Если на скорости выжать сцепление. Торможение автомобиля виды и способы

Торможение автомобиля. История из жизни. Все способы торможения автомобиля в различных ситуациях.

Первой моей машиной был Volkswagen Passat B6. И если учесть тот факт, что в автошколе доводилось ездить на 10-летнем ВАЗ 2104, привык я к Пассату достаточно быстро.

Торможение автомобиля превосходное, переключать передачи и крутить руль можно буквально одним пальцем. К слову, Пассат был куплен в салоне, поэтому пребывал в идеальном состоянии. Инженеры немецкой компании удачно сочетали турбированный силовой агрегат на 1,8 литра с 6-ступенчатой КПП – идеальный тандем.

Новичков, каким я тогда и являлся, радует противооткатная система – ручной тормоз. Вместо стандартного ручника слева от руля имеется кнопка. Принцип действия: подъехал к светофору, нажал кнопочку, когда начинаешь движение, ничего не нужно выключать, ведь система автоматически деактивирует ручник, что обезопасит водителя даже от минимального отката.

Однажды благодаря ручному тормозу сумел избежать немалого штрафа. Дело было так. Зима. На дворе 20-сантиметровый слой снега. Решив сократить путь домой, поехал по крутому спуску, под знак. Из-за поворота увидел доблестных сотрудников дорожной полиции. Они премило общались с двумя такими же нарушителя, как и я. Ну, думаю, нет у меня лишних денег.

Дорога узкая, развернуться негде. Благо позади меня не было машин. Вбил заднюю передачу. Понемногу гребу. Машина начинает буксовать. Включаю ручник, снова трогаюсь и удачно преодолеваю несколько десятков метров. Такие махинации позволили добраться до вершины горки, развернуться и направиться домой, но уже по другому маршруту. Разумеется, это было рискованное мероприятие, повторять которое не стоит. В то же время мой опыт – реальный пример того, как торможение ручником может помочь в сложной ситуации.

Тормоза придумали трусы

Именно такие слова звучат в песне известного исполнителя Гриши Заречного, которую вы услышите, дочитав статью до конца. «Но ведь это глупость!» - скажете вы. И будете абсолютно правы. Итак, основные причины нажатия на тормоз:

  • Совершение манёвра (разворот, парковка).
  • Определённая дорожная обстановка (затор, пешеходный переход, светофор, неровности дорожного полотна).

В первом случае всё ясно: включаем поворотный сигнал, притормаживаем, производим нужный манёвр. А во втором - всё несколько сложнее. Нужно руководствоваться сложившейся дорожной ситуацией. Только опыт позволяет водителю считывать обстановку, нажимая на педаль тормоза ранее, чем это сделает автомобилист, едущий впереди него.

Виды торможения

1. Полное. Подразумевает замедление транспортного средства до полной остановки.

2. Частичное – снижениескоростидо нужного уровня.

3. Служебное –включает в себя как частичное, так и полное торможение. Выполняется регулярно, в штатных условиях, при полном контроле со стороны водителя, без чрезмерной нагрузки на все системы авто. Также не должен быть нарушен комфорт водителя и пассажиров.

4. Стояночное – фиксация авто с помощью ручного тормоза (торможение ручником ).

5. Экстренное торможение требует от водителя мгновенного принятия решения. Такая необходимость возникает в сложной дорожной обстановке, при воздействии внешних факторов (помеха на дороге) либо в случае водительской ошибки. Цель – максимальное замедление авто. Нарушение комфорта всех людей, пребывающих в машине, второстепенно.

СОВЕТ: Если в связи с чрезвычайной ситуацией на дороге нужно резкое торможение автомобиля , стоит забыть о сцеплении, просто используйте педаль тормоза.

