Контактные педали:плюсы и минусы. Контактные педали. Как выбрать

Вопрос про выбор педалей для начинающих велосипедистов и не только встаёт довольно часто. Однако до сих пор нет какого-то вразумительного и доступного ответа, чтобы не возникало никаких сомнений. Да и вообще, что такое контактные педали, для каких целей их используют, какие из них лучше и какие бывают - это одни из основных вопросов, которые задают неопытные начинающие велосипедисты. Много вопросов стоит изучить и много аспектов учесть, чтобы выбрать подходящий вариант педалей.

Педали — это очень важный элемент велосипеда

В общем своём понятии контактные педали для велосипеда представляют собой определённое приспособление, с помощью которого фиксируется нога на педали. Благодаря этому обувь спортсмена соединяется с педалью и образуется один целый крутящий механизм.

Из истории

Изначально велосипедные педали были представлены простыми ровными площадками, имеющими по центру ось вращения. Вращение было предусмотрено для того, чтобы нога на этой самой площадке оставалась всегда в одной плоскости. В противном случае нога попросту будет сваливаться и её нужно будет всегда подставлять на педаль. Подобные педали и по сей день используются в прогулочных и детских велосипедах , а ещё в таких велосипедах, в которых уровень мощности педалирования не играет никакой значимой роли, а также особое значение имеет свобода поведения ноги на платформе.

Добиться эффективного педалирования, то есть мощности, которую можно развить крутя обычные педали-платформы, не удастся, так как нога при энергичной работе будет постоянно слетать. Нужно будет постоянно подстраиваться и ставить ногу на платформу. Движения ног, при котором движутся оба элемента, напоминают топот ног, вверх-вниз. Именно за подобное движение простые педали-платформы называют «топталками».

Более продвинутый способ постановки ноги и саму конструкцию получили новые педали, называющиеся «туклипсы». В переводе с английского clip - зажим, toe - носок ноги. Это, по сути, та же педаль, но имеющая дополнительное стремя на месте постановки обувного носка. А также есть дополнительный небольшой ремень, который стягивает ногу в середине стопы. Таким образом, началась новая эра педалей с наличием крепления для ног.

Ввиду появления нового крепления нога практически полностью фиксировалась к этому элементу велосипеда и при езде оставалось только топтать ногами сверху и подтягивать ногу в исходное верхнее положение. Ногой тянуть педаль вниз не рекомендуется, так как можно запросто её вытянуть из зафиксированного стремени. В итоге вместо одного рабочего направления сверху вниз получается сразу три направления. Это существенно повышает и интенсивность езды и эффективность работы ног.


Однако, даже невзирая на всю простоту туклипсов, их нельзя отнести к удобным элементам управления. Их основной минус - уходит много времени, чтобы вставить ногу в стремя и зафиксировать её. Очень часто она переворачивается вниз рамкой, что ещё больше затягивает время снаряжения. Ещё одно важное упущение разработчиков - при падении спортсмена его нога следует за велосипедом, так как высвободиться быстро не получается. Нужно расслабить лямки и только потом доставать ногу. Это всё может обернуться очень серьёзными травмами для коленного и тазобедренного сустава. Именно из-за этого туклипсы принято считать самыми небезопасными крутящими элементами в велосипедах.

Следующее эволюционное поколение получило название контактных педалей (clipless pedals - педали без зажимов). Среди любителей велоагрегатов они получили простое и понятное название - контакты. Вся соль этих педалей заключается в наличие не только платформы, но ещё и специального шипа, который удерживает подошву обуви на поверхности педали. Процедура крепления следующая: шип «устанавливается» на подошву обуви, а на педали для него есть специальный паз, который защёлкивается при наличии шипа.

Паз представлен в виде подпружиненной рамки, которая не препятствует отщёлкиванию шипа при повороте стопы. Иными словами, контакты сделаны таким образом, что при повороте ноги на педали происходит высвобождение шипа и без проблем нога освобождается. Это очень важно при падении или при быстром соскоке с велосипеда.

И также при большом усилии нога высвобождается не только в сторону, но и просто движением вверх. Усилие это настраиваемое, то есть можно самостоятельно настроить жёсткость подпружиненной рамки.

Есть разновидность педалей, которые самостоятельно выстреливают при определённых условиях. Их очень часто называют автоматическими, или же автоматами.

В плане безопасности топталки имеют наибольшую безопасность, а среди контактных педалей самые безопасные - это контакты-автоматы.

