Для чего нужны лепестки на руле. Новая игрушка – подрулевые лепестки

Сегодня большинство обычных низкобюджетных автомобилей, которые можно увидеть на городских дорогах, оснащены привычной кулисой коробки передач. Но, достаточно вам сесть за руль одного из дорогих автомобилей, как тут же бросятся в глаза достаточно непривычные небольшие рукоятки, торчащие позади рулевого колеса. Это и есть подрулевые лепестки переключения передач. Правда, расположены они не под рулем, а непосредственно за ним.

Сегодня мы расскажем вам о том, для чего же нужны продрулевые лепестки, когда они впервые были установлены на серийных автомобилях, обо всех преимуществах и недостатках, а также о том, как пользоваться подрулевыми лепестками.

История появления подрулевых лепестков

Если вы знаете что-то про автомобили, то должны прекрасно понимать и то, что большинство привычных систем безопасности и повышения комфорта управления родились в мире автоспорта. Та же история и с подрулевыми лепестками.

Впервые они были использованы еще в восьмидесятых годах прошлого века на болидах Формулы. Их появление было обусловлено заменой обычных КП на электромеханические коробки передач. Таким образом, понадобилось придумать вариант, позволяющий переключать передачи совсем другим, принципиально новым способом. Требовалось, чтобы гонщик во время езды мог перейти на другую передачу, не отрывая при этом рук от руля. Это было и вопросом безопасности, так как невероятные скорости Формулы требуют максимальной концентрации гонщика на трассе.

Пионерами использования подрулевых лепестков стали Феррари. Они быстро поняли, что лепестки могут дать их гонщикам неоспоримое преимущество, при этом, обеспечив максимальную безопасность. Впрочем, чтобы понять то же самое, другим командам понадобилось всего несколько месяцев. На данный момент все болиды не только оснащены лепестками по желанию самих гонщиков и конструкторов, но и просто обязаны их использовать по регламенту. Как вы понимаете, после таких нововведений в гонках, подрулевые лепестки для переключения передач очень быстро перекочевали в обычные серийные авто.

Как пользоваться подрулевыми лепестками?

Для того чтобы понять, как использовать лепестки, придется разобраться с тем, как они вообще работают.

Весь процесс инициирует нажатие на подрулевой лепесток, которое сигнализирует блоку управления системы о том, что вы переключаете передачу. Автоматика сразу же выставляет запрашиваемую передачу. Таким образом, сам лепесток не имеет никакой связи с коробкой передач, то есть, никак напрямую с ней не соединяется. Всем управляет непосредственно электронная программа. Наиболее часто встретить лепестки вы сможете на относительно новых коробках, имеющих два сцепления. Традиционные коробки передач с привычной автоматической трансмиссией не всегда можно эффективно скрестить с системой подрулевых лепестков.

Нельзя не отметить тот факт, что вариантов переключения в ручной режим с помощью лепестков можно сразу несколько. Все зависит от марки автомобиля и производителя системы. Так, иногда достаточно просто нажать на лепесток, чтобы передача тут же переключилась. Существуют модели, которые требуют от водителя отдельного выбора ручного режима с помощью приборной панели, после чего появляется возможность использовать подрулевые лепестки.

Основные преимущества и недостатки

Плюсы

То, насколько хороши в работе лепестки, вы можете почувствовать во время динамичной езды. Например, когда вы собираетесь обогнать впереди идущий автомобиль, вам не придется отвлекаться от дороги – автоматическая коробка передач самостоятельно разберется с переключением, а с помощью подрулевых лепестков вы без труда можете раскрутить обороты двигателя, в считанные доли секунды самостоятельно вмешиваясь в процесс и значительно повышая уровень ускорения автомобиля.

Так что, самый главный плюс и аргумент в пользу использования лепестков – отсутствие надобности отрывать руки от руля, чтобы быстро переключать передачи. Речь, в частности, идет о скидывании передачи во время обгона. Опытным водителям может показаться, что проблема надумана, но по статистике более 70% водителей не имеют достаточного уровня вождения, чтобы одновременно следить и за дорогой, и вручную переключать передачи. Особенно это ярко проявляется во время аварийных и экстренных ситуаций на большой скорости. Усугубляет положение и то, что автомобили с каждым годом становятся все более быстрыми и мощными. Подрулевые лепестки переключения передач позволяют серьезно увеличить уровень безопасности за рулем таких машин.

Если говорить о визуальной составляющей, то лепестки отлично вписываются в любой салон, делая его при этом более стильным и лаконичным. Нельзя не отметить, что для многих интерьер салона зачастую имеет большое значение.