6. Аварийное – нужно при повреждении одного элемента тормозной системы или всей конструкции.Главное в данном случае – избежать сильного лобового столкновения либо бокового удара. Для этого используют всевозможные способы, начиная с торможения внешним полотном дверей и заканчивая незначительным ударом крыльями о преграду. Приходится чем-то жертвовать, чтобы не попасть в серьёзную аварию. Некоторые водители практикуют торможение о бордюр. Нужно быть предельно осторожным, чтобы не совершить наезд на пешехода.

Основные способы торможения

1. Торможение двигателем и КПП.

Предполагает использование дополнительного тормозного момента, возникающего при работе мотора на холостых оборотах. То же самое простыми словами: включаете пониженную передачу, и автомобиль интенсивно замедляется.

2. Стандартное торможение прерывистого типа.

Обыкновенное нажатие на педаль тормоза. При этом количество и длительность нажатий могут отличаться. Этот способ используется чаще остальных. Но его можно комбинировать с торможением двигателем.

А) Ступенчатое торможение автомобиля при повышении нажимного усилия.

Дельные советы по сокращению тормозного пути:

1. Следите за исправностью тормозной системы и всех электронных помощников.

3. Не превышайте скоростные ограничения, особенно при плохих погодных условиях. Если разогнаться по снегу до 150 км/ч, экстренное торможение вряд ли поможет.

Буду благодарен если оставите отзыв к статье,поделитесь информацией в социальных сетях,нажав кнопочки ниже.

Самоучитель безопасного вождения 2006 г. Современный стиль Высшая школа водительского мастерства автор Горбачев М.Г.
выдержка из этой книги глава 9.2

9.2 Торможение на машинах с АБС.
Ударь по тормозам!

Почему ударить? Дело в том, что АБС включится в работу только на границе блокирования шин, тоесть в самом начале юза. Значит, осторожное обращение с педалью тормоза здесь уже неуместно. Более того, излишне нежное торможение может даже навредить, так как оно будет происходить без участия системы, а значит, машину может понести. Правда, как только это произойдет, водитель сильнее нажмет на педаль тормоза и АБС включится и рулем можно будет подправить положение машины на дороге.
Еще одна особенность состоит в том, что современные системы АБС любят работать "без посторонней помощи" - без использования тормозного момента двигателя. Кроме того, современные двигатели благодаря электронному управлению впрыском топлива и катализаторам реагируют на сброс газа довольно вяло, что делает торможение двигателем менее эффективным, чем на старых машинах с карбюраторными моторами.
Рекомендация очевидна: переключение на понижающую передачу при торможении на современных автомобилях не требуется. Более того, для объезда препятствия в режиме экстренного торможения (особенно на скользкой дороге) рекомендуется выжимать сцепление. Да, это правда!
Не подлежит сомнению, что на автомобиле, оснащенном АБС, при экстренном торможении надо действительно жать на педаль сцепления одновременно с тормозом. Так считает двукратный чемпион мира по ралли немец Вальтер Рерль

Но не стоит думать, что АБС сокращает тормозной путь!
Известный немецкий автогонщик Кристиан Даннер, много лет ведущий Рубрику "Советы по вождению" в немецком журнале "Auto Motor und Sport", при каждом удобном случае считает соим долго напоминать водителям: "Ошибочно считать тормозной путь автомобиля с АБС короче, чем без антиблокировочной системы. Главная заслуга АБС в том, что при экстренном торможении машина остается управляемой"!