Для чего нужны контактные педали

Эффективное педалирование и высокая мощность

Контактные педали устроены таким образом, что каждая нога вращает одну педаль по полному кругу, независимо от другой. Таким образом, воздействие на педаль идёт в каждой точке окружности, которую описывает элемент. Подобное педалирование называется круговым. Принцип работы заключается в эффективном притяжении в обратном направлении педали, а также регулируемом давлении вниз. Это реализовано благодаря закреплённому в платформе шипу. Разница педалирования на топтунах и на контактах отличается по эффективности на 30–40 процентов. При этом мышцы-сгибатели также получают нагрузку и идёт более равномерное напряжение на ноги.

Велосипед находится под большим контролем

При преодолении сложнейших скоростных поворотов, препятствий и каких-то преград значительно уменьшается риск потерять педаль. Например, чтобы перепрыгнуть лежащую трубу или бордюр, нужно сделать движение вперёд и согнуть при этом ноги. Велосипед поднимется вслед за ногами, и преграда будет преодолена.

При использовании подобных элементов в гонках на пересечённой местности эти педали имеют ещё большее значение. Там могут быть участки с тряской, прыжками, рывками и водными преградами. Контролировать велосипед и оставаться на педалях в этом случае наиболее приоритетная задача.

Во время трекинговых и шоссейных гонок очень большое значение имеют резкие и мощные рывки, во время которых можно легко потерять управление над велосипедом или спрыгнуть с педалей. Тут также имеют преимущество контакты.


При обычном катании на топталках усилие всегда направлено в одну сторону - сверху вниз. Это сопоставимо с нагрузкой на сустав колена при приседании на одной ноге. Даже не нагрузка направлена в коленный сустав, а она через него проходит, при этом происходит сильнейшее напряжение в нём. При использовании контактов нагрузка распределяется более-менее равномерно, так как движение возникает не только от надавливания на педаль, но ещё и от её притяжения вверх. Это создаёт своеобразный противовес разгибающей нагрузке и сказывается положительным образом на длительном нормальном функционировании сустава.

Классификация педалей

По своему назначению

Детские или прогулочные

Это наиболее примитивные педали, которым не предъявляются никакие требования по КПД педалирования, а также требования по надёжности фиксации стопы. Основное их предназначение - размеренное катание в парках или по хорошим дорогам с небольшой скоростью. Практически на всех подобных велосипедах используются топталки.

Для экстремальной езды

Настоящий вид элементов представлен в основном в таких дисциплинах, как фрирайд и даунхилл, BMX и все виды трюковых дисциплин. Здесь конструкция представлена в виде платформы без дополнительных фиксаций, но имеющей увеличенную площадку под ногу. На площадке, как правило, есть масса небольших неровностей (шипов), которые противостоят скольжению обуви. Контакты в таком случае совершенно не оправданы, так как нет возможности быстрого соскока и выполнения каких-либо трюков в воздухе.

Элементы для горного катания

Для маунтинбайка применяются строго контакты и автоматы. Они установлены также на большинстве профессиональных горных велосипедов, а также на великах для кросс-кантри. Иногда в прогулочных практикуется установка подобных аксессуаров. Сюда выбираются компактные конструкции, которые позволяют быстро застегнуться и высвободиться. Именно за счёт компактности есть возможность использовать их в грязи - они не забиваются.

Маунтинбайковский шип сам по себе небольшой и плоский. Его можно использовать и при ходьбе, так как он не мешает и не чувствуется стопой. На специальной «горной» обуви протектор очень высокий, что позволяет нормально без скольжения передвигаться по воде и грязи.

Педали для шоссейных велосипедов

В шоссейниках используются контактные и автоматические аксессуары. Ввиду редкого попадания грязи они выполнены максимально удобно для постановки ноги, не обращая внимания на возможные заклинивания. Максимальная ширина и чёткая фиксация - это про шоссейные педали. Очень часто педали выполнены односторонними, так как длина рамки может достигать около трети длины стопы. А вот шип тоже имеет свои особенности. Он выполнен либо из композита, либо из пластика и имеет ширину всей стопы обуви. Именно из-за этого ходить в подобной обуви очень сложно.

По виду конструкции

Платформы

Как говорилось ранее, иначе они называются топталки. Это наиболее простой и доступный вариант педалей, которые имеют плоскую структуру площадки.

Контактные односторонние

Это педали, которые имеют одностороннюю конструкцию, и встегнуться в них можно только с одной стороны. Это сугубо шоссейные педали.


