Не удается провести сход развал причины. Всё о развал-схождении

Передние (а у современного автомобиля - и задние) колеса установлены не строго вертикально и параллельно друг другу, а под некоторыми углами. Благодаря этому, улучшается устойчивость и управляемость автомобиля, оптимизируется работа подвески и радиус поворота, обеспечивается самовыравнивание рулевого колеса, уменьшается износ шин и расход топлива. Измененяя эти углы, можно серьезно изменить характер управляемости. У большинства современных автомобилей могут регулироваться следующие углы (параметры) установки колес: развал, схождение и кастер. Проверку и регулировку этих углов и называют обычно «развал-схождение» или «сход-развал». Что это за углы, какие еще углы бывают, как называются и на что влияют - читайте ниже.

1. Развал колес (Camber ) - угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса . Другими словами, если смотреть на автомобиль спереди, то верхняя часть колес будет наклонена либо внутрь, либо наружу в зависимости от модели автомобиля. Если верхняя часть колеса направлена внутрь, то развал называется отрицательным, если наружу – положительным. Развал колес измеряется в градусах, минутах и секундах.

Развал колес уменьшает сопротивление при повороте колеса и снижает толчки от неровностей дорогина рулевом колесе. Одновременно уменьшается нагрузка на подшипник(и) ступицы колеса и шарниры подвески. Величина и знак схождения зависят от типа подвески, рулевого управления и привода автомобиля. Положительный развал применяется в спортивных автомобилях и в автомобилях с типом подвески «Макферсон». В остальных случаях, включая Ниву Шевроле Ниву, развал устанавливается отрицательным.

Признаки нарушения углов развала колес: увод автомобиля от прямолинейного движения и односторонний износ протектора. Развал левого и правого колеса не должен отличаться более, чем на 30 минут.

При развале колес, ось переднего колеса наклонена и наружная часть шины при контакте с дорогой деформируется больше, т.е. наружный радиус качения шины получается меньше, чем внутренний. Передняя ось автомобиля как бы опирается на два вращающихся конуса, которые стремятся разъехаться в разные стороны. Чтобы компенсировать это, плоскости вращения колес нужно свести так, чтобы они образовали некоторый угол. Такое сведение колес называется схождением .

(Toe ) – установка передних колес автомобиля под углом к его продольной оси. При положительном схождении, колеса повернуты внутрь, а при отрицательном - наружу. Схождение, помимо компенсации увода из-за развала колес, служит для компенсации отклонений системы крепления колес, возникающих при движении автомобиля вперед. Угол схождения, который необходимо получить при регулировке - это такое схождение, которое становится равным нулю градусов при движении автомобиля.

Чаще всего, схождение измеряется в градусах, минутах и секундах, но иногда и в миллиметрах (разность В-А) со знаком плюс (для положительного схождения), или минус (для отрицательного схождения). Схождение всегда регулируется в последнюю очередь.

Признаки нарушения углов схождения колес: сильный пилообразный износ шин, визг шин в повороте на небольшой скорости, повышенный расход топлива из-за большого сопротивления качению передних колес (накат автомобиля намного меньше положенного). При схождении всего на несколько миллиметров больше или меньше нормы, покрышка может придти в негодность менее чем за 1.000 км.

Теперь понятно, что углы развала и схождения - параметры взаимосвязанные и угол схождения нужно устанавливать в зависимости от угла развала. Если угол развала равен нулю, то и схождения не должно быть; развал отрицательный - должно быть расхождение, а не схождение, иначе будут «гореть» шины. Чем угол развала больше, тем больше угол увода колеса. При неравенстве углов развала левого и правого колес автомобиль уводит в сторону большего угла.

3. Кастер - продольный угол наклона оси поворота колеса (Caster ). Угол кастера – это угол между вертикалью и проекцией оси поворота

колеса на продольную плоскость автомобиля. Наклон оси поворота необходим для самовыравнивания передних колес автомобиля при движении. Если в конце поворота отпустить руль, то он будет самостоятельно стремиться принять центральное положение – так проявляет себя кастер. Более наглядно угол наклона оси (кастер) можно представить, вспомнив велосипед и мотоцикл: передняя вилка установлена под углом, благодаря чему на них можно ездить, не держась за руль.

