Контактные педали своими руками. Купить контактные педали в России можно. Минусы контактных педалей

Сегодня пошел третий день, как я, наконец-то, перешел с обычных велосипедных педалей на контактные, обладающие большим рядом преимуществ перед стандартными, но требующие определенного привыкания и повышенной внимательности на дороге.

Контактные педали (англ. clipless pedals ) представляют собой особую механическую конструкцию, позволяющую соединить, посредством специальной вело-обуви, ногу велосипедиста и педаль велосипеда в единое целое, обеспечивая тем самым идеальное взаимодействие с приводом велосипеда. На данный момент - это последняя эволюционная стадия технического усовершенствования педалей.

В Интернете существует масса подробнейших статей на тему контактных педалей, поэтому я не стану расписывать историю их появления, их устройство, описывать чем отличаются контактные педали для горных и шоссейных велосипедов, различия между моделями, как правильно выбирать вело- обувь и т.п. Со всем этим, при желании, можно ознакомиться самостоятельно, я лишь расскажу об основных плюсах и минусах контактов, дам некоторые советы, а также, в конце, поведаю об одном из главных врагов велосипедиста - голубях...

Часто от новичков можно услышать, мол, зачем вообще нужны эти педали, если я прекрасно катаюсь и на обычных? Ответ на него лежит в самом принципе работы контактов. Сразу скажу, что если вы являетесь поклонником трюковых дисциплин в велодвижении - контакты вам не нужны, так как в этом случае важна полная свобода положения ноги на педали и возможность моментально соскочить с велосипеда. Также не нужны контакты для дешевых китайских велосипедов и детских велосипедов. Не понадобятся они и любителям прокатиться из дома в магазин и обратно, а также тем, кто чувствует себя в седле неуверенно.

Для кого же они? В первую очередь - для профессиональных спортсменов, где важно свести на минимум расход энергии "в никуда", во вторую очередь - для велотуристов, проезжающих в день большие расстояния, зачастую с тяжелыми грузами, в третью - для всех остальных велосипедистов, активно использующих велосипед, как транспортное средство, а также для тех, кто заботится о своих коленях, но об этом чуть позже.

При езде на обычных платформенных педалях, называемых еще "топталками", эффективность педалирования крайне невысокая, так как, в основном, работает только одна мышца ноги - квадрицепс. Другими словами, крутить педаль можно только одной ногой, когда она находится в переднем положении. Вторая нога при этом находится в нижнем или заднем положении и абсолютно беспомощна, пассивно двигаясь по кругу за счет усилий первой ноги. Потом, соответственно, ноги меняются местами. За счет такого "топтательного" вращения развить приличную мощность на велосипеде просто невозможно, а вот устать раньше времени очень легко.

В случае с контактными педалями, здесь уже работает целая группа мышц, включая бедренные и ягодичные. Нога, "намертво" пристегнутая к педали, уже не совершает пассивного вращения за счет другой ноги, а активно участвует в работе. В то время, когда первая нога давит на педаль, вторая, в отличие от платформ, подымаясь вверх, тянет педаль за собой, придавая дополнительную мощность педалированию.

Также такой тип кругового вращения значительно снижает нагрузку на колено, особенно при езде в горку и при встречном ветре. Немаловажным является и тот факт, что на контактных педалях ноги расположены всегда в одной правильной плоскости, что также обеспечивает высокую эффективность педалирования и снижает нагрузку на колени от, зачастую, неправильного расположения ступней ног на обычных педалях.

02. Универсальные контактные педали для МТБ - Shimano PD-M324 SPD.

Итак, давайте обозначим основные преимущества контактных педалей перед обычными:

  • Повышенная отдача от педалирования (+ 40-50% к мощности) позволяет с легкостью преодолевать затяжные подъемы, облегчает езду против встречного ветра.
  • Ваша средняя скорость и время разгона увеличатся минимум на 10%
  • Контакты позволяют снять часть нагрузки с коленного сустава, тем самым уменьшают риск развития всяческих заболеваний, а также помогают езде на велосипеде людям, перенесшим различные травмы колена в прошлом.
  • За счет участия в контактном педалировании разных групп мышц, это снижает общую нагрузку и как следствие - утомляемость на длинных дистанциях.
  • При скоростной езде по пересеченной местности, ноги остаются в фиксированном положении, что не позволит сорваться с педали на какой-нибудь кочке.
  • Контакты позволяют комплексно развивать мышцы ног и ягодиц не хуже тренажеров.
  • Большинство контактных педалей меньше по размеру, а следовательно и легче обычных, что дает дополнительное преимущество в гонках и марафонах.
  • Контактные педали являются своеобразной защитой от вело- воров и развода на "дай покататься", так так требуют наличие специальной обуви.
  • Чисто визуально, контакты поднимают вас в классе перед обычными начинающими велосипедистами.
  • Почти вся контактная обувь изготовлена по высоким стандартам, имеет замечательную вентиляцию, анатомическую колодку, высококачественные материалы и шитье.
  • Фиксация ног к педалям позволяет легче отрывать велосипед от земли, перепрыгивая бордюры, однако это делать нужно крайне аккуратно.
  • В гонках в дисциплине кросс-кантри контактные педали позволяют значительно увеличить контроль над велосипедом в поворотах и при агрессивных атаках.

    Теперь, какие же существуют минусы у контактов?

  • Цена. Самые простенькие контакты + самая простая велообувь для них обойдется минимум в 3500 рублей. На профессиональные контакты цена может доходить до 15000 рублей без учета обуви.
  • Повышенная травматичность. Несмотря на автоматическую систему отстегивания ног от педалей в случае падения или ДТП, защищающую от переломов, это не гарантирует получения различных травм от падений. Для новичков и людей неуверенно катающихся на велосипеде, риск падения на контактных педалях крайне высок.
  • В хорошо вентилируемой обуви в холодное время года, а также в дождь, можно замерзнуть, что вынуждает либо покупать специальные защитные бахилы на обувь, либо дополнительную утепленную контактную обувь, стоящую очень дорого.
  • Ходить в контактной обуви по твердой поверхности неудобно, что вынуждает возить с собой, например на работу, сменку. Тоже самое, если вы отправляетесь на велосипеде, например, в театр или на деловую встречу.
  • Контактные педали и шипы могут забиться грязью, что может вызвать проблему при встегивании.

