Агрегатный ремонт. Основные методы ремонта машин и механизмов, агрегатный метод

Капитальный ремонт (КР) автомобилей, агрегатов и узлов выполняется на специализированных ремонтных предприятиях, заводах, мастерских. Он предусматривает восстановление работоспособности автомобилей и агрегатов для обеспечения их пробега до следующего капитального ремонта или списания их, но не менее чем при 80% их пробега от норм пробега для новых автомобилей и агрегатов. При капитальном ремонте автомобиля или агрегата выполняется его полная разборка на узлы и детали, которые затем ремонтируют или заменяют. После укомплектования деталями агрегаты собирают, испытывают и направляют на сборку автомобиля. При обезличенном методе ремонта автомобиль собирают из ранее отремонтированных агрегатов. Легковые автомобили и автобусы направляют в капитальный ремонт, если необходим капитальный ремонт его кузова. Грузовые автомобили направляют в капитальный ремонт, если необходим капитальный ремонт рамы, кабины, а также капитальный ремонт не менее трех основных агрегатов. За свой срок службы полнокомплектный автомобиль подвергается, как правило, одному капитальному ремонту. Цель диагностирования при капитальном ремонте - проверка качества ремонта. Производственный процесс ремонта машин - это совокупность действий людей и орудий производства, выполняемых в определенной последовательности и обеспечивающих возвращение работоспособности изношенным машинам, механизмам или деталям, утраченной ими при эксплуатации. Технологический процесс - это часть производственного процесса, содержащая действия по последовательному изменению состояния объекта ремонта или его составных частей при восстановлении их работоспособности. Примером технологического процесса могут служить разборочные и сборочные работы, восстановление деталей наплавкой, механической обработкой, полимерными материалами и другими способами. Технологический процесс относится к детали, агрегату или машине. Он состоит из нескольких технологических операций. Технологический процесс на ремонтных предприятиях выполняют в виде типового, маршрутного и операционного процессов, отличающихся один от другого следующими признаками. Типовой технологический процесс разрабатывают для устранения одинаковых дефектов группы деталей с общими конструктивными признаками. Он характеризуется единством содержания и последовательности большинства технологических операций и переходов, одинаково применяемых для любой детали данной группы. Например, правка валов и осей, вибродуговая наплавка, хромирование или железнение и т. п. Маршрутный технологический процесс выполняют по документации, в которой указана только последовательность технологических операций без содержания переходов и режимов обработки. Операционный технологический процесс выполняют по документации, в которой операции изложены с указанием переходов и режимов обработки. Состав производственного процесса на ремонтном предприятии во многом зависит от наименования и конструктивных особенностей ремонтируемых объектов. Сочетание в машинах различных сборочных единиц, обособленных одна от другой, дает возможность расчленять производственный и технологический процессы их ремонта на отдельные операции, выполняемые одновременно (параллельно). Такое расчленение позволяет значительно расширять фронт работы и сокращать время нахождения объекта в ремонте. Степень расчлененности производственного процесса ремонта машины зависит от ее конструкции и программы, то есть от типа производства. С увеличением программы производственный процесс расчленяется на большее число операций. Если машина состоит из значительного числа легко отделяемых элементов, то и производственный процесс более четко расчленяется на операции, выполняемые параллельно. Несмотря на большое количество марок машин, типов и размеров ремонтных предприятий, производственный процесс ремонта тракторов и автомобилей слагается из следующих основных частей и операций: прием в ремонт, наружная очистка и мойка; разборка машин на сборочные единицы (агрегаты, узлы) и детали; очистка и дефектация деталей; восстановление деталей и комплектовка сборочных единиц; сборка, регулировка, обкатка и испытание узлов, агрегатов и машины в целом; окраска и сдача отремонтированной машины (агрегата) заказчику или на склад. Методы ремонта . На ремонтных предприятиях наибольшее распространение получили обезличенный, необезличенный и агрегатный методы ремонта машин. Обезличенный метод ремонта : годные или восстановленные сборочные единицы и детали не сохраняют принадлежность к определенному объекту ремонта, а при сборке могут быть поставлены на любой аналогичный ремонтируемый объект. Этот метод ремонта упрощает организацию производства. Недостатки: Приработанные годные пары деталей раскомплектовывают и при сборке соединяют с деталями разной степени изношенности, не приработанными одна к другой. В результате последующей приработки идет быстрое нарастание износа и значительно снижается ресурс машины (агрегата). Кроме того, обезличенный ремонт затрудняет возможность организации стимулирования за сохранность машин, так как после каждого очередного ремонта на машину установлены сборочные единицы и детали, неизвестно сколько проработавшие на других неизвестных машинах, то есть после такого ремонта обезличивается вся машина. Необезличенный метод ремонта : годные или восстановленные сборочные единицы и детали сохраняют свою принадлежность к определенному ремонтируемому объекту. Этот метод ремонта практически исключает все недостатки обезличенного ремонта, но значительно усложняет организацию производства на специализированных предприятиях с большим объемом работ. Преимущество: все приработанные годные пары деталей не раскомплектовывают, а устанавливают в те же корпусные детали и на те же машины, в результате чего оставшийся ресурс деталей используется полностью. Агрегатный метод ремонта : неисправные сборочные единицы и детали заменяют новыми или заранее отремонтированными. Весь процесс сводится к выполнению разборочно-сборочных работ, связанных с заменой агрегата. Эти работы можно проводить в небольших мастерских. Резко сокращается простой машины в ремонте и повышается его качество. Сборочные единицы можно отдавать в ремонт на специализированные предприятия. Этот метод нашел самое широкое применение при ремонте автомобилей, так как современные автомобили легко расчленять на агрегаты (двигатель, передний мост, задний мост и др.). Недостатки агрегатного ремонта такие же, как при обезличенном ремонте: замена сборочных единиц другими приводит к обезличиванию всей машины. Приемка в ремонт и из ремонта . Автомобили, поступившие в ремонт, должны удовлетворять требованиям технических условий на сдачу их в ремонт, быть комплектными, не иметь признаков разборки и замены агрегатов и деталей явно негодными.