Чем больше продольный угол наклона передних колес, тем лучше автомобиль сопротивляется центробежной силе в повороте. Это происходит из-за того, что колесо немного наклоняется боковой частью в сторону поворота, увеличивая сцепление с дорогой. Наглядный пример такого наклона - на фото слева. Меньший угол кастера (более вертикальный) обеспечивает меньший радиус поворота автомобиля. Нулевой угол кастера для лучшей поворачиваемости устанавливают, например, на погрузчиках.

Признаки нарушения угла кастера: увод автомобиля в сторону при движении, разные усилия на рулевом колесе при левом и правом поворотах, односторонний износ протектора, визг шин на поворотах. Разность наклонов осей поворота левого и правого колес не должна превышать 30 минут.

4. Поперечный наклон оси поворота (kingpin ) - это угол отклонение верхней точки поворотного кулака от вертикали (угол α на рисунке). Угол наклона оси поворота измеряют между истинной вертикалью и линией, проходящей через центр стойки и нижний шаровой шарнир, если смотреть на автомобиль спереди.

Поперечный наклон оси поворота заставляет автомобиль удерживать прямолинейное движение, помогает возвращать колесо в этом направлени, и обеспечивает весовую стабилизацию передних колес. Задается конструкцией поворотного кулака и не регулируется. Измеряется в градусах, минутах и секундах.

5. Включенный (прилежащий) угол (camber+kingpin ) - суммарный угол развала и поперечного наклона оси поворота (на рисунке - угол α + β).

Другими словами, это угол, измеряемый от угла развала до линии, проходящей через центр стойки и нижний шаровой шарнир, если смотреть на автомобиль спереди.

Прилежащий угол вычисляют в градусах, минутах и секундах. На большинстве стендов, предназначенных для регулировки углов установки колес (стендов сход-развал), прямое измерение прилежащего угла не выполняется. Чтобы определить прилежащий угол, нужно вычесть отрицательный развал из наклона оси поворота, или прибавить к наклону оси поворота положительный развал.

6. Плечо обката (kingpin offse t, scrub radius ) - это расстояние расстояние от линии пересечения срединной плоскости колеса с поверхностью дороги, до точки пересечения оси поворота с этой же поверхностью. Ось поворота колеса - линия, проходящей через центр стойки и нижний шаровой шарнир (подвеска "Макферсон"), или центы шаровых шарниров (подвеска на поперечных качающихся рычагах). Если точка пересечения оси поворота колеса с дорогой лежит с внутренней стороны от плоскости продольной симметрии колеса, то плечо обкатки положительное (а), если с наружной - отрицательное (б). Плечо обката заложено в конструкцию подвески автомобиля и не регулируется.

Автомобили с подвеской на двойных рычагах имеют положительное плечо обката, т.к. рычаги с кулаком просто не помещаются внутри колесного диска. Автомобили с подвеской "Макферсон" имеют нулевое, а иногда и отрицательное плечо обката.

При положительном плече обката случайное повышение силы сопротивления одного из колес способно вызвать поворот руля в эту же сторону и нарушить курсовую устойчивость автомобиля. Разрабатывая конструкцию подвески, стремятся уменьшить положительное плечо обката, максимально приблизить его к нулю, или даже сделать отрицательным.

Плечо обкатки определяется не только конструкцией подвески, но и параметрами колёс. При установке дисков с нулевым или отрицательным вылетом, плоскость вращения колеса (срединная плоскость) сдвигается наружу, и плечо обкатки может приобрести большие положительные значения, руль начнёт вырыватся из рук на каждой неровности дороги, усилие на нём возрастет, а износ ступичных подшипников существенно увеличится.

Продолжение следует...

При написании данной статьи я встретил много разночтений и толкований одних и тех же понятий. Допускаю также, что в статье могут присутствовать неточности и ошибки. Буду очень признателен за комментарии и поправки на почту Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. , с пометкой "статья про сход-развал на сайте".

Если вы сталкиваетесь с неравномерным и быстрым износом шин, то это верный признак того, что нужно сделать развал-схождение. Проверять его нужно регулярно, желательно у специалистов. В противном случае придётся регулярно платить деньги за новый комплект резины. В видео и статье вы узнаете интересную информацию о процедуре развал-схождения, о её специфике и правильном выполнении.

Неправильно выставленные углы установки колёс – одна из причин быстрого износа покрышек.

