червяка

Рис. 2.3.27. Совмещение меток на торце шлица поворотного вала и секторе:
1 - метки;
2 - поворотный вал;
3 - сектор

Рис. 2.3.28. Совмещение меток на среднем зубе сектора и рейке:
1 - метки;
2 - рейка;
3 - сектор



Рис. 2.3.29. Затяжка гайки поршня



Рис. 2.3.30. Регулировка вертикального перемещения поворотного вала:
1 - регулировочный болт;
2 - контргайка

Рулевое управление трактора МТЗ-80, 82 служит для изменения и сохранения выбранного направления движения.

Основным способом изменения направления движения является поворот в горизонтальной плоскости передних направляющих колес относительно задних.

Рулевое управление должно обеспечивать правильную кинематику поворота и безопасность движения, небольшие усилия на рулевом колесе, а также предотвращать передачу толчком от неровности поверхности на рулевое колесо.

Рулевой механизм увеличивает усилие водителя, прикладываемой к рулевому колесу, и повышает точность управления.

Благодаря этому сохраняется возможность управлением трактором при неработающем гидроусилителе, например, при внезапной остановке двигателя, что повышает безопасность движения.

Гидравлический усилитель (ГУР) облегчает управление и повышает безопасность его движения.

Гидроусилитель МТЗ-80, 82, используя энергию двигателя для поворота и удерживания колес, улучшает маневренные возможности трактора и обеспечивает управление им в сложных условиях, например, при внезапном повреждении шин.

При движении по неровной и труднопроходимой местности гидроусилитель снижает ударные нагрузки в рулевом управлении, уменьшая вероятность его повреждения и повышает безопасность управления.

Рулевое управление МТЗ-82, 80 состоит из рулевого механизма и привода. Посредством рулевого механизма усилие приложенное к рулевому колесу передается рулевому приводу.

Рулевой привод осуществляет передачу усилий от рулевого механизма к управляемым колесам.

Рулевое управление механическое с гидравлическим усилителем. Рулевой механизм и гидроусилитель с датчиком автоматической блокировки дифференциала составляют общий узел и расположены в передней части трактора.

Поэтому для передачи усилия от рулевого колеса к рулевому механизму и гидроусилителю предназначен привод рулевого механизма.

Техническое обслуживание привода рулевого механизма трактора МТЗ-80, 82

Рис.1. Обслуживание привода рулевого механизма МТЗ-82, 80

Рулевой привод передает усилия водителя и гидроусилителя к управляемым колесам, обеспечивая поворот их на взаимно отличающиеся углы.

Техническое обслуживание привода рулевого механизма заключается в периодической проверке затяжки резьбовых соединений.

Для обеспечения минимального уровня вибрации на рулевом колесе производите регулировку рулевой колонки следующим образом:

Снимите крышку 5 (рис.1); ослабьте зажим 4 и снимите рулевое колесо 6;

Ослабьте контргайку 3;

Завинтите гайку 2 до соприкосновения со втулкой 1 так, чтобы были выбраны зазоры в соединениях;

Отвинтите гайку 2 на 1,5 оборота и законтрите контргайкой 3.

Установите рулевое колесо 6, отрегулировав его положение по высоте.

Промывка сливного масляного фильтра ГУР трактора МТЗ-80, 82

Рис.2. Промывка сливного масляного фильтра ГУР МТЗ-80, 82

Для промывки масляного фильтра выполните следующее (рис.2):

Поднимите облицовку;

Отсоедините маслопроводы 7, 13 и 15, отвинтите болты 5 крепления крышки 6 к корпусу, при помощи двух демонтажных болтов снимите крышку;

Вывинтите редукционный клапан 11 и снимите сливной фильтр 9;

Промойте фильтр в моющем растворе;

Подтяните гайку 8 поворотного вала;

Установите фильтр и проделайте операции в последовательности, обратной разборке;

Одновременно отрегулируйте осевой люфт рулевого вала, для чего: ослабьте контргайку 1 и завинтите регулировочный болт 2 до упора в торец вала, затем отвинтите на 1/8-1/10 оборота и законтрите контргайкой 1.

Заливка, проверка уровня и замена масла

Проверку уровня, доливку масла производите согласно рекомендациям карты смазки. Категорически запрещается работа трактора, если уровень масла ниже нижней риски на масломере 4 (рис.2).

При замене масла промойте заливной фильтр.

После замены масла запустите дизель и несколько раз поверните от упора до упора рулевое колесо, снова проверьте уровень масла и при необходимости долейте до верхней метки масломера.

Неисправности рулевого управления МТЗ-80,82

Установка гидроусилителей рулевого управления (ГУР) в гидросистеме трактора МТЗ-82, 80 вызвана необходимостью снижения усилия на поворот, уменьшения утомляемости тракториста, повышения безопасности движения и качества производимых работ.

В гидросистему рулевого управления входят масляный бак, насос высокого давления, распределитель с золотниковыми устройствами, силовой цилиндр, арматура и трубопроводы. На тракторах устанавливают гидроусилители руля (ГУР) моноблочной конструкций.