Приемка в ремонт производится приемщиком авторемонтного предприятия совместно с представителем заказчика и оформляется приемо-сдаточными актом. Поступившие в ремонт автомобили со складов объектов ремонта направляются в отделение наружной мойки.

После завершения ремонта машина сдается заказчику. При сдаче машины составляется приемо-сдаточный акт. Заказчик получает экземпляр акта приемки ОТК, завода отремонтированной машины, технический и гарантийный паспорт на машину с инструкцией о режиме ее эксплуатации, сопроводительный лист и опись. Ремонтное предприятие несет ответственность за качество ремонта и в течение гарантийного срока обязано устранять за свой счет все дефекты, возникшие по его вине. Разборочные и очистные процессы.

Разборка - это совокупность операций по разъединению всех объектов ремонта на детали и сборочные единицы в определенной последовательности.. От общей трудоемкости этих работ на долю собственно разбарочных приходится 60...65 %.

Разборка - один из важнейших технологических процессов в авторемонтном производстве, во многом определяющий эффективность функционирования авторемонтного предприятия (АРП) и качество ремонта. При разборке автомобилей и их агрегатов необходимо обеспечить максимальную сохранность деталей. Число годных деталей, трудоемкость восстановления требующих ремонта во многом зависят от организации и технологии разборочных работ. Разборочные работы органично сочетаются с многостадийной очисткой. С этой целью разборка выполняется, как правило, в несколько этапов: предварительная подразборка узла, агрегата и окончательная разборка (в один или несколько этапов). Этапы разборки чередуются с очистными операциями, что позволяет повысить качество очистки агрегатов и узлов автомобиля, улучшить условия труда слесарей-разборщиков, а также сократить потери мелких деталей и стандартного крепежа во время разборки. Разборка в зависимости от объема производства может быть организована на стационарных постах или на поточных линиях. Поточная форма организации разборочного процесса является прогрессивной и позволяет улучшить качество разборки и снизить себестоимость разборочных работ. Средства разборки - совокупность орудий производства, необходимых для осуществления технологического процесса. Средства технологического оснащения разборки включают технологическое оборудование, а также технологическую оснастку.

Агрегатный (капитальный) ремонт авто – это полная или частичная замена агрегатов транспортного средства. Такой ремонт необходим, когда детали механизма изношены или сильно повреждены. В отличие от текущего ремонта, в процессе капремонта неисправные агрегаты отделяют от автомобиля. На их место устанавливают новые рабочие запчасти или старые запчасти после полного восстановления.

Автотехцентр AVS Motors предлагает ремонт и комплексное обслуживание автомобилей немецкого производства. Мы профессионально ремонтируем автомобили относящиеся к концерну VAG: Volkswagen, Audi и Skoda, а также марки Mercedes-Benz и BMW.