    Очень многих людей обычно отпугивает от контактов не их цена, а именно страх перед падением, которое может навсегда отбить желание научиться ездить на контактах. Особенно такой страх подогревают многие знакомые велосипедисты со стажем, рассказывая всякие ужасы и что вы 100% навернетесь раз так двадцать, прежде, чем научитесь. Чтобы избежать падений по своей вине, достаточно запомнить несложные правила и советы :

  • Решив встать впервые на контакты, потренируйтесь дома встегиваться/выстегиваться, держась одной рукой за стенку, посмотрите многочисленные обучающие видео на Youtube.
  • Начните свое обучение с универсальных педалей, наподобие Shimano PD-M324 SPD. Я себе купил именно такие. Подобные педали имеют контактный механизм только с одной стороны, а с другой стороны они плоские. Это позволяет убить сразу нескольких зайцев: можно кататься на контактах, а в случае с театром или холодной погодой - можно обуться в обычную обувь, тем самым прилично сэкономив. На таких педалях можно кататься с пристегнутой одной ногой, и учиться ее отстегивать, в то время, как вторая нога всегда будет на подстраховке, пока не научитесь. Соответственно, со временем, после того, как вы привыкните к контактам, вторая обычная сторона будет уже надоедать и тогда может стать вопрос о покупке двухсторонних контактов. Это пожалуй единственный минус этой популярной модели.
  • Видя впереди себя какое-то препятствие, пешеходов, перекресток, автомобильную пробку, мамашу с коляской, животных, плохую дорогу и т.п., не ждите до последнего, снизьте скорость и отстегните одну ногу заранее. В последствии это действие должно быть доведено до полного рефлекторного автоматизма.
  • Не лихачьте! Будьте осторожны, проходя на скорости поворот с мелким песком или гравием. Если колесо сорвется, невозможно будет сбалансировать пристегнутой ногой и вы улетите с велосипедом.
  • Отстегивайте ногу всегда резким поворотом носка в нижнем положении педали. В верхнем положении это будет практически невозможно или очень сложно. Может не хватить времени.
  • Все контактные педали имеют регулятор жесткости пружины. Для новичка рекомендуется выставить пружину в самое ослабленное положение.
  • Будьте предельно внимательны на дороге, трезво оценивая дорожную обстановку сбоку, впереди и позади вас. Велошлем строго обязателен!
  • Не выпендривайтесь на контактах перед друзьями, показывая как вы круто прыгаете через бордюры и разворачиваете велосипед.
  • Не старайтесь на низкой скорости проехать через плотный пешеходный трафик. Обязательно, неожиданно, вылезет какая-нибудь бабуля наперерез и вы банально дадите по тормозам, не успев отстегнуться.
  • Старайтесь отучиться на первом этапе от смотрения вниз на педали. Следите за дорогой, а действия с педалями старайтесь выполнять интуитивно.
  • Будьте втройне осторожнее, пересекая трамвайные рельсы. Попадет колесо в желоб - сразу же завалитесь.

    Вроде это все, что вспомнил, ну а теперь от длинного вступления перейду непосредственно к рассказу о голубях, которых можно смело было бы включить в 12-й пункт...


    Во общем, возвращался я с работы. Настроение отличное, светило яркое солнышко, дул освежающий ветерок с озера, а под колесами была прекрасная велодорожка. Имея за плечами довольно хороший опыт езды на велосипеде, к контактным педалям я привык практически сразу же, вполне уверенно встегиваясь и выстегиваясь на светофорах, при нахождении на проезжей части и объезде всяких препятствий. Вот и тут я катил вполне уверенно, ничто не предвещало беды...

    Метрах в ста впереди, по ходу движения, велодорожка проходила вдоль каменной стены, а с правого края дорожки ходило ОНО - настоящее воплощение ЗЛА, под названием "Колумба ливия-доместика", или просто - обычный городской голубь...

    Скажу, что и раньше я недолюбливал голубей, неадекватно шляющихся по дороге и траекторию движения которых практически нереально угадать... Но у меня всегда была возможность резко затормозить, когда эти диверсанты-самоубийцы кидались под колеса... но в этот раз я был на контактах...

    Голубь всячески делал вид, что ему на меня пофиг, что он вообще не при делах и спокойно гуляет возле озера... Я был примерного такого же мнения, намереваясь его спокойно объехать по левой части велодорожки, благо места там было предостаточно. Отстегиваться от педалей я даже не думал.

    И вот, когда до этой пернатой сволочи оставались считанные метры, он решил выполнить свое предназначение на этом свете, храбро, спотыкаясь и падая, кинувшись мне наперерез через дорожку. Не знаю сколько на его счету загубленных велосипедистов, но действовал он очень уверенно и бесстрашно.

    Объехать я его уже не успевал из-за высокой скорости, да и не мог... Слева стена, справа - озеро... Что в таких случаях советуют на многочисленных вело- форумах байкеры, попавшие в подобные ситуации? Совет только один - давить! И решение надо принимать очень быстро... или вы, или голубь... Если это ЗЛО попадет на взлете в спицы - последствия могут быть самыми печальными... В лучшем случае придется менять колесо и стирать одежду от пуха, в худшем - можно загреметь в больницу или сломать шею.

    Не будь я биологом по образованию, или был бы хладнокровной садюгой, может быть так и поступил, но... птичку жалко... Пришлось уводить велосипед в сторону от столкновения и резко давать по тормозам. О том, что я пристегнут к контактам я забыл напрочь... все произошло за считанные доли секунды.

    Если бы не каменная стена слева, я бы улетел с велосипедом куда подальше, а так все ограничилось столкновением по касательной и, как следствие, содранным локтем и ушибленной коленкой. Ноги от педалей, как я уже писал выше, сами по себе отстегнулись каким-то волшебным образом без моего сознательного участия.

    А что же голубь? Эта тварь не пострадала и спокойно дочапала до стены, как будто там был какой-то секретный проход, и не найдя его, спокойно улетела прочь... Спасибо еще, что на голову шлем не насрал...

    К чему я все это написал? А к тому, что даже если вы вполне уверенно держитесь на контактах, вы не застрахованы от неожиданных ситуаций. Учитесь предвидеть различные варианты возможных событий и будьте предельно внимательны находясь на проезжей части. Внезапно выезжающие с парковки авто, резко открывающиеся двери машин, прижатие к бордюру, выбегающие собаки и т.п. могут доставить намного большие неприятности, чем банальный кровожадный голубь... Берегите себя и удачи на дорогах!

