Тормозной путь с 60. Как рассчитать тормозной путь

Какой тормозной путь у автомобиля и мотоцикла при скорости 60 км/ч?

Любой автомобилист знает, что часто от ДТП нас отделяют буквально доли секунды. Автомобиль, движущийся с определенной скоростью, не может замереть на месте, как вкопанный, после нажатия на педаль тормоза, даже если у вас стоят покрышки Continental, которые традиционно занимают высокие места в рейтингах, и тормозные колодки с высоким коэффициентом тормозного нажатия.

После нажатия на тормоз, автомобиль еще преодолевает определенное расстояние, которое называют тормозным или остановочным путем. Таким образом, тормозной путь - это расстояние, которое проходит транспортное средство с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки. Водитель должен хотя бы приблизительно уметь рассчитывать остановочный путь, иначе не будет соблюдаться одно из основных правил безопасного передвижения:

  • остановочный путь должен быть меньше, чем расстояние до помехи.

Ну, а здесь вступает в действие такая способность, как скорость реакции водителя - чем раньше он заметит преграду и нажмет на педаль, тем раньше машина остановится.

Длина тормозного пути зависит от таких факторов:

  • скорость движения;
  • качество и вид дорожного покрытия - мокрый или сухой асфальт, лед, снег;
  • состояние шин и тормозной системы автомобиля.

Обратите внимание, что такой параметр, как вес автомобиля, не влияет на длину тормозного пути.

Также большое значение имеет и способ торможения:

  • резкое нажатие до упора приводит к неуправляемому заносу;
  • постепенное усиление давления - применяется в спокойной обстановке и при хорошей видимости, в экстренных ситуациях не применяется;
  • прерывистое нажатие - водитель несколько раз жмет на педаль до упора, автомобиль может потерять управляемость, но останавливается достаточно быстро;
  • ступенчатое нажатие - по этому же принципу работает система ABS. водитель полностью блокирует и растормаживает колеса, не теряя контакт с педалью.

Есть несколько формул, с помощью которых определяют длину остановочного пути, и мы применим их для разных условий.

Длина тормозного пути определяется по простой формуле:

Из курса физики помним, что μ - это коэффициент трения, g - ускорение свободного падения, а v - скорость движения автомобиля в метрах в секунду.

Представляем ситуацию: едем на ВАЗ-2101 со скоростью 60 км/час. В метрах 60-70 видим пенсионерку, которая, забыв о любых правилах безопасности, бросилась через дорогу за маршруткой.

Подставляем данные в формулу:

  • 60 км/час = 16,7 м/сек;
  • коэффициент трения для сухого асфальта и резины равняется 0,5-0,8 (обычно берут 0,7);
  • g = 9,8 м/с.

Получаем результат - 20,25 метров.

Понятно, что такое значение может быть только для идеальных условий: хорошее качество резины и с тормозами все отлично, вы тормозили одним резким нажатием и всеми колесами, при этом не ушли в юз и не утратили управляемость.

Можно перепроверить результат еще по одной формуле:

S=Kэ*V*V/(254*Фc) (Кэ - тормозной коэффициент, для легковых авто он равняется единице; Фс - коэффициент сцепления с покрытием - 0,7 для асфальта).

В данную формулу подставляют скорость в километрах в час.

Получаем:

  • (1*60*60)/(254*0,7) = 20,25 метров.

Таким образом, длина тормозного пути на сухом асфальте для легковых авто, движущихся на скорости 60 км/час, в идеальных условиях составляет не менее 20 метров. И это при условии резкого торможения.

Мокрый асфальт, лед, укатанный снег

Зная коэффициенты сцепления с дорожным покрытием, можно легко определить длину тормозного пути при различных условиях.

  • 0,7 - сухой асфальт;
  • 0,4 - мокрый асфальт;
  • 0,2 - укатанный снег;
  • 0,1 - гололед.

Подставляя эти данные в формулы, получим следующие значения длины остановочного пути при торможении на 60 км/час:

  • 35,4 метра на мокром асфальте;
  • 70,8 - на укатанном снегу;
  • 141,6 - на льду.

То есть на льду длина тормозного пути возрастает в 7 раз. Кстати, на нашем сайте Vodi.su есть статьи о том, как правильно управлять автомобилем и тормозить в зимнее время. Также безопасность в этот период зависит и от правильного выбора зимней резины.