В первую очередь мастер должен проверить ходовую часть автомобиля. Если нужен её ремонт, то делать развал-схождение вовсе бессмысленно. В нашем случае рулевая и подвеска были в порядке. Далее на проверенном стенде выставляются правильные углы.


Перед регулировкой также необходимо проверить давление в шинах и определить загруженность багажника.

Но все ли это делают?..

После того, как мы приспустили колесо и положили в багажник почти 200 кг железа, углы установки колёс изменились на несколько градусов. Но найдут ли эту проблему в сервисе?

В одном из сервисов нам сказали, что нужно менять всю рулевую, полностью трапецию. Также упомянули, что это только то, что видно невооружённым взглядом. По цене: 1200 – трапеция, 800 рублей – цилиндр с прокачкой. Это достаточно недешёвый ремонт ходовой. Но развал-схождение отрегулировали. Давление в шинах и загруженный багажник проверять не стали.

Признаки неправильного развал-схождения

В первую очередь – это неравномерный износ шин. Колесо немного наклонено, что вызывает большее давление на одну сторону и соответственно быстрый износ. В таком случае вам стоит немедленно отправиться к мастеру или постоянно тратиться на замену резины.

Кроме того, если развал-схождение неправильно, то при отпускании руля на прямой во время езды автомобиль будет уводить немного в сторону. Это тоже повод заглянуть в автосервис. На самом деле лучше делать это раз в полгода при сезонной смене колёс. Ходовая в ходе использования расшатывается и углы изменяются.

это угол между направлением движения и плоскостью вращения колёс. От него зависит устойчивость в поворотах и износ шин.


У заднеприводных автомобилей колёса должны быть слегка повёрнуты друг к другу. Это называется положительным схождением. В движении колёса слегка разъезжаются и становятся параллельно.У переднеприводных наоборот.

– это угол между вертикалью и плоскостью колеса. Он обеспечивает надёжный контакт покрышки с дорогой.


В другом сервисе давление в шинах определили на глаз! Кроме того, гири в багажнике тоже никого не заинтересовали.

Регулировка углов

Изначально стенд для регулировки был оптическим, его изобрели в 1955. Его датчики, установленные на колёсах, посылали сфокусированные световые лучи и измеряли углы. Однако уже в 1969 году его подключили к компьютеру. В 1995 году для измерения и регулировки углов стали впервые применять 3D-технологии. Но советские автолюбители справлялись с этим без всяких стендов при помощи ключей, штангенциркуля, нити и отвесов. Они сами регулировали углы. Вот так.

Объехав ещё 4 мастерских, мы нашли механика, который обнаружил подвох. Он накачал колесо и заметил сюрприз в багажнике. В сервисе с нас не взяли ни копейки! Обязательно обратите внимание, что в автосервисе перед регулировкой развал-схождения должны сделать диагностику ходовой, проверили давление в шинах и загруженность транспорта.

31.03.2015

Комфортное и лёгкое в управлении транспортное средство - вот, что представляет собой на сегодняшний день современный автомобиль. От его устойчивости и предсказуемости поведения на дороге во многом зависит общая безопасность всего движения. В этом выпуске мы поговорим с Елисеевым Романом Викторовичем - директором автосервиса «МАСТЕРКАРС» о том, как визуально определить нарушение сход-развала, как часто следует производить диагностику и регулировку углов установки колес, и о последствиях неправильной настройки.

- Для начала давайте разберёмся с самим понятием «сход-развал».
- Развал – это угол наклона колёс по отношению к дороге. Если верхняя часть колеса имеет наклон к центру машины, то развал считается отрицательным, в противном случае, когда от центра – положительным. На спортивных автомобилях подвеска специально настраивается таким образом, чтобы достичь отрицательного развала, это позволяет автомобилю лучше входить в повороты, иметь устойчивость и хорошее сцепление с поверхностью дороги (в ущерб долговечности резины).
И, наконец, схождение (сумме углов между продольной осью машины и плоскостью, которая проходит через центр правого и левого колёс). Сначала для передних колёс. Плюсом положительного схождения является стабильность на больших скоростях, а минусом – увеличение недостаточной поворачиваемости. Плюсом отрицательного схождения является улучшенная реакция колёс на движения рулевого колеса, а минусом – быстрый износ резины передача неровностей дороги на руль, либо просто «биение». Что касается задних колёс, то ситуация почти такая же. Если сделать отрицательное схождение, то автомобиль будет склонен к заносам. Самое оптимальное – управлять автомобилем с нулевым схождением на обеих осях.