  • Велосипедные педали могут казаться одной из самых простых и незначительных частей этого транспортного средства. Однако развитие технологий и велосипедного спорта способствовало созданию разных типов педалей. Стандартные педали называются платформенными, как они выглядят, знает каждый, кто хоть раз видел велосипед. Но кроме них существуют еще и контактные педали, которые имеют ряд преимуществ.

    Технически контактные педали представляют собой шип, который фиксирует подошву специальной велосипедной обуви в педали. Это позволяет лучше контролировать велосипед, увеличить силу педалирования или распределить нагрузку.

    Как выглядят контактные педали

    Такой вид педалей - достаточно сложное устройство, имеющее механизм фиксации, подпружинивания и быстрого выстегивания ноги. Кроме того, контактные педали делятся на три основных вида:

    • Шоссейные
    • Маунтинбайковские
    • Односторонние с платформой

    Шоссейные контактные педали:

    Контактные педали МТБ:



    Шоссейные контактные педали односторонние, в них дольше вставлять ногу, но они более легкие и дешевые. Педали для маунтинбайка имеют двустороннюю зеркальную конструкцию, позволяют вставить ногу быстро и буквально на ощупь с любой стороны. Последний тип предназначен для туристического использования — с одной стороны у таких педалей есть контактная система, с другой — классическая платформа. При этом спортивные педали могут иметь свои подвиды, к примеру, контакты для фрирайда или для кросс-кантри, но они относятся ко второму, двустороннему типу.

    Каждый механизм, вне зависимости от вида, имеет систему безопасности. Чтобы вынуть ногу из педали, нужно повернуть пятку немного в сторону, во время падения нога в большинстве случаев сама провернется и отцепится от велосипеда. Также ногу можно выдернуть, приложив большое усилие вверх, причем во многих моделях педалей усилие настраивается. При педалировании нога будет оставаться пристегнутой, но при столкновении с препятствием или резком торможении усилия будет достаточно для аварийного отцепления.

    Для контактных педалей нужна специальная обувь. На подошве должна быть железная пластина с отверстиями для болтов, к которой прикручивается специальный шип, вставляющийся в механизм. При этом есть и обратная конструкция, более редкая и используемая только в шоссейном велоспорте, когда шип находится на самой педали, а фиксирующая рамка встроена в подошву обуви.

    Всем привет! Буквально недели две назад Саня приобрел себе туклипсы и именно это стало причиной написания статьи про контактные педали 🙂 Многие не понимают смысл контактных педалей или туклипсов, многие понимают и думают, что они подходят только для спортсменов. Сейчас постараемся развеять все мысли и домыслы.

    Так как все познается в сравнении, мы будем рассматривать контактные педали, а потом сравнивать их с туклипсами. Поехали!

    Дорогие ли контактные педали? Конечно же, что вопрос цены для каждого свой. Но за 100 долларов можно купить вполне нормальный комплект педалей и обуви. Туклипсы же стоят от 10 долларов.

    Удобно ли ходить в вело-обуви? Смотря в какой. Кроссовки для контактных педалей из разряда «шоссе» действительно не удобны для передвижения пешком – у них большой зацеп. А вот мтб педали гораздо удобнее и не составит труда в таких кроссовках прогуляться по очередной достопримечательности на пути, или пойти в магазин.

    Существует и специальные кроссы для контактных педалей, в которых можно совершать даже пешеходные походы, так что задумайтесь! По поводу туклипсов проще – они не капризны к обуви, в чем хочешь в том и катай.

    Действительно ли эффективны контактные педали? Да, и однозначно! Но для этого нужно освоить технику кругового педалирования. Если Вам кажется, что все просто, мы Вам скажем, что все не просто! Но с все придет.

    Если падать, то, как убрать ногу с педалей, говорят в туклипсах легче вынуть ногу? Все относительно. Любые контактные педали могут легко освободить Вашу ногу, если она находиться в положении, не таком как при педалировании.

    В туклипсах, если Вы выедите на трасу и потуже затяните лямки, высунуть ногу будет сложнее. К тому же опыт всех наших друзей с контактами уверяем – большинство всегда успевали освободить ногу с контактной педали. Боятся нечего.

    Чем полезны контактные педали для туристов? Все очень просто – при выездах на большие подъемы, при вкручивании на , при вкручивании с баулами. Во всех этих и еще многих мелких случаях контактные педали сделают Вашу жизнь проще. К тому же, есть несколько знакомых, у которых были повреждены связки на коленах. Вопреки всему, именно езда в контактных педалях сняла лишнюю нагрузку на определенную связку. Конечно же, что все индивидуально.

    А теперь несколько слов по факту:

    — если Вы не так часто катаетесь на велосипеде (до 1000 километров в месяц) контактные педали не нужны.

    — если Вы ездите на велосипеде постоянно в новом стиле одежды, конечно же, лучше задуматься о туклипсах. Но туклипсы имеют свои особенности тоже, о которых мы расскажем позже.

    — не стоит покупать первые контактные педали высокого уровня. Обратите внимание на самые простые. Если Вам использование контактных педалей придется по душе, тогда уже купите что-то получше. А старые педали с удовольствием купит тот, кто только собирается использовать их.

    — бытуют мнение, что если Вы владелец шоссейного велосипеда, значит, и контактные педали должны устанавливать только шоссейные. Но, как мы писали выше, они немного неудобные в ходьбе, именно поэтому нет ничего плохого, дабы поставить на шоссейный велосипед — мтб педали. И еще, не слушайте тех, кто будет осуждать. Самое главное – это получение максимальной эффективности при максимальном комфорте!

    В скором времени мы снимем соответствующие видео обзоры, именно поэтому подписывайтесь на рассылку и следите за нами в социальных сетях. Удачи на дорогах!

    Которое через трансмиссию передается на заднее колесо и приводит велосипед в движение.
    Педаль состоит из оси, которая вкручивается в шатун, и корпуса, на который опирается нога. Корпус вращается на оси с помощью подшипников. Ось правой педали имеет обычную правую резьбу, а левой - левую (откручивается по часовой стрелке). Считается, что благодаря этому педали не выкручиваются при езде.