Минусы

Бесспорно, где есть плюсы, там есть и минусы. Подрулевые лепестки – не исключение. Первым минусом можно назвать неуважение к традициям. Многие опытные водители считают, что главное при вождении – чувствовать автомобиль и полностью его контролировать. С обычной механической коробкой это вполне возможно даже на современных автомобилях. Система же лепестков практически полностью отдает процесс переключения передач в руки компьютерных программ. И это сильно мешает некоторым, кто не привык к такому «самоволию» электроники. Особенно разница заметна во время скоростной езды, когда обычно требуется грамотная перегазовка и четкий сброс передачи. В этом вопросе лепестки не способны конкурировать с привычной ручкой механики.

Также к минусам можно отнести и стоимость не только покупки, но и обслуживания систему подрулевых лепестков. Коробки передач, которые имеют режим ручного переключения, в сравнении даже с полуавтоматическими коробками, довольно дороги для рядового водителя. С другой стороны, учитывая, что большая часть автомобилей, оснащенных подрулевыми лепестками относятся к премиум-классу, их владельцев вряд ли сильно волнует стоимость лишь одной из дорогих систем в своей машине.

Представьте себе, что вы всю свою жизнь провели за баранками бюджетных легковушек, и передачи меняли традиционной кулисой механической коробки. И вдруг вы оказываетесь на водительском месте современного премиального автомобиля. Первое, что вы увидите перед собой - это обтянутый дорогой кожей руль, позади которого будут торчать странные рукоятки. Это не что иное, как подрулевые лепестки переключения передач. Хотя они и называются подрулевыми, на деле они расположены сразу за рулём, а не под ним.

Эти приспособления призваны упростить процесс управления автомобиля

Так для чего нужны эти лепестки? Когда они впервые появились на автомобилях? Какими плюсами и минусами они обладают?

Как и многие привычные нам сегодня технические решения, подрулевые лепестки переключения передач родились в мире автоспорта. Ближе к концу 80-х годов прошлого столетия в болиды Формулы-1 начали устанавливать новые электромеханические коробки переключения передач, взамен привычных механических. И это позволило производителям использовать принципиально новый способ смены передач. А именно - не отрывая рук от руля. Ведь в мире Королевских гонок царят такие скорости. на которых даже на секунду нельзя отрывать взгляд от дороги. Иначе гонщик рискует оказаться за пределами трассы, торчащим в бетонной стене.

Первой командой, внедрившей подрулевые механизмы, стала итальянская Феррари. Оценив преимущества и безопасность нового технического решения, другие команды также оснастили свои болиды подобными устройствами. С тех пор гонщики Формулы-1 пользовались исключительно лепестками.

Нажатие на лепесток передаёт сигнал в блок управления коробки передач. после чего автоматика выставляет нужную вам передачу. Тем самым никаких приводов переключения непосредственно к лепесткам не подведено, всем управляет электроника. Чаще всего подобным механизмом оснащаются современные коробки с двумя сцеплениями, на традиционных автоматических трансмиссиях лепестки встречаются реже.

Видео о том, как они работают:

Активация ручного режима переключения в автоматических коробках происходит по-разному. На одних достаточно сразу нажать на лепесток, чтобы сменить передачу. В других - необходимо сначала выбрать ручной режим смены передач и только после этого у вас появится возможность пользоваться лепестками.

Плюсы и минусы подрулевых лепестков переключения передач

Наверное, самым большим плюсом в использовании лепестков является то, что водителю не нужно убирать руку с руля для того, чтобы быстро скинуть вниз передачу при обгоне. К сожалению, не все современные водители обладают необходимым уровнем мастерства для того, чтобы контролировать одновременно и ситуацию на дороге и процесс смены передачи вручную. И беря во внимание тот факт, что автомобили становятся всё мощнее и быстрее, подрулевые лепестки становятся для таких горе-водителей настоящей панацеей.

Ещё один плюс - подобные системы здорово выглядят. Они на самом деле делают салон автомобиля визуально более привлекательным и современным. Некоторые лепестки выглядят как органы управления космическим кораблём.

А теперь о минусах. Они наиболее заметны для тех водителей, которые любят участвовать в процессе управления автомобилем, а не доверять всю работу компьютеру. Для таких людей переключения традиционной ручкой являются особым ритуалом, неотъемлемой частью всего вождения. И беда в том, что многие автомобильные производители сегодня перестают оснащать свои модели привычной механикой, всё чаще отдавая предпочтение автоматическим коробкам с возможностью ручного режима переключения передач. Но удовольствие от грамотной перегазовки на подходе к очередному повороту и чёткого сброса передачи ничто не заменит

Из минусов также стоит отметить дороговизну обслуживания коробок с режимами ручного переключения. Впрочем, если вы можете позволить себе автомобиль стоимостью несколько миллионов рублей, вряд ли вас будут заботить подобные мелочи. Но для тех, кто привык считать деньги, это будет весомым аргументом.