Как и любая электронная система, вмешивающаяся в управление автомобилем, АБС имеет свои недостатки. Проявляются они весьма неприятным образом - в значительном увеличении тормозного пути в некоторых ситуациях. Их и рассмотрим.
Во первых, при подскоке колес на асфальте (а он неизбежен, если тормозить приходится на "гребенке") АБС включается раньше обычного, и тормозной путь сильно увеличивается.
Система работает правильно только при наличии контакта всех четырех колес с покрытием. При ударе по тормозной педали шины буквально пару мгновений находятся в начальной стадии юза, что и обеспечивает интенсивность торможения. То есть торможение происходит как бы на грани скольжения шин, что и обеспечивает короткий тормозной путь, во всяком случае, не длиннее, чем на машине без АБС.
Иное дело, когда колеса оказываются в воздухе. В этот момент моментально включается АБС и тормозной путь значительно увеличивается. Этот эффект был обнаружен одним из наших автогонщиков на трассе "Невское кольцо", где в зоне эффективного торможения, перед поворотом "Пирс" как раз имеется участок волнистого асфальта. Обнаружен постфактум, после того как аварии, столкновения с отбойникам, ему увы, избежать не удалось. Случился этот инцидент несколько лет назад, когда на российской трассе появились машины с АБС ("фольксваген-поло").
Во-вторых, тот же эффект раннего включения АБС наблюдается. когда экстренное торможение приходится на участок асфальта, на котором рассыпан гравий или который покрыт песком или грязью.
В-третьих, в экстремальной, ситуации, когда машина вылетает с трассы на траву, тормозить практически бесполезно - вмешательство АБС только ухудшает ситуацию. Лучше бы в этот момент колеса были заблокированы, и тогда они буквально вгрызлись бы в землю, собирая перед собой валики из земли. Точно так же при торможении на голом льду у водителя создается ощущение, что машина с АБС практически не тормозит. Как это ни покажется странным, но, если бы колеса пошли в юз, проку было бы больше. Еще лучше было бы применить импульсное, или прерывистое, торможение, но с АБС это невозможно. Вот таким образом информация, полученная на гонках, помогает создать полную картину минусов этой умной и, безусловно, очень полезной системы. А знать минусы необходимо каждому водителю.

Друзья, у меня очень наивный и простой вопрос, только не смейтесь пожалуйста, но лучше я у вас спрошу! Можно ли тормозить на передаче и не выжимать при этом сцепление? Просто тут один интсруктор моего знакомого сказал, что начиная с 3-й кажетя передачи можно спокойно тормозить без сцепления. Вот я и призадумался. Просто я всегда торможу со сцеплением (ну привык я так). Иногда притормаживаю без сцепления, но можно ли сильно тормозить?

Не можно, а нужно... Не надо выживать сцепление при торможении, а еще лучше на пониженную перейти...
Но на переднепривозной машине надо следить за тем, чтобы колеса не заблокировались на скользкой дороге и машина не заглохла...
У меня машина начинает дергаться только когда скорость падает до 20-25 км в час на 5-й передачи...


Цитата: сильно тормозить на дороге вообще нельзя, только если это обусловлено избежанием аварии. При интенсивном торможении нужно четко понимать, что скорость стремительно снижается и высока вероятность, что машина попросту заглохнет, соответственно может потерять управление. Если речь стоит о притормаживании или интенсивном снижении скорости на маневре, то при наличии навыков и мастерства педаль сцепления лучше при торможении не задействовать. Торможение двигателем более простой способ резкого снижения скорости при сохранении управляемости автомобиля, но можно добиться неплохих результатов устойчивой маневренности автомобиля при интенсивном торможении без выжимания сцепления. Но надо понимать, что для выполнения этого маневра нужны навыки и мастерство, если таковых нет, то лучше не рисковать, а стандартно тормозить со сцеплением. А только тормозом лишь притормаживать, если нужно резко погасить скорость, то использовать метод торможения двигателем.

Спасибо за советы!
А можно по-подробнее по поводу того С КАКОЙ СКОРОСТИ НАДО ЗАДЕЙСТВОВАТЬ СЦЕПЛЕНИЕ, ЧТО БЫ МАШИНА НЕ ЗАГЛОХЛА, если например я двигаюсь на скорости 100 км на 5 передаче и впереди идущая машина начала притормаживать/тормозить?
И что означали слова того инструктора, что сказал - начиная с 3-й передачи можно тормозить без сцепления? (или это только до какого то скоростного порога?)