При моноблочной конструкции гидросистемы рулевого управления насос подает рабочую жидкость к золотниковому распределителю гидроусилителя руля, в котором смонтирован силовой цилиндр поворота двустороннего действия.

Усилие от поршня силового цилиндра через рейку и сектор передается на вертикальный вал и сошку, которая через поперечную тягу связана с поворотными колесами передней оси.

Основным регулирующим органом гидросистемы поворота является распределитель рулевого механизма.

Неисправности гидросистемы рулевого управления МТЗ-82, 80

Качество выполняемой работы тракторным агрегатом, безопасность движения во многом зависят от технического состояния агрегатов гидравлической системы рулевого управления.

При прогретом масле в гидросистеме вращение рулевого колеса должно быть плавным, без рывков и без приложения значительного усилия.

Большой свободный ход рулевого колеса при работающем дизеле указывает на износ соединений вала рулевого механизма, увеличенный зазор в зацеплении зубчатой передачи ГУР.

Сначала проверяют техническое состояние соединительных деталей рулевого механизма, рулевых тяг и устраняют зазоры, заменяют детали или регулируют.

Для определения зазоров в зубчатых или червячных зацеплениях рулевого механизма, а также усилия на ободе рулевого колеса используют приспособление. Его устанавливают на рулевом колесе, а указатель - на рулевой колонке.

Вращая рулевое колесо в обе стороны для устранения зазоров в шарнирах рулевых тяг, зацеплении рулевого механизма, определяют свободный ход рулевого колеса.

Номинальный свободный ход должен быть в пределах 25...30, допустимый-35 . С помощью прибора одновременно можно определить усилие на ободе рулевого колеса.

Для этого отсоединяют рулевые тяги от сошки, пускают дизель и при максимальной частоте вращения коленчатого вала тянут рукоятку динамометра прибора.

По положению фиксаторного кольца на противоположной рукоятке определяют усилие свободного поворота рулевого механизма.

Усилие на ободе колеса должно быть в пределах 30...50 Н. Если свободный ход превышает допустимые значения, проводят регулировки механизмов.


Рис. 1. Регулировка свободного хода вала гидроусилителя руля МТЗ-80, 82

1 - лимб-транспортир; 2- болт; 3- эксцентриковая втулка; 4- монтировочная лопатка

Зазоры в зубчатом зацеплении (червяк - сектор) (рис. 1) устраняют поворотом регулировочной втулки 3, предварительно отвернув стопорный болт 2.

Если свободный ход вала гидроусилителя руля уменьшился незначительно, снимают крышку корпуса и пластинчатым щупом проверяют зазор между упором и рейкой.

Его регулируют прокладками фланца датчика блокировки дифференциала. Затем снова регулируют зацепление червяк - сектор, добиваясь минимального свободного хода и свободного, без заедания, вращения червяка.

Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при ремонте ГУР МТЗ-82, 80 сложные и требуют применения контрольно-испытательного оборудования после окончательной сборки.

У гидроусилителей для замены червяка и сектора снимают верхнюю крышку корпуса гидроусилителя и вынимают вертикальный вал в сборе с сектором.

Затем, сняв крышку корпуса распределителя, извлекают из эксцентриковой втулки червяк в сборе с корпусом распределителя.

Для замены червяка расшплинтовывают и отворачивают корончатую гайку и извлекают червячный вал из корпуса распределителя.

Если шариковые подшипники червяка имеют значительный радиальный зазор, их заменяют. При замене сектора его спрессовывают с вала двухлапчатым съемником. Новый сектор устанавливают, совмещая метку, нанесенную на торце шлица вертикального вала, с меткой на шлицевой впадине сектора.

При установке вертикального вала в корпус гидроусилителя руля совмещают метки на среднем зубе сектора и впадине рейки.

У гидроусилителя руля уплотнения поршня и штока силового цилиндра заменить несложно.

Для этого отворачивают гайки шпилек крепления и снимают переднюю крышку, а затем гильзу силового цилиндра. Если требуется заменить уплотнения штока, снимают поршень и заднюю крышку силового цилиндра.

При сборке силового цилиндра сначала в гильзу устанавливают поршень. Затем гильзу вместе в поршнем надевают на шток и выточку задней крышки. Гайку поршня затягивают моментом 120 Нм.

Заключительными операциями сборки гидроусилителя рулевого управления являются регулировки осевого перемещения вертикального вала и зазора между червяком и сектором.

Зазор между червяком и сектором регулируют эксцентриковой втулкой 3 (см. рис. 1). Для измерения свободного хода вала червяка можно использовать простое приспособление - транспортир 1 с нанесенным на нем циферблатом.

Ослабляют предварительно болт 2 фиксации эксцентриковой втулки и гаечным ключом слегка поворачивают вал червяка в обе стороны. По циферблату отмечают угол свободного хода вала червяка. Он должен быть не более 6°.

Свободный ход (зазор в зацеплении червяк - сектор) регулируют эксцентриковой втулкой, поворачивая ее через прорезь монтировочной лопаткой или отверткой.

___________________________________________________________