P.S. Напишите нам в комментариях, приходилось ли вам иметь дело с лепестками? Если да, то опишите свои впечатления.

Не все водители могут ответить на вопрос -подрулевые лепестки переключения передач -что это и чем они удобней привычных систем? Попробуем восполнить этот пробел и подробней расскажем об этой системе переключения передач, поскольку по мнению многих за ними большое будущее.

Мысль расположить рычаги переключения скоростей на руле впервые была реализована на спортивных авто. Подобные конструкции появились в восьмидесятых годах минувшего столетия на болидах, участвующих в заездах Формулы-1. Самой первой командой, установившей подрулевые лепестки на гоночный авто, стала Феррари. Позднее эти системы начали устанавливать на гоночные авто других марок, а еще через некоторое время они появились на обычных серийных машинах.

Более активно лепестковая конструкция передач начала применяться после появления систем наподобие Типтроник. Эта вспомогательная опция АКПП предоставляет возможность изменения передаточного числа на усмотрение водителя. Необходимую скорость выбирает водитель, а Типтроник непосредственно включает нужную передачу. Переключатель автоматической коробки, оборудованный системой передач Типтроник, располагает дополнительной колеей, куда перемещается рычаг и включается ручное переключение скоростей. Подобные трансмиссионные системы впервые начали устанавливать в начале девяностых на некоторых моделях Порше.

В сущности подрулевые лепестки представляют собой пару пластиковых рычажков, при нажатии на которые происходит переключение скоростей. Располагаются они под рулем, что исключительно удобно не только для водителя, но и для пассажира, находящегося на переднем сиденье.

Удобство подобных лепестков переключения передач в особенности ощущается при активной езде, например, когда нужно увеличить скорость во время обгона. В данном случае автоматика начнет переключать скорости в нормальном режиме, а применение подрулевых лепестков даст возможность раскручивать мотор, изменяя передачу на пределе его мощности для увеличения ускорения. Принимая во внимание, как часто случаются аварии во время обгона, такие лепестки -это хорошее подспорье для водителя.

Во время выжима от рычага передается сигнал на электронный блок, активирующий соленоиды АКПП, и меняется передаточное число. Управляющему автомобилем остается лишь выбрать момент переключения, а компьютер с помощью электроприводов сам включит нужную скорость. То, что приводы не подключены к подрулевым лепесткам напрямую, дает возможность расположить их в любом месте, но наиболее подходящее это все-таки подрулевое. Имеются и альтернативы этих конструкция. К примеру, на Мазде шестой серии рулевая колонка оборудована не только парой лепестков, но и рычажками снижения скорости с двух сторон. Это сделано, чтобы управляющий автомобилем имел возможность и увеличить и снизить скорость одной рукой.

Включение ручного управления в различных конструкциях может происходить либо простым нажатием на лепестки, или же выбором этого режима на главном селекторе. В случае если лепестками не пользоваться длительное время, то специальные системы автоматом переведут трансмиссию в обычный режим управления.

До недавних пор подрулевые лепестки устанавливались только на автоматические трансмиссии. Но конструкторы фирмы Master Shift из Соединенных Штатов на автошоу в Лас-Вегасе продемонстрировали инновационную и достаточно перспективную концепцию в данном направлении. Их изобретение дает возможность заменить коробку с ручным управлением на систему с подрулевыми лепестками. В автомобиле остаются три педали, но традиционная ручка механической коробки не применяется. Блок привода и коробка соединены посредством переходников. Под педалью сцепления находится специальный датчик, фиксирующий размыкания дисков, а далее с помощью лепестка происходит выбор необходимой передачи. После выжима педали сцепления происходит разъединение дисков, электрический привод подводит требуемую ступень и смыкаются диски.

Конструкторы установили специальные системы, блокирующие электрический привод во время выбора задней скорости, если автомобиль движется вперед.

Вполне вероятно, что в ближайшее время авто оборудованные такой системой переключения скоростей будут выпускаться серийно.

В этом видео показано, как автомобиль Мазда 6 управляется с помощью подрулевых рычажков.