Контактные односторонние с платформой

Это наиболее универсальные педали. С одной стороны они имеют площадку обычной педали, с другой - это односторонняя маунтинбайковская педаль. Именно это и делает подобные педали очень универсальными. Кататься с ними можно и в кроссовках, и в специальной контактной обуви. В продаже они представлены как туристические.

Контактные двухсторонние элементы

Настоящий вид велосипедных аксессуаров выполнен в виде контактной платформы с небольшой рамкой для закрепления шипа. Рамка есть на обеих сторонах площадки. Подобная конструкция может быть полезна в момент соревнований, когда нет большого количества времени на переворачивание площадок нужной стороной. Фиксаторы с каждой стороны выполнены как независимые механизмы, и, если один выходит из строя - второй остаётся действующим. Подобные элементы активно используются в маунтинбайкинге.

Контактные шарниры с дополнительной опорой

Маунтинбайковские контакты - как односторонние, так и двусторонние - имеют дополнительно увеличенную площадку для устойчивой постановки и фиксации ноги. Они имеют широкое применение в туристических поездках и горных экстремальных прогулках. При этом лучше всего использовать специфическую обувь с мягкой подошвой. Такой вид аксессуаров используется также и при горных скоростных спусках на велосипедах.

Туклипсы

Как говорилось ранее, это отдельный вид педалей, представленных в виде платформы со специальным стременем для фиксации носка, а также с ремнём, стягивающим стопу и педаль.

Классификация по положению шипа

Шип расположен в подошве ботинка

Это одна из наиболее распространённых конструкций, когда рамка имеет специальный механизм, фиксирующий шип на подошве. Этот так называемый шип вкручивается в подошву и представляет собой своеобразный болт.

Шип расположен на самой платформе

Сегодня существуют и такие модели, однако их абсолютное меньшинство. Их конструкция обратна конструкции платформы с шипом на ботинке. Применяются подобные модели в шоссейных велогонках и выпускаются только считаным количеством фирм-производителей.

Классификация по качеству фиксации

Жёсткая фиксация (fixed)

После застёгивания ботинка полностью отсутствует люфт и какие-то лишние свободные движения. Подобное крепление используется в шоссейных гонках.

Свободная фиксация (float)

После закрепления ноги можно совершать некоторые движения по разным направлениям. Двигать можно не только взад-вперёд, но ещё и немного по сторонам.


Подведём итоги

Велоспорт в последнее время становится всё более популярным не только среди спортсменов, но и среди любителей. Множество народу катается для своего удовольствия и здоровья на велосипедах, кто-то совершает вылазки целыми семьями, кто-то выезжает на пикники и рыбалку. В любом случае, независимо от цели поездки, нужно уметь правильно подобрать и обувь, и тем более педали. Благо на сегодняшний день их моделей предостаточно.

Какие же положительные моменты включает в себя переход с обычных педалей на контактные?

Максимальная рациональность педалирования. При использовании обычных педалей вы надавливаете ногами только по направлению к низу, с помощью контактных педалей вы получите возможность совершать непрерывное вращение. Тянуть ногу кверху эффективно и при езде на ногах, и сидя в седле. Чтобы освоить принцип кругового вращения, просто нужно немного практики.

Плюсы контактных педалей на стандартном велосипеде

Увеличивается скорость. За счет увеличения КПД.

Улучшается проходимость. К примеру, во время езды по сухому песку — размеренное вращение педалей по кругу позволит проехать в тех местах, где раньше сделать это не представлялось возможным, чтобы не загрузнуть и не упасть.

Легче двигаться в гору– по причине того, что в работу включается большее количество мышц.

Повышаетсяконтроль. Педали контактного типа сближают вас с вашим велосипедом, он становится вашей частью. Вы – сливаетесь в одно целое. С этого момента проще преодолевать бровки, перескакивать через препятствия, вроде бревен, луж, камней, и других неожиданностей, которые могут встретиться у вас на пути.

Контактные кроссовки, в отличие от обычной обуви, имеют твердую подошву, что означает, что потери энергии сводятся к минимуму, и она практически полностью передаетсяот вас к вашему велосипеду. В результате -малые затраты сил.

Контактные педали во многих случаях обладаютменьшим весом, чем обычные.

Контактные педали исключают возможность того, чтовытравмируетеберцовую кость, как часто случается с обычными педалями, по причине того, что у ноги нет возможности сорваться с педали.