- По каким признакам можно определить нарушенное развал-схождение?
- Не всегда можно сразу понять, что развал-схождение нарушено. Однако существуют внешние признаки, по которым все-таки можно это определить:
1) неравномерный износ резины;
2) курсовая устойчивость (отклонения от прямолинейного движения);
3) спица руля стоит не ровно;
4) трудность в управляемости.

- После каких работ обязательно нужно производить настройку развал-схождения?
- Диагностику развала-схождения автомобиля рекомендуется делать раз в три месяца или при каждом прохождении ТО. Кроме того, если недавно был сделан ремонт элементов ходовой системы: замена рулевых тяг, замена шаровых опор, замена маятникового рычага, замена рулевого редуктора, замена рычагов подвески, замена сайлентблоков и пружин, - то имеет смысл также прибегнуть к этой процедуре. Так как любой узел, агрегат, который подлежал замене в ходовой части, может нарушить УУК (углы установки колес). Необходимость проведения внеплановой проверки и регулировки развала-схождения возникает и после сильных ударных нагрузок на узлы ходовой и подвески: попадания колеса в яму, наезда на препятствие, длительной езды по дорогам с неудовлетворительным покрытием. Диагностику также рекомендуется осуществлять при сезонной замене резины, так как показатели шин разнятся, а с ними разнятся и углы, образуемые колесами. Если вы заметили, что покрышки стираются слишком быстро и неравномерно, то это также знак того, что развал-схождение отрегулировано не так.

- На какие узлы, агрегаты может повлиять неправильное развал-схождение?
- Неверно настроенное развал-схождение прежде всего грозит износу ходовой части, так как происходит неправильное распределение нагрузок на колеса. Также, как уже ранее говорилось, если развал не в норме, то очень быстро изнашивается резина. Но самое важное - это безопасность Вас, Ваших пассажиров и пешеходов. При не отрегулированном или неправильно настроенном развал-схождении, автомобиль становится непредсказуемым, неуправляемым.

- Можно ли отрегулировать развал-схождение самостоятельно?
- Вручную отрегулировать эти показатели невозможно. Обязательно требуется использование профессионального оборудования и контроль опытного специалиста. Грамотно проделанный сход-развал поможет продлить срок службы шин, элементов ходовой. Кроме того, естественно, поведение автомобиля на дороге станет более предсказуемым и комфортным для водителя.

- Какие стенды развал-схождения бывают?
- Для проверки углов установки колес применяются оптические, лазерные и компьютерные стенды. Основная задача, возложенная на эти устройства – это с высокой точностью измерять угловые и линейные величины, характеризующие расположение колес автомобиля, а также другие параметры ходовой части. Регулировка углов развала и схождения осуществляется после проведения измерений данных величин на стенде. В настоящее время в современных автосервисах и на станциях ТО широко используются компьютерные 3-D стенды для диагностики развала-схождения колес. Данный тип оборудования обладает широкими функциональными возможностями и обеспечивает очень высокую точность измерений.

- Как Вы производите диагностику?
- Экспресс диагностика осуществляется на стенде Hunter QuickCheck, которая позволяет в течении 3-5 минут оценить состояние углов установки колес Вашего автомобиля. После проверки Вы получаете распечатку с результатом диагностики и рекомендации нашего механика и принимаете решение о дальнейшей регулировке. Мы проводим диагностику углов развала - схождения колес совершенно бесплатно.

- Сколько по времени занимает регулировка углов установки колес авто?
- В среднем данная работа занимает от получаса до часа времени, в зависимости от состояния автомобиля.

- Ваши рекомендации.
- В свою очередь, я рекомендую следить за состоянием Вашего автомобиля и при малейших подозрениях на неисправность, лучше не ждать поломки, а обратиться в автосервис, где Вам помогут настоящие мастера своего дела. «МАСТЕРКАРС» с радостью ждет Вас на экспресс диагностику развал-схождения.

Газета «Автоклуб-Казань» благодарит за интервью Елисеева Романа Викторовича -
директора автосервиса «МАСТЕРКАРС»