    Вообще на VeloWiki опять всё чётенько расписано про педали. Но мы немного расширим нашу статью за счёт других источников.

    Виды педалей для велосипеда

    В зависимости от конструкции, педали делятся на 3 категории:

    • Платформенные - предназначены для использования с любой обувью, в том числе цивильной.
    • Контактные - предназначены для использования с велообувью.
    • Комбинированные - имеют платформу с одной стороны и контактный механизм - с другой, позволяют использовать оба вида обуви.

    По области применения педали также делятся на несколько категорий:

    • Прогулочные - используются для городской езды, имеют пластиковый корпус, иногда с резиновыми накладками. Для бездорожья слишком скользкие и непрочные.
    • Общего назначения - включают в себя металлические платформенные и комбинированные педали.
    • Для кросс-кантри - легкие контактные педали без платформы.
    • Для экстремальных дисциплин - платформенные педали с мощными шипами, а также контактные педали со вспомогательной платформой.
    • Для шоссе - контактные педали со стандартом, несовместимым с горными. Предназначены для максимально жесткого закрепления ноги.

    Педали с платформой без туклипсов

    Сюда попадают все типы педалей по применению.

    Прогулочные обычно сделаны из пластиков, ось Hi-Ten, подшипники обычные, широкая платформа, на которую просто ставить ногу, однако такую педаль легко «потерять» (т.е. нога может сорваться с нее). Используются для прогулочных велосипедов.
    MTB обычно сделаны из алюминиевых сплавов, ось из стали Hi-Ten или хроммолибдена, подшипники обычные, широкая платформа с агрессивными элементами, на которую просто так ногу сразу не поставишь, но и потерять эту педаль существено труднее. Подходят и для любительского кросс-кантри.
    BMX (акробатика) делаются из алюминиевых сплавов, ось педали хроммолибденовая, подшипники обычные, широкая платформа с очень агрессивными элементами, вплоть до ввинчивающихся штырьков толщиной до 2мм и высотой до 3мм. Нога на такой педали просто «приклеивается», однако спрыгнуть с педалей никаких затруднений не представляет. Защита обязательна!

    Туклипсы (от англ. toe clips) - металлические или пластиковые захваты для обуви, крепящиеся к обычным педалям. Служат для полужесткой фиксации ноги, обеспечивая лучшую передачу усилий и несколько лучший контроль над велосипедом. В спорте использовались вместе с ремешками, жестко притягивающими ногу к педали, однако в обычной езде ремешки были неудобны. В настоящее время практически полностью вытеснены контактными педалями, используются преимущественно в трековых гонках и их разновидностях

    Рис. Педаль стуклипсом

    1 — туклипс (листовая сталь или пластик), 2 — хомут, 3 — ремешок, 4 — пряжка, 5 — болты крепления туклипса, б — рамка педали, 7 — отражатель, 8 — ось, 9 — шатун

    Существуют также и мини-туклипсы из прочного толстого пластина и без ремешков

    Контактные педали для велосипедов

    Контактные педали (англ. clipless pedal) используют специальный механизм, который позволяет пристегивать ногу байкера к педали. Таким образом, энергия ноги передается велосипеду не только при нажатии на педаль, но и при вытягивании ноги вверх, а профессионалы применяют т. н. круговое педалирование, когда усилия прикладываются к педали непрерывно. Благодаря этому, обеспечивается оптимальное расходование сил - велосипедист на контактных педалях едет быстрее и/или меньше устает, чем его собрат на топталках. Контактные педали особенно полезны, когда высок риск срыва ноги с педали (например, от тряски), а также на подъемах и в грязи, благодаря заметно увеличивающейся тяге.
    Такая педаль имеет контактный механизм, в который встегивается т. н. шип, в свою очередь прикручивающийся болтами к жесткой пластиковой подошве велоботинка. Чтобы встегнуться в педаль, достаточно вставить шип в контактный механизм. Чтобы выстегнуться, нужно повернуть пятку ботинка в сторону от велосипеда. У многих педалей усилие выстегивания регулируемое, кроме того, существуют «учебные» шипы, которые выстегиваются во многих направлениях, а не только в одном.
    Контактные педали для MTB различаются в зависимости от предполагаемого использования: чем ближе к кросс-кантри, тем тоньше и компактнее контактный механизм, а педали для экстремальных дисциплин обрастают платформами, улучшающими сцепление ноги с педалью.


    Типы шоссейных контактных педалей для велосипеда

    Как написано на сайте 200-Вело-Киев, любая система контактных педалей состоит из двух частей: 1) самой контактной педали с удерживающим (ретенционным) механизмом; 2) шипа, устанавливаемого на подошве велообуви (за исключением системы Speedplay, о которой будет рассказано выше).

    Q-фактор бывает горизонтальный и вертикальный. Под горизонтальным понимают расстояние между наружными поверхностями шатунов, хотя этот параметр несколько зависит и от педалей. Вертикальный же Q-фактор, расстояние между подошвой туфли и осью педали. Все эти параметры очень важны с точки зрения биомеханики и в реальной жизни могут проявить себя только в виде ощущений ровного и чистого педалирования.

    Поскольку стопы каждого человека могут быть пронированы или супинированы, для точной доводки таких физиологических нюансов был придуман свободный ход (или плавание) шипа на педали.

    LOOK-подобное семейство

    Я не зря упомянул слово «семейство», поскольку уже более 20 лет катит по миру замечательное изобретение французской фирмы «LOOK» и вдыхает новую жизнь в естество любого велосипеда и его владельца.

    LOOK Delta (Разновидности педалей в зависимости от дополнительных настроек: CX7 Ti - возможность регулировки Q-фактора; A5.1 - регулировка свободного хода, A3.1 - просто «дельта») Все начиналось именно с этих педалей. Принцип фиксации стопы в педали был позаимствован от лыжных креплений. На данный момент сама фирма производитель старается всячески убедить потребителя в моральной старости педалей этого стандарта, но все же большинство других производителей все еще выпускают такой продукт, меняя дизайн и материалы, как например Wellgo, VP, Exustar. Педали работают с bi-material шипами красного (9° свободного хода; идут в комплекте поставки) и черного (0° хода) цветов.
    LOOK KéO (Разновидности педалей в зависимости от материала для изготовления: Classic, Sprint ELLE, Sprint, Carbon IronMan, Carbon, Carbon Ti, HM Ti IronMan, HM Ti). Модифицированный Delta-стандарт. Из предложенного нового - уменьшенный вертикальный Q-фактор на 6 мм (то, чего так долго не хватало) и малый вес (берем по среднему - KéO Carbon с Cr-Mo осью - 230 гр/пара). Шипы: серые (4,5° хода - комплектные), красные (9° хода) и черные (0° хода).