Принцип работы контактных педалей

На обувь крепятся специальные зацепы (см. фото), которые зажимаются при помощи рамок педалей. Контактные педали по размеру меньше обычных, так что не раздражайтесь, когда вам в очередной раз зададут вопрос: «А что случилось с твоими педалями, по какой причине они малюсенькие?»

Педалиобычно оснащены регулировкой усилия, которое будет приложено рамками для зажатия шипа. Для того, чтобы отстегнутьсяот педали, достаточно развернуть ногу на небольшой угол по отношению к оси педали. Однако, есть возможность отрегулировать рамки до минимальной затяжки – в таком случае можно легко отстегнуться, просто резко дернув ногу кверху.


Не нужно бояться, что если вы упадете, то вам предстоит полет вместе с вашим байком, поскольку вы «намертво прикреплены» к нему. Это заблуждение. При любых непредвиденных обстоятельствах вы отстегнетесь. Доказано посредством завалов и падений во всевозможнейших ситуациях.

На рынке велопродукции также присутствуюткомбинированные педали, подходящие как новичкам, которые напрасносомневаются в необходимости установки контактных педалей, так и велосипедистам со стажем, которые хотят иметь возможность прокатиться на велосипеде в стандартной обуви. С одной из сторон педаль совершенно стандартная, со второй – контактная.

Обувь для контактных педалей

Чтобы осуществить переход на контактные педали, необходимо приобрести специальную обувь. Выше уже было сказано, что у контактной обувиболее жесткая подошва,чтодает возможность не тратить энергию зря, ав полной мерепередаватьеёотмускуловк вашему двухколесному другу.


Горная обувь

Контактная обувь для велосипедов горных моделей делится на туристическую и спортивную. Первая очень похожа на трекинговую, основным отличием является специальное место для установки педальных шипов. Подошва твердая, но, в то же время, вполне удобна чтобы передвигаться пешим ходом. ДляМТБ она массивнее, оснащена высоким протектором, в спортивной зачастую оборудованы места под установку вспомогательныхгрязевых шипов.

Контактные шипы крепятся на два болта. Однако, в подошве предусмотрено 4 посадочных места, специально созданных для подбора более удачного положения шипа. Чаще всего любителям повышенной частоты педалирования (каденса) рекомендуют производить установку шипов вплотную к носку обуви. В том случае, если вы любитель крутить педали с большей нагрузкой, имеет смысл попробовать монтировать шип в посадочные места, расположенные ближе к пятке.

Шоссейная обувь

Основным отличием обуви для шоссейных и горных велосипедов является подошва. У шоссейной обуви подошва без протектора, вследствие чего шоссейные велотуфли намноголегче горных. Контактные шипы монтируются на три болта, хотя, случается и комбинированное, на четыре или три болта в одну подошву (см. фото представленное ниже). Преимуществом является возможность использовать педали данного типа для как для шоссейных, так и для горных велосипедов.


Не нужно сомневаться! Контактные педали — это именно то, к чему должен прийти всякий уважающий себя почитатель велосипедного спорта. С их помощью вы станете маневреннее, увереннее и быстрее. Вы сразу влюбитесь в эти два чудесных щелчка перед началом новой поездки, простой прогулки или велотура, и больше никогда не вернетесь к простым педалям.

Контактные педали являются основой правильного педалирования на велосипеде. С обычными педалями также можно довольно эффективно педалировать, но только контакты могут дать то неповторимое чувство одного целого с велосипедом. Ведь можно не только давить, но и тянуть вверх.

Если приучить свои ноги действовать в обе стороны, то сила, которая прикладывается на педали намного увеличится. Особенно это необходимо в моменты ускорения или форсирования возвышенностей, кажется, возникает такое ощущение, как будто в мышцы ног добавили мощности.

Помимо этого, с контактными легче поддерживать высокий каденс с меньшей нагрузкой на ноги. Менее опытные велосипедисты пытаются ездить на обычных педалях с высоким каденсом, и встречаются с явлением, когда педали начинают обгонять ноги на легкой передаче. Контакты, наоборот, цепко держатся и обеспечивают правильный каденс, который сохраняет ваши коленные суставы.

Еще одним преимуществом контактов является езда на них по пересеченной местности. Во время езды по сложной техничной трассе, на которой есть препятствия в виде камней или корней, байкеру нет необходимости думать о том, как удержаться, чтобы ноги не соскакивали с педалей — контакты не подведут. Что бывает, когда нога соскакивает с педали на такой дороге, лучше даже не представлять.