Подрулевые лепестки – еще один способ переключения скоростей коробки передач

Идея разместить рычаги переключения передач на руле серийного автомобиля пришла из автоспорта. В конце 80-х годов прошлого века гоночные болиды Формула-1 начали оснащать электромеханическими системами переключения передач. Первой формульной командой, выпустившей из паддока болид с лепестками, стала Ferrari. С тех пор лепестки закрепились в конструкции гоночных автомобилей. Со временем они появились и на гражданских авто.

Распространению лепестков предшествовало и появление системы типа Tiptronic .

Эта дополнительная опция автоматической коробки передач позволяет водителю изменять передаточные числа по своему усмотрению. Момент переключения выбирает водитель, а реализацией занимается Tiptronic. Селектор АКПП оснащенных Tiptronic имеет дополнительную колею, куда можно переместить рычаг, тем самым активируя ручное переключение передач. Такие коробки появились в 1990 году на 911-ой модели Porsche.

По сути, такие лепестки – это два пластиковых рычага, нажимая на которые можно менять передачи. Размещаются они на рулевой колонке, что очень удобно как для водителя, так и для пассажира.

Преимущества подрулевых лепестков можно прочувствовать и при динамичном движении, к примеру, когда необходимо ускориться для обгона. В этом случае «автомат» будет переключать передачи в обычном режиме, а использование лепестков позволит раскручивать двигатель, меняя передачу на пике его мощности, что повысить интенсивность ускорения.

Учитывая, насколько часто происходят ДТП именно при обгоне, подрулевые лепестки действительно кажутся глотком свежего воздуха для автомобилиста.

Нажатие на рычаг передает сигнал блоку управления, который активирует соленоиды автоматической коробки и происходит смена передаточного числа. Водитель выбирает только момент переключения, а сам процесс изменения передачи осуществляется электроприводами под управлением компьютера. Отсутствие приводов непосредственно к лепесткам позволяет разместить их где угодно, но самое удобное расположение – именно подрулевое.

Существуют и вариации подобных систем:

Автомобили Mazda 6-ой серии оснащают рулевое колесо не только двумя лепестками, но и рычагами понижения передачи с каждой стороны. Делается это для того, чтобы водитель мог и повысить и понизить передачу, используя только одну руку.

Активация режима ручного переключения в разных конструкциях может осуществляться нажатием на лепестки, либо выбором данного режима на основном селекторе. Если подрулевые лепестки не используются водителем в течение определенного времени, то некоторые системы могут автоматически переводит коробку в режим автоматического переключения.

До недавнего времени, при упоминании подрулевых лепестков не приходилось думать о каком типе коробки передач идет речь. Однако инженеры американской компании Master Shift изменили правила игры. На тюнинг-шоу SEMA в Лас-Вегасе, в 2012 году была представлена система, которая позволяет заменить ручную коробку передач, на трансмиссию с электронными подрулевыми лепестками. Машина при этом остается с тремя педалями, но привычный рычаг МКПП не используется. Суть изобретения в том, что блок привода соединяется с коробкой через переходники. Под педалью сцепления устанавливается датчик, который фиксирует момент размыкания дисков сцепления. Щелчком лепестка выбирается нужная передача, затем электроника ждет нажатия на сцепление, и как только осуществляется разъединение дисков, электропривод подводит нужную ступень и водитель смыкает диски, отпуская педаль.

Разработчиками предусмотрены особые системы, которые блокируют электропривод при выборе передачи заднего хода при движении вперед со скоростью свыше 1,6 км/ч.

Вполне возможно, что вскоре автомобили с подобной системой переключения передач выйдут в серийное производство.

Подрулевые переключатели, отвечающие за выбор ступени в коробке передач, ранее использовались исключительно в мощных гоночных автомобилях, позволяя водителю не отрывать руки от руля и улучшать разгонную динамику на драгоценные доли секунды. Но времена изменились и сегодня подобные технические решения уже доступны на новом Ford Escape и даже минивэне .

Особенности конструкции и сфера её применения

Сама по себе идея перенести рычаг переключения автоматической коробкой передач на рулевую колонку совсем не нова, ещё с середины прошлого века в США подавляющее большинство автомобилей оснащались именно таким механизмом. Так что подрулевые лепестковые переключатели - всего лишь логичное развитие конструкции в соответствии с современными реалиями.

В большинстве случаев такой новаторский подход не находит должной поддержки в виде покупательского спроса, поскольку люди не хотят менять собственные привычки. Дело в том, что на подсознательном уровне возникают, прежде всего, вопросы надёжности конструкции, а также возможность использования традиционных поворотников и риск задеть при этом рычажок переключения передач.