Если вы не любитель формул, то в сети можно найти простые калькуляторы тормозного пути, алгоритмы которых и построены на данных формулах.

Длина остановочного пути с ABS

Главная задача ABS - не дать уйти автомобилю в неконтролируемый занос. Принцип действия этой системы схож с принципом ступенчатого торможения - колеса полностью не блокируются и тем самым у водителя сохраняется возможность управлять автомобилем.

Многочисленные тесты демонстрируют, что с ABS тормозной путь короче на:

  • сухом асфальте;
  • мокром асфальте;
  • укатанном гравии;
  • на пластиковой разметке.

На снегу, гололеде или на раскисшей почве и глине эффективность торможения с ABS несколько снижается. Но в то же время водителю удается сохранить управляемость. Стоит также отметить, что длина тормозного пути во многом зависит от настроек ABS и наличия EBD - системы распределения тормозного усилия).

Одним словом, тот факт, что у вас есть ABS, не дает вам преимуществ в зимнее время. Длина тормозного пути может быть на 15-30 метров больше, но зато вы не утрачиваете контроль за машиной и она не отклоняется от своего маршрута. А на льду данный факт значит очень много.

Тормозной путь мотоцикла

Научиться правильно тормозить или притормаживать на мотоцикле - задание не из легких. Можно тормозить передним, задним или обоими колесами одновременно, также используется торможение двигателем или юзом. Если затормозить неправильно на большой скорости, то можно очень легко утратить равновесие.

Длина тормозного пути для мотоцикла также рассчитывается по выше приведенным формулам и составляет для 60 км/час:

  • сухой асфальт - 23-32 метра;
  • мокрый - 35-47;
  • снег, грязь - 70-94;
  • гололедица - 94-128 метров.

Вторая цифра - это тормозной путь юзом.

Любой водитель или мотоциклист должен знать приблизительную длину тормозного пути своего ТС при разных скоростях. Сотрудники ГИБДД при оформлении ДТП по длине юза могут определить скорость, с которой двигался автомобиль.

Любой автомобилист знает, что часто от ДТП нас отделяют буквально доли секунды. Автомобиль, движущийся с определенной скоростью, не может замереть на месте, как вкопанный, после нажатия на педаль тормоза, даже если у вас стоят покрышки Continental, которые традиционно занимают высокие места в рейтингах, и тормозные колодки с высоким коэффициентом тормозного нажатия.

После нажатия на тормоз, автомобиль еще преодолевает определенное расстояние, которое называют тормозным или остановочным путем. Таким образом, тормозной путь - это расстояние, которое проходит транспортное средство с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки. Водитель должен хотя бы приблизительно уметь рассчитывать остановочный путь, иначе не будет соблюдаться одно из основных правил безопасного передвижения:

  • остановочный путь должен быть меньше, чем расстояние до помехи.

Ну, а здесь вступает в действие такая способность, как скорость реакции водителя - чем раньше он заметит преграду и нажмет на педаль, тем раньше машина остановится.

Длина тормозного пути зависит от таких факторов:

  • скорость движения;
  • качество и вид дорожного покрытия - мокрый или сухой асфальт, лед, снег;
  • состояние шин и тормозной системы автомобиля.

Обратите внимание, что такой параметр, как вес автомобиля, не влияет на длину тормозного пути.

Также большое значение имеет и способ торможения:

  • резкое нажатие до упора приводит к неуправляемому заносу;
  • постепенное усиление давления - применяется в спокойной обстановке и при хорошей видимости, в экстренных ситуациях не применяется;
  • прерывистое нажатие - водитель несколько раз жмет на педаль до упора, автомобиль может потерять управляемость, но останавливается достаточно быстро;
  • ступенчатое нажатие - по этому же принципу работает система ABS, водитель полностью блокирует и растормаживает колеса, не теряя контакт с педалью.

Ещё на InDrive.Net:

Расчет длины тормозного пути автомобиля

Есть несколько формул, с помощью которых определяют длину остановочного пути, и мы применим их для разных условий.

Сухой асфальт

Длина тормозного пути определяется по простой формуле:

Из курса физики помним, что μ - это коэффициент трения, g - ускорение свободного падения, а v - скорость движения автомобиля в метрах в секунду.