    Сайт производителя: www.lookcycle.com

    Shimano SPD-SL (Разновидности педалей в зависимости от материала для изготовления и принадлежности к группе оборудования: Dura-Ace, Ultegra, 105, PD-R540). Начиная с 2007 года платформа этих педалей была несколько расширена, а сменную пластмасску над осью заменили на сменную железку, которая, как понятно, будет в значительно меньшей степени подвержена истиранию при контакте с шипом. В общем, очень неплохие педальки, учитывая стоимость и мои субъективные ощущения. Шипы c желтыми вставками - плавающие (float), с красными вставками - фиксированные (fixed).
    Shimano SPD-R - вымирающий вид. Сайт производителя: www.cycle.shimano-eu.com
    Campagnolo Pro-Fit Plus (Разновидности педалей в зависимости от для материала изготовления и принадлежности к группе оборудования: Record , Chorus). По словам профессионалов, не самая лучшая стабильность стопы на педали, однако, надежность и качество изготовления на привычном для Campagnolo уровне. Используются шипы серого (4° свободного хода; идут в комплекте поставки) и черного (0° хода) цветов. Сайт производителя: www.campagnolo.com
    Miche (MT4, 502) Неконкурентоспособный, «затерянный» среди других брендов LOOK-подобный стандарт. Сайт производителя: www.miche.it

    Следует отметить, что несмотря на родство систем данного семейства шипы каждой взаимно несовместимы!

    Другие разновидности контактных педалей

    Speedplay (Разновидности в зависимости от материала для изготовления: Light Action, Zero, X/1, Frog). Еще одна экзотическая разновидность педалей на наших просторах. Используют некоторые команды про-тура и имеют лестные отзывы от авторитетных спортсменов. Отличительной особенностью этой системы является противоположность ее компонентов - педаль - это шип, а то, что на подошве велообуви - собственно ретенционный механизм. Глядя на тонкость механизма и количество деталей, лично у меня возникает сомнение о надежности работы механизма при попадании внутрь песка, пыли и т.д. Также, по словам производителя, только эта система может обеспечить наилучший свободный ход. Имеется некоторое отличие ретенционных механизмов между Zero и Frog. Что самое интересное, что между Speedplay и LOOK Keo ведется негласная война мнений по поводу площади соприкосновения шипа с платформой педали и соответственно, об усилии передаваемой ногой на педаль во время педалирования, в которую замешаны миролюбивые Shimano и Time. Кто из них прав? Рассудят время и педантичные потребители.

    Сайт производителя: www.speedplay.com

    Time Impact (Разновидности в зависимости от материала изготовления: RXS, RXE, RXL, Axion). Бесспорно экзотика. Из плюсов можно отметить минимальный Q-фактор по горизонтали. Из минусов - жесткость встегивания и выстегивания. Используется только один тип шипов. Сайт производителя: www.time-sport.com
    Crank Brothers (Quattro). Все гениальное - просто. Да, «кранки» славятся простотой своих яйцевзбивалок. Они показали, что их можно успешно применить на шоссе, всего лишь добавив платформу вокруг крепления. Используется один тип шипов, по форме очень схожий с SPD стандартом от Shimano. Сайт производителя: www.crankbrothers.com

    Комбинированные педали

    Это достаточно специфический и редко встречающийся вид педалей. Имеют контактный механизм с одной стороны и обычную платформу - с другой. Позволяют с одинаковым удобством ездить на контактной и неконтактной обуви. Существуют противники и сторонники комбинированных педалей.

    Достоинства:

    • Нет привязки к какому-то одному виду обуви.
    • Можно сначала купить педали, а обувь - потом.
    • В особо тяжелых условиях езды можно не встегиваться, а ехать на платформе.


    Недостатки:

    • Неудобно начинать движение с любой обувью: сначала нужно найти ногами требуемые стороны педали.
    • Тем, кто ездит на контактах, топталки нужны гораздо реже, чем это кажется со стороны. Опытному байкеру грязь и снег не помешают уверенно ехать на контактах, зато скорость встегивания с комбинированными педалями падает значительно.
    • Обычная контактная педаль при необходимости конвертируется в комбинированную с помощью пластиковой платформы.

    Контактные педали или топталки

    Большинство велосипедистов начинало кататься именно на топталках. В дальнейшем, часть из них перешла на контакты и обратно на топталки уже не вернулась. Считается, что любому активно катающемуся велосипедисту контакты прибавят скорости и удовольствия от езды.

    Достоинства контактных педалей:

    • Увеличение тяги за счет того, что нога «работает» не только вниз, а еще и вверх. Особенно заметно при езде в гору или при резком ускорении.
    • Увеличение скорости при тех же затратах сил.
    • Уменьшение усталости при той же скорости.
    • Улучшение контроля над велосипедом, нога никогда не сорвется с педали на кочке.
    • Нога всегда занимает правильное положение на педали и никуда не соскальзывает.
    • С контактами намного проще поднять заднее колесо в воздух (например при заезде на поребрик) или наоборот - придержать его в воздухе.
    • Контакты намного легче топталок и не имеют острых выступающих частей.
    • В контактах можно поддерживать более высокий каденс.
    • В контактах можно крутить педали одной ногой.

    Недостатки:

    • Для перехода на контакты требуются определенные дополнительные вложения средств.
    • Контактная зимняя обувь стоит дорого, но при этом не очень теплая.
    • Ездить в контактах в цивильной обуви очень неудобно.
    • Раз в несколько тысяч километров требуется замена шипов.
    • Для того, чтобы начать уверенно ездить на контактах, требуется пройти период привыкания.
    • В определенных условиях (снег при температуре около 0, липкая глина) контактный механизм забивается, и становится невозможно встегнуться.