Контакты являются производной от туклипсов, но более продвинуты в технологическом плане. В подошву специального ботинка установлена пластинка, так называемый шип. Он защелкивается в разъем контактной педали и обеспечивает надежное соединение ног с велосипедом. Чтобы отстегнуться, надо только сделать повернуть стопу наружу пяткой. Есть регулировка, позволяющая настраивать порог выщелкивания как нравится. на свой вкус.

Хорошо помогают контактные педали тогда, когда возникает необходимость крутить педали и обеспечивать ровную тягу. Это езда по песку или раскисшей грязи, там где желательно не буксовать или вообще завязнуть. Контакты позволяют распределяют нагрузку. Также, при езде в гору, круговое равномерное педалирование помогает затрачивать меньше сил.

Для чего велосипедисту контакты

Для контактных педалей нужна специальная обувь, это увеличивает стоимость при переходе на них. Но, эти деньги позволяют перейти на более высокий уровень езды на велосипеде.

Контактные педали бывают для шоссейников и МТВ. Конструкция шоссейных непрактична для обычных велосипедистов, так как в велообуви для них ходить пешком неудобно. Поэтому, выбирать надо только МТВ педали.

Контактные педали Shimano M520

Что касается заблуждений, которые существуют вокруг контактов, то постараемся их развеять. Начинающие велосипедисты боятся, что жестко зафиксированная нога на педали может онеметь. Это неправда. У ступни есть свободное движение влево и вправо на приличный угол, что дает свободу движений и не сковывает ногу.

Второе заблуждение — это то, что велосипедисты, которые пользуются контактами, регулярно падают, потому, что вовремя не успевают выстегнуться. Такое бывает обычно только на первых порах, пока человек не привыкнет к тому, что он в контактных педалях. В стрессовой ситуации можно забыть, что пристегнут и завалиться на бок. Но, все падения как правило происходят уже на нулевой скорости и серьезную травму получить невозможно.

Что касается обуви для контактных педалей, то нет смысла покупать очень дорогие модели. Этот момент важен для профессионалов, а не для тех, кто предпочитает велотуризм. Такая велообувь должна быть недорогой и универсальной, чтобы слезть с велосипеда и не переобуваясь прогуляться пешком.

Еще статьи на эту тему:

Когда ваши ноги мерзнут при езде на велосипеде с контактными педалями, то это как минимум из-за двух причин. Первой и основной является точка промерзания, которая находится…

Во время езды на велосипеде, руки активно участвуют в управлении, переключении передач и торможении. Кроме этого на руки приходится приличная часть веса тела и ударные и вибрационные нагрузки…

Чтобы определить размер велоперчаток, в которых Вам будет удобно и комфортно, необходимо измерить ширину ладони в тех местах, которые указаны на картинке…

Какие велосипедисту выбрать очки для катания? Многие ездят в обыкновенных солнцезащитных очках, другие покупают спортивные очки на рынке или в магазине…

К велобагажникам у велосипедистов отношение разное. Сообщество людей, которые передвигаются на двух колесах разделено на тех, кто предпочитает для перевозки груза использовать багажник, и других…

Многие из начинающих велолюбителей уже слышали про контактные педали, но почему-то еще не начали их осваивать. Большое упущение, друзья.

Я помню себя в начале велосипедного пути — уже умудрился накатать первые 2500км на своем ужасном разваливающемся двухподвесе за 100 фунтов, и только-только купил новенький гибрид.

Я к этому времени уже обзавелся, и мне на форуме начали активно советовать купить контактные педали. Я немного недолюбливаю тематические форумы из-за того, что они уводят начинающих от предмета их хобби, но совет с контактами был архиважным и правильным.

Зачем нужны контактные педали

Дело в том, что это, можно сказать, база, на которой стоит правильное педалирование на велосипеде. Теоретически возможно эффективно крутить и обычные «топталки», но контакты дают неповторимое чувство слияния с байком.

Ведь вы можете не только давить вниз, но и тянуть вверх, получается, что если приучить свои ноги действовать в противодействии, то сила, прикладываемая на педали, ощутимо увеличится. Это очень ощущается в моменты ускорения и быстрого форсирования горок, кажется, что вам как будто добавили мощности в мышцах ног.