«В любом случае, определённый процент покупателей захочет приобрести автомобиль именно с такой конструкцией» , - говорит Эрих Хеушле, инженер Fiat Chrysler Automobiles. Он работает над гоночным брендом SRT FCA с людьми, отвечающими за создание таких автомобилей, как как 707-сильный Dodge Hellcat. Хеушле также является одним из членов элитной группы инженеров FCA, которая была создана для тестирования проектируемых транспортных средств на пределе их возможностей. То есть, он имеет право вносить свои предложения в конструкцию до тех пор, пока она не станет отвечать его высоким требованиям. «Подрулевые манипуляторы коробки передач в настоящее время воспринимаются скорее как роскошь или функция, облегчающая вождение, нежели высокопроизводительная конструкция, и всё это благодаря отточенному механизму работы автоматики» , - сказал он. «Мы прилагаем огромные усилия для того, чтобы автоматика функционировала идеально».


В большинстве автомобилей подобные переключатели используются для облегчения процесса управления и быстрого выбора нужной передачи. Как правило, рычажок по правую сторону от руля используется для перехода на повышающую передачу, а по левую - на пониженную. Автомобили, оснащённые автоматической коробкой передач, могут иметь и другие способы переключения, например, с помощью кнопок на селекторе, или переключения в ручной режим и выбора ступени с помощью рычага.

«Вы можете использовать подрулевые переключатели вместе с круиз-контролем, что позволит держать двигатель в строго определённом режиме оборотов» , объяснил Хеушле, добавив, что производительность может быть самой популярной причиной использования такого механизма. Стоит отметить, что он имеет огромный опыт в конструировании спортивных автомобилей, так что техническая сторона вопроса обусловлена скорее стремлением реализовать весь потенциал создаваемой машины.

Он рассказал, что в автоматическом режиме восьмиступенчатая ZF, установленная в Challenger SRT Hellcat, способна осуществлять переключения всего за 160 миллисекунд, что довольно быстро и может даже конкурировать с некоторыми автомобилями с двойным сцеплением, которые часто упоминаются как самые быстрые из продаваемых транспортных средств.

Для справки: Bugatti Veyron способен сдвинуться с места за 8 мс, в то время как Nissan GTR делает это за 150 мс. Но спорт и стремление к рекордным показателям - не единственная сфера применения подрулевых манипуляторов коробки передач.

Фактически, Хеушле объяснил, что большая часть статистических данных, которые SRT приводит в своих релизах, достигается на автомобиле в автоматическом режиме. «Я хочу, чтобы переключатели вообще были излишними», - сказал он, объяснив, что ручное переключение для таких автомобилей может быть не самым эффективным. «На треках, на которых мы тестируем свои изделия, это излишняя функция. Но опять же, не все дороги похожи на наши образцовые полигоны, в результате чего и сохраняется необходимость использования ручных переключателей».


Он также пояснил, что на гоночной полосе, где SRT Hellcat является лидером по большинству показателей, автоматический режим является самым быстрым методом достижения финишной черты. Hellcat разгоняется от нуля до 100 км/час в середине рабочего диапазона третьей передачи. А National Hot Rod Association (NHRA) документально зафиксировал прохождение официальной дистанции в четверть мили за 11,2 секунды с гражданскими шинами или 10,8 секунды на радиальных шинах с пониженным сопротивлением качению, «Hellcat прошёл сертификацию NHRA, работая исключительно в автоматическом режиме», сказал Хеушле.

Ручной режим как объективная необходимость


Если абстрагироваться от вопросов разгонной динамики и повышения производительности, то существует и более практичное применение конструкции подрулевых переключателей. Экперт в вопросах создания грузовых автомобилей Стивен Элмер прокомментировал это так: «При буксировке тяжёлого прицепа, особенно на затяжных спусках или подъёмах, может возникнуть необходимость выполнения переключений, при этом для сохранения контроля за поведением автомобиля желательно не отрывать руки от руля».

При управлении внедорожниками или кроссоверами, оснащенными подрулевыми переключателями, например, Jeep Grand Cherokee или , водители могут использовать переключатели быстрой смены передач при приближении к холму, чтобы поддерживать постоянное ускорение. Верно и обратное: они могут вручную затормозить автомобиль при затяжном спуске или приближении к затору. Автоматика не может видеть холмы и анализировать предстоящую ситуацию, поэтому изменение передач в ожидании подъёма или спуска позволит более эффективно использовать ресурсы автомобиля.