    Мифы о контактах

    Контакты нужны только спортсменам. Нет. Даже обычный покатушечник на контактах будет ехать быстрее и с меньшей усталостью, чем без контактов. В горных велопоходах контакты очень помогают заезжать на перевалы с тяжелым велорюкзаком. В общем случае, чем больше сил тратит байкер в поездке, тем больший выигрыш дадут ему контакты. Контакты и велообувь очень дорогие, я не потяну! Нет. Стоимость хороших недорогих велоботинок и педалей начинается от 60 евро за комплект, при желании можно найти и дешевле. Это как раз стоимость неплохих цивильных ботинок. Стоимость навороченной велообуви с gore-tex также соотносима с неконтактными ботинками соответствующего класса, так что называть велообувь чрезмерно дорогой нельзя. Пока не привыкнешь ездить на контактах, будешь постоянно падать. Это зависит исключительно от самого человека. Если он будет забывать выстегиваться на остановках, то будет падать. Если помнить о том, что надо выстегиваться, то падений не будет. Одни падали много раз, пока не научились, другие не падали вообще. Полное привыкание к контактам приходит примерно за 200 км пробега с периодическими выстегиваниями. Контакты могут заклинить от грязи, ты не сможешь выстегнуться и упадешь. Современные контактные педали избавлены от этой проблемы почти полностью (кроме самых-самых дешевых). В любых условиях можно выстегнуться. В падении ты не сможешь выстегнуться и полетишь вместе с велосипедом, тогда как с топталок можно спрыгнуть в любой момент. Это неверно. После того, как привыкнул к контактам, выстегнуться из них можно за доли секунды - в падениях это происходит рефлекторно, даже не успеваешь подумать о том, что надо выстегнуться. На контактах гораздо сложнее ездить по грязи/снегу/зимой, чем на топталках. Небольшая сложность есть в том, что для встегивания надо ударами ноги сбить грязь с шипа, в глине и мокром снегу это проблематично. Зато тяга на контактах гораздо более мощная и равномерная - шансов забуксовать или завязнуть заметно меньше, чем у человека на топталках. Контроль над велосипедом тоже ощутимо лучше. На контактах я не смогу ездить в своих любимых ботинках Велосипедная обувь создана специально для езды, поэтому ездить в ней приятнее, чем любой цивильной. Причем чем длиннее маршрут, тем больше ощущается разница. Велообувь выпускается на любой вкус и кошелек: от пляжных сандалей до зимних сапог. В цивильной обуви ездить на контактах действительно очень неудобно, поэтому если для вас принципиально ездить в костюме и туфлях, то контакты не для вас. Впрочем, существуют комбинированные педали и съемные накладки на контакты, допускающие езду в обычной обуви.

    Установка и регулировка педалей на велосипед

    Установка педалей

    В зависимости от модели, педали устанавливаются с помощью одного из этих инструментов:

    • Педальный ключ (заменяется достаточно длинным рожковым ключом на 15 мм).
    • Шестигранник 8 мм.
    • Шестигранник 6 мм.

    Правая педаль имеет правую резьбу, а левая - левую (то есть, она откручивается по часовой стрелке). Необходимый момент затяжки - 35-40 Н-м. Для того, чтобы педаль не прикипела, требуется при установке всегда очищать и смазывать резьбу, а также регулярно (не реже 2 раз в сезон) проверять, насколько легко она откручивается.

    Установка шипов

    Велообувь, предназначенная для использования с горными велосипедами, имеет 2 продолные прорези в подошве, в которые устанавливаются болты крепления шипа. Шип имеет возможность перемещения в продольном и поперечном направлении, а также возможность поворота вокруг оси.

    Регулировка в продольном направлении Ось педали должна находиться строго под косточкой в основании пальцев ноги. Регулировка в поперечном направлении Ботинки должны находиться как можно ближе к шатунам, но не цепляться за них. Если у вас туристическая обувь, начинайте от положения, наиболее удаленного от шатуна (шип смещен к внутренней стороне подошвы) - если расстояние до шатуна велико, то можно установить ботинки ближе. Регулировка поворота шипа. Определяется исключительно анатомией конкретного человека - поскольку люфт встегнутого ботинка невелик, необходимо заранее настроить шип так, чтобы ощущения при езде были комфортными. Если естественное положение ног при езде - носками наружу, то шип следует повернуть по/против часовой стрелки на правом/левом ботинке. Если ноги при езде параллельны велосипеду, то шипы можно ставить ровно.

    После первичной установки шипов, затяните их с моментом 2,5 Н-м (несильно) и покатайтесь несколько минут, прислушиваясь к ощущениям в коленях. Если при езде возникают неприятные ощущения в коленях (особенно при больших усилиях), исправьте положение шипов, особенно угол поворота. Окончательная затяжка шипов осуществляется с моментом 5-6 Н-м.

    Регулировка пружин у педалей SPD

    Контактный механизм педалей SPD имеет регулируемую пружину, фиксирующую шип. Регулировка осуществляется шестигранником отдельно для каждой пружины (их 1 или 2 на каждую педаль), регулировку необходимо выполнять для всех пружин одновременно. Чем сильнее затянута пружина, тем меньше люфт ноги и тем сложнее выстегнуться.

    Новичкам при покупке первых контактных педалей следует повернуть все регулировочные винты против часовой стрелки (в направлении «-») до упора - это обеспечит максимально легкое и быстрое выстегивание. В случае, если ботинки самопроизвольно выстегиваются при обычной езде, нужно затягивать пружины в направлении «+» по 1-2 щелчка за раз.

    Педали Crank Brothers имеют нерегулируемую пружину.

    Вопрос про педали, и именно про контактные педали для велосипеда, очень часто всплывает в велосипедной среде среди новичков и более-менее опытных велосипедистов, но зачастую найти однозначный и короткий ответ на него не удаётся быстро. Не так давно один из неофитов 1 велодвижения на одном популярном региональном ресурсе задал вполне логичный, для новичка, вопрос про контактные педали: «зачем вообще эти педали, если ноги и так нормально на обычных держатся?», за что тут же огрёб лучи «праведного гнева» от участников общения, но ответа на свой вопрос так и не получил. Я попробую всё же таки дать развёрнутый ответ на этот вопрос. Для начала опишем что это вообще такое, а потом систематизируем все известные нам типы педалей.

    Контактные педали — это механизм , который позволяет механически зафиксировать ногу велосипедиста на педали, соединив тем самым обувь велосипедиста и педаль велосипеда в единую целую конструкцию, т.е. обеспечивающий полный контакт велосипедиста с приводом велосипеда.