Представляем ситуацию: едем на ВАЗ-2101 со скоростью 60 км/час. В метрах 60-70 видим пенсионерку, которая, забыв о любых правилах безопасности, бросилась через дорогу за маршруткой.

Подставляем данные в формулу:

  • 60 км/час = 16,7 м/сек;
  • коэффициент трения для сухого асфальта и резины равняется 0,5-0,8 (обычно берут 0,7);
  • g = 9,8 м/с.

Получаем результат - 20,25 метров.

Понятно, что такое значение может быть только для идеальных условий: хорошее качество резины и с тормозами все отлично, вы тормозили одним резким нажатием и всеми колесами, при этом не ушли в юз и не утратили управляемость.

Можно перепроверить результат еще по одной формуле:

S=Kэ*V*V/(254*Фc) (Кэ - тормозной коэффициент, для легковых авто он равняется единице; Фс - коэффициент сцепления с покрытием - 0,7 для асфальта).

В данную формулу подставляют скорость в километрах в час.

Получаем:

  • (1*60*60)/(254*0,7) = 20,25 метров.

Таким образом, длина тормозного пути на сухом асфальте для легковых авто, движущихся на скорости 60 км/час, в идеальных условиях составляет не менее 20 метров. И это при условии резкого торможения.

Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Предпочитаете живое общение? Позвоните юристу бесплатно!

Мокрый асфальт, лед, укатанный снег

Зная коэффициенты сцепления с дорожным покрытием, можно легко определить длину тормозного пути при различных условиях.

Коэффициенты:

  • 0,7 - сухой асфальт;
  • 0,4 - мокрый асфальт;
  • 0,2 - укатанный снег;
  • 0,1 - гололед.

Подставляя эти данные в формулы, получим следующие значения длины остановочного пути при торможении на 60 км/час:

  • 35,4 метра на мокром асфальте;
  • 70,8 - на укатанном снегу;
  • 141,6 - на льду.

Ещё на InDrive.Net:

От чего зависит длина тормозного пути и по какой формуле ее можно рассчитать

То есть на льду длина тормозного пути возрастает в 7 раз. Кстати, на нашем сайте Vodi.su есть статьи о том, как правильно управлять автомобилем и тормозить в зимнее время. Также безопасность в этот период зависит и от правильного выбора зимней резины.

Если вы не любитель формул, то в сети можно найти простые калькуляторы тормозного пути, алгоритмы которых и построены на данных формулах.

Длина остановочного пути с ABS

Главная задача ABS - не дать уйти автомобилю в неконтролируемый занос. Принцип действия этой системы схож с принципом ступенчатого торможения - колеса полностью не блокируются и тем самым у водителя сохраняется возможность управлять автомобилем.

Многочисленные тесты демонстрируют, что с ABS тормозной путь короче на:

  • сухом асфальте;
  • мокром асфальте;
  • укатанном гравии;
  • на пластиковой разметке.

На снегу, гололеде или на раскисшей почве и глине эффективность торможения с ABS несколько снижается. Но в то же время водителю удается сохранить управляемость. Стоит также отметить, что длина тормозного пути во многом зависит от настроек ABS и наличия EBD - системы распределения тормозного усилия).

Одним словом, тот факт, что у вас есть ABS, не дает вам преимуществ в зимнее время. Длина тормозного пути может быть на 15-30 метров больше, но зато вы не утрачиваете контроль за машиной и она не отклоняется от своего маршрута. А на льду данный факт значит очень много.

Тормозной путь мотоцикла

Научиться правильно тормозить или притормаживать на мотоцикле - задание не из легких. Можно тормозить передним, задним или обоими колесами одновременно, также используется торможение двигателем или юзом. Если затормозить неправильно на большой скорости, то можно очень легко утратить равновесие.

Совсем не зря на знаках стоит рекомендуемая скорость для транспортных средств в 60 км/ч, потому что, придерживаясь данной цифры, водитель может совершать безопасное движение и вовремя останавливаться. Особенно это актуально при возникновении непредвиденной ситуации, где нужно применить экстренное торможение или резкий маневр. Если вам все – таки нужно будет затормозить, то тормозной путь, в данном случае, составит около 25 метров, но на цифру влияет множество аспектов, такие как: вес авто, качество шин, исправность и многое другое. Разберемся в этом подробнее.