Кроме этого, контактные педали позволяют легче держать высокий каденс с низкой нагрузкой на ноги. Многие новички, которые пытаются ездить с высоким каденсом сталкиваются с тем, что из-за легкой передачи педели начинают обгонять ноги. Контакты же цепко держатся, и правильный каденс, сохраняющий ваши коленные суставы, дается много легче.

Ну, и нельзя не отметить третий положительный фактор контактов. Когда несешься по техничной трассе с камнями и корнями, тебе даже не нужно думать о том, чтобы удержаться на педалях — контакты не подведут. Соскочить ногой с педали на расколбасе… не, даже не хочу представлять.


В сущности, контакты — это развитие туклипсов: ремешков на педалях, только на более высоком технологическом уровне. В подошве специального ботинка устанавливается пластинка, называемая шипом. Этот шип вщелкивается в разъем контактной педали, обеспечивая надежное и гибкое соединение ног и велосипеда.

Как выстегиваться из контактов

Когда вы захотите выстегнуться, то все, что нужно сделать, это повернуть стопу пяткой наружу — крепление само выщелкнется, есть даже регулировка, которая позволяет настроить порог срабатывания на свой вкус. Я обычно эти болты закручиваю до упора, потому что люблю, чтобы нога в контакте стояла пожестче.

Обувь для контактных педалей

К недостаткам контактных педалей нужно отнести то, что кроме них самих, нужна специальная обувь, а это сразу увеличивает стоимость перехода на контакты.


Но на мой взгляд, это как раз те траты, на которые обязательно нужно пойти, чтобы перейти на новый уровень велосипедизма.

Шипы (крепления, которые устанавливаются в обувь) всегда идут в комплекте с педалями, отдельно их докупать не нужно.

В наше время, я полагаю, уже 80% увлеченных велосипедистов катают на контактах и не могут себе представить другого. Лично я точно не могу, потому что когда сажусь на чей-то велик с обычными педалями, то ощущения такие, как будто велосипед сам по себе, а я сам по себе. Крайне не комфортно.

Очень помогают контактные педали в тех ситуациях, когда нужно методично вкручивать, обеспечивая ровную тягу. Например, езда по раскисшей грязи или по песку, где важно не забуксовать или завязнуть.

Контакты распределяют нагрузку, и ты спокойно выезжаешь в тех ситуациях, когда должен был бы встать и пойти пешком. Так же польза от контактов проявляется при езде в гору, равномерное круговое педалирование поможет вам затратить меньше сил.

Немного о мифах

Я хотел бы осветить те мифы, которые существуют вокруг контактов. Начинающие боятся, что нога зафиксирована жестко на педали, и возможно онемение. Это неправда. Ступня может двигаться вправо и влево на приличный угол, это дает свободу движений, и ничуть не сковывает.

Также ходит миф, что велосипедисты, пользующиеся контактами, постоянно падают из-за того, что не успевают выстегнуться. Обычно если падения и происходят, то на первых порах.

Человек, которому нужно резко остановиться, в стрессовом состоянии забывает, что он на контактах, и бешено дергая ногой вверх, заваливается на бок.

Все падения, как правило, происходят на нулевой скорости, поэтому серьезные травмы — редкость, к тому же, я видел немало примеров людей, кто не падал ни разу. Да и в любом случае, наработка рефлекса происходит очень быстро, уже после недели катания вы будете инстинктивно поворачивать пятку даже на обычной педали.

Насчет дороговизны комплекта «туфли+контакты» я бы тоже поспорил. Если вам нужна практичная связка, а не понт, то уложиться можно долларов в 80. Эти туфли закроют потребности начинающих и продолжающих, а классика контактов Shimano M520 — это вообще выбор тех, кто умеет считать деньги.


Бывают велотуфли с защелками (подороже), это очень помогает быстро ослабить/затянуть ботинок. Иногда в дальней дороге устают ступни, можно прямо на ходу щелкнуть застежкой на несколько делений, и кровообращение ног улучшится.

Нет смысла сразу покупать дорогие модели обуви, за 100 и выше долларов. Это имеет смысл для гонщиков, но для начинающего любителя хватит добротных ботинок начального уровня.

Разница между шоссейными и горными контактами

Контактные педали для горных велосипедов позволяют встегиваться в любых разумных условиях (грязь, песок, снег), соединение имеет подвижность, то есть ступня может ходить немного вправо-влево.

Шоссейные контакты гораздо жестче фиксируют ногу, из-за чего ощущаешь велосипед частью своего тела. В практичности они уступают МТБ контактам, к тому же, конструкция шипов такова, что они сильно выступают из подошвы, мешая ходить пешком.