    I. Историческое развитие конструкции педалей.

    Исторически педали велосипеда представляли из себя простую площадку - платформу, которая имела ось, проходящую по центру и могла вращаться вокруг этой оси. Вращение необходимо для того, что бы платформа оставалась всегда в одной плоскости с обувью, а не поворачивалась вместе с шатуном системы. Такие педали распространены до сих пор во всех прогулочных, детских и всех видах бюджетных велосипедах, где не требуется энергичного педалирования. А так же подобные по конструкции педали используются в большинстве экстремальных и трюковых велосипедных дисциплин, там где мощность педалирования не нужна, а важна полная свобода положения ноги и возможность быстро снять ногу с педали и быстро вернуться обратно.

    Эффективность педалирования, т.е. то, какую мощность вы можете развить крутя педали, на простых платформах очень не высока, точнее будет сказать что она самая низкая из всех видов педалей, поскольку крутить педаль вы можете только надавливая ногой на неё, когда она находится в переднем положении. Когда же педаль, двигаясь по кругу, находится в нижнем, заднем или верхнем положении, вы с ней ничего сделать не можете, в это время вы давите на вторую педаль и так поочерёдно, топая то одной, то другой нагой на педали. За эту характерную особенность педалирования, простые педали-платформы получили своё прозвище «топталки» .

    [картинка: зона действия топталок]

    Решением, способным повысить эффективность педалирования стали педали «туклипсы» , от английского toe — носок ноги и clip — зажим. Туклипсы представляют из себя ту же самую платформу, но с дополнительным стременем под носок ноги и ремешком, который стягивал ногу в середине стопы, зажимая таким образом носок обуви в стремени.

    Поскольку в туклипсах нога зафиксирована и имеет механический упор при движении вверх и вперёд, то это позволяет не только топтать на педаль сверху вниз, когда она в переднем положении, но и подтягивать педаль снизу вверх, когда та находится в заднем положении, а также протягивать педаль по направлению вперёд, когда она находится в верхнем положении. Протягивать педаль назад, когда она находится в нижней зоне в туклипсах нельзя, поскольку пятка не зафиксирована и можно просто выдернуть ногу из стремени.

    В итоге, у нас вместо одной рабочей зоны, когда мы можем только топтать педаль, появляются ещё две, в которых мы так же можем воздействовать на неё и у нас уже получается что-то похожее на полноценное вращение педали, с одной лишь мёртвой зоной - в нижнем положении. Всё это в результате существенно повышает эффективность педалирования за счёт того, что теперь во вращение педали оказываются задействованы не только большая четырёхглавая мышца, но и другие мышцы ног, а следовательно мы можем приложить большее суммарное усилие за один оборот педали.

    [картинка: зоны действия туклипсов]

    При своей простоте, туклипсы всё же нельзя назвать удобными педалями, поскольку на них нельзя быстро вставить ногу в стремя, оно предательски постоянно разворачивается вниз рамкой и неудобно затягивать ремешки на ходу. Так же, если слишком сильно затянуть ремешок, то при падении нога не сможет легко высвободиться из стремени и это чревато очень серьёзными травмами колена и тазобедренного сустава. Если же не затягивать ремешок туклипсов, то их эффективность как педалей сильно падает, оставляя возможность лишь протягивать ногу вперёд в верхнем положении. Таким образом туклипсы можно назвать самыми небезопасными педалями. На текущий момент - это полностью вымерший вид педалей, встретить который можно лишь на старинных раритетных велосипедах или иногда на самых дешёвых шоссейных велосипедах в силу своей беспрецедентной дешевизны и то больше в качестве демонстрации «как катались наши деды».

    Следующим эволюционным этапом развития педалей стали контактные педали или по английски clipless pedals , т.е. «педали без зажимов». Ну или просто контакты , устоявшийся термин в велосреде. В этих педалях не одна, а две основные составные части: сама педаль и специальный шип, который крепиться к подошве обуви. Фиксация ноги происходит за счёт того, что шип, закреплённый на подошве обуви, вставляется в специальный паз на самой педали и защёлкивается там.


    Встёгивание шоссейных контактов.



    Маунтинбайковские контакты.

    Сам паз на педали обычно представляет из себя подпружиненную рамку, что позволяет шипу легко защёлкнуться, а при повороте шипа в сторону свободно выскочить из рамки и таки образом отстегнуться. Т.е. на контактных педалях достаточно просто повернуть ногу на педали пяткой в сторону для того что бы выстегнуться из педали. Обычно это рефлекторное или естественное движение ноги при падении, таким образом можно не беспокоиться за безопасность коленного сустава при различных эксцессах. Ногу из контактной педали можно так же высвободить очень большим усилием не в сторону, а вверх от педали. Усилие это обычно настраивается, т.е. жёсткость подпружинивания рамки в педали регулируется.

    Для того что бы вырвать ногу вверх из контактной педали нужно усилие большее, чем может развить сам велосипедист подтягивая ногу на педали при кручении, но вполне достаточное, которое развивается при лобовом столкновении с каким либо препятствием или очень резким торможением. Всё это позволяет по аналогии с горнолыжными ботинками обеспечить безопасность суставов ног при падениях. Ещё такие контактные педали, выстёгивающиеся самостоятельно, называют автоматическими педалями или просто «автоматами» .

    С точки зрения безопасности, контакты-автоматы являются самыми безопасными педалями, после топталок-платформ конечно, ибо в последних ногу вообще ничто не держит.



    Чтобы выстегнуться, поверните пятку наружу.

    Однако автоматическими педали стали не сразу, одни из первых моделей контактных педалей могли выстёгиваться только вручную, т.е. велосипедист при движении должен был заранее наклониться к педали и руками выстегнуть ногу. Такие педали велосипедисты прозвали «death cleats» или по русски «мёртвый зажим», причём не столько за их мёртвую хватку, сколько за тяжесть последствий, которыми они были причиной при авариях и падениях. К счастью ни одна фирма сейчас не выпускает ничего подобного для велоспорта и таких педалей вы сейчас не найдёте.

    Общее назначение контактов, т.е. зачем они нужны в принципе .