Хеушле поясняет, что торможение двигателем, которое возможно , не повредит дорогостоящую трансмиссию. «Мы готовы, в соответствии с потребностями клиентов, оснащать автомобили такими переключателями» , сказал он. «При этом автоматика не позволит вам перейти на пониженную передачу, когда обороты двигателя близки к максимальнам». Он добавил, что SRT и ZF проводят много испытаний, чтобы гарантировать, что трансмиссии могут справиться с жесткими условиями повседневной эксплуатации.

«Тесты на выносливость осуществляются именно в ручном режиме, что позволяет нам гарантировать высокий ресурс узлов и агрегатов». Конструктор рассказал, как проходят эти испытания и каким нагрузкам подвергаются наиболее ответственные элементы. «Мы выполняем 50 проходов по полосе с самыми жесткими шинами, а затем 50 с радиальными, обладающими пониженным сопротивлением качению, обе команды двигаются настолько агрессивно, насколько это возможно».


Стоит отметить, что до недавнего времени лепестковые переключатели были прерогативой автоматических трансмиссий, однако в этом году широкой общественности конструкторы Master Shift представили разработку в области механических . В автомобиле при этом сохранена педаль сцепления, а вот управление выбором ступени осуществляется подрулевыми электрифицированными переключателями.

Ещё один пример целесообразности автоматизации процесса переключения передач - движение по заснеженной дороге. Большая часть автоматики позволит машине стартовать на второй передаче, а не на первой, что ограничит количество крутящего момента, передаваемого на ведущие колеса, а также поможет предотвратить проскальзывание колес или потерю сцепления на снегу.

Большинство автомобилей может быть оснащено режимом движения по неоднородному покрытию, который автоматически делает то же самое, но подрулевые переключатели позволят водителю самому контролировать процесс. По словам Хейшле, переключатели — это «когда ты хочешь контролировать ситуацию. Вождение автомобиля - трудоёмкий процесс, автоматизация которого позволяет достичь наилучших результатов, однако, современный уровень технологий пока не позволяет полностью предусмотреть все возможные ситуации» . И эти ситуации, как правило, связаны с предпочтениями водителя.

Так что, если вы не удовлетворены работой АКПП, сделайте всё самостоятельно, не бойтесь взять на себя управление.

Подрулевые лепестки переключения передач - необходимость или очередная игрушка?

Представьте себе, что вы всю свою жизнь провели за баранками бюджетных легковушек, и передачи меняли традиционной кулисой механической коробки. И вдруг вы оказываетесь на водительском месте современного премиального автомобиля. Первое, что вы увидите перед собой - это обтянутый дорогой кожей руль, позади которого будут торчать странные рукоятки. Это не что иное, как подрулевые лепестки переключения передач. Хотя они и называются подрулевыми, на деле они расположены сразу за рулём, а не под ним.

Эти приспособления призваны упростить процесс управления автомобиля

Так для чего нужны эти лепестки? Когда они впервые появились на автомобилях? Какими плюсами и минусами они обладают?

Как и многие привычные нам сегодня технические решения, подрулевые лепестки переключения передач родились в мире автоспорта. Ближе к концу 80-х годов прошлого столетия в болиды Формулы-1 начали устанавливать новые электромеханические коробки переключения передач, взамен привычных механических. И это позволило производителям использовать принципиально новый способ смены передач. А именно - не отрывая рук от руля. Ведь в мире Королевских гонок царят такие скорости. на которых даже на секунду нельзя отрывать взгляд от дороги. Иначе гонщик рискует оказаться за пределами трассы, торчащим в бетонной стене.

Первой командой, внедрившей подрулевые механизмы, стала итальянская Феррари. Оценив преимущества и безопасность нового технического решения, другие команды также оснастили свои болиды подобными устройствами. С тех пор гонщики Формулы-1 пользовались исключительно лепестками.

Нажатие на лепесток передаёт сигнал в блок управления коробки передач. после чего автоматика выставляет нужную вам передачу. Тем самым никаких приводов переключения непосредственно к лепесткам не подведено, всем управляет электроника. Чаще всего подобным механизмом оснащаются современные коробки с двумя сцеплениями, на традиционных автоматических трансмиссиях лепестки встречаются реже.

Видео о том, как они работают:

Активация ручного режима переключения в автоматических коробках происходит по-разному. На одних достаточно сразу нажать на лепесток, чтобы сменить передачу. В других - необходимо сначала выбрать ручной режим смены передач и только после этого у вас появится возможность пользоваться лепестками.