Производители контактов

Кроме Шимано в нише контактных педалей еще выступают такие производители, как Look, Time и Crank Brothers. Все они стоят дороже обычных шимано, при сомнении в их ресурсоемкости. Особенно сложно с надежностью у Crank Brothers. Эта фирма очень сильно ценится у фетишистов за свой креативный подход к дизайну и абсолютно негуманный ценник.

В свое время не устоял перед очарованием Кранков и я, купив обалденно выглядевшую модель Crank Brothers Eggbeater, несмотря на предупреждения бывалых людей о том, что «болтушки» моего веса долго не вынесут. Так и вышло, за один сезон подо мной убилось две пары эггбитеров, унеся с собой 300 долларов. Пришлось вернуться на Шимано, на которых езжу по сей день.


Надеюсь, я заронил правильное зерно в мыслях тех, кто еще катает на обычных педалях. Поверьте, друзья, из своего велосипедного опыта я вынес, что для полного счастья, велосипедисту нужно только три вещи, кроме самого байка: шлем, и контакты. Все остальное — это уже как мясо, которое нарастает на скелет. Крайне рекомендую не заниматься ерундой, а как можно скорее обзавестись этими полезными предметами, если еще этого не сделали.

Друзья, чтобы нам не потерять друг друга, предлагаю получать на емейл извещения о моих новых статьях и заметках. , пожалуйста.

Британские ученые установили, что многие велолюбители считаютконтактные педали необходимыми лишь для профессионалов, в то время как простым велосипедистам можно обойтись и обычными топталками (платформами). А так ли это? Давайте попробуем разобраться. В этой статье мы ознакомимся с тем, что такое контактные педали, каковы их преимущества и виды, какие педали выбрать, а в конце я поделюсь личным опытом. Приступим.

Контактные педали и их преимущества

Возможно, вы помните, как раньше велосипедисты использовали туклипсы – специальные ремешки, которые позволяют зафиксировать ногу на педали: просто, дешево и небезопасно. Их можно в редких случаях встретить и сейчас. Технологии не стоят на одном месте, и появилось гораздо более практичное и безопасное решение фиксации ноги с помощью контактных педалей. На специальной (о ней уже писалось, обязательно ознакомьтесь) устанавливается шип, которым мы вщелкиваемся в разъем контактных педалей. А посредством небольшого поворота ступни в горизонтальной плоскости – выстегиваемся.

Что же нам это дает? Самое главное – возможность осуществлять правильное (опять же, подробно о нем писалось). Вкратце – вы не только давите на педаль, но и вытягиваете ее из нижнего положения. Работа проходит по всему диапазону вращения педалей, . Прирост эффективности, согласно некоторым подсчетам, составляет 30%. Гораздо проще выехать на резкие крутые торчки. Это во-первых.

Во-вторых, использование контактных педалей позитивно влияет на , ведь теперь на них приходится разная нагрузка, а не только сдавливающего характера. Способствует положительному влиянию на суставы и фиксация ноги в одном правильном положении. А также то, что гораздо проще соблюдать высокий каденс – залог здоровых коленей. Нога закреплена, можно активно крутить педали и не бояться «потерять» их из-под ноги.

В-третьих, возможность ездить техничнее и агрессивнее. Не стоит бояться слететь с педалей во время крутого ухабистого спуска в лесу. Очень легко выполнять прыжки с отрывом заднего колеса, перепрыгивая ветки, бревна, лежачие полицейские и другого рода препятствия. Приятно запрыгивать на бордюры. Всё это очень важно.

И, пожалуй, стоит сказать о психологическом факторе, а именно ощущении себя одним целым с велосипедом, его продолжением. После того как поездишь на контактных педалях совершенно не хочется возвращаться на платформы.

Этап мотивации закончен, перейдем к выбору контактных педалей.

Виды и выбор контактных педалей

Как и в велосипедной обуви, педали делятся на шоссейные и МТБ. В первом случае – это встегнулся и поехал на несколько сотен километров, ведь шоссейная обувь устроена так, что ходить практически не возможно: подошва очень жесткая, шип сильно выглядывает наружу. Особенность педалей – большая площадь соприкосновения и очень крепкая фиксация ноги. Впрочем, никто не мешает установить и педали для МТБ на шоссейный велосипед. Большинство так и делает, ничего страшного.