    1. Эффективность педалирования и развиваемая мощность

    Контактные педали позволяют развить максимальную мощность за счёт того, что в них можно каждой ногой по отдельности вращать педаль полностью по кругу и воздействовать на неё во всех её положениях. Такое педалирование называется круговым. Зафиксированный в педали шип позволяет ноге не только давить на педаль сверху, но протягивать педаль в нижнем положении и эффективно тянуть на себя ногу, когда педаль находится в заднем положении и так же успешно проталкивать педаль вперёд, когда она находится в верхнем положении. При подтягивании ноги вверх задействуются мышцы, которые при просто топтании педали вниз совершенно не участвуют в педалировании, всё это позволяет при равных условиях получить до 30-40% преимущества по сравнению с педалированием на простых топталках.

    Почему всего 40%, а не 200% допустим? Потому что большая четырёхглавая мышца ноги, которая участвует в обычном топтании, является одной из самых сильных в человеческом теле, а остальные мышцы, участвующие в круговом педалировании ещё надо натренировать, что бы получить реальный эффект от контактов. Но в любом случае, даже 30% - это очень и очень много, только за счёт всего лишь одной вещи в велосипеде.

    [картинка: зоны действия контактов]

    2. Дополнительный контроль над велосипедом

    Так же контакты позволяют лучше контролировать велосипед в сложных ситуациях, без боязни потерять педаль ногой. Например для того что бы перепрыгнуть небольшое препятствие достаточно просто при движении вперёд просто резко согнуть ноги подтянув велосипед под себя за педали. В кросс-кантрийных велогонках контакты позволяют более чётко контролировать велосипед целиком на сложных спусках и при прохождении технически сложных участков когда от тряски может просто выбросить велосипедиста с велосипеда.

    Так же контакты дают полную свободу действий при мощных агрессивных атаках и резких силовых рывках в велоспорте, позволяя не беспокоиться за то, что можно слететь ногой с педали, педаль из под ноги никуда не денется. Резкие и очень мощные рывки характерны для шоссейного и трекового велоспорта, где стремительно развивающиеся спринтерские атаки порой требуют от спорстменов буквально «выстреливать с места в карьер» прилагая титанические усилия и извиваясь в три погибели над рамой от усилий. Езда на обычных топталках в таких условиях - по сути акт самоубийства.

    3. Снижение опасных нагрузок на коленный сустав

    Вам не обязательно развивать полную мощность всегда, когда вы крутите педали, но если вы катаетесь на топталках, то вы вынуждены концентрировать всё усилие лишь на одном движении - втаптывании педали вниз. Это равносильно приседанию на одной ноге - вся нагрузка приходиться на один единственный сустав - коленный. Точнее будет сказать, что вся нагрузка всегда проходит через этот сустав. Если же вы крутите педали в контактах, то вы можете более равномерно распределить нагрузку на сустав, при этом не так сильно давить только вниз, но и добирать дополнительную мощность подтягивая ногу вверх, тем самым снижая давящую нагрузку на сустав, что положительно сказывается на его здоровье и на продолжительности его нормального функционирования.

    II. Классификация педалей, какие они бывают.

    Будем считать, что в целом мы разобрались с тем, что такое именно контактные педали. Теперь поговорим о том, какие вообще бывают современные педали. Систематизировать их можно по множеству признаков, мы остановимся на наиболее важных и распространённых.

    1) По основному назначению

    Прогулочные / детские педали. Педали в которых не предъявляются требования ни к высокому КПД педалирования, ни к надёжности фиксации ноги. Рассчитаны на неспешное лёгкое катание по хорошей дороге в парке, на недорогом велосипеде, без каких либо претензий на спорт. Чаще всего по конструкции это самые простые «топталки» с которыми в комплекте идут 99% недорогих велосипедов.

    Педали для эктремальных дисциплин. В таких дисциплинах как даунхил и фрирайд и BMX , чаще всего (но не всегда), а в трюковых дисциплинах Dirt/Street Jump, Fun Jump и т.д. всегда применяются педали по конструкции своей являющимися простыми платформами, но имеющие широкую площадку для ноги, на которой обычно имеется ряд мелких неровностей (шипов) для предотвращения соскальзывания подошвы обуви. Контактные педали в таких видах спорта не применяются, чаще всего, по очевидным причинам. Нельзя выстегнуться и встегнуться обратно выполняя трюк на лету, во время прыжка с велосипедом.

    Педали для маунтинбайка. Контактные педали, автоматы, применяемые в спортивных дисциплинах маунтинбайка, таких как кросс-кантри или в большинстве универсальных горных велосипедов (all terrain bike ), включая прогулочные. Чаще всего компактной конструкции, в которые можно быстро встегнуться и быстро выстегнуться, а компактная конструкция позволяет им надёжно работать в любой грязи, не забиваясь и не снижая надёжности.

    Шип маунтинбайковских педалей металлический маленький и плоский, а конструкция обуви для таких шипов позволяет закрепить шип так, что бы он не мешал обычной ходьбе. Маунтинбайковская контактная обувь имеет протектор по высоте выступающий над шипом, для того что бы можно было в такой обуви идти или бежать по земле или грязи и в тоже время не проскальзывать.

    Подошва такой обуви может быть как эластичной и удобной для ходьбы, так и чисто спортивной и совершенно жёсткой. Конструкция контактных педалей для маунтинбайка - это всегда компромисс между качеством фиксации ноги и надёжностью работы педали в самых разных неблагоприятных условиях. Для быстроты и удобства встёгивания, сами педали обычно двухсторонние, т.е. встегнуться можно не тратя время на поворачивание площадки педали нужной стороной, а практически наощупь в одно движение.

    Шоссейные педали. Контактные педали, автоматы используемые в шоссейном велоспорте. В силу характера эксплуатации редко попадают в грязь, а потому не испытывают компромисса в конструктиве и делаются такими, что бы максимально жёстко и чётко фиксировать ногу в педали, имеют большую площадь контакта обуви с педалью, обеспечивают максимальную устойчивость. Сама рамка, фиксирующая шип, может иметь длинну до трети длины обуви. Из-за таких размеров, педали обычно односторонние, что бы не увеличивать чрезмерно вес всей конструкции.

    В статье использованы иллюстрации из технической документации фирмы Shimano® Inc.: SI-42T0A-005, SI-46F0A-001-00, SI-43Y0A; иллюстрации с сайтов фирм Shimano, Wellgo.