Плюсы и минусы подрулевых лепестков переключения передач

Наверное, самым большим плюсом в использовании лепестков является то, что водителю не нужно убирать руку с руля для того, чтобы быстро скинуть вниз передачу при обгоне. К сожалению, не все современные водители обладают необходимым уровнем мастерства для того, чтобы контролировать одновременно и ситуацию на дороге и процесс смены передачи вручную. И беря во внимание тот факт, что автомобили становятся всё мощнее и быстрее, подрулевые лепестки становятся для таких горе-водителей настоящей панацеей.

Ещё один плюс - подобные системы здорово выглядят. Они на самом деле делают салон автомобиля визуально более привлекательным и современным. Некоторые лепестки выглядят как органы управления космическим кораблём.

А теперь о минусах. Они наиболее заметны для тех водителей, которые любят участвовать в процессе управления автомобилем, а не доверять всю работу компьютеру. Для таких людей переключения традиционной ручкой являются особым ритуалом, неотъемлемой частью всего вождения. И беда в том, что многие автомобильные производители сегодня перестают оснащать свои модели привычной механикой, всё чаще отдавая предпочтение автоматическим коробкам с возможностью ручного режима переключения передач. Но удовольствие от грамотной перегазовки на подходе к очередному повороту и чёткого сброса передачи ничто не заменит

Из минусов также стоит отметить дороговизну обслуживания коробок с режимами ручного переключения. Впрочем, если вы можете позволить себе автомобиль стоимостью несколько миллионов рублей, вряд ли вас будут заботить подобные мелочи. Но для тех, кто привык считать деньги, это будет весомым аргументом.

P.S. Напишите нам в комментариях, приходилось ли вам иметь дело с лепестками? Если да, то опишите свои впечатления.

Не все водители могут ответить на вопрос -подрулевые лепестки переключения передач -что это и чем они удобней привычных систем? Попробуем восполнить этот пробел и подробней расскажем об этой системе переключения передач, поскольку по мнению многих за ними большое будущее.

Мысль расположить рычаги переключения скоростей на руле впервые была реализована на спортивных авто. Подобные конструкции появились в восьмидесятых годах минувшего столетия на болидах, участвующих в заездах Формулы-1. Самой первой командой, установившей подрулевые лепестки на гоночный авто, стала Феррари. Позднее эти системы начали устанавливать на гоночные авто других марок, а еще через некоторое время они появились на обычных серийных машинах.

Более активно лепестковая конструкция передач начала применяться после появления систем наподобие Типтроник. Эта вспомогательная опция АКПП предоставляет возможность изменения передаточного числа на усмотрение водителя. Необходимую скорость выбирает водитель, а Типтроник непосредственно включает нужную передачу. Переключатель автоматической коробки, оборудованный системой передач Типтроник, располагает дополнительной колеей, куда перемещается рычаг и включается ручное переключение скоростей. Подобные трансмиссионные системы впервые начали устанавливать в начале девяностых на некоторых моделях Порше.

В сущности подрулевые лепестки представляют собой пару пластиковых рычажков, при нажатии на которые происходит переключение скоростей. Располагаются они под рулем, что исключительно удобно не только для водителя, но и для пассажира, находящегося на переднем сиденье.

Удобство подобных лепестков переключения передач в особенности ощущается при активной езде, например, когда нужно увеличить скорость во время обгона. В данном случае автоматика начнет переключать скорости в нормальном режиме, а применение подрулевых лепестков даст возможность раскручивать мотор, изменяя передачу на пределе его мощности для увеличения ускорения. Принимая во внимание, как часто случаются аварии во время обгона, такие лепестки -это хорошее подспорье для водителя.

Во время выжима от рычага передается сигнал на электронный блок, активирующий соленоиды АКПП, и меняется передаточное число. Управляющему автомобилем остается лишь выбрать момент переключения, а компьютер с помощью электроприводов сам включит нужную скорость. То, что приводы не подключены к подрулевым лепесткам напрямую, дает возможность расположить их в любом месте, но наиболее подходящее это все-таки подрулевое. Имеются и альтернативы этих конструкция. К примеру, на Мазде шестой серии рулевая колонка оборудована не только парой лепестков, но и рычажками снижения скорости с двух сторон. Это сделано, чтобы управляющий автомобилем имел возможность и увеличить и снизить скорость одной рукой.

Включение ручного управления в различных конструкциях может происходить либо простым нажатием на лепестки, или же выбором этого режима на главном селекторе. В случае если лепестками не пользоваться длительное время, то специальные системы автоматом переведут трансмиссию в обычный режим управления.