Если дорожное покрытие, а именно асфальт, является сухим, то торможение будет минимальным, потому что сцепление с дорогой сохраняется отличным. Мокрый асфальт увеличит тормозной путь из-за способности воды снижать силу трения. Если рассматривать другую дорогу, например, где на поверхности находится земля, то путь также увеличивается, то же можно сказать и о бетоне, по причине его гладкости. В цифрах это не 25, а уже 125 метров, опять-таки при 60 километров за час.

Применение АБС

Расшифровывается эта система как Антиблокировочная, и ее применяют для уменьшения тормозного пути. Как же она работает? Получается, что когда водитель выжимает максимально педаль тормоза, то система препятствует тому, чтоб колеса полностью блокировались. В противном случае происходит скольжение, и об управляемости уже речи идти не будет.

В любом случае, нужно следить за исправностью тормозной системы, потому что даже может не помочь.

Масса машины и покрышки

Очень сложно будет справиться автомобилю с большой массой, поэтому никогда нельзя забывать о придерживании дистанции. Лучше всего, если водитель заранее подготовится к поездке, и будет знать какой тормозной путь именно у его авто. Не меньшую роль играет рисунок протектора, наличие шипов, соответствие сезонности и пр., в общем, чтоб шины соответствовали многим требованиям. Особенно это актуально и в то же время опасно, когда покрышка уже износилась и стерлась, а дорога мокрая. В этом случае путь торможения будет очень большим, и может привести к аварии.

Тормозной путь автомобиля.

1. Тормозной путь ав томобиля — р асстояние, пройденное АТС от начала до конца торможения.

Нормативные значения тормозного пути автотранспортных средств при определенных условиях приведены в разделе т ребования к тормозному управлению ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

Нормативы эффективности торможения транспортного средства при проверках в дорожных условиях.

Нормативные значения тормозного пути установлены при:

а) начальной скорости торможения при проверках в дорожных условиях — 40 км/ч;

б) не превышении технически допустимой максимальной массы транспортного средства;

в) соблюдении при торможении с начальной скоростью 40 км/ч коридора движения шириной не более 3-х метров (транспортное средство не должно ни одной своей частью выходить из этого коридора).

г) движении на прямой ровной горизонтальной сухой чистой дороге с цементно- или асфальтобетонным покрытием (коэффициент сцепления шин с дорогой 0,7 – 0,8);

д) торможении рабочей тормозной системой в режиме экстренного полного торможения путем однократного воздействия на орган управления.

По ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения», категориями обозначаются:

М1. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения (легковые автомобили).

М2. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т (автобусы).

М3. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т (автобусы.

N1. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.

N2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.

N3. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 т.

2. Тормозной путь автомобиля при начальной скорости торможения выше 40 км в час.

ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» предусматривает методику пересчета нормативов тормозного пути в зависимости от начальной скорости торможения АТС, т.е. скорости, превышающей 40 км в час.

Для этого в ГОСТе приводится следующая формула:

St = AV о + V о 2 /26 J уст., где

Vо — начальная скорость торможения АТС, км/ч;

Jуст — установившееся замедление, м/с 2 ;

А — коэффициент, характеризующий время срабатывания тормозной системы.

При пересчетах нормативов тормозного пути S т следует использовать значения коэффициента А и установившегося замедления J уст для различных категорий АТС, приведенные в нижеуказанной таблице (по ГОСТ Р 51709-2001):

Наименование АТС Категория АТС (тягач в составе автопоезда) Исходные данные для расчета норматива тормозного пути S T АТС в снаряженном состоянии
А J уст, м/с 2
Пассажирские и грузопассажирские автомобили М 1 0,10 5,2
М 2 , М 3 0,15 4,5
Легковые автомобили с прицепом М 1 0,10 5,2
Грузовые автомобили N 1 , N 2 , N 3 0,15 4,5
Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом) N 1 , N 2 , N 3 0,18 4,5

Для легковых автомобилей:

— при начальной скорости торможения в 50 км/ч тормозной путь будет 23 метра;

— при начальной скорости торможения в 70 км/ч тормозной путь будет равен 43 метрам;

— при начальной скорости торможения в 90 км/ч тормозной путь составляет 69 метров;

— при 110 км/ч — тормозной путь составляет 100 метров;

— при 130 км/ч – 138 метров;

— при 150 км/ч тормозной путь будет 181 метр.