Жень, ну откуда я знаю как у тебя раскатана машина и насколько растянута коробка. Это все индивидуально, например моя машина уже на 40 начнет глохнуть на пятой, вон у Эвоя до 20-ти можно снизиться, девятка моя на пятой скорости хоть чуточку начинает подергиваться уже ниже 60-ти, а десятка служебная могла на пятой прилично набирать скорость уже после 30-ти и даже не дернется.
Да и зачем тебе это, если впереди машина притормаживает, то и ты притормаживай, на кой ляд тебе сцепление-то, а если она резко тормозит, то тебе что в ломину сцепление выжать, ловить машину гораздо тяжелее, чем ею плавно управлять.

тормози, не выжимая сцепления, пока машина дергаться не начнет. А вот тут все сугубо индивидуально. Зависит и от объема двигатели и т.д. У меня начинает дергаться на 5-й передачи начиная со скорости 25 км в час и меньше. У кого-то с 30-40 на 5-й. Соответсвенно потом я скорость и выключаю. Если просто торможу, то скорость не выключаю никогда. Если плавное замедление - перехожу на пониженные, если резко, то как получиться, но сцепление почти не трогаю, только в конце. но это зависит от навыков...
А заглохнет или нет машина зависит от сцепления с дорогой. например на горочке с голым льдом машина может заглохнуть даже на второй-первой скорости. Тут надо машину чувствовать

Евгений, вообще мне кажется (даже при моем малюсеньком опыте вождения), что тормозить с выжатым сцеплением хуже, чем с подключенным торможением двигателем. Тормозной путь заметно возростает (по крайней мере у меня). Долго отделывалась от привычки тормозить с выжатым сцеплением, которую зачем-то выработала себе сама (инструктор не поощрял, наоборот кричал: "Отпусти сцепление"). Кстати, теперь торможу не выжимая сцепление и еще ни разу не заглохла, т.к. попытка двигателя заглохнуть сразу ощущается.

А я когда как, если впереди какая жуть возникла, то какое нафик двигателем, ловить машину, две ноги в пол и до побелевших пальцев в руль, ну если склизько дробным нажатием на тормоз. А если на маневрах, то все зависит от маневра, в повороты - коробкой, притормаживаю без сцепления, а перед светофором вообще накатом. Эвой, про накат и его опасность не жужжи, знаю твою точку зрения, это моя манера проверенная годами. :оР


Цитата: Ага, был у меня случай, когда я на эти две педали не просто жала, я на них СТОЯЛА, шеей в подголовник уперевшись. Говорила себе потом, какая я молодец, что держала хорошую дистанцию. Эх, все же слабоваты у Матизов тормоза, другие-то как вкопанные в этой ситуации остановились (поэтому чуть в переднюю машину и не воткнулась). Так что учтите, что если Матиз держит большую (полторы-две машины) дистанцию, то это не значит, что перед ним надо вклиниваться, это значит, что он бережет зад передней машины, не слишком надеясь на свои тормоза. :0)

Можно мне добавить?
Особенно это касается начинающих водителей или водителем с небольшим стажем.

Цитата:
Притормаживать - да, тормозить - для этого в машине есть тормоза.
Притормаживая двигателем вы тем самым снижаете скорость, на начальном этапе существенно, затем нет (зависит от передаточных чисел в вашей коробке), обороты поднимаются. Если необходимо дальше притормаживать, то как абсолютно верно сказал Evoy
Цитата: . Таким образом, переключая передачи с высшей на низшую, вы можете практически остановить автомобиль. Переключаться – обязательно, особенно зимой и в дождливую погоду. Для чего так необходимо делать? Для того чтобы двигатель-колёса-дорога были в единой жёсткой связке. Тем самым достигается её курсовая устойчивость, управляемость и как следствие ваша безопасность.
Давно, почти 30 лет назад, так учил меня водить машину отец. При этом он говорил «если проедешь так, без единого нажатия на педаль тормоза» через город, тогда можешь считать себя водителем. Признаюсь – ещё ни разу не проехал.