До недавних пор подрулевые лепестки устанавливались только на автоматические трансмиссии. Но конструкторы фирмы Master Shift из Соединенных Штатов на автошоу в Лас-Вегасе продемонстрировали инновационную и достаточно перспективную концепцию в данном направлении. Их изобретение дает возможность заменить коробку с ручным управлением на систему с подрулевыми лепестками. В автомобиле остаются три педали, но традиционная ручка механической коробки не применяется. Блок привода и коробка соединены посредством переходников. Под педалью сцепления находится специальный датчик, фиксирующий размыкания дисков, а далее с помощью лепестка происходит выбор необходимой передачи. После выжима педали сцепления происходит разъединение дисков, электрический привод подводит требуемую ступень и смыкаются диски.

Конструкторы установили специальные системы, блокирующие электрический привод во время выбора задней скорости, если автомобиль движется вперед.

Вполне вероятно, что в ближайшее время авто оборудованные такой системой переключения скоростей будут выпускаться серийно.

В этом видео показано, как автомобиль Мазда 6 управляется с помощью подрулевых рычажков.

Подрулевые лепестки – еще один способ переключения скоростей коробки передач

Идея разместить рычаги переключения передач на руле серийного автомобиля пришла из автоспорта. В конце 80-х годов прошлого века гоночные болиды Формула-1 начали оснащать электромеханическими системами переключения передач. Первой формульной командой, выпустившей из паддока болид с лепестками, стала Ferrari. С тех пор лепестки закрепились в конструкции гоночных автомобилей. Со временем они появились и на гражданских авто.

Распространению лепестков предшествовало и появление системы типа Tiptronic .

Эта дополнительная опция автоматической коробки передач позволяет водителю изменять передаточные числа по своему усмотрению. Момент переключения выбирает водитель, а реализацией занимается Tiptronic. Селектор АКПП оснащенных Tiptronic имеет дополнительную колею, куда можно переместить рычаг, тем самым активируя ручное переключение передач. Такие коробки появились в 1990 году на 911-ой модели Porsche.

По сути, такие лепестки – это два пластиковых рычага, нажимая на которые можно менять передачи. Размещаются они на рулевой колонке, что очень удобно как для водителя, так и для пассажира.

Преимущества подрулевых лепестков можно прочувствовать и при динамичном движении, к примеру, когда необходимо ускориться для обгона. В этом случае «автомат» будет переключать передачи в обычном режиме, а использование лепестков позволит раскручивать двигатель, меняя передачу на пике его мощности, что повысить интенсивность ускорения.

Учитывая, насколько часто происходят ДТП именно при обгоне, подрулевые лепестки действительно кажутся глотком свежего воздуха для автомобилиста.

Нажатие на рычаг передает сигнал блоку управления, который активирует соленоиды автоматической коробки и происходит смена передаточного числа. Водитель выбирает только момент переключения, а сам процесс изменения передачи осуществляется электроприводами под управлением компьютера. Отсутствие приводов непосредственно к лепесткам позволяет разместить их где угодно, но самое удобное расположение – именно подрулевое.

Существуют и вариации подобных систем:

Автомобили Mazda 6-ой серии оснащают рулевое колесо не только двумя лепестками, но и рычагами понижения передачи с каждой стороны. Делается это для того, чтобы водитель мог и повысить и понизить передачу, используя только одну руку.

Активация режима ручного переключения в разных конструкциях может осуществляться нажатием на лепестки, либо выбором данного режима на основном селекторе. Если подрулевые лепестки не используются водителем в течение определенного времени, то некоторые системы могут автоматически переводит коробку в режим автоматического переключения.

До недавнего времени, при упоминании подрулевых лепестков не приходилось думать о каком типе коробки передач идет речь. Однако инженеры американской компании Master Shift изменили правила игры. На тюнинг-шоу SEMA в Лас-Вегасе, в 2012 году была представлена система, которая позволяет заменить ручную коробку передач, на трансмиссию с электронными подрулевыми лепестками. Машина при этом остается с тремя педалями, но привычный рычаг МКПП не используется. Суть изобретения в том, что блок привода соединяется с коробкой через переходники. Под педалью сцепления устанавливается датчик, который фиксирует момент размыкания дисков сцепления. Щелчком лепестка выбирается нужная передача, затем электроника ждет нажатия на сцепление, и как только осуществляется разъединение дисков, электропривод подводит нужную ступень и водитель смыкает диски, отпуская педаль.

Разработчиками предусмотрены особые системы, которые блокируют электропривод при выборе передачи заднего хода при движении вперед со скоростью свыше 1,6 км/ч.

Вполне возможно, что вскоре автомобили с подобной системой переключения передач выйдут в серийное производство.