Для автобусов при начальной скорости торможения в 50 км/ч тормозной путь равен 29 метрам, при 70 км/ч – 52 метра, при 90 км/ч – 83 метра.

Для грузовых автомобилей без прицепа – аналогично автобусам.

Для грузовых автомобилей с прицепом (полуприцепом):

— при начальной скорости торможения в 50 км/ч тормозной путь будет 30 метров;

— при начальной скорости торможения в 70 км/ч тормозной путь будет 55 метров;

— при начальной скорости торможения в 80 км/ч тормозной путь будет 69 метров;

— при начальной скорости торможения в 90 км/ч тормозной путь будет 85 метров;

Пересчет значений тормозного пути производится для условий движения на сухом чистом асфальте на режимах торможения согласно правил эксплуатации конкретных марок автомобилей с учетом наличия АБС и без АБС.

3. Тормозной путь автомобиля является основным составляющим длины остановочного пути. Остановочный путь - это расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности на дороге до полной остановки. Остановочный путь будет больше тормозного пути на величину в метрах за время реакции водителя и за время срабатывания тормозной системы.

Время реакции водителя составляет от 0,4 до 1,2 с и зависит от профессионализма водителя и его физического и психо — эмоционального состояния (время реакции увеличивается при усталости, заболеваниях, резко возрастает при алкогольном или наркотическом опьянении).

Время срабатывания тормозной системы - это время с момента нажатия на педаль тормоза до приведения в действие тормозного устройства. Зависит от качества и состояния тормозной системы, обычно составляет до 0,4 сек у тормозов с гидравлическим приводом и до 0,8 сек у тормозов с пневматическим приводом.

Для справки. 60 км в час равно 16,7 метров в секунду (60000 м:3600 сек).

4. Тормозной путь автомобиля, кроме начальной скорости торможения, зависит от множества других дополнительных факторов. Это состояние тормозов, состояние шин, наличие АБС, вид дорожного покрытия, погодные условия. Обобщающим показателем состояния шин и дорожных условий является коэффициент сцепления шин с дорогой.

По ГОСТ Р 51709-2001 коэффициент сцепления колеса с опорной поверхностью – это отношение результирующей продольной и поперечной сил реакций опорной поверхности, действующих в контакте колеса с опорной поверхностью, к величине нормальной реакции опорной поверхности на колесо.

Согласно краткого автомобильного справочника (НИИАТ, 1983год) значения коэффициента сцепления при скорости 40 км в час выглядят следующим образом:

Тип покрытия Коэффициент сцепления с дорогой
Сухая поверхность Мокрая поверхность
Асфальтобетонное, цементобетонное покрытие 0,7-0,8 0,35-0,45
Щебеночное покрытие 0,6-0,7 0,3-0,4
Грунтовая дорога 0,5-0,6 0,2-0,4
Дорога, покрытая укатанным снегом 0,2-0,3 0,2-0,3
Обледенелая дорога 0,1-0,2 0,1-0,2

Измерение фактического коэффициента сцепления шин с дорогой проводят в соответствии с ГОСТ 33078-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием».

Независимо от того, кто находится за рулем автомобиля - опытный водитель с двадцатилетним стажем или новичок, только вчера получивший свои долгожданные права, - на дороге в любой момент может произойти аварийная ситуация из-за:

  • нарушения ПДД каким-либо участником дорожного движения;
  • неисправного состояния транспортного средства;
  • внезапного появления на дороге человека или животного;
  • объективных факторов (плохая дорога, плохая видимость, падение на дорогу камней, деревьев и т. д.).

Безопасная дистанция между автомобилями

Согласно п. 13.1 Правил дорожного движения, водителю необходимо держаться от впереди идущего транспортного средства на достаточном расстоянии, которое позволит ему вовремя затормозить.

Несоблюдение дистанции является одной из главных причин транспортных аварий.