ВИДЫ РЕМОНТА АГРЕГАТОВ И УЗЛОВ АВТОМОБИЛЯ

Специалисты сервиса быстро и качественно произведут следующие виды работ:

  • Ремонт двигателя. Может включать в себя починку блока цилиндров, масляного насоса, систем газораспределения и охлаждения. В процессе агрегатного ремонта двигателя автомобиля заменяется часть элементов, проводится прочистка каналов и сварочные работы.
  • Ремонт коробки передач (МКПП, АКПП). Предпосылками к капремонту КПП может стать нарушение целостности корпуса, износ подшипников, муфт, шестерен, синхронизаторов и других деталей. После восстановления КПП проводится замена трансмиссионного масла.
  • Ремонт стартера. Агрегатный ремонт автомобиля позволяет устранить такие проблемы стартера, как заедание тягового реле, обрывы/замыкания в обмотке статоров и якорей, зависание щеток, поломка поводкового кольца муфты, ослабление приводной буферной пружины, подгорание и замыкание пластин коллектора.
  • Ремонт генератора. Капитальный ремонт генератора необходим при значительных дефектах подшипников, креплений, шкива, проводов зарядной цепи, регулятора напряжения, коллектора, диодного моста и других элементов. Наиболее частые причины ремонта агрегата: длительная эксплуатация автомобиля, коррозия, чрезмерно высокие нагрузки.
  • Ремонт раздаточной коробки. Как правило, проводится при подтекании масла. Может включать в себя замену масла и изношенных деталей: сальника, фланца, подшипников. После ремонта агрегат устанавливается на автомобиль, регулируется и центруется.
  • Ремонт рулевой рейки. Направлен на устранение таких неполадок, как протекание пыльника и корпуса рейки; люфт, заедание или тяжелый ход рулевого колеса; постукивание рейки. Во время агрегатного ремонта меняют элементы рулевой рейки (вал, поршни, втулки, кольца, болты и т.д.) или заменяют агрегат целиком.
  • Ремонт деталей подвески: поперечных и продольных рычагов, стабилизаторов, амортизаторов, сайлентблоков, поворотных кулаков, шаровых опор. Технический центр AVS Motors специализируется на агрегатном ремонте подвесок автомобилей VAG различного года выпуска.

ЭТАПЫ АГРЕГАТНОГО РЕМОНТА АВТОМОБИЛЯ

Метод ремонта - совокупность технологических и организационных правил выполнения операций ремонта.

По признаку сохранения ремонтируемых частей ремонт машин и агрегатов может производиться обезличенным и не обезличенным методами.

При обезличенном методе ремонта не сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру машины, агрегата, а при не обезличенном - сохраняется.

По организации выполнения ремонт машин может осуществляться следующими методами:

· агрегатным , представляющим обезличенный ремонт, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными. При этом снятые неисправные агрегаты отправляются для ремонта в специализированные ремонтные части или предприятия, после которого они поступают в оборотный фонд;

· индивидуальным , представляющим не обезличенный ремонт, при котором все поврежденные или изношенные агрегаты и другие сборочные единицы снимаются, ремонтируются и устанавливаются на ту же машину;

· смешанным, когда отдельные агрегаты и сборочные единицы ремонтируются, а другие заменяются новыми или заранее отремонтированными.

Агрегатный метод ремонта является основным методом ремонта машин в Вооруженных силах. Этот метод ремонта дает следующие преимущества:

· значительное сокращение сроков простоя машины в ремонте (время простоя машины в ремонте равно времени необходимому на замену неисправных агрегатов, механизмов и приборов);

· повышение производительности ремонтных средств за счет более простой организации производства;

· возможность использования этого метода при ремонте машин в полевых условиях и обеспечения маневра агрегатами при ведении войсками боевых действий;

· возможность обеспечения более высокого качества ремонта агрегатов на специализированных ремонтных предприятиях и частях;

· возможность использования при ремонте машин малоквалифицированных специалистов ремонтников и водителей ремонтируемых машин.

Основным недостатком этого метода является необходимость создания запаса (оборотного фонда) агрегатов для бесперебойной работы ремонтных подразделений и частей.

При не обезличенном методе ремонта неисправные агрегаты и детали снимаются с машины, ремонтируются и ставятся на ту же машину. При этом продолжительность ремонта машин больше, чем при агрегатном методе. Поэтому не обезличенный метод, ремонта применим только для машин, имеющих исключительно значение или имеющихся в весьма малых количествах.

В зависимости от типа производства (массовое, серийное, единичное) ремонт машин может быть организован: поточным методом, методом специализированных постов (бригадно-узловым) или универсальных постов (тупиковым методом).


Поточный метод характеризуется расположением средств технологического оснащения в последовательности выполнения операций технологического процесса и специализацией рабочих мест. Машина, агрегаты, механизмы, детали (например, блок цилиндров, коленчатый вал двигателя) передаются от одного специализированного места к другому сразу после выполнения очередной технологической операции. Поточный метод обеспечивает высокую производительность труда, эффективное использование высокопроизводительного, специализированного оборудования, создает условия для достижения высоких показателей качества ремонта. Он применяется на всех авторемонтных предприятиях и ремонтно-восстановительных частях, осуществляющих капитальный ремонт машин и агрегатов.