Контактные педали для горного велосипеда делятся на 3 типа: для кросс-кантри, экстрима и прогулок. В педалях кросс-кантри мы можем встегнуться с обеих сторон, а в случае с Crank Brothers - с четырех. Для экстрима дополнительно устанавливаются рамки, чтобы нога могла на них упираться в некоторых случаях. А прогулочные подразумевают с одной стороны встегивание, а с другой – стандартную платформу, чтоб ездить в любой обуви, что, конечно, хорошо. Но вот на практике вылавливать нужную сторону очень неприятно. Поэтому в основном все ездят на контактных педалях для кросс-кантри и среднестатистическому велосипедисту рамки и платформы не нужны.

Есть еще разные стандарты педалей: SPD, LOOK, Crank Brothers, Time. Наиболее популярный SPD – используется в контактных педалях от известной фирмы Shimano. Отдельно для шоссе идет стандарт SPD-R. LOOK, судя по отзывам, тоже хорош, но у нас этот стандарт не так распространен, как в Европе. Педали от фирмы Crank Brothers выглядят очень необычно, я бы сказал изящно и с шиком, да вот только ломаются они часто, а стоят очень дорого. Возьму смелость и порекомендую отказаться от них.

Следует понимать и еще один нюанс. Под каждый стандарт идет отдельный тип обуви и соответственно шипов. Если с SPD проблем нету, то вот выбор для других стандартов невелик. Это все однозначно перевешивает чашу весов на контактные педали от Shimano.



Самый главный вопрос, а собственно какие контактные педали выбрать? Shimano предлагает 2 достойных варианта: M-520 (на картинке выше) и M-540. Первые дешевле, стоят по-разному, есть в интернет-магазине за 370 грн. (1500 рублей), свои я нашел за 290 грн. M-540 – немного дороже, отличие в оси, их можно разобрать без специфических инструментов и почистить, смазать. Но можно не заморачиваться и спокойно брать Shimano M-520, они прослужат 15-25 тыс. км. в зависимости от условий использования.

Установка контактных педалей


С установкой всё просто. Для начала снимает старые педали. Все педали откручиваются против движения, т.е. левую педаль откручиваем за часовой стрелкой, правую – против. Резьбу в шатуне очищаем от возможной грязи, резьбу контактных педалей смазываем густой смазкой и закручиваем. Много усилия при этом прикладывать не надо, убедитесь, что попали в резьбу, иначе ее легко испортить.

Рекомендую приставить велосипед к стенке и потренироваться встегиваться и выстегиваться, доведя движение до автоматизма. Во время непосредственной езды всегда держите в уме мысль, что вы пристегнуты, дабы при остановке не забыть освободить ногу – самая распространенная ошибка новичков. Как правило, хватает недели, чтобы эта техника стала делом привычки.

Найдется очень мало людей, кто хотя бы раз не упал по причине использования контактных педалей. Происходит это только на первых порах, будьте готовы:) Хотя, если быть внимательным, ничего сложного нету.

Личный опыт

Я купил контактные педали по нескольким причинам. Главная – у меня начались проблемы с коленями, контактные педали обещали их решить. То ли я использовал мази, то ли изменил посадку, снизил на время нагрузки или помогли педали, но от проблем с коленами на данном этапе я избавился.

Вторая причина – народ с контактами ездил быстрее. И в этом такие педали, безусловно, помогают, особенно когда нужно нагнать группу на короткой дистанции, применив очень силовое педалирование, или выехать на торчок.

В первый же день использования я упал 2 раза, хотя и очень обидно. В первый раз остановился, выстегнул одну ногу, оставив другую пристегнутой, а когда полез в рюкзак, потерял равновесие и неприятно упал. Отсюда еще один совет – выстегивайте всегда обе ноги. Во второй раз я оглянулся назад, а когда повернулся обратно уже начал наезжать на бордюр. Странная психология не позволила просто отвернуть в сторону, ногу я по неопытности не смог выстегнуть, контакты были слишком сильно затянуты, в результате чего оказался на газоне. Как мы понимаем, этих двух обидных падений можно было легко избежать.

Спустя неделю я отправился в поход по Карпатам, где в сложных условиях уже с легкостью на автомате выстегивался. Очень кстати контактные педали были при подъемах на многочисленные горки, а также на крутых спусках, что позволяло себя чувствовать намного уверенней.

А еще, фишка сайта – блоги, заведите и вы свой, где будете писать о своих покатушках. Спасибо за внимание:)

Купить контактные педали в России можно .