При резкой остановке впереди идущего транспорта у водителя автомобиля, вплотную следующего за ним, нет времени для торможения. В результате происходит столкновение двух, а иногда и более транспортных средств.

Для определения безопасного расстояния между машинами во время движения рекомендуется брать целое числовое значение скорости. Например, скорость автомобиля - 60 км/час. Значит, дистанция между ним и впереди идущим транспортным средством должна быть равна 60 метрам.

Возможные последствия столкновений

Согласно результатам технических испытаний, сильный удар движущегося автомобиля о какое-либо препятствие по силе соответствует падению:

  • при 35 км/ч - с 5-метровой высоты;
  • при 55 км/ч - 12 метров (с 3-4 этажа);
  • при 90 км/ч - 30 метр (с 9 этажа);
  • при 125 км/ч - 62 метр.

Понятно, что столкновение транспортного средства с другим автомобилем или иным препятствием даже при небольшой скорости угрожает людям травмой, а в самом худшем случае - и гибелью.

Поэтому при возникновении аварийных ситуаций необходимо предпринять все возможное для предотвращения подобных столкновений и выполнить объезд препятствия или экстренное торможение.

Чем отличается тормозной путь от остановочного

Остановочный путь - дистанция, которую проедет машина за период от момента обнаружения водителем препятствий до окончательного прекращения движения.

Он включает в себя:


От чего зависит тормозной путь

Ряд факторов, влияющих на его длину:

  • скорость срабатывания тормозной системы;
  • скорость движения транспортного средства в момент торможения;
  • тип дороги (асфальт, грунтовая, гравийная и т. д.);
  • состояние покрытия дороги (после дождя, гололедица и т. д.);
  • состояние шин (новые или с изношенным протектором);
  • давление в шинах.

Тормозной путь легкового автомобиля прямо пропорционален квадрату его скорости. То есть, при увеличении скорости в 2 раза (с 30 до 60 километров в час) длина тормозного пути возрастает в 4 раз, в 3 раза (90 км/час) - в 9 раз.

Экстренное торможение

Экстренным (аварийным) торможением пользуются при возникновении опасности наезда или столкновения.

Не следует слишком резко и сильно нажимать на тормоз - в этом случае блокируются колеса, машина теряет управление, начинается ее скольжение по трассе «юзом».

Симптомы заблокированных колес во время торможения:

  • появление вибрации колес;
  • уменьшение торможения автомобиля;
  • появление скребущего или визжащего звука от покрышек;
  • у машины возник занос, она не реагирует на движения руля.

ВАЖНО: Если есть возможность, необходимо сделать предупреждающее торможение (полсекунды) для машин, следующих сзади, на мгновенье отпустить педаль тормоза и тут же начать экстренное торможение.

Типы экстренного торможения

1. Прерывистое торможение - нажать на тормоз (не допуская блокировки колес) и полностью отпустить. Так повторять до полной остановки машины.

В момент отпускания педали тормоза нужно выравнивать направление движения, чтобы избежать заноса.

Прерывистым торможением также пользуются при езде по скользкой или неровной дороге, торможении перед ямками или ледяными участками.

2. Ступенчатое торможение - нажать на тормоз до появления блокировки одного из колес, затем сразу ослабить давление на педаль. Повторять так до полного прекращения движения машины.

В момент ослабления нажатия на педаль тормоза нужно выравнивать рулем направление движения, чтобы избежать заноса.

3. Торможение двигателем на автомобилях с механической коробкой передач - нажать на сцепление, перейти на более низкую передачу, снова на сцепление и т. д., поочередно понижая до самой низшей.

В особых случаях можно понижать передачу не по порядку, а сразу на несколько.

4. Торможение при наличии ABS: если легковой автомобиль имеет автоматическую коробку передач, при экстренном торможении необходимо с максимальной силой нажимать на тормоз до полной остановки, а на машинах с механической коробкой передач - одновременно сильно давят на педали тормоза и сцепления.

При срабатывании системы ABS будет подергиваться педаль тормоза и появится хрустящий звук. Это нормально, необходимо продолжать изо всех сил давить на педаль, пока автомобиль не остановится.

ЗАПРЕЩЕНО: Во время экстренного торможения пользоваться стояночным тормозом - это приведет к развороту автомобиля и неконтролируемому заносу из-за полной блокировки колёс машины.