Метод специализированных постов характеризуется тем, что ремонтные работы, например разборка и сборка агрегатов и узлов, а также работы по восстановлению деталей и ремонту сборочных единиц осуществляются бригадами (исполнителями), специализированными на машины определенных марок, по сборочным единицам определенного типа (двигатель, коробка, задний мост).

Специализация постов (бригад, исполнителей) может быть:

· технологической - выполнение определенных операций, например, сборка – разборка;

· предметной, например, ремонт электрооборудования, ремонт гидроприводов и гидроусилителей и т.д.;

· подетальной, например, восстановление деталей, определенных по номенклатуре.

Метод специализированных постов применяется в ремонтных подразделениях, осуществляющих средний ремонт машин на готовых агрегатах.

Метод универсальных постов характеризуется тем, что все работы, по ремонту машины выполняются на одном рабочем посту, одной бригадой. При этом производительность труда, коэффициент использования оборудования невысокие. Квалификация работающих должна быть высокой, так как членам бригады приходится выполнять разные виды работ.

В общем случае ремонт может быть плановым , постановка машины на ко­торый осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-техничес­кой документации, и неплановым , постановка машины на который осуществля­ется без предварительного назначения. Средний и капитальный ремонт планируется по наработке. Постановка машины на текущий ремонт не планируется, проводится лишь расчет числа текущих ремонтов для истребования необходимых запасных деталей и материалов и ориентировочного планирования загрузки ремонтных подразделений.

По организации исполнения различают:

ремонт эксплуатирующей организацией - текущий и средний ремонт машин, выполняемый ремонтными подразделениями части, соединения, а там, где их нет,- на гарнизонных станциях технического обслуживания или в ремонтных подразделениях других воинских частей;

ремонт специализированной организацией - средний и капитальный ремонт, выполняемый ремонтно-восстановительными частями или ремонтными предприятиями, специализирующимися на выполнении ремонта определенного вида (капитальный, средний) машин и агрегатов (или только машин, или только агрегатов) определенных типов (марок);

ремонт предприятием - изготовителем.

Агрегатный метод ремонта – это обезличенный метод ТР, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными. Замена может осуществляться по плану или после отказа. Агрегатный метод ремонта – это один из способов повышения надежности системы путем резервирования.

Где Тц – общее время (время цикла).

Средняя доля времени, которое элемент находится в каждом состояний:

Где i=1…4.

Коэффициент К i достаточно полно позволяет произвести анализ системы. Большие значения К i указывают:

*для Т1 (работоспособное состояние):

Низкая продолжительность и трудоемкость ремонта.

*для Т2 (ожидание ремонта):

Недостаточная пропускная способность.

*Т3 (ремонт):

Высокая длительность ремонта.

*Т4 (нахождение в резерве):

Неоправданно большой резерв.

Основными преимуществами агрегатного метода ремонта яв­ляются:

1) специализация рабочих по отдельным видам работ, что по­вышает производительность труда;

2) более совершенная технология ремонта с использованием специального технологического оборудования и оснастки;

3) широкое внедрение механизации работ;

4) улучшение качества и снижение стоимости ремонтных работ;

5) сокращение продолжительности ремонта.

Недостаток агрегатного метода ремонта - необходимость в оборотном фонде агрегатов.

Оборотный фонд должен обеспечивать все виды ремонта обслуживаемого парка машин. Вместе с тем он должен быть минимальным, т.е. все сборочные единицы должны быть в обороте, находиться в различных стадиях технологического цикла: в демонтаже, ремонте, резерве, транспортировании, монтаже.

Необходимое число одноименных агрегатов в оборотном фонде:

Где q – число одноименных агрегатов, заменяемых в течении года;

Т ОА – время оборачиваемости агрегата, в днях;

К ЗП – коэф-т запаса, учитывающий территориальную разбросанность машин, К ЗП =1,1…1,5.

Для организаций эксплуатирующих АТС:

Где А – число машин одной марки, обслуживаемых оборотным фондом;

Вм, Вк, Вт – число одноименных агрегатов на соответствующей машине, в комплекте КР и ТР;

R – планируемая наработка на год, машин в час, км;

Рк, Рт – число планируемых в год КР и ТР;

Нз – нормативная периодичность замены агрегата.

Время оборачиваемости агрегата:

Расчет оборотного фонда по данным выражениям дает достаточные для практики результаты при постоянных значениях межремонтного периода и ремонтного цикла. Для более точного расчета следует использовать вероятностные методы, так как отказ и ремонт по техническому состоянию для каждой агрегатной машины могут иметь случайный характер. Чтобы определить количество оборотных агрегатов при этом следует определить вероятности отсутствия простоев (Ро.пр=0,97…0,99)